Биография
Фирс Николаевич — 87-летний старик, слуга, который всю жизнь прислуживал семье Раневской и Гаева.
В прошлом Фирс — крепостной, принадлежавший к старому поколению слуг. Он прислуживал ещё дедушке Раневской и уже тогда, будучи молодым парнем, служил в качестве старшего камердинера, что указывает на такие личные качества, как ответственность, дисциплинированность, безупречное выполнение своих прямых обязанностей.
Большим потрясением для Фирса стала отмена крепостничества. Все представления о жизненном порядке были разрушены для слуги, который, к тому же, был искренне привязан к своим господам. Именно по этой причине он отказался от вольной жизни, оставшись прислуживать Раневской и её брату.
Фирс — старый больной человек. Однако ни преклонный возраст, ни слабое здоровье не мешали ему по-прежнему безупречно исполнять свои обязанности.
После продажи имения Раневская собиралась отправить больного Фирса в больницу, но в суматохе никто не проконтролировал её распоряжение, и старый слуга остался один в заколоченном доме, где и остался умирать, позабытый всеми.
Сочинение про Фирса
Произведения Гоголя всегда были наполнены темами, которые будоражили умы его современников, заставляя их размышлять над тем или иным вопросом, говоря иначе, он заставлял людей мыслить, пытаясь направить их на путь просветления и осознанности, и неважно кто эти люди. Так в своём произведении “Вишнёвый сад” он обсуждает с читателем тему отмены крепостного права, возможных последствий данного события, и прочих вещей, насчёт которых неплохо было бы поразмышлять вместе
Собственно, он так и сделал в своём произведении. А именно в данном произведении он размышляет через образ Фирса
Так в своём произведении “Вишнёвый сад” он обсуждает с читателем тему отмены крепостного права, возможных последствий данного события, и прочих вещей, насчёт которых неплохо было бы поразмышлять вместе. Собственно, он так и сделал в своём произведении. А именно в данном произведении он размышляет через образ Фирса.
Через его образ автор передаёт нам всю ту гамму эмоций, которую испытывало старое поколение, привыкшее к устоявшимся нормам и правам. Через образ Фирса также прослеживается проблема консерватизма, то есть отрицания всего нового и революционного, так как старое общество привыкло к устоявшимся правилам и не хотело их менять, именно этим и объясняется излишний консерватизм Фирса. Он попросту боится потерять ту жизнь, к которой о привык, и которую он полюбил всем сердцем. А в процессе повествования мы узнаём, что эту самую жизнь у него, можно сказать, отняли, из-за чего он очень сильно негодует, так как привык подчиняться, и быть подчиняемым. Единственным оплотом его старой жизни является вишнёвый сад, в котором он чувствует себя как бы в прошлом, переносясь в то время, которое является для него приятным и лучезарным. Исходя из всего этого, образ Фирса становится понятным и максимально ясным.
Фирс человек старой эпохи, не воспринимающий ничего нового, и не желающий перемен в своей жизни, по правде говоря, его с лёгкостью можно назвать человеком весьма консервативного характера и образа жизни. Так как он привык ко всему старому, отмена крепостного права, что само по себе весьма ново для России, заставляет его чувствовать себя очень неуютно даже дома, и только в своём вишнёвом саду он может ощущать полную безопасность и безмятежность.
Также через его образ, автор говорит с читателем, обсуждая вопрос правильности решения власти отмены крепостного права, так как его терзали подобные мысли, и он часто думал о том, что же может произойти в итого после данного события. Куда же повернет вектор развития его родины после отмены столь ужасной вещи как крепостное право.
Сочинение Образ и характеристика Фирса
Охарактеризовать такого героя, как Фирс можно очень неоднозначно. Он является своеобразным отголоском прошлого в пьесе «Вишнёвый сад», поскольку считает крепостное право чрезвычайно лёгким для понимания и держится на его стороне. В новом мире, где крепостное право не действует – он лишний, в плане склада ума и устоев, которых он придерживался всю жизнь.
Сам Фирс олицетворяет «Дух усадьбы», он хранит её традиции и выполняет в ней роль няни для «детей в возрасте» — Гаева и Раневской. Однако, даже являясь пережитком прошлого, Фирс складывает о себе впечатление, как о человеке рассудительном, с рациональными мыслями. Когда все слуги в пьесе «Вишнёвый сад» имеют не только свою характеристику, но и заимствуют черты хозяев, то Фирс отнюдь не такой, он, скорее всего, антипод своих хозяев. Автор как бы подчёркивает в нём те характеристики, которых нет в Гаеве и Раневской.
В то же время между Дуняшей и Раневской можно провести определённую параллель, а Яша, является зеркалом всего дворянского класса. Сам вишнёвый сад отражает стабильность и порядок всего мира, как образ жизни Фирса и его прошлого. Он главное лицо, которое демонстрирует качества которых нет в других персонажах, а его полным противопоставлением является Яша. Так же смерть Фирса означает окончание старых порядков, которые тянулись за ним всю жизнь.
Таких образов героев множество и у других писателей, они имеют схожие характеристики, вроде трудолюбия, преданности и доброты. Все они любят своих хозяев, не нарушают традиций и являются, в своём роде, хранителями старого времени, его недостатков и положительных сторон
Хоть в пьесе и выделяется второстепенная роль для Фирса, но он вполне может претендовать на важное место в пьесе
Образ и характеристика Фирса в пьесе Вишневый сад
Сейчас читают:
Характер Катерины в пьесе Гроза сочинение
Катерину Кабанову можно назвать главной героиней пьесы «Гроза». Она, по словам критика Белинского, является «лучом света в темном царстве». Город Калинов, где она живет вместе с мужем, свекровью и сестрой мужа, не отличается чистой нравов и быта.
Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение
Павел Афанасьевич Фамусов — признанный столичный «туз». На первый взгляд, в его фамилии ничего «говорящего» нет – во всяком случае, с точки зрения человека, хорошо владеющего русским языком
Но все дело как раз в том, что корень этой фамилии
Сочинение-рассуждение Дружба 9 класс ОГЭ 15,3
Дружба является очень важной вещью в жизни людей. Возраст людей для дружбы не очень важен, потому что дружить можно в любом возрасте
Сколько бы лет не было человеку, он нуждается в друзьях.
Сочинение по картине Шевандроновой На террасе 8 класс
Однажды на уроке литературы наш учитель рассказывал о русских живописцах двадцатого века. Классу было очень интересно послушать о восхитительных художниках того времени. Когда преподаватель принялся показывать дубликаты картин
Сочинение на тему Моя любимая книга 5 класс
Сочинение на тему 5 июня всемирный день окружающей среды
Мир, в котором мы живем необходимо беречь. Сейчас, когда работают заводы и фабрики и много химических веществ атмосфера планеты загрязняется. Проблема смога постигла уже Китай.
Экранизации
Пьеса «Вишневый сад» востребована среди театральных постановщиков. Каждый режиссер рано или поздно обращается к творчеству Чехова, таящему в себе идеи, актуальность которых не теряется с течением времени. Философия драматурга интересна и кинопостановщикам, поэтому произведение часто экранизируют. «Вишневый сад» можно было увидеть на экранах с 1936 года
Первым режиссером, обратившим внимание на пьесу, стал Тиэко Хагиясяма. Затем коллеги из Британии и Германии предлагали вниманию публики многосерийные телевизионные проекты по мотивам пьесы
Первые полнометражные работы по мотивам произведения Чехова появились во второй половине 20 века.
Актер воплотил образ старого камердинера в картине 1983 года. Он же выступил режиссером фильма. Пол Карран сыграл роль слуги в ленте 1991 года. Александр Граве выступил в образе Фирса в ленте 1993 года Анны Чернаковой «Вишневый сад. Фантазии на тему». В фильме Михалиса Какояниса 1999 года Фирса сыграл Майкл Гоф. изобразил камердинера Гаева и Раневской в картине «Сад» Сергея Овчарова, снятой в 2008 году.
Вишневый сад воспринимаемый Фирсом: подтекст и значения
Метафорический смысл вишневого сада как символа скоропостижной смены эпох виден не только в отношении Фирса, но и в действиях и репликах других персонажей. На протяжении всей пьесы вишневый сад выступает как метафора уходящей эпохи и невозможности сохранить старые ценности в новом мире.
Действие | Фирс |
---|---|
Акт 2 | Фирс пытается убедить Любовь Раневскую сохранить сад |
Акт 3 | Фирс говорит о том, что ничто не останется от вишневого сада |
Акт 4 | Фирс погибает в саду, который вырубают |
- Фирс видит вишневый сад как символ прекрасного прошлого, несмотря на его неминуемую гибель.
- Он пытается убедить Любовь Раневскую сохранить сад, но безуспешно.
- Фирс погибает в саду, который вырубают, символизируя гибель старых ценностей.
Как Чехов относится к своим героям?
А. П. Чехов любил своих героев, но никому из них не мог доверить будущего России, даже Пете Трофимову и Ане, прогрессивной молодежи того времени.
Герои пьесы, симпатичные автору, не умеют отстаивать свои жизненные права, они страдают или молчат. Страдают Раневская и Гаев, потому что понимают, что ничего не смогут изменить в себе. Их социальный статус уходит в небытие, и они вынуждены влачить жалкое существование на последние вырученные средства. Страдает Лопахин, так как осознает, что ничем не может им помочь. Сам же он не рад покупке вишневого сада. Как бы он ни старался, но все равно не станет его полноправным хозяином. Именно поэтому он решает сад вырубить и распродать землю, чтобы впоследствии забыть об этом как о страшном сне. А как же Петя и Аня? Разве не на них возлагает надежды автор? Возможно, но эти надежды весьма туманны. Трофимов в силу своего характера не способен предпринимать каких-либо радикальных действий. А без этого ситуацию изменить нельзя. Он ограничивается только разговорами о прекрасном будущем и все. А Аня? В этой девушке заложен чуть более крепкий стержень, чем в Петре. Но в силу ее юного возраста и жизненной неопределенности перемен от нее ждать не стоит. Возможно, в далеком будущем, когда она расставит для себя все жизненные приоритеты, от нее можно будет ожидать каких – либо действий. А пока она ограничивается верой в лучшее и искренним желанием посадить новый сад.
На чьей стороне Чехов? Он поддерживает каждую сторону, но по-своему. В Раневской он ценит неподдельную женскую доброту и наивность, хоть и приправленную душевной пустотой. В Лопахине ценит стремление к компромиссу и к поэтической красоте, хотя он и не способен оценить настоящую прелесть вишневого сада. Вишневый сад – это член семьи, но об этом все дружно забывают, Лопахин же вообще не в состоянии этого понять.
Характеристика
В пьесе Чехова «Вишневый сад» Фирс является надежным слугой. Ему уже 80 лет, он почти лишен слуха. Мужчина считает свою работу важным делом, так как продолжает соблюдать порядок в поместье. Старик искренне заботится о Гаеве, подавая ему одежду и следит, чтобы тот надевал теплую одежду в плохую погоду.
Фирс в пьесе обозначает старые порядки. Автор повествует, что мужчина не ссорится с людьми. Опираясь на опыт, он стремится научить молодежь старинным истинам, но не все люди довольны такими нравоучениями. Он считает, что раз он дожил до сих пор, то Бог сохраняет его от несчастий.
Фирс похож на старого пса, бродившего по роскошной усадьбе. Он переживает за здоровье хозяев. Он содержит быт, проявляя заботу о людях.
Чехов противопоставляет Фирса другим слугам. По сравнению с Яшей он не ищет выгоды для жизни, не пытается отобрать деньги. Старик старается качественно выполнить все поручения. Он посвящает делу всю жизнь. В результате его в одиночестве оставляют в усадьбе, а мужчина начинает ждать, что за ним придут любимые люди. Он верит, что он нужен хозяевам. Смерть приходит к нему в том месте, где мужчина прожил тяжелую и счастливую жизнь.
Образ Фирса обозначает в повести простую жизнь. Он остается востребованным человеком. Гаев был для слуги в качестве сына, нуждающимся в заботе. Гаеву эта забота была удобна, но хозяину было 50 лет.
Фирс является не просто слугой, его считают свидетелем разных эпох. Он привык к крепостной жизни, поэтому не примет серьезных изменений в обществе. Для него данные условия жизни является правильным решением. Если он останется слугой, то окажется для семейства ценным человеком.
У заботливого старика единственными родственниками являются хозяева. Фактически он является одиноким и немощным стариком, заботящийся о разных членах семьи и благополучии в поместье.
Его волнует мысль, что сад с усадьбой продали другим людям. В результате Чехов пожалел мужчину. Он подарил ему замечательную смерть, так как он его сердце не сможет выдержать происходящих перемен. Мужчина закончил жизнь в родной усадьбе. В доме, где он был самым главным человеком, решавший все трудности хозяев. В его родном поместье начиналось и заканчивалась его счастливая жизнь.
Он честно выполнял свои обязанности, а теперь после продажи усадьбы он становится обузой для хозяев, но он остался верным человеком, соблюдавшим порядок в поместье.
Возраст, внешность, речевая характеристика
Моми 87 лет. Он работает слугой в имении Гаевых у помещицы Раневской и ее брата. Отцовское имя Моми — Николаевич, но никто не называет старика по отцовскому имени, кроме его служанки Дуняши. Для всех он просто Фир. Этот герой идет торопливо, но опирается на палку
Автор обращает внимание на то, что он всегда опрятно одет. Встречать свою хозяйку, прибывшую из Парижа, лакей отправился в старой одежде и высокой шляпе
Обычно он ходит дома в туфлях, белом жилете и пиджаке. Перед тем как обслужить господ за столом, лакей надевал белые перчатки. На балу он обслуживал гостей во фраке. Автор акцентирует внимание на его одежде, тем самым показывая святое уважение старого слуги к старым обычаям жизни в поместье.
Пихта часто вспоминает прошлое, обладает хорошей памятью и ораторскими способностями. Однако около трех лет назад у старого слуги появилась привычка что-то бормотать. Все вокруг привыкли к этому и не обращают внимания на его бормотание.
Пьеса «Вишневый сад»
Поклонник крепостничества, старый Фирс демонстрирует неразрушимую, веками лелеемую связь слуги и барина. Отмена привычной кабалы разрушает его жизнь, так как теперь он становится лишним и ненужным в обществе, где еще недавно на него опирался весь быт. Поэтому вокруг мужчины царит непонятный ему хаос. Фирс выступает своеобразным хранителем семейного гнезда, следит за хозяйством, остается нянькой для выросших на его глазах барчуков, продолжая следить за их внешним видом. Несмотря на отстраненность от жизненных реалий, Фирс сохраняет способность рационально мыслить.
Привязанность к хозяевам связана у героя с искренними переживаниями, так как он потратил на них свою жизнь. Поэтому он трогательно плачет при встрече с Раневской и продолжает оправлять одежду Гаева. Оставшись в запертом на зиму доме, перед смертью Фирс не думает о своих нуждах, хотя к этому располагает обретенная свобода. Его больше волнует то, как чувствуют себя его подопечные, которые забыли о нем.
Контрастно выглядит непутевый франт Яша, состоящий при недалекой барышне Раневской, на фоне основательного Фирса. Старик погибает без внимания, потому что до него никому нет дела, хотя окружающие видят его состояние.
Чехов проводит своеобразные параллели между хозяевами и слугами. В сравнении с Дуняшей и Яшей, копирующими нравы господ, Фирс олицетворяет качества, которых не хватает нынешним дворянам. Мудрый, верный своему делу и дорогим людям, преданный и добрый Фирс вызывает уважение автора и читателя.
Запоминающиеся персонажи пьесы Чехова
В произведении Антона Павловича Чехова “Вишневый сад” каждый персонаж очень важен и по-своему раскрывает смысл произведения.
Раневская Любовь Андреевна
Главная героиня произведения — женщина средних лет с очень тяжелой судьбой. Её супруг очень рано ушел из жизни, оставив после себя огромное количество долгов, тогда она нашла утешение в обществе нового любовника.
За вечными весельями и беззаботной жизнью она перестала уделять время своему сыну, и вскоре тот трагически умер. Чувство вины не дает ей покоя, и Раневская переезжает жить за границу, но и там не обретает желаемого покоя. Свой сад и имение она полюбила всей душой и сердцем, и до последнего пыталась их спасти, но не удалось.
По характеру Любовь Андреевна типичная женщина дворянского происхождения, но только с очень доброй душой. Она имеет следующие черты характера: образованность, щедрость, отзывчивость и умение красиво общаться. В повести она очень много рассуждает о жизни, о происходящем, поэтому этого персонажа можно смело назвать “человек-слово”.
Лопахин Ермолай Алексеевич
Другой главный персонаж произведения, который в отличие от Раневской “человек — дело”. Его судьба не может не удивлять читателя, ведь Лопахин является сыном и внуком крепостных крестьян. Добиться успеха в жизни и стать купцом ему помогли его основные черты характера, такие как: целеустремленность, ум, образованность и даже хитрость. Коммерческая жилка переборола в нём восхищение садом, и он всё-таки решился его уничтожить.
Трофимов Пётр
Этот персонаж когда — то имел отношение к дворянскому роду, но по стечению обстоятельств стал бездомным бродягой у которого остались лишь одни мечты о благоустроенной жизни и счастье. Но Пётр лишь говорит о них, абсолютно ничего не делая для их свершения.
Но всё же его разговоры настолько имеют какую-то силу, что ему удается заинтересовать своими идеями дочку Раневской. Этому персонажу не свойственны глубокие чувства к окружающим и происходящим вокруг событиям, и всё это он переживает абсолютно спокойно.
Анна Раневская
В повести Анна является родной дочерью Раневской Любовь Андреевны. Но её мать не испытывала большого желания заниматься её воспитанием, поэтому с 12 лет её воспитал родной дядя. Несмотря на отсутствие должного внимания взрослых и родных, Анна выросла с лучшими аристократическими качествами. Но ей все равно было свойственна определенная девчачья наивность и глупость, и это доказывает её заинтересованность в предложениях Петра Трофимова.
Варя
В произведении этот персонаж считается второстепенным, но играет не менее важную роль. Девушка по имени Варя является приемной дочерью Раневской, но на самом деле она как прислуга Любовь Андреевны.
В её обязанности входят все бытовые хлопоты по обслуживанию и прислуживанию хозяев. Варя и её желание служить Богу никем не воспринимается всерьез. Зато все всерьез хотят выдать её замуж за Лопахина, но тот тоже абсолютно безразличен к ней.
Симеонов Пищик
Это мужчина около сорока лет, который является таким же помещиком дворянского происхождения, как и Раневская. Их объединяет то, что оба они имеют множество денежных долгов. Симеонов позитивно относиться к жизни и ко всему происходящему вокруг себя. Он с легкостью принимает предложение об аренде своей земли, чем и решает свои финансовые проблемы.
В произведении показана борьба за вишневый сад, ставшим олицетворением старой жизни, в которой было место благородству, чистым мечтам и надеждам, красивым поступкам. В современных же реалиях сад стал оцениваться лишь с точки зрения коммерческого интереса, и для нового поколения дельцов в лице Лопахина он не представлял никакого интереса.
Наступил век прагматичности, в котором центральное место заняли деньги и практическая выгода, оставив в прошлом семейные и культурные ценности. Неизбежная смена поколений, когда на место старых сложившихся устоев приходят новые порядки и взгляды на жизнь.
Сочинение 2
«Вишневый сад», пожалуй, одно из моих самых любимых произведений у Антона Павловича Чехова. Сюжет повествования связан с ситуацией по отмене крепостного права. А вишневый сад выступает олицетворением минувших дней.
Фирс – один из самых моих любимых персонажей. Он самый здравый и логичный в своих суждениях по сравнению с другими героями данной пьесы. Фирс – это пожилой, если не сказать старенький, слуга – дворецкий, восьмидесяти семи лет. Такой преклонный возраст, но пожилой мужчина сохранил ясность ума и трезвость мыслей. Он прослужил в усадьбе Раневской всю свою жизнь, служил верой и правдой. Настолько привык к такой действительности, что не представляет, как быть, когда крепостное право отменят. Для Фирса отмена крепостного права – настоящая трагедия. Серьезно, у этого человека давным-давно сложилось свое мировоззрение. Для него нормальная ситуация, когда Россия живет по устройству «господин – лакей». Только в этом случае, по мнению старика, возможен порядок. Он как старый дуб, который нельзя ни выкорчевать с корнем, ни сломать, ни за что не поменяет свою позицию. Только одно это, на мой взгляд, достойно уважения. Да, при новом течении жизни Фирс ощущает себя, словно «не в своей тарелке», ему не по себе, он не понимает, для чего все эти изменения.
Тем временем Лопахин хочет выкупить у Раневской имение. Лопахин не просто купец, его дедушка был в свое время крепостным в этой самой усадьбе! А теперь хозяином будет внук крепостного. Как такое возможно? У Фирса это просто в голове не укладывается! Он живет, пока еще кому-то нужен, а нужен он и Любови Андреевне, и ее брату, Гаеву, который в свои пятьдесят лет не знает, как правильно надеть брюки. Ну, не ребенок ли? А для Фирса эти два человека и есть дети, которые никак не могут повзрослеть. Нужность, востребованность пожилого мужчины дает ему силы жить. Да, пусть он очень стар, пусть плохо слышит, но в нем нуждаются!
Как мне кажется старик Фирс – это прообраз вишневого сада, которого новый владелец задумал вырубить, а на его месте построить дачи. Вишневый сад – это сама судьба пожилого человека, которая сломалась вместе с эти садом. Это образ старой жизни, старого мира, который рушится и вместо него приходит обновление.
Лично мне кажется, что Фирс похож на верного сторожевого пса, который очень долго жил в усадьбе, служил господам, и не знает иной жизни. Мне очень жалко этого старика, когда, о нем забывают и уезжают, заколачивая дом. Он же один там умрет! Его смерть, это гибель старых устоев, на смену которым пришла новая эпоха.
Вариант 2
Фирс в этом произведении относится скорее к положительным персонажам. На фоне других, он удивляет собственным здравым смыслом.
Он является пожилым слугой, которому уже минуло восемьдесят семь лет. В его характере можно выделить спокойствие, равномерность, рациональность и усердие. Он живёт в то время, когда было отменено крепостное право. Для Фирса это целая трагедия. Дело в том, что старый слуга очень преданно служит своим господам. Он не понимает нововведения. Для него было всегда понятно такое отношения, когда есть господа, которые отдают приказания, и слуги, выполняющие их. Если у всех есть собственные обязанности и правила поведения, значит в стране всегда будет порядок. Когда же подобная иерархия нарушается, то приверженцы старых традиций не поймут, что же им делать. Ведь они продолжительное время существовали вместе со старыми обычаями, к которым они вполне привыкли. Поэтому с недавнего времени, после крепостной реформы, Фирс чувствует себя угнетённым. Он не знает, что ему делать, ведь теперь он никому стал не нужен. Поэтому он сильно опечален.
Однако старый слуга прекрасно знает, что Гаеве и Раневская не смогут справиться без его помощи. Он всегда им прислуживал, они практически ничего не делали самостоятельно. Пока что они ещё стали настолько взрослыми в эмоциональном плане, чтобы Фирс ушёл с работы со спокойной душой. А Гаев не способен даже надеть необходимые ему штаны, несмотря на то, что ему уже есть полтинник! Только потому, что эти двое ещё не встали на путь самостоятельности, Фирс ещё работает слугой.
Также особое отношение имеет Фирс к вишнёвому саду — основному предмету в этом произведении. С ним пожилой человек ассоциирует свои самые лучшие годы, когда он был ещё молодым слугой. Там раньше был крепкий и дружный мир, с его обитателями и традиционными устоями. Этому саду осталось совсем немного времени и его больше не будет.
Фирс походит на усадебного духа, который очень стар и пережил нескольких владельцев вишнёвого сада. Да и нынешних господ преданный слуга всегда уважает. Фирс — единственный, кто нескольких владельцев усадьбы и им предан всей своей душой. По сути, он и является символом преданности и верности.
Фирс о вишневом саде: его мнение и отношение
В своих высказываниях Фирс описывает вишневый сад словами восхищения и нежности. Он говорит о нем как о «замечательном», «прекрасном» и «чудесном» месте. Фирс подчеркивает его историческую ценность, рассказывая о том, что сад был посажен еще перед его рождением, и с тех пор он всегда связывал себя с этим местом.
Фирс относится к вишневому саду как к своему дому и словно сливается с ним. Он гордится тем, что был его хранителем и заботился о нем все годы. Его заветное желание – чтобы вишневый сад не был уничтожен и оставался неизменным
Фирс показывает глубокую привязанность к саду, предлагая просыпаться на скамейке среди вишневых деревьев, даже если в этом его жизнь запасет, потому что для него важно сохранить это прекрасное место
Сочинение Фирс в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика)
В произведении А.П. Чехова “Вишнёвый сад” есть большое количество второстепенных героев, различных по нраву и миропониманию. Писатель творил эту литературную работу в период радикальных преобразований, протекавших после прекращения рабовладельческого строя. Литератор собирался продемонстрировать отличия между последователями прошлого устройства жизни и новым типом людей, которые нашли в себе силы адаптироваться к новой действительности. В числе первых героев литературной работы оказывается Фирс. Он не просто дополняет общий контраст “Вишнёвого сада”, но и ярко показывает все разногласия произведения.
Фирс – умный старец, всегда работал слугой у землевладелицы Раневской. Ему давно стукнуло 87 год, но идти на покой он совсем не хочет. По внешнему виду персонаж ничем не выделяется от всех людей схожего ранга. Он облечен в ветхую безрукавку, рубаху и пиджак. Внизу у Фирса потертые штаны и сверкающие темные туфли. Слуга пытается смотреть за своей одеждой. Он опрятен и чист. Не обращает внимания на собственную дряхлость, Фирсу сохраняет трезвую голову. Его находчивости и трезвости могут позавидовать даже его господа: Раневская и Гаев. Это действующее лицо пытается заботливо обращаться с имуществом хозяев, зная его стоимость. Но в то же время он позитивно относится к помещичьему землевладению. Старец думает, что подобная действительность делает возможным непрерывное развитие страны. Его даже не шокируют мучения селян и остальных резидентов низших сословий.
Фирс упоминается в небольшом числе событий, из-за чего проверить его межличностные отношения с остальными героями рассказа достаточно затруднительно. Но можно подчеркнуть то, что Фирс почтителен с собственными господами. Даже после ликвидации крепостного права он не покинул их и не прекращал самоотверженно служить. Слуга понимал, что его господа не сумеют протянуть и суток без его поддержки. К примеру, Гаев в собственные 50 лет не может влезть в брюки. 87 летний старец не перестает прислуживать им. Он оказался некоторым благодетелем, который поднимает своих детей с колен. Бояре не видят хлопоты и помощь Фирса и обращаются с ним, как к с движимым имуществом. Они думают, что он не заслуживает их внимания.
Необычен и трагичен уход из жизни Фирса под конец литературной работы. Остальные действующие лица, избавившись от поместья и сада, покидают дом. Они не вспоминают своего седого слугу. В результате, обездоленный старец оказывается наедине с собой и уходит в мир иной. Данная картина заключает в себе главную ценность произведения. Писатель стремился показать, что Фирс, как приверженец норм и традиций былых времен, перестает жить и угасает. Со смертью этой личности исчезает настоящий век рабства. А эмигрировавшие действующие лица нашли в себе силы принять необычное для них новое мироустройство и отправились навстречу мечте. Несмотря на дружелюбную натуру Фирса, он не смог бы приспособиться к новым реалиям. Из-за чего слуга и был покинут всеми, как пережиток прошлого.
Вывод
В целом, образ Пети Трофимова выписан Антоном Павловичем с большой симпатией. Он уверен, что за такими молодыми людьми, думающими о народе, будущее России. Они не смогут повести за собой, но укажут путь, по которому нужно идти.
Характеристика образа Пети Трофимова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Дуняша
Служанка Раневских, простая крестьянка с большим спросом. Она старается выглядеть и одеваться как благородная дама. Жалко ее тщетные попытки изобразить утонченную светскую львицу.
Старый и преданный слуга, служивший семье Раневских даже в крепостном праве. Он в родстве со своими хозяевами, заботится о них, как о маленьких детях. Хозяева, покинув усадьбу, забыли своего верного слугу, но он продолжает заботиться о них, думает, что они забыли теплую одежду, могут простудиться. Итак, он умирает с мыслью о своих хозяевах.
Представитель нового поколения, считает себя образованным человеком. Жизнь превратила лакея в безнравственного и бездушного человека. Высокомерно относится к русскому народу. В слепом богослужении за границей он считает его незначительным и необразованным. Список пороков этого персонажа бесконечен.
Положительные черты характера
Если рассматривать образ Пети Трофимова с положительной стороны, то можно заметить такие черты, как незлобивость, незлопамятность, умение сопереживать, сочувствовать, трудолюбие, скромность, стеснительность.
Стоит рассмотреть каждое из этих качеств по отдельности.
По ходу пьесы можно заметить, что над Петей не раз насмехаются, произносят в его адрес такие эпитеты: «вечный студент», «облезлый барин», «чудак». Варя и Лопахин относятся к нему с презрением. Но Петя не сердится на них, а во время прощания с Лопахиным, говорит о своих тёплых чувствах к нему и даёт дельный совет.
Остро развито у Трофимова чувство сопереживания, сочувствие к людям. Однако они проявляются не всегда. Когда молодой человек говорит о том, как тяжело живётся простому народу, в его словах чувствуются боль и отчаяние. Но в то же время, он равнодушно и рассеянно слушает стенания старшей Раневской по поводу торгов, только делая вид, что сочувствует. И искренне жалеет её, лишь только она заговорила о погибшем сыне.
Петя — «вечный студент», его два раза выгоняли из университета. Но, скорее всего, не потому, что ленив, а за его революционный настрой. Как всякий интеллигент он не приучен к физическому труду, зарабатывает на жизнь переводами статей.
Петя скромен и тактичен. Его приняли гостить на лето в имение Раневской, но он предпочитает спать в бане, чтобы никого не стеснять.
Кроме того, Трофимов бескорыстен и целеустремлён, грамотен и умён («Какой вы умный, Петя», — говорит Раневская).
Раневская Любовь Андреевна
Любовь Андреевна Раневская — это главная героиня пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад», названной автором комедией. Раневская — обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным старым вишнёвым садом. Из-за её долгов саду грозит продажа на аукционе.
Легкомысленность этой героини, склонность к транжирству привели к тому, что, в конце концов, так ею любимый вишнёвый сад был продан купцу Лопахину.
У Раневской характер противоречивый. Она любит дочерей, но оставляет их без средств. Любовь Андреевна ласкова, добра, но, в то же время, эгоистична.
Подробная характеристика Любови Андреевны Раневской здесь.
Симеонов-Пищик Борис Борисович
Борис Борисович Симеонов-Пищик — небогатый помещик, сосед Раневских по имению. Он всё время озабочен поиском денег. Сейчас ему необходимо где-то достать 240 рублей, чтобы заплатить по закладной проценты. Хотя ему не удаётся взять их взаймы у Раневской, он не теряет надежды, что всё же деньги для него как-нибудь найдутся. Когда-то по его земле проложили железную дорогу, и ему за это заплатили, и Симеонов-Пищик надеется на подобный случай. И, действительно, этому бездеятельному человеку снова повезло: в его земле англичане нашли белую глину и взяли у Пищика участок с глиной в аренду на 24 года за большие деньги. Пищик стал разъезжать по соседям и отдавать им долги.