Сочинение-описание картины «купчиха с покупками», кустодиев (2 варианта — кратко и подробно)

Сочинение по картине кустодиева купчиха с покупками

Сочинение по картине Кустодиева “Купчиха за чаем”

3 стр., 1304 слов

«Какого цвета снег». – описание с элементами рассуждения по картинам …

… картинах русских художников. Для этого мы совершим путешествие в мир этих картин. Подготовка к написанию сочинения. Наблюдение и беседа по картинам., … замечательные картины русских художников и попробуем угадать, что объединяет их. Мы будем готовиться к описанию прекрасного … плана сочинения. Вот и закончилось наше путешествие в мир картин русских художников. Мы с вами рассматривали картины, обращая …

В центре картине изображена молодая женщина, которая пьет чай на балконе. Женщина одета в черное платье с фиолетовыми разводами и чепец такого же цвета. Это подчеркивает то, насколько у нее белое лицо и плечи, а так же свежесть розового лица.

День уже начинает клониться к закату и по небу плывут розовеющие облака. На столе стоит огромный самовар и разнообразные фрукты и сладости: арбуз, виноград, варенье, булки. Рядом стоит расписной ларец для рукоделий, которым купчиха будет заниматься после чая.

Купчиха очень красива. Тело у нее крепкое и здоровое. Она удобно устроилась, подперев локтем другой локоть, и мило отставив пухленький палец. Чай купчиха пьет из блюдца. Кот ластиться к ее белому и пухлому плечу.

Купчиха занимает господствующее положение в картине. Крупная женщина заполняет собой практически все пространство картины. Она словно возвышается над тихим провинциальным городком, который она олицетворяет.

А за пределами ее дома протекает спокойная уличная жизнь. Виднеются дома с вывесками, мостовая, выстеленная булыжниками, гостиный двор и церковь. А с другой стороны виден соседний синий дом, на балконе которого старый купец с женой тоже сидят за самоваром. Ведь что может быть приятнее после дневного сна, чем неспешно потягивать чай с блюдечка?

Строение картине создано таким образом, чтобы фигура купчихи и натюрморт, который расположен на переднем плане обретали вместе пирамидальную форму, что делает композицию еще более нерушимой

Плавные и спокойные формы направляют внимание зрителя к центру холста: голые плечи, рука, в которой блюдце, лицо с ясно-голубыми глазами и центром композиции являются алые губы бантиком

Написанное им выглядит очень убедительно и правдиво, хотя художник и не повторяет природу, а пишет все от себя. Он использует поистине уникальные цветовые сочетания.

Например, на картине цвет кожи купчихи немного светлее неба.

Картина «Купчиха за чаем» кажется поэмой о красоте русской природы и русской женщины. Именно это и является первым впечатлением о ней. Но главное в картине – это ироничность, с которой художник изображает купчиху, а так же уют и безмятежность купеческого быта в уездном захолустье.

( 3 votes, average: 5.00

Настоящее русское чаепитие!

Б. Кустодиев. «Купчиха за чаем». Фрагмент.

На верху самовара стоит заварочный чайник — еще один обязательный атрибут русских посиделок. В нем настаивали заварку перед тем, как разлить ее по чашкам.

Разбавляли заварку крутым кипятком прямо из самовара…

Получался бодрящий и обжигающий напиток.

Именно по этой причине в купеческой среде было принято пить чай из блюдечка.

Вода в самоваре постоянно поддерживалась в кипящем состоянии, и пить её из чашки порой было невозможно….

На блюдечке же ароматный напиток остывал быстрее.

Пили чай зачастую вне дома…

В провинциальных городах для этой цели строили веранды .

Слово учителя.

Живопись Кустодиева имеет много общего с народным искусством — с росписью Городецких узоров, которыми так богата была провинция.

Так же, как в народном искусстве, в работах художника весело и звонко сочетаются зеленый, желтый, красный тона, в условно-плоскостной манере изображаются лица и фигуры, деревья, купола церквей и колоколен.

Но главное, что роднит манеру Кустодиева с русским народным искусством,— это приподнятый, праздничный настрой, та веселость, которая неизбежно сопровождает каждое народное гулянье, каждый праздник.

Не формы этой жизни были ему милы, а то, что стояло за ними,— стихия народная, разудалая, буйная, широта души русского человека, ощущение им полнокровности бытия.

Вот почему о картинах его говорили, что есть в них «великая правда о России».

В 1019 году Кустодиев пишет «Масленицу» (хранится в музее-квартире И. И. Бродского в Ленинграде).

3 стр., 1496 слов

По картине Б.М. Кустодиева «Масленица»

… традиции России на картинах Кустодиева. VII. Советы по написанию сочинения (см. презентацию) VIII. Итог урока. Слово учителя

«Масленица, гуляйте! В … их? Что привлекает наше внимание на среднем и заднем плане изображения? Лихая езда на расписных санях с важными … докажем. Что изображено на картине? Вытянутое по горизонтали полотно вмещает целую панораму города

Эту картину Кустодиев писал под …

Этот сюжет — один из самых его любимых. Первую «Масленицу» художник написал в 1916 году, потом неоднократно создавал варианты.

Почему так притягивал его этот сюжет? Потому ли, что нравилась ему русская зима или сам праздник прощания с ней давал возможность собрать вместе и показать всех персонажей любимой им фантастической страны, показать и этот город, в котором каждый из зрителей узнавал свою родину? Об этом рассказывал сын Бориса Михайловича. Приходили в мастерскую люди и, посмотрев на полотно, угадывали: кто — Кострому, кто — Москву, кто — Ярославль. Даже улицы подчас называли, спорили. А художник только улыбался, ему по душе были эти споры. Он к тому же и стремился, чтобы каждый узнавал свое, родное.

Вспоминая сеансы в мастерской Кустодиева, Шаляпин писал: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве…

» И еще: «Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такой аппетитной сочностью краски».

(Возможно прослушивание песни Ерёмки «Широкая масленица в исполнении Шаляпина).

Как приняли картину

«Купчиха за чаем» Кустодиева вошла в число 11-ти картин мастера, принявших участие в Первой государственной выставке Страны Советов. Она состоялась в бывшем царском дворце, Зимнем, спешно переименованном в Дворец искусств. Участвовали в выставке около трёх сотен художников – молодое государство к талантам было внимательно, ведь искусство должно было стать мощным идеологическим оружием.

Размещённая по центру большой стены, отданной под картины , «Купчиха за чаем» привлекала публику не только колоритом (яркий большой квадрат, конечно, притягивал взгляды), но и темой, близкой и знакомой многим зрителям. Но не многие могли осмелиться высказать сожаление о прошедшей эпохе. Позже при виде работ Кустодиева на тему купечества у художника Нестерова, имеющего купеческие корни, невольно вырвалось: «Такие молодцы проглядели революцию…».

Советские критики положительно оценили работу художника как гениального колориста и решили считать произведение неким гротеском и насмешкой над старыми устоями.

На последующих выставках, в том числе за границей (Германии, Италии), в идеологических целях картина значилась под названием «Женщина за самоваром». Художественные критики и обычные зрители в отзывах выделяли впечатление от картины, как от яркого пятна, провозглашающего человеческую красоту.

Художественный мир был единодушен в оценках, Кустодиева называли русским Тицианом.

С 1925 года картина стала экспонатом Государственного русского музея.

Картина Кустодиева «Большевик» – отпечаток истории

Народный праздник в картинах Кустодиева «Масленица»

О картине « портрет Ф. И. Шаляпина» Кустодиев Б М

Высказывания учеников, Беседа по картине. Детализация восприятия, Работа над языковыми средствами. Заполнение таблицы. Работа с текстом

— Какие чувства испытывает художник?

  • Приведите аргументы.
  • Он любит свою жену и дочку. Краски яркие, светлые, излучают солнечный свет
  • — На фоне чего изобразил их художник?
  • На фоне высокого куста пышно расцветшей благоухающейсирени
  • — Что символизирует сирень?
  • Опишите её
  • Сирень – символ зарождения жизни Она изумительная, дивная, великолепная, роскошная.
  • — Что ещё изображено на заднем плане?
  • Справа бревенчатый крашенный жёлтой краской дом со светлыми окнами
  • — Что он символизирует?
  • Достаток, уют, райский уголок, где семье живётся счастливо.
  • — Что мы испытываем, глядя на полотно?
  • Радость, восторг, восхищение, щемящую нежность
  • — Какие чувства и мысли у нас при этом возникают?
  • Молодая мать красива, любима, счастлива
  • — Что нам хочется делать, глядя на картину?
  • Восхищаться, любоваться.

В п..лисаднике около дома на фон.. яркой летн..й зелени и пышно расцветш..й сирени – стройная фигура м..лодой ж..ны художника с крошеч..ной дочкой на руках.Солнечный свет становит..ся таким же полноправным «героем» к..ртины, как пейзаж и м..лодая мать с р..бенком на руках.

Задание: вставить пропущенные буквы, найти причастие, сделать морфологический разбор

Рассказ ученика о художнике.

Мальчик впервые начинает рисовать в пять лет и тогда же испытывает первое потрясение, прослушав оперу «Иван Сусанин». В 9 лет Боря уже полон мечтаний стать настоящим художником. Он учится в церковно-приходской школе, а потом поступает в гимназию. (6 слайд)

Увлекаясь рисованием, подросток начинает изучать искусство живописи в родном городе у единственного художника-профессионала Павла Алексеевича Власова. Освоив первоначальные уроки мастерства, Кустодиев в 18 лет уезжает из Астрахани в Петербург, где поступает на учебу в Академию Художеств.

(7 слайд)

Он много и упорно работает, самоотверженно, по 12 часов и более в сутки, по 5 часов выстаивает у картины и бесконечно счастлив. Картина для него была живым существом, из-под его кисти выходит полотно за полотном. Он очень торопится, будто не успеет написать всё то, что задумал. Он очень счастлив, потому что любит и любим.

В его жизни особое место занимает Юлия Прошинская – воспитанница в небогатой помещичьей семье. Как и Кустодиев, поклоняется театру, рисует, любит живопись. Два художника рисуют её портрет… «Позировать довольно утомительно, но я терпелива…» вспоминает она. Ей больше нравится рисунок Кустодиева – значитхудожник угадал Юлию, понял её.

И она ,почувствовав, что мила ему, стала внимательно приглядываться к молодому человеку… «Моя Юлик», Милый Юлик» — так нежно он обращается к ней. А потом пишет портрет молодой жены: удлинённое благородное лицо, глаза преданные, доверяющие, нежные. В саду своих друзей Поленовых Кустодиев нарисовал ещё одну картину «Сирень».

Давайте рассмотрим её.

Топ вопросов за вчера в категории Русский язык

Русский язык 27.10.2023 03:15 1937 Гиниборг Артем

1. Заполните таблицу «Гласная в приставке при-» словами в соответствии с условиями выбора буквы и.

Ответов: 2

Русский язык 21.02.2021 04:18 1109 Колєснік Назар

Разбей предложения на части: главную и придаточную, задай к придаточной вопрос. Иногда, когда

Ответов: 2

Русский язык 24.03.2021 23:39 1059 Клюкина Кира

1.Запишите слова группами: а) с ясным значением приставок пре- и при-, б) с неясным их значением,

Ответов: 2

Русский язык 01.07.2023 16:10 1208 Маркова Алина

Вставить буквы, обозначить графически орфограммы. Солнце к…снулось края степи. Солнечные лучи еще

Ответов: 2

Русский язык 30.06.2023 08:08 348 Заливахин Никита

Выбери только те предложения, где есть деепричастие или деепричастный оборот (знаки препинания не

Ответов: 2

Русский язык 28.09.2023 06:20 390 Барневич Сергей

Найди все предложения с составным именным сказуемым с нулевой связкой. Выбери верные варианты

Ответов: 2

Русский язык 02.06.2023 19:05 1473 Кротов Михаил

Найдите сказуемые и определитеего тип: 1) Эта девушка очень мила. 2) Собаки – наши верные друзья.

Ответов: 1

Русский язык 12.06.2023 18:44 630 Самойлова Диана

Найди сложноподчинённые предложения. Выбери верные варианты. Ведь нет ни одного ничтожного

Ответов: 1

Русский язык 15.06.2023 20:57 4079 Пожарная-Часть Аромашевская

Здоровье-Лучшее богатство будет уместно в ситуации когда- ДАМ 10 БАЛЛОВ

Ответов: 2

Русский язык 06.06.2023 23:28 1196 Галант Илья

5. Орфографический анализ. Укажи варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания

Ответов: 1

Физкультминутка., Составление устного рассказа при помощи плана и опорных слов. (2- 3 ученика 1 уровня обученности)., План работы над сочинением

1. Вступление. Что за картина передо мной? Кто автор? Почему автор обратился к этой теме?

2. Главная часть. Описание самой картины. Какова композиция (построение) картины. Что изображено на переднем плане, что на заднем плане

На чем и каким образом автор акцентирует внимание зрителя, почему его внимание привлекают именно эти детали. Какие краски преобладают

3. Заключение. Что хотел сказать автор своим произведением (к чему призывал, чем восхищался… ).

Своё впечатление от картины.

Он изобразил на фоне цветущей белой сирени свою жену в белом платье, создав в картине равновесие и соответствие женщины и цветов. На руках жены – маленькая дочь в длинном, скрывающем ножки платьице в сиреневую полоску. Картина солнечная, теплая, наполненная душевным равновесием и радостью.

На заднем плане – бревенчатый, крашенный желтой краской дом, темно-зеленые листья кустарника, растущего у забора, светлая зелень листьев сирени — делают картину еще более душевной.

  1. Домашнее задание: дописать сочинение
  2. — Во что одеты они?
  3. — Какие чувства испытывает художник?
  4. Приведите аргументы.
  5. — На фоне чего изобразил их художник?
  6. — Что символизирует сирень?
  7. Опишите её
  8. — Что ещё изображено на заднем плане?
  9. — Что он символизирует?
  10. — Что мы испытываем, глядя на полотно?
  11. — Какие чувства и мысли у нас при этом возникают?
  12. — Что нам хочется делать, глядя на картину?

В п..лисаднике около дома на фон.. яркой летн..й зелени и пышно расцветш..й сирени – стройная фигура м..лодой ж..ны художника с крошеч..ной дочкой на руках.Солнечный свет становит..ся таким же полноправным «героем» к..ртины, как пейзаж и м..лодая мать с р..бенком на руках.

  • Задание: вставить пропущенные буквы, найти причастие, сделать морфологический разбор
  • — Во что одеты они?
  • — Какие чувства испытывает художник?
  • Приведите аргументы.
  • — На фоне чего изобразил их художник?
  • — Что символизирует сирень?
  • Опишите её
  • — Что ещё изображено на заднем плане?
  • — Что он символизирует?
  • — Что мы испытываем, глядя на полотно?
  • — Какие чувства и мысли у нас при этом возникают?
  • — Что нам хочется делать, глядя на картину?

В п..лисаднике около дома на фон.. яркой летн..й зелени и пышно расцветш..й сирени – стройная фигура м..лодой ж..ны художника с крошеч..ной дочкой на руках.Солнечный свет становит..ся таким же полноправным «героем» к..ртины, как пейзаж и м..лодая мать с р..бенком на руках.

Задание: вставить пропущенные буквы, найти причастие, сделать морфологический разбор

Настоящее русское чаепитие!

Б. Кустодиев. «Купчиха за чаем». Фрагмент.

На верху самовара стоит заварочный чайник — еще один обязательный атрибут русских посиделок. В нем настаивали заварку перед тем, как разлить ее по чашкам.

Разбавляли заварку крутым кипятком прямо из самовара…

Получался бодрящий и обжигающий напиток.

Именно по этой причине в купеческой среде было принято пить чай из блюдечка.

Вода в самоваре постоянно поддерживалась в кипящем состоянии, и пить её из чашки порой было невозможно….

На блюдечке же ароматный напиток остывал быстрее.

Пили чай зачастую вне дома…

В провинциальных городах для этой цели строили веранды .

Загадка самой известной картины Кустодиева

Кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Знаменитый русский художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной среди этих работ является «Купчиха за чаем». С картиной связано немало любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же написанное в 1918 г. полотно до сих пор вызывает множество споров: относился ли Кустодиев к своей модели с иронией или искренне ею восхищался?

Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминаниями о счастливом детстве и юности. Хотя материальные условия жизни его семьи были очень стесненными – отец рано умер, и заботы о четверых детях легли на плечи матери – все же в доме царила атмосфера любви и счастья. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. С купеческим бытом Борис Кустодиев был хорошо знаком с самого детства – семья арендовала флигель в купеческом доме в Астрахани. Впоследствии художник будет неоднократно возвращаться к своим детским воспоминаниям о неспешной счастливой жизни в провинциальном городе

«Купчиху за чаем» Кустодиев написал в 1918 г., в 40-летнем возрасте. Годы счастливой юности давно остались позади, а с приходом большевиков к власти эта жизнь была утрачена безвозвратно. Купеческие усадьбы и дородные купчихи за уставленными снедью столами теперь жили только в памяти художника. Времена были голодные и страшные, о чем он писал режиссеру В

Лужскому: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости»

К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала, и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Но тем живее работало воображение. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. В этом он находил свое спасение. Поэтому утверждения о том, что в своих картинах он намеревался изобличить дореволюционный мещанский быт, иронизируя над умиротворенными купчихами, вряд ли имеют под собой реальные основания.

На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. На этот раз художнику позировала его соседка по дому в Астрахани Галина Владимировна Адеркас – баронесса из древнего рода, ведущего свою историю с XIII в. На тот момент девушка была студенткой-первокурсницей медицинского факультета, хотя на картине она выглядит гораздо старше и внушительней, чем была в действительности. Однако автор и не преследовал цели портретного сходства – это скорее собирательный образ, который становится олицетворением всего уездного городка.

О дальнейшей судьбе Галины Адеркас известно очень мало: по некоторым сведениям, она оставила занятия хирургией и занялась пением. В советское время пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов. Следы теряются в 1930-1940-х гг. – предположительно, она вышла замуж и выступала в цирке.

Кустодиев еще не один раз возвращался к излюбленной теме и писал купчих. До сих пор длятся споры о том, было ли это иронической стилизацией мещанского быта или ностальгией по безвозвратно утраченному прошлому. Судя по особенной теплоте, с которой художник относится к своим купчихам, эти картины стали для него бесконечным прощанием со счастливой юностью и милым сердцу миром.

otevalm.livejournal.com

Судьба художника

Борис Кустодиев учился у Ильи Репина. Будучи студентом Петербургской академии художеств, именитый мастер предложил ученику поработать над «Торжественным заседанием Государственного совета 7 мая 1901 года». В академии и сразу после её окончания Кустодиев считался портретистом. Однако вскоре художник переключился на сюжеты, близкие к фольклору. Он много ездил по России, наблюдал ярмарочную кутерьму, жизнь купцов и простых людей. Всё увиденное в дальнейшем станет основой его шедевров.

Портрет Ф. И. Шаляпина, 1921. (Wikimedia Commons)

Самые известные свои полотна Кустодиев написал, будучи прикованным к кровати. «Замыслы, один другого заманчивее, так и теснились в голове, — писал Кустодиев — Руки работают. А ноги… Что ж, для работы они не особенно нужны, можно писать и так, сидя в инвалидной коляске». В 34 года у него обнаружили опухоль спинного мозга. Операции результата не дали, и последние 15 лет жизни художник был вынужден работать лёжа.

Высказывания учеников, Беседа по картине. Детализация восприятия, Работа над языковыми средствами. Заполнение таблицы. Работа с текстом

— Какие чувства испытывает художник?

  • Приведите аргументы.
  • Он любит свою жену и дочку. Краски яркие, светлые, излучают солнечный свет
  • — На фоне чего изобразил их художник?
  • На фоне высокого куста пышно расцветшей благоухающейсирени
  • — Что символизирует сирень?
  • Опишите её
  • Сирень – символ зарождения жизни Она изумительная, дивная, великолепная, роскошная.
  • — Что ещё изображено на заднем плане?
  • Справа бревенчатый крашенный жёлтой краской дом со светлыми окнами
  • — Что он символизирует?
  • Достаток, уют, райский уголок, где семье живётся счастливо.
  • — Что мы испытываем, глядя на полотно?
  • Радость, восторг, восхищение, щемящую нежность
  • — Какие чувства и мысли у нас при этом возникают?
  • Молодая мать красива, любима, счастлива
  • — Что нам хочется делать, глядя на картину?
  • Восхищаться, любоваться.

В п..лисаднике около дома на фон.. яркой летн..й зелени и пышно расцветш..й сирени – стройная фигура м..лодой ж..ны художника с крошеч..ной дочкой на руках.Солнечный свет становит..ся таким же полноправным «героем» к..ртины, как пейзаж и м..лодая мать с р..бенком на руках.

Задание: вставить пропущенные буквы, найти причастие, сделать морфологический разбор

Город

Чем еще примечательна Кинешма? Несмотря на то что ее исторический облик не сохранялся так бережно, как, например, в Ярославле или Костроме, здесь еще различимо обаяние старинного волжского торгового центра. Оно сохраняется в планировке, где угадываются традиции не только XVIII–XIX веков, но и более древние, когда Кинешма была оборонительной крепостью на Волге.

Кинешма. Пароход у пристани, 1906 год

По центру Кинешмы щедро рассыпаны старинные здания. Сохранились тихие улочки с деревянными домами, украшенными резьбой, каменные особняки с ажурными решетками и балконами. Несколько лет назад отреставрирована просторная Волжская набережная, где стоит обновленный театр имени Островского. Обязательны к посещению и старинные торговые ряды.

Невозможно не заметить великолепный Троицко-Успенский кафедральный собор и пропустить замечательный художественный салон, расположенный прямо напротив (ул. Советская, 1).

«Купчиха с покупками», Кустодиев

Год написания: 1920Размер: 71 × 88 смМестонахождение: Национальный художественный музей, Минск

Вариант 1 — Кратко

9 предложений/ 106 слов

На картине Бориса Кустодиева «Купчиха с покупками» изображена высокая статная женщина средних лет, гордо шагающая по мостовой. За героиней следует юноша с продуктами.

В руках у молодого человека свёрток с хлебом, корзина с рыбой и овощами, а также мешок, из которого выглядывают горлышки стеклянных бутылок. Сама же женщина свободна от покупок. В одной руке она держит лишь жёлтый зонтик, которым прикрывается от солнца. Другой рукой героиня запахивает кружевную накидку на груди длинного розового платья.

На заднем плане справа изображён трактир, возле которого двое работников разгружают из телеги ящики. Слева видны силуэты городских построек. Под ногами героев мощённая булыжником мостовая, над их головой — светлое летнее небо.

Вариант 2 — Подробно

17 предложений/ 238 слов

Картина Бориса Кустодиева «Купчиха с покупками» стала одной из серии полотен художника, посвящённых изображению представительниц этого сословия. В центре сюжета статная темноволосая женщина средних лет, которая гордо шагает по мостовой. За дамой следует молодой человек в чёрной фуражке, жилете, белом фартуке и высоких сапогах. В руках юноша несёт жёлтую плетёную корзину, несколько свёртков и мешок с продуктами.

Купчиха только что была на рынке, где приобрела всё необходимое для своего стола: хлеб, рыбу, зелень, овощи, колбасу, растительное масло или вино. Конечно же, женщина сама не стала нести тяжёлые пакеты, а отдала их слуге. В руках у героини остался лишь маленький жёлтый зонтик с цветочным узором — изящная защита от жаркого летнего солнца.

В целом образ купчихи очень элегантен. Поверх длинного розового платья у женщины одета кружевная бордовая накидка с широким бантом на спине. Голову дамы покрывает розовый платок, повязанный в форме тюрбана. Губы героини ярко накрашены, а в её ушах виднеются жемчужные серёжки.

Тем не менее в выражении лица женщины есть что-то простое, народное. Движения героини тяжелы и грубы, в них нет и намёка на аристократизм. Широкая грузная фигура купчихи также как будто сообщает зрителю о простом мещанском происхождении этой дамы.

Под ногами героев художник изобразил мощённую булыжником мостовую, над их головой — светлое летнее небо. На заднем плане картины справа виден трактир, возле которого двое работников разгружают деревянные ящики из запряжённой лошадью телеги. Слева в низине можно заметить очертания городских построек — жилых домов, куполов и шпилей церквей.

см. также:Все сочинения-описания картин

Анализ картины

Костюм героини и пейзаж не дают точного определения места и времени действия. Подобные сцены наблюдались по всем российским городам на Волге, Оке, Дону – везде, где была развита торговля. Это мог быть как провинциальный город с размеренной жизнью, так и крупный, с фабриками, большими магазинами, гимназиями. Платье и украшения купчихи с одинаковым успехом отсылают зрителя как к середине XIX века, так и ко второй его половине и даже началу ХХ-го.

Фигура купчихи, переходящая в нижней части в яркий натюрморт, овладевает всем вниманием зрителя. Композиционно ясно, что она на полотне является колоритным и гармоничным центром, символизирующим Россию ушедшую

Всё остальное – детали повествования, дающие полное представление об образе жизни определённой части населения страны, которой к году написания картины больше не существовало.

Русское чаепитие

Нам кажется, что купчиха не смотрит на нас, однако ее облик и поза располагают к разговору.

И собеседники у неё есть… Это мы с вами.

Сидим на другой стороне стола и, наслаждаясь чаем, смотрим на утопающий в зелени городок.

Вечереет. Лёгкие облака летят по начинающему розоветь небу.

В отдалении вздымаются вверх церковные колокольни.

Справа расстилается широкий гостиный двор…

Слева – ещё одна веранда. На ней также стоит пузатый самовар, и ещё одна купеческая семья встречает закат солнца за блюдцем с чаем.

Вечер – самое подходящее время для чаепития…

Б. Кустодиев. «Купчиха за чаем». Фрагмент.

  • Купчиха на картине Кустодиева по-своему красива, хотя и чересчур полна.
  • Моделью для неё послужила Галина Адеркас , баронесса, а в пору написания художником картины – студентка Медицинского института.
  • Обладая плотным телосложением, она в то же время не была столь тяжеловесна и пышна, какой изобразил её художник.

Б. Кустодиев. «Женщина, пьющая чай». Зарисовка с Галины Адеркас. (1918)

Одета купчиха в традиционную для своей среды одежду: обшитое кружевом платье с узким лифом и широкой юбкой.

На голове у нее – завязанный по особому платок, а в ушах золотые серьги…

Купчихи любили и умели показать свой достаток.

С гладким белым лицом и покатыми плечами, дородная и хлебосольная купчиха представляет собой собирательный образ всех русских женщин того периода.

Горожанок, не привыкших к каждодневному труду… Провинциалок.

Б. Кустодиев. «Купчиха за чаем». Фрагмент.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: