Краткое содержание рассказа «Дом с мезонином»
Герой, от лица которого ведётся повествование – некий художник, обозначенный как мсье Н. Он гостит у знакомого помещика Белокурова. Время проводит в лени и праздности, совершеннейшем бездельи. Может часами смотреть в окно, наблюдая небо, птиц, неспешную жизнь имения, протекающую, по сути, мимо.
В то же время Белокурова мысленно подвергает критике: мол, и медлителен тот, и необязателен, письма, что герой попросил отправить, в кармане неделями таскает. Делает всё «тяжело», то есть трудно и долго. Заметим при этом, что сам мсье Н не делает ничего, но Белокуров вызывает у него раздражение и осуждение. Двойственность главного героя проявляется с первых строк рассказа и получает развитие по ходу повествования. Но тут…
Случайно забрёл в соседнее имение и повстречал двух девушек. Уже по первому описанию очень разных
Одна из них была старше, «имела строгое выражение (лица) и на меня едва обратила внимание», другая моложе, она «с удивлением посмотрела на меня, когда я проходил мимо, сказала что-то по-английски и сконфузилась». Так наш художник знакомится с сёстрами Лидией и Женей, их матерью Екатериной Павловной и становится вхож в семью Волчаниновых
Кто они, эти девушки? Что Антон Павлович Чехов хотел донести нам, читателям, подавая их образы в рассказе?
Первая характеристика Лидии звучит из уст Белокурова. Со слов молодого помещика семья безвыездно пребывает в деревне Шелковка, а девушка преподаёт в земской школе. Имея состояние, живёт исключительно на жалование в 25 рублей, чем очень гордится. Да и визит её к Белокурову обусловлен земскими делами. Вот уже и повод для анализа: барыня, состоятельная, а живёт на гособеспечении. Яркая черта!
Надо сказать, что институт земского выборного самоуправления, введённые реформой от 1864 года, сыграл немаловажную роль в развитии инфраструктуры на уровне уездов и губерний. Благодаря земским советам строились дороги и больницы, открывались школы и библиотеки для простого народа. Чехов сам работал земским врачом, знал заботы и трудности земства не по наслышке. Именно деятельности в земском совете и посвятила себя Лидия, отдавая этому все свои силы и жар молодой души. Приехав, она не преминет попенять Белокурову за низкую активность в совете, но и пригласит его с героем в гости.
Краткое содержание
Рассказ ведётся от лица неназванного художника, который несколько лет назад провёл лето в усадьбе помещика Белокурова в Т-ой губернии.
Художник живёт в пустом барском доме и целыми днями бездельничает. Вскоре он знакомится с сёстрами Волчаниновыми, которые живут в соседней усадьбе вместе с матерью.
Старшая сестра, 23-летняя Лидия, всегда строга и серьёзна. Она работает учительницей в земской школе, хотя благодаря отцовскому наследству не нуждается в деньгах. А ещё Лида лечит крестьян, собирает деньги для погорельцев и мечтает однажды сместить председателя уездной управы Балагина.
Младшая сестра — Женя, которую называют детским прозвищем Мисюсь, — девушка 17–18 лет, серьёзные темы не обсуждает и живёт праздной жизнью, целыми днями читая книги.
Иллюстрация Д. А. Дубинского
Художник начинает бывать в гостях у Волчаниновых в их доме с мезонином. Лида презирает его за праздный образ жизни, безыдейные пейзажи и нежелание помогать народу. Серьёзные вещи ему неинтересны, постоянно повторяет девушка.
Иллюстрация Д. А. Дубинского
В гостях у Волчаниновых художник жарко спорит с Лидой, доказывая, что земские школы и больницы не помогают народу, а лишь порабощают его ещё сильнее. Беда не в отсутствии докторов и учителей, а в том, что из-за непосильного труда и голода простому человеку некогда подумать о душе — о том, что отличает людей от животных. Художник мечтает об освобождении людей от физического труда, чтобы человечество могло заняться духовными поисками.
Иллюстрация Д. А. Дубинского
Прощаясь вечером с Женей у ворот, художник понимает, что влюблён. В порыве чувств он обнимает её и целует. Девушка говорит, что должна будет рассказать об их отношениях сестре и матери. Когда Мисюсь возвращается в дом, влюблённый художник ещё долго стоит и смотрит на дом с мезонином: в окне Жени горит лампа под зелёным абажуром.
Иллюстрация Д. А. Дубинского
На другой день рассказчик вновь приходит к Волчаниновым, но находит в доме только Лиду. Та сообщает, что мать и сестра уехали в Пензенскую губернию, к тёте, а зимой собираются за границу.
На выходе из усадьбы героя догоняет мальчишка с запиской от Жени: оказывается, это старшая сестра велела ей расстаться с художником. Ни мама, ни Мисюсь не решились спорить с Лидой. Тем же вечером рассказчик собирает вещи и уезжает в Петербург.
Первым критикам произведения важнее казалось идейное противостояние Лидии Волчаниновой и художника. Чехова упрекали в том, что он показал благородную и самоотверженную Лиду слишком чёрствой и несимпатичной девушкой. Однако вряд ли её можно назвать отрицательной героиней. Не лишним будет вспомнить, что сам Чехов в Мелихове не гнушался участвовать в работе земства и помогать крестьянам.
Спор художника с Лидой остаётся незаконченным. Их знакомство обрывается внезапно, вместе с отъездом Жени.
Иллюстрация Д. А. Дубинского
Судя по финалу рассказа, он всё-таки посвящён не борьбе общественных идей, а поискам счастья и любви. Герой после расставания не едет искать возлюбленную в Пензенскую губернию, а сдаётся и возвращается в Петербург.
Чехов удивителен. Своим неповторимым даром, он открывает истины, в неприметных вещах, о которых мы рады забыть. В рассказе открывается психология самых разных персонажей помещенных в хронотоп дома.
Критика
Это великое произведение! Поэтому критики было много. Рассказ Чехова прочли и прогневались, а кто-то раскис. И. Ясинский заметил, что в произведении нет никакой конкретики относительно архитектуры, хотя в названии она присутствует. Т. Полнер при этом говорит о том, что это и хорошо, что рассказ похож на некий особый репортаж, где есть череда зарисовок. Р. Сементковский был недоволен образом Лидии. Претензия на восходе суфражизма вполне обоснована. И. Игнатов, как и большинство других критиков, пришли к выводу, что образ художника все же основной по своей интересности. При этом он совершенно бессилен с творческой точки зрения. Поэтому он не вдохновляет.
Герой, от лица которого ведётся повествование – некий художник, обозначенный как мсье Н. Он гостит у знакомого помещика Белокурова. Время проводит в лени и праздности, совершеннейшем бездельи. Может часами смотреть в окно, наблюдая небо, птиц, неспешную жизнь имения, протекающую, по сути, мимо.
Кто они, эти девушки? Что Антон Павлович Чехов хотел донести нам, читателям, подавая их образы в рассказе?
Первая характеристика Лидии звучит из уст Белокурова. Со слов молодого помещика семья безвыездно пребывает в деревне Шелковка, а девушка преподаёт в земской школе. Имея состояние, живёт исключительно на жалование в 25 рублей, чем очень гордится. Да и визит её к Белокурову обусловлен земскими делами. Вот уже и повод для анализа: барыня, состоятельная, а живёт на гособеспечении. Яркая черта!
Надо сказать, что институт земского выборного самоуправления, введённые реформой от 1864 года, сыграл немаловажную роль в развитии инфраструктуры на уровне уездов и губерний. Благодаря земским советам строились дороги и больницы, открывались школы и библиотеки для простого народа. Чехов сам работал земским врачом, знал заботы и трудности земства не по наслышке. Именно деятельности в земском совете и посвятила себя Лидия, отдавая этому все свои силы и жар молодой души. Приехав, она не преминет попенять Белокурову за низкую активность в совете, но и пригласит его с героем в гости.
«Дом с мезонином» : анализ
Основную сюжетную линию повести составляют воспоминания художника, от лица которого идет повествование, о его «несостоявшейся любви» к очаровательной девушке Мисюсь. Действие охватывает примерно три месяца, в течение которых в жизни героев определяются многие важные вехи. Динамика человеческих судеб сопоставляется в повести с циклами самой природы, придавая образу времени глубину, второй план. События разворачиваются с начала лета до осени — от встречи к разлуке. Контраст времен года акцентирует полярность настроений героев в начале и в финале произведения.
Художник, бежавший из города от «жуткого состояния одиночества, неудовлетворенности жизнью» в загородную усадьбу, обостренно чувствует неостановимый бег неповторимых мгновений бытия. Ему негде укрыться от ощущения неопределенности, зыбкости своего существования в этом мире. Поэтому столь привлекателен для него мир усадьбы Волчаниновых, где герой видит воплощенное стабильное, гармоничное начало, понимая при этом обманчивость мечты обрести жизненный покой. Встреча с юной Мисюсь, воспринимающей жизнь во всех ее проявлениях как чудо, «заразившей» героя своим восторженным мироощущением, наконец, любовь к ней возвращают рассказчику вдохновение, желание творить, радость ощущения полноты бытия. Оба героя и в рутинной повседневности сохраняют чувство причастности к вечности, к чему-то выходящему за рамки обыденного. В этом плане Жене и художнику противостоят Лида, Белокуров, Любовь Ивановна, стремление которых к ограничению своей жизни лишь одним временным измерением — буднями — лишает их возможности по-настоящему проникнуться красотой реального мира, узнать истинную любовь.
Историческое время «Дома с мезонином» Чехова — канун нового столетия. В повести в той или иной мере писатель затрагивает множество проблем, волновавших тогдашнее русское общество (именно они-то и были восприняты критикой): человек и его предназначение, прогресс и народный быт, задачи искусства. В споре художника с Лидой слышны отзвуки полемики вокруг вопроса о роли интеллигенции в обществе и ее взаимоотношении с народом. Для Чехова очевидны как пропасть, разделяющая народ и интеллигенцию, так и необходимость поиска путей ее преодоления.
Тема времени, вечности здесь органически связана с темой красоты и реализуется в особенностях художественного пространства произведения, включающего помимо усадьбы Волчаниновых, имение Белокурова, соседние нищие деревни (Сияново, Малоземово и др.), город, откуда приезжает, точнее бежит, герой, имение в далекой Пензенской губернии, куда в финале уезжает Мисюсь. Скрытый драматизм повести проявляется и в конфликте «милого, старого дома» с окружающим миром, из которого он выделен. Именно поэтому образ дома с мезонином обретает символическое звучание, сохраняя при этом свою жизненную конкретность. Сюжетообразующее значение дома подчеркнуто самим названием произведения.
По мнению Чехова, духовная свобода невозможна без свободы перемещения в пространстве. Движение судеб Мисюсь и художника обозначены их выходом за пределы пространства дома с мезонином: добрый мирок его все же никогда не заменит безграничного, многомерного космоса большой жизни. В финале герои покидают усадьбу, куда они больше никогда не вернутся, но воспоминания о ней, о Мисюсь становятся для повествователя неким духовным прибежищем, где он ищет спасения в минуты одиночества и грусти. Дом с мезонином — осколок пространства, перемещенный в память, его «потерянный рай».
Меню статьи:
Конец XIX века – Антон Павлович Чехов публикует одно из наиболее знаменитых его произведений – повесть «Дом с мезонином». Ей посвящены не только сочинения, написанные в свободном жанре – об общих впечатлениях, но и значительно количество статей филологического и литературно-критического характера. Наш анализ «Дома с мезонином» тоже будет проведен в рамках литературной критики.
История создания
В архиве писателя сохранились четыре предварительные записи, позволяющие проследить направление художественной идеи писателя в начале его работы над этим замыслом. В письме Е.М. Шавровой от 26 октября 1895 г. автор сообщал: «Теперь пишу маленький рассказ «Моя невеста». У меня когда-то была невеста… Мою невесту звали так: «Мисюсь». Я ее очень любил. Об этом пишу я».
К обещанному для сборника «Призыв» сроку (декабрю 1895 г.) произведение закончено не было, что объяснялось расширением чеховского замысла и изменением жанра: вместо рассказа получалась повесть, которая была завершена в феврале 1896 г.
Существует ряд источников, опираясь на которые удается определить круг прототипов героев и даже мест, изображенных в «Доме с мезонином». Так, «имение помещика Белокурова» обычно связывают с Богимовской усадьбой Е.Д. Былим-Колосовского в Тульской (в тексте: «Т-ской») губернии, где Чехов жил летом 1891 г.; «дом Волчаниновых» — с соседней с Богимовым усадьбой Даньково (одна из ее хозяек-сестер была учительницей местной школы, а о другой известно только то, что все считали ее «весьма поэтической натурой»; они-то, возможно, и явились прототипами чеховских героинь — сестер Волчаниновых). Другая версия возводит фамилию Волчаниновых по созвучию к фамилии сестер Турчаниновых, у которых в действительно существовавшем доме с мезонином в Тверской губернии (в повести: «Т-ской») гостил И.И. Левитан, а любовную коллизию повести — к сложным взаимоотношениям художника-пейзажиста с ними. Отдельные моменты были, вероятно, подсказаны Чехову опытом его работы в земстве.
Сюжетная линия
История начинается с описаний воспоминаний художника в тот момент, как он находился в гостях у своего давнего товарища Белокурова. Он вел обычный образ жизни. Все свое время он посвящал чтению книг, прогулкам по аллеям и пустыми разговорами с богатыми людьми. Во время одной из прогулок художник забрел на чужую усадьбу, где увидел двух девушек. Та, что постарше, была очень красива, а вторая герою показалось непосредственной особой с более строгим выражением лица.
Однажды совершая прогулку вместе с Белокуровым, герой заметил подъезжавшую карету, в которой сидела одна из девушек. Ее звали Лидия Волчанинова.
Она рассказала хозяину дома о несчастье, которое случилось в соседнем селе. Там люди пострадали от пожара и остались без крыши над головой. Девушка просила оказать помощь погорельцам.
Походы в гости
Со временем художник стал все чаще приходить в гости к Волчаниновым, и скоро понял, что Лидии он совсем не нравится. Она была чересчур строгой и активно участвовала в жизни простого народа. Ей не нравилось, что герой рисует простые пейзажи, а не изображает на холсте социальные проблемы.
На фоне серьезной сестры всегда вырисовывалась Мисюсь. Она вела сходный с художником образ жизни. Девушка была легкой, свободной и с большим удовольствием проводила много времени в присутствии художника.
Мама девушек была обеспокоена судьбой Лидии. Ей казалось, что, решая проблемы других людей, она может упустить свое личное счастье и остаться незамужней. Художник был удивлен тому, как его друг до сих пор не влюбился в одну из девушек.
Жаркий спор
Однажды придя домой, Лида начала рассказывать матери, что князь Малоземов пообещал построить больницу. При этом разговоре она колко выразилась по поводу художника, сказав, что такие темы ему неинтересны. После этого молодые люди начали громко спорить. Девушка твердила о том, что можно сделать жизнь людей проще, если построить побольше школ, аптек и больниц. Художник же говорил, что народу никогда не удастся подняться с колен, и причина этому скрыта намного глубже. Пререкаясь некоторое время, художник заметил, что утомил своими спорами Лидию и решил покинуть дом немедленно.
У ворот стояла Мисюсь, она вышла, чтобы проводить героя. Он тут же начал осыпать ее поцелуями и признаваться в любви. Женя сказала, что ничего не скрывает от своей матери и тут же отправилась сообщить ей о намерениях художника. Наутро герой снова пришел в дом Волчаниновых, где ему сообщили, что Женя с матерью уехали. Мисюсь передала ему записку, в которой было сказано, что Лидия была против их отношений и именно поэтому она должна была уехать.
Через несколько лет художник узнал от своего друга о том, что Лида до сих пор работает учителем, а значит продолжает решать проблемы людей. Женя в своем доме так и не появлялась. Герой с грустью вспоминал влюбленную девушку и мечтал однажды встретить ее.
«Дом с мезонином» не имеет определенной жанровой направленности. Это история о несбыточном счастье. Два главных персонажа были слабохарактерными и только по этой причине не смогли отстоять свои чувства.
Как создавалось произведение
Это произведение рождалось долго. Об этом говорят черновые записи.
Также есть свидетельства, что некая Мисюсь была возлюбленной писателя. Доподлинно не известно существовала ли она в действительности.
Считается, что Женя Волчанинова та самая Мисюсь – это дочь А. Н. Турчанинова – Варвара. Они похожи и внешне по описанию, и сходство фамилей очевидно.
Главный герой, скорее всего, воплощает в себе пейзажиста И. Левитана. Знакомая лингвистка Чехова Щепкина-Куперник рассказывала об отношениях художника со своей женой С. Кувшинниковой. Левитан в них предстает в трепете увядания тяги к жизни, как и главный герой «Дома с мезонином».
Кроме того, рассказ стал не просто историей любви за чаепитием, а поднял проблему бюрократии в земствах.
История создания
В архиве писателя сохранились четыре предварительные записи, позволяющие проследить направление художественной идеи писателя в начале его работы над этим замыслом. В письме Е.М. Шавровой от 26 октября 1895 г. автор сообщал: «Теперь пишу маленький рассказ «Моя невеста». У меня когда-то была невеста… Мою невесту звали так: «Мисюсь». Я ее очень любил. Об этом пишу я».
К обещанному для сборника «Призыв» сроку (декабрю 1895 г.) произведение закончено не было, что объяснялось расширением чеховского замысла и изменением жанра: вместо рассказа получалась повесть, которая была завершена в феврале 1896 г.
Существует ряд источников, опираясь на которые удается определить круг прототипов героев и даже мест, изображенных в «Доме с мезонином». Так, «имение помещика Белокурова» обычно связывают с Богимовской усадьбой Е.Д. Былим-Колосовского в Тульской (в тексте: «Т-ской») губернии, где Чехов жил летом 1891 г.; «дом Волчаниновых» — с соседней с Богимовым усадьбой Даньково (одна из ее хозяек-сестер была учительницей местной школы, а о другой известно только то, что все считали ее «весьма поэтической натурой»; они-то, возможно, и явились прототипами чеховских героинь — сестер Волчаниновых). Другая версия возводит фамилию Волчаниновых по созвучию к фамилии сестер Турчаниновых, у которых в действительно существовавшем доме с мезонином в Тверской губернии (в повести: «Т-ской») гостил И.И. Левитан, а любовную коллизию повести — к сложным взаимоотношениям художника-пейзажиста с ними. Отдельные моменты были, вероятно, подсказаны Чехову опытом его работы в земстве.
Языковые особенности в рассказе «Дом с мезонином» А.П. Чехова
Одной из особенностей языка, используемого в рассказе «Дом с мезонином», является чрезвычайная экономия слов. Чехов не излишне расписывает описание мест, персонажей или событий, а скрупулезно отбирает только необходимые и самые значимые детали.
Еще одно заметное свойство языковой формы в рассказе Чехова — это использование различных стилей речи в зависимости от характера персонажей. Например, зажатый и замкнутый Чукарев говорит короткими и сухими фразами, в то время как эмоционально более открылся Саша выражается более красноречиво и душевно.
Также важно отметить обилие различных восклицательных и вопросительных предложений в тексте, которые отображают внутреннее состояние персонажей и помогают читателю лучше понять их мысли и переживания
Главные герои
Лида Волчанинова
Дворянка, 23-летняя девушка, учительница в земской школе.
В «Доме с мезонином» героиня, единственная из всех, кого можно назвать живым человеком. Это строгая, решительная девушка из богатой семьи. Она вполне обеспеченна и может жить в своё удовольствие. Но у неё живой, развитый ум, и девушку трогают проблемы общества. Всеми силами Лидия пытается улучшить жизнь земской управы. Она ведёт активную общественную работу, борется за улучшение быта крестьян. Это принципиальная и прямолинейная личность, ей чужда жизнь праздных обывателей своего круга.
Женя Волчанинова (Мисюсь)
Младшая сестра Лиды, девушка лет 17-18.
Сентиментальная юная девушка. Скромная, чистая, склонная к романтике. Ведёт праздный образ жизни, много читает. Ей нравится общение с художником, разговоры ни о чём. По сути, безвольная и бесхарактерная девушка, не имеющая собственного «я».
Monsieur N.
Художник, дворянин, молодой мужчина, влюблён в Женю.
Характеристика этого героя мало чем отличается от Жениной. Такой же праздный тип, который ничем не занят. Не понимает активности Лиды, ему ближе Женя, спокойная и уравновешенная. Он не сторонник активных действий, ко всему относится с безразличием. Молодого человека раздражает стремление Лидии к преобразованию общества. Художник не способен на сильные чувства, он даже испытывает стыд за мимолётную слабость, когда признался Жене в любви. Лида отправляет мать с сестрой в Пензенскую область, и художник уезжает в Петербург.
Любовь Ивановна
Живет с Белокуровым. Подстать ему во всем. Снимала у него часть дома, но потом заслужила доверие. Она некрасива, иногда плачет мужским голосом.
Произведение богато на темы, которые можно поднять на экзамене:
- Надежда. Каждый персонаж произведения живет надеждой, хотя мало кто ее проявляет.
- Любовь. Чехов всегда поднимает вопросы романтики. Тут любовная линия касается Жени и художника.
- Глупость. Это то, что мешает воплощать свои идеи. Лишает мир свершений. Главный герой способен на многое, но глупость мешает ему проявить себя.
- Отчаяние. Главный герой полон этого чувства. Он приехал в деревню с ним и расстался с Женей, и живет с ним дальше. Он не ищет Женю, потому что и сам потерян.
Несколько интересных сочинений
Анализ произведения Мой сосед Радилов Тургенева Произведение относится к творческим сочинениям писателя, рассматривающим в качестве ключевой тематики человеческие взаимоотношения.
Чичиков на балу у губернатора в поэме Мертвые души Гоголь В городе, который просто обозначается буквой Н., жили разные люди. Одни были толстыми, а другие тонкими
Тонкие мужчины старались окружить заботой и вниманием красивых девушек
Сочинение Окружающая среда Мы родились и сразу получили от природы воздух, который нам необходим. Ведь если не будет кислорода, мы запросто потеряем сознание и уже навсегда заснем долгим сном
Сочинение Красная площадь в Москве В Москве, столице нашей необъятной Родины, расположена Красная площадь, главная площадь страны
Красная площадь является одним из символов России.
Дорогая мамочка, сегодня ровно три месяца, как ты поцеловала меня и уехала в твою важную командировку. Не думай, все у нас хорошо, мы с папой уже почти научились готовить завтрак и убирать за собой
Меню статьи:
Композиция рассказа
Композиция рассказа – это основа любого художественного произведения. В рассказе «Дом с мезонином» А.П. Чехова автор использует классическую структуру, состоящую из вступления, основной части и заключения. Вступление знакомит читателя с главным героем рассказа, описывает его внешность и характер. Основная часть рассказа представляет собой ряд эпизодов, в которых герой встречается с разными людьми и переживает различные события. Заключение же подводит итоги и дает ответ на главный вопрос рассказа – что произойдет с героем в будущем. Композиция рассказа «Дом с мезонином» позволяет читателю погрузиться в мир героя и понять его внутренний мир и проблемы.
Анализ цитат и фрагментов
В рассказе «Дом с мезонином» А.П. Чехова можно выделить несколько цитат и фрагментов, которые ярко характеризуют героев и помогают понять их внутренний мир. Одной из таких цитат является фраза, произнесенная главным героем Иваном Петровичем: «Я не знаю, что со мной, но я чувствую, что я не тот, кто был раньше». Эта фраза отражает внутреннее состояние Ивана Петровича, который переживает кризис среднего возраста и не может понять своего места в жизни.
Еще одной интересной цитатой является фраза, которую произносит жена Ивана Петровича, Марья Васильевна: «Я не знаю, что со мной, но я чувствую, что я не та, кто была раньше». Эта фраза показывает, что кризис среднего возраста не является проблемой только для мужчин, но и для женщин. Марья Васильевна также переживает внутренний кризис и не может найти свое место в жизни.
Таким образом, цитаты и фрагменты в рассказе «Дом с мезонином» помогают понять внутренний мир героев и их проблемы. Они показывают, что кризис среднего возраста является универсальной проблемой, которая касается многих людей, независимо от пола и социального статуса.
Главные герои
Главными героями рассказа «Дом с мезонином» являются две женщины — Наташа и Варвара Петровны. Наташа — молодая, красивая и эмоциональная девушка, которая работает учителем в провинциальной школе. Она мечтает о большом городе, о красивой жизни и о любви. Варвара Петровна — старшая коллега Наташи, которая уже давно работает в школе и имеет богатый жизненный опыт. Она является наставницей и другом для Наташи, помогая ей в трудные моменты и делясь своими жизненными уроками. Обе женщины находятся в поиске своего места в жизни и своей судьбы, и их истории переплетаются в рассказе, создавая глубокий и трогательный образ женской дружбы и солидарности.