Краткое содержание
Действие 1
В первом действии пьесы «Горе от ума» мы знакомимся с главным героем, молодым дворянином Молчалиным и его другом Скалозубом. Они обсуждают свои проблемы и жалобы на жизнь. Молчалин рассказывает о своей любви к красавице Софье, а Скалозуб советует ему устроиться в государственную службу.
Молчалин — типичный представитель интеллигенции своего времени. Он обладает знаниями и способностями, но не может найти свое место в жизни. Его друг Скалозуб отличается своей активностью и решительностью. Он советует Молчалину заняться государственной службой. Однако тот не соглашается с ним, так как считает, что такая работа не соответствует его уму и образованию.
Таким образом, первое действие пьесы устанавливает характеры главных героев и показывает их проблемы и желания. Это действие также является введением в сюжет и подготавливает зрителя к развитию событий, которые происходят в последующих действиях.
Действие 2
Действие пьесы происходит на балу у графини Вяземской. Где главный герой, Молчалин, наконец-то встречает Софью, свою возлюбленную. Но, несмотря на его ум и образование, Молчалин не может найти общего языка с ней, их разговор прерывается появлением Чацкого, отца Молчалина, который устраивает скандал на балу.
Этот эпизод в пьесе является одним из самых драматических и насыщенных событиями
Помимо конфликта с Чацким, в этом действии важно отметить знаменитый монолог Молчалина, в котором он выражает свою философию жизни. В этом монологе Молчалин критикует общество своего времени и выражает свое недовольство тем, что люди ориентируются на внешние признаки, а не на внутренние качества
Кроме того, в этом действии показаны характеры главных героев в более ярком свете. Молчалин, несмотря на свои знания и образование, показывает свою неуверенность и незрелость в общении со своей возлюбленной. Софья, в свою очередь, демонстрирует свою независимость и силу характера.И это делает ее более привлекательной в глазах зрителя.
Таким образом, второе действие пьесы «Горе от ума» является важным этапом в развитии сюжета и характеров главных героев. Оно показывает, что даже образованный и умный человек может столкнуться со сложностями в общении с людьми, если не учитывать их внутренние качества. Этот эпизод также подчеркивает тему морали и человеческих ценностей, которые являются главной мыслью всей пьесы.
Действие 3
В третьем действии пьесы Чацкий рассказывает Молчалину о своих проблемах в браке с Молчаниной, которая готовится выйти замуж за Скалозуба. Молчалин узнает об этом и решает навестить Скалозуба, чтобы выяснить, правда ли это.
В доме Скалозуба Молчалин устраивает скандал, обвиняя Скалозуба в предательстве.В это время Молчанина и Молчанова подают заявление о своей помолвке, что приводит к еще большей возмущенности Молчалина.
В конце действия Молчалин и Скалозуб поют дуэтом, что является одной из самых ярких и запоминающихся сцен в пьесе.
Действие 4
В последнем действии пьесы «Горе от ума» происходит развязка сюжета. Молчалин и Софья находят общий язык, и она соглашается выйти за него замуж. Чацкий примиряется со своей женой Молчаниной. Однако, в конце пьесы Молчалин остается один и понимает, что его ум без нравственности — это горе. Автор выражает свою философскую мысль о том, что образование и ум не могут заменить моральные принципы и человеческие ценности. Молчалин осознает, что его бесполезные знания и интеллектуальные способности не могут принести ему счастье, если он не научится быть более человечным и моральным человеком
Таким образом, финал пьесы становится своеобразной моральной победой добра над злом и подчеркивает важность нравственности и духовных ценностей в жизни человека
Краткое содержание (подробно)
Действие происходит в московском доме Павла Фамусова.
Ранним утром в гостиной, в кресле, спит служанка Лиза. Из комнаты Софьи слышны звуки фортепиано с флейтой. Всю ночь Софья провела с Алексеем Степановичем Молчановым. Лиза следила, чтоб никто не узнал об их свидании наедине.
Неслышно появляется отец Софьи и начинает заигрывать с Лизой, она еле отбивается и начинает стыдить его за такое поведение. Фамусов покидает комнату, а Лиза с облегчением восклицает: «Минуй нас пуще всех печалей, и барский гнев, и барская любовь!»
Софья и Молчалин выходят из комнаты и тут появляется Фамусов. Он сильно удивлён, что секретарь так рано находится в присутствии его дочери. Молчалин объясняет ему, что просто шёл с прогулки. Фамусов предлагает ему гулять где-нибудь подальше от Софьи. Молчалин уходит, а Софья начинает ругать отца за то, что он громко разговаривал и разбудил её. Она пытается доказать, что только что вышла. Фамусов рассказывает, какие усилия он приложил. чтоб Софья выросла достойной девушкой, и ставит себя в пример:
Смотри ты на меня: не хвастаю сложениемОднако бодр и свеж, и дожил до седин,Свободен, вдов, себе я господин…Монашеским известен поведением!…
Наконец-то Софья оставшись наедине с Лизой, начинает вспоминать о прошедшем свидании, но Лиза быстро напоминает ей, что у неё недавно была уже сильная сердечная привязанность — Александр Андреевич Чацкий, который сейчас находиться в чужих краях. Софья отвечает, что это была просто детская любовь, а с Молчалиным всё по другому.
Тут появляется слуга, и докладывает, что приехал с визитом Чацкий. Его появлению никто не рад. Софья очень холодно с ним разговаривает, и пытается от него отделаться. Фамусову интересно узнать о приключениях Чацкого и тот обещает вернуться через пару часов и рассказать о своём путешествии.
Вместе с Чацким к Фамусову приходит и полковник Скалозуб, который считается выгодной партией для Софьи. Они втроём обсуждают московское дворянство и тут вбегает Софья с криком: «Ах, Боже мой, упал, разбился!» Оказалось, что Молчалин свалился с лошади. Чацкий задумывается: почему так испугана Софья? Но скоро приходит Молчалин и говорит, что ничего страшного не случилось.
Оставшись наедине Софья расспрашивает своего возлюбленного о здоровье, а он упрекает её за несдержанность.
На вечер к Фамусову съезжаются гости: княгиня и князь Тугоуховские с шестью дочками, супруги Горичевы, Хлестова, Загорецкий и другие. Властная старуха Хлестова благоволит Молчалина, так как он похвалил её собачку. Чацкий сразу иронизирует при Софье про секретаря. Софье не нравится, что плохо говорят о её возлюбленном и она решает отомстить Чацкому. Она распускает среди гостей слух, что Чацкий сошёл с ума.
Гости ведут между собой пустые разговоры, кружатся в звуках вальса, старики играют в карты.
Поздним вечером все начинают разъезжаться по домам. Чацкий требует карету, но в этот момент появляется его старый друг Репетилов и зовёт его посетить «секретнейший союз», но Чацкий отказывается. Репетилов начинает рассказывать Скалозубу о своей женитьбе, но полковник не хочет его слушать. Тут подходит Загорецкий и сообщает Репетилову о безумии Чацкого. Репитилов не верит в это, но все в один голос подтверждают безумие Чацкого. В это время Чацкий прячется за колонну и всё слышит. Он не может понять, как его могли обвинить в сумашествии. Его беспокоит, знает ли об этом Софья. Он не догадывается, что это она распустила слух.
Лиза приходит к Молчалину, чтоб позвать к Софье, но он неожиданно начинает приставать к Лизе и говорить о своих чувствах к ней. Молчалин признаётся, что не любит Софью, а просто боится потерять место в доме, и говорит, что живёт по завету своего отца: угождать всем людям от которых зависишь. Софья слышит весь разговор и ужасается вероломству возлюбленного. Она требует, чтоб он немедленно покинул дом или она всё расскажет отцу. Молчалин отпирается от своих слов, но Софья его не слушает.
Из-за колонны выходит Чацкий, который тоже всё слышал и он упрекает Софью в том, что она любит Молчалина.
Вбегает Фамусов со слугами. Фамусов подумал, что у Софьи тайное свидание с Чацким. Он в гневе обещает отправить её к тётке в Саратов.
Чацкий сообщает Фамусову, что не будет свататься к Софье, громко над всеми смеётся, требует карету и уезжает.
Фамусов больше всего озадачен тем, что же подумает княгиня Марья Алексеевна.
см. также:Краткие содержания других произведений
Действие 4
Гости разъезжаются. На Чацкого, который стоит у кареты, налетает опоздавший к балу господин Репетилов и начинает взахлёб рассказывать о «секретнейшем союзе», из «умнейших членов Английского клуба», в котором он состоит. Однако из рассказа Репетилова явствует, что заседания «союза» сводятся к совместному питью шампанского, сочинению водевилей, пению любовных итальянских арий. Главный «гений» союза, Ипполит Удушьев (его прообразом, видимо, послужил известный Пётр Чаадаев) пишет глубокомысленные сочинения, но пока так ничего и не издал, к тому же он «крепко нá руку нечист».
Улучив удобный момент, Чацкий скрывается от надоедливого Репетилова в швейцарскую. Оттуда он слышит, как подошедший Загорецкий рассказывает Репетилову: «Чацкий – сумасшедший». Эти слова тут же подтверждают Тугоуховские и Хлёстова.
Когда все они уезжают, Чацкий выходит из швейцарской и потрясённо гадает, откуда могла возникнуть такая ложь о нём. Вверху, на лестнице опустевшего дома, показывается Софья со свечой в руке. Не узнав в темноте Чацкого, она спрашивает: «Молчалин, это вы?», но тут же понимает свою ошибку и скрывается у себя в комнате.
Чацкий прячется за колонну, решая следить за тем, что будет дальше. Он видит, как к комнате Молчалина подходит Лиза и зовёт его к Софье. Софья и сама вновь появляется наверху, начиная тихо спускаться по лестнице. Молчалин, не замечая её, опять заигрывает с Лизой. Та стыдит его за измену барышне, однако Молчалин откровенно признаётся: он ухаживает за Софьей лишь потому, что она – дочь его начальника.
Софья выходит из темноты и становится перед Молчалиным. Тот бросается перед ней на колени, молит о прощении, ползает у её ног. Чацкий появляется из-за колонны со словами: «Вот я пожертвован кому!.. Ах! как игру судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич! – Молчалины блаженствуют на свете!»
На шум прибегает Фамусов с толпой слуг. Молчалин успевает вовремя скрыться, и Фамусов решает, что застал Чацкого на любовном свидании с Софьей. В гневе он отказывает Чацкому от дома, а дочь грозит отправить «в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов».
Чацкий с горечью произносит свой заключительный монолог, упрекая Софью за то, что она «завлекла его надеждой», не признаваясь в любви к другому. Он пророчит: Софья ещё помирится с Молчалиным («муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей»), и восклицает:
С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все клянут! Мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых, Нескладных умников, лукавых простаков, Старух зловещих, стариков, Дряхлеющих над выдумками, вздором, — Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нём рассудок уцелеет. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорблённому есть чувству уголок!.. Карету мне, карету!
Чацкий уезжает. Фамусов усматривает в его последних словах лишь «чепуху безумца», более всего волнуясь, как бы слухи о происшествии в его доме не дошли до княгини Марьи Алексевны.
Действие III: «В мои лета не до́лжно сметь своё суждение иметь»
Чацкий разговаривает с Софьей и пытается узнать у нее, кому она отдает большее предпочтение – бедному и трусливому Молчалину или некультурному, но знатному Скалозубу. Сам Чацкий испытывает к Софье все такие же сильные чувства, но он уже начинает понимать, насколько сильно он не вписывается в ее понимание мира – счастливого брака у них не будет. Сама девушка же испытывает больше симпатии к Молчалину, так как ей нравится его кротость и желание ей угодить, но напрямую заявлять о своей влюбленности юная дворянка не спешит.
В тот же вечер у Фамусовых состоится бал. На него приезжают все самые влиятельные люди Москвы, которые не вызывают у Чацкого симпатии. Он даже замечает, как Молчалин, стремящийся выслужиться, нахваливает шелковистую шерстку собачки одной из дам. Чацкий посмеивается над Молчалиным, чем сильно смущает Софью. Невзначай девушка пускает слух среди гостей, что Александр Алексеевич «не в себе». Все быстро верят в эту сплетню и начинают сторониться молодого человека, а Фамусов уже подмечает в нем явные признаки сумасшествия.
В великолепии вечера очередной монолог Чацкого выглядит неуместно. Он говорит о том, что ему чуждо общество местных аристократов, и он разочарован в Москве. Молодой дворянин рассказывает, что недавно разговаривал с французом, который несколько боялся ехать в Россию. Он говорил, что опасался местных варварских обычаев, но на самом деле встретили русские дворяне хорошо… только вот ничего русского у них не было. Они во всем подражали европейцам и говорили только по-французски… так на что же здесь смотреть? Чацкий говорит, что и его, как и этого француза, расстраивает отсутствие у русской знати индивидуальности и собственной культуры.
Гостей рассуждения заносчивого молодого человека мало интересуют. Они расходятся танцевать и играть в карты. То, о чем говорит Чацкий, недоступно их пониманию.
Основная идея пьесы и ее культурологическое значение
Несмотря на то, что жанр пьесы определяется как комедия, произведение освещает самые актуальные проблемы того времени, вскрывает нарывы и пороки общества, так долго остававшиеся без должного внимания: невежество, леность, дурное воспитание, несправедливость крепостничества, несовершенство государственного устройства и другие.
Недаром герои рассуждают о судебной системе присяжных, об образовании и цензуре — Грибоедов грамотно вплетает животрепещущие темы в сатирическое и развлекательное произведение.
В обществе фамусовых лучшие умы чахнут и уходят в изгнание, а самые благородные порывы погибают в зародыше. Молчалин, например, стараясь попасть в высшее общество, вынужден изворачиваться и подчиняться законам барина, иначе его ждет бедность и безвестность. Молодой человек живет по принципу: хочешь жить — умей вертеться.
Стилистически комедия построена по жанру классики: диалоги героев, монологи, говорящие фамилии, характеризующие персонажей. По сей день спектакли пользуются большим успехом во всех уголках страны.
Все герои сочетают в себе множество черт — вопреки классическому подходу, здесь нет строго положительных или строго отрицательных персонажей. У Чацкого, при всех его достоинствах, есть и негативные черты: импульсивность и вспыльчивость. Узнав, что Софья любит другого, он демонстрирует обиду и ревность, которые не в силах сдержать.
Каждого героя автор наделяет свои уникальным языком общения, присущим конкретному персонажу. Это было трудно осуществить, так как комедия написана в стихах. Однако Грибоедову удалось справиться с задачей.
Пьеса почти сразу стала популярной в обществе. Современники утверждали, что цитаты стремительно разлетелись и «ушли в народ», став афоризмами. Многие из них мы употребляем и сегодня:
- «А судьи кто?»;
- «Служить бы рад, прислуживаться тошно»;
- «Где ж лучше? // Где нас нет»;
- «Дома новы́, но предрассудки стары».
Грибоедов не был писателем по основному роду деятельности, однако смог создать произведение, опережающее свое время и ставшее источником вдохновения для начинающих творцов. Оно отражает действительность той эпохи и жизнь дворян с их приверженностью к консерватизму.
Главные герои и их характеристика
- Павел Афанасьевич Фамусов — богатый землевладелец и государственный чиновник, управляющий правительственным учреждением. Он вдовец и имеет одну дочь, Софью Павловну. Фамусов ценит богатство, статус и связи и с подозрением относится к образованным «выскочкам» и просвещению масс. Он устраивает брак Софьи с полковником Скалозубом, пожилым, но финансово обеспеченным офицером.
- Софья Павловна — единственная дочь Фамусова, семнадцатилетняя дворянка. Она умна, привлекательна и прогрессивна, поскольку выросла без влияния матери. Как и другие барышни ее класса, она играет на музыкальных инструментах, поет, танцует и говорит по-французски. Она влюблена в бедного дьячка Молчалина и тайно встречается с ним, зная, что ее отец не одобрит такую встречу. В отместку за то, что Чацкий дразнил Молчалина, Софья распускает слухи о его сумасшествии.
- Алексей Степанович Молчалин — молодой и безымянный человек, служащий секретарем в доме Фамусова. Он привык угождать высокопоставленным лицам в обмен на личную выгоду. Молчалин ничем не примечателен, держится особняком и втайне симпатизирует своей горничной Лизе.
- Чацкий Александр Андреевич — молодой дворянин, выросший вместе с Софьей в доме Фамусова. Осиротевший в раннем возрасте, Чацкий умен, горд и отвергает ценности московского дворянства. После возвращения из длительной заграничной поездки он узнает об отношениях Софьи с Молчалиным и оскорбляется. Чацкий насмехается над соперником и получает резкий отпор от Софьи, в результате чего произносит обличительную речь и покидает дом Фамусова.
Конфликт драматического произведения и его своеобразие
Комедия освещает многие злободневные темы того времени. Неудивительно, что цензура приняла произведение в штыки.
Главными темами комедии стали:
- бюрократизм;
- раболепие и подобострастие — особенно по отношению к иностранцам;
- кичливость;
- лицемерие.
Все то, чем болело общество той эпохи, Грибоедов вынес наружу и показал в сатирическом ключе. Основным лейтмотивом проходит линия противоборства нового взгляда и консервативного, устаревшего, олицетворением которого является Фамусов. Чацкий же — его противник, выступающий за прогресс и развитие.
Само название произведения «Горе от ума» дает ключ к пониманию сути пьесы: человек думающий и стремящийся к обновлению нравов воспринимается как полусумасшедший. Масштаб его мышления не может оценить никто из присутствующих — сторонников консервативного уклада. В их глазах такой типаж выглядит чудаковато. Они считают, что Чацкий — жертва собственных идей, вынужденный страдать из-за своего ума.
Укоренившиеся взгляды дворянского сословия непоколебимы, поэтому человек нового времени не способен вписаться в сложившуюся обыденность.
Окружающим намного проще обвинить героя в сумасшествии, чем обернуться на свои поступки и слова или принять новое, неизбежное и осознать, что прежнее мировоззрение приводит к регрессу. Никому не приходит в голову полностью переоценить бытовую, политическую, культурную, национальную сторону жизни.
Кратко об истории создания пьесы
В 1816 году Александр Сергеевич Грибоедов вернулся в Россию из длительной заграничной поездки и посетил светский прием, где с удивлением увидел, что русское дворянство слепо принимает иностранные обычаи и идеи. Он произнес страстную речь с осуждением такого поведения, что вдохновило его на написание сатирической пьесы «Горе от ума» как формы мести аристократическому обществу.
Грибоедов потратил четыре года на написание пьесы и закончил ее в 1824 году, но цензура отказала ему в публикации. Рукописные копии пьесы распространялись, пока он вносил правки в надежде добиться ее публикации.
Первая полная версия «Горе от ума» была напечатана на немецком языке в 1831 году, уже после смерти автора. В России пьеса подверглась обширным цензурным правкам и была опубликована только в 1833 году. Авторский первоначальный вариант пьесы был опубликован только в 1862 году.
Понравился вам Краткий пересказ «Горе от ума»?
В данный момент по количеству читателей лидирует: Когда Корзинкин прибыл в редакцию: сочинение
Действие IV: «Карету мне, карету!»
Александр Алексеевич начинает догадываться о том, что все на балу на него косо смотрит. Сначала он не понимает причины общественной неприязни (кроме, разумеется, собственного свободомыслия), так как не знает, что именно Софья пустила слух о том, что он повредился умом.
Бал заканчивается, и гости готовятся ехать домой. В следующие несколько минут Чацкий становится свидетелем очень интересной сцены. Он прячется за колонной и слышит, как разговаривают Молчалин и служанка Лиза. Выясняется, что настоящая любовь как-раз-то и между ними, а к Софье вероломный секретарь не испытывает никаких чувств. Он говорит Лизе: «Зачем она не ты!» и сокрушается, что ему приходится ухаживать за неприятной ему девушкой, лишь бы выслужиться перед ее отцом. В сердце Чацкого затеплилась надежда, что раз Молчалин не любит Софью, то может быть, девушка еще отдаст предпочтение ему.
Оказывается, что и Софья услышала разговор Молчалина и Лизы. Она выходит к нему и заявляет, что предатель должен уехать – чтобы к утру его в доме Фамусовых не было. Молчалин кидается на колени перед Софьей и начинает убеждать ее, что она не так все поняла. Но всем уже становится ясно, что Молчалин заботится только о собственной выгоде – не нужна ему ни Софья, ни Лиза на самом деле. Ведь даже ради своей якобы настоящей любви секретарь не готов отказаться от лицемерия и необходимости выслуживаться. Софья отталкивает молодого человека, которому еще утром симпатизировала, и говорит, что ей такой предатель не нужен. Если Молчалин тут же не уберется, она все расскажет отцу.
Появляется Чацкий. Он спрашивает у Софьи, зачем же она предпочла ему этого гнусного лицемера. Девушка говорит, что она и подумать не могла, что Молчалин окажется настолько подлым. В сердце Чацкого снова теплится надежда, и он думает, что лишь бы до Софьи не дошли слухи о его якобы сумасшествии…
Но тут приходит Фамусов со слугами. Он очень удивлен тем, в какой компании застал свою дочь. Павел Афанасьевич напоминает Софье, что она же сама называла Чацкого безумцем, а теперь ведет с ним какие-то беседы в темноте… Александр Алексеевич прозревает: оказывается, его любимая и пустила слух о том, что он повредился умом. Фамусов же сильно озабочен происходящей драмой и заявляет, что распутная Лиза отправится «в избу», а не умеющая разбираться в людях Софья – к тетке, в Саратов, чтобы не позорила его в Москве.
Чацкий разочарован. В своем последнем монологе он говорит о том, насколько был слеп, раз любил такую поверхностную и лицемерную девушку. Он обвиняет Софью в том, что она дала ему надежду и флиртовала с ним, вместо того, чтобы сразу сказать, что он ей не мил. А потом пустила еще и этот ужасный слух против человека, который мечтал построить с ней семью и обрести счастье, в отличие от подлеца, который увивался за ней только ради одобрения ее отца!
Чацкий больше не собирается оставаться в Москве. Общество Фамусова, Софьи и им подобных ему чуждо. Пусть он и жил несколько лет своей любовью к Софье, но теперь он свободен и сможет найти себе более достойное дело в жизни, и, возможно, более достойную девушку. Молодой дворянин намерен уехать немедленно и кричит, чтобы ему подали карету.
Пьеса заканчивается словами Фамусова. Он сокрушается, что безумец испортил его бал. Во всей разыгравшейся драме его беспокоит только одно: что скажет об их семье княгиня Марья Алексеевна.
Что ты чувствуешь по отношению к школе?
+1
+1
+1
+1
+1
Список действующих лиц и прототипы героев
Главные персонажи
Чацкий. Главный герой комедии, является положительным персонажем. Молодой человек получил воспитание в семье богатого помещика, Фамусова, но на момент событий в пьесе уже 3 года живет отдельно. По происхождению — дворянин. Умен, проницателен, благороден. Несмотря на свой статус, осуждает взгляды высшего общества. Питает чувства к Софье, дочери Фамусова, однако интерес не взаимен.
Прототипом Чацкого, предположительно, стали две исторических фигуры: П. Я. Чаадаев и В. К. Кюхельбекер. Чаадаев — участник Отечественной войны, путешественник и философ. Издал книгу «Философические мысли», идеи которой шли в разрез с идеологической политикой Николая I.
Кюхельбекер — общественный деятель, друг А. С. Пушкина, декабрист. По возвращении из заграницы оказался в опале на родине. Его черты Грибоедов также позаимствовал для создания ключевого персонажа пьесы.
Фамусов. Богатый помещик, придерживающийся консервативных взглядов. С подобострастием относится к чиновникам и власть имущим. Фамусова заботит его положение в обществе и мнение окружающих о его персоне. Занимается воспитанием дочери Софьи.
Не поддерживает взгляды Чацкого и постоянно вступает с ним в споры. Заигрывает со служанкой Лизой. Прототип героя — собирательный образ помещиков той эпохи. Ряд литераторов придерживается мнения, что Грибоедов при создании персонажа опирался на характер своего дяди.
Софья. Умная девушка, получившая воспитание в лучших традициях дворянского общества. Испытывает чувства к Молчалину, не отвечает взаимностью Чацкому. Любит французскую литературу. Прототипом, предположительно, стала Софья Грибоедова, двоюродная сестра писателя, которая вышла замуж за Римского-Корсакова.
Молчалин. Отрицательный персонаж комедии. Работает секретарем Фамусова. Происходит из бедной семьи, стремится выбраться «в люди». Умеет раболепствовать и пресмыкаться перед начальством. Влюблен в Лизу, прислугу в доме Фамусова. Прототип — некий усердный посетитель знатных персон, который получил сан почетного опекуна.
Скалозуб. Известный человек в Москве среди высшего общества. Немолодой и неженатый полковник, мечтающий о генеральских погонах. Не блещет интеллектом, принадлежит к разряду «солдафонов». Прототип: С. А. Римский-Корсаков, супруг кузины писателя, Софьи, а также русский генерал И. Н. Скобелев. Декабристы утверждали, что Скалозубы встречались в армии повсюду — недалекие военные, которые «поучали» солдат исключительно битьем.
Второстепенные герои
Лиза. Прислуга в доме Фамусова. Простая и веселая девушка. Покрывает Софью после свиданий последней с Молчалиным. Влюблена в буфетчика Петрушу. Фамусов не упускает возможности пофлиртовать с Лизой.
Репетилов. Приятель Чацкого. Посредственный и недалекий персонаж. Прототип — Н. А. Шатилов, с которым Грибоедов служил в Московском гусарском полку. Это был остряк, страстью которого было отпускание шуток и каламбуров. Человек простодушный и добрый.
Загорецкий. Светская персона, частый гость в доме Фамусова. Недалекий, глуповатый, при этом изворотливый. Предполагаемый прототип — литератор А. Элькан, по совместительству делец и аферист. Он утверждал, что является потомком арабского князя Эль-хана, которого на самом деле никогда не существовало.
Хлестова. Одинокая старая женщина, живущая с собаками и приживалками. Ее образ списан с Н. Д. Офросимовой, известной богатой барыни, о крутом нраве и откровенном поведении которой знало все высшее общество. Также предполагается, что прототипом героини стала мать самого писателя.
Горичев. Друг Чацкого. Военный в отставке. Женат на молодой даме и во всем ей подчиняется. Нет единого мнения, кто послужил прототипом для героя. По одной из версий, им стал И. И. Огарев — давний приятель Грибоедова, по другой — это С. Н. Бегичев, также друг писателя.
Тугоуховский. Часто общается с Фамусовым. Главная цель его жизни — найти мужей для своих шестерых дочерей. У Тугоуховского нет своего мнения, нет эмоций. Персонаж обезличен, склонен к ханжеству и лицемерию.
Княжны. Дочери Тугоуховского. Автор не дает девушкам даже имен, а только порядковые номера. Пустые и обделенные интеллектом дамы. Примечательно, что Софья Фамусова, при всей ее развитости, относится к княжнам со всей серьезностью, что сказывается на восприятии этого персонажа читателями — Софья видится такой же поверхностной.
Петрушка. Слуга, оказывает помощь князю при составлении записей, т.к. владеет основами грамоты. Неопрятен. К нему неравнодушна Лиза, прислуга в доме Фамусова.
В комедии также присутствуют внесценические герои — представители высшего московского общества.
Действие II: «Дома новы́, а предрассудки ста́ры»
Через некоторое время в гости к Фамусовым приезжает полковник Скалозуб. Именно за него Павел Афанасьевич хочет выдать замуж свою дочь. Чтобы не испортить впечатление, Фамусов предупреждает Чацкого, чтобы тот держал свое свободомыслие при себе.
Однако молодой дворянин вовсе не стал внимать предупреждению
В беседе Фамусов и Скалозуб обсуждали, как важно продвигаться по карьерной лестнице, и как это можно ловко делать, если вовремя прислужить нужным людям. Чацкий вмешался в их разговор и в ответ на осуждение своей позиции заявил, что для современного высшего общества куда больше значения имеют мундир, а не наука и искусством
В таком обществе нет места нравственности, а следовательно – у него нет и будущего.
Через некоторое время Молчалин на глазах у Софьи упал с лошади, чем привел ту в сильное волнение – она упала в обморок от переживаний. И Чацкий все понял: его любимая влюблена в другого, в трусливого секретаря, который боится заявить о своих чувствах из-за общественного неодобрения, а выражать симпатию способен только наедине. Тем временем Лиза, понимая, что увлечение Софье Молчалиным и этот мезальянс скоро раскроется, советует хозяйке немного пофлиртовать с Чацким – чтобы избежать лишних слухов.
Действие I: «И дым Отечества нам сладок и приятен…»
Пьеса начинается с утра в доме богатого чиновника Фамусова. Его дочь, Софья, проводит ночь в развлечениях с молодым секретарем Молчалиным. Но чтобы отец не узнал, она приказала своей служанке, Лизе, сторожить дверь. Лиза порядком устала и была очень недовольна тем, что ей пришлось спать в неудобно стареньком кресле, охраняя покой хозяйки. Она стучится в комнату, где доносятся звуки музыки и смех, и сообщает о том, что уже утро – молодым людям пора расходиться. Лиза даже немного хитрит и переводит часы вперед.
Но до того, как успела появиться Софья, Лизу успел застать Павел Афанасьевич Фамусов. Впрочем, он не злится и даже заигрывает со служанкой
Софья показывается из комнаты, когда ее строгий отец ушел, и отчитывает Лизу за неосторожность… чем и привлекает Фамусова обратно. Как бы Молчалин не пытался убедить Павла Афанасьевича в том, что он зашел к Софье лишь только что, хозяин дома непреклонен
Он строго отчитывает легкомысленную дочь.
После этой сцены Лиза говорит хозяйке, что ей не стоило бы показываться с секретарем. Ведь он все равно ей не пара, а отец хочет выдать дочь за богатого и знатного человека, пусть он хоть и будет безбожно глуп.
Приходит слуга и говорит, что приехал Чацкий. Софья вспоминает, что этот некогда воспитывавшийся в их доме молодой дворянин был когда-то с ней очень близок… Впрочем, это все давно пришло и вообще было ребячеством.
Поэтому Софья холодно приняла Александра Андреевича Чацкого, чему тот был немало удивлен. Он пытался узнать у девушки, не отдала ли она свое сердце кому-либо еще, но однозначного ответа от нее не получил. В разговоре с Фамусовым Чацкий так сильно восхищался его дочерью, что Павел Афанасьевич стал опасаться: вдруг этот незнатный и не подходящий им по социальному статусу дворянин решил посвататься к Софье?
Действие 2
Фамусов разговаривает со слугой, говоря ему, чтобы тот достал календарь отметить дела и встречи, на которых необходимо присутствовать. Позже приходит Чацкий, который интересуется состоянием Софьи и спрашивает ее отца, как бы он отреагировал, если бы Александр попросил руку и сердце его дочери. Мужчина же ему в ответ сказал, что должен тот служить и получить высокий чин. Но гость с этим не согласен, он рад служить, но не прислуживаться. Тогда Фамусов называет его гордецом, и рассказывает историю о своем дяде, достигшем большого чина из-за умения прислуживаться. Но, по мнению Чацкого, нужно хорошо выполнять свое дело, а не подлизываться к людям, которые выше по чину. Его оппонент считает, что с таким подходом молодой остряк ничего не достигнет.
В этот момент приезжает полковник Скалозуб, которого хозяин дома считает идеальным кандидатом для его дочери, и сам интересуется у него этим вопросом. Но в разговор встревает Чацкий, начиная говорить об окружении Фамусова, в котором чин играет более значимую роль, чем сам человек. Пожилой дворянин же обвиняет гостя в инакомыслии, а позже удаляется, оставляя двух кандидатов на руку своей дочери наедине.
Спустя пару минут, в комнату прибегает Софья в состояние испуга. Посмотрев в окно, она падает без сознания, думая, что Молчалин погиб, упав с лошади. Чацкий же позже отмечает, что с мужчиной все хорошо и он жив, но беспокоиться так можно только за «лучшего друга». Барышня обвиняет его в холодности, открывая перед проницательным собеседником свое истинное отношение к Молчалину.
Появляется секретарь, который извиняется за произведенную из-за него суматоху. Софья также говорит, что слишком бурно на все реагирует. Вскоре Чацкий, а за ним и Скалозуб покидают комнату. Героиня выказывает все свое беспокойство Молчалину, он же в ответ обвиняет ее в излишней откровенности, которая может их сгубить. Лиза же советует пообщаться с Чацким, дабы избежать ненужных обвинений в сторону Молчалина. Барышня уходит к отцу, оставляя наедине горничную и своего возлюбленного, который начинает заигрывать со служанкой и признаваться ей в любви. Софью же он любит только по должности, а так она его вообще не интересует. После его ухода заходит в комнату госпожа, которая просит Лизу передать, чтобы Молчалин зашел к ней.