Тема: Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством И.Я. Билибина; учить «читать» картину; воспитывать любовь к природе; развивать умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте словосочетания.
— Назовите падеж имени существительного в каждом из них.
III. Самоопределение к деятельности
— Из какого произведения эти строки?
А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шёл, шёл, дошёл до болота, видит — сидит лягушка, подхватила его стрелу.
(Из русской народной сказки «Царевна-лягушка».)
Сегодня мы будем писать сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
IV. Работа по теме урока
Рассказ о жизни И.Я. Билибина
Иван Яковлевич Билибин родился 4 августа 1876 г. в селе Тар-човка (близ Петербурга) в семье военного врача. В 1898 г. Учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене, затем несколько лет занимался под руководством И.Я. Репина.
Обратите внимание
Талант художника проявился в его иллюстрациях к русским сказкам, былинам, а также театральным постановкам.
Умер Билибин в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 г.
Беседа по картине
— Рассмотрите репродукцию картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» в «Картинной галерее».
В сказке не даётся описания внешности царевича, подробно не говорится о том месте, где повстречал Иван лягушку-квакушку. Художник оживил эту картину. В центре он изобразил Ивана-царевича посреди болота. Одет он в народный русский кафтан. Его внешний облик говорит о его не простом происхождении. В руках он держит лук, а стрелу держит лягушка.
Картина написана яркими красками, что создаёт сказочную атмосферу, заставляя зрителей вернуться к художественному тексту.
Иллюстрацию окаймляет орнамент со стрелами, жуками, растительным мотивом.
— Какое впечатление производит на вас картина И.Я. Билибина? Что в ней особенно красиво?
(Далее работа по вопросам упр. 73 (с. 41).)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Составление плана сочинения
— Сколько частей должно быть в сочинении? Назовите их. (Три: вступление, основная часть, заключение.)
Примерный план
1. «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
2. Цвет и настроение картины.
3. Моё отношение к картине.
2. Работа над сочинением
(Учащиеся пишут сочинение по плану. Проверка. Учащиеся читают свои сочинения.)
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
Домашнее задание
Просклонять слово ручка.
Тема: Именительный падеж
Цели:познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Один ученик склоняет существительное ручка у доски.)
— Что такое склонение?
III. Актуализация знаний
Комментированное письмо
— Запишите. Обозначьте в словах орфограммы. Найдите главные члены в предложениях, подпишите части речи.
Зима. Идёт мягкий снег. Снежные хлопья легли на землю и крыши домов. Снег одел в пушистые рукавицы кусты и деревья.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложения. Определите падеж имён существительных.
Наступила весна. Ребята пришли. Солнце светит.
— Что вы можете сказать об этих предложениях? (Простые нераспространённые предложения.)
— Сравните имена существительные в предложениях. Чем они похожи? (Стоят в именительном падеже.)
— Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? (В предложении они являются подлежащими.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 74 (с. 42).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Назовите имена существительные с орфограммами, объясните их написание.
— Назовите имена существительные, которые стоят в именительном падеже.
— Назовите синонимы. (Буран, вьюга; ветер, вихрь.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже? (В предложении они являются подлежащими и никогда не употребляются с предлогами)
VI. Физкультминутка
Несколько интересных тем
-
Рожь
Картина великого художника И.И. Шишкина под названием «Рожь» показывает красивый и живописный уголок России, который он отразил красками на холсте. Рожь во все времена считалась
-
Зимний вечер
Выдающийся художник Крымов Николай Петрович работал в жанре пейзаж. Художник боготворил природу родного края, стараясь зафиксировать мелкие детали и интересные явления.
-
Золотая осень в Карелии Мешкова
Вид на прекрасный осенний пейзаж открывает нам картина Василия Васильевича Мешкова «Золотая осень в Карелии». Природа России неоспорима прекрасна в любом уголке нашей необъятной страны
-
Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) Авилова
Это картина очень «боевая»! Мне она нравится намного больше, чем какие-нибудь портреты или пейзажи, или натюрморты (того хуже). На ней столько движения! Это ведь настоящее сражение…
-
Брюллов
Творчество Карла Павловича Брюллова всегда волновало сердца людей. Он был знаменит и успешен, получил признание у современников. Его картины всемирно известны и до сих пор вызывают живой отклик почти у каждого.
Популярные сегодня темы
-
Сочинение по картине Лутфуллина Три женщины
В сердце каждого человека, всегда найдется место для памяти и любви, к своей малой родине и в каком далеком краю мы бы не были, но всплывшие в памяти образы родного дома всегда вызывают трепетные чувства
-
Сочинение по картине Зимние забавы 2 класс
Наступило любимое время детворы – зима. Дети вышли погулять на улицу. Каждый нашел себе занятие по душе. На переднем плане картины малыши лепят снеговика. Один снеговик уже готов
-
Сочинение по картине На лодке. Вечер Нисского 5 класс описание
Картина Нисского На лодке. Вечер изображает летний пейзаж, который постепенно переходит в осень. На переднем плане видна река, которая занимает большую часть полотна. На ее поверхности отражается вечернее небо и силуэты деревьев
-
Сочинение по картине Левитана Весна. Большая вода для 4 класса
Знаменитый художник Исаак Ильич Левитан родом из Литвы. Совсем в юношеском возрасте он лишился матери. И, к большому сожалению,спустя время, болезнь одолевает и отца Левитана. Семья жила очень бедно. В 1877 году умер отец
-
Сочинение по картине Левитана Осень. Охотник 8 класс
Исаак Ильич Левитана известнейший русский художник, который работал в жанре пейзаж. Левитан обладал уникальным талантом — он умел передать всю красоту природы на холст
Описание картины 3 класс иван царевич и лягушка квакушка и. Я. Билибин
«Царевна-лягушка» может служить примером высокого мастерства сказителей: сказка необычайно поэтична. Именно высокие художественные достоинства сделали ее излюбленным хрестоматийным текстом.
Главные герои и сам сюжет сказки «Царевна-лягушка» помогают воспитывать у себя, знакомить их с народными чаяниями и нравственными заветами.
Важно, чтобы Читатель, приступая к изучению сказки «Царевна-лягушка», не настраивался на слишком легкий тон, что-де сказка проста, детям доступна, а потому все занятия в классе могут свестись к ее прочтению и пересказу. Уловить «общее движение сюжета, истолковать смысл необычайных ситуаций», осознать идею сказки и характер ее героев, «поучиться у народной сказки» «меткости речи»1, очароваться стихией волшебной сказки — все это войдет в задачи трех уроков, которые будут посвящены этой прекрасной сказке
Уловить «общее движение сюжета, истолковать смысл необычайных ситуаций», осознать идею сказки и характер ее героев, «поучиться у народной сказки» «меткости речи»1, очароваться стихией волшебной сказки — все это войдет в задачи трех уроков, которые будут посвящены этой прекрасной сказке.
Важно
Читатель обращает внимание на то, что сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» посвящена теме защиты Родины, теме героической. Однако в ней сильно звучит, как мы видели, и тема мирного труда
Другая сказка — «Царевна-лягушка» — посвящена прославлению творческого труда. Вот почему начать рассказ о ней целесообразно словами М.
Горького: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху,- об этом говорят нам легенды…
А также сказка о «ковре-самолете».
Мечтали об ускорении движения по земле — сказка о «сапогах-скороходах»… Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой…
» Мысли, пронизывающие текст русской народной сказки «Царевна-лягушка» (не суди о человеке по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по делам, по внутренним достоинствам), также требуют знакомства с ними еще до чтения учителем текста самой сказки. Пересказ — это образец для нас.
Вот почему важно, чтобы отчетливо прозвучали сказочный зачин (в неторопливом, напевном произнесении), повторы и концовка, описание мастерства Василисы Премудрой, все возрастающее восхищение Ивана-царевича и царя ее работой, описание трудного пути царевича в Кощеево царство и описание огромного Кощеева дуба. Каким получается художественный пересказ
Сохраняется привычный сказочный зачин. Остается диалог, только становится несколько короче.
Целесообразно оставить характерные для сказки повторы при перечислении («пустил стрелу старший брат», «пустил стрелу средний брат»).
Подчеркивается мысль о том, как долго искал свою стрелу Иван-царевич по сравнению со своими братьями Важно, чтобы прозвучала убедительная просьба царевны-лягушки: «Возьми — жалеть не будешь» — и концовка эпизода. Позвал однажды царь сыновей своих и говорит им: — Все мои милые!. Пора вам о невестах подумать! — За кого же нам, батюшка, посвататься? Предложил им царь натянуть тугие луки, куда стрела упадет, там и свататься
Пора вам о невестах подумать! — За кого же нам, батюшка, посвататься? Предложил им царь натянуть тугие луки, куда стрела упадет, там и свататься.
Так и сделали братья. Пустил стрелу старший брат — подняла ее боярская дочь.
Совет
Пустил стрелу средний брат — подняла ее купеческая дочь. Пустил стрелу Иван-царевич — подняла ее лягушка-квакушка. Старшие братья свои стрелы сразу нашли, а Иван-царевич два дня ходил по лесам и горам, на третий день в топкое болото забрел. Смотрит — сидит лягушка-квакушка, его стрелу держит.
Хотел было бежать царевич, отступиться от своей находки, а лягушка говорит ему человеческим голосом: «Бери стрелу, Иван-царевич, а меня замуж возьми.
Жалеть не будешь…» Подумал-подумал Иван-царевич, завернул ее в платочек, принес в свое царство-государство».
Так, во время работы с первым эпизодом сказки можно спросить нас, что и как меняется, если вместо слов «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…
» мы скажем: «В некотором царстве жил царь…» или «В государстве жил царь…». Читатели говорят, что начало сказки стало менее интересным, менее загадочным, нарушился ритм, напевность.
Сочинение по картине Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка 3 класс 2 вариант
Это настоящая иллюстрация – прямо из сказки. Всё немного не явное – без лишних деталей и теней. Цвета яркие.
Мы видим зелёный лес вокруг. Есть тут и берёзки, есть ёлочки. Несколько берёз сломано – неужели, это царевич их так? (Спешил на поиски невесты…) Конечно, тут ещё и родное место лягушки – болото. Под ногами царевича вода. И в зелени можно различить зелёную лягушку. У неё в лапах стрела с белым пером, похожая на узелок с палкой. Мол, собралась я уже в дорогу, жених мой!
А жених этот озадачен. Руками аж развёл он. На царевиче красный длинный кафтан, подпоясан каким-то шарфом бирюзовым. Шапка красивая (красная), сапоги, как говорится, добрые. За поясом у него кинжал. Хорошо бы он не метнул его в «невесту». Но нет, к кинжалу он не тянется – «зелёный». А лук у него в руках зачем? Некуда повесить, наверное. В целом, царевич смотрится достойно, несмотря на удар судьбы!
Но вот так ему «повезло»… Все мы знаем эту сказку, как братья пускали стрелы, чтоб невест себе найти. До сих пор удивляюсь, как они девушек не покалечили! Тут лягушка, так она хоть заколдованная. А если б в парня попал… Операцию что ли делать? И кому?
Но это сказка, всё будет хорошо. Пока на лице парня выражение такое: «Фу!» А лягушка молчит себе, усмехается.
У картинки этой есть справа и слева кант в цветочек. Цветочки и на одежде Ивана… Но они такие русские-народные. Смотрятся терпимо.
Так и представляю книгу сказок. Кстати, по этой иллюстрации вполне можно понять сюжетный поворот – почти комикс.
8 стр., 3814 слов
Мой любимый герой сказки царевна лягушка
… и умениями. И жених – Иван-Царевич пришёлся ей под стать. Он был добрым и смелым, с уважением относился к окружающим. Таким образом герои сказки «Царевна-Лягушка» смогли одержать … они сами становятся достойными счастья, добро торжествует. Сочинение на тему «Царевна лягушка» , Вариант 1 Моей самой любимой русской народной сказкой является «Царевна-Лягушка». Её авторы хотели показать, как важны и …