Творчество и жизнь поэтов-шестидесятников

Творчество и жизнь поэтов-шестидесятников

Что способствовало угасанию движения?

Творчество поэтов шестидесятников приходится на 60-е годы 20 века, а это эпоха внутренних противоречий. Коммунизм как-то сочетался с индивидуализмом, художественный вкус переплетался с китчевым мещанством, физики дружили с лириками, город — с деревней, демократия — с технократией и т.д. Даже сами шестидесятники и их судьбы были разными, и это, как ни парадоксально, их объединяло. Такая гармония райского сада на земле не могла долго продолжаться, поэтому к 70-ым годам утопия оттепели начала разрушаться.  Единство общественного и личного естественным образом превратилось в противостояние, личное пришло в противоречие с государственным, и романтичные вольнодумцы потеряли трибуны для выступлений: милость властей сменилась на гнев. Влияние поэтов на настроения в обществе перестали считать благотворным или хотя бы позволительным хотя бы потому, что творцы чутко восприняли «похолодание», сменившее оттепель, и не смогли скрывать этого в своей поэзии.

Стихи поэтов-шестидесятников были ориентированы на молодежную аудиторию, и когда их поколение повзрослело и осознало, насколько наивен этот революционный пафос в стране победившей бюрократии, оно перестало как создавать, так и воспринимать восторженные надежды на окончательную победу тепла.

О стихотворениях шестидесятников можно было с энтузиазмом говорить в период оттепели, но после, когда явно «похолодало», люди нуждались в другой поэзии, отражающей упадок, а не подъем. На зависимость от эпохи указывает и «название» поэтов. Культурное явление, как отражение исторических изменений, не могло скривить и подретушировать эти самые изменения.

В истории СССР и России эпоха 1950-1960-х вошла как «Оттепель» — в политической, общественной и культурной жизни. После смерти И.В. Сталина в 1953 году пост первого секретаря ЦК КПСС занял Никита Сергеевич Хрущёв. Однако «потепление» в культурной сфере было весьма неоднозначным. С одной стороны, стали вслух говорить о сталинских репрессиях, о недостатках и жестокостях сталинского режима, началось развенчание культа личности И.В. Сталина. С другой стороны, многие темы и, соответственно, целые произведения оставались под запретом (например, роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»). Об этом периоде и его героях с удовольствием расскажет Многомудрый Литрекон.

Слайд 13русский поэт. В 1942 году из 9 класса добровольцем ушел

на фронт. В 1945 году демобилизовался, работал, заканчивал 10 класс.

Окончил филфак Тбилисского государственного университета в 1950 году и два года работал учителем русского языка и литературы. В 1956 году вернулся в Москву. Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», зав. отделом поэзии в «Литературной газете», с 1962 года член Союза писателей СССР. Один из основателей жанра авторской песни. Стихи писал с детства, первая песня «Нам в холодных теплушках не спалось…» появилась в 1943 году. Первая ставшая известной песня «Неистов и упрям…» была написана в Тбилисском университете в 1946 году. Следующие песни «На Тверском бульваре», «Зеленая скамья» и другие – когда он переехал в Москву в 1956 году. Строчка его песни «Союз друзей»: «Возьмемся за руки, друзья…» – стала девизом многих КСП, слетов и фестивалей, названием песенных рубрик. Песни Окуджавы звучат в кинофильмах, спектаклях, радиопостановках. Писал также историческую и автобиографическую прозу, киносценарии. Вышли пластинки и книги стихов, песен, прозы в России и за рубежом, аудиокассета, компакт-диски. Скончался в Париже.

Булат Окуджава
(1924–1997)

Слайд 7Наличие в поэзии 60-х годов двух совершенно противоположных направлений, идущих

от разных традиций: одно от трибунной, громкой поэзии Вл.Маяковского —

Е.Евтушенко, А.Вознесенский и др. — и другое — от тютчевско-есенинской — Н.Рубцов, А.Прасолов, А.Жигулин, В.Соколов и др., скорее характеризовало необычайное богатство поэтического процесса тех лет, нежели свидетельствовало о его нецельности. В творчестве этих, столь разных художников выразилось своеобразие того времени, а также сказался большой потенциал литературы социалистического реализма. Но самым «дееспособным» оказалось поколение поэтов, заявивших о себе до начала Великой Отечественной войны и во время ее многие принимали в войне самое непосредственное участие — Е.Винокуров, С.Наровчатов, М.Луконин, О.Берггольц, А.Межиров, М.Дудин и др.

Слайд 6В начале шестидесятых власти запретили собрания, но было уже поздно:

новое поколение обрело своё место в литературе, заставило прислушаться к

своему голосу. После запрета публичных уличных выступлений начал активно развиваться самиздат.Самиздат — от словосочетания «самостоятельно издавать» — перепечатанные на пишущей машинке копии литературных произведений, по каким-либо причинам не издающихся в официальной печати.
Эти копии передавали из рук в руки хорошим знакомым, которые, в свою очередь, также делали нелегальные копии и распространяли их. Обычным делом было получить на одну ночь почитать, к примеру, отпечатанный экземпляр романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Самиздат

Кроны и корни

Автор написал это стихотворение в 1960 году. То было сложное время для русского народа. В стране его называли перестройкой.

Некоторые люди говорили о прогрессе, правах человека, свободе, обращались к западной культуре и т.п. Другие же выступали за идеализацию прошлого. Примерно об этих вещах рассуждает поэт в своем стихотворении.

Фразы произведения построены на антонимах. Несмотря на то, что мир подвергается серьезным изменениям, поэт все же выражает надежду на то, что не все так плохо, об этом свидетельствуют последние строки произведения:

****

«Леса роняют кроны.
Но мощно над землей
Ворочаются корни
Корявой пятерней».

Слайд 14- исполнитель и автор песен, киноактер, журналист, писатель, сценарист. В

1955 окончил Московский государственный педагогический институт. В том же году

написал текст к своей первой песне — Мадагаскар (музыка была заимствована из спектакля С. Образцова «Под шорох твоих ресниц»). С 1950 по 1960 сочинил около 40 песен в основе которых лежала походно-туристическая тематика. В 1962 выступает инициатором создания молодежной радиостанции «Юность». С 1964 совместно с группой единомышленников издает журнал «Кругозор». Много ездит по стране, встречаясь с представителями различных профессий. Накопленные впечатления выливаются в жанр песни-репортажа. С 1970 Юрий Визбор начинает работу в творческом объединении «Экран» Центрального телевидения. Участвует в создании 40 картин, среди них: «Вахта на Каме», «Братск вчера и завтра», «Год 1943» и «Год 1944» (в серии «Наша биография»). По сценариям Визбора снято несколько художественных фильмов: «Год дракона», «Прыжок» и др. Снимался в фильмах: «Возмездие», «Красная палатка», «Рудольфио», «Семнадцать мгновений весны». Написал ряд сценариев и пьес, которые шли во многих театрах страны. Повести и рассказы Визбора были опубликованы большей частью уже после его кончины. Книга «Я сердце оставил в синих горах» (1986-89) имела тираж 250 тыс. экземпляров.

Визбор Юрий Иосифович
(20.06.1934 — 17.09.1984)

Море Чёрное – словно чаша вина!

Стихи о море русских поэтов – классиков

Прибой

Утёсы, зной и сон в пустыне,
Песок да звонкий хрящ кругом,
И вдалеке земной твердыне
Морские волны бьют челом.

На той черте уже безвредный,
Не докатясь до красных скал,
В последний раз зелёно-медный
Сверкает Средиземный вал;

И, забывая век свой бурный,
По пестрой отмели бежит
И преломленный и лазурный;
Но вот преграда — он кипит,

Жемчужной пеною украшен,
Встает на битву со скалой
И, умирающий, всё страшен
Всей перейденной глубиной.
Афанасий Фет

Весна на море

Вьюги в скалах отзвучали.
Воздух светом затопив,
Солнце брызнуло лучами
На ликующий залив!

День пройдет — устанут руки.
Но, усталость заслонив,
Из души живые звуки
В стройный просятся мотив.

Свет луны ночами тонок,
Берег светел по ночам,
Море тихо, как котёнок,
Всё скребется о причал…
Николай Рубцов

Чёрное море

Непокорная голубая волна
Всё бежит, всё бежит, не кончается.
Море Чёрное, словно чаша вина,
На ладони моей всё качается.

Я все думаю об одном, об одном,
Словно берег надежды покинувши.
Море Чёрное, словно чашу с вином,
Пью во имя твоё, запрокинувши.

Неизменное среди многих морей,
Как расстаться с тобой, не отчаяться?
Море Чёрное на ладони моей,
Как баркас уходящий, качается.
Булат Окуджава

Как хорошо ты, о море ночное…

Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
Федор Тютчев

К морю

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Александр Пушкин

У моря

Так вот оно, море!..
Горит бирюзой,
Жемчужною пеной сверкает!..
На влажную отмель волна за волной
Тревожно и тяжко взбегает…
Взгляни, он живет, этот зыбкий хрусталь,
Он стонет, грозит, негодует…
А даль-то какая!..
О, как эта даль
Усталые взоры чарует!
Сын края метелей, туманов и вьюг,
Сын хмурой и бледной природы,
Как пылко, как жадно я рвался на юг,
К вам, мерно шумящие воды!..
Семен Надсон

Шестидесятники как культурное явление

Стихи 1960-х годов стали своеобразной струей свежего воздуха в стране. Осознание сталинских репрессий, моральные переживания, стремление к свободе, желание перемен — все это причины того, что поэзия стала отдушиной.

Шестидесятники не отказались от идей коммунизма, они хранили глубокую веру в идеалы Октябрьской революции. Поэтому так часто в их стихах появлялись символы того времени: красное знамя, речи, буденовка, конная армия, строки революционных песен.

Поэты, прославившиеся в то десятилетия, не перестали писать и выпускали свои работы до самой своей кончины или выпускают их до сих пор.

  • https://literaguru.ru/260-2/
  • https://litrekon.ru/podgotovka/k-ege/poety-shestidesyatniki-spisok-glavnyh-poetov-svoego-vremeni/
  • https://mir-gnozis.ru/shestidesyatniki
  • http://mosliter.ru/ruslit/20vek/poety-shestidesyatniki/
  • https://histerl.ru/lectures/19_vek/tvorchestvo-pojetov-shestidesjatnikov.htm

Кто мы — фишки или великие?

Данное стихотворение было написано поэтом в 1959 году. Поклонники, внимательно читающие творчество автора, смогут понять, что стих «Кто мы – фишки или великие?» обращен к эпохе 1950-х гг. Андрей Вознесенский в то время был начинающим поэтом, но уже тогда имел что сказать народу.

Участь литераторов тогда была незавидной, в то время к их труду не могли относиться с должной серьезностью, отдавая предпочтение точным наукам.

Даже творчество таких знаменитых писателей как Заболоцкий и Зощенко отходило на задний план. Отныне мир, по словам автора стихотворения, делился на «лилипутов» или «поэтов».

Особенности творчества

Эмоциональный накал гражданской лирики шестидесятников  — главная особенность этого культурного явления. Непосредственные, отзывчивые и живые стихотворения звучали, словно капель. На нелегкую судьбу страны и беды целого мира поэты реагировали искренне и независимо от идеологической целесообразности. Они преобразили традиционный застойный советский пафос прогрессивный и честный голос поколения. Если они сострадали – то надрывно и отчаянно, если радовались – то просто и легко. Наверное, все о поэтах-шестидесятниках сказал Вознесенский в своем стихотворении «Гойя»:

Творчество шестидесятников по праву считается одной из самых ярких страниц русской литературной истории.

В царстве птиц

Свищет ветер кругом… В белой пене валы…
Серый берег покрылся туманом…
Ни души … Я один на вершине скалы,
Над ревущим с утра океаном!
Белый мох на скале, а в расщелине лёд…
Старый снег залежался, не тает…
Дикий камень везде чёрной массой встаёт,
Да поток по ущельям сбегает…
По карнизам кругом все-то птицы во мгле,
Все-то серые птицы рядами.
Взглянешь снизу на них, будто марь на скале,
Словно туча лежит над волнами…
Вечный гам, болтовня… Чьи-то крики вдали…
Точно кто-то над морем рыдает…
Да на самом краю всё плывут корабли,
Белый парус порою мелькает…

***

Максим Горький

ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ

Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.

То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы.

В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.

Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.

И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах… Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!

Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.

Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.

Вот он носится, как демон, — гордый, черный демон бури, — и смеется, и рыдает… Он над тучами смеется, он от радости рыдает!

В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет, не скроют!

Ветер воет… Гром грохочет…

Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.

— Буря! Скоро грянет буря!

Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:

— Пусть сильнее грянет буря!..

В. С. Высоцкий

Список фамилий и фото

  1. Евгений Евтушенко (годы жизни: 1933-2017) – один из самых знаменитых авторов. За свой вклад в литературу был номинирован на нобелевскую премию, но не получил ее. Самая известная его работа – «Братская ГЭС», где он впервые упомянул фразу, ставшую лозунгом советской поэзии: «Поэт в России больше, чем поэт». На родине вел активную общественную деятельность, поддерживал перестройку, но в 1991 году эмигрировал в США вместе с семьей.
  2. Андрей Вознесенский (годы жизни: 1933-2010) – не только поэт, но и художник, архитектор и публицист. Известен тем, что написал текст легендарной песни «Миллион алых роз» и либретто первой в стране рок-оперы «Юнона и Авось». Композиция «Я тебя никогда не забуду» принадлежит именно его перу. Уникальная способность Вознесенского – создавать произведения высокой художественной ценности, и в то же время популярные в народе и понятные ему. Он много раз бывал за границей, но жил, творил и умер на родине.
  3. Роберт Рождественский (годы жизни: 1932-1994)– поэт, прославившийся еще и в качестве переводчика. В советское время за независимость суждений на него обрушились гонения, поэтому он вынужден был бежать в Киргизию и зарабатывать себе на жизнь переводами текстов поэтов из других республик. Написал много эстрадных песен, например, саундтреки к фильму «Новые приключения неуловимых». Из стихотворных произведений наиболее известны «Письмо женщины», «Все начинается с любви», «Будь, пожалуйста, послабее» и т.д.
  4. Булат Окуджава (годы жизни: 1924-1997) – популярный бард, певец, композитор и сценарист. Особенно прославился авторскими песнями, например, «На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике» и т.д. Часто писал музыкальные композиции для фильмов. Выезжал за границу и снискал почет за рубежом. Активно занимался общественной деятельностью, выступая за демократические ценности.
  5. Юрий Визбор (годы жизни: 1934-1984) – знаменитый исполнитель авторской песни и создатель нового жанра — «Песни-репортажа». Также прославился в качестве актера, журналиста, прозаика и художника. Написал более 300 стихотворений, положенных на музыку. Особенно известны «Наполним музыкой сердца», «Если я заболею», «Леди» и т.д. Многие его творения использовались в кино.
  6. Белла Ахмадулина (годы жизни: 1937-2010) – поэтесса, прославившаяся в жанре лирического стихотворения. Ее мастерство очень целили в кинематографе. Например, ее работа «По улице моей который год» прозвучала в «Иронии судьбы». Для ее творчества характерно классическое звучание и обращение к истокам. Часто ее манеру письма сравнивают с импрессионизмом.
  7. Юнна Мориц (годы жизни: 1937 – нынешнее время) – в советское время автора практически не знали, так как стихи Мориц были запрещены из-за оппозиционного настроя. Так же она была исключена из литературного института. Зато ее творчество обрело читателя в самиздате. Она охарактеризовала его, как «чистую лирику сопротивления». Многие ее стихи положены на музыку.
  8. Александр Галич (годы жизни: 1918-1977)– сценарист, драматург, автор и исполнитель собственных песен. Его творческие взгляды тоже не совпали с официально одобренными, поэтому многие его произведения распространялись в подполье, зато обрели подлинную народную любовь. Из страны его изгнали, умер за границей от несчастного случая. О советском режиме всегда отзывался негативно.
  9. Новелла Матвеева (годы жизни: 1934-2016) – поэтесса, переводчица, драматург и литературовед. Часто выступала на концертах и фестивалях, однако большинство ее работ опубликовано после смерти. Исполняла она не только свои произведения, но и песни на стихи мужа.
  10. Юлий Ким – (годы жизни: 1936 –нынешнее время) — поэт-диссидент, бард, сценарист и композитор. Известен оппозиционными и смелыми для своего времени песнями «Господа и дамы», «Адвокатский вальс» и т.д. Особенной значимостью обладает пьеса-композиция «Московские кухни». Ким саркастично критиковал общество и власть в СССР. После перестройки написал множество либретто для мюзиклов, среди которых перечисляются «Граф Орлов», «Нотр-Дам де Пари», «Монте Кристо», «Анна Каренина» и другие.

Сочинение Поездка на море

Все люди любят мечтать и у них у каждого есть собственная мечта, об исполнении которой они грезят и стараются исполнить в реальность. Исполнение мечты тоже зависит от самих людей – кто-то делает все, чтобы мечты стали реальностью, а кто-то просто сидит на месте, ничего не делая, и ждет, пока мечта исполнится сама по себе. Все люди разные, поэтому не у всех людей мечты становятся явью.

Моя мечта – посетить Мертвое море, расположенное между Иорданией и Израилем. Это тот единственный водоем, в котором нельзя утонуть, потому что концентрация солей в нем превышает все привычные для людей мерки и их давление просто не дает человеку утонуть. В воде так же содержится много полезных веществ органической и неорганической природы, таких как бромиды и йодиды. Эти вещества в умеренных концентрациях крайне полезны для организма, а получение веществ в форме отдыха и купания позволит человеку спокойно насладиться жизнью и получить все необходимые микроэлементы.

Так же весьма привлекательны и целебные грязи, которые добываются со дна моря. Эти грязи легли в основу многих косметических масок и примочек. В них содержится так же много соединений разной структуры, со своим индивидуальным составом, крайне полезным для организма. Многие туристы едут на Мертвое море как на курорт, чтобы не только прекрасно отдохнуть на побережье поистине экзотического водоема, но и поправить свое здоровье как на одном из лучших и популярных лечебных курортов.

Мечта посетить Мертвое море – одна из главных в моей жизни, поэтому я ни за что не опущу руки и буду делать все, чтобы моя мечта исполнилась в реальности. Я хочу ее исполнения искренне и всем сердцем, поэтому просто не буду ждать, пока путевка туда мне просто свалится с неба, ведь это нереально, в жизни ничего не бывает просто так, ко всему надо приложить необходимые и возможные усилия. Тогда лишь мечта станет явью и исполнится в самых лучших ожиданиях.

Поэты–«шестидесятники»

(наст. имя – Роберт Станиславович Петкевич)

1960

Сказка о добром Джинне Джинн был добрым. Из бутылки вылез, а бутылку подарил мальцу… Стражники царевы подивились: мимо них шагнула тень к дворцу. Царь, румяный, как шашлык по-карски, глянул на волшебника хитро: – Ты откуда взялся?.. – Я? Из сказки… – А сюда зачем? – Творить добро… – Значит, будешь требовать в награду золотишко, бархату аршин? Может, дочку царскую?.. – Не надо. Ничего не надо Я же – джинн… Царь перекрестился на икону, скипетром покачивая в такт, и сказал сурово: – Нет закону, чтоб добро творили просто так!.. Засмеялся джинн. Подался в город. И – покрытый копотью лучин – он сначала уничтожил голод, грамоте мальчишек научил, лес дремучий вырубил без страха, запросто остановил чуму… Люди относились к джинну странно и не очень верили ему. Их одно лишь интересовало: – Все-таки скажи, открой секрет… Сам-то ты неужто без навара?! – Я же джинн!.. – Ну-у, это не ответ! Не бывает так… Добро приносишь… Бедным помогаешь задарма… Ничего себе взамен не просишь… Понимаешь? – Дураков нема… Джинн засеял рожью поле брани. (Люди ночью эту рожь сожгли.) Рассыпал он истины. (Не брали.) Планетарий выстроил! (Не шли.) Джина избегали. Джина гнали. (Дважды чудом спасся от толпы!) Дружным хором джинна проклинали пасторы, раввины и попы! Хаяли в костелах и в мечетях, тысячами шли на одного!.. Джинн бы умер в тягостных мученьях, если б не бессмертие его. И, устав от мыслей раздраженных, плюнул джинн на непонятный мир… И решил он разводить крыжовник: ягоду, в которой — витамин. Для себя!.. Над хутором заброшенным, над последней страстью чудака плыли — не плохие, не хорошие — средние века.

Баллада о таланте, Боге и черте

* * * Вдруг на бегу остановиться, Так, будто пропасть на пути. «Меня не будет..». – удивиться. И по слогам произнести: «Ме-ня не бу-дет..».

1992

***

Белле Ахмадулиной

1957

Слайд 2«Колоссальнейшая эпоха!» — так охарактеризовал Андрей Вознесенский 50-60-е годы XX

века. Это время отмечено небывалым всплеском поэзии и — главное

— интересом к ней массового читателя. Учреждается и начинает свою работу Союз писателей Российской Федерации. Появляются такие журналы, как «Иностранная литература», «Вопросы литературы», «Москва», «Нева» и, конечно, «Юность» — журнал молодых, талантливых авторов.Это было уникальное, необыкновенное время, когда продолжают творить поэты, чьи имена связаны с Серебряным веком, — Анна Ахматова и Николай Асеев; возвращается к читателю поэзия Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама; становятся известными Николай Заболоцкий, Леонид Мартынов, Арсений Тарковский; входит в литературу целое поколение поэтов, прошедших Великую Отечественную войну: Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий, Евгений Винокуров, Юлия Друнина, Юрий Левитанский и другие.

Слайд 4Одно из главных направлений поэзии 60-х годов 20 века —

это так называемая «есенинская лирика». Именно в это время был

снят запрет на творчество поэта в России и последователи его заметно воодушевились. Пожалуй, главным среди них можно смело назвать Н.Рубцова. При жизни «певец тихой Родины» не был по достоинству оценен соотечественниками. Ведь он не выступал с трибун, не собирал полные залы и даже несколько потерялся среди поэтического бума шестидесятых. Романтизм в то время на пике моды не был. А лирический герой Рубцова, человек с твердым характером и русской душой, ищет смысл как бы неспешно и рассуждает о судьбе страны без лозунгов и транспарантов. Однако время всё расставило на свои места, поместив Николая Михайловича в один ряд с А.Фетом, Ф.Тютчевым и С.Есениным.

«Есенинская лирика»

Шестидесятники как культурное явление

Поэзия периода оттепели — это струя свежего воздуха в стране, тяжело переживающей нравственные последствия сталинского террора. Однако одной эпохой их творческий путь не ограничивается, многие из них пишут до сих пор. Поэты 60-х годов не отстали от времени, хоть и сохранили за собой гордое имя «шестидесятники» или «60 десятники» — ставшее модным сокращение привычного словосочетания.

Конечно же, какое творческое движение может обойтись без противостояния? Шестидесятники боролись с «силами ночи» — темными и абстрактными средоточиями зла и несправедливости. Они стояли на страже первозданным идеалов Октябрьской революции и коммунизма, хотя они потеряли непосредственную связь с ними в силу времени. Однако характерные символы воскресли в поэзии: буденовка, красное знамя, строка революционной песни и т.д. Именно они обозначали свободу, нравственную чистоту и самоотверженность, как нательный крест в православии, например. Утопическая идеология действительно заменила религию и пропитала поэзию периода оттепели.

Слайд 16поэт, певец, актер. Родился в Москве 25 января 1938 года.

Детство в биографии Высоцкого прошло в Москве (улица Мещанская), затем

во время Великой Отечественной войны некоторое время жил на Урале. Снова вернулся в Москву, после чего с 1947 по 1949 жил в Германии.Владимир Высоцкий с 1953 года был участником драмкружка. Закончив школу, поступил в инженерно-строительный институт Москвы. Буквально через полгода, эмоционально принял решение об уходе из института, стремясь поступить в театральный. 1956 по 1960 в биографии Владимира Высоцкого проходило обучение в школе-студии при МХАТ. В 1959 году впервые участвует в театральной постановке («Преступление и наказание»), впервые играет роль в кино. Следующий этап своей жизни Высоцкий посвящает игре в театре (московский драматический театр имени Пушкина). В 1961 году была написана первая песня Высоцкого. Немного проработав в театре миниатюр, стал играть в театре драмы и комедии. Трижды был женат: на Изе Жуковой, Людмиле Абрамовой, Марине Влади.В 1968 году впервые выходят песни Владимира Высоцкого на пластинке «Песни из кинофильма «Вертикаль»». В 1975 году было опубликовано стихотворение Высоцкого в сборнике «День поэзии» (первая и последняя публикация при жизни). За всю биографию Высоцкий написал около 700 песен, которые были чрезвычайно популярны в СССР. Он снялся в 28 фильмах, дал множество концертов, оказал большое вляние на многих музыкантов.

Владимир Семёнович Высоцкий (1938 — 1980)

Песня Лосика (А. Нуллер)

Я Лосик-матросик
Рулю кораблем,
И чайка садится
На носе моем.
Хотел я сказать,
Что на нос корабля…
Скорей бы, скорей бы
Родная земля!

Надуло мне в роги,
А может, «в рога»,
А вдруг в океане
Я встречу врага?
А вдруг ураган
Меня смоет волной?
А вдруг кашалот
Меня схватит шальной?

Промокли копыта.
А вдруг простужусь?
На острове дальнем
Кому я сгожусь?
А вдруг меня схватит
Большой лосеед
И сразу проглотит
Меня на обед?

Я руль поверну
И подумаю так:
Скорей бы на берег
Вернулся моряк.
Я нюхаю воздух
И чую вдали
Малиновый ягель
Родимой земли.

Ах если бы, если б
Вернулся домой
Я, беленький Лосик,
С рогами, живой!
С копытами я бы
Залез на кровать
И сразу бы начал
Свой ягель жевать.

«Когда я спотыкаюсь на стихах»

Когда я спотыкаюсь на стихах,
Когда ни до размеров, ни до рифм, —
Тогда друзьям пою о моряках,
До белых пальцев стискивая гриф.

Всем делам моим на суше вопреки
И назло моим заботам на земле
Вы возьмите меня в море, моряки,
Я все вахты отстою на корабле!

Любая тварь по морю знай плывёт,
Под винт попасть не каждый норовит, —
А здесь, на суше, встречный пешеход
Наступит, оттолкнёт — и убежит.

Всем делам моим на суше вопреки
И назло моим заботам на земле
Вы возьмите меня в море, моряки,
Я все вахты отстою на корабле!

Известно вам — мир не на трёх китах,
А нам известно — он не на троих.
Вам вольничать нельзя в чужих портах —
А я забыл, как вольничать в своих.

Так всем делам моим на суше вопреки,
И назло моим заботам на земле
Вы за мной пришлите шлюпку, моряки,
Поднесите рюмку водки на весле!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: