10 самых известных произведений ивана алексеевича бунина

Самые известные произведения бунина: список 10 лучших

Лучшие произведения и стихи

  • Антоновские яблоки
  • Белый олень
  • Вечер
  • Воспоминание
  • Высоко полный месяц стоит
  • Гаснет вечер, даль синеет
  • Голуби
  • Господин из Сан-Франциско
  • Густой зеленый ельник у дороги
  • Деревенский нищий
  • Деревня
  • Детство
  • Догорел апрельский светлый вечер
  • Дурман
  • Затишье
  • Зачем и о чем говорить?..
  • Кавказ
  • Костер
  • Косцы
  • Красавица
  • Крещенская ночь
  • Лапти
  • Легкое дыхание
  • Листопад
  • Листья падают в саду…
  • Льет без конца. В лесу туман
  • Матери
  • Метель
  • Начало
  • Не видно птиц
  • Ночь
  • Ночь (рассказ)
  • Няня
  • Одиночество
  • Окаянные дни
  • Октябрьский рассвет
  • Осыпаются астры в садах
  • Первый снег
  • Подснежник
  • Полевые цветы
  • Помню — долгий зимний вечер
  • Последний шмель
  • Птица
  • Родина
  • Родник
  • Северная береза
  • Сказка
  • Слепой
  • Слово
  • Сны
  • Собака
  • Солнечный удар
  • Страна содомская
  • Темные аллеи
  • У птицы есть гнездо, у зверя есть нора
  • Утро
  • Холодная осень
  • Цифры
  • Чистый понедельник

Митина любовь

Митя влюблен в Екатерину – миловидную девушку, учащуюся в театральной школе

Митя очень ревнует ее к представителям аристократической богемы, которые проявляют к девушке повышенное внимание. Катя же говорит ему, что нет причин для ревности, он для нее – самый лучший. Митя все время провожает девушку на «литературные вечера, в студию Художественного театра

Со временем он замечает, что Катя стала меняться – она невнимательна к Мите, думает только о театре, а он не знает, как справляться со своей мучительной ревностью

Митя все время провожает девушку на «литературные вечера, в студию Художественного театра. Со временем он замечает, что Катя стала меняться – она невнимательна к Мите, думает только о театре, а он не знает, как справляться со своей мучительной ревностью.

Катя все больше отдаляется от Мити, и из наивной и трогательной девушки превращается в светскую юную даму, все время куда-то спешащую и наряженную…

В «Митиной любви» Бунин сумел очень тонко передать переживания молодого парня, оставшегося один на один со своей неразделенной любовью.

Темные аллеи

«Темные аллеи» – история, в которой Николай Алексеевич однажды, будучи молодым парнем, соблазнил, а потом бросил крестьянскую девушку Надежду из-за социального статуса.

Прошло 30 лет, и они встретились. Надежда получила вольную от своих господ и стала хозяйкой постоялого двора. Женщина так и не смогла выйти замуж – у Нади осталась обида на Николая, она не смогла его простить.

Мужчина тоже одинок – он очень любил свою жену, но она его бросила, а сын вырос проблемный – ведет себя, как полный негодяй.

Вся жизнь пролетела перед ними в воспоминаниях за несколько минут, и Надежда подталкивала его на них: «А вы мне все стихи изволили читать про темные аллеи…»

Николай Алексеевич, уезжая, представлял, как бы сложилась его жизнь, если бы он сделал в молодости другой выбор – в пользу любви…

Стихотворения Ивана Бунина

1886Деревенский нищийКак печально, как скоро померкла…Месяц задумчивый, полночь глубокая…ПоэтШире грудь распахнулась для принятия…1887На прудеОктябрьский рассветПолевые цветыПугачСерп луны под тучкой длинной…В темнеющих полях…Высоко полный месяц стоит…1888Бледнеет ночь… Туманов пелена…Джордано БруноКакая теплая и темная заря!..Не пугай меня грозою…Осыпаются астры в садах…ПахарьПустыня, грусть в степных просторах…Туча растаяла. Влажным теплом…В полночь выхожу один из дома…1889Как дымкой даль полей…Как все вокруг сурово, снежно…На поднебесном утесе, где бури…Не видно птиц. Покорно чахнет…Под орган душа тоскует…Седое небо надо мной…В костёлеВ степиЗачем и о чем говорить?..1891АнгелДядькаПорыжели холмы. Зноем выжжены…РодинеРодникСатурнВ туче, солнце заступающей…1892Гаснет вечер, даль синеет…Еще от дома на дворе…1893Ночь идет — и темнеет…Осень. Чащи леса…ТроицаВетер осенний в лесах подымается…В стороне далекой от родного края…За рекой луга зазеленели…1894Неуловимый свет разлился над землею…1895Что впереди? Счастливый долгий путь…Что в том, что где-то, на далеком…Когда на темный город сходит…Ночь наступила, день угас…1896Христос воскрес! Опять с зарею…Качка слабых мучит и пьянит…РодинаСчастлив я, когда ты голубые…1897Ненастный день. Дорога прихотливо…Скачет пристяжная, снегом обдает…1898Беру твою руку и долго смотрю на нее…И вот опять уж по зарям…На Дальнем СевереПосле половодьяСнова сон, пленительный и сладкий…Я к ней вошел в полночный час…Звезды ночью весенней нежнее…1899ДетствоКак светла, как нарядна весна!..Нет солнца, но светлы пруды…Нынче ночью кто-то долго пел…Все лес и лес. А день темнеет…1900ДонникЕще утро не скоро, не скоро…На распутье в диком древнем поле…Ночь печальна, как мечты мои…Порой среди забот и жизненного шума…СумеркиВ пустом, сквозном чертоге сада…Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет…1901Это было глухое, тяжелое время…Гроза прошла над лесом стороною…Из АпокалипсисаКустарникМорозное дыхание метели…На островеНочьНочь и деньНочного неба свод далекий…Облака, как призраки развалин…Раскрылось небо голубое…Шумели листья, облетая…Спокойный взор, подобный взору лани…Светло, как днем…Тихой ночью поздний месяц вышел…В окно я вижу…В поздний час мы были с нею в поле…За всё тебя, Господь, благодарю!..1902Чашу с темным вином…Ветви кедра — вышивки зеленым…1903Баба-ЯгаДень гнева: Апокалипсис, IVГробница СафииКаменная бабаКанун КупалыОдиночествоРозыСонСын человеческий: Апокалипсис, IЯ — простая девка на баштане…Если б только можно было…Звезды горят над безлюдной землею…1905Мы встретились случайно, на углу…Осень листья темной краской метит…ПризракиСапсанВ лесу, в горе, родник, живой и звонкий…1906ЧужаяКак дым, седая мгла мороза…Курган разрыт. В тяжелом саркофаге…ЛистопадМужичокПечаль ресниц, сияющих и черных…Рассыпался чертог из янтаря…1907БалагулаБезнадежностьДикарьДияГробница РахилиХрам солнцаИз анатолийских песенКошкаЛеса в жемчужном инее. Морозно…На ПлющихеНа рейдеНовый храмОбвалПугалоПустошьРыбалкаШла сиротка пыльной дорогой…С корабляС обезьянойВ полях сухие стебли кукурузы…В столетнем мраке черной ели…Жгли на кострах за пап и за чертей…1908ХудожникИерусалимНа хутореПилигримСаваофВ архипелаге1909Надпись на могильной плитеВечерЗацвела на воле…1911Океан под ясною луной…1912При свечеПсковский борТу звезду, что качалася в темной воде…В Сицилии1915Слово1916АленушкаБогиняЦейлонДедушка в молодостиИндийский океанКадильницаКрай без истории… Все лес да лес, болота…Лиман песком от моря отделен…Льет без конца…МиньонаМолодой корольМолодостьМулыНастанет день — исчезну я…Никогда вы не воскреснете…ПлотыПолночный звон степной пустыни…Последний шмельРыжими иголками устлан косогор…РусланСироккоСолнце полночное, тени лиловые…Стой, солнце!В циркеВ горахВ ОрдеЕдем бором, черными лесами…Зеркало1917Мы рядом шли, но на меня…Свет незакатныйУ ворот Сиона, над Кедроном…1918И цветы, и шмели, и трава, и колосья…1919Древний образ1920ИзгнаниеЗвезда морей, Мария1921Канарейка1922Мечты любви моей весенней…О, слез невыплаканных яд!..Шепнуть заклятие при блеске…СириусС темной башни колокол уныло…Вход в ИерусалимВ полночный час я встану и взгляну…Зачем пленяет старая могила…1925День памяти Петра1926Только камни, пески, да нагие холмы…1947Ночная прогулка

Солнечный удар

Военный и очаровательная миниатюрная девушка знакомятся на палубе корабля. Она возвращается домой из Анапы по Волге, еще какое-то время назад она знать не знала о существовании этого мужчины, однако принимает его предложение сойти на близжайшей пристани.

Они останавливаются в гостинице, но на утро девушка покидает возлюбленного, отказываясь продолжить совместное путешествие. Ее характеру несвойственна безрассудность, и это приключение, как солнечный удар».

Мужчина провожает девушку до причала, а затем возвращается в гостиницу. Нечаянное знакомство вызвало у него бурю эмоций, он бросается в постель и засыпает в слезах, испытывая любовное безумие…

Поздний час

В произведении «Поздний час» рассказывается о пожилом господине, который встретился со своим прошлым. Поздно вечером он вышел на прогулку, чтобы посмотреть на знакомые места и предаться воспоминаниям.

Главный персонаж из его воспоминаний о прошлом – его возлюбленная, детали ее внешнего вида: белое легкое платье, темные волосы, живые глаза… Девушка, которая делала его счастливым человеком. Она дала ему надежду на счастье, но случилось непоправимое – она умерла, но для пожилого господина продолжает жить… Жить в его сердце.

Герой осознает, что в этой жизни у него больше ничего нет – он пережил уход почти всех своих родных, но продолжает свой путь в тишине…

Он оказывается у места, где похоронена его возлюбленная – и оно указывает не только на то, что этого человека ждет скорая смерть, но и на его внутреннюю гибель.

Антоновские яблоки

Рассказчик вспоминает свое детство, проведенное в деревне Выселки – когда-то ее считали очень богатой, ведь в ней много всего продавалось, росло.

Ему вспоминается чарующая пора – осень, аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок: садовники заполняют ими телегу, чтобы отвезти в город.

Поздней ночью рассказчик выбегает в сад и смотрит на небо… Оно усеяно звездами, он смотрит в небо долго-долго, пока не ощутил, как земля уходит из-под ног… Рассказчик вспоминает, как старики и старухи жили в Выселках подолгу, что являлось признаком благополучия.

Произведение «Антоновские яблоки» представляет собой лирический монолог-воспоминание, построенный при помощи «техники ассоциаций».

Лучшие стихи о любви Ивана Бунина

Ты чужая, но любишь,

Любишь только меня.

Ты меня не забудешь

До последнего дня.

Ты покорно и скромно

Шла за ним от венца.

Но лицо ты склонила —

Он не видел лица.

Ты с ним женщиной стала,

Но не девушка ль ты?

Сколько в каждом движенье

Простоты, красоты!

Будут снова измены…

Но один только раз

Так застенчиво светит

Нежность любящих глаз.

Ты и скрыть не умеешь,

Что ему ты чужда…

Ты меня не забудешь

Никогда, никогда!

***

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,

Но тебе уж тоскливо со мной.

Под вечер ненастного дня

Ты мне стала казаться женой…

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Проживу и один — без жены…

Сегодня идут без конца

Те же тучи — гряда за грядой.

Твой след под дождем у крыльца

Расплылся, налился водой.

И мне больно глядеть одному

В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:

«Воротись, я сроднился с тобой!»

Но для женщины прошлого нет:

Разлюбила — и стал ей чужой.

Что ж! Камин затоплю, буду пить…

Хорошо бы собаку купить.

***

Печаль ресниц, сияющих и черных,

Алмазы слез, обильных, непокорных,

И вновь огонь небесных глаз,

Счастливых, радостных, смиренных, —

Все помню я… Но нет уж в мире нас,

Когда-то юных и блаженных!

Откуда же являешься ты мне?

Зачем же воскресаешь ты во сне,

Несрочной прелестью сияя,

И дивно повторяется восторг,

Та встреча, краткая, земная,

Что бог нам дал и тотчас вновь расторг?

***

Мы встретились случайно, на углу.

Я быстро шел — и вдруг как свет зарницы

Вечернюю прорезал полумглу

Сквозь черные лучистые ресницы.

На ней был креп,- прозрачный легкий газ

Весенний ветер взвеял на мгновенье,

Но на лице и в ярком свете глаз

Я уловил былое оживленье.

И ласково кивнула мне она,

Слегка лицо от ветра наклонила

И скрылась за углом… Была весна…

Она меня простила — и забыла.

***

Мы рядом шли, но на меня

Уже взглянуть ты не решалась,

И в ветре мартовского дня

Пустая наша речь терялась.

Белели стужей облака

Сквозь сад, где падали капели,

Бледна была твоя щека

И, как цветы, глаза синели.

Уже полураскрытых уст

Я избегал касаться взглядом,

И был еще блаженно пуст

Тот дивный мир, где шли мы рядом.

***

Зачем и о чем говорить?

Всю душу, с любовью, с мечтами,

Все сердце стараться раскрыть —

И чем же? — одними словами!

И хоть бы в словах-то людских

Не так уж все было избито!

Значенья не сыщете в них,

Значение их позабыто!

Да и кому рассказать?

При искреннем даже желанье

Никто не сумеет понять

Всю силу чужого страданья!

***

Беру твою руку и долго смотрю на неё,

Ты в сладкой истоме глаза поднимаешь несмело:

Вот в этой руке — все твое бытие,

Я всю тебя чувствую — душу и тело.

Что надо еще? Возможно ль блаженнее быть?

Но ангел мятежный, весь буря и пламя,

Летящий над миром, чтоб смертною страстью губить,

Уж мчится над нами!

***

Снова сон, пленительный и сладкий,

Снится мне и радостью пьянит,-

Милый взор зовет меня украдкой,

Ласковой улыбкою манит.

Знаю я — опять меня обманет

Этот сон при первом блеске дня,

Но пока печальный день настанет,

Улыбнись мне — обмани меня!

***

Счастлив я, когда ты голубые

Очи поднимаешь на меня:

Светят в них надежды молодые —

Небеса безоблачного дня.

Горько мне, когда ты, опуская

Темные ресницы, замолчишь:

Любишь ты, сама того не зная,

И любовь застенчиво таишь.

Но всегда, везде и неизменно

Близ тебя светла душа моя…

Милый друг! О, будь благословенна

Красота и молодость твоя!

***

Тихой ночью поздний месяц вышел

Из-за черных лип.

Дверь балкона скрипнула,- я слышал

Этот легкий скрип.

В глупой ссоре мы одни не спали,

А для нас, для нас

В темноте аллей цветы дышали

В этот сладкий час.

Нам тогда — тебе шестнадцать было,

Мне семнадцать лет,

Но ты помнишь, как ты отворила

Дверь на лунный свет?

Ты к губам платочек прижимала,

Смокшийся от слез,

Ты, рыдая и дрожа, роняла

Шпильки из волос,

У меня от нежности и боли

Разрывалась грудь…

Если б, друг мой, было в нашей воле

Эту ночь вернуть!

Чистый понедельник

Рассказ «Чистый понедельник» очень маленький, и освещает лишь малую часть жизни героев.

Главный герой ухаживает за особенной, необычной девушкой – имя ее неизвестно, зато есть характеристика душевной организации и внешнего вида.

Молодого человека прельщает ее красота – он хочет ее телесно, желает любви, но не понимает ее души, мечущейся между очищением и грехом.

Из их отношений ничего хорошего не выйдет, это понятно сразу – она говорит ему, что в жены она не годится, но он все равно продолжает свои попытки. Любовь прекрасна, но проблема в том, что два человека не понимают друг друга.

Девушка ушла в монастырь, вовремя поняв, что ее духовное развитие стоит гораздо выше, чем физиологические потребности.

Легкое дыхание

Классическое произведение «Легкое дыхание» рассказывает о беспечной и бесстрашной юной девушке Оле Мещерской, которая училась в гимназии, была из богатой семьи. Она очень красиво и лучше всех танцевала на балах.

Незадолго до своей смерти Оля будто бы была одержима! Она веселилась, а начальница гимназии ругала ее за неподобающее поведение.

Оля рассказала, что прошлым летом ее совратил друг отца, 56-ти летний Малютин – брат начальницы школы.

Девушка завела роман с казачьим офицером, но не любила его. Оля рассказала ему про свою связь с Малютиным, и от ревности офицер убил ее на вокзале прямо у всех на глазах.

После смерти Оли начальница школы каждый праздник приходит на могилу девушки. Странная немолодая дама живет в своем воображаемом мире. Сидя у могилы, она вспоминает, как Оля хвасталась своим легким дыханием, которое якобы привлекает мужчин. А теперь ее дыхание рассеяно в ветре, небе – повсюду…

Сборники, печатные издания и книги источники:

  • Михайлов О. Н., Бабореко А. К. Публицистика — дневники — критика. Комментарии // И. А. Бунин. Собрание сочинений в шести томах. Стихи. — М.: Художественная литература, 1988. — Т. 6. — С. 625—718. — 719 с. — ISBN 5-280-00058-2.
  • Михайлов О. Н. Путь Бунина-художника // Иван Бунин. Книга первая / Главный редактор В. Р. Щербина. — М.: Наука, 1973. — Т. 84. — С. 7—58. — 696 с. — (Литературное наследство).
  • Михайлов О. Н. И. А. Бунин. Жизнь и творчество: Литературно-критический очерк. — Тула: Приокское книжное издательство, 1987. — 319 с.
  • Михайлов О. Н. Комментарии // Бунин И. Собрание сочинений и стихотворений в 6 томах.  — М.: Художественная литература, 1987. — Т. 1. — С. 565—635. — 687 с.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: