Пример школьного музея
Грамотная работа коллектива, множество интересных событий, прозрачная отчетность делают возможным привлечение дополнительных средств. Крупные компании, государственные ведомства, родительский комитет часто инвестируют в детские культурные проекты. Взаимовыгодное партнерство и финансовая поддержка позволяют школьному музею реализовать самые дерзкие задумки.
Прогрессивные музейные проекты культивируют профессиональный рост учителей, мотивируют детей к образовательному процессу, приучают их к труду и творческой активности, объединяют поколения, прививают культурные ценности.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .
-
Современная языковая ситуация и проблемы речевой культуры кратко
-
Методика изучения местоимения в начальной школе
-
Концепция развития школьных информационно библиотечных центров новосибирской области
-
Характеристика маши мироновой и швабрина из капитанской дочки кратко
- Презентация на тему осень для детского сада
Паспортизация школьных музеев
Паспортизация школьного музея — официальная регистрация музеев образовательных учреждений. Проводится с 1974 г. после выхода первого Положения о школьном музее.
Если музей осуществляет деятельность в образовательном учреждении в соответствии с Положением не менее года, он подлежит паспортизации.
Цели и задачи паспортизации заключаются в следующем:
- регистрация школьных музеев и присвоение им звания «Школьный музей» или «Музей образовательного учреждения»;
- совершенствование деятельности школьных музеев в деле воспитания и образования;
- укрепление контактов школьных музеев с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими организациями и учреждениями.
Паспортизация проводится комиссией по паспортизации, создаваемой органами исполнительной власти субъекта РФ (органами местного самоуправления), осуществляющими управление в сфере образования.
В состав такой комиссии, как правило, входят представители государственных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений, а также по согласованию сотрудники государственных музеев и учреждений культуры, ветераны и представители общественности.
Основными критериями для получения свидетельства о паспортизации являются:
а) коллекция подлинных предметов, зафиксированных в книге поступлений (инвентарной книге);
б) экспозиция, размещенная в приспособленном помещении;
в) актив из числа обучающихся и педагогов, ведущих работу в музее;
г) устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
Для паспортизации необходимо оформить на бланке органа исполнительной власти субъекта РФ (органа местного самоуправления), осуществляющего управление в сфере образования, заявку на паспортизацию школьных музеев. К ней прилагаются по каждому школьному музею: учетная карточка музея, акт обследования музея и четыре фотографии экспозиций музея. Формы указанных документов размещены на официальном сайте Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения (далее — ФЦДЮТиК) (www.turcentrrf.ru) в разделе «Паспортизация школьных музеев».
Стоит отметить, что паспортизация музеев образовательных учреждений проходит в постоянном режиме по мере поступления заявок.
Результатом паспортизации отдельно взятого музея является составление его паспорта и выдача свидетельства о присвоении ему звания «Школьный музей» или «Музей образовательного учреждения».
Каждые пять лет все паспортизированные музеи подтверждают свое звание (перепаспортизуются).
Помещение для школьного музея
Идеальное расположение выставки – теневая сторона здания. В противном случае нужно будет продумать защиту экспонатов от солнечных лучей: жалюзи, плотные шторы, раскидистые комнатные растения, деревья с внешней стороны здания.
В экспозиционном зале важно соблюдать температурный режим. Выставочные атрибуты нужно бережно хранить в герметичных витринах, размещать как можно дальше от отопительных приборов
Удачное место для габаритных предметов – в центре витрины чуть выше или ниже уровня глаз. Для мелких деталей выгодное расположение – ближе к зрителю и на высоте взгляда. Освещение должно быть направлено от зрителя к предметам выставки.
Виды школьного музея
Музей-экспозиция (выставка) . Выставочные предметы здесь, как правило, представлены в закрытых стеклянных витринах или шкафах. Музейный зал строго ограничен и предназначен исключительно для организации экскурсий по узкоспециализированным вопросам. Часто педагоги включают выставочные экспонаты в учебный процесс. Музей-экспозиция придает школе элитарность и маловажен для внеклассной, досуговой или кружковой деятельности.
Музей-мастерская или студия . Обязательное условие – наличие в выставочном зале зоны для творческих занятий. По этой причине школы часто организуют такие музеи в кабинетах для уроков технологии или изобразительного искусства. Экспозиционные материалы не всегда представлены в границах одного помещения, иногда размещены в разных классах. Музей максимально вовлечен в образовательный процесс.
Музей-лаборатория . Основное отличие от предыдущего вида – профиль выставочных экспонатов. Здесь представлены атрибуты исключительно естественно-научной и технической тематик. Часть экспозиции располагается в предметных кабинетах. Выставочное пространство состоит из исследовательской лаборатории и специального оснащения.
Музей-клуб или музей-театр . Выставочный фонд помогает работе внеклассной кружковой деятельности школы. В него входят театральные наряды, фото-, видео-, аудиоматериалы о кинематографе и театре, заметки печатных изданий о национальных обычаях и традициях разных стран. Музейные атрибуты используются в театральных постановках, на уроках географии, истории.
Музей – адаптационный центр . Вид школьного музея для коррекционного образовательного учреждения. Здесь музей выполняет социально-психологическую функцию, например, формирование благоприятной атмосферы общения. Как правило, управляющий адаптационным центром имеет психологическое образование, обладает знаниями и навыками работы с девиантным детским поведением, сложными подростками, инвалидами. Задача музея – обеспечить доверительную коммуникацию, основанную на понимании и уважении.
Музей – экскурсионное бюро . Экспозиционный фонд базируется на краеведческих, исторических данных региона или города. Музей одновременно выполняет роль экскурсионного бюро, которое организует выездные или стационарные лекции, экскурсии. Музей отлично дополняет сопутствующие учебные программы: например, краеведение, экологический туризм.
Музей-игротека . В основе экспозиции – игры и игрушки, сделанные детьми, или переданные в дар. Для учеников младших классов руководство музея и педагоги проводят театрализованные обучающие уроки, выездные игровые мероприятия.
Музейное кафе . В рамках музейной деятельности учащиеся знакомятся с культурой приготовления пищи, столовым этикетом, рецептами и обычаями разных народов, организуют тематические кулинарные мастер-классы и чаепития.
Музей-ярмарка . Событийное мероприятие как вид досуга и предпринимательской деятельности. В торговый ассортимент входят изделия, изготовленные руками школьников.
В действительности современный школьный музей не придерживается строго одного жанра, а комбинирует их. Любой проект эффективнее развивается, если используются разные формы работы. Главное, чтобы принципы деятельности музея соответствовали специализации учебной организации, удовлетворяли творческие потребности детей, отражали историю региона и школы.
Саркофаги и доспехи: чему посвящают свои выставки дети
В британской начальной школе «Сайдгейт» в создании местного музея участвуют группы от каждой параллели. Каждому потоку выделяют секцию, где они организуют выставку, например, на тему истории, естествознания или географии. Кураторами тоже становятся ученики, их выбирают в классах. Задача кураторов — собирать работы и артефакты.
К экспонатам прикладывают небольшие пояснительные записки и QR-коды. Просканировав код, можно посмотреть дополнительную информацию об объекте. Одну из экспозиций Древнему Египту. Среди выставочных объектов были, например, макеты анха и саркофага.
Как отмечают в школе, эта практика научила ребят методам исследования и показала, как собирать доказательства и с их помощью приходить к собственным заключениям. Ученики попробовали себя в роли археологов, исследователей, журналистов и музейных кураторов. Вовлечённость в проект помогла им почувствовать себя увереннее и самостоятельнее.
Фото: страница начальной школы «Сайдгейт» в Twitter
Фото: страница начальной школы «Сайдгейт» в Twitter
В другой британской школе ученики третьих и четвёртых классов организовали музей саксонской культуры. Дети сами выбирали, какая тема им интереснее, — и в соответствии с этим получали свою область ответственности. На выставке представили, среди прочего, портретную галерею саксонских королей, саксонские одеяния, шлемы, щиты, украшения и глиняную посуду. А ещё установили шатёр, в котором дети показывали фильмы, созданные ими на изучаемую тему.
Почему дети больше не спрашивают «А зачем мы это учим?»
То, что организация музея повышает самостоятельность учеников, отмечали и в школе «Бейсайд» в Висконсине. Они не только ответственно подошли к увлекательному делу, но и научились командной работе, улучшили навыки общения и решения реальных задач.
А ещё такая работа мотивировала юных исследователей учиться. Нередко ребята спрашивают учителя: «А зачем мы это учим?» Но организация музея сама по себе содержит ответ на этот вопрос. Необходимость стать экспертом в теме своей выставки побуждала учеников читать литературу и источники, проводить интервью и выполнять другие исследовательские задачи.
Среди других плюсов музейного обучения Линда Д’Аккуисто, автор книги «Выставочное обучение: как музеи, созданные учениками, помогают пониманию», отмечает, что оно помогает:
- Получать новые знания благодаря обобщениям, анализу и синтезу информации из разных источников при ответе на вопросы, которые возникают в ходе работы.
- Осваивать новые навыки, среди которых, например, дизайн и написание текстов (они нужны, чтобы поделиться своими знаниями).
- Сотрудничать с одноклассниками, учителями и местным сообществом.
- Создавать визуальную или письменную презентацию усвоенных знаний.
- Сообщать свои знания кому-то ещё, кроме учителя.
Зачем школам идти в музеи, а музеям — в школы
Создание музея учениками — один из примеров объектно-ориентированного обучения. Основная цель этого подхода — передавать знания, демонстрируя ученикам объекты, связанные с темой урока (англ. learn from objects), а не просто рассказывая о них (англ. learn about objects). Объектами в таком обучении выступают произведения искусства, музейные артефакты, архивные материалы или их цифровые копии. Такой подход глубоко погружает учеников в изучаемую тему: ведь они оказываются настолько же близки к объекту, как и те, кто создал его.
С другой стороны, объект становится для учеников источником информации и побуждает их задавать вопросы: «Кто сконструировал этот объект, или он создан природой?», «Почему у него такая форма?», «Из какого материала он состоит?», «Для чего он использовался?», «Что он может рассказать об обществе, в котором его использовали?» и так далее.
Фото: Akimov Igor / Shutterstock
Библиотеки, галереи, архивы, музеи — каждое из этих мест может стать площадкой для объектно-ориентированного обучения. Иногда учащимся даже не обязательно посещать её. Так, в Англии широкое распространение получили особые тематические коробки, которые музеи «одалживают» школам. В каждую аккуратно упакованы музейные предметы, описания и инструкции к ним, чтобы прикоснуться к истории можно было сразу на уроке.
Причём дисциплины не обязательно должны быть историческими. Организация «Музеи и галереи Лидса» предлагает школам 25 коробок с тематическими коллекциями. В коробке «Космос», например, содержатся редкие геологические объекты — в частности, фрагмент паласситового метеорита возрастом более 4,5 млрд лет.
Городской музей английского города Чемсфолд предоставляет школам коробки с коллекциями по зоологии и истории. А ещё — необычный набор для экспериментов по мотивам книги Ронды Армитаж «Ланч смотрителя маяка». А один канадский музей одалживает школам артефакты Первой мировой, но акцент там делают на «индивидуальной» истории: в тематических коробках находятся личные вещи, открытки, фотографии и рассказы об участниках войны.
Стоит отметить, что большинству школ приходится арендовывать такие коробки за отдельную плату — и получать их на один семестр. Многие музеи предлагают специальную подписку, чтобы каждые несколько месяцев ученики могли увидеть новые артефакты. Школы охотно реагируют на такие предложения, а некоторым приходится даже подождать в очереди, так велик спрос.
Общие положения о деятельности школьных музеев
Пунктом 2 ст. 27 Закона об образовании установлено право образовательных учреждений иметь в своей структуре различные подразделения, в том числе музеи.
Вместе с тем каких-либо нормативных актов, регламентирующих правовые основы создания и осуществления деятельности школьных музеев, в настоящее время не существует.
Согласно п. п. 1.2, 1.3 Положения школьный музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.
Профиль музея. Под профилем музея понимается специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.
Проанализировав деятельность созданных и развивающихся школьных музеев, можно выделить следующие профили таких музеев:
- историко-краеведческий — изучает историю возникновения и развития отдельно взятой местности или объекта (обычно это музеи истории школы, края, города);
- военно-исторический — экспозиция рассказывает историю военных событий, происходивших на территории родного края (обычно это музеи боевой славы);
- литературный — изучает и ведет сбор материалов по творчеству и жизнеописанию деятелей литературы, имевших (не имевших) тесной связи с краем;
- этнографический — изучает самобытность населения той или иной местности, проводит сбор материалов об обычаях, обрядах и прочее;
- естественно-научный — изучает и ведет сбор материалов природы в целом и родного края в частности;
- мемориально-биографический — рассказывает о жизни и деятельности отдельно взятой личности (известном писателе, ученом, герое военных событий и т.п.), связанной с родным краем.
Иногда встречаются музеи, экспозиция которых всесторонне рассказывает о всех сферах деятельности родного края (истории, природе, экономике, культуре и пр.). Такие музеи называются комплексными краеведческими музеями или залами.
В то же время музей может иметь монографический характер, то есть быть посвященным какому-то одному предмету, явлению или событию (например: музей хлеба, музей игрушки, музей самовара, музей N-й армии и т.п.).
Создание музея. Организация музея в образовательном учреждении, как правило, представляет собой результат краеведческой, туристской, экскурсионной работы обучающихся и педагогов. Создание школьного музея осуществляется по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности. Обязательными условиями для создания школьного музея являются (п. 3.4 Положения):
Учредителем музея выступает образовательное учреждение, в котором организуется такой музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей (п. 3.2 Положения).
Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.
Функции музея. Согласно п. 4.1 Положения основными функциями музея признаются:
- документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;
- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
- организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
- развитие детского самоуправления.
Руководство музея. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения, а непосредственное руководство практической деятельностью музея — руководитель музея, назначаемый приказом по образовательному учреждению (п. п. 6.1, 6.2 Положения).
Текущую работу музея ведет совет музея (п. 6.3 Положения). К функциям совета музея относятся:
- разработка и утверждение перспективных и календарных планов работы, тематико-экспозиционных планов;
- решение вопросов включения в фонды музея памятников истории, природы и культуры, которые поступают в процессе комплектования фондов музея;
- слушание и изучение отчетов руководителей поисковых групп;
- обсуждение основных вопросов деятельности музея;
- организация встречи учащихся с ветеранами войны, деятелями науки, культуры и искусства и другими интересными людьми;
- руководство подготовкой лекторов и экскурсоводов.
Кроме того, в целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет (п. п. 6.3, 6.4 Положения).
Музейный фонд
Каждый экспонат обладает художественной ценностью, смысловой значимостью, характеризует среду обитания, этап развития эпохи. Существуют неформальные критерии отбора потенциальных экспонатов:
информативность – содержательное значение предмета;
аттрактивность – способность привлечь внимание посетителей;
экспрессивность – интенсивность влияния на эмоциональную сферу человека;
репрезентативность или представительность – преимущество перед аналогами.
Формирование фонда – непрерывный увлекательный процесс. Необходимо регулярно пополнять коллекцию, привлекая детей. Учащиеся с повышенным интересом принимают участие в поисковых работах, исследовании исторических архивов, создают экспонаты своими руками.
Документооборот, учет предметов фонда не терпит халатности. Каждый атрибут обладает ценностью, его потеря или ненадлежащее хранение грозит ответственностью.
Для вузов это тоже полезная практика
Стоит отметить, что зародилось объектно-ориентированное обучение вовсе не в школах, а в университетах
В XIX и начале XX века университетские музеи — их создание и функционирование — были важной частью образовательного процесса. Многие коллекции, собранные студентами и преподавателями, и сегодня используются по назначению
Есть целый ряд специальностей, где без такого обучения в принципе не обойтись: например, история, археология, геология и так далее. Но некоторые вузы используют объектно-ориентированное обучение, чтобы расширить кругозор студентов самых разных специальностей, как, например, в Австралии.
А в Англии учащиеся проводят целые исследования вместе с музеями. Например, студенты медицинского факультета Университетского колледжа Лондона выясняли, как взаимодействие с музейными объектами влияет на пациентов местной больницы, на примере таких же коробок, которые одалживают школам.
Заключение
Музеи, создаваемые в образовательных учреждениях, являются их структурными подразделениями. Многие из таких музеев образуются на общественных началах, как правило, благодаря активной работе школьных поисковых отрядов по сбору и выявлению музейных объектов, а также поступлению материалов и информации от населения. При накоплении определенного количества таких объектов возникает вопрос о формировании музейного фонда и учреждении музея при образовательной организации. Решение о создании музея как структурного подразделения принимается руководителем образовательного учреждения, в котором такой музей создается. Школьные музеи могут быть различной профильной направленности: краеведческие, военно-исторические, литературные и т.д.
Действующие музеи, созданные в образовательных учреждениях, подлежат паспортизации.
Руководитель учреждения обязан обеспечивать сохранность музейного фонда, которая достигается:
- путем отражения информации о музейных предметах в учетной документации;
- путем создания оптимальных условий для хранения и использования, своевременной консервации и реставрации музейного фонда.
Музейные предметы, включенные в состав музейного фонда, на балансе образовательного учреждения не отражаются.
бухгалтерский учет и налогообложение»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