Сочинение-описание по картине проводы ополчения ракши (для 8 класса)

История написания картины проводы ополчения. описание картины ю. ракши «проводы ополчения

Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши 8 класс

Любой художник мечтает после себя оставить серьезное полотно, отражающее тяжелые моменты родины. Эту картину Юрий Ракши посвятил Куликовской битве, а именно о том, как народ объединяется и идет на войну.

В основе данной картины мы видим людей, в число которых включены и старики, и женщины, и даже дети. Они стоят у стен белокаменного города и отправляют своих родных и любимых людей на опасный и кровопролитный поход. Все они понимают, что такие битвы заканчиваются кровопролитием и потерей бойцов, но для защиты своих земель человек сделает все что угодно.

На переднем плане перед нами предстает молодая белокурая женщина. Лицо княгини печальное и грустное. Ведь она тоже провожает своего любимого мужа на серьезную битву, веря в благоприятный исход. Рядом с ней стоит такой же грустный мальчик и девочка, которая тихо сидит на земле. Весь ее вид говорит что в душе у нее очень смешанные чувства, это и радость о рождении будущего ребенка, и горечь утраты любимого человека.

Чуть подальше мы видим московские белокаменные ворота из которых идут, гордо подняв голову, будущие защитники своей родины. На их лицах серьезность и тоска, но весь внешний вид из кольчуги, с пикой и со щитом придают образу уверенности. Эти стены и ворота при первом взгляде, кажется, что они будто возвышаются и уходят в небо, касаясь воздушных облаков.

Очень тяжело воспринимается толпа плачущих женщин, которые на такую войну отправляют и отцов, и мужей, и братьев. Ведь исход войны неизвестен, может дети станут сиротами. Довольно печально изображена девушка в ярко красном сарафане, которая сидя на траве и взявшись за голову сильно и громко рыдает.

После изучения этой картины в душе остается не приятный осадок о том насколько тяжела русская доля. Независимо от нависшей угрозы эта картина нам говорит одно, что перед лицом серьезной опасности весь народ в составе и бедных, и богатых объединится против такого серьезного врага.

Вариант 3

Передо мной произведение Юрия Михайловича Ракши «Проводы ополчения». Эта картина является частью триптиха «Поле Куликово», состоявшей из: «Благословение на битву», «Предстоящие», «Проводы ополчения».

Данная картина показывает нам, как русское войско выходило из стен Кремля на главную битву – на Куликовом поле. Также здесь описаны и показаны чувства семей, которые отправляют своих мужчин на войну.

Главные действующие лица – воины и провожающие их люди. Среди них женщины, старики и дети. Художнику удалось очень точно изобразить разные эмоции для каждого героя картины.

Смотря на войско, мы видим серьёзность и непоколебимость солдат, они настроены решительно и будут идти до последнего, лишь бы освободить свои земли от врага. Если же смотреть на провожающих, то все они опечалены, но у каждого эта эмоция показана по-разному.

В центре толпы стоит княгиня, она плачет. Но, несмотря на свою грусть, она понимает, что должна оставаться сильной. Одной рукой она поддерживает своего сына, а другая – лежит на животе, там растет еще не родившийся малыш. Ради своих детей она не сдается и не уходит в траур. А вот перед ней женщина, наоборот, сидит на коленях и плачет, видно, как ей тяжело дается прощание с любимым.

Рядом с княгиней стоит старуха, она не плачет. Скорее всего, она провожает своего сына. По ее глазам видно, что она говорит все то, что не успела сказать. Она передает слова поддержки и молитвы за солдат. Рядом с ней стоит девушка, она молиться и делает поклон воинам. Она будет каждый день за них молиться и просить Господа уберечь мужчин, возможно, кому-то ее молитвы и вправду спасут жизнь. За ними стоит старик, он кричит слова поддержки солдатам, подняв свой посох. Рядом с ним стоит женщина, она держит на руках маленького ребенка. Она, как и княгиня не сдается и будет продолжать жить ради малыша.

Также в этом произведении изображены еще двое детей: мальчик и девочка. Мальчик, сын княгини, стоит, опустив голову. Видно, что ему тяжело и хочется плакать, но он хочет показать себя сильным, достойным своего титула. Одной рукой он крепко сжимает себя за запястье и прячет слезы. Девочка же сидит на коленях и держит сорвавший до этого цветок. Она не плачет, возможно, она еще не до конца осознает куда уходит ее отец, и что эта встреча может быть последней.

Символика в картине «Проводы ополчения»

Описание картины стоит начать со стоящей в центре композиции Евдокия, ведь недаром она изображена самой яркой фигурой. Она, несмотря на явную скорбь на бледном лице, является элементом, символизирующим прямо противоположное войне понятие — жизнь, надежду на светлое будущее родины. На это указывают и её дети, в том числе и нерожденный ребёнок. Она мать, та, кто рождает на свет новых людей. Она золотой свет жизни.

Остальные женщины символизируют глубокую скорбь. Одна из них сидит на земле, схватившись рукой за голову, её лицо словно мертво. Возможно, она провожает на войну своего единственного сына или любимого мужа — последнее, что у неё осталось. Одна девушка крестится и кланяется проходящим воинам. Сразу заметно, что все женщины из разных сословий: старуха в тёмной рясе — крестьянка, девушка в богатом головном уборе — из купечества, а Евдокия — из высшего сословия. Таким образом, художник показал, как общее горе сближает всех людей, от мала до велика, и богатых, и бедных.

Колонна воинов, кроме того, что словно прикрыта тенью, изображена как бы несколько размытой. Это говорит о том, что все воины равны перед лицом смерти. Она не избирательна, её ледяное дыхание может коснуться каждого.

Эта «размытость» словно стирает границы между солдатами, уравнивает их, и вместе с тем — объединяет в массу, которая способна противостоять опасности.

Над людьми и городом раскинулось безмятежно-голубое небо, а за ними — зелёные поля. Это символ мирной жизни, которую оставляют воины ради защиты родины. Немногие из них вернутся сюда, под небесную синь, на зелёные луга, в родной город. Они знают это, но идут навстречу гибели.

Юрий Ракша смог создать невероятно правдивое, точное, атмосферное полотно. Оно словно говорит: Родина — вот что ценно, вот ради чего стоит бороться и отдавать жизни. Сочинение на тему «Проводы ополчения» в 8 классе — крайне интересная и захватывающая тема, над которой стоит порассуждать.

Популярные сегодня темы

Сочинение по картине Зима Саврасова 3 класс
В 1873 была написана непростая картина «Зима», кистью талантливого русского художника Саврасова Алексея Кондратьева. На картине как вы, наверное, уже догадались, изображена зима, по свежему

Сочинение по картине Васнецова Снегурочка 3 класс
Главный персонаж картины, — молодая девушка, названная автором Снегурочкой. Дело происходит зимой, по картине видно, что на улице очень холодно. Снег кажется рыхлым и скрипучим, сугробы выглядят очень глубокими

Сочинение по картине Юона Новая планета 8 класс
Итак, на картине изображены планеты

Но внимание приковывает именно та, которая зарождается в данную минуту. Она поднимается из-за горизонта и моментально ослепляет всех людей

Вокруг разносятся ярко-оранжевые лучи

Сочинение по картине Шишкина Зима
Глядя на полотно видно, как на переднем плане нарисованы красивые сосны-великаны, которым исполнилось уже, пожалуй, сотня лет. Стволы этих вековых красавиц, загрубевшие и темные, они стоят выдержанно и грациозно

Тропинин
Великий творец начал свою деятельность еще в ранней юности, когда учился в Академии художеств. Далее он трудится в мастерской С.С.Щукина. Наблюдая за работой учителя и вникая во все моменты рисования

Вариант 2

Война, как известно всем приносит очень много горя и бед, разочарований во многие семьи. В это время гибнет очень много людей, будь то воины или простые жители. Когда гибну люди это очень страшно. Холст «Проводы ополчения» смог передать великую трагедию людей провожающих своих родных и близких на войну. Но провожающие знают, что провожают своих родных и близких на защиту своих границ от тех, кто стремиться завоевать их земли и уничтожить весь русский народ, однако смелые воины не дадут врагу этого сделать.

Стоя перед холстом, зритель понимает, что главными героями здесь являются простые люди, которые очень печальны провожая своих родных и близких на поле битвы. Однако они верят в то, что враг будет побежден в этом тяжелом бою и победа обязательно будет на стороне их родного войска

А это очень важно не терять надежду самому и передать ее другому

Автор полотна очень точно передал выражение и характер людей, которые не по своей воле оказались в такой не простой жизненной ситуации. Это полотно выполнено в очень ярких красках, которые очень хорошо передают волнение героев. Каждый герой, изображенный на этом холсте, по-своему чувствует этот волнующий момент, который запечатлел автор.

Перед глазами зрителя стоит молодая беременная женщина, обнимая сына, они отправили своего мужа и отца на эту войну. Ребенок еще не совсем понимает, какие могут быть последствия этой войны, но ему уже тяжело дается это расставание. За ними зритель видит женщин, одна из которых держа на руках ребенка, прижимает его к себе. По левую руку от девушки стоит на коленях, возможно, чья-то жена или сестра и молиться, что бы все уходящие на войну вернулись живыми в родной дом.

Видно, что все герои на полотне одеты в национальные русские одежды. Автор дает возможность рассмотреть все мелочи, которые украшаю эти наряды и насладиться ими.

Это большое горе собрало всех от мала до велика в одну команду. Они будут вместе молиться, переживать и ждать возвращения своих родных и близких, которые просто обязаны разбить врага и вернуться живыми домой. Они знают, что многие из ушедших погибнут на поле боя и не вернуться домой, и тогда придется оплакивать навернувшихся воинов.

Автор очень четко смог подобрать как цветовые, так и световые ракурсы при помощи которых зритель может сам прочувствовать все происходящее на себе. Он может представить себя на месте каждого из героев и почувствовать все их проблемы и беды, в которые они попали. Зритель может сделать свой вывод, как бы он поступил в такой ситуации. Каждый смотрящий на это полотно хочет, чтобы все провожающие в этот не простой путь воинов дождался их живыми, и что бы больше никогда не было войны.

Сочинение-описание картины Ракши Проводы ополчения

Юрий Ракша очень своеобразный и талантливый живописец. Прожил он не долго: всего 43 года, но за время активного периода творчества создал более 200 полотен. Поскольку он работал, как художник, в кинематографе, то и манера его письма очень конкретна, но в тоже время в ней много фантазии.

Перед самой смертью Юрий Ракша написал триптих «На поле Куликовом». Правой частью триптиха является картина «Проводы ополчения».

Идея картины возникла не случайно. Дело в том, что к 600-летию знаменитой битвы русских с ордынцами было принято решение создать полнометражный кинофильм, и Ракша, как художник должен был принять участие в его создании. Конечно, такая перспектива вдохновила его, он начал работать над будущими образами героев и историческим фоном картины и в итоге решился на написание этого полотна.

Из истории все знают, что во времена нашествия кочевников под руководством хана Батыя на Русь, все русские земли были разграблены, дружины князей разбиты, и Русь стала платить дань Золотой Орде. При этом, не смотря на выплату дани, татарские ханы продолжали делать набеги на русские земли, сжигая города и уводили  в полон их жителей. Это мешало стабильному экономическому развитию и улучшению уровня жизни населения. Такое положение дел не могло долго продолжаться. Надо было освободиться от ордынского ига.

Руководство борьбой с татаро-монгольским игом возложили на себя московские князья. Сплотив вокруг Москвы некоторое количества княжеств, они поняли, что уже способны противостоять Орде и в 1382 году московский князь Дмитрий решил дать татарам генеральное сражение и двинул свои дружины на Дон.

Момент начала этого исторического похода московского войска в донские степи и изображён на картине Ракши «Проводы ополчения». Это очень драматичный эпизод похода, поскольку основные герои картины не воины, а дети, женщины и старики, ради счастья и свободы которых уходят воевать суровые воины.

Они выходят строем из крепостных ворот. Они молчаливы, суровы и полны решимости. Небо на полотне весёлое, голубое. Это придает больше драматизма происходящему событию.

Ратников провожают женщины, дети и старик. Старик слепой. Он опирается на посох и благословляет уходящих на битву мужчин. Провожающие понимают, что не все вернутся из похода. Кому-то придётся полечь на поле брани и их всех объединяет чувство неизбежности происходящего, но эмоции у них разные.

Мальчик стоит понурившись. Ему, наверно, самому хотелось пойти в поход, но он ещё мал для ратных дел. Девочка собирает букетик луговых цветов, чтобы подарить его уходящим воинам. Схватившись за голову, на земле сидит женщина – наверно муж или сын уходят в поход. Старуха смотрит на воинов печально, и наверно думает: сколько их поляжет в сражении.

В центре стоит знатная женщина. Она спокойна и верит в победу русского войска. Она беременна. Рука её лежит на животе, откуда скоро должен появиться новый человек. И он продолжит русский род, чтобы не случилось с уходящим воинством.

Для 8 класса

Краткая биография Юрия Ракши

Юрий Мефодиевич Ракша родился в 1937 году у простых уфимских рабочих. После раскулачивания семья перебралась в Башкирскую АССР, где и жила до 1950 года.

Отец художника в 1939 году был призван, и до окончания Второй мировой находился на фронте, поэтому мальчик всё детство провёл без него. Помимо учёбы в школе, он с 10 лет занимался в художественном кружке, а летом подрабатывал пастухом, помогая семье в трудное время.

В 1950 году семья во главе с вернувшимся с войны отцом переехала на Украину, после — обратно в Уфу. После 8-го класса Юрий уехал на учёбу в Москву. Там он окончил художественный факультет ВГИКа и школу при институте имени Сурикова.

Несколько слов о художнике

Сочинение по картине «Проводы ополчения» будет содержать в себе немало исторических фактов. Но перейдем к личности художника. Юрий Ракша был рождён 2 декабря 1937 года. А ушел из жизни в первый осенний день 1980 года. Ракша был не только талантливым живописцем и графиком, но и художником-постановщиком фильмов.

Он много работал и любил путешествия, поэтому посещал дальневосточную тайгу, наблюдал, как работают нефтяники на площадках, отправлялся в экспедиции вместе с геологами. Видели его и на стройке Байкало-Амурской магистрали. Художник в своих путешествиях делал зарисовки и наброски, а по возвращении в Москву обдумывал увиденные сцены, а затем создавал по ним шедевры.

Природа для Ракши всегда была на первом месте. Он сравнивал ее с храмом или мастерской, где он был прихожанином. Юрий Ракша писал пейзажи классические, а также городские, портреты и произведения бытового и исторического жанра. А также создавал плакаты к фильмам.

Но прежде чем писать сочинение по картине «Проводы ополчения», необходимо знать важную информацию о самом полотне и истории создания.

Цветовая палитра

Примечателен выбор цветов на картине. Несмотря на общее грустное настроение, полотно достаточно яркое, особенно выделяется золотой наряд Евдокии. В тёмное облачены остальные женщины в группе провожающих, да и сами солдаты словно проходят в подобии тени.

Если приглядеться к оттенкам, господствующим в изображении, можно заметить, что художник использовал много красного: картина как будто пропитана им, словно в каждую использованную краску Ракша добавлял красноты. Все тени на полотне — красноватые, одежды женщин — тёмно-бордовые, даже на белых стенах города можно заметить розовые оттенки. Красный — цвет крови, цвет тревоги, цвет любви патриота к Родине, провожающих — к своим родным, что уходят на поле боя.

Популярные сегодня темы

Исаак Ильич Левитан очень любил изображать природу родного края. У художника большой багаж работ на тематику природы. Левитан большую часть своей жизни провел в путешествии, поэтому видел много красот большой России

Широкая улица медленно, но уверенно покрывается чистым первым снегом. Уже и крыши, и дома, и деревья укутались в белое покрывало. Хотя снег и первый, но его довольно много: хватит и чтобы снеговика слепить

Очень красочно показана красота русских земель, их бескрайность и заснеженность равнин и склонов. Все поля и леса в белоснежном искрящемся снегу. Он не просто белый, а немного с голубым и даже желтым оттенком

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) – известный русский художник и график. Родился в Астрахани в семье преподавателя духовной гимназии. Впервые проявил интерес к живописи в пятилетнем возрасте.

Изучая композицию полотна Шишкина Дубовая роща, перед моим взором встают многолетние, развесистые, могучие дубы. Мне нравиться первозданная их красота. По ним прогуливались многие люди

Как создавался триптих

Возможно, вы удивитесь и даже спросите: «А причём здесь триптих?» При том, что полотно «Проводы ополчения» является фрагментом триптиха под названием «Поле Куликово». Интересуемый нас фрагмент — правая часть шедевра.

Ракша приступил к созданию «Поля» за год до своей смерти. С «Мосфильма» привезли русские народные костюмы. Художник с вдохновением начал работать.

Его жена вспоминает, что в один из вечеров внезапно в квартире раздался телефонный звонок из больницы. Ирина Ракша мигом отправилась туда. Во время беседы врач показал ей анализы крови и сообщил, что Юрий болен белокровием. На тот момент это была уже острая форма лейкоза. Супруга спросила, что же это значит? Доктор ответил, что жить художнику осталось не больше месяца.

Сочинение по картине Ю. Ракши «Проводы ополчения»

Юрий Ракши – живописец двадцатого века, который создал около двухсот картин. Большинство из них посвящено теме Родины. Одной из таких полотен является и картина Ракши «Проводы ополчения». У этой работы имеется и второе название «Плач женщин» и не просто так, ведь, когда смотришь на картину, то первое, что бросается, это кучка женщин, убитых горем, среди которых затерялся и старик.

Он, быть может, и сам рад оказаться среди воинов, но его возраст не позволяет отправиться на войну, ведь он будет лишь обузой. Ему остается лишь кричать в след напутствующие слова. Все женщины вышли, чтобы проводить своих братьев, отцов, любимых. Причем, провожая, они понимают, что многих из них видят в последний раз, ведь война беспощадна и забирает жизни без разбора. По этой причине женщины не могут удержать своих слез, не могут скрыть свою печаль и боль.

Проводы ополчения описание картины

Среди убитых горем женщин, мы видим женщину в положении, которая обнимает своего первенца. Она одета в красивые одежды и видно, что она из богатого сословия. Рядом с ней упала на землю вторая женщина, она, в отличие от остальных, без платка. Видимо, он слетел с ее головы, когда она выбегала дабы провести мужчин. Рядом с этой женщиной изображена девочка, которая собирает цветы. Наверное, она хочет подарить их своему отцу, как талисман. Чуть дальше стоят женщины постарше, они уже не плачут, свои слезы они выплакали, ведь, скорее всего, уже не впервые провожают на войну своих мужчин. Эти женщины лишь безмолвно благословляют в путь воинов и молятся, чтобы все они вернулись обратно. Всех их: и богатых, и бедны, простолюдинов и женщин знатного рода, объединило горе, в лице войны.

Рассматривая работу Ракши «Проводы ополчения» и описывая картину, нельзя не сказать и о мужественных воинах, которые отправляются на верную смерть во благо своей Родины, во благо, своих родных и близких, чтобы жили они на земле, свободной от врагов. Они, как та река, что автор изобразил вдали за городом, выходят из ворот, только это народная река, состоящая из крестьян, знати, простых горожан: пеших и всадников.

Художник на своем полотне передал нам всю глубину переживаний того периода, когда мужчинам приходилось идти на Куликово поле, чтобы защитить землю от монголо-татар. Автор позволил нам мысленно вернуться в прошлое, в то время, когда нелегко пришлось нашим предкам, ведь им приходилось жертвовать собой, чтобы мы жили в независимой стране.

Несколько интересных тем

  • Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения Иванова

    Александр Иванов знаменитый художник, который сюжеты своих работ часто черпал в мифологических и библейских произведениях. Его картина «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения»

  • Среди волн

    Ивану Константиновичу Айвазовскому было больше восьмидесяти лет, когда он решил написать свое легендарное полотно «Среди волн». К этому возрасту море было изучено им достаточно хорошо

  • Материнство Нечитайло

    Трогательная и нежная картина о счастье «Материнство» написана известным живописцем В.К. Нечитайло. Его картинами украшен Русский музей Санкт-Петербурга, Третьяковская галерея и Ульяновский областной музей

  • Серов

  • Земская школа в Московской Руси

    Известный русский и советский художник Борис Михайлович Кустодиев создал картину «Земская школа в Московской Руси» в 1907 году. В ней хорошо видна идея значимости воспитания и просвещения для народа

Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши Ю.М.

Об авторе: Юрий Михайлович Ракша (1937-1980)- советский живописец. На его живописных полотнах можно увидеть портреты, пейзажи и сюжетные композиции. Он также занимался оформлением художественных фильмов и иллюстрациями книг. На его картине Проводы ополчения, написанной в 1980 году, соединены два жанра: портрет и городской пейзаж. Она является фрагментом полотна «Поле Куликово». Это правая часть шедевра художника.

Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши: описание и анализ художественного полотна

На картине Проводы ополчения показано прощание русских женщин с воинами, которые отправляются на Куликовскую битву. На переднем плане изображены городские жители различных сословий. В основном это женщины и дети. Их всех объединило общее горе, ведь многие мужчины не вернутся с поля боя домой. Каждый из них переживает по-своему: кто-то рыдает, кто-то молится, а кто-то с горечью смотрит вслед уходящим воинам.

Центральной фигурой на полотне является молодая красивая женщина знатного рода. По-видимому, это ее муж возглавляет это огромное войско и пошёл воевать против врага вместе со всеми. Под желто-голубым парчовым платьем заметен ее округлившийся живот. Левой рукой знатная особа обнимает сына, а правой прикрывает свой живот. Она словно хочет оградить своего не родившегося еще ребенка от всех бед и несчастий. Женщина старается быть сильной и не показывает свое горе на людях. Но несмотря на гордый вид и статную осанку, в глубине души она очень переживает за судьбу своего мужа и их детей. У молодой женщины русые волосы, заплетенные в косу. На голову надет обруч, украшенный драгоценными камнями.

Её сыну на вид лет восемь. Русоволосый мальчик очень расстроен из-за расставания с отцом. Он с грустью опустил свою голову. Рядом с ним на земле сидит девочка лет десяти. Она собирает полевые цветы и смотрит вслед уходящему на битву отцу. Наверное, ему предназначался этот букетик сиреневых цветов. Но в этой суматохе она не успела его отдать. За девочкой мы видим рыдающую женщину. В бессилии она опустилась на землю, а правой рукой схватилась за голову. Ее темно-русые волосы распущены. Одета она в простую одежду: светлую кофточку и темно-красный сарафан.

У нее за спиной стоит старуха в коричневом одеянии. На ее лице читается молчаливая скорбь. Видимо, она только что проводила своих сыновей. Рядом с ней находится девушка в бело-золотистом атласном платке. Она в молитве склонила голову, а правой рукой перекрещивается. Позади них стоит седовласый старик с посохом. Он поднял к небу свои глаза и молит бога помочь и защитить воинов. Справа на полотне можно увидеть еще одну женщину, крепко прижимающего к своей груди белокурого сынишку. Все они стоят на возвышенности рядом с дорогой, по которой идут на войну их мужья, отцы, братья и сыновья. Общее горе объединило всех русских людей.

На заднем плане видны белокаменные стены Кремля. Из крепостных ворот как раз и выдвигается многотысячная рать. Словно людская река тысячи мужчин идут защищать свою Родину от врага. Горожане и крестьяне, богатые и бедные, пешие и на лошадях- все объединены в этом людском потоке. В руках они держат копья и щиты. У одного из всадников в руках красный флаг.

А за этой людской рекой видна другая, настоящая с голубой водой. И на другом ее берегу желтое поле и зеленый лес, а на голубом небе плывут белые облака. Это напоминание о мирной жизни создает еще больший контраст, еще больше подчеркивает людское горе.

В образе женщин художник показывает нашу Великую Русь. Как скорбят эти жёны и матери, так и Русь скорбит, провожая на смертный бой своих сыновей. Эта картина вызывает в нас патриотические чувства. Она учит нас любить свою Родину и гордиться ею. Автор призывает нас ценить и уважать защитников родной земли. И, конечно же, не забывать свою историю.

Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши Ю.М. 8 класс

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: