Проблематика романа «отцы и дети» ивана тургенева

Testsoch.ru

Сочинения на тему Краткое содержание романа Тургенева И.С. «Отцы и дети» по литературе

  Произведение начинается с событий, которые происходили 20 мая 1859 года. Барин Николай Петрович Кирсанов ожидает приезд своего сына Аркадия, который только что закончил университет.

Николай Петрович был сыном генерала, но по стопам отца ему не удалось пойти из-за детской травмы. Женился он рано и был счастлив в браке. Но, к сожалению, его жена умерла. Все свое время и силы он посвятил воспитанию сына Аркадия.

При встрече оказалось, что сын приехал не один, а с другом Евгением Базаровым. Аркадий был рад приезду, но не подавал виду. Николай Петрович рассказал все новости, и они отправились в Марьино, где их ждал Павел Петрович, старший брат отца. Между Кирсановым-старшим и Базаровым сразу возникла какая-то неприязнь.

Эта новость его ничуть не огорчила. Далее старшее семейство начинает расспрашивать о Базарове. Аркадий рассказывает, что его друг нигилист – человек, который ни во что не верит, и что для него никто не является авторитетом.

Между Евгением и Павлом Петровичем возникает очередная словесная стычка. Чтобы как-то исправить эти нелепые ссоры Аркадий решает рассказать лучшему другу историю дяди. Кирсанов-старший был офицером и любимцем женщин. Но однажды он влюбился, и эта история закончилась печально. После таких событий в его жизни, он стал жить с братом, мало с кем общался и начал читать английские книги.

Спустя две недели к Базарову все начали привыкать, но относились по-разному: дворовые его любили, Николай Петрович сомневался в его влиянии на сына, а Павел Петрович его просто ненавидел.

Однажды очередные высказывания Базарова относительно семьи Кирсановых привели к обидам и очередным спорам, которые спровоцировали конфликт между старшим поколением и младшим.

Спустя время друзья отправляются в губернский город, где встречаются с другом Базарова Ситниковым. Он приглашает их в гости к Евдокии Кукшиной. Там им не понравилась, так как хозяйка выглядела неопрятно и вела себя неподобающе.

На балу угубернатора они знакомятся с миловидной женщиной Одинцовой, и она приглашаетих к себе в гости. Дома у Анны Сергеевны Аркадию показалось поведение Базарова странным. Он вел беседу с хозяйкой, рассуждал на разные темы. Заинтересовавшись общением, Одинцова приглашает парней к себе в имение, где знакомит с ее младшей сестрой Катей.

Базаров начал влюбляться. Для него это чувство было новым, так как он изначально не признавал его и считал белибердой. Спустя время ему необходимо было отправляться домой. Он решил признаться в своих чувствах, но получил отказ. Друзья отправляются к родителям Евгения, где их хорошо принимают. Дома Базаров погостевал недолго, потому что ему стало скучно.

От жары и скуки Базаров начал обращать внимание на Фенечку. Однажды разговорившись в беседке он поцеловал ее в губы

Это увидел Павел Петрович. Обозлившись на парня, Кирсанов решает вызвать его на дуэль.

Домашним они сообщают, что стрельба из-за политических разногласий. Базаров принимает вызов. Дуэль завершается ранением Павла Петровича в ногу. После всех этих событий Базаров уезжает, а Аркадий увлекается Катей.

Изначально они испугались своих чувств, но позже решили пожениться.

Со временем, Евгений рассказывает другу всю правду, которая произошла в Марьино. Во время встречи с Одинцовой, Базаров признает свои ошибки и предлагает остаться просто друзьями. Прощаясь с другом Евгений не сказал ничего доброго, а лишь обвинил его в том, что тот не годится для важных дел.

Базаров живет у родителей, а спустя время начинает помогать отцу лечить больных. Однажды, при вскрытии трупа, он случайно ранит себя и заражается тифом. Перед смертью герой встречается с Одинцовой, сообщает ей о своих чувствах и умирает.

Через полгода отыграли две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой. Дела в семействе пошли хорошо. Кирсанов-старший уехал за границу, а Анна Сергеевна вновь вышла замуж, но уже не по любви.

Жизнь продолжается, на могилу Базарова приходят два старичка и молятся за упокоение усопшей души.  

Сочинение на тему “Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева”

Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.

Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией

Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме

Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.

Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами.

На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения.

Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.

Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции.

В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу).

Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”.

Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”.

От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.

“Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами… Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Базаров похоронен в этой могиле… К ней… приходят два уже дряхлых старичка…”

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе.

Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.

Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С.

Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения.

Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав.

Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение.

Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.

Главные темы

В романе Тургенева четко прослеживаются прогрессивные мысли: протест против насилия и рабства, боль за страдания простых людей, желание равенства.

Центральными темами «Отцов и детей» являются:

  • идейные противоречия – «за» и «против» крепостного права;
  • взаимоотношения представителей разных поколений внутри одной семьи;
  • появление «нового» человека на переломе между двумя эпохами;
  • любовь (к родному дому, женщине, близким);
  • отношения с окружающей природой и действительностью в целом.

Роман имел особенно острую проблематику для своего времени, хотя многие его темы актуальные для любого человека любого времени.

Отцы и дети в романе И. С. Тургенева

«Отцы и дети» — роман, отразивший противостояние двух об­щественных сил, сложившихся в России к 60-м годам XIX в., — либеральных дворян («отцов») и демократов-разночинцев («детей»). Название имеет двойной смысл: помимо противостояния идейно-­политических сил это и вечная проблема поколений.

Молодое поколение представляют два персонажа романа — Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Но в идеологическом плане к «детям» принадлежит только Базаров. Он воплощает поколе­ние, которое сознательно отрицает и уничтожает то, что, по его мнению, тормозит развитие общества. Это одинокий герой, в целом трагическая фигура.

Тургенев отразил в Базарове многие типические черты раз­ночинцев. Он — человек из народа, помнящий, что его «дед зем­лю пахал». Базаров близок к народу, к нему тянутся простые люди, чувствуя, что он «свой брат, не барин», о чем герой гово­рит «с надменной гордостью». Хотя Базарову иногда кажется, что русский мужик — «таинственный незнакомец», но он знает жизнь народа и уровень его сознания.

Демократизм Базарова отражен в чертах его лица, в одежде, во всем внешнем облике. Базаров привык трудиться. Даже на отдыхе в усадьбе Кирсановых он постоянно чем-то занят

Он увлечен естественными науками, свои занятия считает важной общественной задачей. Основой его мировоззрения является материализм

Базаров — практик. Он стремится во всем найти целесообразность, пользу.

Отсюда его нигилизм в отношении к искусству (Рафаэль «гроша медного не стоит»), к красоте при­роды («природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работ­ник»), к любви (ее он называет «белибердой»).

Тургенев показы­вает, что Базаров склонен из принципиальности и любви к логике доводить свой материализм и практицизм до самых последних ступеней, до вульгарного материализма и даже цинизма.

Образ Базарова полнее всего раскрывается в столкновениях с представителями «отцов». Увлеченный мощью натуры Базарова, Аркадий Кирсанов тем не менее не может быть его соратником; по определению Базарова, он «либеральный барин».

Но, желая идти в ногу со временем, Аркадий пытается найти идеал вне дворянской идеологии, хотя, как оказывается, базаровская ему совершенно чужда. Аркадий прав, отстаивая в спорах с Базаро­вым ценность искусства, поэзии, природы как источника кра­соты.

Но он хранитель традиций «отцов» не только в отношении культуры, а и в идеологии.

Главным идеологическим противником Базарова является Павел Петрович — аристократ, не умеющий говорить с народом (рядом с крестьянами он «морщится и нюхает одеколон»), анг­ломан, человек с «щегольски-сухой душой». Он совершенно ото­рван от народа, от национальной почвы: «Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя».

Базаров отрицает все, даже то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить», — крепостное право, религию, самодержавие. В Павле Петровиче много досто­инств и прежде всего — «безукоризненная честность», щедрость, «заступничество за крестьян».

Однако его «принципы» отжили свой век, что особенно ярко показала дуэль (по словам Тургене­ва, «дуэль введена для наглядного доказательства пустоты эле­гантно-дворянского рыцарства»). Материал с сайта //iEssay.ru

Николай Петрович Кирсанов, «красный барин», много тру­дится, чтобы улучшить жизнь крестьян. Он сторонник постепен­ных реформ, типичный дворянин-либерал, думающий, что длин­ными речами можно «вразумить» мужиков.

Николай Петрович пытается понять Базарова, чувствует, что «за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами…».

Воз­можно, романтик и эстет, деликатный и мягкий, Николай Пет­рович понимает, но не хочет сказать, что это «что-то» — жест­кая принципиальность и грубая сила материализма, появление которого было исторически закономерно.

  • Базаров в спорах с «отцами» оказывается победителем, но спора с жизнью некоторые его принципы не выдерживают (лю­бовь к Одинцовой, например).
  • Тургенев писал, что в Базарове ему «мечталась фигура су­мрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».
  • Смерть Базарова — последний трагический аккорд в заверше­нии характера героя, свидетельствующий, что время Базаровых еще не пришло.

На этой странице материал по темам:

  • в чем превосходство е.базарова над «отцами».
  • противостояние отцов и детей в романе тургенева
  • сочинение отцы и дети в романе с планом и эпиграфом
  • сочинение на тему отцы и дети в романе и.с.тургенева
  • иван сергеевич тургенев отцы и дети сочинение

Конфликт «отцов» и «детей»: что он означает и почему занимает центральное место в романе

Конфликтом называется серьёзное разногласие и столкновение между двумя противоборствующими сторонами. При этом воспринимать его не всегда следует негативно, так как без споров и конфликтов не было бы прогресса.

В контексте романа недопонимания между «отцами» и «детьми» — это дух переломной эпохи. Старое время уходит безвозвратно, но его сторонники не хотят так просто его отпускать. Молодежи же предстоит жить уже в новой реальности, она хочет этого и одновременно боится. Этот конфликт не может быть разрешен и никогда не разрешится, так как мир неуклонно развивается вперед: всегда будут устаревшие и прогрессивные взгляды.

С помощью споров своим героев автор доносит до читателя аргументы разных сторон конфликта. Самому же читателю предстоит сделать выбор и понять, какая позиция ему ближе.

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

+1

+1

+1

+1

+1

Сюжет: краткий пересказ

Главным героем романа «Отцы и дети» является Евгений Базаров. Ему около 30 лет, и он – нигилист. Это означает, что он отрицает все принятые в обществе порядки и ценности. Евгений подружился с молодым дворянином Аркадием Кирсановым и приехал погостить в его поместье Марьино. Там их встречают отец и дядя Аркадия: Николай Петрович и Павел Петрович.

Они олицетворяют собой все то, что характерно для старшего поколения дворян. Николай Петрович пытается худо-бедно управиться с хозяйством и очень любит своего сына, но его новые идеи находит несколько смущающими. Павел Петрович же – закоренелый аристократ, подражающий европейскому образу жизни и очень ценящий свое социальное положение. Когда появляется молодой Базаров и заявляет в глаза Павлу Петровичу, что все, что ему дорого – ничего не значит, Павел Петрович сразу делает выводы о том, что Евгений – неприятная личность.

Именно между этими двумя героями и будет развиваться наиболее острый конфликт. Николай Петрович и Аркадий скорее являются пассивными людьми: Аркадия просто влечет Базаров и его прогрессивное мышление, а Николай Петрович ни с кем не ищет ссоры и пытается найти взаимопонимание с сыном.  Павел Петрович же яро отстаивает перед Базаровым свои ценности, а последний просто посмеивается на старшим поколением.

Вскоре после приезда в Марьино Евгений и Аркадий посещают губернаторский бал, где знакомятся с молодой вдовой Анной Одинцовой. Девушка очень красивая и приветлива, поэтому оба молодых человека тут же влюбляются в нее. Однако они не спешат делиться с Анной своими чувствами. Если Аркадий просто застенчив, то у Базарова происходит настоящий духовный кризис.

Всю свою жизнь этот герой отрицал значимость чувств и насмешливо относился к романтике. Но когда он почувствовал, что сам влюбляется в девушку, он пытается совладать со своей любовной привязанностью. Тут стоит отметить, что Евгению уже около 30 лет, но такие сильные чувства он испытал впервые. Не имея никакого опыта романтических взаимоотношений, Базаров не может справиться с разгорающейся внутри него страстью.

Тем временем Аркадий замечает, что его друг влюбился в Анну. Он начинает ревновать, и их отношения с Базаровым постепенно портятся. Тем временем Евгений решается на то, чтобы раскрыть Одинцовой свои чувства, но та отвергает его. Ее пугает накаленная страсть Базарова, ведь все, что она хочет – это спокойно выйти замуж по расчету и продолжить свою тихую и размеренную жизнь.

Отказ больно ранит Евгения. Его отношения с Аркадием все больше дают трещину, а последний увлекается сестрой Анны – скромной Екатериной.

После того, как Базаров вернулся в Марьино, его общение со старшими Кирсановыми становится все более напряженным. Теперь споры между ним и Павлом Петровичем уже далеко не идеологические – им понравилась одна и та же девушка, Фенечка (которая, в свою очередь, имела отношения с Николаем Петровичем). Все заканчивается тем, что Павел вызывает Евгения на дуэль, где получает ранение. Базарову ничего не остается, кроме как покинуть Марьино навсегда.

Он возвращается домой, к стареньким родителям. Во время своей медицинской практики Евгений заражается тифом и вскоре умирает. Перед смертью его навещает Одинцова. Базаров же понимает, что его убеждения ничего не значили. Это подтверждается тем фактом, что убитые горем родители Евгения хоронят сына по религиозным обычаям, хотя тот был неверующим.

Анна Одинцова опять выходит замуж по расчету. Аркадий женится на Екатерине, а Николай Петрович на Фенечке. Семья счастливо живет в Марьино, а Павел Петрович навсегда уезжает за границу.

Несмотря на то, что финал романа кажется счастливым, читатель все равно остается в неизвестности. Буквально через год крепостное право должны отменить, и непонятно, что будет с изнеженными дворянами после того, как они лишатся в поместье рабочей силы.

Тема

В романе «Отцы и дети» раскрывается глобальная проблематика. В первую очередь – это взаимодействие отцов и детей (это может пониматься как напрямую, так и условно, поскольку отцами и детьми понимаются не только члены семьи, но и представители разного поколения).

Смысл романа – не только в том, чтобы показать непонимание в семейных отношениях, но и отобразить конфликт прогрессивного мышления нового поколения и устоявшихся взглядов старого поколения.

В 1850-ые годы жители России еще делились на дворян (передовой класс), простых людей (свободных, но не имеющих дворянского статуса и полагающихся с ним привилегий), а также крестьян (в то время еще не освобождённых). Те, кто имели высокое положение в обществе и считались интеллигенцией, не хотели ничего менять. Получалось, что среди всех российских жителей наибольшую ценность представляли как раз дворяне. Как раз это и критиковал Тургенев в своем произведении: праздная жизнь дворянства никак не помогала обществу развиваться.

Сами же представители этого класса не хотели ничего менять и предпочитали жить в привычном для них мире. Молодому поколению (особенно тем, у кого не было богатства и аристократического образа жизни) же начало казаться, что существующая система устарела и не несет практической пользы. Так оно и было. Но только такое движение, как нигилизм, отрицали все имеющиеся ценности, но, как справедливо подметил Павел Петрович, ничего не предлагало взамен. Получалось, что Базаров отрицал все… просто ради того, чтобы отрицать.

Основная мысль книги состоит в том, чтобы создать для читателя серьезный выбор сразу в нескольких вопросах:

  1. Что нужно для стабильного развития общества?
  2. Насколько переоценено дворянство?
  3. Какими идеями должна руководствоваться прогрессивная молодежь?
  4. Имеет ли право на существование приверженность старым традициям?

В наше время дворян и крестьян давно уже не существует, но вопросы выбора и прогресса остаются актуальными всегда. Точно также никогда не устареет и конфликт поколений.

Основные проблемы

В романе «Отцы и дети» описываются сразу несколько важных проблем, которые остаются актуальны независимо от времени.

Остановимся на них подробнее.

Взаимоотношения между поколениями

Проблема отношений между старшим и молодым поколением является центральной для книги. Судьба каждого героя связана с вопросами: для чего я живу? Насколько я полезен? В чем смысл всего происходящего?

Представители разных поколений по-разному отвечают на этот вопрос. Для прогрессивной молодежи характерная активная деятельность и поиск истины, в то время как старшее поколение – это созерцатели, привыкшие к труду крепостных и праздному образу жизни. Особенно ярко эти качества проявляются в персонаже Павла Петровича.

В этом расхождении есть еще и третья сторона – нигилизм. Он отрицает все, что было построено и определено обществом ранее, но при этом не предлагает чего-то нового. Именно поэтому в конце жизни Базаров понимает бессмысленность своих убеждений: за тридцать с лишним лет он так ничего не получил и не добился в своем нигилизме, да и умер весь бесславно. Его жизнь прошла никем особо не замеченной.

Личный выбор каждого человека

Также остро в романе стоит проблема нравственного выбора: где истина? И. С. Тургенев считал, что люди не должны отрицать своего прошлого и истории, ведь так не получится построить счастливое будущее. Кстати, культура отрицания особенно актуальна в 2020-ых годах, когда во всем мире идет борьба за равноправие и толерантность. Но если люди будут скрываться от собственной истории, то они никогда не смогут учиться на своих ошибках.

Каждый персонаж романа сам выбирал свой путь. Павел Петрович крепко держался за старые традиции, Аркадий пытался найти для себя что-то новое и соответствующее его убеждениям, Николай Петрович просто пытался научиться жить в стремительно изменяющемся мире. Базаров же выбрал ничего не ценить, и, соответственно, ничего не иметь в этой жизни (тут мы говорим, конечно, о духовных приобретениях).

Все заканчивается вполне ожидаемо: каждый получает то, к чему он стремился.

Трагедия «лишнего» человека

В своем романе Тургенев дал понять, что пусть история Базарова и была трагичной, у этого персонажа было высокое предназначение. Если бы он не только отрицал все существующее, но и предлагал новое, то он стал бы одним из первооткрывателей, толкающих прогресс вперед.

Например, Евгений мог бы стать успешным исследователем и врачом. Но в конечном итоге он превратился в «лишнего» человека, которые прошел через судьбы других персонажей, но нигде не имел настоящей ценности. Даже после смерти его хоронят не так, как он бы сам этого хотел. В этом и состоит основная трагедия этого персонажа.

Новая русская интеллигенция

В 1850-ых годах в России появился «новая» интеллигенция. Подрастающее поколение столкнулось с тем, что научный и технический прогресс плохо уживался с устаревшими общественными устоями. Все более острой становилась социальная несправедливость: в то время, как ремесленники вынуждены много трудиться ради куска хлеба, дворяне ведут праздный образ жизни, наживают богатство и просто наблюдают за тем, как работают крестьяне.

Если раньше такое положение вещей ни у кого не вызывало вопросов, то теперь мир нуждается в изменениях. Смелость начать их берут на себя как раз представители «новой» интеллигенции.

Вечные ценности

Вечными духовными ценностями для человека считаются любовь, дружба, семья, отношение к искусству, гармония с природой. И если представители старого дворянства всецело отдаются этим ценностям (чем же им еще заниматься, если не нужно работать с утра до вечера?), то молодое прогрессивное поколение ставит эти ценности под сомнения. Такие люди, как Базаров, отрицают духовное богатство… Но возникает вместе с тем и вопрос: для чего же тогда они живут?

И. С. Тургенев дает понять в своем романе, что нигилизм и праздное времяпровождение – это две противоположных крайности. Истина же находится, как обычно, посередине. Современный человек должен приносить пользу обществу и стремиться к большему, но не забывать о своих настоящих духовных ценностях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: