«переход суворова через альпы»

Xii. «переход суворова через альпы». суриков

Самый опасный участок

Во время суворовского Швейцарского похода произошло событие, в дальнейшем не знающее аналогов в истории. Войско Александра Суворова смогло преодолеть Альпы в зимнее время, чего, конечно, никто от русских не ожидал. Как я уже сказала, никто прежде не предпринимал попытку столь дерзкого перехода, причём и в дальнейшем повторить то, что успешно воплотил в жизнь Суворов, никто не смог (да и не решился). 

Впрочем, нельзя исключать, что и сам Суворов, будь такая возможность, повременил бы с походом, однако действовать в зимнюю пору его вынуждали обстоятельства. Россия должна была выполнить свои союзнические обязательства перед Австрией в противостоянии с Францией. 

Суриков, детально изучивший особенности перехода суворовского войска, решил выбрать для своего полотна наиболее яркий и драматичный момент. Он изобразил спуск с хребта Паникс. Этот участок был самым сложным за время всего похода. Ему предшествовали другие переходы и сражения, а потому нельзя было сказать, что солдаты на тот момент были полны сил. Спуск продолжался около суток, причём солдатам приходилось бросать провиант и оружие – лишь так можно было преодолеть столь сложный и опасный участок Альп. В это время погибло немало военных и французских пленных.

Илья Ефимович Репин «Портрет художника Василия Ивановича Сурикова», 1877 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Работа над картиной

Слова великого полководца «русский штык прорвался сквозь Альпы» стали животворящим символом полотна. Советуясь с дочерью Ольгой, которая разбиралась в живописи (муж её тоже был художником), и показывая ей зарисовки, Суриков услышал мнение, что у нижних солдат надо «убрать» штыки – для безопасности верхних. Подумав мгновение, Суриков воспротивился: «Нельзя русскому солдату без штыка!» К тому же острые клинки и блеск металла – это и красиво, и грозно одновременно.

Прототипы Суворова нашлись среди красноярских знакомых: казачий офицер в отставке Фёдор Спиридонов (тогда уже 82-летний старик) и учитель пения Григорий Смирнов, белая лошадь которого тоже пригодилась.

Продолжил работу над полотном Суриков в Москве. В Историческом музее для него выделили просторную комнату – в доме или мастерской картина бы не поместилась. Чтобы уединяться со своим детищем и защититься от взглядов и непрошенных советов, художник поставил перегородку из досок.

Выписал заграничный холст, подготовил краски и подрамок и летом отправился в Швейцарию – писать «снеговые вершины». В поездке отца сопровождали дочери, Ольга (1878-1958) и Елена (1880-1963). Овдовев в 40 лет, Суриков нуждался в близости со своими девочками, напоминавшими рано ушедшую жену. Жили в отеле Интерлакена, потом в деревне (спокойней и дешевле). Художник был потрясён высотой и красотой швейцарских гор, впечатляющих ледников, чистотой воздуха, который, впрочем, сравнивал с сибирским. Суриков не был конкретно в «суворовских» местах (перевалы Прагель, Рингенкопф), его целью стала гора Юнгфрау, вся во льду и снегах

Живописцу важно было увидеть своими глазами преграды, подобные тем, что преодолела армия Суворова, вдохнуть этот воздух и прочувствовать громаду подвига русских солдат. Если надо, их не остановит ни суровая природа, ни холод, ни враг

Сочинение-описание по картине Василия Сурикова «Переход Сурова через Альпы».

Василий Иванович Суриков очень ответственно подошёл к созданию своей знаменитой картины «Переход Суворова через Альпы». Он скрупулёзно выбирал себе подходящий прототип для образа Александра Васильевича, в конечном итоге остановив свой выбор на преподавателе пения в местной мужской гимназии, так же владевшего статной белой лошадью. Кроме того, художник посещал Швейцарию, вдохновляясь тамошними пейзажами для своей работы. С её репродукцией мы сегодня и ознакомимся.

Действие разворачивается посреди холодных европейских гор – Альп. Небо невероятно мутное и холодное, плотным облаком тумана пожирающее острые хребты вокруг. Тёмные скалы сплошь покрыты толстым слоем ледяной корки и сугробами снега. Очевидно, что он лежит здесь круглый год, или по крайней мере хотя бы большую его часть. Склоны совершенно не пологие, очень крутые и непредсказуемые. Тем сложнее они для преодоления людьми.

Главные персонажи полотна – отечественные воины, справляющиеся с трудностями передвижения в горах. Все они одеты в подобающие форменные шинели и экипировку. В качестве оружия в их руках можно заметить по нашим меркам уже старинные ружья с деревянными рукоятками и вытянутыми блестящими шомполами.

Солдаты, крепко придерживая руками шапки-ушанки и треуголки, съезжают вниз по снегу. Идти на своих ногах тут действительно очень проблематично, не за что даже ухватиться в случае внезапной потери равновесия. Интересно, что они все совершенно разного возраста – от бывалых усатых офицеров до их более неопытных молодых спутников.

Обратим внимание на самого Александра Васильевича Суворова. Он не идёт пешком, а едет верхом на красивом белом коне

Животное явно напугано видом непривычной для неё природы и слегка робеет, но наездник, легко придерживая сбрую, направляет её вперёд.

На главнокомандующем мы видим синий камзол, развивающийся от резких порывов леденящего ветра, высокие чёрные сапоги и искусный костюм светло-молочного цвета. Возраст полководца даёт о себе знать – седые редкие волосы и первые морщины свидетельствуют об этом. Его слегка лукавый взгляд направлен вперёд – он с неким теплом и любовью смотрит на своих боевых товарищей, совершающих один из самых выдающихся подвигов за всю историю.

Цель похода Суворова

Краткий смысл таков: Суворову необходимо было заставить Францию вернутся в прежние границы, тем самым восстановить мир и равновесие в Европе

Но, как мы уже знаем, это все не увенчалось успехом, и поставленная цель достигнута не была.

Хотя, все-таки припугнуть, хотя даже неплохо так испугать армию Бонапарта, да и самого Наполеона, Суворову таки удалось. Ведь что можно подумать о народе, который прокладывает себе путь у победе настолько страшными путями, проходя там, где никто и никогда не бывал. На что же еще они способны?

Ну а если я вас хоть немного заинтересовал этой темой, то для меня будет маленькой победой знать, что хотя бы один человек после прочтения моего блога освежил знания по истории. Прочитав об исходе этой войны, а может подробнее ознакомился с личностью Суворова или вспомнил сражение на реке Адда — без разницы. Главное – если я подтолкнул вас на какие-то действия, это уже мой личный повод для гордости.

Ну а на сегодня все! Не забывайте свою историю, читайте и подписывайтесь на блог проекта «На Грани». Спасибо за то, что были сегодня со мной и до скорых встреч. И кстати, недалеко от Альп, есть знаменитый акведук древнего Рима — Пон-дю-гар. Будет интересно, обязательно прочтите мою статью об акведуках.

Текст — агент Q.

Особенности картины

Когда присматриваешься к отдельным фрагментам картины, становится особенно интересно. Честно признаться, у меня возникает чувство участия в изображённом художником спуске. Суриков сумел запечатлеть самые разные эмоции воинов. Поразительно, насколько различается восприятие людьми одного и того же события. Одни сосредоточены и суровы, другие кажутся испуганными, а третьи, напротив, воодушевлены предстоящим испытанием. 

Несмотря на это, войско кажется по-настоящему сплочённым и единым. Кстати, сразу можно приметить двух бойцов, которые широко улыбаются каким-то словам Суворова. Сам Суриков называл свою картину «подвигом под шутку полководца». Оно действительно так – кажется, будто только что военачальник рассказал о каком-то забавном случае, чем немало развеселил молодых солдат.

Живописец называл сюжет своей картины «подвигом под шутку полководца» – Суворов поддерживает и вдохновляет солдат ободряющими словами

Сюжет картины Сурикова

русские воины, которые летят вниз в пропасть, но, тем не менее, Суворов рядом с ними, подбадривая и всячески придавая боевой настрой. Почему подбадривая? Если присмотреться внимательнее, то можно заметить переход двух улыбающихся солдат, которые может, отвечают улыбкой на реплику Суворова, а может это просто улыбка безысходности, кто знает.

Так же, обратите внимание на близость облаков относительно голов воинов и то, что скалы заслоняют эти облака

Это говорит нам о том, что события разворачивались действительно высоко. Помимо всех вышеперечисленных трудностей, солдатам пришлось справляться еще с особенностями человеческого организма, которые проявляются на высоте.

Так же, я писал выше, что читал о том, что воины Суворова называли его «отцом». Суриков знал об этом, но все же изобразил полководца маленьким, седым, но потрясающе спокойным и все так же готовым вести своих людей. Можно так же заметить при определенном ракурсе, что вокруг головы Суворова как бы есть некое сияние, легкое, почти незаметное, но что-то точно есть.

Из хроники я так же помню, что у автора были проблемы с передачей объектов в движении, особенно с нижним солдатом художник промучился достаточно долго.

Вы вот так сейчас можете подумать, что я просто взял и описал вам картину, раскрыл ее краткое содержание, но какой в этом смысл, спросите вы? А вот какой: первое, что вы увидите, разглядывая ее – это ничего. Я серьезно, вы не обратите внимания на детали, вы просто будете стоять и смотреть, не поддавая увиденное внутреннему анализу. Потом все детали и моменты начинают возникать перед вами сами собой. Тот же маленький Суворов, два солдата и так далее.

Чем дольше смотрите – тем больше нового увидите.

Ужасная реалия

При чем, никто особо не пытался скрыть всего ужаса происходящего. На картине можно видеть падающего вниз солдата с широко распахнутыми от ужаса глазами. Он понимает, что для него все кончено, а те, кто за этим наблюдает, так же понимает, что сейчас все может кончиться и для них.

Можно подумать, что в такой обстановке может царить только хаос, но опять же таки, при более детальном рассмотрении картины ми видим, что знамена зачехлены, барабанщик изображен очень торжественно даже в такой момент, и в его руках все еще видны палочки. Сейчас он может умереть, но только при исполнении своего долга.

В общем, работу можно рассматривать бесконечно, и с каждой минутой вы будете все больше и больше понимать, что за человек был этот Суворов, и как же тяжело пришлось тогда российским солдатам. Это своего рода карта того легендарного похода, отображенная в живописи.

Кстати говоря, если прочитав все это, вам еще интересна некая хронология событий, а то получается, что мы рассматриваем Швейцарский поход Суворова как отдельную часть истории, то дабы направить вас на дальнейшее изучение, расскажу вам об Итальянском походе Суворова, продолжением которого стал Швейцарский.

Описание картины

На вертикально ориентированном полотне – сцена спуска с гор армии Суворова. Пейзаж в целом холодный и суровый: высокая скалистая гора, с вершины которой ветры выдувают снег, он лишь во впадинах и ниже под уступом. Привязка к определённому перевалу для художника не важна – его целью является показ события с точки зрения морали и психологии, поведения и физической силы солдат.

С уступа заснеженной горы, которую местами скрывают облака, как лавина, скользит вниз русское войско – строй уже разлажен, но солдаты все, как один, повинуются своему командиру. В армии уважали и любили Суворова – он, как отец, заботился о каждом и думал обо всех: чтобы были сыты, одеты, обуты, вовремя получали жалованье. На картине командир подбадривает их взглядом и улыбкой, придержав коня у спуска, и зажатой в прямой руке треуголкой указывает своим подчинённым путь. Конь под ним косит глазом в пропасть, отпрянув от неё, рядом пешие и конные ряды. Ни у кого нет и тени сомнения в своём командире, а значит, и в верности принятого решения. Кто постарше, крестятся перед спуском, молодые да задорные хохочут, вспомнив детское веселье на снежной горке и предвкушая нечто подобное, пушкари озабочены сохранностью орудия, а барабанщик – своего инструмента – дай Бог побарабанить ещё не раз для марширующих товарищей.

Вариант №2

Василий Иванович написал картину, открывающую перед зрителем неподдельный мир русского героизма и самоотверженности. Переход через Альпы – очень опасная миссия, которая в случае провала может стоит жизни. Полководец приказал двигаться подчиненным по этому маршруту. Никто не имел права оспаривать или обсуждать приказ. Погода в местности оставляет желать лучшего. Горы. Снег. Ледники.

Никто не может гарантировать, что через несколько часов или минут, не поднимется снежная буря. А что ещё хуже, может сойти ледник. В таком случае все военнослужащие окажутся погребенными заживо.

Мало того, перевал, изображенный на картине до 1799 года именовался неприступным. До русской армии его никто не осмеливался преодолеть. При одном виде его людей окутывал страх.

Примечательно, что для написания этюдов, автор отправился в швейцарские Альпы. Так что основа взята с мест, где всё происходило на самом деле. Величественные горы навевают страх. Заставляют людей задуматься о бытие, своей жизни и её качестве. Потому что один ледник может лишить жизни всех. Несмотря на опасность, воины выполняют свой долг. Они присягали на верность отечеству и обязаны беспрекословно подчиняться командованию.

Суворов – величайший полководец не боится трудностей. Он видит, что перед бойцами стоит сложнейшая задача и подбадривает их в этот час. Александр Васильевич никогда не превозносился. Всегда был наравне со всеми. Благодаря такому командующему, как он, многие солдаты забыли о чувстве страха. Кто-то участвует в разговоре, кто-то смеётся, а кто-то внимательно смотрит перед собой.

Солдаты, оказывавшиеся в самом низу, скользят по льду. Одно неверное движение может привести к серьезным повреждениям. Мало того, позади огромное войско, и, если оно сзади навалиться с большой силой, с жизнью придётся попрощаться

Поэтому первые воины вымеряют каждое движение и действуют очень осторожно

Тем, кто движется следом, намного легче. Во-первых, им следует делать то, что делают впереди идущие. Во-вторых, рядом полководец, который поднимает настроение. Больше всего повезло именно последующим рядам.

Художник изобразил все детали того времени. Одежда, обмундирование, мечи, кони. Всё погружает нас в то величественное время, когда совершался подвиг и победа людей над собственным страхом.

Погода в горах спокойная. Наверху всё затягивает туман. Горы окрашены в голубой цвет и покрыты белым снегом. Чем ниже спускаешься, тем больше снежных участков.

Слева расположены глыбы льда. Их ни в коем случае нельзя задевать. Иначе они обрушатся вниз, и мог упасть на первые ряды. В подобной ситуации есть риск допустить много ошибок, которые будут стоить жизней. Никто не хочет повредить сослуживцам, поэтому все действуют с предельной аккуратностью

Даже кони идут очень осторожно. Уздцы затянуты до предела, чтобы животные не вырвалось и не допустило резких и лишних движений

В целом, всё прошло успешно. Русское войско преодолело серьёзный перевал и отправилось дальше.

Суриков — Переход Суворова через Альпы

поход Суворова через Альпы

Кто-то просто знает, кто-то читал об этом, кто-то учил, но сам факт того, что человек повел 24-х тысячное, ранее никогда не воевавшее в горах, войско на фактически верную гибель удивлял, и будет удивлять всех. Сейчас же, более того, у современных историков возникает риторический вопрос: а был ли в принципе нужен этот подвиг 1799 года? Может, не стоило подвергать огромное количество людей такому риску и брать на себя такую ответственность, а просто искать альтернативы? Давайте немного углубимся в историю… Обещаю сделать это максимально кратко.

Итак, какие же побуждения могли двигать человеком? Конечно же, тогда шла война с Францией, и для Суворова, как и для еще некоторых полководцев (у меня не курс истории, не хочу перегружать вас именами, фамилиями, датами, захотите – сами прочтете) стояла цель: разгромить французские войска в Швейцарии. Но, забегая вперед, цель так и не была достигнута по независящим от Суворова обстоятельствам.

Тем не менее, любой здравый человек понимает, что идти в горы это огромнейший риск, который с большей вероятностью не будет оправдан, а на кону жизни его солдат, которые, кстати говоря, называли Суворова «отцом». Так вот, на тот момент, за всю свою историю никогда прежде войска Российской империи не проводили бои в горах, тем более тогда как раз начиналась зима.

Достаточно известная цитата бродит по интернету, якобы самого Суворова в тот момент, когда войска достигли Мутенской долины. Приблизительный смысл таков: Суворов понимает всю скверность ситуации, и не пытается скрыть полную ситуацию. Да и какой смысл скрывать, если воины и так все видят. Уставшие, измотанные, потерявшие веру на простое спасение воины слушают, что говорит им их «отец». А он сказал, что надежда осталась только на Бога и на собственные способности, другого просто нет.

И, видимо, его воины были в таком состоянии, а точнее перешли в такое состояние, когда помимо усталости и всего прочего что происходит с организмом на высоте, они просто отчаялись. И вот окончательно отчаявшись, они просто доверили свои жизни Суворову, бросаясь в последний бой со словами «будь что будет, но пойдем мы за тобой, отец, и умрем мы с честью, мы ведь русские».

Кстати говоря, очень советую для пущей наглядности, так сказать, ознакомится с картиной Сурикова, отображающей как раз весь ужас того события.

Вариант №2

Василий Иванович написал картину, открывающую перед зрителем неподдельный мир русского героизма и самоотверженности. Переход через Альпы – очень опасная миссия, которая в случае провала может стоит жизни. Полководец приказал двигаться подчиненным по этому маршруту. Никто не имел права оспаривать или обсуждать приказ. Погода в местности оставляет желать лучшего. Горы. Снег. Ледники.

Никто не может гарантировать, что через несколько часов или минут, не поднимется снежная буря. А что ещё хуже, может сойти ледник. В таком случае все военнослужащие окажутся погребенными заживо.

Мало того, перевал, изображенный на картине до 1799 года именовался неприступным. До русской армии его никто не осмеливался преодолеть. При одном виде его людей окутывал страх.

Примечательно, что для написания этюдов, автор отправился в швейцарские Альпы. Так что основа взята с мест, где всё происходило на самом деле. Величественные горы навевают страх. Заставляют людей задуматься о бытие, своей жизни и её качестве. Потому что один ледник может лишить жизни всех. Несмотря на опасность, воины выполняют свой долг. Они присягали на верность отечеству и обязаны беспрекословно подчиняться командованию.

Суворов – величайший полководец не боится трудностей. Он видит, что перед бойцами стоит сложнейшая задача и подбадривает их в этот час. Александр Васильевич никогда не превозносился. Всегда был наравне со всеми. Благодаря такому командующему, как он, многие солдаты забыли о чувстве страха. Кто-то участвует в разговоре, кто-то смеётся, а кто-то внимательно смотрит перед собой.

Солдаты, оказывавшиеся в самом низу, скользят по льду. Одно неверное движение может привести к серьезным повреждениям. Мало того, позади огромное войско, и, если оно сзади навалиться с большой силой, с жизнью придётся попрощаться

Поэтому первые воины вымеряют каждое движение и действуют очень осторожно

Тем, кто движется следом, намного легче. Во-первых, им следует делать то, что делают впереди идущие. Во-вторых, рядом полководец, который поднимает настроение. Больше всего повезло именно последующим рядам.

Художник изобразил все детали того времени. Одежда, обмундирование, мечи, кони. Всё погружает нас в то величественное время, когда совершался подвиг и победа людей над собственным страхом.

Погода в горах спокойная. Наверху всё затягивает туман. Горы окрашены в голубой цвет и покрыты белым снегом. Чем ниже спускаешься, тем больше снежных участков.

Слева расположены глыбы льда. Их ни в коем случае нельзя задевать. Иначе они обрушатся вниз, и мог упасть на первые ряды. В подобной ситуации есть риск допустить много ошибок, которые будут стоить жизней. Никто не хочет повредить сослуживцам, поэтому все действуют с предельной аккуратностью

Даже кони идут очень осторожно. Уздцы затянуты до предела, чтобы животные не вырвалось и не допустило резких и лишних движений

В целом, всё прошло успешно. Русское войско преодолело серьёзный перевал и отправилось дальше.

Суриков — Переход Суворова через Альпы
Сейчас читают:

  • Сочинение на тему Левша Народный герой 6 класс

    Обсудим и раскроем образ Левши — как героя русского народа из рассказа Лескова Левша. Произведения Лескова отличаются от других писателей завидной оригинальностью, персонажи его рассказов индивидуальны редко встречаются в жизни,

  • Сочинение Портрет друга (описание)

    У меня много подруг и друзей, но самая близкая подруга одна. Её имя Ирина. У нее короткие до плеч темно-каштановые волосы, они немного вьются, лоб наполовину закрывает маленькая чёлка. У Иры красивые тонкие брови, карие глаза и прямой нос,

  • Образ Андрея Штольца в романе Обломов Гончарова сочинение

    Ещё одним главным и важным персонажем в знаменитом произведении «Обломов» великого русского писателя Гончарова стал Андрей Штольц. Лучший друг Ильи Обломова и одновременно его полнейшая противоположность. Многие читая данное произведение

  • Сочинение Иваново — мой город

    Герб Иваново – это как раз и есть та самая невеста, прядущая нить будущей жизни. И после этого кто-то ещё не догадывается, почему же Иваново – город невест?

  • Сочинение по картине Крамского Мина Моисеев 7 класс

    Крамской Иван – величайший художник. Не все узнают и вспомнят его работы, услышав это имя, но увидев картины, которые он нарисовал, любой человек скажет: «Я это видел!» В учебниках, в галереях, в книгах – везде есть картины,

  • Быт и нравы города Калинова в пьесе Гроза Островского сочинение

    Русская литература по праву считается одной из величайших в мире. А также на ней лежит большая ответственность не только за культурное просвещение, но еще она является лицом государства. По некоторым произведениям можно составить представление

Сочинение по картине Сурикова “Переход Суворова через Альпы”

Картину Суриков писал на протяжении четырех лет и закончил писать в 1899 году. Это одно из полотен, которые продолжает тему героизма военных людей в истории России.

На полотне изображается переход русской армии через альпийский перевал, который до этого считался неприступным. Действия, которые описаны на картине, происходили в 1799 году. Все этюды к картине художник писал на том месте, где происходил исторический переход, то есть в швейцарских Альпах. К тому же Суриков тщательно изучил историю того времени, чтобы правильно изобразить мелкие

детали.

Самое главное в картине – это ощущение движения. Оно начинается где-то далеко, в ущелье. А чем ближе к переднему плану, тем оно становится интенсивнее. Самая передняя группа людей изображена в тот момент, когда она сходит с лавинообразного спуска. Художник показывает грозную природу швейцарских Альп, которая подчеркивает весь героизм перехода. Благодаря вертикальному расположению холста, максимально сконцентрировано пространство отвесной скалы. Это еще больше усиливает ощущение стремительного движения.

Возле края отвеса располагается полководец Александр Суворов. Он с трудом сдерживает на

краю пропасти своего коня. В его фигуре очень много энергии, а лицо выглядит очень живо. Некоторые солдаты смеются, те, которые идут за ними – повернули головы, чтобы послушать их разговор. Солдаты, которые расположены на переднем плане, занимаются спуском с горы, и им уже не до смеха.

Художник тщательно передает все исторические детали эпохи, такие как оружие и одежда. Очень хорошо проработаны выражения лиц воинов. У всех разные выражения лиц, потому что каждый по-разному переживает этот напряженный момент. Почти у всех задумчивые и сосредоточенные лица. Не смотря на то, что воины в очень опасном положении, они все еще верны своей стране и воинском долгу. На картине изображена настоящая храбрость русского воина. Они объединены стремлением преодолеть перевал и выиграть.

Лицо полководца обращено к скатывающимся вниз людям. И это создает впечатление о том, что он тесно связан со своими солдатами. Воины смотрят на Суворова с обожанием и безграничным доверием. Они готовы выполнить любой его приказ.

В картине «Переход Суворова через Альпы» показано русское войско в виде единой неразделимой силы. Но самое главное в картине – это показать подвиг народа и его героизм.

Василий Суриков написал картину на столетие Итальянского похода Суворова. Полотно было куплено Николаем II.

Рекомендуется к прочтению:

  • Сочинение по картине Сурикова «Степан Разин»
  • Сочинение по картине Сурикова “Меньшиков в Березове”
  • Сочинение по картине Сурикова «Утро стрелецкой казни»
  • Сочинение по картине Сурикова «Взятие снежного городка»
  • Сочинение по картине Василия Сурикова «Посещение царицей женского монастыря»
  • Сочинение по картине Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”
  • Представители народа в романе Война и мир.

Сочинение по картине Сурикова “Переход Суворова через Альпы”

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: