Краткое содержание Станционный смотритель
Станционный смотритель относится к циклу повести Белкина. С этого и нужно начать краткое содержание. С первых строк читатель узнает от рассказчика о том, насколько тяжелая судьба у станционных смотрителей. Мол, чин у них совсем незначительный и способен защитить исключительно от побоев, но и это происходит не всегда. При этом они довольно мирные и явно услужливые. Так называемые маленькие люди…
Весной 1816 года повествующий ехал через определенную губернию, название которой не уточняется. В пути его застал сильный дождь и пришлось остановиться на станции, чтобы согреться чаем, да сменить одежду. На стол ему накрыла дочка смотрителя, которую звали Дуня. Она удивила повествующего невероятной красотой.
В то время, когда хозяева занимались делами, рассказчик внимательно рассмотрел помещение. На стенах он увидел изображения по истории блудного сына. Он выпил со смотрителем и его дочкой чай и увлекательно поговорил с ними. Когда же уезжал — в сенях даже смог поцеловать Дуню. Девушка позволила ему сделать это.
Прошло несколько лет и повествующему довелось вновь попасть на эту станцию. Когда же он вошел в дом, то поразился, насколько обветшалой и небрежной стала обстановка. Самсон Вырин, являющийся смотрителем, за это время изрядно постарел, на его голове появилась седина. О том же, где его дочь и что с ней, мужчина не желал рассказывать. Разговориться ему удалось только после того, как были выпиты пара стаканов пунша.
Смотритель поведал, что около трех лет тому назад к ним на станцию приехал гусар. Изначально он очень сердился по поводу того, что ему так и не подали коней, но после того, как увидел дочь смотрителя, стал более благосклонным. Он поужинал, а после этого ему отчего-то стало дурно. Утром пришел врач, которого гусар подкупил, чтобы пробыть на станции еще какое-то время. Лишь к воскресенью он якобы выздоровел и собираясь уезжать предложил Дуне провести ее к храму. Смотритель не заподозрил ничего лихого и отпустил свою дочку с гусаром.
Продолжая краткое содержание повести Станционный смотритель стоит сказать, что и полчаса не миновало, как отец начал переживать. Он сам направился в церковь и узнал, что его дочь туда вовсе не приходила. Ближе к вечеру к нему заглянул ямщик, который вез гусара и сообщил, что Дуня с этим молодым человеком отправилась на другую станцию. В тот момент смотритель и понял, что офицер вовсе не болел, а притворялся. Убитый горем Вырин почувствовал себя плохо. Когда же ему полегчало, то сразу направился на поиски дочери. Он узнал, где живет гусар и пришел в его дом, чтобы тот вернул ему дочь. При этом Минский извинился перед Выриным и сообщил, что попросту не отдаст Дуню. Мол, она абсолютно счастлива. После этих слов офицер выставил гостя на улицу, дав небольшое количество денег.
Когда Вырин увидел ассигнации, то прослезился и попросту выбросил их. С того момента прошло буквально несколько суток и смотритель случайно вновь увидел гусара. Пообщавшись с его кучером ему удалось узнать, где сейчас проживает дочка. Придя к ней, он увидел шикарно одетую дочь и ее кавалера. При виде отца Дуня потеряла сознание. Минский при этом рассердился и буквально вытолкнул старика на лестницу. Смотрителю ничего не оставалось, как вернуться на станцию. Все эти годы он беспокоится за собственную дочку и ничего о ней не знает.
Завершается краткое содержание Станционный смотритель Пушкина по литературе тем, что рассказчик вновь попадает на ту же станцию. Правда, на ее месте теперь уже живет пивовар со своим семейством. Вырин же попросту спился, и уже около года как скончался. Рассказчик попросил, чтобы его проводили туда, где похоронен Самсон. По дороге сын пивовара поведал, что в летний период здесь видели шикарную девушку с тремя детишками. Она приходила на могилу Вырина, легла и долго не вставала.
О чем?
Повесть «Станционный смотритель» начинается с небольшого отступления, где автор рассуждает о том, какая это унизительная должность. Никто не обращает на этих людей внимания, их «шпыняют», иногда даже бьют. Никто никогда не говорит им элементарно «спасибо», а ведь зачастую это очень интересные собеседники, которые могут многое рассказать.
Затем автор повествует о Самсоне Вырине. Он занимает должность станционного смотрителя. Рассказчик попадает к нему на станцию случайно. Там он знакомится с самим смотрителем и его дочкой Дуней (ей 14 лет). Гость отмечает, что девушка очень хороша собой. Спустя пару лет герой снова оказывается на той самой станции. Во время этого визита мы и узнаем суть «Станционного смотрителя». Он снова встречает Вырина, но вот дочки не видно. Позже из рассказа отца становится ясно, что однажды на станцию заехал гусар, и из-за болезни ему пришлось на какое-то время остаться там. Дуня постоянно ухаживала за ним. Вскоре гость поправился и стал собираться в дорогу. На прощание он предложил довести свою сиделку до церкви, но обратно она уже не пришла. Позже Самсон Вырин узнает, что молодой человек вовсе и не болел, он претворялся, чтобы обманом завлечь девушку и увезти с собой в Петербург. Пешком смотритель отправляется в город и пытается там найти гусара-обманщика. Найдя его, он просит вернуть ему Дуню и не позорить больше, но тот ему отказывает. Позже несчастный родитель находит и дом, в котором похититель содержит его дочь. Он видит ее, одетую богато, любуется ею. Когда героиня поднимает голову и видит отца, она пугается и падает на ковер, а гусар выгоняет бедного старика прочь. После этого смотритель больше не видел свою дочь.
Еще спустя время автор опять оказывается на станции доброго Самсона Вырина. Он узнает, что станцию расформировали, а бедный старик умер. Теперь в его доме живет пивовар и его жена, которая отправляет своего сына показать, где похоронен бывший смотритель. От мальчика рассказчик узнает, что некоторое время назад в город приезжала богатая барыня с детьми. Она также спрашивала про Самсона, а узнав, что тот умер, долго плакала, лежа на его могиле. Дуня раскаялась, но было уже поздно.
Знакомство с героями
Историю станционного смотрителя Самсона Вырина рассказал Белкину некий И.Л.П., титулярный советник. Его горькие размышления о том, каково отношение к людям этого ранга, с самого начала настраивают читателя на не очень веселый лад. Всякий останавливающийся на станции готов их обругать. То лошади плохие, то погода и дорога скверные, а то и вовсе настроение не заладилось — а во всем виноват станционный смотритель. Основная мысль повести — показать тяжелое положение простого человека без высокого чина и ранга.
Все притязания проезжавших спокойно сносил Самсон Вырин — отставной солдат, вдовец, воспитывавший четырнадцатилетнюю дочь Дунечку. Это был свежий и бодрый человек лет пятидесяти, общительный и чуткий. Таким увидел его при первой встрече титулярный советник.
В доме было чисто и уютно, на окнах росли бальзамины. А всех останавливающихся поила чаем из самовара Дуня, рано научившаяся вести хозяйство. Она же своим кротким видом и улыбкой смиряла гнев всех недовольных. В обществе Вырина и «маленькой кокетки» время для советника пролетело незаметно. Гость прощался с хозяевами, как со старыми знакомыми: настолько приятным показалось ему их общество.
Тема
- В «Станционном смотрителе» впервые поднимается тема «маленького человека». Это герой, которого никто не замечает, но который обладает большой душой. Из рассказа автора мы видим, что его часто ругают просто так, иногда даже бьют. Его не считают за личность, он — низшее звено, обслуживающий персонал. Но на самом деле, этот безропотный старик безгранично добр. Несмотря ни на что, он всегда готов предложить путникам ночлег и ужин. Гусару, который хотел его избить и которого остановила Дуня, он разрешает остаться у себя на несколько дней, вызывает ему врача, кормит его. Даже когда его предает дочь, он все равно готов ей все простить и принять ее назад любую.
- Тема любви тоже своеобразно раскрывается в повести. В первую очередь, это чувство родителя к ребенку, которое бессильны поколебать даже время, обида и разлука. Самсон безоглядно любит Дуню, бежит спасать ее пешком, ищет и не сдается, хоть такой смелости от робкого и забитого слуги никто не ожидал. Ради нее он готов терпеть хамство и побои, и лишь убедившись, что дочь его сделала выбор в пользу богатства, он опустил руки и подумал, что бедный отец ей уже не нужен. Другой аспект – страсть юной прелестницы и гусара. Сначала читатель тревожился за судьбу провинциальной девочки в городе: ее в вправду могли обмануть и обесчестить. Но в финале оказывается, что случайная связь обернулась брачным союзом. Любовь – главная тема в «Станционном смотрителе», так как именно это чувство стало и причиной всех бед, и противоядием от них, которое не доставили своевременно.
Экранизация
Первая экранизация фильма «Станционный смотритель» по мотивам повести Пушкина состоялась в 1918 году, режиссер Александр Ивановский.
В 1925 году вышел фильм «Коллежский регистратор» режиссеров Юрия Желябужского и Ивана Москвина.
Самая известная экранизация повести принадлежит режиссеру Сергею Соловьеву. Телефильм «Станционный смотритель» вышел на экраны в 1972 году. В главных ролях Николай Пастухов (Вырин), Марианна Кушнерова (Дуня), Никита Михалков (Минский), Геннадий Шумский (рассказчик).
В зарубежном кинематографе XX века сюжет повести Пушкина использовался в фильмах девяти стран, в Финляндии — дважды.
Идея
Когда смотритель увидел дочь, сидящей в прекрасно обставленной комнате и одетой со всей роскошью моды, он невольно залюбовался ею, но не мог радоваться ее блеску. Вырин понимает, что этим внешним блеском не скрыть и не изменить реального положения его дочери — содержанки. Минский даже не живет с ней. Он посещает ее, прислуга называет его гостем: «У Авдотьи Самсоновны гости!».
Состояние Дуни в богатой квартире хрупко и неопределенно, здесь все, до последней тряпки, не ей принадлежит, она ничем не может распоряжаться по своему усмотрению.
Когда гусар Минский появился в станционном доме, Дуня сидела за перегородкой и шила себе платье. Конечно, это было самодельное скромное платье, но оно было ее — Дунино. Она была хозяйкой в доме. Эту чистую жизнь она променяла на постыдное положение содержанки.
Минский, отказывая Самсону Вырину возвратить дочь, приводит довод: «…она отвыкла от прежнего своего состояния». Следующий довод куда весомее: «Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случилось». Чего не забыть, что именно будет отравлять всю оставшуюся жизнь? Потеря чести.
Идея повести:
Честная бедность и доброе имя дороже жизни в роскоши, полученной путем бесчестия.
Тарас Бульба
Николай Васильевич Гоголь
В повести «Тарас Бульба» русского классика Н. В. Гоголя показаны взаимоотношения между Тарасом и его сыновьями, а также любовь матери к Андрию и Остапу.
Анатолий Георгиевич Алексин
Героиня рассказа Оленька – очень талантливая девочка, но родители избаловали ее. Эгоизм девочки, подкрепленный слепой родительской любовью, породил в ней ощущение своей исключительности. Она отказывается понимать переживания и чувства своих родных и друзей, чем вызывает тяжелую болезнь матери.
Лишь когда Остап и Андрий пройдут проверку боем, их воспитание можно считать завершенным. Так считал Остап Бульба, который ценил товарищество больше всего на свете, даже больше кровных уз. Однако, когда Андрий оказался предателем, Остап не смог простить и убил его своими руками. Второй сын, Остап, стал отдушиной для Тараса, поскольку проявил мужество не только в бою, но и во время казни.
Питер и Венди совершают чудовищное преступление: убивают своих родителей. Однако это произошло неслучайно. Они стали такими в результате неправильного воспитания, когда их чрезмерно баловали и потакали каждой прихоти.
Благодарность чужим людям
-
Александр Сергеевич Пушкин, «Капитанская дочка».
В один из ненастных дней, на пути в Оренбург, Пётр Андреевич Гринёв попадает в сильную метель. В непогоду ему помогает найти путь незнакомец. Герой, желая отблагодарить своего спасителя, отдал ему свой тулуп. Как выясняется далее, этим незнакомцем и был будущий предводитель крупного крестьянского восстания Емельян Пугачёв. Затем персонажи встречаются снова, и бунтовщик, который уже стал главой восставшего народа, милует Петра и распоряжается не вешать его на виселице. Так, здесь мы видим яркий пример проявления благодарности со стороны обоих мужчин. Однако Гринёв не ждёт ничего взамен от казака. Так же и Емельян Пугачёв – изначально он не рассчитывает на поддержку дворянина, а освобождает его от виселицы только по доброй старой памяти. -
В русском фольклоре
благодарность всегда была одним из основных качеств положительного героя, которого в финале ожидало заслуженное счастье. Так, в сказке «Морозко» падчерица, брошенная в лесу по настоянию мачехи, проявила кротость и вежливость по отношению к Морозу. Он вынуждал ее озлобиться, нагрубить, но девушка была все так же добра и мила, хоть и замерзала по его воле. Она лишь благодарила старика за беспокойство о ее состоянии. Тогда он наградил девицу богатым приданым и пощадил ее. А вот сводную сестру героини он заморозил, так как она была груба и нахальна. За все те блага, которыми осыпали ее родители, девушка не проявила в ответ ни малейшего стремления воздать семье должное уважение.
Тема «маленького человека» в повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель”
В эпоху реализма взгляды писателей обратились к жизни и проблемам «маленького человека». Этот герой, как собирательный образ человека «низкого класса», представлялся довольно жалким и незаметным для общества. Чем же примечателен такой персонаж?
В повести «Станционный смотритель» автор призывает нас обратить внимание на «маленьких» людей, «быть справедливыми и войти в их положение», и я разделяю его позицию. Персонаж повести — Самсон Вырин – как раз из таких людей
Имея самый низкий чин и прозябая на неблагодарной работе, ведь «станционных смотрителей проклинает каждый», этот «сущий мученик четырнадцатого класса» остался беззлобным и добродушным человеком. Он живет в своем узком и обреченном мирке, где единственной отдушиной и радостью его становится красавица-дочь Дуня, «разумная, такая проворная, вся в покойницу-мать»
Персонаж повести — Самсон Вырин – как раз из таких людей. Имея самый низкий чин и прозябая на неблагодарной работе, ведь «станционных смотрителей проклинает каждый», этот «сущий мученик четырнадцатого класса» остался беззлобным и добродушным человеком. Он живет в своем узком и обреченном мирке, где единственной отдушиной и радостью его становится красавица-дочь Дуня, «разумная, такая проворная, вся в покойницу-мать».
Так бы всё и шло своим чередом, но весь привычный смотрителю мир рушится как только очередной постоялец – «молодой, стройный гусар» Минский – обманным путем крадет и увозит его единственную дочь в Петербург.
Наш герой не может с этим смириться и отправляется за ней. Со слезами на глазах молит он гусара: «Ваше высокоблагородие!.. сделайте такую божескую милость!..», но его попытка вернуть «бедную» Дуню домой не увенчивается успехом. «Барин» Минский, будучи выше Самсона по чину, даже не считается с ним, как с отцом невесты, а попросту пытается откупиться деньгами, а затем и вовсе его прогоняет. Мне кажется, что эта сцена повести являет собой яркий показатель социального неравенства в обществе и безразличия к «маленьким людям».
Вместе с тем, Вырин думает лишь о своих чувствах и переживает о своей доле: он не может понять и принять тот факт, что дочь добровольно его покинула, как не верит и Минскому, “который только посмеется над ней и никогда не возьмет замуж”. С исчезновением дочери теряется смысл его и без того тяжелой жизни.
Безутешный отец не может найти себе места и всего за несколько лет душевных терзаний и горя, по словам безусловно сопереживающего ему автора, он превращается из “бодрого мужчины” в “хилого старика”. Вырин умирает в одиночестве и нищете, так и не простив себя за то, что не уберег дочь.
Эта повесть дает нам понять, что жизнь «маленького человека» складывается нелегко, униженные и почти бесправные – эти люди заслуживают понимания и сострадания. Таким образом, автор предлагает нам задуматься над тем, что абсолютно каждый человек имеет право на жизнь и счастье.
Это интересно: Драма «Гроза» А. Н. Островского была написана в 1859 году. Вы можете прочитать краткое содержание «Гроза» по действиям, чтобы лучше узнать о конфликте и сюжетных линиях. Фабула пьесы представляет собой эпизод из жизни семьи Кабановых, а именно – встречу и последующую за ней измену жены с приехавшим в город молодым человеком.
Возвращение дочери
В свой третий приезд рассказчик узнает о смерти старого знакомого. А сопровождавший его на кладбище мальчик поведает ему о барыне, приезжавшей уже после того, как умер станционный смотритель. Содержание их разговора дает понять, что все у Дуни сложилось хорошо. Она приехала в карете с шестью лошадями, в сопровождении кормилицы и трех барчат. Вот только отца в живых Дуня уже не застала, потому и покаяние «заблудшей» дочери стало невозможным. Барыня долго лежала на могиле — так по традиции просили прощения у умершего человека и навсегда прощались с ним — а затем уехала.
Почему же счастье дочери принесло невыносимые душевные страдания ее отцу?
Самсон Вырин всегда считал, что жизнь без благословения и в качестве любовницы — это грех. И вина Дуни и Минского, наверное, прежде всего в том, что и их отъезд (смотритель сам убедил дочь проводить гусара до церкви) и непонимание при встрече в Петербурге лишь укрепили его в этом убеждении, которое, в конце концов, доведет героя до могилы. Есть еще один важный момент — произошедшее подорвало в отце веру. Он искренне любил свою дочь, которая была смыслом его существования. И вдруг такая неблагодарность: за все годы Дуня ни разу не дала знать о себе. Она словно вычеркнула отца из своей жизни.
Изобразив небогатого человека самого низкого чина, но с высокими и чуткой душой, А.С
Пушкин обратил внимание современников на положение людей, находившихся на низшей ступени социальной лестницы. Неспособность протестовать и смирение с судьбой делают их беззащитными перед жизненными обстоятельствами
Таковым оказывается и станционный смотритель.
Основная мысль, которую хочет донести до читателя автор, — необходимо быть чуткими и внимательными по отношению к каждому человеку, независимо от его характера и Только это поможет изменить царящие в мире людей безразличие и озлобленность.
Как изменился Вырин…
Повесть «Станционный смотритель» продолжается описанием второй встречи рассказчика с главным героем. Спустя несколько лет судьба вновь забросила его в те края. Он подъезжал к станции с тревожными мыслями: все могло произойти за это время. Предчувствие и в самом деле не обмануло: вместо бодрого и жизнерадостного человека перед ним предстал поседевший, давно не бритый, сгорбленный старик. Это был все тот же Вырин, только теперь весьма неразговорчивый и угрюмый. Однако стакан пунша сделал свое, и вскоре рассказчик узнал историю Дуни.
Года три назад проезжал мимо молодой гусар. Девушка ему приглянулась, и он на несколько дней притворился больным. А когда добился от нее взаимных чувств, увез тайком, без благословения, от отца. Так свалившаяся беда изменила давно устоявшуюся жизнь семейства. Герои «Станционного смотрителя», отец и дочь, больше уже не свидятся. Попытка старика вернуть Дуню закончилась ничем. Он добрался до Петербурга и даже смог увидеть ее, богато одетую и счастливую. Но девушка, взглянув на отца, упала без чувств, и его попросту выгнали. Теперь Самсон жил в тоске и одиночестве, а главной его спутницей стала бутылка.
2 вариант
Произведение Пушкина является поучительным, а также очень интересным рассказом. Кроме этого из него можно сделать несколько полезных и нужных выводов.
Именно в произведении «Станционный смотритель» затрагивается тема отношений между родителей и детей. Наверное, каждый скажет, что между ними постоянно должно быть понимание и поддержка. Родители со своей стороны должны научиться отпускать своих взрослых детей из родового гнезда и помогать войти во взрослую жизнь. А вот детям со своей стороны нужно находиться всегда рядом со своими родителями, ведь их никто не сможет заменить и в нужный момент поддержать и помочь им.
Главной героиней стала девушка Дуня, которая вскоре встретила свою любовь и тут же решила отправиться вслед за своим любимым, а вот про отца совсем забыла. Но спустя некоторое время она все-таки решила навестить своего отца, вот только увидеться не удалось, а все, потому что он умер. И только после этого она начала ценить, уважать и жалеть о том, что не смогла раньше этого понять и уделить ему время.
С одной стороны родители должны верить и помогать когда нужно своим детям. Самому смотрителю не нравился выбор дочери, и он старался сделать так, чтобы они поскорее разошлись, но сделать ничего не удалось. Именно поэтому отношения между ними разрушились. Родители должны принимать выбор своих детей и понимать их.
Отцы и дети
26 предложений/ 452 слова
Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» входит в знаменитый цикл писателя «Повести Белкина». Она была закончена автором в 1830-м и издана в следующем году. Одной из главных проблем, которые затрагивает Пушкин в своем произведении, является проблема отцов и детей.
Идейный конфликт двух поколений — естественен и неизбежен, поскольку представители различных эпох всегда по-разному смотрят на жизнь. Повесть «Станционный смотритель» дает нам возможность взглянуть на молодое поколение России времен Пушкина глазами представителя эпохи отцов — Самсона Вырина. Кроме того, несколько оценочных суждений присутствует также и в речи рассказчика.
Вырин очень любит свою девочку и гордится ей. Он ценит хозяйственные таланты Дуни, восхищается ее красотой и умением «усмирить» разгневавшихся и уставших с дороги господ. Одного присутствия дочери в доме уже достаточно для того, чтобы ее отец мог чувствовать себя счастливым. Вероятно, именно эта слепая родительская любовь не позволила станционному смотрителю вовремя заметить то, что его дочери такой жизни может быть недостаточно. Но зато это отчетливо разглядел рассказчик при своем первом посещении почтовой станции.
Он говорит о том, что в свои четырнадцать лет Дуня уже была достаточно кокетлива: она умела вовремя потупить большие голубые глаза и в разговоре держалась свободно, безо всякой робости, «как девушка, видевшая свет». Кроме того, в сенях Дуня даже позволила молодому рассказчику себя поцеловать. О чем может говорить такое поведение девушки?
Вероятно, о том, что она, как и многие романтичные юные особы того времени, мечтала вырваться из нищеты и начать новую жизнь. Поэтому то Дуня и решилась сбежать от отца, но лишь с тем человеком, которого действительно полюбила, и на которого «смотрела с нежностью».
У Самсона Вырина был свой взгляд на судьбу девушки из бедной семьи, выбравшей такой опасный путь. Он в своей жизни знал много подобных «молоденьких дур», которые сначала ходят «в атласе да бархате», а потом «метут улицу вместе с голью кабацкою».
Когда Дуня ушла от него, Самсон Вырин именно так видел дальнейшее развитие событий: Поэтому то он так стремился вернуть свою «заблудшую овечку». Это желание станционного смотрителя было настолько велико, что он не сумел разглядеть истинного счастья дочери.
Между тем, Дуня с Минским по-настоящему любили друг друга, девушка жила в роскоши и со временем превратилась в прекрасную барыню Авдотью Самсоновну. Конечно, она очень переживала из-за того, что ей буквально пришлось вычеркнуть отца из собственной жизни. Именно поэтому, случайно проезжая на карете мимо родных мест, узнав о смерти Вырина, она потом еще долго лежала и плакала на его могиле.
Конфликт интересов двух поколений неизбежно должен был закончиться в повести «Станционный смотритель» трагедией либо для представителей одного из них. Если бы Дуня осталась с Выриным и не уехала в Петербург с Минским, то, вероятно, она была бы несчастна. В то же время, решившись на побег, девушка обрекла своего отца на неизбежные страдания, которые в дальнейшем стали причиной его скоропостижной смерти.
см. также:Другие сочинения по произведению Станционный смотритель, Пушкин