Пушкин «Поэт»
В представлении Пушкина, поэт – это создание возвышенное, небесное – именно таким его описывает Александр Сергеевич в своих произведениях. Поэтому в начале стихотворения отражена жизнь творца в обыденном мире, в котором нет места возвышенным идеям и мечтам. Он задыхается и чувствует себя никчемным, являясь частью этой рутинной и прозаичной жизни: «И меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Вторая же половина стихотворения посвящена самому моменту творчества, когда к поэту приходит муза и он становится не причастен к миру обычных людей. Автор подчеркивает, что творческий человек не может жить без вдохновения, только в присутствии него он становится по-настоящему свободным и счастливым, ему чужда привычная земная жизнь. И именно в момент создания своих произведений он может находиться наедине со своим искусством.
Стихотворение «Поэту» – анализ по плану
Вариант 1
Тема поэзии и поэта у Пушкина занимает одно из центральных мест в творчестве. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэт и толпа», Поэт», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта.
Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г., в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Полемика с редактором газеты «Северная пчела» Булгариным заставила обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. В первом четверостишии Пушкин призывает поэта не дорожить «любовию народной».
Испытав на себе «минутный шум восторженных похвал» и «суд глупца», он признает твердость, спокойствие и угрюмость лучшими из человеческих качеств в борьбе со смехом «холодной толпы». Личностное начало настолько сильно пронизывает стихотворение, что образ лирического героя и образ самого Пушкина сливаются в единое целое.
Цель жизни верного служителя муз Пушкин видит в добровольном следовании пути, по которому «влечет свободный ум». Поступая именно так, как писал сам, не оставляя выбранной стези, поэт не требовал «наград за подвиг благородный», а лишь усовершенствовал «плоды любимых дум». По мысли Пушкина, все внутри поэта: высшая награда, «высший суд».
Только «взыскательный художник» «строже всех» может оценить свой труд. Нужна ли тогда поэту людская толпа, которая вместо того, чтобы внимать вдохновенным строкам, «плюет на алтарь», где горит поэтический огонь? «Ты царь: живи один» – пишет Пушкин, словно отвечая на этот скрытый в стихотворении вопрос. Мысль об одиночестве и отчужденности поэта приобретает иное звучание в стихотворении 1828 г. «Поэт и толпа».
Обидой и горечью непонимания наполнены слова, обращенные к черни: «Подите прочь – какое дело поэту мирному до вас!» Но спустя всего два года одиночество воспринимается Пушкиным как состояние гармонии и душевного спокойствия, в котором поэт способен создать свои шедевры. Это состояние дает поэту счастливую возможность не замечать брани толпы, пытающейся «в детской резвости» поколебать «треножник», с которого он вещает истину.
Стихотворение «Поэту» написано в форме сонета, а значит, состоит из двух четверостиший с одинаковой рифмовкой и двух трехстиший, заключающих в себе основную идею. Выбрав форму сонета, не столь частую в русской поэзии как классическое стихотворение из четырех катренов, Пушкин лишний раз подчеркнул исключительность и Божественное предназначение поэта, по воле которого мысль облекается в слово, а слово – в жизнь.
Вариант 2
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Поэту» было написано А.С. Пушкиным в 1830 году, в сложный жизненный период, когда отношения поэта с читающей публикой, критикой обострились. Пушкина обвиняли в пренебрежении гражданскими идеалами. В послании «Поэту» он обозначает свою творческую позицию: предназначение поэта – в безраздельном служении музам. Уже в первой строфе звучит мотив личностной самодостаточности художника, независимости его от мнений толпы:
Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной; Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Одновременно здесь звучит мысль о том, что успех, слава – все это преходяще, оценка читающей публики не всегда может быть объективна.
Но художник, по мысли Пушкина, – это человек особой судьбы. Он имеет особую миссию в этом мире. Бог наделил его талантом, и этим определяется его творческая самостоятельность, свобода. Он должен доверять лишь своей интуиции и своему таланту: «Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум». В финале стихотворения ощутимо звучит мотив противостояния поэта и толпы.
Толпа не в состоянии оценить по достоинству творений художника, она «бранит» его, плюет на алтарь искусства. Лирический герой призывает поэта быть сильным, мудрым и душевно стойким человеком и не изменять себе в угоду читающей публике. Композиционно стихотворение построено по принципу антитезы: поэт противопоставлен толпе.
Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихием, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («восторженных похвал», «Смех толпы холодной»), метафоры («И плюет на алтарь, где твой огонь горит»), анафору («И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник»).
Уоллес Стивенс — О современной поэзии: Стих
Поэзия мысли — обязательно акт открытия Чего-то, что удовлетворит людей. От нее не всегда Требовали открытий: сцена не менялась, твердили Сказанное в тексте. Затем театр превратился В нечто иное. От прошлого остались лишь памятки. Поэзия должна пожить и понять язык Места и времени. Сегодняшним мужчинам и женщинам Посмотреть в лицо. Помыслить об этой войне И найти такое, что удовлетворит людей. Построить новую сцену. Оставаться на сцене. И подобно взыскательному актеру, произносить, Не торопясь и обдуманно, такие слова, которые В нежнейших извилинах не уха, но разума, Повторяли бы то, что разум хочет услышать, Слова, при которых невидимая аудитория Прислушивается не к пьесе, а к себе самой, Как если бы выражены были чувства двоих или два Чувства слились в одно. Подобный актер, Как метафизик во тьме, на ощупь ищет Свой инструмент и щиплет проволочные струны, Чтоб звук внезапным озарением истины выразил полностью Содержание разума, поэзия не имеет права Оказаться ниже, а выше не хочет. Она Должна удовлетворить людей, о чем бы ни говорила: О мужчине, несущемся на коньках, о танцующей женщине, О женщине, расчесывающей волосы. Поэзия — акт мысли.
Бальмонт «Выше, выше»
В стихотворении «Выше, выше» Бальмонт описал творческий процесс. Он изображает поэта как творца, создателя, который касается души каждого, кто читает его стихотворение: «Я коснулся душ чужих, точно струн, но струн моих». Ещё один образ, на который нас наталкивает метафоричность Бальмонта – это лирик как музыкант, который с помощью слов создаёт произведение, которое играет на струнах души человека. Стихотворение можно рассматривать также и как процесс чтения этого произведения: «Трепетаньем звонких крыл отуманил, опьянил». Ведь действительно, с каждой прочитанной строкой все больше погружаешься в художественный мир Бальмонта и сам неосознанно становишься его частью.
Твардовский «Вся суть в одном единственном завете…»
В большинстве своих стихотворений Твардовский призывает людей всегда быть честными, говорить только то, что думается. Он изображал современную ему жизнь и русского человека с открытой душой
Лирическое произведение «Вся суть в одном единственном завете…» не стало исключением, но здесь Твардовский обращает внимание на особое предназначение поэта. Единственной целью творчества для него является выражение мыслей и чувств через свои строки
Творец должен говорить открыто и напрямую, без лжи и фальши – это единственно возможное условие существования искусства. Произведение построено как монолог-декларация, то есть как провозглашение своей правды, которая для лирического героя является неоспоримой истиной.
Николай Заболоцкий — Читая стихи: Стих
Любопытно, забавно и тонко: Стих, почти непохожий на стих. Бормотанье сверчка и ребенка В совершенстве писатель постиг.
И в бессмыслице скомканной речи Изощренность известная есть. Но возможно ль мечты человечьи В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли русское слово Превратить в щебетанье щегла, Чтобы смысла живая основа Сквозь него прозвучать не могла?
Нет! Поэзия ставит преграды Нашим выдумкам, ибо она Не для тех, кто, играя в шарады, Надевает колпак колдуна.
Тот, кто жизнью живет настоящей, Кто к поэзии с детства привык, Вечно верует в животворящий, Полный разума русский язык.
Краткий анализ стихотворения «Поэту» А. С. Пушкин
Вариант 1
Данное стихотворение затрагивает тему значения поэзии и поэта. Эту проблему мы можем проследить также в других стихотворениях Пушкина.
Данное произведение написано в 1830 году. Это было то время, когда А. С. Пушкина активно критиковали в реакционной печати. И это была не критика в хорошем смысле, а совсем, напротив. Поэт активно полемизировал в письмах с критиками и вероятно это вдохновило его обратится к вечному образу непонятого поэта, который в некотором смысле изгой.
Первые строки говорят о том, что поэт — это человек, личность, которые имеет связь с божественным и имеет свое призвание. Оно также имеет высшую природу и лишь иногда проявляется. А пока поэт обречен тонуть в жизненной суете, в бытовых проблемах, которые его томят, и он безусловно от них страдает. Во втором четверостишии Пушкин хочет сказать, что поэт которые не пишет находиться в ничтожном состоянии духа.
Во второй части стихотворения Александр Сергеевич описывает состояние поэта, как только к нему прикоснется “божественный глагол”. То-есть поэт, который словит музу и начнет писать переживает высокий духовный подъем. Тогда поэт не страдает от суеты мира, а превозносится над ними.
В данном произведении автор также хочет предостеречь поэта от “любви народной”. Он не должен ею дорожить, восхищаться, ведь она очень быстротечна. К тому же величие поэта отличается от холода, тупости толпы, которая руководствуется только эмоциями, а не чувствами. Ценить можно только личности, уважение личностей, а не толпу, которая похожа на стадо в своем поведении.
Пушкин превозносит поэта к высотам, он называет его царем, хозяином своей судьбы. Он велит ему гордо жить одним, ценить свободу и использовать ее двигаясь по жизни туда куда сердце зовет. Пушкин говорит также о том, что не нужно искать награды и признания за свое творчество, ведь оно плод духа и просто бесценно само по себе. Он считает, что лучше всех творения поэта может оценить он сам и это самая справедливая оценка. А толпа бессильна перед величием стихотворца, она своей бранью только превозносит его перед собой.
Вариант 2
Стихотворение «Поэту» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году. Основной темой данного произведения является поэт и толпа.
В первом четверостишии автор обращается к поэту с просьбой не дорожить любовью и похвалами народа, которые со временем пройдут. Тогда, как говорит Пушкин, поэт услышит и злой смех, и брань толпы
Но на все это не нужно реагировать, важно оставаться спокойным и самим собой
Во втором катрене автор призывает поэта творить и продолжать писать исключительно для себя, не в угоду властям и толпе. Не требовать похвал, любви и наград от народа за свое творчество, а продолжать совершенствоваться и расти. Но не для народа и государства, а для самого себя.
Далее Пушкин говорит о том, что награды – это сам писатель, он сам должен ценить и оценивать свои произведения. И не народ судья поэту, а он сам. Ему необходимо самому быть довольным своим творчеством, а толпа пусть делает что хочет.
Все стихотворение «Поэту» построено на контрасте между холодной и глупой толпой и наделенным талантом поэтом. При этом автор явно возносит поэта над миром, характеризуя его как нечто высокое и называя его царем. Пушкин советует поэту творить для самого себя, писать только то, что хочешь, а не то, что требует от тебя народ и власть.
Стихотворение «Поэту» имеет очень интересный жанр – сонет (для которого характерны 14 строк и сложная строфа, состоящая из 2 катренов (четверостиший) и 2 трехстиший).
Стихотворение написано ямбом, в первых двух катренах используется перекрестная рифмовка, а в следующих трехстишиях парная. Пушкин задает торжественное настроение, пропитывая стихотворение искренностью.
Автор использует средства, добавляющие яркости и выразительности произведению. Например, инверсию (любовию народной), риторические вопросы (11 и 12 строки), эпитеты (минутный шум, свободный ум), метафоры (суд глупца, смех толпы холодной), анафору (13 и 14 строки), обращение (Поэт!).
Подводя итог, можно сказать, что стихотворение «Поэту» пропитано смыслом и отражает мысли Александра Сергеевича Пушкина. Ведь автор сам побывал во всех тех ситуациях, что описаны в произведении и, наконец, пришел к выводу, что толпа, ее похвалы и брань только мешает поэту, запутывают его.
И поэтому ему не следует обращать на народ внимания. Поэт должен слушать только свое внутренне «я» и писать о том, что считает важным, дабы оставить после себя наследие.
Федор Тютчев — Из Шекспира (Любовники, безумцы и поэты): Стих
Любовники, безумцы и поэты Из одного воображенья слиты. Тот зрит бесов, каких и в аде нет (Безумец то есть); сей, равно безумный, Любовник страстный, видит, очарован, Елены красоту в цыганке смуглой. Поэта око в светлом исступленье, Круговращаясь, блещет и скользит На Землю с Неба, на Небо с Земли — И, лишь создаст воображенье виды Существ неведомых, поэта жезл Их претворяет в лица и дает Теням воздушным местность и названье.
Песня Заревел голодный лев, И на месяц волк завыл; День с трудом преодолев, Бедный пахарь опочил. Угли гаснут на костре, Дико филин прокричал И больному на одре Скорый саван провещал. Все кладбища, сей порой, Из зияющих гробов, В сумрак месяца сырой Высылают мертвецов.
Некрасов «Блажен незлобивый поэт…»
Стихотворение Некрасова построено на антитезе. Первая часть посвящена поэтам, которые не затрагивают актуальные, злободневные темы, не использует в своем творчестве сатиру и, таким образом, находят большое количество почитателей своего творчества: «И современники ему при жизни памятник готовят…». Вторая же часть стихотворения отражает творческую жизнь поэта-бунтаря, того, кто пишет остро, искренне, не старается понравиться. Он остается честным с читателями и, прежде всего, с самим собой, а в своих произведениях показывает правду жизни без прикрас. Несмотря на то, что такой поэт не находит признания при жизни («И каждый звук его речей плодит ему врагов суровых»), Некрасов отмечает, что после его смерти великие произведения будут поняты и оценены даже теми, кто ранее их критиковал. Таким образом, автор стихотворения отражает следующую точку зрения: гениальным поэтом является тот человек, который не боится в стихотворениях выразить свою гражданскую позицию, не боится быть не понятым и не стремится к славе, и который видит смысл своей жизни в возможности говорить через свое творчество.
Николай Огарев — Мой русский стих, живое слово: Стих
Мой русский стих, живое слово Святыни сердца моего, Как звуки языка родного, Не тронет сердца твоего. На буквы чуждые взирая С улыбкой ясною,- умей, Их странных форм не понимая, Понять в них мысль любви моей. Их звук пройдет в тиши глубокой, Но я пишу их потому, Что этот голос одинокой — Он нужен чувству моему. И я так рад уединенью: Мне нужно самому себе Сказать в словах, подобных пенью, Как благодарен я тебе — За мягкость ласки бесконечной; За то, что с тихой простотой Почтила ты слезой сердечной, Твоей сочувственной слезой — Мое страданье о народе, Мою любовь к моей стране И к человеческой свободе… За все доверие ко мне, За дружелюбные названья, За чувство светлой тишины, За сердце, полное вниманья И тайной, кроткой глубины. За то, что нет сокрытых терний В любви доверчивой твоей, За то, что мир зари вечерней Блестит над жизнию моей.
Нина Воронель — Не слишком ли ты многого: Стих
Не слишком ли ты многого Требуешь, поэзия? Конечно, – богу богово, А кесарево – кесарю, Конечно, глупой клятвой я Сама замкнула круг, И тяжела рука твоя И норов слишком крут.
Ты – прорва ненасытная, Которой мало почестей, Ломай меня, меси меня, Испытывай на прочность. Присваивай часы мои, Не оставляй ни крохи, Ты – прорва ненасытная, Которой мало крови!
Ты хочешь вскрыть мне вены, Сорвать замки и ставни, Разведать сокровенное И явным сделать тайное. И все смести булыжной Карающей лавиною, Чтоб отвернулись ближние И прокляли любимые.
Тогда мой дом без кровли Ты выставишь зевакам, А труп мой обескровленный Ты выбросишь собакам!
Эдуард Асадов — Я так стихи свои хочу писать: Стих
Я так стихи свои хочу писать, Чтоб каждой строчкой двигать жизнь вперед. Такая песня будет побеждать, Такую песню примет мой народ!
Пускай трудна порою крутизна, Но там, где люди солнце обретут, Быть может, песню и мою споют, И в чьем-то сердце задрожит струна.
Я так хочу стихи свои писать, Чтоб, взяв их в новый, незнакомый век, Читатель мог уверенно сказать: — Не даром прожил в мире человек!
И там, у завершенья крутизны, Сквозь яркий день и сквозь ночную тьму, Вплетая голос в гул моей страны, Я так скажу потомку моему:
«Ты слышишь этот песенный прибой? Ты видишь счастьем залитую ширь? Храни же свято этот светлый мир, Что добыт был великою ценой!»
Я так стихи свои хочу писать, Чтоб этот миг приблизить хоть на час. Они прекрасны, замыслы у нас! И наши песни будут побеждать!
Марианна Мур — Поэзия: Стих
мне она противна: есть кое-что поважнее всей этой волынки. Однако, даже питая к стихам презренье, можно при чтенье в них обнаружить внезапно определенную непод- дельность. Рукой мы хватаем, зрачком видим, волосы встанут торчком, если надо, и это все ценится не потому что
может служить материалом для высоколобых интерпретаций, а потому что все это приносит пользу. Но если смысл сместится и непостижным станет, все мы скажем одно и то же: нет, нельзя восхищаться тем, что уму недоступно — летучая мышь, во тьму летящая в поисках пищи или висящая головой
вниз,рабочий слон,споткнувшийся вдруг мустанг,рычащий под деревом волк, невозмутимый критик, чья лениво дернулась кожа, как от блохи у коня, болельщик на матче бейсбольном, по статистике специалист — и не зачем вовсе грань проводить между «деловыми докумениши и
школьными учебниками»; самоценны все эти факты. Вот где надо грань проводить: в следах на подмостках от полупоэтов поэзии нет, одна пустота, но если истинные поэты стать сумеют средь нас «буквалистами воображения», подняться над банальностью наглой, и наш взгляд поразят воображаемые сады с настоящими жабами в травке«, вот тогда, соглашусь, нам она в руки дастся. А пока, если требуется, с одной стороны, чтобы сырье поэзии было сырым до самой своей глубины и чтоб пленяла, с другой стороны, неподдельность-значит, поэзия вам интересна.