Знаковое произведение
«На дне» Максима Горького – одно из самых известных произведений русской литературы XX века. Оно стало символом эпохи и народной души того времени. Роман был написан в 1902 году и стал своеобразным манифестом протеста против унижения и бедности русского народа.
В романе Горький изображает несправедливость и жестокость общества, в котором живут герои. Отказ от помощи бедному, насилие, бесправие, алкоголизм – все эти проблемы узнаваемы и актуальны до сих пор.
В «На дне» Горький использует яркое, живое описание персонажей, что делает произведение еще более пронзительным. Он показывает, что каждый герой имеет свою судьбу и свой путь в жизни, но все они абсолютно одинаково страдают в этом ужасном мире.
Роман находится на пересечении различных тем и проблем и объединяет их в едином контексте. С одной стороны, это социальная критика, с другой – любовь и жизнь. Вместе они формируют мощный образ русской действительности, который затрагивает сердца и души всех, кто читает этот роман.
Моральный и физический упадок
В пьесе «На дне» Максим Горький раскрывает проблему морального и физического упадка, которую испытывают герои пьесы. Он показывает, как тяжелая социальная среда и нищета влияют на человека, разрушая его моральные принципы и здоровье.
В пьесе Горького представлена группа различных персонажей, которые переживают кризис своего существования. Постоянное проживание на дне общества, в захудалом подвале, среди пьяниц и проституток, ведет героев к моральному разложению. Они теряют чувство человеческого достоинства и принципы морали, становятся эгоистичными и безнравственными. Герои пьесы не замечают боль и страдания других людей, они манипулируют и используют других ради личной выгоды.
Вместе с этим, физический упадок героев пьесы наглядно демонстрирует трагическое состояние жизни на дне. Нищета и отсутствие средств к существованию приводят к голоду, болезням и психическим расстройствам. Герои пьесы вынуждены жить в непригодных условиях и принимать экстремальные меры для выживания, что только усиливает их физическое и эмоциональное состояние.
Проблемы Наташи
У хозяйки ночлежки, Василисы Карповны, есть 20-летняя сестра Наташа. Все считают ее славной девушкой, так как она строгая и надежная. Она старается помочь каждому обитателю ночлежки, хотя ее собственная сестра и Костылев относятся к ней плохо. Бедная девушка терпит постоянные издевательства и побои. Хозяева обители обращаются с ней, как с прислугой: заставляют убирать, готовить еду, ходить на базар. Наташе некуда идти, поэтому она терпит все их выходки.
Девушка мечтала о том, что за ней приедет кто-то особенный и сможет изменить её жизнь. Но она сама понимает, что эта выдумка вряд ли когда-либо обернется реальностью. За ней ухаживает Васька Пепел и предлагает ей уехать вместе с ним в Сибирь. Он не понимает, почему Наташа отказывается выходить за него замуж. Девушка же просто не любит вора и прямо говорит ему об этом. Хотя по совету старого Луки она все же согласилась стать его женой.
Только в конце пьесы происходит драка, во время которой Васька убивает Костылева. Пепел попадает в тюрьму и выставляет своей сообщницей Василису. А Наташа думает, что они до сих пор остались любовниками и действительно сговорились убить хозяина ночлежки. В гневе она прокляла и Ваську, и свою сестру. После трагедии девушка просто пропадает без вести.
Рассмотрение актуальных проблем в контексте нашего времени
Проблемы, затронутые в пьесе «На дне» Максима Горького:
Побудительная сила к созданию пьесы «На дне» лежит в проблемах, затрагивающих широкие слои населения. Автор ставит перед нами крайне актуальные и существенные проблемы периода конца XIX — начала XX веков: алкоголизм, безработица, социальное неравенство, насилие, безнадёга, беспомощность.
Эти проблемы имеют место и в нашем времени, и хоть их проявления изменились, они продолжают существовать в новых формах. Так, например, безработица и дискриминация всё ещё приводят к бедности и социальному неравенству, насилие и жестокость окружают нас со всех сторон. Алкоголизм и наркомания также остаются серьёзной проблемой среди молодёжи и взрослых.
Актуальность проблем:
Рассмотрение проблем, затронутых в пьесе «На дне», вскрывает острые и болезненные вопросы нашего общества, которые всё ещё актуальны
Нельзя не обратить внимание на их значимость и актуальность в контексте нашего времени. Чтение пьесы даёт нам толчок к обдумыванию проблем, которые до сих пор испытывают нашу страну, такие как проблема бедности, экономических кризисов, насилия, преступности, этика и многие другие
Контекст, в котором разворачиваются персонажи «На дне», может подталкинуть нас к решению современных проблем и убедить нас в том, что решения должны быть найдены уже сегодня, а не завтра, если мы хотим изменить общественный порядок в лучшую сторону.
Проявление жестокости
Самым ярким проявлением жестокости являются поступки Василисы по отношению к собственной сестре Наташе. Наташа является жительницей ночлежки, которой управляет Костылев и его жена Василиса. Героиня чувствует свою безнаказанность и вседозволенность, поэтому причиняет зло своей сестре, в особенности тогда, когда любовник Василисы Васька Пепел начинает ухаживать за Наташей.
М. Горький показывает, что жестокость порождает такую же жестокость. Костылев и Василиса начинают унижать Наташу и издеваться над ней. Васька Пепел пытается вступиться за Наташу и нечаянно убивает Костылева.
С образом Васьки Пепла связано и другое проявление жестокости. Он является вором, что подчеркивает его жестокое отношение к людям, у которых он крадет вещи. Однако причины жестокости Пепла заложены в обществе: Васька был уверен, что ему предназначен воровской путь, потому что все окружающие люди говорили ему об этом.
Жестоко поступает и Клещ. Он совершенно равнодушен к собственной жене Анне, которая находится при смерти. Клещ думает лишь о собственной жизни и даже ждет смерти жены, чтобы она не помешала ему выбраться из ночлежки.
История создания
Замысел написания пьесы о босяках-ночлежниках возник в 1900 г. Работа продолжалась до июня 1902 г. Пьеса впервые была издана в Германии на русском языке, позже, в 1903 г., в России и стала необычайно популярной. Было продано более 75 000 экземпляров. Первые три года театральной цензурой были запрещены любые постановки. Скука петербургских императорских театров с их академическим репертуаром перестала привлекать зрителей. Время диктовало свои интересы. Появилась новая читающая и думающая публика: мещане, разночинцы и студенты. Театральной столицей становится Москва, где появился Московский художественный театр, созданный из любительского кружка на частные средства с гениальным режиссерским и актерским составом: Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд, Качалов, Москвин, Книппер-Чехова. Там Горькому и удалось с некоторыми цензорскими правками добиться постановки. Премьера состоялась 18 декабря 1902 г. и имела оглушительный успех, автора вызывали аплодисментами более 15 раз. Впервые на подмостках появились сцены из жизни тех, кого никогда не считали достойными внимания: бывших людей, оказавшихся на дне общества, страдающих и мыслящих.
Потеря надежды и смысла
Главная проблема, с которой сталкиваются персонажи пьесы, — потеря смысла жизни. Герои Горького испытывают депрессию и отчаяние, так как им кажется, что нет выхода из нищеты и безысходности, в которых они оказались. Они потеряли веру в себя и в свое будущее. В пьесе это проявляется через их бездействие и равнодушие к происходящему. Каждый герой находится на своем «дне» и не видит смысла в борьбе за лучшую жизнь.
Важным аспектом потери надежды также являетсястрата веры в других людей. Персонажи переживают не только личные неудачи, но и разочарования в своих близких и окружающих. Они ощущают отсутствие поддержки и внимания, что усиливает их чувство одиночества и безысходности.
Темы
Сюжет пьесы «На дне» только на первый взгляд может показаться простым и ясным. На деле произведение включает в себя множество острых тем, которые дают пищу для размышлений, заставляют переосмыслить жизненные ценности.
- Тема надежды является центральной в произведении. Она чувствуется в каждом диалоге, но ни один из героев не смеет открыто выражать ее. Они понимают, что очутились на дне по своей вине, и выбраться з этой западни практически невозможно. Однако в каждом персонаже все же теплится слабый огонек надежды на то, что жизнь изменится в лучшую сторону.
- Тема судьбы – одна из немаловажных тем в произведении, определяющая роль злого провидения в судьбах героев. Она является той неумолимой силой, которую невозможно ни изменить, ни направить в иное русло. Именно так считают обитатели ночлежки, которые даже не пытаются изменить свою судьбу. На самом деле у них нет ни сил, ни большого желания сделать это. Они смирились со своей горькой участью, и даже не пробуют сделать шаг навстречу светлому будущему. Возможно, таким образом автор хотел показать, что герои сами заслужили свою судьбу, ведь ни один из них не ничего не предпринимал, чтобы жить лучше.
- Тема смысла жизни красной нитью проходит через все произведение. Герои, оказавшиеся на самом дне, уже не видят никакого смысла в своем жалком существовании. Они оказались в топком смердящем болоте, которое все больше засасывало их, не давая никакой надежды на то, что что-то может измениться к лучшему. Герои пьесы утратили интерес к жизни, которая превратилась для них в вереницу серых унылых будней. Лишь алкоголь способен на некоторое время осветить ее яркими красками. Именно по этой причине большинство героев находят в нем утешение, и становятся алкоголиками.
- Тема правды и лжи является одним из важных философских вопросов, которые так любил ставить в своих произведениях Максим Горький. В уста героев он вкладывает собственные размышления по этому поводу. Он полагает, что только в истине кроется ключ к спасению Богом забытых отщепенцев. Однако вместе с тем предлагает не замечать правду, пусть и горькую, смотреть на мир сквозь призму собственных иллюзий. Так, безусловно, проще, однако привычка ко лжи и лицемерию отравляют сознание человека, не дают ему реально оценивать действительность. Так что же выбрать – путь сладкой лжи или горькой правды? Ответ на этот вопрос каждый человек должен сам выбрать для себя.
- Тема любви и искренних чувств позволяет лучше понять характеры героев, их внутреннюю мотивацию. В таком страшном месте, как ночлежка для нищих, любовь вряд ли может надеяться на существование. Здесь царят лишь такие чувства как уныние, равнодушие, злоба, раздражение, чувство острой несправедливости судьбы. Герои оживляются лишь только во время бесконечных перебранок. Утрата интереса к жизни, оскудение лучших человеческих качеств приводит к тому, что жители ночлежки превращаются в животных, ничего не знающих о таких чувствах как любовь, милосердие, дружба.
Какие проблемы в пьесе «На дне» не оставили равнодушными
Другой важной проблемой, затронутой в пьесе, является проблема морального и духовного упадка общества. Персонажи в пьесе представлены с искаженными ценностями и отсутствием моральных принципов
Они показывают эгоизм, алкоголизм, половую развратность и безразличие к другим людям. Зрители не могли остаться равнодушными к этим отвратительным чертам общества и осудили их в своих комментариях после просмотра пьесы.
Первая проблема, алкоголизм, становится одним из центральных мотивов пьесы. Главные персонажи погружены в безумие алкогольной зависимости, их жизнь полностью контролируется алкоголем, и они постепенно теряют все связи с реальностью. Каждый из персонажей ищет утешение и покой в бутылке, но вместо этого они просто гоняют себя в бездну. Алкоголизм становится своеобразным символом безысходности и бесперспективности жизни, который объединяет людей в этой пьесе.
Вторая проблема, безысходность, является еще более глобальной темой. Все персонажи заключены в дневной комнате вблизи бара, от которого они не могут убежать. Они впутаны в круговорот безысходности и бедности, из которого нет выхода. Ни один из них не верит в свои способности или возможности изменить свою жизнь. Вместо этого они предпочитают погрязнуть в своих проблемах и жить в мире суеты и отчаяния.
Анализ произведения
Драму Горький задумал в 1900 году. Желание попробовать свои силы в драматургии появилось у писателя под влиянием пьес А. П. Чехова. Горький работал над драмой с конца 1901 года по начало 1902-го. Устами действующих лиц пьесы Горький затрагивал важные вопросы, выражал свой взгляд на жизнь. События в ночлежке происходят на фоне экономического кризиса конца 19 века, отразившегося на судьбах людей, поэтому драма приобретает социальное звучание. Литературное направление пьесы «На дне» — критический реализм.
Основная идея пьесы
Человек может оказаться на дне жизни по личной вине или по объективным причинам. Ему можно помочь подняться, если только он сам этого захочет настолько сильно, что не позволит себе быть слабым, то есть быть рабом своих грешков и страстишек.
Всегда кто-то даст правильный совет, но последовать ему обычно что-то мешает. В сущности, Лука сделал правильный ход в попытке помочь Актёру, даже если лечебницы на самом деле не было. Он сказал ему, что перед лечением надо потерпеть, т. е. не пить какое-то время. Актёр начал, но по слабости сорвался.
Пеплу тоже следовало, по совету Луки, не медля сбежать с Наташей. Поверь они в своё спасение — непременно бы получилось.
Проблематика
Основные проблемы:
- Утешительная ложь и горькая правда. Утешения Луки считаются ложными. Его называют мякишем для беззубых. Для сильного человека иллюзии не нужны. Здесь Горький излагает свою точку зрения. Что он называет ложью? А что — правдой? Под ложью Сатин подразумевает христианство, которое, по его мнению, нужно рабам для утешения и хозяевам для прикрытия. Обманывал ли Лука Анну, когда обещал ей облегчение после смерти? Сатин, а значит и Горький, называет человека правдой и ставит его выше всего. Верно ли это? Для христианина безусловная правда — Христос, а не падший и погрязший в страстях человек.
- Проблема выбора. Каждый герой верит, что способен изменить свою жизнь к лучшему. Советы Луки для них как подсказки свыше. Но никто не делает решительного шага. Актёр покончил с собой, потому что это проще и легче, чем держать себя в руках и долго лечиться. Настя мечтает о любви, ненавидит Барона, но никуда от него не уходит. Пеплу опротивела воровская жизнь, но он продолжает красть и сбывать краденое Костылеву.
- Люди везде люди. И на самом дне жизни они любят, страдают, рассуждают на темы высокие, мыслят глубоко. Социальное дно было, есть и будет, оказаться там может любой человек.
Композиция
Композиция пьесы — линейная, так как события развиваются в хронологическом порядке. Завязка: появление Луки среди обитателей ночлежки в первом акте. Развитие событий занимают второй и третий акты. На четвёртый акт приходится кульминация и развязка. Кульминация — монолог о правде и лжи. Развязка — самоубийство Актёра как знак безнадёжности для обитателей ночлежки, которые не просто не могут, но и не имеют желания выбраться со дна.
Жанр
Жанр произведения: социально-философская драма.
Действие в пьесе статично, всё происходит в ночлежке от первого до последнего акта. Сюжет развивается за счёт конфликта противоположных точек зрения, пьеса наполнены философскими размышлениями и спорами.
СПАДИЛО.РУ
Вступление
Доброта – это отзывчивость, готовность помочь нуждающемуся, чувство сострадания и любви. Поддержка слабых, тех, кто не может позаботиться о себе сам в той или иной ситуации. Жестокость – термин противоположный. Зло может быть слепым. Когда кто-то совершает его неосознанно: обижает кого-то, причиняет боль. Но хуже всего жестокость осознанная. Когда человек понимает, что делает и специально пользуется слабостью другого. Особенно, по отношению к детям и животным.
Проблема
В современном мире стало больше жестокости. Искренняя доброта, отзывчивость, милосердие сейчас большая редкость.
Тезис №1
Аргументация
Жил в одном провинциальном городе старый на вид человек. Звали Ефим, а было ему всего сорок лет. Но его считали юродивым старцем и называли Юшкой. Горожане всех возрастов издевались над мужчиной. Дети смеялись, толкали, бросали камнями и землей. Их удивляло то, что он не ругался, не пытался отлупить за хулиганские проделки. А старик думал, что дети его мучают потому, что любят, но не умеют выразить своей любви.
Взрослые, в свою очередь, вымещали на нем горе и злость. И то, что мужчина не пытался ответить, защититься от побоев, только добавляло людям жестокости. Зато в это время горожане забывали о собственных душевных страданиях, боли, обидах.
Ефим работал в кузнице за еду и небольшое жалованье, которое должно было идти на чай с сахаром, одежду. Но герой не покупал ни того, ни другого. Пил пустую воду без заварки, не ел сахара, ходил в лохмотьях.
Юшка копил деньги, чтобы помогать сироте, учить ее в пансионе. Каждое лето он ходил пешком к девочке в Москву и обратно. Люди об этом узнали, когда Ефим умер. А приемная дочь, выучившись на медика, приехала в город, где он жил.
Девушка была доброй, как ее благодетель. Стала лечить жителей, не требуя платы. Посвятила помощи людям всю жизнь.
Вывод
Конечно, правы древние индийские философы. Жестокость ведет в ад. Особенно несправедлива и страшна жестокость к добрым. Но милосердие, добро сильнее несправедливости. И рано или поздно приходит их торжество.
В рассказе Платонова зло к божьему человеку приводит к аду. Когда не стало Юшки, не на ком больше было вымещать негатив, копившийся в людях. Человеческий гнев, агрессия изливались друг на друга. Но после приезда приемной дочери Ефима Дмитриевича, в городе поселилось добро.
Аргументация
Особенно доброта прозаика проявлялась в помощи литераторам. На собственные средства Андреев построил для них загородный дом.
Сложное, но прекрасное качество нашло отражение в творчестве писателя.
Но нашлись люди, которые добром, лаской, едой смогли растопить сердце дворняги. Ее взяли в дом, подарили крышу над головой. Но счастье длилось недолго. Наступила осень, новые хозяева покинули дачу, а вместе с ней и Кусаку.
Теперь после жестокого предательства собака не поверит никому. Больше никогда не будет доброй.
Вывод
В этом рассказе к беде привели не побои и обиды. Жестокость здесь приняла сначала обличье добра. Что оказалось значительно хуже. Неискренняя любовь, ласка обернулись еще большей болью, чем физические увечья.
Тезис №3
Аргументация
Милосердием, любовью ко всему живому чаще наделены люди, внешне непривлекательные. Однако, доброта ценнее красоты. К этой теме нередко обращались русские и зарубежные поэты, писатели, драматурги.
Девушка прощает жениха – Анатоля Курагина, увлекшегося юной француженкой. Не злится на отца за грубость и обиды. В последствии, стала хорошей супругой и заботливой матерью.
Княжну Марью можно сравнить с другой героиней романа – Элен Курагиной. В этой семье цинизм, меркантилизм, расчетливость – черты фамильные. Но внешне они великолепны. Пьер жестоко ошибается, выбрав Елену в жены.
Вывод
Таким образом, прав Гейне. Доброта прекраснее красоты физической. Лицо и тело стареют, дряхлеют. Но внутренний мир остается на всю жизнь.
Доброта – важнейшее душевное свойство, без которого невозможна жизнь людей. А жестокость то, что разрушает существование и саму личность.
Сочинение Характеры и судьбы На дне
Персонажи пьесы Горького «На дне» падшие люди и изгои, они презирают и ненавидят хозяев жизни. Автор пьесы показал читателям, что кроме богатой сытой жизни, есть еще другая сторона-сторона бедности и страданий и полной нищеты. В этой пьесе люди «дна», которых опровергли когда-то. Живут они в страшном месте-в подвале с обрушенными стенами и потолком.
Почему же герой произведения оказались на дне??
Одним из героев является Актер. Дошел он до такой нищей жизни, так как начал злоупотреблять алкоголем. Васька по кличке Пепел сидел уже сидел немалый срок, отец его-вор и постоянно обитал в тюрьме, вот и сын пошел по его стопам. Бубнов потерял свою мастерскую, так как жена ему изменила, и затем скатился до такой ужасной жизни. Следующий персонаж Сатин, был раньше телеграфистом. Отсидел приличный срок, так как убил человека, который оскорбил его сестру.
И все находящиеся люди на этой ночлежке винят в своей жизни не себя, а обстоятельства жизни. Даже если бы их не настигли такие обстоятельства и трудности жизни, с которыми они якобы не смогли справиться, они бы все равно оказались в таком «дне». Ведь даже Бубнов говорил, что все равно пропил бы мастерскую. И потерю мастерской он аргументирует тем, что жена завела любовника, изменяла ему, а все это документально было оформлено на супругу.
А ведь Барон мог бы исправить все свои дела другим путем, не красть казенные деньги, а вложить свои деньги, которые у него имелись. А Сатин мог бы не убивать обидчика своей сестры, а проучить его как-то по-другому.
В всех этих людей нет будущего, но они бы могли не попасть в такую жизнь. Все обитатели жизни «на дне» теперь утешают себя мечтами и воспоминаниями о прошлой хорошей жизни. Они живут в иллюзиях. Например, Барон, Бубнов и Актер вспоминают свое безвозвратное прошлое. Проститутка по имени Настя мечтает о большой и светлой любви. Слесарь, по кличке Клещ, всегда говорит, что может выбраться отсюда, когда умрет жена, что он рабочий человек. Но после ее смерти вместе с другими обитателям запел «Я и так не убегу», в принципе, как и все остальные персонажи произведения. Актер верит, что к нему вернется сила, память и его талант. Анна мечтает о загробной жизни и о том, что наконец-то она будет в покое. Пепел мечтает уехать и вместе со своей любимой девушкой начать все с чистого листа. А странник Лука поддерживает все эти иллюзии, он что-то вроде проповедника и всех утешает.
И все эти нищие униженны люди ведут споры между собой. Они спорят о труде, счастье, таланте, законах. Где же пути спасения всех этих людей и смогут ли они отсюда выбраться? Люди смогут подняться на поверхность и выйти с этого дна, когда наконец-то начнут уважать себя и когда будут достойными называться людьми. Ведь звание человека нужно заслужить.
Показ бесчеловечных отношений в пьесе «На дне» Максима Горького
Выживание за счет других
В пьесе «На дне» Максим Горький описывает жизнь людей, которые оказались на самом дне общества. Их единственной целью является выживание, за счет других. Все герои пьесы увязли в этой борьбе, где нет правил и морали. Они пытаются выжить, даже если это означает подавить другого человека.
Материальная нищета и социальная деградация
Максим Горький показывает, что бедность и нищета могут привести к социальной деградации и моральному разложению общества. Герои пьесы вынуждены жить в грязи и нищете, они забыли о ценности человеческой жизни и морали. Это приводит к конфликтам и насилию.
Безысходность
В пьесе «На дне» Максим Горький показывает, что люди, которые потеряли веру в себя и свои ценности, часто относятся к другим людям безжалостно. Герои пьесы ощущают себя безысходными и беспомощными, и, чтобы хоть как-то защитить себя, они вынуждены относиться к другим людям бесчеловечно.
Зависимость от алкоголя
Максим Горький обращает внимание на то, что герои пьесы часто прибегают к алкоголю, чтобы забыть свои проблемы и переживания. Однако, это приводит к еще большей безысходности и трагедиям
Алкоголь становится для героев пьесы единственным искомым после работы.
P.S.
Максим Горький изначально задумывал показать главного героя в абсолютно отрицательном облике, однако в пьесе Лука стал неоднозначным персонажем. Автору не удалось сделать лукавого старца «вредоносным» утешителем. Сам он по этому поводу в статье «О пьесах» писал: «Есть ещё весьма большое количество утешителей, которые утешают для того, чтобы им не надоедали своими жалобами… Утешители этого рода самые умные, знающие и красноречивые. Они же поэтому и самые вредоносные. Именно таким утешителем должен был быть Лука в пьесе «На дне», но я, видимо, не сумел сделать его таким».
Основная причина неудачи авторского замысла кроется в том, что в драме нет ни одного положительного героя, иными словами нет протагониста. И даже Сатин, несмотря на его пронзительный ум и близкий автору мировоззрение, не смог оттенить отрицательные качества Луки. Горький, дав возможность высказаться всем героям, лишь в ремарках оставил своё истинное отношение к таким проповедникам, как Лука. Для автора утешительная деятельность старика однозначно является вредоносной и бесполезной. Но выбор между ложью и правдой остаётся всегда за читателем.
Тема
Милосердный и сострадательный старик-странник, но при этом лживый, двуличный и хитрый приходит в ночлежку к нищим, чтобы, с одной стороны, переночевать среди мошенников и убийц, а, с другой, — проповедовать христианские ценности, связанные со всепрощением и отказом от истины ради терпения и гуманизма. Он скрывает от всех правду о том, что на самом деле его слова ничего не значат. В ночлежке он утешает тяжелобольную женщину, вселяет лживые надежды алкоголику, обещает новую жизнь вору, раздаёт добрые советы всем бездомным. Однако в реальности иллюзии старца терпят крах: женщина умирает, алкоголик не знает, где бесплатная лечебница, а вор так и не может убежать из ночлежки. Не все постояльцы принимают ложь во спасение. Хозяин ночлежки хочет выгнать старика, у которого есть выбор: уйти опять странствовать или остаться и жить, никому не мешая.