Фамилия Хлестова в комедии «Горе от ума»: история и значение
Слово «хлест» имеет несколько значений, но в данном контексте оно используется для обозначения длинных, взмахивающих «хлестких» рук. Это может указывать на то, что Хлестов — болтливый и неконтролируемый человек, очень живой и действующий спонтанно.
Также, фамилия Хлестова может ассоциироваться с хлестким и небрежным образом жизни. В пьесе, Хлестов выступает как типичный лентяй, бессмысленно тратящий время и деньги без явной пользы для себя или других. Значение фамилии Хлестова таким образом отражает его неуверенность и легкомысленность в принятии решений и отношении к жизни.
В целом, фамилия Хлестова в комедии «Горе от ума» служит для подчеркивания его характера и создания яркого и запоминающегося образа. Это имя стало частью литературной и театральной истории, и его значение все также актуально и понятно современной публике.
Образ Хлестакова
Гоголь в самом начале произведения описывал Хлестакова следующим образом:
«…молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими…»
Полное имя Иван Александрович Хлестаков. Прибыл из Петербурга. Родом из Саратовской губернии, где живут родители. Чиновник. Шатен невысокого роста с бегающими глазками. Внешность приятная, производил на женщин особое впечатление.
«…Ах, какой приятный!»
Одеваться Хлестаков любил по моде. Именно любовь к дорогим нарядам сыграла с ним злую шутку. Местные чиновники ошибочно приняли его за ревизора. Речь главного героя отрывиста. Фразы вылетают раньше, чем он успевает подумать.
«Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно…»
Описание персонажа Хлестова
Хлестов — выходец из богатой, но не особо уважаемой дворянской семьи. Он презирает работу и предпочитает веселиться и болтать с друзьями. Хлестов характеризуется непостоянством и легкомысленностью, эти черты свидетельствуют о его отсутствии целеустремленности и ответственности.
Хлестов увлекается модными течениями и считает, что образование идет на второй план. Он поклоняется западной культуре, отказывается от русских традиций и обычаев. Он часто произносит фразы на французском языке, что свидетельствует о его желании выглядеть престижно и образованным.
Хлестов характеризуется как вздорный и надменный, его слова оскорбляют и задевают других. Он презирает простых людей, считая их низкопробными и некультурными.
Однако, несмотря на все его недостатки, Хлестов имеет некоторые черты, которые можно считать положительными. Он обладает чувством юмора, что делает его веселым и живым. Он всегда готов помочь другим и присутствовать в компании, где нужна его поддержка. Однако, эти достоинства часто потеряны в комической суете его повседневной жизни.
Соответствие фамилии и характера Хлестова
Фамилия Хлестова, указанная в пьесе «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова, имеет большое значение и отражает характер главного героя.
Само слово «хлест» в переводе с русского означает «остро и бурно отталкивать». Именно таким образом проявляется характер Хлестова в пьесе. Он яркий, энергичный и импульсивный персонаж, который способен воспламеняться и вести себя агрессивно при малейшей провокации
Изначально Хлестов привлекает внимание своей внешностью и поведением — он кажется слишком уж искусственным и претенциозным
Фамилия Хлестова также усиливает иронию пьесы. Хлестов стремится производить впечатление, быть замеченным и признанным. Он часто использует свою фамилию как оружие, чтобы проявить свою надменность и выделять себя.
Однако, несмотря на внешнее внушительное звучание и яркое поведение, Хлестов оказывается мелким чиновником, который грезит о власти и богатстве, но не может достичь этого. Таким образом, фамилия Хлестова в пьесе «Горе от ума» отлично передает истинную суть героя и подчеркивает разрыв между его стремлениями и реальностью.
Цитаты
Всё врут календари
Слова старухи Хлестовой (действие 3, явление 21), когда она спорит с Фамусовым Павлом Афанасьевичем о том, сколько сотен душ у Чацкого Александра Андреевича.
Чай пил не по летам.
Слова Хлёстовой (свояченица Фамусова) о возможной причине помешательства Чацкого (действие 3, явление 21).
-
Консультация для воспитателей виды театров в детском саду
-
Школа 1543 правила приема
-
Методики для аутистов младшего школьного возраста
-
Коробков а в головин в а масляков в а физическое воспитание м высш школа 1983
- Опасные и вредные производственные факторы и меры защиты от них в доу презентация
Характеристика Хлестовой в комедии «Горе от ума»: образ, описание, прототип героини
Она является свояченицей Фамусова, то есть сестрой его покойной жены. Соответственно, Хлестова также является теткой Софьи Фамусовой:
По словам Чацкого, Хлестова якобы является фрейлиной Екатерины I (жены Петра I). На самом деле женщина не могла состоять фрейлиной Екатерины I, умершей в 1727 году:
Вероятно, старуха Хлестова замужем и у нее есть дети. Так, Фамусов говорит о том, что у его свояченицы есть дети. Возможно, речь как раз идет о Хлестовой:
К сожалению, вызывает сомнения фраза Чацкого, в которой он называет Хлестову «девушкой». Эту фраза может означать, что Хлестова является старой девой, то есть никогда не была замужем и не имела детей. Но так же вероятно, эти слова Чацкого являются лишь шуткой, как и фраза про фрейлину:
Как известно, в образе Хлестовой современники узнавали жившую то время московскую барыню Настасью Дмитриевну Офросимову. Исследователи считают Офросимову прототипом Хлестовой. Госпожа Офросимова была замужем и имела детей. Можно предположить, что то же самое касается и самой Хлестовой.
Старуха Хлестова следует светской моде. Так например, у нее есть модная собачка-шпиц:
У Хлестовой также есть «модная служанка» — темнокожая арапка. Во времена Грибоедова при царском дворе была «мода» на темнокожих слуг — арапов:
Прототип Хлестовой в «Горе от ума»
В своей книге известный мемуарист Александр Александрович Стахович писал о прототипе Хлестовой в комедии «Горе от ума» следующее:
Офросимова была одного с нами прихода Иоанна Предтечи в старой Конюшенной; она строго блюла порядок и благочиние в церкви, запрещала разговоры, громко бранила дьячков за нестройное пение или за нерасторопность в служении; дирала за уши (как Чацкого) мальчиков, выходивших со свечами при чтении Евангелия и ходивших с тарелочкою за церковным старостой, держала в ришпекте и просвирню, подносившую ей одной большую просвирку.
Критика об образе Хлестовой
Это был цитатный образ и характеристика Хлестовой в комедии «Горе от ума» Грибоедова, интересные факты о прототипе Хлестовой.
— свояченица Фамусова Павла Афанасьевича (сестра его покойной жены).
Полное имя: Анфиса Ниловна Хлестова.
Хлестовой 65 лет. Она богата и своенравна. От скуки содержит воспитанниц и собачек у себя в доме.
Хлёстова хорошо знает московскую знать и старается ей соответствовать. Так, у неё модная собачка-шпиц, «модная служанка» — темнокожая арапка. В то время была «мода» на темнокожих слуг.
Старуха Хлестова любит играть в карты и обыгрывает княгиню Тугоуховскую на вечере у Фамусова.
Хлёстова впервые появляется в действии 3, явлении 10 на званом вечере в доме Фамусова Павла Афанасьевича.
Исследователи считают, что прототипом Хлёстовой была Наталья Дмитриевна Офросимова. Так, мемуарист Александр Александрович Стахович (1830 – 1913) в книге «Клочки воспоминаний» (1904 г.) писал:
Хлестова (художник Кузьмин Н.В.)
Второстепенные персонажи
Лиза
Служанка Софьи, молодая девушка.
Ветреная девушка, прислуга в доме Фамусова, смешливая, весёлая. Ей нравится буфетчик Петруша. К ней благосклонно относится Фамусов. Покрывает ночные похождения своей госпожи Софьи.
Подробная характеристика Лизы.
Репетилов
Старинный приятель Чацкого, молодой человек.
Яркий представитель фамусовского общества, который является пародийным отображением Чацкого. Простодушный, глуповатый, заурядный человек.
Подробная характеристика Репетилова.
Загорецкий
Молодой светский человек, картёжник и шулер.
Вхож в дом Фамусова, светский человек, поверхностный, глуповатый, мошенник и плут.
Хлестова
Свояченица Фамусова, пожилая женщина.
Зловредная одинокая старуха, от одиночества завела свору собачек и армию приживалок.
Платон Михайлович Горич
Дворянин, офицер в отставке, товарищ Чацкого.
Приятель Чацкого, разочарован в женитьбе на молодой женщине, покорно ей подчиняется. Отставной военный.
Супруга Горича, молодая женщина.
Назойливая и властная жена Горича, большая любительница балов.
Князь Тугоуховский
Столичный аристократ, пожилой болезненный мужчина.
Глуховатый старичок, приятель Фамусова, цель жизни – выгодно пристроить шесть своих дочерей.
Княгиня Тугоуховская
Супруга князя, мать шести дочерей.
Поддерживает взгляды Фамусова, противница образования, мечтает о выгодной партии для дочек.
Графини Хрюмины
Столичные аристократки, старая бабушка и внучка.
Имена их неизвестны, роль незначительна. Престарелая бабка ездит с внучкой по балам, надеясь выдать её замуж.
Максим Петрович
Покойный дядя Фамусова, чиновник.
Внесценический персонаж. Богатый придворный вельможа во времена императрицы Екатерины II. Дядя Фамусова, поступки которого приводятся как пример для подражания молодёжи.
Петрушка
Слуга в доме Фамусова, молодой парень.
Знает азы грамоты, помогает хозяину делать записи, неопрятный.
В комедии «Горе от ума» показан конфликт поколений и взглядов — прогрессивных и устаревших. В пьесе много действующих лиц и внесценических персонажей — представителей московского общества. Главные герои пьесы «Горе от ума», в основном не имеют прототипов, в некоторых второстепенных персонажах выражены черты современников автора. Эта таблица, в которой дана характеристика героев, поможет в изложении краткого содержания пьесы, а также при написании письменной работы.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Горе от ума»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Горе от ума»
для самых компанейских —
Главные герои «Горе от ума»
для самых занятых —
Читательский дневник «Горе от ума»
для самых любопытных —
Анализ «Горе от ума» Грибоедов
для самых крутых —
Читать «Горе от ума» полностью
Тест по произведению
-
/15
Вопрос 1 из 15
Самые популярные материалы декабря для 9 класса:
Характеристика Вернера (Герой нашего времени)
Положительные и отрицательные качества Печорина
Особенности композиции романа «Герой нашего времени»
Образ Печорина в главе «Максим Максимыч»
Почему Печорин и Вернер не стали друзьями?
Было ли убийство Грушницкого неизбежным для Печорина?
Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковского
Характеристика Печорина в главе «Княжна Мери»
Онегин — «лишний человек»
Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенина
История комедии «Горе от ума»
Горе от ума был впервые поставлен в 1831 году, после смерти автора. При жизни Грибоедов не удалось увидеть свою пьесу на сцене, так как она была запрещена цензурой из-за сатирического и остроумного содержания.
Грибоедов создал комедию, основываясь на реальных лицах и событиях своего времени. Основной сюжет повествует о молодом бездарном поэте Алексее Хлестове, который неловкими шагами пытается влюбиться в умную и красивую девушку Софью — дочь губернатора Молчалина.
В пьесе широко обрабатываются тема общественной верхушки и нравов того времени. Грибоедов резко критикует бюрократию и дворянство, подвергая эти касты сатирическому освещению. Комедия полна ярких диалогов, шуток и остроумных фраз, что делает ее очень забавной и увлекательной для зрителя.
Несмотря на свое запрещение цензурой, «Горе от ума» быстро стала популярной и получила признание как одно из лучших произведений русской литературы. В наше время пьеса по-прежнему ставится на театральных сценах и изучается в школах и университетах как образец классической комедии.
Вариант 2
Анфиса Хлестова является самой яркой героиней второстепенных образов комедии «Горе от ума». Впервые героиня появляется на 3 действий во время ужина в доме Фамусова. Этот женский образ Грибоедов создал со знаменитой светской барыни Натальи Офросимовой.
Анфиса Хлестова не отличалась особым умом, но имела вздорный нрав. Кроме того героиня не отличалась хорошим воспитанием и могла бесцеремонно разговаривать с людьми. Хлестова может выражаться ярко и пронзительно. В ней есть жестокость, властность и откровение. При этом она может выражаться неграмотно и не пытается никому понравиться. Анфиса является свояченицей Фамусова и поэтому ведет себя уверенно, живя в его доме. Анфиса была пожилой и богатой дамой 65 лет. Она всегда была сердитой и злой. По словам Фамусова, героиня никогда не была замужем и не имела детей.
При появлении на балу Хлестова привлекает к себе внимание бесцеремонными разговорами. Она начала спорить с теми, кто пытался ей угодить
А тех, которые просто хотели с ней заговорить, она за людей не воспринимала. Анфиса была типичной городской барыней, которая любила сплетничать, третировать родственников и маяться от безделья. У нее была собачка и своя рабыня чернокожая девушка, которая является просто игрушкой для богатой госпожи. Несмотря на свою бесцеремонность и необразованность, героиня всегда следовала моде светских женщин
В обществе Хлестова занимала высокие должности. Автор указал, что Анфиса Ниловна была первой фрейлиной императрицы Екатерины. Также она руководила помещиками и знала, кто насколько богат. Особой слабостью дворянки была карточная игра.
Анфиса Хлестова относится к отрицательным образам комедии Грибоедова. Своим поведением Хлестова не вызывает никакой симпатии и сочувствия со стороны читателей. Ее характерными чертами являются грубость, необразованность, чрезмерное хамство, бесцеремонность. Она всегда следовала моде и не имела своих предпочтений
При этом героиня симпатизировала Молчалину, который мог льстить и уделять особое внимание каждой женщине. Характер и взгляды героини сформировались в дворянской семье и в обществе богатых людей
Подобные отрицательные качества не сближают Хлестакову с Натальей Офросимовой.
Роль Хлестова в развитии сюжета
Во-первых, благодаря своему невнимательному отношению к жене, Хлестов вызывает ревность и неуверенность в своей супруге, что в итоге приводит к изменам. Это становится важным фактором, который развивает сюжет дальше.
Во-вторых, Хлестов является другом и приятелем семьи Пестовых. Он активно принимает участие в развальцовке имущества и поддержке Пестовых в их жизненных решениях. Через этот персонаж автор показывает несправедливость обращения к имуществу и гибкое отношение человека к материальным ценностям.
В-третьих, Хлестов создает конфликт между главными персонажами пьесы — Александром и Кларой. В результате его недальновидности и легкомыслия, он помогает раскрыть истинные намерения героя и нарушить его семейное счастье.
В итоге, роль Хлестова в «Горе от ума» несомненно значительна в развитии сюжета
Благодаря особенностям его характера и своим поступкам, Хлестов не только привлекает внимание читателя и зрителя, но и помогает выявить скрытые мотивы героев и развивает волнующую историю
Другие герои
Кузьма Петрович, наряду с Максимом Петровичем, отожествляет идеал Фамусова. «Он и сам был богат и на такой же был женат, и знатного рода» — столичный туз, перед которым приклонялась вся Москва.
К веку минувшему также относятся все друзья Репетилова из его подобия тайного общества, что хотело бы стать передовым. К представителям века минувшего также относятся:
- Отец Молчанина, посоветовавший сыну угождать всем и всегда;
- Барон фон Клоц и его продажные секретари;
- Прасковья Федоровна, тетя Сони, любившая собирать сплетни и передавать их дальше;
- Мадам Розье и танцор Гильоме, которые были любимы лишь благодаря своим иностранным фамилиям и происхождению, так как большинство столичных штучек презирало всю отечественную культуру и восхищалась зарубежной;
- Князь Григорий и Воркулов Евдоким — любители Англии и итальянской музыки;
- Хворовы, Скачковы, Нестор Валранский и Дрянские.
Представителей «века нынешнего» в пьесе гораздо меньше. Единомышленник Чацкого и внесценический персонаж — двоюродный брат Скалозуба, который ушел со службы, чтобы наслаждаться деревней и чтением литературы. Также таковым является профессор Педагогического института и племянник княгини Тугоуховский Федор, изучающий химию и ботанику. И основная доля этой категории — это вся молодежь, которую представляет Чацкий в своих отрывках из своих монологов «А судьи кто?», «Пускай теперь один из нас». По его мнению, именно они — люди, за которыми будущее великой страны.
Таким образом, вспомнив список внесценических персонажей «Горе от ума», можно подытожить, что Грибоедову удалось отобразить в своем произведение всю многогранность московского общества. Он выставил на всеобщее обозрение все их недостатки и мнимые достоинства, которыми они так гордятся.
Вариант 1
Хлестова можно назвать одним из самых ярких персонажей комедии Грибоедова “Горе от ума”. Он представляет собой типичного дворянина, который не имеет никаких занятий и живет на широкую ногу за счет своего состояния. Хлестова можно охарактеризовать как легкомысленного и беспечного человека, который не задумывается о последствиях своих поступков.
Одним из главных черт Хлестовой является его жадность. Он не желает делиться своими деньгами и всегда ищет способы, как заработать еще больше. Он не стесняется использовать свои связи и знакомства для того, чтобы получить выгоду. Однако, несмотря на свою жадность, Хлестова можно назвать щедрым человеком, который готов помочь своим друзьям в трудную минуту.
Хлестова можно охарактеризовать как человека, который не умеет контролировать свои эмоции. Он часто вспыльчив и готов вступить в конфликт с любым, кто посмеет критиковать его. Однако, несмотря на свою вспыльчивость, Хлестова можно назвать душевным человеком, который готов поддержать своих друзей в трудную минуту.
Хлестова можно охарактеризовать как человека, который не умеет жить в реальности. Он часто мечтает о том, что станет богатым и знаменитым, но не предпринимает никаких действий для того, чтобы достичь своей цели. Он живет в своем мире и не хочет видеть реальность.
Хлестова можно охарактеризовать как человека, который не умеет любить. Он не способен на настоящие чувства и готов жениться только ради денег. Он не понимает, что настоящая любовь не может быть куплена за деньги.
Популярные сегодня темы
Для большинства мужчин, в том числе и для меня футбол не просто игра. Это особый стиль жизнь, дико живая атмосфера. От него я получаю невероятно много незабываемых и ярких эмоций
Лекарь Харитон – один из крепостных барыни, однако он на несколько позиций выше них, так как барыня заметили в нём потенциал хорошего доктора, и с тех пор он лечит её, назначая ей самые причудливые лекарства и настои.
Илья Семенович Остроухов родился и вырос в Москве, поэтому ему очень близка природа средней полосы России. Где суровые зимы сменяют теплые долгожданные весна, а на смену знойному лету приходит золотая осень
Ниже представлен цитатный образ и характеристика Хлестовой в комедии «Горе от ума»: описание, интересные факты о прототипе героини. Смотрите: — Краткое содержание комедии — Все материалы по комедии «Горе от ума»
Образ Хлестакова
Гоголь в самом начале произведения описывал Хлестакова следующим образом:
«…молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими…»
Полное имя Иван Александрович Хлестаков. Прибыл из Петербурга. Родом из Саратовской губернии, где живут родители. Чиновник. Шатен невысокого роста с бегающими глазками. Внешность приятная, производил на женщин особое впечатление.
«…Ах, какой приятный!»
Одеваться Хлестаков любил по моде. Именно любовь к дорогим нарядам сыграла с ним злую шутку. Местные чиновники ошибочно приняли его за ревизора. Речь главного героя отрывиста. Фразы вылетают раньше, чем он успевает подумать.
«Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно…»
Характеристика
Хлестаков оказался на месте описываемых событий случайно.
Проигравшись в пух и прах в карты, вынужден был остановиться в местной гостинице.
«…Если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой…»
Дорога в родную деревню по причине полного опустошения кармана была отложена на некоторое время.
Мелкий человек, прекрасно осознающий свое положение в обществе.
В канцелярии зарплата мизерная, а жить красиво хочется. Хлестаков, работая в Петербурге, насмотрелся на людей, не отказывающих себе в удовольствиях, привыкших жить на широкую катушку. Он тоже так хотел, но с его возможностями оставалось об этом лишь мечтать.
Отец регулярно пересылал непутевому сыну деньги.
С завидной регулярностью, Хлестаков проигрывал наличные в карты. Дурная привычка успела прочно закрепиться за ним.
Неудачник.
Даже слуга относится к нему с легким пренебрежением. Талант Хлестакова заключается в умении врать и пускать пыль в глаза. Ловко он воспользовался ситуацией, когда его приняли за ревизора и начали давать деньги. Другой на его месте от стыда сгорел, а он нет. Наглость второе счастье. Это про него.
Любитель женщин.
Умудрился положить глаз сразу на двоих, на жену и дочь городничего.
«…Дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что еще можно бы…»
Женщины не заподозрили в сладких речах подвоха, сразу поверив пройдохе.
Помимо вранья Хлестаков любил пофантазировать.
Более того, верил в свои фантазии, частенько представляя себя в роли генерала, известного писателя, общественного деятеля. Человек «без царя в голове»
. Легкомыслен. Поверхностен. Совершая поступки, совершенно не задумывается о последствиях.
Как он мог брать деньги в долг, зная, что вернуть не сможет.
По его мнению, для успеха не надо особых усилий. Глупец тот, кто горбом и кровью зарабатывает на жизнь. Хлестаков считал, что все в жизни зависит от случая. Если выпал счастливый билет, как в случае с взятой на него ролью ревизора, отчего же им не воспользоваться.
Ему удалось одурачить всех чиновников города.
Словно под гипнозом поддались они его обаянию и умению красиво говорить. Никто даже не удивился, как в его возрасте можно достигнуть таких высот.
Самомнение этого человека зашкаливает.
Считая себя на порядок выше других по уму, он смотрит на людей, как на дураков, над которыми можно и нужно кичиться и глумиться.
Его приключение могло вылиться в заключение под стражу, если бы он вовремя не укатил из города. Вскоре после его отъезда городничий и другие чиновники узнали правду из письма, оставленного Хлестаковым для друга-журналиста. В голове городничего вертелась одна мысль, как он мог
«Сосульку, тряпку принять за важного человека! Вот он теперь по всей дороге заливает колокольчиком!»
В этих словах вся сущность Хлестакова. Пустышка и самодур, умеющий вовремя притвориться тем, кем нужно и воспользоваться ситуацией во благо себе.
Фамилия Хлестова в пьесе «Горе от ума»: значение и роль
Сама фамилия Хлестова имеет корнями в русском слове «хлестать», означающем «бить», «рубить», «ударять». Это название перекликается с характеристикой самого Хлестова. Он является презренным, мелким чиновником, предателем и лжецом, который охотно применяет прямые удары словесным и физическим насилием в отношении других персонажей.
Хлестов является воплощением мещанской безнравственности и хитрости. Этот персонаж отражает некоторые негативные аспекты русской общественности того времени и характеризуется гордостью, жестокостью и отсутствием этических принципов. Его фамилия подчеркивает его низменность и злобу.
Значение фамилии Хлестова: | Роль Хлестова в пьесе: |
---|---|
Символизирует насилие и агрессию | Создает конфликты и напряженность в отношениях с другими персонажами |
Выражает безнравственность и жестокость | Служит противоположностью главному герою Молчалину |
Отражает низменность и злобу | Иллюстрирует отрицательные черты мещанской общественности |
Фамилия Хлестова в пьесе «Горе от ума» играет важную роль в создании образа этого персонажа и помогает передать некоторые идеи автора. Она подчеркивает его негативные качества, создает контраст с главным героем и символизирует насилие и безнравственность, присущие мещанскому классу.
Роль персонажа Хлестова в комедии
Роль Хлестова в комедии заключается в том, что он образует пару с Молчалиным, их диалоги и ситуации с соперничеством внесут остроту и динамику в сюжет. Хлестов находится в постоянной конкуренции с Молчалиным в попытке завоевать сердце Молчалиной — дочери главного героя Подколесина. Эта ситуация является одним из основных источников комического напряжения в комедии.
Хлестов — это самоуверенный, эгоистичный и высокомерный персонаж, что делает его еще более предметом насмешек и пародий. Он представляет собой типичного «болтливого интеллигента», который любит исправлять и учить окружающих, но сам не в состоянии справиться с жизненными упражнениями. В своих высокопарных речах и тухлых шутках Хлестов поражает людей своей самонадеянностью и безосновательным самолюбием.
Хлестов — это не только смешной персонаж, но и символ определенного типа людей, которых можно назвать «пустыми говорунами». Используя этого персонажа, автор комедии изображает ироничную картину реальности: интеллигенция, привыкшая к пустословию и манерным рассуждениям, но неспособная действовать и познавать жизнь. Роль Хлестова не только укрепляет смешные моменты в комедии, но и вносит некоторую социальную критику.
Внесценические персонажи
Андрей Ильич Чацкий – рано умерший отец Чацкого, дворянин. Был дружен с Фамусовым, который взял на себя воспитание его сына. Можно предположить, что они имели похожие взгляды на жизнь.
Анна Алексеевна Чацкая – рано умершая мать Чацкого, дворянка. На балу в доме Фамусовых ходит сплетня, что Чацкий безумец, как его мать «с ума сходила восемь раз».
Мадам Розье – старая степенная воспитательница Софьи после смерти матери, нанятая Фамусовым, который скупился ей платить побольше, и она ушла.
Прасковья Хлестова – сестра Хлестовой, которой Загорецкий помог купить арапчонка (негритенка-слугу).
Князь Федор – ученый племянник княгини Тугоуховской, выпускник Петербургского пединститута. Для общества он чудак, избегает женщин, родственников, занимается химией и ботаникой.
Прасковья Федоровна – важная московская дама, чье мнение авторитетно в обществе, к которой собирается на обед Фамусов.
Максим Петрович – дядя Фамусова, уже умерший, придворный, который при всех нарочно трижды шлепнулся перед Екатериной Второй, чем насмешил ее. За это его стали продвигать, он обрел нужные связи, ставил людей на должности, получил ордена.
Фома Фомич – начальник отделенья, литератор-любитель, для Молчалина идеал: министры менялись, а он все на месте. Для Чацкого «пустейший» человек.
Кузьма Петрович – камергер при императрице, сумел передать должность по наследству, богатый сам, женился на богатой. Фамусов приглашен на его похороны.
Татьяна Юрьевна – влиятельная богатая дама, к которой прислушиваются в обществе. Она умеет устраивать нужных людей на государственные должности. С ее слов и в передаче Молчалина, который ее чтит, становится известно, что Чацкий на службе не угодил каким-то «министрам».
Ирина Власьевна – влиятельная дама, перед связями которой преклоняется Фамусов.
Лукерья Алексеевна – важная дама, которая имеет вес в обществе.
Пульхерия Андревна – влиятельная дама со связями.
Настасья Николаевна – родственница Скалозуба, с которой он незнаком.
Барон фон Клоц – немец, отец жены Репетилова, пробился в министры, прижимистый и не терпящий кумовства (отказался продвигать Репетилова по службе).
Репетилова – дочь влиятельного барона фон Клоц, жена Репетилова.
Князь Григорий – член тайного общества, где состоит Репетилов. Англоман, остряк, болтун, бездельник.
Евдоким Воркулов – член тайного общества, певец-любитель.
Левон и Боринька – братья, члены тайного общества, о которых и сказать особо нечего, без способностей.
Ипполит Маркелыч Удушьев – литератор, авантюрист, дуэлянт.
Алексей Лахмотьев – самый радикальный участник, почти революционер.
Марья Алексеевна – княгиня, непререкаемый авторитет для московской знати. Ее мнения и оценки боится Фамусов.
Тетка из Саратова – родственница Фамусова. К ней в деревню он грозится отправить Софью, заподозренную в отношениях с Чацким. Неизвестно, она ли та самая тетушка, от которой, по словам Лизы, со скандалом сбежал «молодой француз».
Княгиня Ласова – примерная вдова, наездница, которая упала с лошади, расшиблась и ищет себе мужа, чтоб ухаживал.
Двоюродный брат Скалозуба – пренебрег государственной военной службой, чином, ушел в отставку, уехал из столицы в деревню, чтобы читать, учиться, просвещаться. Скалозуб его осуждает.
Профессорский состав Петербургского Педагогического института – княгиня Тугоуховская считает, что все преподаватели там – раскольники и безбожники.
Французик из Бордо – эмигрант, упоминаемый Чацким, без способностей, ничтожный. В России он как дома, мода и язык французские, дворяне лебезят перед ним за то, что прибыл из прекрасной Франции.