Основной сюжет произведения
Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это — внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.
Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику — она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.
Временной промежуток пьесы — несколько недель ранней весны. Время года — важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей — мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них — Актера.
История создания пьесы
Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.
Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров — она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.
Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен — в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.
Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона — В. Качалов, Луки — И. Москвин, Насти — О. Книппер, Наташи — М. Андреева.
Судьба Анны на дне: погружение в море темноты и отчаяния
Анна, когда-то была красивой и счастливой девушкой, но обстоятельства жизни привели ее в зловещий подвал, где прячется бедность, пьянство и безнадежная судьба. Она теперь принимает любое предложение застольных товарищей, с одной целью — забыться и скрыться от реальности этого ужасного мира.
Анна является символом утраченных надежд и человеческой скверны. Она пытается совершить самоубийство под конец пьесы, отчаянно желая освободиться от тяжкого бремени жизни на дне. Ее судьба становится предостережением о последствиях безысходности и отчаяния.
Максим Горький, описывая судьбу Анны, демонстрирует, в какое отчаяние может погрузиться человек, оказавшись на дне общества. Эта картина безумия и мрака, пропитанная грустью и безысходностью, заставляет нас задуматься о глубине душевных страданий и потертых мечтах наших собратьев по несчастью.
Сохранение надежды
В хаосе и отчаянии, в которое погрузилась главная героиня Анна на дне своей жизни, надежда становится последней опорой. И даже когда кажется, что все потеряно, она продолжает существовать в сердце Анны, как неугасающий огонь.
Сохранение надежды – это борьба с собственными сомнениями и слабостями, позволяющая героине не потерять веру в лучшее будущее. Надежда даёт силы, мотивацию и желание идти вперёд, несмотря ни на какие преграды. В безнадёжной тьме героини Анны просыпается искорка – искра надежды, позволяющая увидеть свет в конце туннеля.
Именно сохранение надежды позволяет Анне преодолевать невероятные трудности, спасаться от бездна отчаяния и возвращаться к жизни. Без неё Анна была бы погружена в вечную пустоту и безысходность.
Таким образом, сохранение надежды становится ключом, открывающим двери к новым возможностям и переменам. Оно дарит героине силы для справления с прошлыми ошибками и тяжёлыми испытаниями на пути к счастью.
Встреча с рыбаком-спасителем
Одинокая ночь на дне морской бездны превратилась в мучительную трагедию для Анны. Отверженная обществом и погруженная в море темноты и отчаяния, она была готова сдаться под водой и предаться забвению. Но в последний момент ее жизнь обрела новый поворот благодаря встрече с рыбаком-спасителем.
Рыбак, чья дождливая ночь на море была прервана необычными звуками и плясками волн, услышал призыв о помощи. Как будто судьба привела его к Анне – иной разители и утешителю одновременно.
Рыбак, чье лицо заслонял густой бородой, преклонился над Анной, она взмахнула руками, как бы прощаясь со своей жалкой судьбой, она почувствовала вытягивающуюся руку спасения, а затем покинула морскую глубину, вернулась в мир света и пронзительного синего неба.
Рыбак стал для Анны родным духом, его доброта и забота помогла ей постепенно вернуться к жизни. Он научил ее ловить рыбу и поделиться пойманным сельдевым вкусом. Они проводили дни вместе, переливающиеся цветами и запахами моря, что помогло Анне почувствовать себя обретенной вновь.
Встреча с рыбаком-спасителем стала поворотным моментом в жизни Анны. Силы отчаяния иссякли, а настоящая надежда и свет вновь зажглись. Они доказали, что люди могут быть спасительными ангелами, приносящими гармонию и радость тем, кто оказался на дне.
Анализ роли Анны в пьесе «На дне»
Анна – молодая женщина, которая попала на дно общества и проживает в нищете и отчаянии. Ее образ символизирует безысходность, изнеможение и разочарование, которые охватывают общество в целом.
Анна является примером типичного представителя нижнего слоя общества, у которых нет ничего, кроме тяжелой работы, скудных условий жизни и постоянного голода. Она никогда не получала образования и не имела возможности подняться на социальной лестнице.
Анна выступает как передовая, борец, которая никогда не теряет надежды и продолжает бороться за свои права и справедливость. Она является голосом народа и критикой к социальной несправедливости и эксплуатации.
Взаимодействие Анны с другими персонажами позволяет показать несправедливость и безразличие общества к тем, кто живет в бедности и нужде. Она выступает в защиту бедных и отвергает всю ложь и лицемерие, которые присутствуют в спектакле.
Характеристики роли Анны | Описание |
---|---|
Сила духа и жизненная энергия | Анна не теряет надежды и продолжает бороться даже в самых тяжелых условиях. |
Жертва социальных обстоятельств | Анна оказалась на дне общества из-за своего положения и отсутствия возможностей для социального роста. |
Образец мужества и настойчивости | Анна не соглашается на оскорбления и пренебрежение со стороны других персонажей и борется за свои права. |
Символ социальной несправедливости | Анна отражает проблемы, с которыми сталкиваются люди из низшего социального слоя и показывает недостатки общества. |
Роль Анны в пьесе «На дне» имеет большое значение и позволяет зрителю задуматься о проблемах общества и социальной несправедливости. Ее образ дает понять, что бездна есть не только на физическом уровне, но и в душе человека.
Главные герои
Сатин — фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.
Заключение
Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.
Осмысливая слова Луки, Барон вспоминает свою прошлую жизнь.
Характер Анны
Читатель видит женщину уже смертельно больную. Чаще она лежит в углу, закрытая пологом. Иногда ей помогают выйти на улицу или сменить помещение, темное и тягостное. Нужда и страдания сделали женщину терпеливой. Она ждет смерти как облегчения. Судьба жалеет Анну. Перед смертью она встречается с Лукой. Старик разговаривает с ней, помогает успокоиться. Доброе отношение Луки напоминает о жизни в доме отца. Там тоже было все по-доброму. Терпение привело к гибели. Какие еще черты отличают персонаж:
Доброта.
Анна пытается внести мир в отношения жильцов подвала, успокаивает их.
Преданность. Больная отдает еду мужу-злодею. Она всю жизнь боялась съесть больше других, дрожала перед мужем, принимая, закон семейных отношений.
Скромность.
Женщина лежит, стараясь не привлекать к себе внимания, тихо стонет от боли.
Ум.
Анна понимает, что она не нужна миру, окружающему ее.
Стыдливость.
Нищета не сделала Анну порочной и распутной. Нет желаний мести, злости или страсти. Все воспринимается как должное, непоправимое.
Не смогла женщина противостоять Клещу, который, наверное, искал причину своих бед в жене. Слабость женщины использовал для своего утверждения в жизни. Рабочий не создал условий для жизни, не смог добыть столько денег, чтобы семья не нищенствовала. Виноватая и тихая Анна, уже больная, жалеет его.
Анна и ее стремление к спасению
Анна, хотя и находится на дне общества, не теряет надежды на лучшее будущее. Она активно борется за свое существование и не останавливается перед никакими преградами. Ее основной задачей является сохранение собственного достоинства и целостности личности в условиях нищеты и безысходности.
Анна не просто приспосабливается к сложившимся обстоятельствам, она ищет пути выбраться из безвыходной ситуации. Она стремится найти работу и улучшить свое положение. Анна активно общается с другими персонажами пьесы, пробуя найти союзников и помощь в своих усилиях. Она не соглашается на безысходность своего положения и не боится рисковать, чтобы добиться спасения и стать частью более справедливого мира.
Стремление к спасению для Анны означает не только выживание физическое теле, но и сохранение своей человеческой сущности. Она хочет сохранить свою честь и достоинство, несмотря на окружающую ее порочность и безнравственность.
Анна — символ силы и жизненной силы, который постоянно борется со злом и безправием. В своих действиях она проявляет отвагу и решительность, несмотря на постоянные трудности и препятствия. Ее стремление к спасению является одним из главных движущих сил пьесы «На дне».
Сочинения по русской литературе
-
«Герой нашего времени» — главные герои
(746)Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…
-
«Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
(720)Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…
-
«Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
(697)Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…
-
«Маленький человек» в произведениях Гоголя
(682)Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…
-
«Судьба человека» главные герои
(792)Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…
-
1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
(577)Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…
Список героев с характеристикой
Костылев (Михаил Иванович Костылев) – владелец ночлежки для бедных. Ему 54 года, женат на Василисе Карповне. Жадный, подлый. Наводчик, скупщик краденого у Васьки Пепла. Притворяется верующим. Оскорбляет жену («нищая», «свинья»), ее сестру Наташу бьет и держит за служанку, дармоедку. Убит в драке Васькой Пеплом.
Василиса Карповна – 26-летняя красивая жена Костылева, любовница Васьки Пепла. Участвует в сбыте краденого. Подговаривает Ваську убить мужа-«клопа». Хитрая, гордая, жестокая, корыстная. Брошенная Васькой ради Наташи, избивает сестру. Попадает в тюрьму как заказчица убийства мужа.
Васька Пепел – 28-летний жилец ночлежки, вор, сын вора, судимый. В доле с Костылевым по кражам, любовник Василисы Карповны. Хочет начать новую жизнь с Наташей в Сибири, решительный, неплохой парень, грамотный. Отказавшись убивать Костылева по заказу Василисы, случайно убивает его в драке за Наташу. Попадает в тюрьму и выдает злую Василису за заказчицу. Наташа отказывает ему, думает, что сговор с сестрой был.
Актер (Сверчков-Заволжский) – жилец ночлежки, бывший актер лет 40. От пьянства потерял работу (не может запомнить текст). Пьет за чужой счет (с Сатиным, Васькой Пеплом). Незлой (выводит Анну на воздух), верит Луке, что еще не поздно начать жизнь с нуля, вылечиться от алкоголизма в больнице. Сатин высмеивает его планы. После ухода Луки Актер, потеряв надежду, вешается.
Сатин (Константин) – жилец ночлежки, бывший телеграфист, эрудит, шулер, пьяница лет 40. Образованный, неглупый, судим за то, что случайно «убил подлеца» за честь сестры. Работа для него рабство. Любит необычные словечки. Пьет с Актером. Готов идти в свидетели, чтобы защитить Ваську Пепла, обвиненного в убийстве.
Барон – жилец ночлежки, разоренный и судимый за растрату дворянин, ему 33 года. Образованный, иногда строит из себя барина. Пытается стать шулером, помогает за гроши торговке Квашне, берет деньги у сожительницы Насти, которую высмеивает за романтичность.
Настя – обитательница ночлежки, видимо, проститутка. Ей 24 года. Барон – ее сожитель. Добрая, наивная, верит в любовь, читает дамские романы. Сочиняет, что у нее есть достойный жених. Умеет постоять за себя. Хочет уйти из ночлежки. Разочарована в жизни.
Бубнов – жилец ночлежки, бывший скорняк, теперь пьяница и шьет шапки, ему 45 лет. Хотел убить изменницу-жену, но потом просто ушел, бросив мастерскую (она на жену оформлена). Как и многие жильцы, должник Костылевых.
Клещ (Андрей Дмитриевич Клещ) – слесарь, ему 38 лет, есть чахоточная жена Анна. В ночлежке недавно, верит, что он, рабочий человек, не вор и шулер, выкарабкается. Груб с женой, раньше бил ее. Продает инструмент, чтобы похоронить жену. Ему страшна «правда» жизни, уверен, что придется помирать с голоду, потом свыкается.
Лука – 60-летний странник. Гуманный, мудрый человек, который пытается поддержать всех в ночлежке в хороших делах: чтобы Актер не пил, Наташа – вышла за Ваську Пепла и проч. Вероятно, бывший каторжник без документов. Однажды тайком уходит из ночлежки. Оценка персонажа двоякая: он жалостливый, говорит правильные вещи, но на деле никого не спас. Автор считал, что человек должен бунтовать, а не смиряться.
Квашня – обитательница ночлежки, торговка на базаре, ей лет 40. Вдова после мужа, который ее бил. С независимым характером. В итоге выходит за Медведева, думает, что он будет ей помощник, но он ленится, раз она даже поколотила его. Жалеет больную Анну.
Наташа – сестра Василисы Карповны, 20 лет. Хорошая, порядочная, с душой, безответная. Костылев бьет ее, сестра – тоже (из ревности, из-за того, что Васька Пепел ее бросил ради Наташи). По совету Луки готова выйти за Ваську. После побоев от Костылевых попадает в больницу, Пеплу уже не верит.
Анна – жена Клеща, чахоточная, умирающая. Вся жизнь ее прошла в нужде и побоях. Добрая, смиренная. Жалеет себя за горькую долю, готова отдать еду мажу, так как он «работник». Клещ хоронит ее.
Медведев (Абрам) – 50-летний полицейский, дядя Василисы и Наташи. Делает вид, что не в курсе, что Костылев с Васькой Пеплом занимаются сбытом краденого. Женится на Квашне, уходит в запой, когда жена его отлупила.
Алешка – жилец ночлежки, пьяница и гармонист, ему 20 лет. Махнул на себя рукой, ничего не хочет от жизни. Лука жалеет его. Алешка выдал всем, что Квашня побила мужа.
Татарин и Кривой Зоб – обитатели ночлежки, крючники (грузчики). Если первый осуждает шулера Сатина, второй считает, что выживать можно и так.
Роль женских образов по пьесе На дне (Горький А. М.)
Пьеса “На дне” – достаточно сложное, но очень интересное произведение Горького. Автору удалось соединить в нем бытовую конкретику и обобщенные символы, реальные человеческие образы и отвлеченную философию. Мастерство Горького особенно проявилось в описании, таких непохожих друг на друга, обитателей ночлежки. Важную роль в произведении играют женские образы.
Наташа, Василиса, Настя, Анна, Квашня – очень интересные и своеобразные персонажи.
Эти женщины опустились на самое “дно” жизни, их вид удручает и вызывает у читателя горькие чувства. Обычно, женщина является символом прекрасного, чистого и светлого. Женский образ – это образ нежности, любви и материнства. Однако, Горький демонстрирует читателю совсем другую сторону жизни. Когда женщина оказывается в страшных и жестоких условиях,
она вынуждена вести себя несколько иначе. Кто-то попытается выжить, торгуя собой, а кто-то сломается и смертельно заболеет, не выдержав тяжелого гнета. Рассмотрим конкретные образы из пьесы.
Можно представить себе, насколько жестоким был ее муж, и какой несчастной была их семейная жизнь, если женщина так радовалась смерти супруга, что просто не могла счастью своему поверить. Но, несмотря ни на что, Квашня осталась чуткой к чужому горю и не утратила свою человечность. Она жалеет умирающую Анну и пытается накормить ее пельменями.
Вот только замуж она больше не пойдет, даже за принца, хватит, настрадалась.
Следующая героиня пьесы – несчастная женщина по имени Анна. Она тяжело больна и находится при смерти. Ей многие сочувствуют, жалеют и пытаются облегчить
муки последних дней жизни. Только Клещ, ее муж, по-прежнему груб и равнодушен к Анне. Она привыкла к его жестокости и терпеливо воспринимает такое поведение супруга.
Анна символизирует собой всех женщин, которые считают грубость нормой семейных отношений. Даже, находясь на пороге смерти, она заботится о своем равнодушном и черством муже (предлагает поесть пельменей, которые оставила для нее Квашня).
Анне всего тридцать лет, она умирает, и ничего светлого нет в ее существовании.
Девушка Настя читает бульварные романчики, мечтает о возвышенных чувствах, о светлой любви, но в жизни ее окружают низость и грязь, пошлость и грубость.
Она рассказывает сожителям сладкие сказки о любви, которые рождаются в ее воображении. Над ней откровенно насмехаются, ведь Настя – обычная проститутка, о чистой и настоящей любви она может только мечтать.
Единственная для нее возможность забыть обо всем этом – напиться.
Василиса – является представительницей “хозяев жизни”, ведь она – жена хозяина ночлежки. Но владельцы “дна” слабо чем отличаются от его обитателей. Сохранить человеческий облик практически невозможно, если ты постоянно находишься в зверинце.
Василиса – это властная, бесчувственная и жестокая женщина, которая любит только деньги. Ее любовник Васька Пепел, вор, у которого отсутствуют моральные принципы, и тот замечает, что в этой женщине нет души. Ее внешняя красота противопоставляется внутреннему уродству.
Она клянется Пеплу в любви и толкает его на воровство. Потом узнает, что он любит ее сестру Наташу и обещает отдать ее ему, если Пепел убьет Костылева, супруга Василисы. Затем хозяйка ночлежки начинает жестоко издеваться над сестрой. Она злится на Наташу и мстит ей за то, что от нее ушел любовник.
Наташа ничего не может ей ответить, она, по природе своей, добрый и мягкий человек, способный сочувствовать чужому горю. Увидев однажды Наташу с Пеплом, Василиса приходит в ярость и, заперев сестру в доме, избивает ее до полусмерти.
Наташа уже готова идти даже в тюрьму за Пеплом, только бы не возвращаться в дом к Василисе. Она попадает в клинику, а оттуда исчезает в неизвестном направлении, спасаясь от жестокости родной сестры.
Василиса же, наверняка, сможет выкрутиться и избежать тюрьмы. Она продолжит прежнюю жизнь, поскольку только с таким характером, как у нее, можно выжить в этих чудовищных условиях.
Каждая героиня пьесы интересна по-своему. Именно через женские образы читателю лучше всего удается почувствовать те бесчеловечные условия жизни, в которых оказались обитатели ночлежки.
Сочинение про Анну
Анна — несчастный и измученный персонаж в произведении Максима Горького “На дне”. Девушка живёт бедно, обитает с мужем в ночлежке. Она больна чахоткой и дожидается скорой смерти. Супруг Анну совсем не уважает и не считается с её интересами, он занят своими делами и приближающаяся гибель жены особо его не тревожит. Иногда он применяет физическую силу и издевается над ослабленной девушкой.
Анна морально истощена, ей надоело такое нищенское и несправедливое существование, она не в состоянии купить себе нормальную одежду, носит старые лохмотья и вынуждена считать каждую копейку. Ситуацию еще больше усугубляют козни жестокого мужа, он не любит её и не желает меняться. Сущность Анны — это поведение жертвы, она слаба, и морально, и физически. Даже когда хозяйка ночлежки из жалости оставляет ей тарелку пельменей, та отдаёт их мужу, ещё больше теряя свое самоуважение.
Героиня часто задумывается о том, что с ней будет после смерти и опасается, что мучения и страдания продолжатся, ведь только их она и видела в своей жизни. Но пришедший в ночлежку старик Лука успокаивает Анну и уверяет, что на том свете будет полный покой. И даже когда судьба отбирает у неё жизнь, тираничный муж все равно проявляет полное безразличие — он не может вовремя найти средства на похороны и тело остаётся на какое-то время в ночлежке с другими соседями.
В произведении показан собирательный образ всех женщин, терпящих унижение и моральное насилие в семье. Раскрывается вся суть такого жертвенного существования, вплоть до вывода, что единственным спасением становится смерть. Хоть произведение и было написано в прошлом веке, данная тема актуальна и сегодня. Многие женщины попадают в такие сложные ситуации и не могут найти из них выход.
Мне по-человечески жаль Анну, жаль, что такой коварной бывает судьба, и ни в чем не повинные люди страдают и умирают от страшных болезней. Я считаю, что доброта и мягкотелость в характере человека не должны быть поводом для издевательств со стороны других людей.
Судьба героини
Анна – молодая женщина. Ей всего 30 лет. Если пропустить указание автора на возраст, то можно ошибиться и решить, что женщина измучена длительным трудом и тяжелой жизнью. Судьбе Анны не позавидовать. Она заболела из-за побоев мужа. Сорокалетний слесарь Андрей Митрич Клещ уважает себя: рабочий человек. К жене относился с жестокостью, которая привела к болезни. Съедает больную чахотка. Некоторые жильцы видят, что Андрей Митрич злой:
- Костылев упрекает мужика: «…от твоего злодейства…» заболела жена.
- Квашня говорит: «…заездил жену-то до полусмерти…», «…с… злыднем жила».
Женщина помнит только побои и обиды. Современному читателю сложно представить, как можно довести 30-летнюю женщину до гибели. Болезнь не изменила Клеща. Он недоволен: у жены положение лучше, чем у него: постель, еда. Жалко даже глотка свежего воздуха, свое здоровье дороже. Не познала женщина семейного благополучия и простого женского счастья.
Роль Луки в произведении
Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг «еще немножко… пожить». Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот «сказки говорит» приятно, ведь так мало на свете хорошего.
Несколько интересных сочинений
Анна является одним из персонажей пьесы М. Горького «На дне». Ее героиня тридцати лет смертельно больна чахоткой и понимает, что скоро умрет. Она живет вместе с супругом Андреем Клещом – безработным слесарем. Анна устала от жизни в нищете, жизни, в которой приходится на всем экономить и носить лохмотья.
Она воплощает собой непорочное страдание, не запятнанное греховными страстями и стремлениями. Никому не нужная старуха – именно так, несмотря на молодой возраст, ощущает себя Анна. Она тонко чувствует насколько ущербным, является мир обитателей ночлежного дома, которые, несмотря на это искренне сочувствуют и всячески пытаются помочь девушке в отличие от ее равнодушного и раздражительного супруга. Он лишь оскорбляет, унижает и бьет ее. Анна очень смиренно относится к своей болезни и к подобному отношению супруга. Она продолжает окружать его заботой. Ради этого равнодушного эгоиста она готова на все, она даже последний кусок хлеба отдаст ему, а он, опасаясь, простудиться даже в глотке свежего воздуха ей отказывает. Его поведение лишь усугубляет состояние обессилившей Анны.
Анна настолько забита и затравлена, что смерть для нее единственный выход из этого ада, лишь одно ее пугает – быть обреченной на муки и в ином мире тоже. Она понимала, что изменить ничего уже нельзя и просто смирилась. Она грезит лишь об одном – хотя бы там обрести долгожданный покой и отдохнуть от тягот земного существования.
Единственным утешением Анны перед смертью становится странник Лука, который убеждает ее в том, что в ином мире она сможет, наконец отдохнуть. Лука обещает, что за все мучения ее ждет вознаграждение. Ее несбыточные мечты единственное о чем она думает умирая.
Автор характеризует образ героини как никому не нужной в мире вещи. На время всей пьесы ее персонаж обездвижен, ее передвигают по сцене, могут с легкостью забыть на кухне, перенести при необходимости. Даже после смерти ее не спешат хоронить и лишь спустя какое – то время выносят так, словно она была всего лишь реквизитом.
Образ Анны трагичен и воплощает судьбы всех женщин, не сумевших обрести счастья в браке, всех женщин обиженных судьбой и морально истощенных. Поведав о том, как несправедлива судьба по отношению к молодой девушке, автор рассказывает о периоде в жизни русского общества, когда лишенные всего люди, опускаясь на социальное дно, ведут жалкую жизнь, но при этом не перестают грезить о светлом будущем.
Судьба героини
Анна – молодая женщина. Ей всего 30 лет. Если пропустить указание автора на возраст, то можно ошибиться и решить, что женщина измучена длительным трудом и тяжелой жизнью. Судьбе Анны не позавидовать. Она заболела из-за побоев мужа. Сорокалетний слесарь Андрей Митрич Клещ уважает себя: рабочий человек. К жене относился с жестокостью, которая привела к болезни. Съедает больную чахотка. Некоторые жильцы видят, что Андрей Митрич злой:
- Костылев упрекает мужика: «…от твоего злодейства…» заболела жена.
- Квашня говорит: «…заездил жену-то до полусмерти…», «…с… злыднем жила».
Женщина помнит только побои и обиды. Современному читателю сложно представить, как можно довести 30-летнюю женщину до гибели. Болезнь не изменила Клеща. Он недоволен: у жены положение лучше, чем у него: постель, еда. Жалко даже глотка свежего воздуха, свое здоровье дороже. Не познала женщина семейного благополучия и простого женского счастья.
Сочинение Анна в пьесе На дне
Анна – один из второстепенных персонажей шедевра русской классики, пьесы Максима Горького «На дне». Её образ является самым трагичным в произведении.
Ей 30 лет, она замужем за простым слесарем, Андреем Клещом. Женщина тяжело больна чахоткой, туберкулёзом лёгких. Она чувствует скорое приближение смерти и очень слаба из-за своего недуга. Анна практически ничего не ест, преимущественно всё время лежит в постели, так как ни на что другое у неё не хватает сил, она страдает от постоянных приступов удушающего кашля.
Муж относится к ней холодно и равнодушно, с явной раздражительность и упрёками, иногда женщине даже приходится терпеть от него побои. Клещ отказывается даже открыть дверь по просьбе жены, аргументируя это тем, что боится заболеть, как она. Несмотря на это, Анна продолжает ухаживать за ним, отдаёт супругу всё самое лучшее и покорно сносит его жестокость. Автор воплощает в её персонаже всех женщин с тяжёлой судьбой и несчастливых в браке. Казалось бы, она ещё так молода, но у Анны уже не осталось никаких жизненных сил, болезнь, безденежье и моральное истощение подкосили ее, она уже давно смирилась с установившимся положением вещей и считает, что уже поздно пытаться что-либо изменить.
Облегчить мучительную участь Анны пытается странник Лука. Он прибегает к обману, чтобы хоть как-то утешить и успокоить несчастную женщину. Обещает, что на небесах её ожидает гораздо лучшая жизнь и душевное спокойствие, что она будет щедро вознаграждена за свои лишения и страдания на земле.
Вскоре болезнь побеждает и силы покидают Анну, она умирает, так и не узнав семейного благополучия и простого человеческого счастья.