История создания
Александр Сергеевич питал к городу самые нежные чувства. Во время своей ссылки в Михайловское он мечтал о скорейшем возвращении в Петербург. Об этом ясно говорится в его длительной переписке с братом. Кроме этого, Пушкин сильно переживал по поводу случившейся в городе катастрофе — потопа 7 ноября 1824 года.
Биографы и современники Пушкина отмечают, что он не только опасался за состояние Питера, но и злился, что не смог стать свидетелем столь значимого события. Но позднее, поговорив с очевидцами, прочитав детальное описание случившегося, Пушкин полностью пересмотрел свои взгляды, осознав, насколько масштабное и страшное бедствие произошло.
17 августа 1833 года Пушкин решил отправиться в путешествие по «пугачевским» местам. В планы входила переправа через Неву, но угроза нового наводнения заставила Александра Сергеевича сменить курс. В результате буря обошла город стороной, но автор все же стал свидетелем бушующих волн на Неве, опасного подъема уровня воды. Несомненно, впечатления от петербургского потопа, которое стало общественным бедствием и накрыло в первую очередь низшие слои населения, оказало влияние на создание «Медного всадника».
Немаловажно и отношение Пушкина к императору Петру I. Интерес к теме появился у писателя лишь после встречи и долгих разговоров с Николаем I в 1826 году
Именно тогда Пушкин пересмотрел свои взгляды на прошлое и будущее России.
Cookie файлы бывают различных типов:
Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.
Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.
Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.
Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.
Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.
Описание Петербурга: любовь и ненависть
Когда Петр закладывал первый камень будущей Северной столицы, он думал о государстве, народе в целом, но не о конкретно взятых людях, не о судьбах, которые сильно поменяются. Так и Пушкин, писав поэму, брал за основу изображение не истории одного «чиновника Евгения», а всей нации. И лишь в одном он был конкретен — в своей преданной любви к Петербургу. В поэме он красиво и мелодично описывает многие знаковые места города в цитатах:
- Адмиралтейство — «И ясны спящие громады пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла».
- Марсово поле — «Люблю воинственную живость потешных Марсовых полей».
- Коломна — место проживания главного героя, где не «кичатся забытой старины» и «дичатся знатных».
- Сенатская площадь — «где над возвышенным крыльцом с подъятой лапой, как живые, стоят два льва сторожевые».
- И, конечно, сам памятник Петру — «Стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».
Можно увидеть, какими приёмами Пушкин передаёт восторг от Петербурга, описывая красоты и его природу. Не раз он упоминает в поэме белые питерские ночи, которые помогали ему в творчестве
Внимание он уделил и зимам, которые хоть и суровы, но так прекрасны и манящи для автора. И хотя изначально Александр Сергеевич дает Питеру маску лицемерия, но срывает ее быстро и без прикрас
Он рассказывает, что «золотые небеса» всего лишь «мгла несчастной ночи», а перед «божьей стихией» не устоит даже этот «пышный» величественный город.
В питерской поэме Александра Сергеевича много символизма, здесь рассказана не сказка, а история целого народа, периода волнений и противоречий. При этом образ Петербурга выполнен в столь конкретных и ярких красках, что невозможно не полюбить его с первых строк повествования. Пушкин ни разу не упоминает в поэме полное название города, называя его «Петра творенье», Петроградом или Петрополем. Исследователи до сих пор не разгадали эту пушкинскую загадку. Автор оставил читателям большую пищу для размышления.
Что такое файл cookie и другие похожие технологии
Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.
Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.
Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).
Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).
Образ революции
В течение всего произведения мы наблюдаем бунт. Стихия, которая была покорена Петром, заключена в гранитные оковы, отвечает людям, мстит им. Она покорена, но еще может сказать свое слово. Так или иначе, после наводнения оказано прежнее величие. Все успокоилось, когда стихия забрала своё.
Данная статья поможет грамотно написать сочинение на тему «Какой Петербург в «Медном Всаднике».
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Медный всадник»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Медный всадник»
для самых компанейских —
Главные герои «Медный всадник»
для самых занятых —
Читательский дневник «Медный всадник»
для самых любопытных —
Анализ «Медный всадник» Пушкин
для самых крутых —
Читать «Медный всадник» полностью
Тест по произведению
-
/11
Вопрос 1 из 11
Самые популярные материалы декабря для 10 класса:
Краткое содержание «Миф о Сизифе (Сизифов труд)»
Фольклор в «Кому на Руси жить хорошо»
Противопоставление Обломова и Штольца в романе Гончарова
Что такое «обломовщина»?
Пейзаж и его функции в романе «Обломов»
Образ Якима Нагого
Почему Раскольников совершил преступление?
Образ Тургенева в «Записках охотника»
Жизнь и творчество Лермонтова
Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» Некрасова
Мифопоэтика и символизм в поэме
Практически все творчество Пушкина основано на мифопоэтике — символах, сюжетах, персонажах из мифов, народных сказок и легенд. Но питерская поэма отличается огромной их концентрацией
Такое внимание к деталям помогает понять, как относится Пушкин к Петербургу. В каждом отрывке можно увидеть отсылки к мифологическим элементам
Само становление Петербурга, его сложная, многогранная история обросла большим количеством легенд, сказаний. С уверенностью можно сказать, что автор выразил в поэме всю полноту борьбы города с неутихающей стихией. И речь не только о наводнении, но и о происходящих изменениях, в которых не каждому суждено «выбраться на берег сухим».
Символизм воды и камня и описание Петербурга в «Медном всаднике» красной нитью проходят в произведении. Укрощение стихии с помощью мостов, пристаней, стен кажется панацеей от всех проблем. Но стихия в любой момент может разрушить все. Синтетические образы Петра и Петербурга практически идентичны. Их мифологические концепции дополняют и подчеркивают друг друга. Пушкин восхищался характером Петра, его нововведениями, хоть и пострадал из-за них. С таким же трепетом он относился и к его детищу — Петербургу, который мог погибнуть от стихии. Миф о Медном всаднике глазами автора имеет явный символизм:
- всадник — государь;
- конь — государство, которым он управляет;
- Петербург — новые и чуждые правила (многие воспринимали Питер как город, построенный из чужих материалов, являющимся не исконно русским);
- произошедшее наводнение — бушующий хаос, надвигающийся на город и страну.
Автор выделил бедного чиновника Евгения, потерявшего любимую и все надежды на светлое будущее. Возможно, что эту фигуру Пушкин рисовал с себя, ведь в то время жизнь писателя не была лучезарной. Но Евгений олицетворяет именно народные массы, в отличие от другого пушкинского героя — Онегина. Ведь он, обезумев, решил бросить вызов статуе Петра. Но пал, полностью потеряв рассудок. Именно это и оставалось самому Пушкину и небогатым слоям населения — смириться и принять новый строй. Но монархии не суждено было победить, идя по головам простого народа.
Образ Петербурга в поэме Пушкина «Медный всадник»
Поэма «Медный всадник» – живой образный организм, не терпящий однозначных толкований. Все образы здесь многозначны, символичны. Образы Петербурга, Медного всадника, Невы, Евгения имеют самостоятельное значение, но в рамках поэмы тесно взаимодействуют друг с другом.
Историю и современностью поэт объясняет через емкий и символический образ Петербурга.
Поэма открывается «Вступлением», в котором образ города занимает господствующее место. Петербург здесь – глубоко символический памятник плодотворности единства миллионов людей. Эта плодотворность в том, что был создан город, нужный для России, город для людей, город, отдающий добро, заложенное в нем его строителями. Поэтому в описание Петербурга нередко вторгается автор с выражением своей любви к нему:
Люблю тебя, Петра творенье…
Петру принадлежит сама идея создания этого города, идея в масштабе целой России, а построил его народ для людей. Все в нем прекрасно, гармонично, преисполнено величия, красоты и добра. «Человечность» города раскрывается в утверждении благоприятствования Петербурга творчеству:
…Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады…
В дальнейшем описание читателю открываются все новые и новые стороны города. Перед нами предстает славный города, новая столица могучей России, которую любит поэт. И он увлекает читателя своей приверженностью к дорогим ему местам Петербурга.
Но чем больше поэт говорит о пышной красоте города, тем больше создается впечатление, что он какой-то неподвижный, даже отчасти неестественный. Поэт видит «спящие громады пустынных улиц», слышит «шипенье пенистых бокалов», но людей на улицах нет, как нет и их лиц на фоне бокалов.
Во «Вступлении» намечен главный принцип изображения города, реализованный в двух частях «петербургской повести», – контраст. В первой части облик Петербурга меняется, это уже не пышный «юный град», а «омраченный Петроград». Город превращается в крепость, осажденную Невой. Нева – тоже часть города, и это стоит отметить. Беда приходит как бы изнутри, сам город берет себя приступом; наружу выходит все то, что было недостойно изображения, скрыто за описанием парадности:
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гробы с размытого кладбища
Плывут по улицам!
И только теперь появляется на улицах народ, «теснится кучами» на берегах Невы. Бушующая Нева сложно соотнесена со стихией народного возмущения: она то мечется, «как больной в своей постеле беспокойной», то рвется «к морю против бури» и, встретив преграду, бунтует, то ропщет «пени…как челобитчик у дверей».
Вся первая часть – картина народного бедствия, и именно в этот момент впервые появляется фигура «кумира на бронзовом коне», который невозмутим, в отличие от живого царя, бессильного противостоять стихии.
После наводнения городские противоречия не только не исчезли, но еще более усилились. Петербургская окраина, куда устремился Евгений, напоминает «поле боевое», смытый бурной стихией домик возлюбленной Евгения Параши является олицетворением всеобщей трагедии; но уже на следующее утро все возвращается к прежнему порядку – город вновь равнодушен к человеку. Вновь он становится городом торговцев, чиновников и «злых детей», бросающих камни в безумного Евгения.
Петербург предстает как твердыня русского самовластья, как центр самодержавия, и он враждебен человеку. Столица России, созданная народом, обернулась враждебной силой для него самого и для отдельного человека. Пушкин как бы подчеркивает, что город, не возникший постепенно, не выросший из деревни, как подавляющее большинство других городов, а насильно построенный на этом месте вопреки плавному течению истории, если и будет стоять, то жителям его придется расплачиваться за то, что основатель практически пошел против законов природы.
В центре города – памятник его основателю, а сам Петербург является огромным памятником личности Петра; и противоречия города отражают противоречия его основателя.
Сочинение 2
Прекрасное название Санкт-петербург несет в себе столько воспоминаний и смысла. Это культурная столица России. Не зря этот город так называют, его прекрасные улицы даже в самое темное время суток необыкновенно красивы, архитектурные здания просто не описать словами. Каждый человек в своей жизни хоть раз должен побывать в это прекрасном месте. Этот город основал Петр Первый. Санкт-Петербург является родиной великого поэта А.С.Пушкина. В истории этого города есть не только положительные, а и отрицательные моменты, такие как: гибель крестьян, возводивших города на берегах реки Невы. Санкт-Петербург стал прекрасной темой для многих произведение великих писателей и поэтов. Каждый по разному раскрывает особенности этого города.
Именно Санкт-Петербург является центральным образом произведения «Медный всадник». Жизнь, это время, которое постоянно бежит и течет. И жизнь Санкт-петербурга не застывает ни на мгновение. Ее перемены так же не предсказуемы как и у человека, то она тихая, размеренная и спокойная, то бушует и странствует над городом и может обрушиться в виде бедственного наводнения. Как уже было сказано, Великий город основан Петром Первым, он построил этот город, но построил на костях людей. От этого он становится страшен и загадочен. Жизнь города как монета, имеет две стороны, одна мирная и спокойная, другая буйная и никто не может совладать с ней.
Расположение города на берегу Невы символизирует высоту человека над природой. Но это только на первый взгляд. Река не дает себя во власть народу и время от времени люди закованы в подчинении стихии. Под влиянием этого явления любимая героя Евгения погибает, утонув в наводнении. Его это сводит с ума.
С одной стороны, город построенный на реке Нева это достоинство человека. Прекрасные архитектурные постройки такие как: музеи, дворцы, здания являются торжественными памятниками архитектурного строения человека. Так же автор не забывает про прекрасные длинные белые ночи, как можно не упомянуть ту красоту, которая твориться и заставляет радоваться глаз.
Но не все так хорошо как казалось. Санкт-петербург опасен для своих подопечных, жителей города. А.С.Пушкин посвящает все произведение судьбе «маленького» человека, ведь нельзя обойти столь важную тему стороной. Среди красивых архитектурных зданий есть трухлявые постройки, в которых живут люди. Природа берет власть над городом.
Много тайн хранит в себе город Санкт-Петербург, Эту мысль пытается донести нам автор.
Сочинения по русской литературе
-
«Герой нашего времени» — главные герои
(746)Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…
-
«Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
(720)Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…
-
«Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
(697)Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…
-
«Маленький человек» в произведениях Гоголя
(682)Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…
-
«Судьба человека» главные герои
(792)Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…
-
1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
(577)Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…
Другие сочинения по этому произведению
Анализ поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»Конфликт личности и государства в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»Образ Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный Всадник»Образ Медного Всадника в одноименной поэме А. С. ПушкинаОбраз Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»Образ царя Петра I в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»Сюжет и композиция поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»Трагедия маленького человека в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»Образ Петра IПроблема личности и государства в поэме Пушкина «Медный всадник»Образ Петра в поэме Александра Пушкина “Медный всадник”Образ стихии в поэме «Медный всадник»Правда Евгения и правда Петра (по поэме Пушкина «Медный всадник»)Краткий анализ поэмы Пушкина «Медный всадник»Образ Евгения в поэме Александра Пушкина «Медный всадник»Конфликт в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»Петербург глазами А. С. Пушкина по поэме «Медный всадник»Проблема личности и государства в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»Герои и проблематика поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»Сочинение на тему «Глубина мысли поэмы «Медный всадник»Конфликт частного человека и государстваВерсия для мобильных Конфликт личности и государства в поэме Пушкина «Медный всадник»Медный Всадник. Два герояВ чем смысл противопоставления Петра I и «бедного» Евгения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»Художественный анализ поэмы «Медный всадник»Герой поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»Поэма «Медный всадник»Герои поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».Исторические судьбы России в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»Медный всадник ПетербургаДвойственность образа Петра в поэме «Медный Всадник»Всадник — характеристика литературного герояОценка поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»Петербург как действующее лицо в поэме Пушкина «Медный всадник»Раскрытие конфликта в поэме «Медный всадник»Народность в поэме Пушкина «Медный всадник»Два центральных образа поэмы Медный всадник и бушующая НеваКакое дело гиганту до гибели неведомых?Структурный анализ поэмы Пушкина «Медный всадник»Поэтический образ произведения «Медный всадник»Мастерство в построении диалога. По одному из произведений русской литературы XIX века — А.С.Пушкин \’Моцарт и Сальери»Содержание поэмы Пушкина «Медный всадник»Художественная структура поэмы «Медный Всадник»Сочинение доклад о поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»Cоотнесение произведения К.Н.Батюшкова «Прогулка в Академию художеств» с поэмой А.С. Пушкина «Медный всадник»Степень художественной условности в «Медном всаднике»Три царствования в поэме «Медный всадник»
Долгое ожидание публикации
Из произведения видно, что отношение к Петру у Пушкина неоднозначное. С одной стороны, преобразования дали начало новому успешному государственному строю, развитию экономики, международных отношений, преобразованию города. Но с другой стороны, реформации привели к разорению многих людей, угнетению и унижению. К последним относил себя и сам Пушкин, на которого легло бремя обеспечения своего разорившегося семейства. Отчасти такое положение дел стало предпосылкой для написания достаточно критичной и суровой поэмы.
Александр Сергеевич начал повествование с описания города. Оно полно контрастов и противоречий. Изначально город предстает как пустыня, по которой гуляет ветер. Но при этом творящийся хаос — естественный строй, назначенный природой. Затем же с приходом Петра место преображается: человек поборол пустошь, возвел дворцы, своды, мосты. Казалось бы, люди усмирили природу, но так ли это?
Поэма «Медный всадник» была написана в 1833 году и передана на цензуру самому Николаю I. Произведение вернули с большим количеством правок. Пушкин отказался вносить изменения. Через год было опубликовано лишь вступление, но быстро разлетелись слухи о неизвестной петербургской повести. В августе 1836 года писатель решается внести необходимые правки. Возможно, это было связано с тем, что бытовало мнение об окончании пушкинской литературной эпохи. Но кроме этого, Александр Сергеевич остро нуждался в деньгах и поддержке государя, в семье были проблемы — все это подкосило моральный дух писателя.
«Медный всадник» был опубликован в «Современнике» в полном виде уже после трагической гибели поэта в 1837 году. Для многих почитателей творчества Пушкина поэма стала настоящим откровением. В ней Александр Сергеевич в полной мере выразил любовь к городу, отношению к происходящему в стране. Поэтический образ Петербурга до сих пор является гимном любви и привязанности к городу:
Описание города
Произведение начинается с описания города. Пушкин показывает Петербург в свете контрастов. Сначала он описывает, каким являлось место до прихода Петра. Описание Пушкина того, как создавался город дает читателю понять, насколько велико творение рук человека, ведь раньше здесь гулял ветер, была пустыня, а сейчас город величественно возвышается и является великим созданием человека. Человек сломил природу, победил ее, вместо пустоши и гуляющего ветра теперь здесь царит величие. Хаос природы сменяется упорядоченным и красивым гранитным произведением архитектурного искусства. Город восторжествовал над природной пустотой. Но так ли это на самом деле?