Истина в вине

Николай зиновьев. стихи (николай зиновьев) — омилия

ОТЛИЧНОЙ ОТ ДРУГИХ

Ты совсем не похожа на женщин других:
У тебя в меру длинные платья,
У тебя выразительный, сдержанный стих
И выскальзывание из объятья.

Ты не красишь лица, не сгущаешь бровей
И волос не стрижёшь в жертву моде.
Для тебя есть Смирнов, но и есть соловей,
Кто его заменяет в природе.

Ты способна и в сахаре выискать «соль»,
Фразу — в только намёкнутом слове…
Ты в Ахматовой ценишь бессменную боль,
Стилистический шарм в Гумилёве.

Для тебя, для гурманки стиха, острота
Сологубовского триолета,
И, что Блока не поцеловала в уста,
Ты шестое печалишься лето.

А в глазах оздоравливающих твоих —
Ветер с моря и поле ржаное.
Ты совсем не похожа на женщин других,
Потому мне и стала женою.

1927

Подборка стихотворений по теме «Истина в вине»

  1. «19 октября»

    Александр Пушкин
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день как будто поневоле
    И скроется за край окружных гор.
    Пылай, камин, в моей пустынной келье;
    А ты,… →→→

  2. «Вечерний бар»

    Николай Заболоцкий
    В глуши бутылочного рая,
    Где пальмы высохли давно,
    Под электричеством играя,
    В бокале плавало окно.
    Оно, как золото, блестело,
    Потом садилось, тяжелело,
    Над ним пивной дымок… →→→

  3. «Джон Ячменное Зерно»

    Роберт Бёрнс
    Трёх королей разгневал он,
    И было решено,
    Что навсегда погибнет Джон
    Ячменное Зерно.
    Велели выкопать сохой
    Могилу короли,
    Чтоб славный Джон, боец лихой,
    Не вышел из земли…. →→→

  4. «Друзьям»

    Пётр Вяземский
    Я пью за здоровье не многих,
    Не многих, но верных друзей,
    Друзей неуклончиво строгих
    В соблазнах изменчивых дней.
    Я пью за здоровье далёких,
    Далёких, но милых друзей,
    Друзей… →→→

  5. «Зелёный змий мне преградил дорогу…»

    Борис Рыжий
    Зелёный змий мне преградил дорогу
    к таким непоборимым высотам,
    что я твержу порою: слава богу,
    что я не там.
    Он рёк мне, змий, на солнце очи щуря:
    — Вот ты поэт, а я… →→→

  6. «Как нравился Хемингуэй…»

    Александр Кушнер
    Как нравился Хемингуэй
    На фоне ленинских идей, —
    Другая жизнь и берег дальний…
    И спились несколько друзей
    Из подражанья, что похвальней,
    Чем спиться просто, без затей…. →→→

  7. «Как только входит бог вина…»

    Пьер де Ронсар
    Как только входит бог вина,
    Душа становится ясна.
    Гляжу на мир, исполнясь мира,
    И златом я и серебром —
    Каким ни захочу добром —
    Богаче Креза или Кира.
    Чего желать мне? Пой,… →→→

  8. «Клён ты мой опавший, клён заледенелый…»

    Сергей Есенин
    Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
    Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
    Или что увидел? Или что услышал?
    Словно за деревню погулять ты вышел.
    И, как пьяный сторож,… →→→

«Наполняйте стаканы!»

Джордж Гордон Байрон
Наполняйте стаканы! Не правда ль, друзья,
Веселей никогда не кипела струя!
Пьём до дна — кто не пьет? Если сердце полно,
Без отравы веселье дарит лишь вино.
Всё я в мире… →→→

«Незнакомка»

Александр Блок
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть… →→→

«Обучение винопитию»

Андрей Вознесенский
Напои меня вином —
тёмно-красною свободой,
напои меня собою,
в рот набрав «Сент-Эмильон».
Напои меня виной
холодяще, эротично.
Всё другое — еретично.
Нови, нови нет в ином!… →→→

«Пью водку под хрустящую капустку…»

Давид Самойлов
Пью водку под хрустящую капустку.
В окне луна. Снаружи слышен хруст
Задумчивых шагов по первопутку.
Всё это вместе навевает грусть.
Пью. Наливаю. По второй, по третьей.
Шаги… →→→

«Пьяный дервиш»

Николай Гумилёв
Соловьи на кипарисах и над озером луна,
Камень чёрный, камень белый, много выпил я вина,
Мне сейчас бутылка пела громче сердца моего:
Мир лишь луч от лика друга, всё иное… →→→

«Русское»

Саша Чёрный
Не умеют пить в России!
Спиртом что-то разбудив,
Тянут сиплые витии
Патетический мотив
О наследственности шведа,
О началах естества,
О бездарности соседа
И о целях Божества…. →→→

«Снова пьют здесь, дерутся и плачут…»

Сергей Есенин
Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники жёлтую грусть.
Проклинают свои неудачи,
Вспоминают московскую Русь.
И я сам, опустясь головою,
Заливаю глаза вином,
Чтоб не… →→→

«Сыпь, гармоника! Скука… Скука…»

Сергей Есенин
Сыпь, гармоника! Скука… Скука…
Гармонист пальцы льёт волной.
Пей со мною, паршивая сука,
Пей со мной.
Излюбили тебя, измызгали,
Невтерпёж!
Что ж ты смотришь так синими… →→→

«Ужель, Белло, переведён…»

Пьер де Ронсар
Ужель, Белло, переведён
И впрямь тобой Анакреон?
Ты слишком вяло пьёшь, приятель!
А ведь комета, что весной
Прошла, сулит нам сушь и зной,
Или я скверный прорицатель.
Лучи… →→→

«Эй, паж, поставь нам три стакана…»

Пьер де Ронсар
Эй, паж, поставь нам три стакана.
Налей их ледяным вином.
Мне скучно! Пусть приходит Жанна,
Под лютню спляшем и споём,
Чтобы гремел весельем дом.
Пусть Барб идёт, забот не… →→→

«Я пригвождён к трактирной стойке…»

Александр Блок
Я пригвождён к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне всё — равно.
Вон счастие моё — на тройке
В сребристый дым унесено…
Летит на тройке, потонуло
В снегу времён, в дали… →→→

«Я скажу тебе с последней прямотой…»

Осип Мандельштам
Я скажу тебе с последней
Прямотой:
Всё лишь бредни, шерри-бренди,
Ангел мой.
Там где эллину сияла
Красота,
Мне из чёрных дыр зияла
Срамота.
Греки сбондили Елену
По волнам,
Ну… →→→

ПОЭЗА О ЛЮДЯХ

Разве можно быть долго знакомым с людьми?
И хотелось бы, да невозможно! —
Всё в людских отношеньях тревожно:
То подумай не так, то не эдак пойми!..

Я к чужому всегда подходил всей душой:
Откровенно, порывно, надежно.
И кончалось всегда неизбежно
Это тем, что чужим оставался чужой.

Если малый собрат мне утонченно льстит,
Затаённо его презираю.
Но несноснее группа вторая :
Наносящих, по тупости, много обид.

И обижен-то я не на них: с них-то что
И спросить, большей частью ничтожных?!
Я терзаюсь в сомнениях ложных:
Разуверить в себе их не может никто!

И останется каждый по-своему прав,
Для меня безвозвратно потерян.
Я людей не бегу, но уверен,
Что с людьми не встречаются, их не теряв…

1915

Другие произведения

  • Давно ли покупали календарь…

    Давно ли покупали календарь, а вот уже почти перелистали 

  • Пробужденье

    Просыпаюсь — как заполночь с улицы в дом

  • Проторенье дороги

    Проторенье дороги, предчувствие, предваренье.

  • Всего и надо, что вглядеться, — боже мой…

    Всего и надо, что вглядеться, — боже мой, всего и дела, что внимательно вглядеться

  • Попытка убыстренья

    Я зимнюю ветку сломал, я принес ее в дом

  • Не руки скрещивать на груди…

    Не руки скрещивать на груди, а голову подпереть руками

  • Гибель «Титаника»

    Желтый рисунок в забытом журнале старинном,

  • Попытка оправданья

    О, все эти строки, которые я написал,

  • Ялтинский домик

    Вежливый доктор в старинном пенсне

  • Человек, строящий воздушные замки

    Он лежит на траве под сосной

  • Вдали полыхнула зарница…

    Вдали полыхнула зарница.
    Качнулась за окнами мгла.

  • Замирая, следил, как огонь подступает к дровам…

    Замирая, следил, как огонь подступает к дровам. Подбирал тебя так, как мотив подбирают к словам

  • Как зарок от суесловья…

    Как зарок от суесловья, как залог и попытка мою душу уберечь

  • Годы

    Годы двадцатые и тридцатые,

  • Белая баллада

    Снегом времени нас заносит — все больше белеем.

  • Окрестности, пригород — как этот город зовется?

    Окрестности, пригород — как этот город зовется? И дальше уедем, и пыль за спиною завьется.

  • Молитва о возвращенье

    Семимиллионный город не станет меньше,

  • Что-то случилось, нас все покидают.

    Что-то случилось, нас все покидают. Старые дружбы, как листья опали.

  • Плач о майоре Ковалеве

    Это надо же, как распустились иные носы,

  • Плач о господине Голядкине

    Господин Голядкин, душа моя,

  • Были смерти, рожденья, разлады, разрывы…

    Были смерти, рожденья, разлады, разрывы —
    разрывы сердец и распады семей

  • Попытка утешенья

    Все непреложней с годами, все чаще и чаще,

  • Море по-латышски называется ю р а…

    Море по-латышски называется ю р а, но я не знал еще этого

  • Я был приглашен в один дом…

    Я был приглашен в один дом, в какое-то сборище праздное

  • Красный боярышник, веточка, весть о пожаре…

    Красный боярышник, веточка, весть о пожаре, смятенье, гуденье набата.

  • Все уже круг друзей, тот узкий круг…

    Все уже круг друзей, тот узкий круг, где друг моих друзей — мне тоже друг

  • Человек, похожий на старую машину

    Человек, похожий на старую машину,

  • Ars poetica

    Все стихи однажды уже были.

  • О свободном стихе

    Что? — говорят. — Свободный стих?

  • Песочные часы

    Проснуться было так неинтересно,

  • Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен…

    Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана

  • Полночное окно

    В чужом окне чужая женщина не спит.

  • Сам платил за себя, сам платил, никого не виня…

    Сам платил за себя, сам платил, никого не виня. Никогда не любил, чтобы кто-то платил за меня.

  • Говорили — ладно, потерпи…

    Говорили — ладно, потерпи, время — оно быстро пролетит

  • Снег под утро реже, реже…

    Снег под утро реже, реже, и как промельк в облаках

  • Промчался миг, а может, век…

    Промчался миг, а может, век, а может, дни, а может, годы

  • Часы и телефон…

    Часы и телефон в их сути сокровенной — и фабула, и фон для драмы современной.

  • Весеннего леса каприччо…

    Весеннего леса каприччо,
    капризы весеннего сна

  • Что делать, мой ангел, мы стали спокойней…

    Что делать, мой ангел, мы стали спокойней, мы стали смиренней

  • Человек, отличающийся завидным упорством

    Все дело тут в протяженности,

  • Когда в душе разлад…

    Когда в душе разлад — строка не удается: строке передается разлаженность души.

  • Когда я решил распрощаться уже и проститься…

    Когда я решил распрощаться уже и проститься с моею печалью, с моими минувшими днями

  • Каждый выбирает для себя…

    Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу.

  • Кровать и стол, и ничего не надо больше…

    Кровать и стол, и ничего не надо больше.

  • Кто-нибудь утром проснется сегодня и ахнет…

    Кто-нибудь утром проснется сегодня и ахнет, и удивится — как близко черемухой пахнет

  • Если бы я мог начать сначала…

    Если бы я мог начать сначала бренное свое существованье

Биография

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве в семье научного работника. В 1957 г. окончил Московский архитектурный институт. Первые стихи опубликовал в 1958 году. В 1960 г. вышли два сборника его стихов и поэм: «Парабола» и «Мозаика».

Далее последовали «Антимиры» (1964), «Соблазн» (1979), «Безотчётное» (1981), «Россия, Poesia» (1991), «На виртуальном ветру» (1998), «Стихотворения; Поэмы; Проза» (2000) и др.

Излюбленным поэтическим средством А. Вознесенского является гиперболическая метафора, а основными жанрами — лирический монолог, баллада и драматическая поэма. Андрей Вознесенский обращается, в основном, к интеллектуалам, «физикам и лирикам», людям творческого труда и первостепенное значение придаёт не социальной и нравственно-психологической проблематике, а художественным средствам и формам её постижения и воплощения.

Композиция поэтических книг и отдельных произведений А. Вознесенского строится чаще всего на принципах архитектоники, причём, создавая новые циклы и книги, поэт постоянно в особые разделы выделяет избранное из прежних произведений.

Являясь певцом стремительного движения и научно-технического прогресса, А. Вознесенский одним из первых ощутил острую потребность в «тишине» (сб. «Ахиллесово сердце»). Он писал:

Тишины хочу, тишины…
Нервы, что ли обожжены?
Тишины…

Тишина необходима поэту для общения с природой, для любви, для внутренней сосредоточенности и размышлений о жизни, для обретения чувства гармонии. С такой тишиной связана поэма о любви «Оза». Тема женственности вообще широко представлена в поэзии А. Вознесенского: , , и т.д. Без любви к женщине и острого чувства природы «рушится человек», а «все прогрессы — реакционны».

Великая Отечественная война — одна из важных тем в поэзии Андрея Вознесенского. Это , , «Ров», «Доктор Осень» и др.

Тема распада проходит через всё творчество поэта, но со временем смысл её существования изменяется: если в 1960-е годы А. Вознесенский говорил о распаде старых, отживших свой век формах жизни и искусства, то в 1980-е и 1990-е годы. речь идет о распаде бытийных, жизнестроительных, духовно-нравственных ценностей («Рапсодия распада»).

Противоядием против бездуховности и варварства А. Вознесенский считает поэзию и искусство, подвижническую деятельность русских интеллигентов и возрождение христианских ценностей.

Творчество А. Вознесенского по своему духу и художественной структуре глубоко зрелищно, театрально и сценично. На основе его произведений Ю. Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль «Антимиры», А. Рыбников написал рок-оперу «Юнона и Авось», а М. Захаров поставил её в Театре им. Ленинского комсомола.

А. Вознесенский много экспериментирует в области художественной формы: создает «видеомы», в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ, Андрей Андреевич — русский советский поэт. Родился в семье научного работника. В 1957 окончил Московский архитектурный институт. Первые стихи опубликовал в 1958. Поэзия Вознесенского темпераментна, насыщена словесными и звуковыми ассоциациями, порой чрезвычайно усложнёнными, что давало критике повод упрекать поэта в склонности к формализму. В небольшой поэме «Мастера» (1959) — лучшем произведении первых сборников, созданном на основе легенды об ослеплении строителей храма Василия Блаженного, Вознесенский в форме сложных лирических ассоциаций утверждает мысль о несовместимости искусства с деспотическим произволом.

Соч.: Парабола. Стихи, М., 1960; Мозаика. Стихи и поэмы, , 1960.

Лит.: Рассадин С., Кто ты? «Лит. газ.», 1960, 8 окт.; Меньшутин А. и Синявский А., За поэтическую активность (Заметки о поэзии молодых), «Новый мир», 1961, № 1; Коржавин Н., В защиту банальных истин (О поэтической форме), там же, № 3.

И. Роднянская

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — Т. 1. — М.: Советская энциклопедия, 1962

КАРЕТКА КУРТИЗАНКИ

Каретка куртизанки, в коричневую лошадь,
По хвойному откосу спускается на пляж.
Чтоб ножки не промокли, их надо окалошить, —
Блюстителем здоровья назначен юный паж.

Кудрявым музыкантам предложено исполнить
Бравадную мазурку. Маэстро, за пюпитр!
Удастся ль душу дамы восторженно омолнить
Курортному оркестру из мелодичных цитр?

Цилиндры солнцевеют, причёсанные лоско
И дамьи туалеты пригодны для витрин.
Смеётся куртизанка. Ей вторит солнце броско.
Как хорошо в буфете пить «крем-де-мандарин»!

За чем же дело встало? — к буфету, черный кучер!
Гарсон, сымпровизируй блестящий файв-о-клок…
Каретка куртизанки опять все круче, круче,
И паж к ботинкам дамы, как фокстерьер прилёг…

1911

ПРИМИТИВА

Я слишком далеко зашел,
Полушутя, полусерьёзно…
Опомниться еще не поздно:
Недаром я тебя нашёл.

Всё на поэзию валить —
Ах, значит ли всегда быть правым?
И с помышлением лукавым
Тебя мне можно ль заслужить?

Я жил все годы как-нибудь,
Как приходилось, без отчёта…
Я тяготился, от чего-то
Себя стараясь обмануть.

Халатность это или лень —
Я не задумывался много
И, положась на милость Бога,
Всё верил в поворотный день.

Я знал, что ты ко мне придешь
С твоим лицом, с твоей душою,
И наглумишься надо мною
За всю мою былую ложь.

Сначала будет грусть и тишь,
И боль, и стыд в душе поэта.
Потом я «обновлюсь». За это
Ты праведно меня простишь.

