Колыбельная песня
Ночь идет на мягких лапах,
Дышит, как медведь.
Мальчик создан, чтобы плакать,
Мама — чтобы петь.
Отгоню я сны плохие,
Чтобы спать могли
Мальчики мои родные,
Пальчики мои.
За окошком ветер млечный,
Лунная руда,
За окном пятиконечная
Синяя звезда.
Сын окрепнет, осмелеет,
Скажет: «Ухожу».
Красный галстучек на шею
Сыну повяжу.
Шибче барабанной дроби
Побегут года;
Приминая пыль дороги,
Лягут холода.
И прилаженную долю
Вскинет, как мешок,
Сероглазый комсомолец,
На губе пушок.
А пока, еще ни разу
Не ступив ногой,
Спи, мой мальчик сероглазый,
Зайчик дорогой…
Налепив цветные марки
Письмам на бока,
Сын мне снимки и подарки
Шлет издалека.
Заглянул в родную гавань
И уплыл опять.
Мальчик создан, чтобы плавать,
Мама — чтобы ждать.
Вновь пройдет годов немало…
Голова в снегу;
Сердце скажет: «Я устало,
Больше не могу».
Успокоится навеки,
И уже тогда
Весть помчится через реки,
Через города.
И, бледнея, как бумага,
Смутный, как печать,
Мальчик будет горько плакать,
Мама — будет спать.
А пока на самом деле
Все наоборот:
Мальчик спит в своей постели.
Мама же — поет.
«Голубой огонек» на дому
Книга «Шура-муры на Калининском» — о яркой времени в окружении звезд.
«Мы прожили на проспекте Калининском недолго, где-то с 1970 по 1973. Но это было удивительно яркое время. Папа активно писал песни, и к нам в квартиру из телевизора пришли все: и Муслив Магомаев, и Иосиф Кобзон, и Эдита Пьеха, и Майя Кристалинская. У нас дверь не закрывалась, гости приходили вечером после концертов, юбилеев, банкетов. Народу было очень много», — рассказывает Екатерина.
На звезд из телевизора любили поглазеть и соседи. Как только начиналось пение – сразу вдруг у них заканчивалась соль.
«И вот сколько соли мы в этом время отдали – вы не представляете! Разорили на соли, – смеется Рождественская, — Потому что каждый хотел посмотреть вживую на Магомаева или как Кобзон пошел в туалет или как Эдита Пьеха снимает свою лисью шапку».
Правда Кате-подростку такая шумиха совсем не нравилась. Говорит, что ненавидела их всех за то, что они отминали драгоценное время общения с папой и мамой.
Она вела себя дерзко, демонстративно забиралась под стол и всячески показывала характер. Но в ответ от отца ни разу не услышала грубое слово.
«Папа никогда не воспитывал, никогда не повышал голос. Он спокойно, тихо разговаривал. У нас в семье не было повышенного голоса. Вместо этого – какая-то совершенно идиотская любовь друг к другу», — говорит писательница.
Встреча с Екатериной Рождественской в Барнауле. Фото: АиФ/ Виктор Крутов
Анализ стихотворения «Внимая ужасам войны» Некрасова
Русские поэты XIX века не так часто обращались к теме военных бедствий. Россия на протяжении всей своей истории была вынуждены вести постоянные войны. Основные потери несло крестьянское население, поэтому народное горе не слишком заботило господствующий класс. Некрасов одним из первых обратился в своем творчестве к страданиям простого народа. Он не мог обойти стороной и беды, причиняемые войнами. Ярким примером стало стихотворение «Внимая ужасам войны…» (1855 г.).
Некрасов утверждает, что любая война приносит огромное горе. Он понимает, что это неизбежно. Страдают друзья погибших, их жены и дети. Но поэт готов примириться с такими утратами. Ему не жалко даже «самого героя». Самым страшным он считает безутешное горе матерей. Никакая победа не может быть оправдана потерей своего родного сына. Некрасов считает, что только материнские слезы являются самыми «святыми, искренними». Даже самый близкий человек когда-нибудь сможет забыть о погибшем и начать новую жизнь. Но мать всегда будет помнить о том, кого она выносила под своим сердцем.
Любая женщина, в первую очередь, мать. Ее целью и смыслом существования становится рождения ребенка. Тем самым она поддерживает жизнь на всей планете. Это – основной человеческий закон. Люди сами стремятся к самоуничтожению. Смерть на войне противоестественна, поэтому любящая мать никогда с ней не смирится.
Некрасов одним из первых в русской поэзии поднял вопрос о необходимости войны. В его время было принято воспевать победы русской армии. Переживания относились только к тем людям, которые совершили посмертный подвиг
Поэт обратил внимание общества на то зло, которое несет война солдатским матерям. Даже всенародное ликование по поводу победы не сможет заглушить материнское горе
Особое значение имеет время создания стихотворения. Можно было понять жертвы, принесенные во время Отечественной войны 1812 г., когда под угрозой была вся Россия. Но в этот период шла Крымская война, которая была непопулярна в народе. Даже сами солдаты не понимали, за что они погибают.
Тема, поднятая Некрасовым, получила большое развитие в последующие годы. К ней часто обращались знаменитые поэты и писатели. Она актуальна и в наше время. Всеобщий мир на Земле так и не достигнут. Войны не прекращаются и продолжают причинять страдания миллионам матерей.
Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина
Трогательное и чистое стихотворение «Письмо матери» было написано Есениным в 1924 г. К этому времени поэт уже имел широкую славу, его окружали многочисленные поклонники. Бурная жизнь не давала поэту возможности побывать на своей родине, в селе Константиново. Однако в мыслях Есенин всегда возвращался туда. Лирика Есенина пропитана мотивами родного дома. После восьмилетнего отсутствия поэт все же находит возможность совершить поездку в свое село. Накануне отъезда он и написал произведение «Письмо матери».
Стихотворение начинается с радостного приветствия.
После долгих лет разлуки встреча могла и не состояться. Мать поэта уже очень стара, а он сам вполне мог расстаться с жизнью со своим неугомонным характером. До Есенина доходят сведения о состоянии матери. Она знает о сыне также по рассказам и слухам. Поэт понимает, что его литературная слава и известность не имеют для матери никакого значения. Крестьянская женщина представляла будущее своего сына совершенно другим: спокойная семейная жизнь и простой деревенский труд. Поэтическая деятельность для нее – бесполезное несерьезное занятие, за которую сын получает деньги от таких же чудаков и неудачников. Да и какое счастье может быть в деньгах, если они уходят на бесконечные праздники и попойки.
О Есенине и в городских кругах шла недобрая слава, как о хулигане и скандалисте. Известны его частые столкновения с органами правопорядка. Поэт понимает, какого чудовищного размера могли достигнуть эти слухи, дойдя до отдаленной деревни через десятки человек. Есенин с горечью представляет себе переживания матери, ее бессонные ночи, во время которых возникает зловещий образ «финского ножа», направленного в сердце любимого сына.
В стихотворении Есенин пытается успокоить мать, утверждая, что «не такой уж горький я пропойца». Его душа, благодаря воспоминаниям о самом дорогом человеке, осталась такой же чистой и светлой. Поэт не дает себе права умереть, не повидавшись с матерью. В этом обращении Есенин успокаивает и самого себя. Зная подробности его жизни, можно уверенно предположить, что поэт уже не раз сталкивался лицом к лицу со смертью. Шальная пуля или пьяный нож никогда не считаются с чувствами человека.
В финале Сергей Есенин представляет себе счастливую встречу с матерью. Его захлестывает волна нежности к родному дому. Поэт жаждет возвращения в привычную обстановку. Он заранее предчувствует тихую печаль этого возвращения. Поэт стал взрослым человеком, испытал серьезные страдания и лишения, многое «отмечталось» и «не сбылось». Накопленный опыт не позволит ему полностью погрузиться в родную атмосферу. Только мать даст ему возможность почувствовать себя снова ребенком. Она – единственная отрада и надежда в жизни блудного сына, «несказанный свет» в темной неизвестности.
Константин Журавлёв
Вот кораблик — щепочка,
Мачта — это веточка,
Парус — лист осины,
Снасти — паутина.
А отважный морячок —
симпатичный паучок.
Жук — суровый капитан.
Лужа — это океан.
По морям и океанам
От родной земли вдали
Через бури и туманы
Ходят-бродят корабли.
И отважным капитаном
Мишка тоже хочет стать,
Чтоб ходить по океанам,
Чтоб штурвал в руках держать.
С Костей Мишка очень дружит.
Костя тоже моряком
Хочет стать. Они у лужи
С Мишкой возятся вдвоём.
В море им пока что рано,
Подрасти должны они.
И играют в капитанов,
И играют в корабли…
Зима
Н.Ф. Белостоцкая
Время зимы с декабрём наступает,Только она эту тонкость не знаетИ в ноябре снегом землю покроет,Детям на лужах каток обустроит.
Так потихоньку работа пойдёт,Зимушка знает, что время — не ждёт.Вьюги, метели она принесёт,Снежной порошей пути заметёт.
Ветви деревьев все снегом покроет,Их наготу первозданную скроет.Сильным морозом нас спрячет в дома,А на стекле всем сплетёт кружева.
В ясный, морозный, погожий денёкДети гурьбой побегут на каток.Взрослые — лыжи скорей предпочтутИ в зимний лес на прогулку пойдут.
В вальсе кружАтся снежинки зимой,Тонким ажуром их сделан покрой.Дети в снежки во дворе поиграют,Снежную бабу потом изваяют.
Анализ стихотворения «Мама! глянь-ка из окошка» Фета
В последние годы жизни Фета все чаще посещали мрачные размышления. Он не мог простить себе ошибки, совершенной в молодости. Поэт отказался от счастья с любимой девушкой (М. Лазич), так как хотел найти богатую невесту и обрести финансовую независимость. Его возлюбленная вскоре трагически погибла, в чем Фет усматривал свою вину. На протяжении всей жизни он мечтал о том, что после смерти сможет вновь встретиться с душой М. Лазич и попросить у нее прощения. Поэтому его поздние произведения проникнуты ощущением смерти и надеждами на загробное существование. При этом Фет был поклонником «чистого искусства» и уже давно предпочитал реальности воображаемый мир. По неподтвержденным свидетельствам перед смертью он даже сделал попытку самоубийства. Несмотря на такое настроение, поэт иногда вновь ощущал приливы юношеского вдохновения. В 1887 г. он написал стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка…», которое наполнено чистым и светлым оптимизмом.
Стихотворение выпадает из общего творчества Фета еще и потому, что в нем автор описывает диалог между людьми (матерью и ребенком). Поэт крайне редко прибегал к описанию реальных персонажей. Даже лирический герой в его произведениях чаще всего изображался через свои чувства и ощущения
На этот раз Фет обратил внимание на простое проявление детской радости. Более того, наперекор своей нелюбви к грубой действительности, автор показывает крестьянскую семью
Это заметно по простонародным словам («глянь-ка», «знать», «за салазки») и нехитрому развлечению, о котором мечтает мальчик.
Способность Фета подмечать мелкие детали переходит в детскую наблюдательность
Ребенок обращает внимание матери на народную примету о поведении кошки. В детском воображении она напрямую связана с картиной в окне: «посветлело, побелело»
Мальчик охвачен радостным возбуждением. Он хочет немедленно поделиться с кем-нибудь своими чувствами: «погляди хоть ты!». Ребенок в нетерпении просит разрешения покататься на санках и уже предчувствует положительный ответ. Он вместе с автором уверен, что мама также находится под влиянием чудесного преображения природы и скажет только одно: «Ну, скорей гулять!».
Стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка…» свидетельствует, что Фет и в старости сохранял в себе чуткую и отзывчивую душу. К тому же поэт не полностью замкнулся в воображаемом мире «чистого искусства» и мог «снизойти» до обычных людей и разделить их радость.
Роберт Рождественский. » Алёшкины мысли».
Внуку Алексею.
1.
Значит,так:
завтра нужно ежа отыскать,
до калитки на левой ноге проскакать,
и обратно-на правой ноге-до крыльца,
макаронину спрятать в карман
( для скворца!),
с лягушонком по-ихнему поговорить,
дверь в сарай
самому попытаться открыть,
повстречаться,побыть с дождевым
червяком,-
он под камнем живёт,я давно с ним знаком…
Нужно столько узнать,
нужно столько успеть!
А ещё-
покричать,посмеяться,попеть!
После
вылепить из пластилина коня…
Так что вы разбудите пораньше
меня!
3.
Если папа бы раз в день
залезал бы под диван,
если мама бы раз в день бы
залезала под диван,
если бабушка раз в день бы
залезала под диван,
то узнали бы,
как это интересно!
4.
Мне на месте не сидится.
Мне-бежится!
Мне-кричится!
Мне-играется,рисуется,
лазается и танцуется!
Вертится,
ногами дрыгается,
ползается и подпрыгивается.
Мне-кривляется,
дурачится,
улыбается и плачется,
ёрзается и поётся,
падается и встаётся!
Лично
и со всеми вместе
к небу хочется взлететь!
Не сидится мне на месте…
А чего на нём сидеть?!
6.
Со мною бабушка моя,
И.значит,главный в доме-
Я!..
Шкафы мне можно открывать,
цветы кефиром поливать,
играть подушкою в футбол
и полотенцем чистить пол.
Могу я есть руками торт,
Нарочно хлопать дверью!..
А с мамой это не пройдёт,
Я уже проверил…
7.
Я иду по хрустящему гравию
и тащу два батона торжественно.
У меня и у папы правило:
помогать
этим слабым женщинам.
От рождения
крест наш таков…
ЧтО они без нас-
мужиков!
8.
Пока меня не было,
взрослые
чего только не придумали!
Придумали снег с морозами,
придумали море с дюнами.
Придумали кашу вкусную,
ванну и мыло пенное.
Придумали песню грустную,
которая-
колыбельная.
И хлеб с поджаристой коркою!
И ёлку в конце декабря!
Вот только
лекарства горькие
они придумали
зря!
11.
Мне сегодня засыпается
не очень.
Темнота в окно крадётся сквозь кусты.
Каждый вечер
солнце
прячется от ночи…
Может,
тоже боится
темноты?
12.
Собака меня толкнула,
и я собаку толкнул.
Собака меня лизнула,
и я собаку лизнул.
Собака вздохнула громко.
А я собаку погладил,
щекою прижался к собаке,
задумался
и уснул.
13.
В сарай,где нету света,
я храбро заходил!
Ворону со двора
прогнал отважно!.. Но вдруг приснилось ночью,
Но вдруг приснилось ночью,
что я
совсем один.
И я заплакал.
Так мне стало страшно…
14.
Очень толстую книгу сейчас я,
попыхтев,
разобрал на части.
Вместо книги толстой
возник
целый поезд
из тоненьких книг!..
У меня,
когда книги читаются,
почему-то всегда разлетаются…
17.
Жду уже четыре дня,
кто бы мне ответил:
где я был,
когда меня
не было
на свете?
18.
Есть такое слово-» горячо!»
Надо дуть,когда горячо,
и не подходить к горячо.
Чайник зашумел-горячо!
Пироги в духовке-горячо!
Над тарелкой пар-горячо!
…А «тепло»-
это мамино плечо.
20.
Приехали гости.
Я весел и рад.
Пьют чай эти гости,
едят мармелад.
Но мне не дают
мармелада.
…Не хочется плакать,
а-
надо!
23.
Дождик бежит по траве
с радугой
на голове!
Дождика я не боюсь,весело мне,я смеюсь!
Трогаю дождик рукой:
«Здравствуй!
Так вот ты какой!..»
Мокрую глажу траву…
Мне хорошо!
Я-живу!!!
Автор
- Агния Барто (199)
- Александр Блок (1282)
- Александр Введенский (50)
- Александр Вертинский (87)
- Александр Галич (187)
- Александр Кочетков (34)
- Александр Кушнер (136)
- Александр Прокофьев (44)
- Александр Пушкин (871)
- Александр Радищев (15)
- Александр Сумароков (501)
- Александр Твардовский (80)
- Алексей Апухтин (336)
- Алексей Кольцов (212)
- Алексей Плещеев (203)
- Алексей Сурков (41)
- Алексей Толстой (261)
- Алексей Фатьянов (57)
- Андрей Белый (395)
- Андрей Вознесенский (208)
- Андрей Дементьев (460)
- Андрей Усачёв (78)
- Анна Ахматова (908)
- Аполлон Майков (187)
- Арсений Тарковский (129)
- Артюр Рембо (55)
- Афанасий Фет (1002)
- Белла Ахмадулина (302)
- Борис Заходер (138)
- Борис Пастернак (310)
- Борис Слуцкий (65)
- Булат Окуджава (287)
- Вадим Шефнер (68)
- Валентин Берестов (371)
- Валерий Брюсов (1606)
- Василий Жуковский (236)
- Василий Лебедев-Кумач (86)
- Василий Тредиаковский (29)
- Велимир Хлебников (114)
- Вера Павлова (187)
- Вера Полозкова (176)
- Вероника Тушнова (169)
- Вильгельм Кюхельбекер (83)
- Владимир Высоцкий (732)
- Владимир Маяковский (1317)
- Владимир Набоков (408)
- Владимир Орлов (73)
- Владимир Соловьев (97)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (27)
- Гавриил Державин (254)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Георгий Иванов (638)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (118)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (395)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (3)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (245)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (314)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (122)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (500)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (578)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (89)
- Корней Чуковский (35)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Леонид Филатов (70)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (1353)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (448)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (550)
- Николай Заболоцкий (217)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (418)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Омар Хайям (811)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (152)
- Самуил Маршак (833)
- Саша Чёрный (29)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (402)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (365)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (21)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (623)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (206)
- Юнна Мориц (316)
- Юрий Визбор (85)
- Юрий Левитанский (137)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Подарите мне щенка
Я свои игрушки уберу!И постель заправлю поутру!Я помою чашку, вытру стол!Подмету и сам помою пол!
Мультики — за день не больше двух!Прочитаю всю страницу вслух!На компьютер даже не взгляну!В девять лягу — сразу же усну!
В школе буду лучший ученик!Не забуду никогда дневник,Форму, кеды, даже запаснойБуду карандаш носить с собой!
Съем до ложки бабушкин обед!Помогу во всем, что скажет дед!И всегда, любой своей игройПоделюсь я с маленькой сестрой!
Я болеть не буду никогда!Выучу английский — да, да, да!Весь! От алфавита до стишка!Только… подарите мне щенка!
Владимир СтепановОДУВАНЧИК
Одуванчик придорожный Был, как солнце золотым, Но отцвёл и стал похожим На пушистый белый дым. Ты лети над тёплым лугом И над тихою рекой. Буду я тебе, как другу, Долго вслед махать рукой. Ты неси на крыльях ветра Золотые семена, Чтобы солнечным рассветом Возвратилась к нам весна.
ПРАЗДНИК СЕНТЯБРЯ
Каждый год звонок веселыйСобирает вместе нас.Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!Здравствуй, наш любимый класс.Пусть нам лета жаль немного -Мы грустить не будем зря.Здравствуй, к знаниям дорога!Здравствуй, праздник сентября! |
ШАРИКШарик мой воздушныйРвется на простор,В небо, где сияетРадуги узор.Хочет Шарик быстрымВетерком играть.Хочет он, как птица,Высоко летать.А я держу его за ниткуИ не пускаю за калитку.
КУБИКИ
На картинку погляжу –
Дом из Кубиков сложу.
В доме белка будет жить,
Жучка – домик сторожить.
***Еж, резиновый мой Еж, — Нас водой не разольешь. Плаваем мы в ванне, Словно в океане. Я нырну, и он нырнет, От меня не отстает. (автор — В.Степанов) ………………………………………………………………