Биография
Поэт, яркий представитель русского символизма, прозаик, литературный критик и философ Андрей Белый – сын удивительной культурной эпохи, получившей название «серебряный век». Малоизвестный современникам автор интересен изобретениями и открытиями, во многом определившими облик литературы начала ХХ века.
Портрет Андрея Белого
Видя некое раздвоение окружающего мира, литератор и философ Белый сделал вывод, что источник социальных потрясений кроется в противостоянии двух мировоззренческих стихий – Востока и Запада. Ценители его творчества уверены, что Андрей Белый лучше всех современников изобразил такое сложное явление, как переломная эпоха.
Анализ стихотворения Андрея Белого «На горах»
У каждого поэта, наверное, есть знаменитые строки, по которым мы сразу узнаём стиль автора. У В. Я.
Брюсова это был моностих «О закрой свои бледные ноги», у Владимира Маяковского – «Ведь, если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?». Об А. С.
Пушкине мы вспоминаем, когда слышим бессмертное «Я помню чудное мгновенье…». Для Андрея Белого такой визитной карточкой стала фраза «В небеса запустил ананасом» из произведения «На горах».
Это удивительное стихотворение датируют 1903 годом. Оно содержится в сборнике «Золото в лазури». Состоит произведение из восьми строф с перекрёстной рифмой (abab).
Размер можно определить как анапест, но стопы неравномерны – в одном четверостишии можно встретить строки по две и по три стопы. В произведении проявилась тенденция к поэтическому модернизму.
Когда поэт не находит подходящего образа, он не стесняясь изобретает новые слова («пламезарный», «светопенный»).
Поэт в стихотворении говорит от первого лица. Он повествует о необыкновенном приключении. Действие происходит в горах, куда лирический герой, по всей видимости, отправляется для оздоровления.
Кажется также, что герой собирается освежить и мысли, для чего уединяется на пустынном утёсе, уподобляясь мудрому йогу или благочестивым отшельникам из мифологий разных народов.
Наверное, поэтому к герою с дарами приходит карлик. Внешность этого персонажа автор описывает с помощью эпитетов «горбун седовласый», «в малиново-ярком» (имеется в виду одеяние). Кроме того, у гостя есть пышная борода, которой он поднимает «вихрь метельно-серебряных бурь». Горбун преподносит свой дар и исполняет торжественный танец в честь неба.
Благодаря этим выражениям в воображении читателя рисуется существо почтенное и мудрое, но поэт тут же разбивает этот образ комичными словами «притащился», «голосил». Именно этот чудной гном швыряет ананас в ту стихию, которой только что молился.
Поэт усиливает абсурдность момента, используя одновременно ассонанс, аллитерацию («ананас ниспадал») и алогизм (в литературе слово «ниспадать» чаще употребляется в значении «свешиваться», «струиться»). Из благородного жреца персонаж превращается в какого-то сумасшедшего шута.
Наконец лирический герой усмиряет пыл кривляки, вылив на него вино.
Следует обратить внимание на этот фрагмент. Поэт оставляет нам подсказку, называя напиток «светопенным потоком». Это не что иное, как шампанское! Удивительно, что два образа – ананасы и шампанское – встретились в одном стихотворении за 12 лет до знаменитой «Увертюры» Игоря Северянина
Это не что иное, как шампанское! Удивительно, что два образа – ананасы и шампанское – встретились в одном стихотворении за 12 лет до знаменитой «Увертюры» Игоря Северянина.
Поэт и дальше сталкивает строгие эффектные образы с комическими. Он рассказывает, как люди, стоящие у подножия горы, принимают падающий фрукт за светило.
При этом автор использует выразительные эпитеты: «золотая роса», «золотые фонтаны огня», «хрусталя заалевшего росы». В этих строках чувствуется намёк на обывателей, готовых восхищаться чем угодно, лишь бы это было ниспослано элитой.
LiveInternetLiveInternet
Андрей Белый
В. П. Свенцицкому
Те же росы, откосы, туманы, Над бурьянами рдяный восход, Холодеющий шелест поляны, Голодающий, бедный народ;
И в раздолье, на воле — неволя; И суровый свинцовый наш край Нам бросает с холодного поля — Посылает нам крик: «Умирай —
Как и все умирают…» Не дышишь, Смертоносных не слышишь угроз: — Безысходные возгласы слышишь И рыданий, и жалоб, и слез.
Те же возгласы ветер доносит; Те же стаи несытых смертей Над откосами косами косят, Над откосами косят людей.
Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой — Мать Россия, о родина злая, Кто же так подшутил над тобой?
У многих русских поэтов есть стихи, посвященные родине. Однако далеко не все они могут похвастаться объективностью и тем, что отражают обратную сторону медали
Поэт Андрей Белый, по праву считающийся одним из ярчайших русских символистов, в своих произведениях огромное внимание уделял реальному отображению действительности. Видимо, по этой причине даже лирические стихи этого автора носили декадентский оттенок и были пронизаны либо мрачным юмором, либо сарказмом. В 1908 году Андрей Белый на волне русского патриотизма опубликовал стихотворение «Родина»
Однако выдержано оно было совсем не в том ключе, к которому привыкла общественность. Вместо хвалебной оды поэт попытался представить свою страну если и не объективно, то хотя бы без ложного приукрашивания. Действительно, трудно обвинить автора в намеренном желании исказить реальность, если наряду с восхищением Россией он позволяет себе открыто заявить о том, что ее основными достопримечательностями являются «холодеющий шелест поляны, голодающий, бедный народ»
В 1908 году Андрей Белый на волне русского патриотизма опубликовал стихотворение «Родина». Однако выдержано оно было совсем не в том ключе, к которому привыкла общественность. Вместо хвалебной оды поэт попытался представить свою страну если и не объективно, то хотя бы без ложного приукрашивания. Действительно, трудно обвинить автора в намеренном желании исказить реальность, если наряду с восхищением Россией он позволяет себе открыто заявить о том, что ее основными достопримечательностями являются «холодеющий шелест поляны, голодающий, бедный народ».
Отчасти подобные фразы были связаны с событиями 1905 года, когда стало ясно, что настоящая революция уже не за горами. Под впечатлением попытки государственного переворота в то время оказались многие русские поэты, и Андрей Белый в этом отношении не являлся исключением.
Александр Блок
Однако если Александр Блок кардинально изменил свои взгляды на революцию, убедившись, что кроме голода, разрухи и гибели людей она ничего не способна дать России, то Андрей Белый придерживался диаметрально противоположной точки зрения. Он был убежден, что в стране нужно кардинально все изменить. Правда, автор не задумывался о том, какой ценой это придется делать.
Пока же для Андрея Белого «и в раздолье, на воле – неволя», он видит окружающий мир в довольно пессимистичном свете и сочувствует тем, кто устал прозябать в нищете. Философия Андрея Белого такова, что лично сам он готов умереть за свободу, чем коротать свои дни в ожидании, что скоро «ненасытные стаи смертей» заберут и его жизнь.
Обращаясь к своей родине, которая уже успела стать для него чужой и непонятной, поэт о. На самом деле, он чувствует мощь русской державы, однако не может понять, почему из года в год ничего вокруг не меняется. «Мать Россия, о родина злая, кто же так подшутил над тобой?», — вопрошает поэт, не догадываясь о том, что этим же вопросом задается каждое новое поколение его соплеменников.
pishi-stihi.ru
Анализ стихотворения Андрея Белого «Осень»
Русский символист Андрей Белый создал стихотворение «Осень» в Мюнхене в 1906 году. За рубежом поэт оказался в результате любовной драмы – в течение двух предшествующих лет он ухаживал за супругой А. А. Блока, Любовью Дмитриевной Менделеевой. Женщина тоже испытывала сильные чувства к Белому, но всё же решила оставить молодого литератора и выбрала семейную жизнь с Александром Александровичем.
Видимо, именно этому эпизоду и посвящена «Осень». Первые строки этого произведения сообщают о расставании: женщина уходит от лирического героя, от лица которого говорит поэт. Мы не видим всей этой печальной картины, автор показывает только её фрагменты, но и эти небольшие детали очень трогательны
Внимание сосредоточено на руках. Внимательный ценитель литературы вспомнит, что этой части тела многие авторы придавали большое значение. Случается, что в произведении руки говорят о персонажах или персонажам больше, чем их слова или выражение лиц
Случается, что в произведении руки говорят о персонажах или персонажам больше, чем их слова или выражение лиц.
Вот об этом и идёт речь в стихотворении: жесты героев сообщают им самим и читателю о том, что между ними всё кончено. Одно лёгкое движение – пальцы мужчины выскальзывают из ладони женщины. Показательно, что дальше не происходит ничего. Если бы женщина случайно выпустила руку возлюбленного, то она бы тут же подхватила её и ласково сжала. Если бы мужчина не смирился с расставанием, он бы потянулся к пальцам любимой и притянул её руку к сердцу, умоляя остаться. Но герои этого не делают. Становится ясно, что они оба согласны с таким положением дел и не хотят ничего менять.
Интересно, что стихотворение состоит из четырёх строф-двустиший, написанных анапестом с применением перекрёстной рифмы (схема ab ab cd cd). Однако непосредственно разрыву автор посвящает всего две строки из восьми. Остальные три двустишия переносят читателя в знакомые пейзажи. Мы видим ровные русские равнины, испускающие облачка пара по осени; пестреющие алыми листьями берёзы, для которых у автора находится эффектное сравнение. Листопад он уподобляет кровавому дождю.
Этот неожиданный поворот сюжета на самом деле очень уместен – он представляет собой метафору состояния лирического героя, переживающего трагедию угасшей любви. Удивительно, но именно о русской природе думал поэт, старавшийся отвлечься от боли разбитого сердца. Думается, что эпитет «бесплодная равнина» относится к страдающей душе автора, а повтор «осень бледная, осень холодная» описывает его тоскливое настроение.
Источник
Другие статьи в литературном дневнике:
- 30.06.2017. Борис Пастернак
- 28.06.2017. Хуан Рамон Хименес
- 27.06.2017. Иосиф Бродский
- 26.06.2017. Федерико Гарсиа Лорка
- 25.06.2017. Алексей Апухтин
- 24.06.2017. Максимилиан Волошин
- 23.06.2017. Иннокентий Анненский
- 22.06.2017. Константин Бальмонт
- 21.06.2017. Иоганн Вольфганг Гёте
- 20.06.2017. Николай Некрасов
- 19.06.2017. Владимир Бурич
- 18.06.2017. Андрей Белый и Сергей Есенин
- 17.06.2017. Иосиф Бродский
- 16.06.2017. Иван Бунин и Дмитрий Мережковский
- 15.06.2017. Алексей Владимирович Баталов
- 14.06.2017. Александр Блок
- 13.06.2017. Андрей Белый
- 12.06.2017. Хуан Рамон Хименес
- 11.06.2017. Александр Кушнер
- 10.06.2017. Владислав Ходасевич
- 09.06.2017. Валерий Брюсов
- 08.06.2017. Райнер Мария Рильке
- 07.06.2017. Роберт Бёрнс
- 06.06.2017. Анатолий Мариенгоф
- 05.06.2017. Николай Рубцов
- 04.06.2017. Иван Бунин
- 03.06.2017. Владимир Набоков
- 02.06.2017. Георгий Иванов
- 01.06.2017. Андрей Белый
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Детство и юность
Родилась будущая звезда «серебряного века» поздней осенью 1880 года в столице, в интеллигентной семье коренных москвичей. Борис Бугаев рос и воспитывался в атмосфере двух противоборствующих стихий – математики и музыки, что позже удивительным образом отразилось в его поэзии.
Мама – Александра Егорова – ввела сына в мир музыки и привила любовь к произведениям гениальных композиторов России и Европы. Отец — известный математик, работал деканом Московского университета. Николай Бугаев предвосхитил многие идеи «космистов» и Константина Циолковского, основал математическую школу.
Николай Бугаев, отец Андрея Белого
В 1891 году Борис Бугаев стал учеником частной гимназии Л. И. Поливанова, где учился до 1899 года. В гимназии Бугаев-младший увлекся буддистской религией и тайнами оккультизма. Из литераторов и философов его интерес привлекло творчество Федора Достоевского, Генрика Ибсена и Фридриха Ницше. Эталонами поэзии для юноши стали стихи Бальмонта, Валерия Брюсова и Дмитрия Мережковского.
В стенах мужской гимназии на Пречистенке будущий поэт-символист подружился с Сергеем Соловьевым. Творческий псевдоним «Андрей Белый» появился благодаря отцу Сергея: дом Соловьевых стал вторым родным домом для литератора. Брат Сергея – философ Владимир Соловьев – оказал влияние на формирование мировосприятия Андрея Белого.
Андрей Белый в детстве
После окончания Поливановской гимназии Андрей Белый стал студентом Московского университета, где преподавал отец. Николай Бугаев настоял, чтобы сын выбрал физико-математический факультет. После его окончания Белый в 1904 году вторично стал студентом университета и взялся изучать историю и филологию, но спустя 2 года покинул вуз и уехал в Европу.
История создания стихотворения Андрея Белого
В 1908 г. Российская империя находилась между двумя революциями. В это время поэты и писатели начали обращаться к теме патриотизма.
Андрей Белый также относится к ним. Но он написал не хвалебный стих, а произведение, отображающее жестокие реалии.
Поэт искренне переживает за судьбу Родины. Он выстрадал каждое слово стихотворения. Трудно обвинить его в желании как-то исказить реальность. Очевидно, что такой пессимизм был порожден событиями 1905 года. Тогда стало понятно, что страна одной ногой находится в настоящей революции.
Хронологическая таблица событий, связанных с созданием стиха:
Год | Событие |
1900-1903 | Экономический кризис, рост обнищания крестьянских и рабочих масс. |
1905 | Начало первой русской революции. |
1908 | Написание стиха «Родине». |
1910 | Публикация стиха в сборнике «Пепел». |
Композиция
Стихотворение одночастное – с первой же строфы Белый развивает тему народных несчастий. Он описывает страну, в которой царит смерть, где много плачут и много жалуются. В конце он задает России риторический вопрос о том, кто же ее проклял, подразумевая, что жить в стране, где каждый человек как нелюбимый ребенок, невозможно.
Поэт не приукрашивает свою родину, ему очевидно, что ей жизненно необходимы перемены. Он не только видит проблемы, но и смело заявляет о них, показывает Россию с неприглядной точки зрения, в непривычном для читателя ключе.
Стихотворение написано трехстопным анапестом – таким образом Белый одновременно отдает дань Некрасову и делает отсылку к его гражданской лирике.
О революции
Анализ стихотворения Белого «Родине» поможет учащимся лучше понять творчество этого поэта. Произведение было написано в 1917 году, т.е как раз в то самое время, когда прошла первая русская революция и надвигалась вторая. Вступительное четверостишие начинается с очень ярких и выразительных эпитетов, которые подчеркивают мощь и величие страны. Автор сравнивает Россию со сильной стихией, которая сметает все на своем пути.
При этом он три раза повторяет название страны, чтобы тем самым подчеркнуть ее новую мощь, которую видел в революции
Сразу обращает на себя внимание последняя строчка: поэт сам готов отдать свою жизнь во имя этой неистовой революционной бури, искренно веря, что она принесет благо стране
Андрей Белый
— На рельсах (Россия)
— На скате (Россия)
— На улице (Город) (+ анализ)
— Не страшно (Образы)
— Не тот (Золото в лазури)
— Незнакомый друг (Прежде и теперь)
— Нет (После разлуки)
— Ночь (Изгложет, гложет ствол тяжёлый ветер жадный…) (Разуверенья)
— Ночь (Как минул вешний пыл, так минул страстный зной…) (Разуверенья)
— Ночь (О ночь, молю…) (Тристии)
— Ночь (Хотя бы вздох людских речей…) (Зима)
— Ночь и утро (Думы)
— Ночь-отчизна (Думы)
— Ночью на кладбище (Философическая грусть)
— О полярном покое (Переработанные стихи)
— Обет (Просветы)
— Образ вечности (Золото в лазури)
— Обручальное кольцо (Просветы)
— Объяснение в любви (Прежде и теперь)
— Овёс (Переработанные стихи)
— Один (Образы)
— Одиночество («Сирый убогий в пустыне бреду…) (Образы)
— Одиночество (Я вновь один. Тоскую безнадежно…) (Багряница в терниях)
— Ожидание (Багряница в терниях)
— Опала (Прежде и теперь)
— Опять гитара (После разлуки)
— Опять он здесь, в рядах борцов…
— Осень (Мои пальцы из рук твоих выпали…) (Горемыки) (+ анализ)
— Осень (Огромное стекло…) (Багряница в терниях)
— Осень (Пролетела весна…) (Образы)
— Осинка (Россия)
— Отпевание (Безумие)
— Отставной военный (Прежде и теперь)
— Отчаянье (Весёлый, искрометный лёд…) (Город)
— Отчаянье (Довольно: не жди, не надейся…) (Россия) (+ анализ)
— Память (Просветы)
— Пародия
— Паук (Паутина)
— Первое мая
— Первое свидание (поэма)
— Перед грозой (Думы)
— Перед старой картиной (Королевна и рыцари)
— Песенка Комаринская (Россия)
— Песнь кентавра (Образы)
— Петел (Переработанные стихи)
— Пещерный житель
— Пир (Поставил вина изумрудного кубки…) (Образы)
— Пир (Проходят толпы с фабрик прочь…) (Город)
— Побег (Горемыки)
— Под окном (Философическая грусть)
— Поджог (Город)
— Подражание Бодлеру
— Подражание Вл. Соловьёву (Багряница в терниях)
— Подражание Гейне
— Подъём
— Поединок (Образы)
— Поёт облетающий лес… (Три стихотворения) (Золото в лазури)
— Поётся под гитару (После разлуки)
— Пока над мёртвыми людьми… (Город)
— Полевое священнодействие (Безумие)
— Полевой пророк (Безумие)
— Полунощницы (Прежде и теперь)
— Помойная яма (Переработанные стихи)
— Поповна (Просветы)
— Попрошайка
— Посвящение (+ анализ)
— После венца (Паутина)
— Последнее свидание (Золото в лазури)
— Последний язычник (Безумие)
— Похороны (Город)
— Поэт (О — поэт…) (Переработанные стихи)
— Поэт (Ты одинок. И правишь бег…) (В. Брюсову)
— Праздник (Город)
— Преданье (Образы)
— Предчувствие (Паренёк плетётся в волость…) (Деревня)
— Предчувствие (Чего мне, одинокой, ждать…) (Паутина)
— Премудрость (Философическая грусть)
— Преследование (Город)
— Пригвожденный ужас (Образы)
— Признание (Философическая грусть)
— Призыв (Багряница в терниях)
— Приходи (Просветы)
— Пришла… И в нечаемый час…
— Пробуждение
— Прогулка (Просветы)
— Променад (Прежде и теперь)
— Пророк (После разлуки)
— Просветление (Думы)
— Прости (Разуверенья)
— Прохождение (Город)
— Прошлому (Тристии)
— Прошумит ветерок… (Переработанные стихи)
— Прощание (Прежде и теперь)
— Пустой простор (Переработанные стихи)
— Пустыня (Россия)
— Пусть в верху холодно-резком…
— Путь к невозможному (Золото в лазури)
— Путь (Горемыки) (+ анализ)
— Работа (Просветы)
— Развалы (Звезда)
Источник
Автор
- Агния Барто (199)
- Александр Блок (1282)
- Александр Введенский (50)
- Александр Вертинский (87)
- Александр Галич (187)
- Александр Кочетков (34)
- Александр Кушнер (136)
- Александр Прокофьев (44)
- Александр Пушкин (871)
- Александр Радищев (15)
- Александр Сумароков (501)
- Александр Твардовский (80)
- Алексей Апухтин (336)
- Алексей Кольцов (212)
- Алексей Плещеев (203)
- Алексей Сурков (41)
- Алексей Толстой (261)
- Алексей Фатьянов (57)
- Андрей Белый (395)
- Андрей Вознесенский (208)
- Андрей Дементьев (460)
- Андрей Усачёв (78)
- Анна Ахматова (908)
- Аполлон Майков (187)
- Арсений Тарковский (129)
- Артюр Рембо (55)
- Афанасий Фет (1002)
- Белла Ахмадулина (302)
- Борис Заходер (138)
- Борис Пастернак (310)
- Борис Слуцкий (65)
- Булат Окуджава (287)
- Вадим Шефнер (68)
- Валентин Берестов (371)
- Валерий Брюсов (1606)
- Василий Жуковский (236)
- Василий Лебедев-Кумач (86)
- Василий Тредиаковский (29)
- Велимир Хлебников (114)
- Вера Павлова (187)
- Вера Полозкова (176)
- Вероника Тушнова (169)
- Вильгельм Кюхельбекер (83)
- Владимир Высоцкий (732)
- Владимир Маяковский (1317)
- Владимир Набоков (408)
- Владимир Орлов (73)
- Владимир Соловьев (97)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (27)
- Гавриил Державин (254)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Георгий Иванов (638)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (118)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (395)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (3)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (245)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (314)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (122)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (500)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (578)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (89)
- Корней Чуковский (35)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Леонид Филатов (70)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (1353)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (448)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (550)
- Николай Заболоцкий (217)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (418)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Омар Хайям (811)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (152)
- Самуил Маршак (833)
- Саша Чёрный (29)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (402)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (365)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (21)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (623)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (206)
- Юнна Мориц (316)
- Юрий Визбор (85)
- Юрий Левитанский (137)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)