Полотно-откровение
Картину невозможно описать словами: она потрясает. Сила ее воздействия на нормальных людей так высока, что прусский генерал советовал Александру II сжечь ее, дабы все видевшие картину не превратились в пацифистов. Да и русский император был очень недоволен произведением, очевидно, он считал, что подобные полотна убивают патриотизм, желание воевать вообще, в том числе и защищать Родину. Вот какого апокалиптического звучания достиг в этой своей работе В.В. Верещагин. «Апофеоз войны», картина, написанная в 1871 году, входит в Туркестанскую серию (1871-1874), появившуюся в результате поездок художника в 1867-1870 годах. В. Верещагин принимал участие в военных действиях и был награжден орденом св. Георгия за бой под Самаркандом.
Все картины этой серии очень хороши («Ворота Тамерлана», «Портрет бачи», «Смертельно раненный»). Но, разумеется, центральным произведением была картина-откровение «Апофеоз войны». Василий Верещагин, показавший уже серию в Лондоне (выставка была в Хрустальном дворце), поставил условием приобретение всей серии целиком. В 1874 году П.М. Третьяков купил ее за 92 тысячи серебром.
Верещагин Василий Васильевич краткая биография
Дата рождения: 14 октября 1842 года.Дата смерти: 31 марта 1904 года.Место рождения: Вологодская губерния Российской империи.
Верещагин Василий Васильевич – знаменитый русский художник-баталист. Так же Василий Верещагин был известен как литературный деятель.
Василий появился на свет в семье зажиточного дворянина в октябре 1842 года в Череповце. Семья была многодетная – у Василия было трое братьев. Всех мальчиков отправили обучаться в военные учреждения.Василий был определен в морской кадетский корпус. Завершив его и немного прослужив, он резко изменил сферу деятельности и стал студентом Академии художеств.
Проучившись там три года, Василий решил отправиться на Кавказ. Дело было в том, что академическая система обучения была не по душе художнику, и он решил побыть наедине со своими мыслями о способах рисования. К этому добавились и материальные трудности – после отказа художника от военной карьеры, его отец отказал в материальной помощи.
Важно
Пробыв на Кавказе год, Василий решил побывать в Париже, где прошел стажировку у Жерома.Затем некоторое время художник перемещался между Кавказскими горами, Парижем и Петербургом. В 1866 году была закончена официальная часть обучения, художник оказался в «свободном плавании». За время учебы он зарекомендовал себя талантливым и работоспособным. О нем узнал генерал К.
Кауфман и предложил ему должность художника в Туркестане. Переезд в Самарканд пришелся как раз на время осады города и художник в это сложное время показал пример мужества, и получил за это боевой орден.Несколько позже все эти впечатления были переосмыслены в картины и проведена выставка в Петербурге.После показа картин через Сибирь Василий вернулся в Среднюю Азию.
Путь его лежал через Китай, где как раз подавался мятеж дунган. Человеческая смерть, страдания и новость о жестоком убийстве европейца в тех местах стали источником грустных размышлений. Итогом их стала картина «Апофеоз войны».После этой поездки художник отправился в Мюнхен, где написал произведения на восточную тему и выставился с большим успехом.
Но русский царь остался недоволен, по его мнению картины демонстрировали жалость к противнику.Несмотря на такую оценку, Василий буквально через месяц стал профессором Академии художеств в столице. Но резкая оценка все-таки оставила след в душе творца, и он уничтожил несколько своих работ.Возможно, после этого потрясения последовали два года в Индии, с периодическими поездками в Тибет.
Оттуда он перемещается в Париж.Узнав, что началась русско-турецкая война, он бросает свою мастерскую и тотчас отправляется в действующую армию. Василий считал, что картину о войне невозможно создать, самостоятельно не прочувствовав все ее тяготы и ужасы. Не жалея себя, он не только рисует, но участвует в боях.
Именно там было получено огнестрельное ранение ноги, которое могло закончиться фатально. Все обошлось, хотя развилась гангрена и потребовалась серьезная операция.Возможно, в поисках новых сюжетов, а может и по велению души, Верещагин вновь отправился в Индию, а затем в Палестину. Евангельские сюжеты стали итогом этих поездок.
Затем география изменяется – вместе с семьей проводит время у Белого моря и на Соловках.Крым, Филиппины, Куба, Япония – неполный список стран, где Василий побывал в начале 19 века. Начало войны с японцами, естественно, не оставило его равнодушным.Герой погиб во время взрыва броненосца вместе с одним из адмиралом в 1904 году.
Достижения Василия Верещагина:
• Один из самых знаменитых русских живописцев• Картины, написанные Верещагиным, хранятся в лучших музеях мира
Даты из биографии Василия Верещагина:
• 1842 г. появился на свет• 1901 г. начал обучение в кадетском корпусе• 1860 г. поступил в Академию художеств• 1864 г. отбыл на учебу в Париж• 1865 г. вторая поездка на Кавказ• 1867 г. отправился в Самарканд• 1869 г. участник и организатор «туркестанской выставки»• 1871 г. бракосочетание с Элизабет Рид• 1874 г. поездка в Индию• 1877 г. отправился на русско-турецкую войну• 1882 г. вторая поездка в Индию• 1901 г. поездка на Кубу
• 1904 г. погиб в Порт-Артуре
ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама
Контекст
«Апофеоз войны» — одна из редких картин, на которой Верещагин изобразил то, чего не видел в реальности. В основе сюжета — события 14-го века, связанные с Тамерланом. Его имя приводило в ужас правителей Востока и Запада. Он обескровил Орду, жестоко подчиняя каждое селение на своём пути. Например, придя в Иран и взяв крепость Себзевар, Тамерлан приказал возвести башню, замуровав в стены живьём 2 тыс. человек. А после разграбления Дели по приказу полководца были обезглавлены 100 тыс. мирных жителей. По воспоминаниям современников, сделанные из голов индийцев башни достигали огромной высоты. Тамерлан считал, что подобные пирамиды прославляют его полководческий талант.
«Двери хана Тамерлана», 1875 г. В. В. Верещагин. (Государственная Третьяковская галерея)
Картина является частью Туркестанской серии, над которой Верещагин работал после участия в русской кампании в Средней Азии во второй половине 1860-х. На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман. Верещагин не только наблюдал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени. По созданным эскизам художник работал 2 года в Мюнхене. Вошедшие в Туркестанскую серию картины, а также этюды и эскизы были впервые показаны в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году — в Петербурге и Москве.
В России военные, в том числе и Кауфман, называли Верещагина клеветником. Журналисты писали, что герои Туркестанской серии — туркмены, торжествующие над русской армией, а «Апофеоз войны» якобы воспевает их подвиги.
«Самарканд. Мавзолей Гур-Эмир», 1869−1870 гг. В. В. Верещагин (Государственная Третьяковская галерея)
А между тем во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна. Есть среди его работ и те, что показывают красоту мира, экзотику мест: сутолока базар с его пёстрыми товарами, резные минареты, местные жители и их быт. Через эти сюжеты Верещагин открывал зрителям новый дивный мир, на фоне которого война теряла всякий смысл.
«Апофеоз войны», Верещагин
Год написания: 1871Размер: 127 × 197 смМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва
Вариант 1 — Кратко
9 предложений/ 118 слов
Картина Василия Верещагина «Апофеоз войны» — это произведение, насыщенное глубоким аллегорическим смыслом. Создавая его, художник обратился к теме страшных военных трофеев восточных завоевателей древности, стремясь передать таким образом весь ужас военных действий, в какую бы эпоху они ни происходили.
На полотне изображена большая пирамида из человеческих черепов. Различные повреждения и отметины на них свидетельствуют о тяжёлых травмах, полученных этими людьми перед гибелью.
Черепа лежат посреди широкой выжженной солнце степи и над ними кружат чёрные вороны. На заднем плане можно заметить сухие деревья и руины заброшенного города.
Всё на картине Верещагина мертво и безмолвно. Даже поднимающееся над горизонтом голубое небо давит на зрителя своей неестественной чистотой. Воздух кажется раскалённым, пропитанным болью и страданием, которые принесла в эти земли война.
Вариант 2 — Подробно
20 предложений/ 199 слов
Картина «Апофеоз войны» стала признанным шедевром Василия Верещагина. Сам художник посвятил её завоевателям прошлого, настоящего и будущего.
На полотне изображена гигантская пирамида из человеческих черепов, которым нет числа. Многие из них содержат следы от мечей, пуль или иных орудий. Другие и вовсе расколоты на мелкие кусочки.
Черепа лежат посреди жёлтой степи. Вокруг них кружат чёрные вороны — известные птицы-падальщики, вечные спутники военных сражений. Несколько ворон сидит прямо на пирамиде, выискивая там себе возможную еду. Земли степи мертвы и безмолвны. Некогда растущие здесь деревья сожжены солнцем и пожаром войны. Вдали виднеется полуразрушенный город, за которым возвышаются острые хребты тёмных гор.
Голубое небо на картине также совершенно лишено каких-либо признаков жизни. Оно давит на зрителя своей неестественной чистотой, создавая ощущение безвыходности, лишая всякой надежды. Липкий степной воздух кажется раскалённым до немыслимых пределов.
Безусловно, эта картина Верещагина наделена глубоким аллегорическим смыслом. Сюжет её был навеян жестокими деяниями восточных завоевателей древности. В частности, Тимура Тамерлана, войска которого оставляли после себя на поле боя подобные груды черепов.
Но художник намеренно лишил своё произведение отсылок к определённой исторической эпохе. Верещагин стремился передать в своей работе весь ужас такого страшного события, как война, в принципе. Вне зависимости от того, в какое бы время оно ни происходило.
см. также:Все сочинения-описания картин
Толкование символики на картинах В. Верещагина «Апофеоз войны»
Оружие и снаряжение
На картинах из цикла «Апофеоз войны» В. Верещагин изображает различное оружие и снаряжение воинов. Одни носят шлемы и кольчуги, другие — мечи и копья. Эти элементы символизируют силу и боевой дух воинов, а также жестокость и беспощадность войны.
Детали и флаги на картинах
В ряде картир Верещагина можно увидеть флаги, гербы и другие детали национальных символов разных государств. Эти детали символизируют национальную идентичность и патриотизм народа, который отправляется на войну. Однако на картиных каждого государства также изображены и враги, которые приносят ужас и разрушение.
Руины и сражения
Картины Верещагина «Апофеоз войны» также изображают сцены разрушения и сражений. В этих картинах мы видим жестокость и безжалостность войны, разрушения и потери жизней. Элементы руин символизируют уничтожение и разрушение, а сцены сражений напоминают нам о горестных последствиях войны.
Портреты и лица воинов
Одним из главных жанров картины является портрет. Портреты и лица воинов на картинах Верещагина символизируют героизм, смелость и преданность военной дисциплине. Здесь мы можем увидеть поистине настоящих воинов, которые готовы пойти на смерть за свою страну.
Народная жизнь
Среди картины Верещагина из цикла «Апофеоз войны» выделяются и сцены бытового характера, на которых изображены люди, не связанные непосредственно с военными действиями. Это могут быть картины, где повествуется о ремеслах или работе на полях, но здесь мы видим устойчивость народной жизни в условиях войны. Элементы из народной культуры символизируют национальную идентичность и стойкость народа перед трудностями.
Элемент символики | Смысл на картинах |
---|---|
Оружие и снаряжение | Силу и боевой дух воинов, но также жестокость и беспощадность войны. |
Детали и флаги на картинах | Национальную идентичность и патриотизм народа, но также и врагов, приносящих ужас и разрушение. |
Руины и сражения | Уничтожение и разрушение, а сцены сражений напоминают о горестных последствиях войны. |
Портреты и лица воинов | Героизм, смелость и преданность военной дисциплине. |
Народная жизнь | Стойкость народа перед трудностями в условиях войны. |
История создания картины: две версии
«Апофеоз войны» — картина, приобретшая такое мощное вневременное звучание, что обе версии, якобы натолкнувшие художника на создание шедевра, кажутся смехотворными.
По первой, женщины двух городов — Дамаска и Багдада — обратились с жалобой к Тамерлану на своих мужей, грешников и развратников. И вот этот исключительной порядочности человек, склонный к моногамии, принял глубоко к сердцу бабью дурь и уничтожил 200 тысяч человек, из черепов которых сложили 7 пирамид. Уничтожали сластолюбцев зверски: черепа носят следы пуль и сабельных ударов. Надо полагать, что обманутые жены остались очень довольны увиденным и бесконечно благодарили Тимура. Может быть, легенда была своего рода пиар-ходом, оправдывающим в веках зверства одного из десяти самых жестоких завоевателей.
Второй вариант тоже свидетельствует о жестокости Тамерлана, приказавшего отрубленную голову путешественника положить на самый верх пирамиды из черепов казненных ранее людей. Очевидно, оба случая имели место, что свидетельствует о жестокости как мужчин, так и женщин, но они были частными.
Оценка современников
Все лучшие люди того времени, посмотрев картину, оценили ее очень высоко. В.В. Стасов, восторженно отзываясь о полотне, назвал Верещагина историком и судьей человечества. Крамской был высокого мнения и о картине, и о самом художнике, первым показавшем изнанку войны. Некоторые произведения серии вызывали возмущение, их называли клеветой (картина «Забытый»). Многие даже прогрессивные художники, например Перов и Репин, нашли Туркестанскую серию чужеродной в русском искусстве.
Однако со временем мнение Крамского победило. Он говорил, что один из лучших представителей русского реализма — Верещагин. «Апофеоз войны», как и вся серия, является одним из высочайших достижений русской школы живописи, ее блестящим успехом. По мнению Крамского, выставка, в которой принимала участие Туркестанская серия, принесла России больше завоеваний, чем ее территориальные успехи.
Роль картин в искусстве
Картины являются важной составляющей искусства, они передают эмоции, чувства, мысли, идеи, и отображают взгляд на окружающий мир. Картины отражают множество тем и идей, которые могут быть важным источником для развития культуры и социальных взаимоотношений
Кроме того, картинные произведения рассчитаны на широкий круг людей, что делает их доступными для понимания и восприятия
Картины отражают множество тем и идей, которые могут быть важным источником для развития культуры и социальных взаимоотношений. Кроме того, картинные произведения рассчитаны на широкий круг людей, что делает их доступными для понимания и восприятия.
Картины служат не только для эстетического удовлетворения, но и социально-политического контекста, повышая общественную осведомленность и усиливая сознание людей в различных аспектах. Они могут выразить протест или поддержать определенное направление в обществе, а также поставить на общественное обсуждение важные вопросы, воздействовать на мировоззрение людей.
Картины могут иметь важное значение для поднятия общественного духа, развития научной мысли, формирования культурного и духовного пространства общества. Их роль и значение нельзя переоценить, поскольку они имеют большое историческое, культурное и эстетическое значение для нашей цивилизации
Картины Верещагина предлагали сжечь
«Апофеоз войны» произвёл гнетущее впечатление на великосветскую публику в России и за рубежом. Императорский двор счёл это и другие батальные полотна художника порочащими русское воинство. Один генерал из Пруссии даже уговаривал Александра II сжечь все картины Верещагина о войне, потому что они оказывают «самое пагубное влияние». Из-за этого произведения мастера не продавались, лишь частный меценат Третьяков купил несколько полотен из Туркестанской серии.
Василий Верещагин умер не в своей постели. В начале русско-японской войны художник вновь поехал туда, где гремели бои. В Тихом океане на внешнем рейде Порт-Артура он погиб при взрыве мины на броненосце «Петропавловск» вместе с адмиралом Макаровым.
К сожалению, современный человек так привык к насилию и смерти, происходящих ежедневно по всему миру, что массовыми убийствами сейчас никого не удивишь. Чтобы создать «Апофеоз войны», Верещагин имел всего несколько черепов, которые он и изобразил в различных ракурсах. Однако в современной истории уже есть случаи, когда на практике воссоздаются нарисованное художником. Верещагин не знал, что для того, чтобы пирамида из человеческих голов была устойчивой, черепа должны быть без нижней челюсти. Однако ужасающие реалии ХХ века делают нас всех печальными «экспертами» в этом деле.
Cочинение по картине Верещагина “Двери Тимура” — Сочинения, рефераты, доклады на все темы
Николай Павлович Чехов — родной брат легендарного Антона Павловича подарил нашему миру этот чудесный портрет мальчика. Нашему вниманию предстает крестьянский мальчонка по имени Ванька.
Если признаться откровенно, то никакого мальчика-то на картине и нет. Такие слова могут показаться кому-то парадоксальными, однако, взгляните на этот профиль повнимательнее. Парнишка больше напоминает нам дворового карманного вора или форточника. И взгляд его похож на видавший уже многое в этой жизни предвзятый взор в действительность.
Подробнее…
Сочинение по картине Айвазовского “Чесменский бой”
К раннему периоду творчества великого художника-мариниста относится картина “Чесменский бой”. Это очень важный эпизод в истории русско-турецкой войны. За одну ночь русские корабли смогли уничтожить значительную часть турецкого флота в Чесменской бухте. Автор не участвовал в этом сражении, но на холсте все изображено очень убедительно.
Картина “Чесменский бой” одна из немногих, где автор показал не противостояние природы и человека, а именно противостояние людей, один против другого, море было лишь полем боя.
Подробнее…
Сочинение по картине Шишкина «Дубы»
Картина «Дубы» — один из самых знаменитых пейзажей И. И. Шишкина. Полотно было написано в 1887 году парке Дубки недалеко от Петербурга. Этот холст – превосходный образец пленэрной живописи, которой живописец в те годы был очень увлечен.
Именно в процессе прямого общения с природой он постигал ее тайны и учился мастерству. Дубы и сосны – эти деревья более других любил рисовать Шишкин. Художник признавался, что сосны нравились ему своим изяществом, а дубы – мощью, заключенной в них.
О любви художника к этим деревьям свидетельствует и полотно «Дубы».
Подробнее…
Сочинение по картине Репина “Мужик с дурным глазом”
В 1876 году Репин вернулся из Франции в Россию. Первую зиму Репины проводят в родительском доме, в Чугуеве. “Я очень не ошибся, что приехал сюда на зиму, – пишет он Стасову.
– Только зимой народ живет свободно всеми интересами, городскими, политическими и семейными… Да и сам Чугуев – это чистый клад… Выпал чудесный снег, укаталась дорога блестящая… У меня овчинный тулуп, шуба, захватила метель, дорога исчезла, ехали по признакам… Ах, Вы не испытали этого наслаждения”
Подробнее…
Сочинение по картине Саврасова «Оттепель»
Особое место в творчестве А. К. Саврасова занимают весенние пейзажи. Некоторые такие картины рассказывают о радости пробуждения природы, другие – полны щемящей грусти. Одно из самых глубоких лирических произведений – картина «Оттепель», написанная в 1874 году.
Сюжет картины бесхитростен — бескрайняя равнина, покрытая снегом, группа деревьев, зябнущих в сыром холодном воздухе, несколько бедных крестьянских хат да белая церквушка вдали. Бесконечным кажется серое небо.
Подробнее…
Сочинение по картине Серова «Портрет Касьянова»
В число самых известных русских художников входит и талантливый человек Серов Валентин Александрович. Он относился к художникам-передвижникам, которые черпали свое вдохновение в народном быту и традициях. Но многие ценители искусства знают этого художника именно по его портретам. Есть в его арсенале произведение «Портрет Касьянова».
Касьянов Александр Васильевич был московским коммерсантом и имел пай в фирме действующей на Дальнем Востоке «Чурин и Ко». Также Александр Касьянов занимался благотворительностью и коллекционировал произведения искусства. Последние годы жизни он провел в Китае.
Подробнее…
Сочинение по картине Пикассо “Дора Маар с кошкой”
“Дора Маар с кошкой ” – картина Пабло Пикассо, созданная в стиле кубизм. Работа была написана в 1941 году. Холст, масло. 128.3 × 95.3 см. В настоящее время находится в частной коллекции. Картина была куплена неизвестным русским покупателем в 2004 году за 95 миллионов долларов.
В центре сюжета картины находится Генриетта Теодора Маркович (1907-1997) – французская художница и фотограф, которая также известна, как Дора Маар. Дора Маар была возлюбленной Пабло Пикассо. Она часто фотографировала художника и была настоящей музой великого художника.
Подробнее…
Мнения критиков о картине «Апофеоз войны» В. Верещагина
Анна Иванова: Картина В. Верещагина является одной из самых сильных антивоенных работ в истории живописи. Автор детально передал ужас и разрушение, которое приносит война, через яркие и красочные мотивы на картине, что делает ее еще более пугающей и яркой.
Иван Петров: «Апофеоз войны» — это шедевр Верещагина, который отдает дань уважение не только жертвам войны, но и тотального разрушения, принесенного войной. Картина пронизана множеством деталей, которые, кажется, предельно точно описывают ужасы войны.
Андрей Сидоров: Верещагин, несомненно, художник-гений, и он подтверждает это в работе «Апофеоз войны». Картина поражает не только величием своего размера, но и множеством ярких красок, которые передают зверства войны.
Светлана Королева: У «Апофеоза войны» есть своя особая магия, которая передает уничтожающее воздействие войны на людей и жизнь. Это очень проникновенно и потрясающе и даже после многих лет картина остается актуальной и тревожной.
Критик | Оценка |
---|---|
Анна Иванова | 5/5 |
Иван Петров | 4,5/5 |
Андрей Сидоров | 4/5 |
Светлана Королева | 4,5/5 |
Cookie файлы бывают различных типов:
Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.
Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.
Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.
Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.
Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.
Что такое файл cookie и другие похожие технологии
Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.
Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.
Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).
Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).