1915

В ДЕРЕВУШКЕ У МОРЯ

В деревушке у моря, где фокстрота не танцуют,
Где политику гонят из домов своих метлой,
Где целуют не часто, но зато когда целуют,
В поцелуях бывают всей нетронутой душой;

В деревушке у моря, где избушка небольшая
Столько чувства вмещает, где — прекрасному сродни —
В город с тайной опаской и презреньем наезжая
По делам неотложным, проклинаешь эти дни;

В деревушке у моря, где на выписку журнала
Отдают сбереженья грамотные рыбаки
И которая гневно кабаки свои изгнала,
Потому что с природой не соседят кабаки;

В деревушке у моря, утопающей весною
В незабвенной сирени, аромат чей несравним, —
Вот в такой деревушке, над отвесной крутизною,
Я живу, радый морю, гордый выбором своим!

1927

В ПЯТИ ВЕРСТАХ ПО ПОЛОТНУ

Весело, весело сердцу! Звонко, душа, освирелься!
Прогрохотал искромётно и эластично экспресс.
Я загорелся восторгом! Я загляделся на рельсы!
Дама в окне улыбалась, дама смотрела на лес.

Ручкой меня целовала. Поздно! Но как же тут «раньше»?
Эти глаза … вы — фиалки! Эти глаза… вы — огни!
Солнце, закатное солнце! Твой дирижабль оранжев!
Сяду в него — повинуйся — поезд любви обгони!

Кто и куда? — Не ответит. Если и хочет, не может.
И не догнать, и не встретить. Грёза — сердечная моль.
Все, что находит — теряет сердце мое … Боже, боже!
Призрачный промельк экспресса дал мне чаруйную боль.

май 1912

Анализ стихотворения Пушкина «Истина»

Стихотворение «Истина» было создано А. С. Пушкиным в 1816 году, по крайней мере, именно эта дата указана в лицейской тетради поэта. При жизни литератора произведение не публиковалось. Впервые оно было напечатано В. А. Жуковским в посмертном издании сочинений Александра Сергеевича в 1841 году.

В этом ироничном произведении юный стихотворец обыгрывает два античных изречения, которые касаются источника правды. Одно из них принадлежит древнегреческому философу Демокриту, который рассуждал о непознаваемой природе всех вещей в мире и произнёс фразу «Истина лежит на дне глубокого колодца». Философ имел в виду, что все человеческие знания об окружающем мире являются мнениями и представлениями, но не отражают главного, а потому истинная суть вещей скрыта в бездне неизвестности.

Но многие другие философы не соглашались с таким выводом и самонадеянно продолжали поиски правды.

Именно этот сюжет представлен в первой строфе стихотворения. Автор представил древних мыслителей в виде весёлых мудрецов, которые силятся разгадать тайны бытия с помощью простых решений. Несмотря на патетичные эпитеты, например, «мудрые», «забытых истины следов», читатель может почувствовать, что на самом деле поэт иронизирует. Автор использует усиленную рефреном тавтологию «долго, долго толковали … толки стариков», чтобы подчеркнуть комичность ситуации. Чего стоит измышление, оформленное в виде прямой речи:
… «Истина нагая
В колодезь убралась тайком»…

И вот к какому выводу приходят премудрые философы в ходе своих изысканий: чтобы обнаружить истину, нужно выпить воду из колодца. Поэт вкладывает в их уста радостный крик «Здесь её найдём!», хотя понятно, что почтенному кругу учёных мужей совсем не пристало горланить на всю округу.

Вторая строфа образно раскрывает происхождение изречения «Истина в вине», которое принадлежит древнеримскому писателю Плинию Старшему. Здесь автор описывает, как некий философ, устав от шума и воды, обратился к другому напитку – вину:
Но кто-то, смертных благодетель
(И чуть ли не старик Силен)…

Речь, вероятно, идёт о древнегреческом философе Силене Калатинском. Поэт называет его «смертных благодетель», подчёркивая тем самым, что тот спас человечество от чрезмерного употребления воды

В данном фрагменте стихотворения ирония тоже заметна: этого героя поэт награждает эпитетом «важной глупости свидетель», то есть толпа философов-водохлёбов для автора – не более чем напыщенные скудоумцы

Автор заканчивает стихотворение перифразом знаменитого изречения:
Подумал первый о вине
И, осушив до капли чашу,
Увидел истину на дне.

Интересно, что к аналогичному выводу придёт впоследствии и лирический герой «Незнакомки» Александра Блока, установив тем самым преемственность поколений в русской поэзии.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: