Гавриил державин

Алексей жемчужников

Море Чёрное – словно чаша вина!

Стихи о море русских поэтов – классиков

Прибой

Утёсы, зной и сон в пустыне,
Песок да звонкий хрящ кругом,
И вдалеке земной твердыне
Морские волны бьют челом.

На той черте уже безвредный,
Не докатясь до красных скал,
В последний раз зелёно-медный
Сверкает Средиземный вал;

И, забывая век свой бурный,
По пестрой отмели бежит
И преломленный и лазурный;
Но вот преграда — он кипит,

Жемчужной пеною украшен,
Встает на битву со скалой
И, умирающий, всё страшен
Всей перейденной глубиной.
Афанасий Фет

Весна на море

Вьюги в скалах отзвучали.
Воздух светом затопив,
Солнце брызнуло лучами
На ликующий залив!

День пройдет — устанут руки.
Но, усталость заслонив,
Из души живые звуки
В стройный просятся мотив.

Свет луны ночами тонок,
Берег светел по ночам,
Море тихо, как котёнок,
Всё скребется о причал…
Николай Рубцов

Чёрное море

Непокорная голубая волна
Всё бежит, всё бежит, не кончается.
Море Чёрное, словно чаша вина,
На ладони моей всё качается.

Я все думаю об одном, об одном,
Словно берег надежды покинувши.
Море Чёрное, словно чашу с вином,
Пью во имя твоё, запрокинувши.

Неизменное среди многих морей,
Как расстаться с тобой, не отчаяться?
Море Чёрное на ладони моей,
Как баркас уходящий, качается.
Булат Окуджава

Как хорошо ты, о море ночное…

Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
Федор Тютчев

К морю

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Александр Пушкин

У моря

Так вот оно, море!..
Горит бирюзой,
Жемчужною пеной сверкает!..
На влажную отмель волна за волной
Тревожно и тяжко взбегает…
Взгляни, он живет, этот зыбкий хрусталь,
Он стонет, грозит, негодует…
А даль-то какая!..
О, как эта даль
Усталые взоры чарует!
Сын края метелей, туманов и вьюг,
Сын хмурой и бледной природы,
Как пылко, как жадно я рвался на юг,
К вам, мерно шумящие воды!..
Семен Надсон

Анализ по строфам «Памятник»

Гавриил Романович Державин — великий русский поэт 18 века. В своем творчестве он освещал проблемы русского высшего общества. Поэт отмечал как хорошие стороны жизни (деятельность императрицы), так и отрицательные (разрушительную деятельность вельмож). Также в лирику Державина вошла его собственная жизнь.

Отличительные черты творчества поэта можно легко проследить на примере стихотворения «Памятник», которое было написано в 1775 году. Это произведение содержит некоторые сведения из жизни самого Державина. Его герой не вымышлен воображением, он дышит и действует. Именно поэтому стихи начинаются с личного местоимения «я»: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный». И далее продолжается рассказ о себе: «…первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить».

Фелицей Державин называл Екатерину II. Ещё в 1783 году была опубликована посвящённая императрице ода с тем же названием, которая принесла Державину литературную славу.

Ещё одна отличительная черта поэзии Державина — соединение «высоких» и «низких» слов. Этим поэт добивается очень большой выразительности:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов твёрже он и выше пирамид…

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных…

И рядом с этими простыми и понятными каждому строчками есть в «Памятнике» стихи, наполненные высокой лексикой. Особенно показательно последнее четверостишие, наполненное героическим воодушевлением и верой в своё предназначение:

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай.

В основу стихотворения положен образ памятника. Он становится в произведении Державина памятью таланту и искусству. Художественный приём, лежащий в основе стихотворения, — метафора.

Ещё один излюбленный приём поэта — градация. Например:

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Наряду с этими приемами, Державин использовал и одушевление. Вот четверостишие, полностью состоящее из одушевлений:

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

В «Памятнике» Державин утверждал вечность своего литературного творчества, определял свои несомненные заслуги перед Отечеством (Всяк будет помнить то в народах неисчётных, / Как из безвестности я тем известен стал). Но не менее гордился поэт и своим народом (Доколь славянов род вселенна будет чтить).

С самой большой теплотой поэт относился к своей Музе, считая, что именно она двигала его пером:

О муза! возгордись заслугой справедливой…

Непринуждённою рукой неторопливой

Чело твоё зарёй бессмертия венчай.

Таким образом, в «Памятнике» поэт представлен как орудие высшей силы, направленное на уничтожение пороков и действующее по велению свыше.

Композиция

Стихотворение Державина представлено пятью строфами, каждая из которых состоит из сложных предложений, призванных подчеркнуть серьёзный настрой автора.

В первой строфе поэт делает акцент на бессмертии поэтического искусства, способного пережить даже самый долговечный рукотворный монумент.

Далее следуют размышления о значимости творчества самого автора, которые в полной мере определяются в четвёртой строфе.

В последней же строфе автор обращается в Музе – покровительнице поэзии.

Все произведение имеет форму монолога, поскольку ведётся от первого лица с частым использованием личных местоимений.

Адлер: самый южный курорт России

На Черноморском побережье Кавказа, в устье благодатной долины реки Мзымта, находится старинный город Адлер, в административном плане относящийся к городу Сочи.

Первое упоминание о городе относится к 1641 году, однако люди жили в этой местности гораздо раньше. Помните древнее грузинское государство Колхида, воспетое древнегреческими историками? Так вот, территория современного города входила в состав этого царства еще в VІ веке до н. э. Сегодня название города и административного центра на слуху у каждого жителя нашей большой страны, а всё благодаря грандиозному событию — Олимпиаде 2014 года.

Однако курортный город пользовался невероятным успехом у туристов и раньше, в советские годы. Как говорила героиня культового кинофильма «Москва слезам не верит», «в Сочи, кажется, хоть раз отдыхал каждый советский человек». Неудивительно, ведь Адлер — это настоящий оазис, который собрал всю силу природы и все прелести мягкого субтропического климата.

Гости со всей страны приезжают и снимают здесь квартиры посуточно с разными целями: кто-то предпочитает пляжный отдых, а кто-то пользуется уникальной возможностью поправить здоровье. Ведь здесь буйным цветом растёт экзотическая флора, которая наполняет полезными фитонцидами ионизированный воздух побережья, а подземные источники дают минеральные воды и лечебные грязи.

Кстати, познакомиться поближе с уникальной флорой региона (а здесь встречаются редкие виды магнолий и пальм) можно в Дендрологическом парке «Южные культуры» (Нагорный тупик, рядом с левым берегом реки Мзымта). Парк создан в 1910 году, сегодня это крупнейшее черноморское хозяйство, где выращивают экзотические древесные породы и цветы. Только представьте: лучший розарий на Кавказе, растения из Японии, Гималаев, Америки и Африки. Одних хвойных деревьев более 50 видов!

Многие приезжающие даже не подозревают, что достопримечательности в Адлере повсюду. Вот, например, железнодорожный вокзал «Станция Адлер» (Ленина, 113). Сюда попадает каждый, кто приезжает в курортный город на поезде. К Олимпиаде 2014 года вокзал был реконструирован, и сегодня он представляет собой грандиозное многоуровневое современное сооружение.

Редкие отдыхающие, снявшие жильё на сутки в Адлере, попадают в Музей истории Адлерского района (улица Карла Маркса, 8). И совершенно напрасно — ведь это прекрасная альтернатива пляжному отдыху. Находится музей в здании, построенном в 1913 году. Здесь вам расскажут о стоянках первобытного человека на сочинской земле, о древних народах, которые населяли Колхиду и о развитии курортного дела в перспективе времен. Будете в Адлере — зайдите непременно.

Туристы с детьми традиционно посещают Научно-исследовательский институт медицинской приматологии РАМН (с. Весёлое, дом 1). Если сказать проще, то гости Адлера дружной толпой устремляются в обезьяний питомник.

Между прочим, это единственный подобный институт в нашей стране. Здесь обезьяны живут не на потеху туристам, а с особой целью — готовятся к отправке… в космос. Да-да, ни больше ни меньше. Обезьянки, кажется, не вполне понимают серьёзности своего предназначения и очень весело корчат рожи, беззастенчиво выпрашивают бананы и сладости у визжащих от восторга детей. Да что говорить, даже самые серьёзные взрослые с трудом сдерживают улыбки.

Заядлые же рыболовы непременно везут свои семейства на знаменитый Племенной форелеводческий завод «Адлер» (посёлок Казачий Брод, Форелевая улица, 45а). Здесь можно половить рыбу, которую на ваших глазах превратят в аппетитное блюдо вроде шашлыка. Завод этот, кстати, один из самых крупных во всей Европе, здесь не просто выращивают форель для туристов, но и занимаются исследовательскими работами и производством племенного материала.

Анализ стихотворения Державина «Памятник»

Практически каждый поэт в своем творчестве обращается к теме вечности, пытаясь найти ответ на вопрос, какая же судьба уготована его произведениям. Подобными эпическими одами славились Гомер и Гораций, а позже – многие русские литераторы, в числе которых оказался и Гавриил Державин. Этот поэт является одним из ярчайших представителей классицизма, который унаследовал европейские традиции слагать свои стихи «высоким штилем», но, вместе с тем, настолько адаптировал их к разговорной речи, что они были доступны пониманию практически любого слушателя.

При жизни Гавриил Державин был обласкан императрицей Екатериной II, которой посвятил свою знаменитую оду «Фелица», однако его вклад в русскую литературу был по достоинству оценен потомками лишь после смерти поэта, который стал своего рода духовным наставником для Пушкина и Лермонтова.

Предвидя подобное развитие событий, в 1795 году Гавриил Державин написал стихотворение «Памятник», которое первоначально назвал «К музе». Это произведение по своей форме было выдержано в лучших традициях древнегреческой поэзии, однако его содержание очень многие посчитали вызывающим и нескромным. Тем не менее, отражая нападки критиков, Державин советовал им не обращать внимания на напыщенный слог, а вдумываться в содержание, отмечая, что не себя он восхваляет в данном произведении, а русскую литературу, которой, наконец, удалось вырваться из тесных оков классицизма и стать более простой для понимания.

Естественно, огромная заслуга в этом принадлежит самому Державину, о чем он и упомянул в своем стихотворении, отметив, что воздвиг себе памятник, который «металлов тверже» и «выше пирамиды». При этом автор утверждает, что ему не страшны ни бури, ни гром, ни годы, так как сие сооружение – не материального, а духовного свойства. Державин намекает на то, что ему удалось «очеловечить» поэзию, которой отныне суждено стать общедоступной. И вполне естественно, что будущие поколения сумеют оценить по достоинству красоту стихотворного слога, которая ранее была доступна лишь избранным. Поэтому поэт не сомневается, в том, что его ждет если и не слава, то бессмертие. «Весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить», – отмечает поэт. При этом он подчеркивает, что слух о нем прокатится по всей русской земле.

Именно эта фраза вызвала негодование оппонентов поэта, которые приписали Державину чрезмерную гордыню. Однако автор имел ввиду не собственные поэтические достижения, а новые веяния в русской поэзии, которые, как он и предвидел, будут подхвачены новым поколением литераторов. И именно их произведения получат широкую популярность среди различных слоев населения благодаря тому, что сам поэт сумеет их научить «в сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить».

Примечательно, что в своих предположениях о будущем русской поэзии, чело которой будет увенчано «зарей бессмертия», Гавриил Державин оказался прав. Примечательно, что незадолго до смерти поэт присутствовал на выпускном экзамене в Царскосельском лицее и слушал стихи юного Пушкина, которого «в гроб сходя, благословил». Именно Пушкину суждено было стать продолжателем поэтических традиций, которые были заложены в русской литературе Державиным. Неудивительно, что знаменитый русский поэт, подражая своему учителю, впоследствии создал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», которое перекликается с «Памятником» Державина и является продолжением многогранной полемики о роли поэзии в современном русском обществе.

Читать также:

  • «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. Пушкин;
  • «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» М. Ломоносов;
  • Сравнительный анализ стихотворений «Памятник» Державина и Пушкина.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 20 строк ✑

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Памятник.

История создания – Стихотворение написано в 1795 году.

Тема стихотворения – Прославление поэтического творчества и утверждение высокого предназначения поэта.

Композиция – Композиция состоит из пяти строф: в первых четырёх автор описывает высокое назначение поэзии и на примере собственной жизни показывает, в чём состоит бессмертие поэта, в пятой – обращается к Музе.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрёстной рифмой.

Метафоры – «времени полет», «зарей бессмертия».

Эпитеты – «вечный», «чудесный», «быстротечный».

Гипербола – «металлов твёрже он и выше пирамид».

Инверсия – «и презрит кто тебя», «в народах неисчетных».

Природа в Сочи

Город с трёх сторон окружают горные хребты, которые защищают его от холодных ветров и при этом сохраняют накопленное тепло, а с четвёртой стороны находится тёплое Чёрное море, которое прогреваясь летом, всю зиму отдаёт своё тепло. Деревья, цветы, кустарники растут в Сочи повсюду, не редкость здесь и тропические леса или заросли. Что уж говорить о пальмах, которые заполняют всё побережье.

Границами города являются, с одной стороны — Чёрное море, с другой — река Псоу и верховья реки Мзымты, с третьей — Главный и Водораздельный хребты Западного Кавказа, с четвертой — междуречье рек Магри и Шепси (за ним — территория Туапсинского района и самого города Туапсе).

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина 2 вариант

Черновик стихотворения был обнаружен Жуковским уже после смерти Пушкина. Оно датируется 1836 г. Впервые было опубликовано в посмертном издании произведений поэта (1841 г.).

Стихотворение положило начало продолжающимся до сих пор спорам. Первый вопрос касается источника, вдохновившего Пушкина. Многие считали произведение простым подражанием многочисленным одам русских поэтов на тему памятника. Более распространена версия о том, что Пушкин взял основные идеи из оды Горация, откуда и взят эпиграф к стихотворению.

Более серьезным камнем преткновения стали смысл и значение произведения. Прижизненное восхваление своих заслуг, убежденность автора в своей будущей славе вызывали нарекания и недоумение. В глазах современников это, как минимум, представлялось чрезмерным самомнением и дерзостью. Даже те, кто признавал огромные заслуги поэта перед русской литературой, не могли потерпеть подобной наглости.

Пушкин сравнивает свою славу с «нерукотворным памятником», который превышает «Александрийский столп» (памятник Александру I). Более того, поэт утверждает, что его душа будет существовать вечно, а творчество распространится по всей многонациональной России. Произойдет это потому, что на протяжении всей жизни автор нес людям идеи добра и справедливости. Он всегда защищал свободу и «милость к падшим призывал» (вероятно, к декабристам). После таких заявлений Пушкин еще и бросает упрек тем, кто не понимает ценность его творчества («не оспоривай глупца»).

Оправдывая поэта, некоторые исследователи заявляли, что стих является тонкой сатирой автора над самим собой. Его утверждения считали шуткой над своим непростым положением в высшем обществе.

Спустя почти два столетия произведение можно оценить по достоинству. Годы показали гениальное предвидение поэтом своего будущего. Стихотворения Пушкина известны по всему миру, переведены на большинство языков. Поэт считается величайшим классиком русской литературы, одним из основателей современного русского языка. Высказывание «весь я не умру» полностью подтвердилось. Имя Пушкина живет не только в его произведениях, но и в бесчисленных улицах, площадях, проспектах и во многом другом. Поэт стал одним из символов России. Стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» — заслуженное признание поэта, не дождавшегося этого от современников.

Анализ стихотворения «Памятник» Державина

В нашем представлении Державин часто скрывается за славой своих знаменитых последователей – Пушкина и Лермонтова. Однако его заслуга перед отечественной поэзией очень велика. В XVIII в. еще не существовало современного русского языка. Он был крайне неудобен для понимания, изобиловал древнеславянскими и крайне «тяжеловесными» словами и фразами. Державин постепенно начал вводить в литературу разговорную речь, упрощая и облегчая его восприятие. Державин считался «придворным» поэтом, он был создателем большого числа торжественных од. Вместе с тем он пользовался своим высоким положением для распространения и популяризации русского языка. Главной заслугой в жизни он считал не свое творчество, а общее вклад в создание отечественной литературы. Этому он и посвятил стихотворение «Памятник» (1795 г.).

Произведение, как впоследствии и «Памятник» Пушкина, сразу же вызвало критические оценки. Державин использует героический слог, ассоциирующийся с классическими древнегреческими образцами. В торжественном стиле он заявляет, что создал нерушимый памятник в свою честь. Он неподвластен никакой силе и даже времени. Более того, поэт уверен, что его душа будет продолжать жить и увеличивать свою славу.

К такому гордому и самоуверенному заявлению делается небольшое, но очень значительное замечание: «доколь славянов род вселенна будет чтить». Оно объясняет пафос Державина. Поэт прославляет свой вклад в русскую литературу. У Державина были основания для такого утверждения. В русской поэзии на рубеже XVIII-XIX вв. он был действительно самым ярким представителем. Благодаря поэту русская литература смогла серьезно заявить о себе. Державин страстно желал, чтобы она заняла достойное место в мировой культуре.

Свой личный вклад поэт видит, прежде всего, в приближении поэзии к большей части населения. Он считает это дерзостью, так как раньше литература считалась уделом только высшего сословия.

В конце стихотворение окончательно теряет личную окраску. Державин обращается непосредственно к музе поэзии, перед которой преклоняется и воздает ей заслуженную честь.

В ответ на упреки в нескромности поэт справедливо отвечал, что за возвышенными словами критики не видят главного смысла стихотворения. Он всегда стремился к развитию национальной литературы. Очень важным он считал ее распространение среди всех слоев населения. Это приведет к появлению новых талантов, которые продолжат его великое дело и станут свидетельством того, что душа поэта продолжает жить. В этом и заключается бессмертие Державина.

Душевные и красивые стихи про море

Что может сравниться с ласкающим морем?
Медлительный плеск бирюзовой волны,
Оранжевость солнца и шёпот прибоя,
О грёзах любви романтичные сны…
Как много во всём этом яркого чувства!
Желание отдыха к морю манит.
Забвение прошлого – это искусство.
Оно нас влечёт к себе, словно магнит.
Забудем проблемы. Оставим заботы.
Себе запретим о дурном вспоминать.
Оценим гармонию южной природы
И будем целительный воздух вдыхать.
Кто не был на море, тот просто не знает,
Как жизнь удивительна и хороша,
Как тело на влажном песке отдыхает
И к радостным звёздам стремится душа.

Стихотворение о море

Пусть море останется морем всегда.
Пусть плещет, играет, искрится вода
И ласковым шумом зовёт нас прибой
В прекрасный и призрачный мир под волной.
И парус белеет, и чайки кричат,
И тёмные горы о чём-то молчат.
Чертой горизонт проступает вдали.
И кажется, ты далеко от земли –
От споров и ссор, телефонных звонков,
Обид, опрометчиво сказанных слов,
Вопросов, которые нужно решить…
Как хочется здесь обо всём позабыть!
Вкус соли морской ощутить на губах,
Поплавать в изменчивых бурных волнах,
У моря сидеть на хрустящем песке
И видеть, как солнце встаёт вдалеке.
Остаться бы здесь на всю жизнь, насовсем,
Чтоб сбросить тяжёлую ношу проблем
И больше не думать о них никогда!
Пусть море останется морем всегда…

Николаева Полина специально для https://otebe.info/

Хорошие стихи про море

Тихая нежность и легкая грусть
Меня посещают у моря.
Час расставанья все ближе, и пусть –
Ловлю наслажденье в миноре.

Волны и сердце поют в унисон
Морскую балладу свободы…
Я уж не знаю, где явь, а где – сон
Под магией песни природы.

И погружаюсь все больше туда,
Где миг может длиться годами –
Ах, если б остаться там навсегда!
Но… время смеется над нами.

*** Бархатный сезон у моря,
Встреча одиноких душ
Под табличкой на заборе:
«Сдаю флигель: печка, душ!»

Взгляд украдкой, замиранье,
Притяженье – вот оно!
Рук пожатье, узнаванье –
Неужели… как в кино?

И прогулки до рассвета –
Между ними – тайна двух.
И вопросы, и ответы,
Когда молча, когда вслух.

Сон – забытое явленье,
Право, им не до него:
Все сейчас, как откровенье…
Или просто волшебство?

Их следы волна накроет,
В сердце моря унесет
Доказательством, что стоит
Ждать того, кто тоже ждет.

Сколько им отмерит время?
Может – вечность, может – миг.
Не подвластны чувства схеме,
Так же, как и этот стих.

*** Безмолвная гладь серебра
И шепот таинственный волн,
Под красочным небом утра
Весь мир ожиданием полн.

С тобой я проснулась, Азов,
Принявший, как гостью, меня!
Вдали от больших городов
Я вновь погружаюсь в тебя.

*** Все на пляже побелели!
Хлопья снега налетели?
Среди лета? Неужели?
Чайки что-то не то съели…Лобанок Марина для https://otebe.info/

*** Это море, песчаные пляжи,
Эти звезды над головой.
Мы, как дети с тобою ляжем
Любоваться немой луной.
Мы ловили соленые брызги,
Ощущая их вкус на губах.
Этих чаек голодных визги,
Этот трепет в твоих словах.
Море нежно своей пеленою
Нас накроет лениво, скучая.
Как приятно лежать под луною
Под безумные крики чаек.

*** Я в морской глубине вижу страхи земли
В плеске волн вижу боль и сомненья.
Это море столетьями тайны свои
Укрывало под бурным теченьем.
Синий цвет, блеск волны и волшебная сила –
Все прекрасно, заманчиво, нежно.
Так опасно и все же безумно красиво.
Так невинно и все же небрежно.
Напишу свои тайны на желтом песке,
Их волна очень бережно смоет.
Я надеюсь, что море в ответном рывке
Мне секреты свои приоткроет. 

*** Это солнце, море, пляжи, этот ласковый прибой!
Как хочу я эту прелесть утащить к себе домой.
Я ракушками наполню обе сумки и пакет,
Чтобы море возмутилось и за мной пошло во след.
Я на сотни фотографий эти волны засниму,
Чтобы лучшие все кадры мне достались одному.
Обхожу морские пляжи, а внутри восторг бурлит.
Уезжаю я, так сильно в глубине душа болит.
Мне для счастья и покоя не хватает малого,
Чтоб всегда на горизонте стая чаек плавала.
Чтобы брызги теплых волн омывали мне лицо,
Чтоб я слышал шум прибоя, выйдя на крыльцо.Парамоненко Юлия для https://otebe.info/

*** В тихом шелесте волн столько музыки светлой!
Столько мощи и силы, столько ярких надежд!
Помашу кораблю я рукой загорелой
Крик сирены веселой услышу в ответ.

Синих волн переливы прогоняют усталость,
Песня тихая где-то звучит  вдалеке.
Только море и день – ничего не осталось
От недавней тоски на горячем песке.

Еще читать стихи: Стихи про летоЧто такое счастьеСтихи о красивой жизниПозитивные стихи

Литературный анализ стихотворения

Данное стихотворение было впервые запечатлено на бумаге в 1795 году, когда Державину было пятьдесят два года и он уже находился в зрелом периоде своего творчества. В этом возрасте он уже обзавёлся поэтическим и служебным успехом, а также начал анализировать свою роль в русской поэзии и культуре.

Жанр стихотворения — ода. Но не совсем обычная ода, Державин первый из русских поэтов, хоть и косвенно, но посвятил оду себе. Это можно назвать слегка эгоистической одой; но с другой страны талант, масштаб и влияние личности поэта этого заслуживает.

Размер стихотворения: шестистопный ямб. Вид рифмовки: перекрёстная рифмовка.

Главная мысль и тема стихотворения — это вера в бессмертие как поэзии в частности, так и искусства в целом. Державин говорит нам, что человеку не обязательно возводить города, увековечивать себя в граните или быть центром внимания своей эпохе, но ему лишь нужно творить искусство и тогда его запомнят и без лишних атрибутов.

Но ко всему прочему Державин также выдвигает несколько условий к будущим поэтам: Во-первых, быть абсолютно честными всегда и везде и с кем бы то ни было. Пускай и король перед вами, или император, но коль вы поэт, то обязаны не льстить, а правдою как мечом рубить.

Во-вторых, не стеснятся и даже гордиться собственными успехами и заслугами. Державин собственным примером показывает, что если вы действительно сдюжили в борьбе за славу и достигли чего-то грандиозного, то нет ничего постыдного в том, чтобы похвастаться этим. В‑третьих, подобно примеру поэта из его последней строфы, безгранично, бесцельно, но перманентно, резво и яро славить, восхвалять. Ту самую соблаговоляющую в творчестве, но при том неуловимую поэтическую музу.

Для поддержания величественности и высокопарности своего стихотворения, дабы выделить его непомерную важность, Гавриил использует множество разных художественных приёмов. Эпитеты: памятник (какой) чудесный, вечный; вихрь(какой) быстротечный; слог забавный

И др. Гипербола: металлов тверже, а также выше пирамид. Метафоры: времени полет; зарей бессмертия. Олицетворения: ни гром не сможет сломить; ни времени полёт ни сокрушит. Также стоит отметить общий подбор слов для этого стихотворения, многие из них считаются очень возвышенными и редкими. Стихотворение изобилует восклицанием и духом высокой поэзии.

Короткие цитаты про море

В море любви обычно купаются без купальников.Яна Джангирова

Если ты хочешь узнать что-то о море, ты должен быть на море, иначе нельзя.Эрнест Хемингуэй

Морская болезнь никогда не наступит, если ограничится берегом, сидя под пальмой.Спайк Миллиган

Моряку без моря нужно либо снова море, либо новая любовь.А. Перес-Реверте

Самое приятное в мореплавании — близость берега, а в сухопутном хождении — близость моря.Плутарх

Ты никогда не пересечешь океан, если не наберешься смелости потерять из виду берег.Христофор Колумб

Символами бесконечности и безграничности стали небо звездное и море бескрайнее.Джузеппе Мадзини

Жизнь – это как волны в море. Одна несёт вверх, другая вниз.Франсуаза Саган

Солнце было счастливо тем, что светило, море — тем, что отражало его ликующий свет.Максим Горький. Мальва

Спокойное море не каждому по плечу. Одни воспринимают штиль как внутренний покой, другие — как застой.Даниэль Глаттауэр, «Все семь волн»

Море — оно лучше любого лекарства смывает тоску и разочарование.Айрис Мердок

Море — это вечное движение и любовь, вечная жизнь.Анника Тор

Море — это воплощённая чувственность.Эрнест Хемингуэй

Море — это шумная красота, которая успокаивает.Тагуи Семирджян

Все реки текут в море, но море не переполняется.Екклесиаст

Море не отталкивает от себя ни одной реки.Алессандро Барикко

Выше уровня моря иногда лужа находится.Шендерович

Даже у моря есть берега, и только жадность человеческая не имеет берегов!Банана Ёсимото

Летний дождь всегда несёт с собой запах моря. С берега море красиво, с моря берег красив.Алессандро Барикко

Море никогда не стареет.Мария Парр

Приехала с моря с морем впечатлений.Александр Конопатский

Капля, попадая в море, становится морем.Ангелиус Силезиус

Тема

При анализе стиха «Памятник» Державина следует отметить, что центральной темой произведения является бессмертие поэзии, способной вечно жить в памяти грядущих поколений.

В своём произведении Гавриил Романович размышляет о влиянии поэзии на общество, о праве поэта на любовь и уважение современников и потомков. Ведь именно литература и искусство мягко и гуманно воспитывают в человеке любовь к прекрасному, желание духовно развиваться, они способны устранять порочные нравы, а потому их значение в социуме трудно переоценить.

Основной чертой всего творчества Державина является его искренность, которую он в очередной раз продемонстрировал в стихотворении «Памятник». Он делает акцент на том, что истинный поэт должен быть честным и открытым не только с народом, но и с представителями власти. Также автор без лишнего жеманства упоминает о своих заслугах перед русской литературой.

История написания

Стихотворение «Памятник» было написано Державиным в 1795 году, когда 52-летний Гавриил Романович занимал должность президента Коммерц-коллегии в Петербурге. Он много сил отдавал работе на ответственном посту, однако никогда не забывал о столь любимой им поэзии.

Произведение относится к зрелому этапу творчества поэта, когда он занялся подведением итогов не только своего литературного пути, но и всей жизни. Переосмысливая полученный опыт, Гавриил Романович пытался определить своё место в жизни, в обществе, в литературе.

Во время своих размышлений придворный поэт обратил внимание на оду Горация, которая и вдохновила его на написание стихотворения «Памятник», ставшим, по сути, вольным переводом одноименного произведения древнеримского поэта. В своём «Памятнике» Гораций поделился идеей величия истинного художника-творца

Тема бессмертия поэта и его литературных трудов была настолько близка Державину, что он стал одним из первых русских авторов, который задумался о собственном предназначении и начал воспевать талант и поэтическую славу.

Песня Лосика (А. Нуллер)

Я Лосик-матросик
Рулю кораблем,
И чайка садится
На носе моем.
Хотел я сказать,
Что на нос корабля…
Скорей бы, скорей бы
Родная земля!

Надуло мне в роги,
А может, «в рога»,
А вдруг в океане
Я встречу врага?
А вдруг ураган
Меня смоет волной?
А вдруг кашалот
Меня схватит шальной?

Промокли копыта.
А вдруг простужусь?
На острове дальнем
Кому я сгожусь?
А вдруг меня схватит
Большой лосеед
И сразу проглотит
Меня на обед?

Я руль поверну
И подумаю так:
Скорей бы на берег
Вернулся моряк.
Я нюхаю воздух
И чую вдали
Малиновый ягель
Родимой земли.

Ах если бы, если б
Вернулся домой
Я, беленький Лосик,
С рогами, живой!
С копытами я бы
Залез на кровать
И сразу бы начал
Свой ягель жевать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: