Сюжетная линия, история
В основу работы вошли факты истории великой России. В процессе становления государственности Иваном Грозным к уже имеющимся территориям были присоединены:
- Поволжье;
- Астраханское княжество;
- Казанское княжество.
Кучум смог захватить Сибирское ханство во время похода в 1563 году, установленная для него Москвой дань не была оплачена. Более того, участились набеги на приуральские территории. Это привело к восстанию казаков против недруга, которое возглавили бароны Строгановы без одобрения Ивана Грозного. Главарем был атаман Ермак. Преодолев с казаками Уральские горы, они мастерски разбили войско местных правителей, та же участь постигла и воинов врага. В завершение была покорена столица ханства Сибирского — Кашлык.
Преимущество казаков заключалось в наличии огнестрельного оружия, имевшего большое преимущество в бою. Противостояние с Кучумом не завершилось, он бежал на юг и организовал новую армию. Одновременно с тем отряд Ермака Тимофеевича, засевшего на зиму в завоеванной столице, сократился. Летом 1584 года Кучум совершил набег на Кашлык, откуда атаману пришлось срочно отойти.
Направляясь на юг, казачий лагерь остановился на отдых, но дозор сформирован не был. Враг совершил внезапное нападение с целью завоевания, что стало причиной смятения в отряде. Последовали большие потери войска, Ермак же спасался вплавь через реку Иртыш, где и утонул. Только в 1598 году из Москвы в эти края прибыло войско, окончательно разгромившее Кучума.
Сюжет и история
В 1563 году земли Сибирского ханства захватил Кучум. Он отказался выплачивать установленную дань Москве. Кроме того, от набегов сибирских отрядов стали вновь страдать приуральские земли. Тогда, без согласия Ивана Грозного, бароны Строгановы снарядили против Кучума отряд, состоявший из казаков.
Его возглавил атаман Ермак Тимофеевич. Казаки перевалили Уральские горы и разбили отряды местных правителей. А затем и воинов Кучума. Был покорен Кашлык – столица Сибирского ханства.
Преимуществом русского войска в борьбе с ханскими войсками было владение огнестрельным оружием. Но завоеванием Кашлыка не закончилось противостояние с Кучумом, сбежавшим на юг и собравшим новое войско. Тем временем ряды зимовавшего в Сибирской столице отряда Ермака редели. И когда летом 1584 года вновь набранное войско Кучума осадило Кашлык, Ермак был вынужден покинуть город.
По пути на юг отряд казаков расположился лагерем на отдых. Ермак забыл или не посчитал нужным выставить дозор. Внезапное нападение войска Кучума внесло смятение в казачий отряд, который в результате понес большие потери, а сам атаман Ермак, спасаясь вплавь через Иртыш, утонул. Лишь в 1598 году в Сибирь из Москвы было вновь отправлено войско, довершившее разгром Кучума.
Тема картины
Ермак Тимофеевич (ок.1532-1585) – легендарная личность, в русском фольклоре стоящая в одном ряду с Ильёй Муромцем. Характеризуется как храбрый, справедливый, умный человек и талантливый военачальник-казачий атаман.
Единого мнения по поводу места рождения у исследователей нет, Ермак может быть родом со Среднего Урала, Русского Севера или Дона.
В историю вошёл как завоеватель Сибири для Русского царства во времена правления Ивана IV Грозного, когда жители приграничных территорий России страдали от постоянных вражеских набегов. Поход дружины до тысячи казаков под предводительством Ермака начался в сентябре 1581 года. Шли по многочисленным рекам на лодках.
Противником был хан Кучум с более многочисленным войском (возможно, около 10 тыс.), но хуже вооружённым.
Главная битва произошла на Иртыше, на Чувашевом (Чувашском) мысу, близ г. Тобольск. Она и запечатлена на картине. Здесь всё: ярость и решимость казаков, замешательство воинов сибирского войска, выстрелы казачьих пищалей, пороховой дым, татарские стрелы, проигрывающие стрелковому оружию.
Хан Кучум наблюдал за сражением с высокого крутого берега. Ермак – в латах и шлеме-шишаке – среди своих воинов, под стягами. Вскинутой рукой недвусмысленно указывает путь казакам, с которого уже не свернуть.
Когда татары стали явно проигрывать и в их рядах началась паника, хан сбежал, оставив своих воинов и столицу Сибирского ханства город Искер (Сибирь, Сибер, Кашлык, в 17 км от Тобольска вверх по Иртышу). Сегодня здесь находится «Кучумово городище», археологический памятник.
Полотна художника
Создатель картины «Ермак покоряет Сибирь» является выходцем из казачьего рода, который длительное время проживал на просторах Придонья. Исторические факты указывают, что предок художника еще в XVI веке состоял в дружине Ермака и ушел с ним воевать против хана Кучума на Иртыше.
Позднее Суриковы переместились ближе к Енисею, где и обосновались. Автор картины нередко заявлял, что Сибирь в нем воспитывала «идеалы исторических типов» еще с самого детства. В созданных им композициях отчетливо просматривается:
- патриотизм;
- высокая гражданственность;
- национализм в сердце.
Неудивительно, что в работах так отчетливо отображен образ эпохи, максимально приближенный к реальности. Суриков проявлял уникальные умения в демократическом реализме. Он утверждал, что понять настоящее можно только при изучении истории своего государства. И ярким тому примером стала картина «Взятие Сибири Ермаком».
Описание картины «Покорение Сибири Ермаком»
Картина выполнена в батальном жанре. На переднем плане – под христианскими знамёнами, словно оберегаемое Георгием Победоносцем и ликом Нерукотворного Спаса, казачье войско Ермака Тимофеевича.
Предводитель казаков в гуще события. Он равный среди своих, среди народа. За предводительский талант, мужество и справедливость верные и бесстрашные воины сплотились вокруг Ермака и готовы отдать за него свои жизни.
Композиция, образы русских героев, их решительность и горящие взоры ясно дают понять, кто победит в этой схватке. Противник изображён почти безликой людской массой, обречённой на поражение.
Полотно написано в серо-коричневых тонах. Выразительности изображению придают некоторые детали. Это длиннополый красный кафтан казака, лежащего в лодке и прицельно стреляющего из ружья, блики взбаламученной речной воды, сизые мутные облака порохового дыма, свирепые решительные взоры казаков.
Светлая полоса неба вдали за крепостью олицетворяет пока ещё далёкое светлое будущее сибиряков как подданных русского царя – в завоевании Сибири Ермаком положено начало.
Идея и образы
Замысел написать полотно, посвящённое великому событию истории России, а именно – покорению Сибири, у Василия Сурикова появился ещё в 1889 году. Однако к работе художник приступил не сразу. Как мне кажется, он дожидался, пока идея и образы будущего творения окончательно сформируются в его воображении.
Лишь через два года он приступил к написанию полотна. Как признавался живописец, с историческими документами он ознакомился лишь после того, как основная композиция картины уже полностью сложилась. Поразительно, но даже с деталями ландшафта художник «угадал». Суриков писал:
Илья Ефимович Репин «Портрет художника Василия Ивановича Сурикова», 1877 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Противоречивые впечатления
Картина Василия Сурикова – поистине необыкновенная работа. И дело не только в мастерстве живописца, превосходном владении техникой и особенностях композиции, но и в трактовке искусствоведов. Изображённые события переносят нас в 1582 год, когда произошло решающее сражение между войсками Ермака Тимофеевича и хана Кучума.
В подаче живописца покорение Сибири предстаёт настоящим подвигом, при этом воины неразрывно связаны с их предводителем Ермаком. И здесь проявляется интересный противоречивый момент. Дело в том, что одни искусствоведы считают, что художник намеренно разместил Ермака среди своих воинов и даже вывел на первый план простых казаков. Дескать, народ на этой картине – сила основная, и дело вовсе не в лидере, а в самой народной массе. Вроде бы, всё верно.
Вот только другие знатоки живописи не согласны с таким мнением. Они считают, что Суриков, напротив, поставил Ермака в самый центр полотна, чтобы подчеркнуть важную роль вождя и полководца. При этом ощущается, как сила духа и воля Ермака объединяют казаков, придавая им решимости в бою. Кто же прав? Мне кажется, этот предмет не стоит дискуссий, поскольку картина настолько интересна, что взглянуть на неё можно под совершенно разными ракурсами.
Некоторые искусствоведы считают, что Ермак, изображённый среди казаков – символ того, что прежде всего не лидер, а народ – главная сила в исторических событиях
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», Суриков
Год написания: 1895Размер: 285 × 599 смМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург
Вариант 1 — Кратко
7 предложений/ 95 слов
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» — это масштабное историческое полотно Василия Сурикова. На картине изображён кульминационный момент сражения казаков с войском хана Кучума, состоявшегося в 1582 году на реке Иртыш.
Ермак со своими боевыми товарищами стремительно приближается к берегу на ладьях под православными знамёнами. Казаки стреляют в татар из ружей и пушек. Те, обороняясь, вскинули кверху луки и щиты.
Войско Кучума загнано в угол, и отступать ему уже некуда, поскольку позади над берегом нависает крутой утёс. На нём видна татарская конница, но она не торопится вступать в бой. Слева вдали темнеют силуэты столицы Сибирского ханства города Искер.
Вариант 2 — Подробно
19 предложений/ 261 слово
В основу сюжета картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» легла историческая битва, состоявшаяся в 1582 году на Чувашском мысу между казачьей дружиной Ермака и армией хана Кучума, захватившей власть в Западной Сибири. На полотне мы видим кульминационный момент этого сражения.
Расположившиеся слева войска Ермака мощным клином надвигаются на противника по воде. Их суда идут под православными знамёнами с изображением Иисуса Христа и Георгия Победоносца. Сам атаман в высоком богатырском шлеме стоит на одной из лодок и командует своими собратьями, пробуждая в них боевой дух. Казаки стреляют по врагам из пушек и ружей, на что те отвечают с берега выстрелами из луков.
Мы можем видеть сосредоточенные мужественные лица освободителей Сибири, с горящими азартным огоньком глазами. Лица татар, напротив, кажутся чересчур свирепыми и даже безумными. Эти люди явно находятся в состоянии страха перед приближающимся войском Ермака.
Кажется, что ладья последнего вот-вот врежется в берег и разобьёт собой войско неприятеля. Поэтому татары стремятся всеми силами защититься от удара, поднимая в воздух оружие и щиты. Но их усилия оказываются тщетными, так как вера и правда на стороне Ермака.
Лихая казацкая армия прижала татар к высокому береговому утёсу, и отступать тем уже некуда. Даже подоспевшая на помощь соплеменникам конница, изображённая художником в верхней части полотна справа, неспособна помочь им. Где-то там в её рядах находится сам хан Кучум, который вскоре примет решение отступить и спасаться бегством.
Сейчас же действия иноземцев кажутся хаотичными и лишёнными всякой уверенности. Ермак, напротив, неумолимо движется вперёд. Вдали слева виднеются силуэты города Искер — столицы Сибирского ханства. Но близится час победы и совсем скоро эти земли будут освобождены из-под гнёта коварных язычников.
см. также:Все сочинения-описания картин
Вариант 2
Картина написана за пять лет до конца девятнадцатого века и, как само событие, стала одной из многих славных отеческих страниц истории. Ключевую роль в этом сыграл талантливый и известный полководец. Великий, отважный и мужественный, Ермак Тимофеевич.
Для своей работы художником был выбран батальный жанр, чтобы полней и ярче рассказать о вечности подвига русских казаков и отобразить силу духа воинствующих.
Бесчисленная рать сибирского хана Кучума была поставлена в противовес казачьему войску. По всем канонам избранного жанра окончание битвы зрителю очевидно, несмотря на то, что бой только завязался. Казачье войско, вознеся над собой христианские знамёна в подмогу победе в сражении, подвигаемые Ермаком, выглядят грозно и рьяно.
Противник представляет собой неизмеримую людскую массу, из которой возможно разглядеть лишь несколько человек. Уверенность и отвага казаков, охваченные злобой, но растерянные сибиряки. И это только один из множества образов, отображённых на картине.
Всё выглядит довольно уныло и серо из-за использования автором большого количества серого и коричневого цвета в основе картины. Но это позволяет отметить людей, одетых в красное, как например, человека в центре. Красная одежда позволяет не замечать на себе яркие пятна крови, сбивающие с толку и, умеряющие пыл во время битвы. Такие мужики выражают своё намерение драться до последнего издыхания, если закончится порох, в дело пойдёт сабля, если нечем будет сечь, то в ход пойдёт топор. И так до рукопашного боя, который, кстати, и происходит на заднем плане.
Вдали виднеется крепость хана, находящаяся в неминуемой опасности.
Хлопки оружейных выстрелов оглушают наблюдателей, пороховые газы наполняют прибрежный воздух и сжимают лёгкие своей резкостью, а эхо выстрелов заглушает крик людей, участвующих в битве. Зритель видит и слышит насколько сильно желание победы.
2 вариант сочинения
Василий Иванович Суриков писал данную картину в течение четырёх лет. Полотно художника достаточно быстро завоевало интерес публики. Данное произведение описывает освобождение Сибири русским атаманом Ермаком. Событие, изображённое на картине, имеет очень большое значение для российской истории.
Данный исторический момент очень близок для художника, так как Василий Иванович родился в Красноярске. Сибирь – родной край автора произведения.
Ермак – полководец, храбрый и мужественный воин, известный атаман русской армии. Во время событий, разворачивающихся на картине, правил Иван Грозный, именно он издал указ о завоевании Сибири. Тогда на территории этих земель жили монголо-татары, которые постоянно совершали набеги на наши земли. Правителем монголо-татар был хан Кучум. Постоянные набеги неприятелей раздражали российского царя. Он хотел, как можно быстрее покончить с ними.
Перед нами предстаёт поле боя, действия происходят на реке. Два войска переплавляется на лодках и выходит лоб в лоб. Русское войско вооружено огнестрельным оружием, в отличие от монголо-татар, которые вооружены только луком для стрельбы. Силы неравны. Ермак уверенно и твёрдо движется вперёд
Художник не выделяет полководца, внимание зрителя направляется на всю армию. Через это автор хочет сделать акцент на духе единства и патриотизма русского народа, который всегда действует сообща
Ермак уверенно протягивает руку вперёд, что свидетельствует о его уверенности в победе над врагом. Василий Иванович изобразил развязку, кульминацию битвы.
Русский народ стремительно продвигается вперёд, его ничто не останавливает. Стоит обратить внимания на суровые и смелые лица воинов. Они идут напролом, русские бойцы уверены в победе. Выстрелы луков соперника только веселят русских солдат. Однако, выстрелы из русских орудий сражают неприятеля. Русские отомстят за каждый набег, каждого убитого и раненого бойца
Стоит обратить внимание, что русские всегда идут на войну со знамёнами и иконами, это подтверждает то, что русский народ всегда полагается на Божественную помощь
Если всматриваться в сторону монголо-татарских войск, можно увидеть, что воины стремительно приближаются. На горе виднеются всадники, которые стремятся к месту боевых действий. Но в конечном итоге монголо-татары оказываются прижаты к собственному городу. Они не успевают переплавиться, их быстро встречают русские войска.
8 класс
Сочинения по картинам 5-9 класс
-
Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
(738)Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…
-
Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
(627)Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…
-
Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
(770)Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…
-
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
(728)Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…
-
Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
(1249)Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…
-
Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
(620)И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…
-
Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
(579)Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…
-
Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
(721)Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…
-
Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
(966)Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века.
Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
Военная тема занимает… -
Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
(627)Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность,…