Происхождение Ларисы Огудаловой
Лариса Дмитриевна Огудалова происходит из порядочной, но обедневшей семьи. Её отец умер. Она живёт с матерью Харитой Игнатьевной, которой уже удалось выдать замуж двух старших сестёр Ларисы, однако их брак нельзя назвать удачным. Из-за бедности каждая из них столкнулась с несчастьем: одна вышла замуж за иностранца, который на самом деле оказался шулером, вторую увёз какой-то горец, который, возможно, даже не довёз её до Кавказа, зарезав по дороге от ревности.
Лариса не хочет для себя такой же трагической судьбы. Она мечтает о настоящей любви, но пока она вынуждена участвовать в частых приёмах, которые в их доме проводит её мать ради счастья дочери. Их посещают потенциальные женихи, которых девушка должна развлекать своими романсами, любезностями, улыбками, шутками и танцами. Однако Ларису крайне тяготит общество людей, которые видят в ней только красивую игрушку и развлечение. Никто не задерживается в их доме с серьёзными намерениями.
В произведениях Островского многие имена, фамилии и отчества персонажей являются говорящими. Много таких имён и в «Бесприданнице»:
- Имя Ларисы с греческого — «чайка».
- Значение фамилии Огудалова связано со словом «огудать» — обмануть, обольстить, надуть. Сама Лариса жестоко обманывается в своих мечтах и надеждах.
- Имя и отчество матери Ларисы связано с цыганским колоритом: Харитами в давние времена называли красивых изящных цыганок из хора, а Игнатами именовали в Москве каждого цыгана. Дом Огудаловых в пьесе как раз сравнивают с цыганским табором за счёт того, что там постоянно устраиваются приёмы с большим количеством людей.
История написания
В 70-х годах 19 столетия Александр Николаевич занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда. По долгу службы он принимал участие в громких судебных заседаниях и был хорошо знаком с криминальной хроникой того времени. Все это давало Островскому, как писателю, богатый литературный материал, который он зачастую использовал в своих произведениях.
Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил собственную молодую красавицу-жену.
Островский приступил к написанию пьесы осенью 1874 года. Однако параллельная работа над другими произведениями затянула ее написание на долгих четыре года. Благополучно пройдя цензуру, «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки».
Первые постановки оказались провальными и вызвали резкую критику в свой адрес. Подобное неприятие было связано с тем, что автору удалось вскрыть болезненные язвы на теле общества. Подобная смелость далеко не всем пришлась по вкусу, и была принята в штыки как театральными критиками, так и простыми читателями.
И лишь в 90-х годах 19 века, спустя почти 10 лет после смерти писателя, к пьесе пришел заслуженный успех.
Трагедия судьбы Огудаловой
Вскружив голову Ларисе Дмитриевне и отбив потенциальных женихов, Паратов уезжает из их уездного городка, оставив её с болью в сердце и пустыми надеждами. Она уже «отравлена» им и не может излечиться от этой любви. Но ей ничего не остаётся, кроме как выйти замуж практически за первого встречного, предложившего ей руку и сердце — Карандышева, хотя она и осознаёт, что он не ровня ей. Он кажется ей жалким и ничтожным, а брак с ним — унизительным.
Она чувствует, что приговорена к печальной жизни с мелким чиновником, тянущей её на самое дно всё дальше от той романтики и красоты, к которой так тянется её душа. Для неё это невыносимо.
Кроме того, героиню раздражает то, что Карандышев пытается сравниться с Паратовым. Она говорит ему: «С кем вы равняетесь!», не хочет участвовать в его честолюбивых идеях вроде претенциозного обеда, а также наедине открыто говорит ему, что пока не любит его, он намного ниже Паратова, а за Сергеем Сергеичем она пошла бы по первому зову.
Разумеется, когда Паратов опять приезжает в город, Лариса стремится снова его увидеть, ведь её чувства к нему никуда не исчезли. Она хочет сама решить свою судьбу и примкнуть к красивому романтичному миру, из которого, как ей кажется, происходит её возлюбленный. Она полагает, что путь к этому миру лежит через столь же романтичный, безрассудный и эффектный поступок, который она опрометчиво совершает, отправившись с о своим любимым на ночную прогулку по Волге в мужской компании. В этот момент она счастлива и вновь очарована, снова строит планы на будущее и надеется на счастье.
Однако на самом деле её возлюбленный оказывается таким же жестоким, подлым и бессердечным человеком, совершающим поступки в личных интересах и ради своей выгоды. Он сообщает ей, что обручён: в этот страшный момент судьба Ларисы Огудаловой трагическим образом решается.
Героиня не понимает, почему Паратов не сказал ей об этом раньше. Но она знает, что теперь, после ночи с ним, её девичья честь утрачена навсегда. Согласно нравам того времени, её больше не возьмёт замуж ни один достойный господин.
Между тем Вожеватов и Кнуров мечут жребий, кому она достанется в качестве содержанки. Но ей уже всё равно, она становится абсолютно равнодушной к собственной судьбе и вскоре заявляет Карандышеву, что выберет кого угодно, пусть даже Кнурова, но не его. Тогда тот стреляет в неё из-за ревности, воскликнув фразу, ставшую довольно известной цитатой: «Так не доставайся же ты никому!».
Драма Ларисы Огудаловой заключается в том, что она, будучи чувственной, тонкой и романтичной натурой, оказывается в жестоком и примитивном мире, где материальное вытесняет духовное. Люди думают только о деньгах, положении в обществе и развлечениях, а тех, кто по-настоящему умеет любить, мечтать и чувствовать, остаётся всё меньше, да и они чаще всего несчастны. В произведении автор затрагивает тему соотношения человеческих чувств и холодного расчёта, показывая, что существование чувственных и душевных людей, столкнувшихся с жестокостью и бесчеловечностью, может окончиться трагедией.
Перед смертью Огудалова понимает, что в мире, где деньги и вещи ценятся выше чувств, она и сама стала красивой вещью, за которую борются мужчины как за ценный приз. Об этом она говорит в своём монологе: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Наконец, слово для меня найдено», «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова».
Если бы Лариса имела более жёсткий характер, то она, возможно, приспособилась жить в таком мире, прогнулась под него. Но она является человеком высоких моральных качеств, а её душа намного чище, чем у всех остальных персонажей пьесы. Поэтому она с благодарностью принимает смерть как избавление, погибая под шумное цыганское пение. В смерти она видит освобождение от мира, в котором для неё нет и не будет счастья.
Краткий анализ
Год написания
– 1874-1878 годы.
История создания
– За основу сюжета Островский, занимавший почетную должность мирового судьи, взял реальную историю смерти молодой женщины, погибшей от рук собственного супруга. Над пьесой автор работал в течение четырех лет, с 1874 по 1878 годы. Поначалу произведение не получило признание, но спустя время приобрело ошеломительный успех.
Тема
— Искаженные взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». Любого человека, любой поступок можно купить, вопрос лишь в цене.
Композиция
– Для произведения, состоящего из четырех актов, характерна линейная композиция. Первый акт — экспозиция и заявка (приезд Паратова), второй акт — развитие сюжета (сильная любовь Ларисы к Паратову, ради которой она готова на большие жертвы), третий акт — кульминация (обед у Карандышева), четвертый акт — развязка (смерть Ларисы).
Жанр
– Пьеса. Социально-психологическая драма.
Направление
– Реализм.
Значение смерти Ларисы
Смерть Ларисы несет символическое значение в пьесе. Она становится причиной для обращения внимания на социальное неравенство и нравственное упадок в обществе
Островский хотел привлечь внимание к проблемам «бесприданниц» в российском обществе, и смерть Ларисы служит образом, который затрагивает сердца зрителей и побуждает их задуматься о несправедливости этой ситуации
Кроме того, смерть Ларисы также является показателем ее внутреннего состояния и патологии, вызванной общественными обстоятельствами. Лариса оказывается на грани отчаяния и отчуждения от мира, что в конечном итоге ведет к ее своевременной смерти.
Причины смерти Ларисы
Смерть Ларисы является одним из главных событий пьесы и имеет несколько причин. На протяжении всей пьесы Лариса проживает жизнь полную преград и несправедливости. Ее обманывают и использовали для собственной выгоды различные люди, включая ее родственников и друзей. Она страдает от нищеты и отсутствия правовой защиты, а также от отсутствия возможности создать семью и обрести счастье.
Одним из ключевых факторов, приводящих к смерти Ларисы является социальная несправедливость. Монополист Суперфинансов, за которым стояли сильные связи, ради своей выгоды обманул Ларису и выгнал ее из ее дома. Эта потеря стала сокрушительной для Ларисы и способствовала ее последующему ухудшению здоровья и смерти.
Также стоит отметить, что отсутствие социальной сети и поддержки также сыграли роль во внесении Ларисы в состояние отчаяния, что привело к ее смерти. Ее родственники и друзья, включая брата и сестру, оказались неспособными или не желающими помочь ей в трудной ситуации. Этот отказ от поддержки сыграл определенную роль в ее психологическом состоянии и, в конечном итоге, привел к ее смерти.
Кто виноват в смерти Ларисы?
22 предложения/ 417 слов
Пьеса Александра Островского «Бесприданница» (1879) — это произведение, повествующее о несчастной любви, человеческом отчаянии и одиночестве. Именно оно (одиночество) и стало основной причиной гибели главной героини — Ларисы Огудаловой, а виноватыми в том, что такое трагическое событие произошло, можно назвать всё окружение девушки.
Драматические события пьесы стали развиваться ещё задолго до того, как обезумевший от обиды и отчаяния жених Ларисы Дмитриевны — Юлий Карандышев схватил пистолет и выстрелил в свою невесту. И пожалуй, даже ещё до момента встречи Огудаловой с Сергеем Паратовым, ставшим её роковой любовью. С юных лет главная героиня чувствовала себя заложницей своего «незавидного» положения, игрушкой в руках своей матери и богатых покровителей.
Огудаловы были бедны, и Харита Игнатьевна не могла обеспечить своих дочерей приданым. Единственным её шансом заслужить положение в обществе было выгодно выдать детей замуж. Но браки старших сестёр Ларисы не сложились, поэтому вся надежда женщины теперь была на младшую дочь.
Харита Игнатьевна настолько хотела окружить Ларису богатством, что ей было всё равно, какой ценой это будет сделано и как сама девушка станет себя в этом чувствовать. Она заставляла дочь развлекать многочисленных поклонников, охотно принимала от них деньги и дорогие подарки.
«Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите… Топите вы меня, толкаете в пропасть!» — говорит героиня матери, осознавая всю горесть своего положения. Но мать и слушать не хочет ничего подобного. Ситуация становится ещё печальнее, когда Лариса понимает, что никто из её поклонников, кроме Карандышева, также не относится к ней серьёзно.
Все они видят в Ларисе Дмитриевне лишь приятную собеседницу, девушку, с которой можно весело провести время. За эти развлечения они готовы платить, но никто из них не готов жениться на ней и уж тем более неспособен её по-настоящему полюбить. Даже для Карандышева Лариса становится лишь способом «покрасоваться» перед представителями богатого сословия, потешающимися над ним и не принимающими в свой круг.
Наиболее яркой демонстрацией бесчеловечного отношения к Ларисе со стороны её поклонников становится не столько предательство Паратова, намеренно возбудившего в душе девушки пылкие чувства, но не сказавшего о своей скорой женитьбе, сколько циничное пари дельца Кнурова и купца Вожеватова. Они разыгрывают судьбу девушки с помощью монетки. И в финале, когда бедная Лариса буквально молит последнего пожалеть её, тот малодушно отходит в сторону, не решаясь нарушить данное Мокию Пармёновичу «честное купеческое слово».
Безусловно, именно они — все эти люди своими бесконечными издевательствами и унижениями буквально вложили пистолет в руки Карандышева, заставив его возненавидеть белый свет. А саму Ларису Дмитриевну они довели до того состояния, что она с благодарностью приняла свою смерть, ставшую для героини избавлением от земных страданий.
см. также:Другие сочинения по произведению Бесприданница, Островский
Образ и характеристика героини
Образ Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница» очень яркий и запоминающийся. Это утончённая, нежная, обворожительная молодая девушка с тонкой душевной организацией и богатым внутренним миром. В пьесе о её внешности говорится мало: «одета богато, но скромно», в основном её описание складывается по реакции остальных героев. К примеру, цитатный образ можно составить с помощью следующих высказываний:
- «…барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поёт…»;
- «…с детства она окружена поклонниками, которые восхваляют ее в глаза при каждом удобном случае».
- «К кому расположена, нисколько этого не скрывает».
Её основные отличительные качества — уникальная способность глубоко чувствовать и по-настоящему сильно любить. Однако именно они в итоге сыграли с ней злую шутку. Другие присущие ей черты характера:
- честность, открытость, искренность;
- неумение быть с человеком не по любви;
- скромность и порядочность;
- романтичность и умение мечтать, уходить от жестокого реального мира в мир фантазий;
- талант, начитанность, музыкальность.
Огудалова умеет танцевать, петь романсы, обладает хорошим голосом, чем привлекает публику. Но все видят только оболочку, никто не пытается интересоваться её внутренним миром. Её не понимает даже собственная матушка, которая считает, что важнее всего — поскорее выдать дочь замуж за богатого, а для этого можно притворяться и лгать, причём чувства дочери совершенно её не волнуют. Мать и дочь очень разные, они имеют различные жизненные ценности.
Отношения Ларисы с другими персонажами
За свою жизнь юная Лариса столкнулась с жестокими людьми, каждый из которых не видел в ней настоящую личность и желал использовать её в своих интересах. Это в итоге и привело к трагедии. В таблице можно выделить персонажей, так или иначе повлиявших на жизнь девушки, и кратко рассказать о них:
Сергей Сергеич Паратов | Привлекательный делец из судохозяев, который около двух месяцев посещает приёмы в их доме. Он кажется Ларисе настоящим идеалом мужчины, способным изменить её жизнь к лучшему. В нём она видит образ лирического героя из романтических сочинений, которыми она так очарована. |
Юлий Капитоныч Карандышев | Небогатый чиновник с уязвлённым самолюбием, стремящийся за счёт брака с Огудаловой самоутвердиться и укрепить своё положение в обществе состоятельных и расчётливых дельцов. Имеет к Ларисе чувства, но она не принимает их. Он мелочен и смешон в своих попытках примкнуть к кругу тех, кем он никогда не сможет стать. Он становится ещё более ничтожным в глазах девушки, когда пытается сравняться с Паратовым. |
Мокий Пармёныч Кнуров | Пожилой человек с очень большим состоянием, также часто посещающий дом Огудаловых. Он женат, но надеется, что Лариса Дмитриевна, забыв о чести, может стать его любовницей и содержанкой. Он подлый и бессердечный человек, думающий только о собственных интересах. |
Василий Данилыч Вожеватов | Молодой человек из представителей богатой торговой фирмы, купец. С Ларисой знаком с раннего детства, они ещё маленькие вместе играли, поэтому она считает его родным и слепо доверяет ему, чем он и пользуется. Он хитрый, подлый и безнравственный, думающий лишь о личной выгоде и равнодушный к бедам подруги детства. При этом ему нравится бывать дома у Огудаловых, но жениться он не намерен. |
Она сама соглашается с этим: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек…».
Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.
Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.
В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница» В чём состоит драма Ларисы Огудаловой В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница») Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница»и «Гроза» Драма «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесах А. Н. Островского \»Гроза\» и \»Бесприданница\» За что я не люблю пьесу А. Н. Островского «Бесприданница» Знакомство Паратова и Карандышева Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Любовь или неспособность выстоять в мире «золотого тельца»? (по пьесе А. И. Островского «Бесприданница») Мать и дочь в драме А. Н. Островского Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса» Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница» Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере «Бесприданницы» Образ города в произведениях А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница») Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Особенности конфликта в драме А. Н. Островского «Бесприданница» Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Психологизм драмы А. Н. Островского «Бесприданница» Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница») Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Сравнение произведений А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза» Судьба бесприданницы Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире «золотого тельца» (Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница») Трагическая судьба Ларисы в «темном царстве» (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница») Тема «маленького человека» в драме А.Н.Островского «Бесприданница» Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница») Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2 Паратов и Лариса в драме «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3 Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница» Образ «жестокого мира» в драматургии А.Н.Островского Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница» Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница» Паратов и Карандышев Персонажи в драме Островского «Бесприданница» Сочинение А. Н. Островский Бесприданница Система образов в пьесе «Бесприданница» Лариса: «Я любви искала и не нашла» Образ «жестокого мира» в драматургии А.Н Островского. (По пьесе «Гроза» или «Бесприданница».) Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница» Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница» Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева Моя любимая героиня — Лариса Огудалова Что сильнее власть денег или власть чувств власть подлинного таланта (мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского «Бесприданница»)
Тема: — Трагическая судьба Ларисы в «темном царстве» (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)
Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы “Гроза” Катерину. Она настолько эмоциональна, впечатлительна, что особняком стоит среди других героев пьесы. Судьба Катерины чем-то похожа на судьбу другой героини Островского. В данном случае речь идет о пьесе “Бесприданница”.
Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня “Грозы”. Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова — обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже “пристроены” благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.
Лариса Огудалова влюбляется в “блестящего барина” Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: “Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь”.
Она сама соглашается с этим: “Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек…”.
Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.
Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.
Заключение
Смерть Ларисы в пьесе «Бесприданница» является результатом ряда причин, включая социальную несправедливость и отсутствие поддержки
Это символическое событие вызывает негативные эмоции у зрителя и направляет внимание на проблемы неравного общества. Пьеса А.Н
Островского остается актуальной и в наше время, напоминая нам о важности борьбы за социальную справедливость и поддержку тех, кто страдает от несправедливости
- Ага, значит как выходные — так на охоту, а че в будни то не охотитесь?
- Скачал Сократа в формате RAR и не могу открыть — помогите!
- Как пробежать 42 км. Больше 30 не получается
- Что модно в этом сезоне?
- Знатоки, подскажите — что делать, если компьютер часто стал зависать?
- Нужна ли такая правда, что ломает судьбы?
- Статья: сколько будет 2+2 и умножить на 20?
- DVD-проигрыватель не читает половину дисков (одинаковых) — пишет «Неизвестный диск». Что делать???