Интересные детали «Неравного брака»
Образы жениха и невесты на картине Пукирева явно являются собирательными. Так, в пожилом генерале угадываются черты внешности и князя Цицианова, и дворянина Полторацкого, и главного повара, работавшего у Варенцовых. Но есть на картине и изображения людей, существовавших в реальной жизни.
Например, мужчина, находящийся возле шафера и смотрящий на зрителя, списан с художника-карикатуриста Петра Шмелькова. Он был близким другом Пукирева и, возможно, подсказал ему идею картины. А сбоку полотна виднеется голова мужчины. Он оказался нарисован не случайно. Художник нарисовал мастера Гребенского, который пообещал выполнить для него самую лучшую раму. А если присмотреться, можно заметить ещё одну интересную деталь.
Возле священника Василий Пукирев изобразил старуху, украшение на голове которой подозрительно похоже на невестину фату. Но зачем её фигура, будто бы подёрнутая туманом, нужна на полотне? Может, это бывшая жена немолодого жениха? Или художник хотел показать, что старик-жених уже свёл одну жену в могилу и теперь примется за вторую? Вероятнее всего последний вариант, ведь бывшей жене нечего было делать на свадьбе бывшего мужа.
Интересная картина “” Ж. Лиотара.
Браки по расчету
Далеко не всегда получалось обручиться с красивым и обеспеченным молодым человеком, чаще всего наступало разочарование в первые недели знакомства. И вот тогда на авансцену выходили классические престарелые женихи, готовые повести под венец молодую неискушенную девственницу. Семидесятилетние старики, нимало не смущаясь, сватались, вели переговоры с родителями, предлагали баснословные суммы. Разумеется, юная красавица не могла принять подобные ухаживания дряхлого старца, но ее родители спешили заказать подвенечный наряд. При этом мать говорила дочери: «Пойдешь замуж, и точка… Довольно нам в нужде жить». Далее следовали бессонные ночи, девичьи слезы, мольбы, однако родители были непреклонны. Нередко девушки пытались покончить с собой, лишь бы не выходить замуж за ненавистного старца.
Сюжет
Старый некрасивый мужчина берёт в жены девчушку, такую юную, что даже стыдно смотреть. У невесты наверняка нет приданого, а у жениха денег в достатке, потому за него и отдают молодую красавицу.
Венчаются в православной церкви. Глаза девушки заплаканы, поза покорна. Жених чувствует себя хозяином положения и с превосходством наблюдает за невестой. Фата, белое платье, которое буквально светится в лучах падающего на него света, делают образ девушки подобным ангельскому. Кажется, что вся эта грязь не может коснуться её.
Люди вокруг показаны в полумраке, даже священник, словно бы на стороне зла — ведь он, понимая, что девушка не по доброй воле вступает в брак, всё же венчает пару. Не лучше и окружающие. Все они — молчаливые свидетели, что, конечно, не делает им чести.
«Неравный брак». (Wikimedia Commons)
Каждый из персонажей второго плана играет свою роль. Кто невесту разглядывает, кто с осуждением наблюдает за происходящим, что подобострастно обращён в сторону жениха, кто настроен решительно провернуть это дельце (например, старуха рядом с женихом — возможно, это сваха или мать невесты).
1 вариант
Величественно раскрывается перед моим взором полотно знаменитого Пукирева, произведение искусства, приобретенное самим Третьяковым. В настоящее время оригинал этой картины можно восхищаться в Третьяковской галерее. После создания этого шедевра художнику никогда не удалось повторить его великолепие. Это произведение иллюстрирует актуальную проблему неравенства в браках, существовавшую в то время.
Мы находимся внутри церкви, наполненной знатными гостями высокого ранга. Церемония бракосочетания богатого чиновника и юной девушки уже началась. Жених — старик, с презрительным видом на своем лице, кажется, насмехается над своей невестой. Он выглядит холодным и безразличным, не проявляя никакой доброты
Не важно, что девушка могла бы быть его внучкой, он испытывает наслаждение своим высоким положением и статусом, подчеркиваемыми орденом на шее и звездой на груди. Невеста, красивая и изящная в свадебном платье, опускает глаза, полные слез, и смотрит вниз, протягивая руку священнику
Легко заметить, что она много ночей проплакала и вынуждена выйти замуж не по своей воле. Возможно, она подчиняется родителям или стремится избежать бедности, но глубоко внутри она мечтает, чтобы свадьба не состоялась. К сожалению, все происходит по плану. Невеста испытывает глубокое волнение, которое отражается на ее бледном лице, и кажется, что она вот-вот потеряет сознание, свеча, которую она держит, едва не задевает ее платье.
Позади жениха и невесты находятся знатные гости со стороны жениха, все они мужчины, одетые во фраки. Некоторые из них стремятся получше рассмотреть невесту, обсуждают этот неравный брак и насмехаются над ними. Для некоторых все происходящее абсолютно безразлично. Однако, за невестой стоит ее шафер, с перекрещенными руками, выглядящий грустным и унылым. Ему одному не безразлично, что происходит. Возможно, он был влюблен в невесту или ему просто жаль эту молодую девушку. Именно он — сам художник, создавший это произведение искусства.
Глядя на картину, не могу не испытывать сочувствие к девушке. Она так молода и прекрасна, а замуж она выходит за чопорного старика. Жених даже во время церемонии смотрит на нее свысока. Как он будет обращаться с ней в браке? Надеюсь, что их семейная жизнь будет короткой, и жених скоро умрет.
Детали на полотне
При подготовке сообщения или описания картины Пукирева «Неравный брак» помимо лиц на переднем плане стоит обратить внимание на персонажей, стоящих в отдалении. Они не так сильно привлекают внимание зрителя, однако изображены художником неслучайно. Уже понятно, что невеста выходит замуж по расчету и за определенный «выкуп»
Присутствующие же в церкви люди заинтересованы в этом по-своему. Настоящая мистика, загадка читается на лицах стоящих вдали старух, выполненных в бледных тонах. Они напоминают призраков
Уже понятно, что невеста выходит замуж по расчету и за определенный «выкуп». Присутствующие же в церкви люди заинтересованы в этом по-своему. Настоящая мистика, загадка читается на лицах стоящих вдали старух, выполненных в бледных тонах. Они напоминают призраков.
Если кратко, то время разгадки изображения некоторые эксперты предположили, что эти женщины некогда, так же как и юная невеста, насильно были выданы замуж. Но время безжалостно, они постарели и напоминают увядшие цветы. И вот теперь выбор сладострастца пришелся на красавицу, судьба которой в точности повторит историю этих старух.
Сразу же за невестой стоит молодой человек со скрещенными на груди руками. Этим жестом он выражает отстраненность и несогласие с происходящим пафосом. По внешности его можно сравнить с художником репродукции, он также привлекателен и статен. В этот момент может показаться, что передаваемый сюжет был правдивой историей из жизни мастера.
Так сложилось, что аналогичный случай произошел у близкого друга Пукирева. Юной девице пришлось стать женой мужчины, старшего на 13 лет. Абсурд всего происходящего в том, что этот друг присутствовал на венчальном обряде в качестве шафера. Именно такой сюжет и взят автором произведения за его основу, он просто не смог пропустить такой возможности.
Критики грандиозно восприняли картину Пукирева «Неравный брак», в описании к которой высказаны самые неоднозначные мысли. Автор удивительным образом смог запечатлеть на полотне актуальную и наболевшую для своего времени проблему, которую всяким образом замалчивали в кругах высшего общества.
Художник в то же время получил массу негативных и противоречивых отзывов из-за применения запрещенных на тот момент приемов. Ярким тому примером стало изображение главных героев в полный рост. Тем не менее Пукирев решился на столь смелый шаг, поражая своей работой даже современных критиков и приверженцев художества.
Тема, связанная с бесправием представительниц слабого пола, была актуальной и востребованной не только среди мастеров пера, но и среди писателей. История показывает, что именно в те времена появились известные литературные работы:
- «Гроза»;
- «Дубровский»;
- «Бесприданница».
Многие молодые и совсем юные красавицы выдавались замуж насильно. Их родственники, родители руководствовались только целью наживы. Сам же мастер композиции, талантливо передавший реальность своего времени, не был счастливым человеком. Созданные ним впоследствии полотна остались невостребованными, да и в личной жизни все было весьма печально.
Некогда известный на всю Россию художник жил в бедности и на деньги, которые ему давали близкие друзья. Его смерть оказалась такой же неприметной, как и несколько последних лет жизни. В кратком сочинении по картине «Неравный брак» (на русском, немецком, других языках) стоит без страха выразить свое отношение к описанной проблеме, ведь нередко подобные случаи случаются и в современном обществе.
Вариант 2
Пукирев изображает драму несчастного юного создания. По тем временам, а это был 1862 год, проблема бесправия женщин была очень актуальна. Эта проблема и есть основа сюжета картины. В центре картины очаровательная молодая невеста: черты ее лица мягкие, по-детски нежные, но красивые глаза полны безысходности, беспомощности, обреченности. Наверняка они пролили много слез и именно поэтому опущены в пол. Ее мечты сломлены, молодость – убита.
2 стр., 935 слов
» по картине А.Кастеева «Молодой Абай»
… VII Выставление поурочного балла. Домашнее задание: Примерный порядок рассуждения в сочинении: Перед нами картина Абылхана Кастеева «Молодой Абай». Портрет Абая писали многие казахстанские художники, но, в основном, … что радует или огорчает. Мы будем описывать портрет человека. Перед нами картина Абылхана Кастеева «Молодой Абай». Портрет Абая писали многие казахстанские художники, но, в основном, …
Невеста одета в роскошное белое платье, но оно не приносит ей радости, и , скорее всего, станет ненавистным. Этот праздник не для нее. В одной руке она держит свечу, а другую безразлично протягивает священнику, чтобы тот надел кольцо. Возможно, где-то в глубине души она уже даже смирилась со своей участью и понимает, что она совершенно бессильна в этой ситуации. Однако, может быть, именно это действие спасет ее семью от бедности, голода.
Далеко не молодой жених производит странно отталкивающее впечатление. В глаза бросается контраст между прекрасной невестою и настолько неприятным стариком. Наверняка, ему не впервой вступать в брак, поэтому он создает впечатление уверенного ловеласа. Он властно и торжествующе смотрит на свою новоиспечённую жену, словно посмеивается над ней. В чертах его лица нет ничего доброго – он черствый, самоуверенный, бесчувственный, эгоистичный
Он печется лишь о собственных чувствах, и не берет во внимание тот факт, насколько молода и несчастна его невеста. Его знатность, богатство, высокий чин подчеркивает орден на шее, звезда на груди
На фоне жениха и невесты видны гости, присутствующие на бракосочетании. Можно с уверенностью сказать , что они осуждают эту свадьбу, эмоции на их лицах далеки от радостных. Но мотивы у всех разные
Например, если обратить внимание на шафера, то можно заметить, что он тихо протестует против происходящего. Он стоит позади невесты
Он отвернулся скрестив руки на груди.
Шафер даже не хочет ни видеть, ни слышать происходящего. Он жалеет несчастную девушку, переживает за ее несчастную судьбу. Что не сказать о «друзьях» жениха, которые стоят напротив шафера. Они не без зависти смотрят на невесту. А на их лицах та и читается «старый черт! Какую жену себе урвал!». Этот обряд для них является чем-то само собой разумеющимся.
2 вариант
«Неравный брак» — это безусловно самое знаменитое произведение Василия Пукирева. В центре внимания находятся два главных персонажа: пожилой мужчина и молодая девушка, которых художник изобразил на полотне, стоящих перед Богом, заключающих этот неравный брак.
Этот брак несправедлив не только из-за явной разницы в возрасте, но и из-за материальных различий между будущими супругами. Очевидно, что мужчина обладает значительным богатством, в то время как девушка является бедной. Вот почему ей приходится выходить замуж за человека, которого она не любит. В то время такие ситуации были распространены.
На картине жених и невеста изображены в полумраке церкви, держа в руках свечи. Напротив них стоит священник, готовый надеть кольцо на палец невесты, но она отказывается смотреть на него. Ее глаза заплаканы, лицо бледное. Даже роскошное платье и фата не могут скрыть ее горечь и страдание. Она выглядит покорной и абсолютно несчастной.
В то время жених демонстрирует идеальную выправку. Он излучает уверенность и холодное спокойствие. В его глазах, маленьких и старческих, можно прочитать циничность, которую он испытывает к невесте.
Мужчина одет в элегантный фрак, на шее у него белый бант, но эти детали лишь подчеркивают его сухую фигуру. Его лицо сухое и морщинистое, волосы седые, а на затылке блистает лысина.
За спиной жениха видны гости, которые также не молоды. Среди них усатый военный, пожилой мужчина и женщина такого же возраста. Все они выражают свою радость и не скрывают своих заинтересованных улыбок.
На заднем плане, за спиной невесты, видны гости, поддерживающие девушку. Особенно заметен молодой шафер, который сложил руки на груди. Этот персонаж поразительно похож на самого художника. Пукирев, таким образом, указал на свое присутствие на картине и выразил свое несогласие с нормами общества XIX века, которые препятствовали заключению настоящих браков между людьми.
«Неравный брак» описание картины
На картине мы можем увидеть таинство венчания (обряд венчания) или по простому — церковный обряд бракосочетания. Таинство происходящего подчёркивает полумрак церкви и яркий луч солнца, пробивающийся сквозь окно. Свет выхватывает из полумрака престарелого жениха и совсем молодую невесту, а также священника. Остальные персонажи находятся в тени. Характер работы ясно показывает отношение к происходящему самого художника.
Жених всем своим видом вызывает у зрителя отторжение. По всему видно, что это очень властный и циничный человек. Взглядом искоса, в котором прослеживается некое превосходство, он смотрит на невесту. Здесь он является хозяином положения, против воли которого идти не посмеет никто, особенно сама невеста. Его взгляд повелительный, не терпящий возражений. Он наблюдает за побледневшей девушкой, чтобы та выполняла всё, что от неё требуется, беспрекословно. Гордая осанка, строгий и неподвижный вид — всё говорит о том, что этот человек привык смотреть на людей свысока, соответственно своему высокому положению. На его шее и левой груди Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени.
Рядом с женихом находится невеста. Её образ является полной противоположностью жениху. Девушка бледна и совсем потеряна. Против воли её выдают за старика, и она просто не в силах что-либо сделать
Зритель сразу обращает внимание на лицо невесты, искреннее сочувствуя бедной девушке. В белоснежном свадебном наряде она кажется настоящим ангелом, которого сломил жестокий мир, где правят власть, положение в обществе и деньги
У девушки не остаётся сил. Левая рука со свечой безвольно повисла, она уже не может держать её как подобает — на уровне груди, как это делает жених. Левую руку из последних сил она протягивает священнику, который собирается надеть на её палец обручальное кольцо. Художник изобразил мгновение, когда мир молодой девушки окончательно рушится.
Сгорбленный священник также не может противостоять неравному браку. Несмотря на то, что брак должен осуществляться между любящими друг другу сердцами, он вынужден надеть кольцо на палец девушке, благословить мужа и жену на «счастливую» совместную жизнь.
Необходимо обратить внимание на фигуры людей на заднем плане. Они различны по своему характеру точно так же, как жених и невеста. В левой части картины находится группа жениха
Они вполне довольны происходящим, с любопытством следят за происходящим на таинстве. Первый — военный — с откровенным и нескромным любопытством разглядывает невесту. Рядом с женихом стоит низенькая старая женщина, по всей видимости в этом образе художник изобразил сваху, которая имеет непосредственное отношение ко всему происходящему
В левой части картины находится группа жениха. Они вполне довольны происходящим, с любопытством следят за происходящим на таинстве. Первый — военный — с откровенным и нескромным любопытством разглядывает невесту. Рядом с женихом стоит низенькая старая женщина, по всей видимости в этом образе художник изобразил сваху, которая имеет непосредственное отношение ко всему происходящему.
В правой части находится группа невесты. Выражения их лиц демонстрируют недовольство происходящим. Они отворачивают глаза и хмурятся, высказывая тем самым безмолвный протест неравным бракам.
Особое внимание стоит уделить самой крайней фигуре справа. Мужчина в профиль — сам Василий Пукирев. Художник запечатлел здесь свой автопортрет, тем самым указав и на своё личное отношение к несправедливости властных и богатых
Художник запечатлел здесь свой автопортрет, тем самым указав и на своё личное отношение к несправедливости властных и богатых.
Анализ картины «Неравный брак»
Многие приписывали картине Пукирева «Неравный брак» магические свойства. Якобы все посмотревшие на неё пожилые женихи отказывались от свадьбы. Но на деле никакой магии не было. Просто сюжет картины трогал до глубины души и заставлял задуматься, а не обрекает ли старик свою молодую невесту на страдания?
За написание полотна «Неравный брак» Василий Владимирович Пукирев получил звание профессора. Но мало кто знал, какая трагическая история скрывалась за созданием этого полотна.
Загадочная фигура шафера
Безусловно, центральное место на полотне «Неравный брак» занимают жених и невеста. Взгляд сразу упирается в недовольно-пренебрежительный взгляд старика, глядящего на плачущую девушку. Она, в свою очередь, полна покорности судьбе и отчаяния. Но не меньший интерес вызывает и фигура шафера, стоящего сразу за девушкой. Он пристально и с затаённой обидой глядит на то, как священник надевает кольцо на пальчик невесты. Есть две версии того, кем на самом деле является этот мужчина.
Некоторые искусствоведы, проведя анализ картины «Неравный брак», говорят, что шафера художник Василий Владимирович писал с самого себя. И правда, на сохранившихся портретах автора есть общие черты с шафером, изображённым на картине. Однако сомнения вносит эскиз полотна, хранящийся в Третьяковке. На ней позади невесты стоит совершенно другой человек. И ничего общего с Пукиревым он не имеет. Но кто же этот юноша?
Главная тайна картины
Вполне вероятно, что в качестве шафера Василий Владимирович Пукирев изобразил своего близкого приятеля Сергея Варенцова. Тот был влюблён в юную Софью Рыбникову и даже собирался сделать ей предложение. Но отец девушки выдал её за купца Карзинкина, бывшего на 13 лет старше Софьи. В силу непреодолимых обстоятельств Варенцову пришлось побывать на свадьбе, чему он, конечно, рад не был.
Разумеется, Варенцов поделился своим горем с другом-художником, и тот, вдохновившись, использовал историю в качестве сюжета для полотна. Но узнавший об использовании своего образа Варенцов явно не был этим доволен. Он поссорился с Пукиревым и чуть ли не приказал ему изменить картину. Это объясняет то, что на первоначальном эскизе «Неравного брака» у шафера другая внешность. Но фамилия Варенцов фигурирует и в другой версии.
Согласной второй версии, на картине «Неравный брак» всё-таки был изображен сам художник. А девушкой на полотне являлась его несостоявшаяся невеста — Прасковья Варенцова. Её в юном возрасте выдали за пожилого князя, лишив возможности быть с Василием Пукиревым. Весьма вероятно, что эта версия правдива. В 2002 году руководство Третьяковки купило занятный рисунок, датированный 1907 годом.
Его автором был художник Сухов. А надпись гласила, что на рисунке изображена Прасковья Варенцова, с которой В. В. Пукирев 44 года тому назад написал свою картину «Неравный брак». Большинство историков и искусствоведов всё-таки склоняются к этой версии. Но точно ясно одно: за написанием полотна стоит настоящая трагическая история девушки, явно не хотевшей провести всю жизнь в браке с противным ей стариком.
Интересные детали «Неравного брака»
Образы жениха и невесты на картине Пукирева явно являются собирательными. Так, в пожилом генерале угадываются черты внешности и князя Цицианова, и дворянина Полторацкого, и главного повара, работавшего у Варенцовых. Но есть на картине и изображения людей, существовавших в реальной жизни.
Например, мужчина, находящийся возле шафера и смотрящий на зрителя, списан с художника-карикатуриста Петра Шмелькова. Он был близким другом Пукирева и, возможно, подсказал ему идею картины. А сбоку полотна виднеется голова мужчины. Он оказался нарисован не случайно. Художник нарисовал мастера Гребенского, который пообещал выполнить для него самую лучшую раму. А если присмотреться, можно заметить ещё одну интересную деталь.
Возле священника Василий Пукирев изобразил старуху, украшение на голове которой подозрительно похоже на невестину фату. Но зачем её фигура, будто бы подёрнутая туманом, нужна на полотне? Может, это бывшая жена немолодого жениха? Или художник хотел показать, что старик-жених уже свёл одну жену в могилу и теперь примется за вторую? Вероятнее всего последний вариант, ведь бывшей жене нечего было делать на свадьбе бывшего мужа.
Интересная картина “Шоколадница” Ж. Лиотара.
Судьба художника
Жизнь художника можно разделить на две части: до «Неравного брака» и после. До презентации картины всё шло медленно, но верно: несмотря на своё крестьянское происхождение, Пукирев смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, по окончании которого начал там же преподавать, параллельно очень удачно выполняя частные заказы.
Последующие работы художника значительно уступали в технике и, как следствие, не вызывали восторга ни у критиков, ни у покупателей. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года.
Сочинение по картине В.В. Пукирева “Неравный брак”
Картина «Неравный брак» Пукирева стала самой известной работой автора. В этом полотне он умело передал эмоции персонажей и общий смысл композиции, чем и проявил особый талант портретиста. Идею для написания полотна Василию Владимировичу подкинул его товарищ, который пережил любовную драму на этой почве: его любимую отдали за более состоятельного и старшего кавалера. На то время это была очень актуальная тема, но и в современном обществе, говоря о неравном браке, часто вспоминают картину Пукирева.
На полотне мы видим сцену венчания в церкви: седой, морщинистый жених с надменностью смотрит на молодую невесту, во взгляде ни единой доли любви иль симпатии. Та, несмотря на свою молодость, еле стоит перед священником – она вся бледна, безжизненна, ее глаза красны от слез, но она смиренно следует воле своих родителей. Невеста неуверенно протянула руку за обручальным кольцом, а пожилой жених посматривает искоса на ее действия – он не знает, что от нее ожидать. И священник даже наклонился, чтобы рассмотреть ее лицо – все ли с ней в порядке, не передумала ли она.
Не менее интересно наблюдать и за персонажами на заднем плане картины: кто-то с любопытство, кто-то с насмешкой, а кто-то с осуждением рассматривают пару. Среди собравшихся художник нарисовал себя – фигура в углу полотна, стоящая за невестой: его руки скрещены, взгляд исподлобья, брови сдвинуты, выражение лица суровое – ему явно не нравится это мероприятие и старец-жених. Поговаривают, что Пукирев хотел изобразить на этом месте своего друга, но тот наотрез отказался, поэтому образ пришлось писать с себя.
И все равно получился настоящий шедевр – изысканная игра светотенью, тонкая прорисовка деталей, колоритные образы, выразительная передача эмоций. А главное, передана вся суть неравного брака – это расчет без счастья, обреченный на осуждение обществом.
Читайте далее:
Сочинение на тему «Гражданский брак – за и против»
Сочинение «Интересная встреча с художников»
Сочинение на тему «Гражданский брак – за и против»
Сочинение по картине Е. Сыромятниковой «Первые зрители»
Сочинение по картине М. Шибанова «Празднество свадебного договора» 7 класс
Сочинение на тему «Гражданский брак: за и против»
Сочинение на тему «Гражданский брак – за и против»
Сочинение по картине К.Ф. Юон «Русская зима. Лигачёво»
Сочинение по картине С.Ю. Жуковского «Осень. Веранда» 6 класс
Сочинение по картине И.И. Шишкина «Зима в лесу. Иней»
Сочинение-описание по картине А.Г. Венецианова «На пашне. Весна»
Сочинение по картине В.А. Серова «Мика Морозов»