Главные герои
В пьесе «Олеся» Куприн выделяет несколько действующих лиц. В роли главного выступает рассказчик — дворянин из города Иван Тимофеевич. Это образованный молодой человек, который увлекается писательством, путешествиями и охотничьим делом. Автор выделяет в нем такие качества:
- скромность;
- простота;
- доброта;
- отзывчивость.
Он по-своему порядочен и открыт, мужчина без какого-либо презрения общается с простыми крестьянами, помогает бедным и больным. Барин влюбляется в сельскую девушку, которая постоянно подвергается гонениям. Юноша не верит слухам о магии и колдовстве, поэтому собирается взять возлюбленную в жену, но не понимает, почему она противится этому. В результате они расстаются. Это портрет главного героя из «Олеси».
Куприн дает очень яркое описание своей героини, ее зовут Олеся. Она сирота, с детских лет воспитывается бабушкой. Это миловидная двадцатичетырехлетняя девушка. У нее красивое смуглое лицо, черные, как смоль глаза с тонкими бровями. Стройная фигура, аккуратная грудь. Руки, слегка загрубевшие от ежедневной работы, и звонкий голос.
Несмотря на то что девушка не обучалась грамоте, она имеет целый список положительных качеств, среди них можно выделить:
- изысканность;
- ум;
- деликатность;
- смекалку;
- чуткость;
- тактичность.
Олеся с раннего детства подвергается нападкам со стороны местных жителей. В них с бабушкой видят колдуний и ведьм, все беды, происходящие в селе, списывают на женщин. По решению граждан и полицейского урядника семью выгоняют из поселения. У девушки особый дар, она может видеть людей, которые умрут, предсказывать будущее.
Сочинение 2
Повесть А.И. Куприна «Олеся» – это красивая история романтичной любви.
Главная героиня произведения — внучка колдуньи Мануйлихи. Это очень красивая молодая девушка с богатым внутренним миром. Она росла с бабушкой в лесу, поэтому хорошо чувствует природу, любит и понимает. В деревне люди уверены, что Олеся вместе с бабушкой – ведьмы. На самом деле они обладают особенным даром, могут исцелять людей, заговаривать раны, гадать на будущее. Такие особенности не радуют девушку. Она считает, что сам дьявол одарил её таким умением, поэтому девушка не ходит в церковь. Несмотря на низкое происхождение, девушка умна и благородна, у неё изысканная речь
Случайно в лесу Олеся знакомится с Иваном Тимофеевичем и влюбляется в него. Девушка прекрасно понимает, что они никогда не будут вместе, потому что принадлежат к разным социальным слоям; считает его добрым, но мягким по характеру, не способным защитить её. Олеся пытается побороть свои чувства, но не может с ними справиться. Тогда она для себя решила: «Пусть что будет, то и будет». Ради возлюбленного Олеся идёт в церковь, за что местные женщины жестоко избивают девушку. В ярости она угрожает обидчикам местью. После этого случая Олеся прощается с Иваном и уезжает с бабкой из этих мест навсегда.
Ещё один главный герой повести – молодой барин Иван Тимофеевич. Он приезжает в Полесье по делам; скучает в глуши, наблюдая за местными нравами. Заблудившись в лесу на охоте, он знакомится с бабкой Мануйлихой и её внучкой Олесей. Иван очарован необыкновенной девушкой. С этого времени он встречается с Олесей довольно часто, всё больше и больше привязываясь к ней. Чувство восхищения девушкой перерастает в любовь настолько сильную, что Иван готов жениться на ней, понимая, что это почти невозможно из-за предрассудков в обществе. Нерешительный парень не смог защитить свою возлюбленную перед невежественной толпой. Девушка расстаётся с ним, оставив на память об её нежной и великодушной любви нитку красных бус.
Злая и жадная колдунья Мануйлиха – бабка Олеси. Когда-то в молодости её изгнали из деревни за недобрые дела. С тех пор она живет с внучкой уединенно в лесу. Мануйлиха очень любит свою внучку и всячески оберегает её от людей.
Полесовщик Ярмола – слуга, повар и спутник барина на охоте. Местные жители считают его самым бедным и ленивым крестьянином во всей округе, к тому же — пьяницей. Однако, ограниченный и неспособный к грамоте мужик, в совершенстве знает лес.
Евпсихий Африканович – местный урядник. Бездушный лицемерный представитель власти требует от бабки Мануйлихи и Олеси покинуть их убогое жилище, так как лес, где оно находится, купил новый помещик и неизвестно, как он себя поведет. Продажный чиновник принимает в дар от Ивана Тимофеевича понравившееся ружье и за это соглашается не беспокоить несчастных женщин. Слово своё сдерживает, но лесных затворников прогоняют местные жители.
Финал романа трагичен – влюблённые вынуждены расстаться, но таинственная колдунья останется в сердце Ивана Тимофеевича навсегда.
Вариант 3
Повесть «Олеся» по праву считается одним из лучших произведений Куприна. В ней речь идет о благородстве, чистоте и красоте необычной девушки по имени Олеся, которая живет вместе с бабушкой в глухом лесу.
Их уединение вынужденное, так местные жители считают, что бабушка с внучкой колдуньи. Сама Олеся уверена, что душа ее и всех женщин их рода продана дьяволу. Случайно повстречавшись в лесу с барином Иваном Тимофеевичем, Олеся постепенно влюбляется в него и даже готова выполнить любой его причуд.
Молодая «колдунья» выгодно отличается от деревенских девушек и женщин, живущих недалеко. Автор подчеркивает ее необычную красоту, но больше всего Ивана Тимофеевича поражает ум и целостность девушки. Непривыкшая никому подчиняться, кроме бабушки, кажется, что Олеся является частью природы, с которой слилась. Даже дикие звери и птицы слушаются ее.
Ее природный ум выгодно развивается в дали от «цивилизации». Подружившись с человеком из высшего общества, достаточно незаурядного, Олеся сама развивается. Ей интересно все, что может рассказать этот молодой человек. А он поражается тому, как разумно она делает выводы из его рассказов и как жадно впитывает все то, что ей неизвестно.
И хотя деревенские жители считают ее и бабушку «ведьмаками», Куприн показывает насколько в нравственном отношении эти женщины выше их. Скорее жителей Полесья бесит то, что бабушка с внучкой сами не желают сходиться с ограниченными людьми, держатся особняком. Из зависти и злости, они под пьяную руку обвиняют Олесю с бабушкой во всех бедах, сплетничают, ненавидят, и все это поразительно контрастирует с безмятежностью молодой девушки, с ее сильным характером и богатым внутреннем мире.
Для таких женщин как Олеся любовь — это то чувство, которое рождается один раз. Она однолюб и как цельная натура готова принести себя в жертву. Девушка отлично понимает, что церковь — это не то место, где ее поймут. Олеся суеверна, она «видит» судьбу, уготованную человеку. Может предсказать смерть и так далее.
Пожалуй это единственный минус у этой славной девушки. Но даже в этом она не виновата. На желание Ивана Тимофеевича прийти в православную церковь Олеся отвечает согласием. Может быть она делает это не только для него, но и для себя. Может быть хочет удостовериться, что храм Божий и для нее также открыт, как и для других.
Однако ограниченность и дикие обычаи местных жителей приводят к тому, что красивую, высокую, свободолюбивую девушку избивают. Это испытание она выдерживает с гордо поднятой головой. На желание Ивана Тимофеевича выйти за него замуж, она отвечает отказом. Несмотря на то, что она выросла в лесу, Олеся более дальновидная, понимает, что их брак обречен. Она не принадлежит его кругу и скорее всего он рано или поздно не выдержит такого испытания. Олеся не хочет, чтобы барин возненавидел ее, поэтому на следующий день после избиения она с бабушкой уезжает в неизвестном направлении.
В этом заключается мудрость женщин, но будут ли данные герои счастливы в дальнейшем — никто не знает.
Вариант 3
В повести А.И. Куприна рассказывается о красивой, но трагичной истории любви простой, но в то же время таинственной девушки Олеси и молодого дворянина Ивана Тимофеевича. Любовь главных героев чиста и светла, но обречена, из-за огромной пропасти между ними и невежества жестоких людей.
Автор описывает Олесю как девушку двадцати четырех лет с необыкновенной, мистической и оригинальной красотой. Роста она высокого, статная, кожа смугловатая, а глаза большие и темные, с загадочным блеском. Нетронутая цивилизацией, естественная красота девушки олицетворяет дикую и первобытную жизнь природы. Вместе с внешней привлекательностью обладает такими качествами, как ум, доброта, любознательность, гордость и независимость, она способна на высокие чувства и храбрые поступки.
Девица живет в лесу среди болот, в одинокой избе со своей бабушкой. У Олеси необычные способности, такие как предсказывание скорой смерти по лицу, подчинение воли другого человека, различные заговоры. Понимает, что отличается от остальных, и что люди к ней не расположены. Ей чужды общественные нормы поведения, не умеет читать и писать, однако имеет природное чувство такта и изысканность в речи. Единственный человек из ее окружения — это бабушка, а друзья-животные, поэтому она презирает охоту.
Олеся влюбляется в Ивана Тимофеевича и отдается порыву полностью, хоть и осознает, что у них нет будущего. Беззаветная любовь толкает ее на решительные поступки ради возлюбленного, она не боится принести себя в жертву.
Городской интеллигент Иван Тимофеевич оказывается в глухой деревне по служебным делам. Умный и образованный, несмотря на свою доброту и дружелюбие, так и не смог найти общего языка с крестьянами и был среди них чужим. Единственным развлечением заскучавшего барина становится охота.
После знакомства с девушкой-колдуньей, дни юноши преображаются. Его привлекает ее чарующая наружность, то, как она легко держится и говорит. Все сверхъестественные умения девушки объяснял научно и не верил в колдовство. И очень быстро этот интерес перерастает во влюбленность. Знал, как относятся к Олесе и бабушке, но все равно навещал их избушку, помогал и даже заступался. Всерьез задумался о женитьбе, но в то же время не представлял жизни с ней в обществе.
Мануйлиха — старая женщина, которую все считают колдуньей. Она, как и внучка обладает даром предсказания будущего, за что страдает всю жизнь и вынуждена прятаться в лесной глуши. Она очень мудрая и видит судьбы людей, в том числе и внучки, а поэтому недолюбливает Ивана Тимофеевича. Резкая и несдержанная, озлобленная на весь свет, никому не доверяет. Мануйлиха искренне любит Олесю и пытается уберечь от страданий, которые ей принесет Иван.
Ярмола — простой деревенский мужик, слуга Ивана Тимофеевича. Как и остальные селяне, недалек и суеверен, верит в приметы, постоянно отговаривает барина от общения с ведьмами. Ярмола знатный выпивоха и любит праздность, но при этом отменный охотник, знаток леса и его обитателей.
Евспихий Африканович-местный начальник, полицейский урядник. Ищет повод выселить старуху с Олесей, оправдывая это тем, что они ведьмы. Грубый и нахальный, не прочь выпить и не гнушается брать взятки.
Другие сочинения:
Любовь в жизни Олеси
Любовь к заезжему барину стала первой в ее жизни. Девушка полностью отдалась охватившему ее чувству. Она была готова отдать себя всю, ничего не требуя взамен. Зная наперед, что у них нет будущего, она не в силах отказаться от встреч с Иваном. Гадание предостерегало ее, что от этого знакомства будут одни беды, что ждет ее величайший позор, но даже это ее не остановило. По просьбе Ивана она пошла в церковь, туда, где ее ненавидели и проклинали, но он не оценил жертвенность Олеси. Хотя по его вине ее избили и прогнали из храма. Даже после этого случая она не упрекнула любимого, считая виновной во всех бедах исключительно себя, что лишний раз подтверждает благородность ее характера. Решив внезапно уехать, она освободила Ивана от обязательств, чтобы не быть помехой для благополучия любимого человека. Лишь красного цвета бусы, оставленные ею перед отъездом, напоминали об их несостоявшемся романе с печальным финалом.
«…яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешевых, красных бус, известных в Полесье под названием кораллов, — единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и ее нежной, великодушной любви…»
Персонажи повести А. И. Куприна «Олеся» и их характеристика
Жанр повести предполагает небольшое количество героев и второстепенных персонажей. В произведении два главных героя, три второстепенных и один эпизодический.
Основные герои
Иван Тимофеевич — начинающий писатель, молодой дворянин (паныч), от его лица ведётся повествование. По службе он приехал в малороссийскую глушь. Человек интеллигентный, он не любит выражения рабской преданности крестьян, не воспринимает всерьёз колдовство местной ведьмы.
Как образованный человек, Иван Тимофеевич пытается дать научное объяснение её сверхъестественным способностям, но безуспешно. По гаданию, герой — человек добрый, но слабый, и доброта его не сердечная, а сердце ленивое, холодное, никого он не полюбит по-настоящему.
Олеся — девушка 24 лет, живёт в лесу с бабкой-колдуньей, сама тоже владеет колдовским искусством. Очень красивая, добрая, умная, не умеет читать, но речь её правильна, как у барышни. Она благородна и порядочна, что проявляется и в её манере держится за столом, и в её любви. У девушки сильный характер: в отношениях с мужчиной она берёт всё на себя, освобождая возлюбленного от заботы о ней.
Олеся гордится своим таинственным даром и одновременно тяготится им. Порой в глазах её застывает ужас перед потусторонним миром. Девушка знает, что способность колдовать дана ей от него (лукавого). Это родовое проклятие передаётся у них по женской линии.
В лачуге Олеси нет образов, они с бабкой не бывают в храме, и замуж красавица не собирается, потому что надо венчаться в церкви. Однако, полюбив, девушка готова измениться. Ради любимого она идёт в церковь, но наталкивается на непонимание, насмешки и жестокость местных крестьянок, которые избивают её.
Второстепенные герои
Ярмола — полесовщик, временный «слуга, повар и спутник на охоте» Ивана Тимофеевича. Этот персонаж — браконьер, пьяница, равнодушный к своей семье, которая голодает. Он считается на селе самым бедным и ленивым мужиком, зато в совершенстве знает лес, повадки зверей, появляется бесшумно из зарослей и так же в них исчезает.
Ярмола вдруг проявил страстное желание овладеть грамотой в интересах родного села: уметь поставить подпись на казённой бумаге. Усилия барина в просвещении ни к чему не привели, только механическое письмо фамилии кое-как ему поддавалось. Неожиданную принципиальность проявил герой в отношении к знакомству Ивана Тимофеевича с ведьмами на болоте: сначала порицал, а потом и вовсе отдалился от барина, к которому привязался.
Мануйлиха — бабушка Олеси, считается в селе старой колдуньей. С годами колдовская сила её убавилась, старуха занимается сбором трав, лечением, порой гадает. Ей дано видеть судьбу людей. Когда-то Мануйлиху выгнали из села, обвинив в смерти ребёнка одной женщины, которой ведьма пригрозила.
Старая ведьма — персонаж загадочный. Как Мануйлиха оказалась в этих местах, неизвестно. Из её разговора ясно только, что родом она из Амченска (Мценска, Орловской губернии). Грамотная речь внучки — от неё. Олеся обмолвилась, что бабушка много знает и много видела.
Евпсихий Африканович – местный урядник, полицейский чин, обладатель чудовищного тела, занимающего два сиденья. Персонаж известен слабостью к выпивке. Он следит за порядком в деревне и ближних окрестностях. Сам он из духовных.
Видимо, поэтому Мануйлиха и Олеся не дают ему покоя непосещением церкви и чародейством. Урядник объявил им, чтобы в двадцать четыре часа они освободили хибарку, принадлежащую помещику.
Принципиальность Евпсихия Африкановича дрогнула перед двумя бутылками старки и старинным ружьём, полученным в дар от Ивана Тимофеевича.
Эпизодический герой
Никита Назарыч Мищенко — конторский служащий в соседнем имении, бывший унтер-офицер. Рассказал Ивану Тимофеевичу о приходе Олеси в церковь и её избиении местными жителями.
Популярные сегодня темы
Повесть «Олеся» (Куприн) основана на автобиографических воспоминаниях автора 1897 года, когда он жил в Полесье. В то время, разочаровавшись в репортерской карьере, Куприн оставил Киев. Здесь он занимался управлением имением, находящимся в Ровенском уезде, увлекся церковно-славянским языком. Однако самой большой страстью Куприна была охота. Среди безбрежных болот и лесов он проводил целые дни с крестьянами-охотниками.
Полученные впечатления от встреч и разговоров, местные легенды и «байки» давали богатую пищу уму и сердцу писателя, подсказали специфику и форму ранних его рассказов — описание «местной» истории,
Истинный смысл любви
Он и она в повести Куприна «Олеся» — люди совершенно разные, поэтому им не суждено быть вместе. Каково же значение этой любви, ради чего Олеся, зная, что их отношения обречены, все же не оттолкнула героя с самого начала?
Истинный смысл любви Александр Иванович видит в стремлении отдать возлюбленному всю полноту чувств. Человек несовершенен, но великая сила этого чувства может, хотя бы на время, вернуть ему естественность и остроту ощущений, которые удалось сохранить людям, подобным Олесе. Эта героиня способна внести гармонию в столь противоречивые взаимоотношения, как те, что описал Куприн (повесть «Олеся»). Анализ этого произведения позволяет сделать вывод, что ее любовь — это презрение к человеческим страданиям и даже смерти. Очень жаль, что на подобное чувство способны лишь избранные. Любовь в повести Куприна «Олеся» — это особый дар, столь же редкий, сколь и которыми обладала главная героиня. Это что-то загадочное, таинственное, необъяснимое.
Характеристика героя
Олеся (Алена) – девушка 25-ти лет, живущая вместе с бабкой в лесу. Ее бабка Мануйлиха, пришлая из русских или из цыган, считалась в деревне ведьмой. За это жители прогнали ее с внучкой в лес. О. является олицетворением естественной, природной жизни. Впервые она появляется как сказочное существо в сопровождении почти ручных зябликов. «Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась с решительным и капризным видом». О. не знакома с цивилизацией, все общественные нормы поведения ей чужды. Девушкой руководят зов свободной воли, цельные естественные порывы, навыки колдовских заговоров. О. влюбляется в Ивана Тимофеевича несмотря на то, что увидела все его дурные черты в гаданье. Больше того, она точно знает, что от этой любви ей будет погибель. Но О. понимает, что от судьбы не уйти. Когда после своей болезни Иван Тимофеевич снова навещает девушку, она целует его и спрашивает, любит ли он ее. О. вся отдается своему чувству. Ради любимого она соглашается пойти в церковь, хотя уверена, что ее «род проклят во веки веков», а душа с самого рождения продана дьяволу. В церкви на девушку нападает толпа разъяренных крестьян, которые избивают ее камнями. От боли, а еще больше, от пережитого унижения, девушка заболевает. На следующий день в деревне разразился сильный дождь с крупным градом. Жители решили, что это дело рук молодой ведьмы. О.вместе с бабушкой вынуждена была покинуть свою хату и уйти из этих мест. Своему возлюбленному на память о себе О. оставляет нитку коралловых бус.
История создания
Мне нравится4Не нравится1
Неведомая сила природы и удивительные судьбы людей вплелись в волшебную ткань произведения, которое соткал великий мастер Александр Иванович Куприн. Вдалеке от шумного города, в 1897 году, писатель нашел убежище в управляющем имении Ровенского уезда Волынской губернии. Эти места, проникнутые природной красотой и сложными судьбами народа, оставили глубокий след в душе молодого писателя. Впечатления, переживания и осознания нашли свое отражение в цикле «Полесских рассказов», которых яркой жемчужиной сияет повесть «Олеся».
Скрываясь от мира великой литературы, «Олеся» впервые предстала перед публикой в 1898 году. Первый рассказ из цикла, «Лесная глушь», увидел свет в страницах журнала «Русское богатство». Автор надеялся, что последующие произведения также увидят свет в этом журнале, но история о полесской ведьме не заинтересовала издателя. Таким образом, «Олеся» вышла на свет через страницы газеты «Киевлянин». И только в 1905 году повесть была наконец удостоена отдельного издания с авторскими правками. История создания «Олеси» стала своего рода вступлением, приоткрывающим дверь в мир таинственных историй и непостижимых образов.
Во время своего пребывания на этих землях, писатель останавливался у одного местного барина, Ивана Порошина. В один вечер, помещик поделился с Куприным своей романтической историей, которая произошла с ним в юности. Влюбленность молодого помещика в колдунью стала основой для будущего сюжета повести. Но история не ограничилась только этим. Она была вдохновлена местными легендами, сказками и преданиями, влившимися в текст и придавшими ему загадочную атмосферу. Эти элементы фольклора соединились с пронзительным реализмом человеческой жизни, создавая гармоничное произведение искусства.
Интересно отметить, что в самом тексте повести можно найти множество деталей, которые перекликаются с биографией самого писателя.
Главный герой занимается литературной деятельностью, как и сам Куприн, а его полное погружение в Полесье продолжается ровно полгода, так же, как и у самого автора. Это создает параллели между реальностью и вымыслом, позволяя читателю увидеть отражение авторских переживаний в жизни героя.
Иван
Молодой литератор, разыскивая музу, прибыл из города в деревню по должностным делам. Он интеллигентный и умный. В селе отвлекается с помощью охоты и знакомства с деревенскими жителями. Независимо от собственного происхождения он ведет себя обычно и без высокомерия. «Паныч» добродушный и чуткий парень, знатный и слабохарактерный.
В трогательной повести Александра Ивановича Куприна «Олеся» главные персонажи — Иван Тимофеевич и Олеся. Второстепенные персонажи — Ярмола, Мануйлиха, Евпсихий Африканович и другие, менее значительные. Это мистическая история о чистой любви и жестокой людской невежественности, способной разрушить светлое чувство.
Олеся
Молодая девушка, лет двадцати четырех, статная, рослая и красивая. Она воспитана бабушкой, выросла в лесу. Но, несмотря на то, что она не обучена грамоте, не умеет писать и читать — в ней есть природная мудрость веков, глубокие познания человеческой натуры и любознательность. Она называет себя ведьмой, обладает сверхъестественными способностями и предсказывает по лицу человека его скорую смерть.
Иван Тимофеевич
Начинающий писатель, в поисках вдохновения, приехал из города в село по служебным делам. Он молод, образован и умен. В деревне развлекается охотой и знакомством с местными жителями, которые вскоре ему наскучили своими крепостными замашками. Паныч из хорошей семьи, но, несмотря на свое происхождение, он держится просто и без пафоса. Иван добрый и отзывчивый юноша, благородный и мягкотелый.
Заблудившись в лесу он знакомится с Олесей, что очень оживляет его унылое пребывание в селе Переброд. Человек мечтательной натуры, он быстро привязывается, а затем и влюбляется в девушку, которая предсказала ему безрадостную и унылую жизнь. Он честен и искренен, любит и имеет смелость признаться Олесе в своих чувствах. Но при всей своей любви, ему сложно принять возлюбленную такой, какая она есть.
Мануйлиха
Бабушка Олеси, озлобившаяся на людей пожилая женщина, которая вынуждена жить и растить внучку в лесу. Мануйлиха обладает теми же способностями, что и внучка, за что и поплатилась спокойной жизнью. Груба, несдержанна на язык, но искренне любящая и оберегающая свою внучку.
Бабушка стара, строга и сварлива. Не верит людям, все время ждет подвоха и клянет свою нелегкую судьбу. Когда она видит, что Олеся всерьез влюбилась, пытается всеми силами помешать союзу, предвидя, чем все это закончится. Но в конце повести она все же проявляет свою мягкую, страдающую натуру.
Ярмола
Недалекий, необразованный простой мужик, слуга Ивана. Ярмола слывет самым ленивым на селе любителем выпить. Но при этом он отменный охотник, знающий местность, обладающий глубокими знаниями в области природы, леса и его обитателей.
Евпсихий Африканович
Местный урядник, страж порядка и гроза всего Полесья. Типичный «начальник», нахальный и важный. Не гнушающийся взятками, но трусливый человек. Он настаивает на выселении Мануйлихи с внучкой из их дома, но когда Иван пытается его убедить подождать — соглашается только через дорогие подарки.
Раздутый от осознания собственной значимости, грубый и наглый вельможа. И, в то же время, заботливый муж. Что наглядно показывает пропасть в его сознании между ним, и людьми подобными ему, и простолюдинами.
Как многие великие литераторы, А.И. Куприн выступает в своих сочинениях «диагностом» современного ему мира. И его диагноз жёсток и окончателен — человек погряз в житейских мелочах, разучился видеть великое и дорожить настоящими ценностями, измельчал душой, опошлился телом. Писатель грезит о личности, что чудом избежала тлетворного влияния цивилизации и сохранила в себе природную искренность. И в этих грёзах является ему прелестница Олеся (так ее прозвали местные жители, а настоящее ее имя — Алена) — молодая колдунья 24 лет из богом забытой глубинки.
Главные герои “Олеси”
Олеся
Главная героиня в экранизации повести
Молодая девушка, очень красивая, именно она является главной героиней “Олеси” Куприна. Характеристика её строго положительна – привлекательная, умная и грамотная, она отличается к тому же и добрым сердцем. Даже удивительно, как ей удалось не вырасти дикаркой, учитывая, что живёт она в лесу со своей бабушкой Мануйлихой. И бабушка, и внучка – ведьмы, они действительно могут предугадывать события. Олеся, в частности, обладает способностями останавливать кровь и наводить страх, эти умения она демонстрирует Ивану Тимофеевичу, второму главному герою повести. При этом Олеся любознательна, она никому не желает зла, несмотря на то, что её душа, по её собственным словам, принадлежит дьяволу, так как она является колдуньей. По ходу сюжета повести девушка влюбляется в барина Ивана Тимофеевича, и поначалу пытается противостоять своим чувствам к нему, но любовь всё-таки побеждает. Чтобы сделать ему приятное, она даже хочет сходить в церковь, но люди избивают её, считая её поступок кощунством, так как ведьме в церкви не место. Понимая, что у них с Иваном нет будущего, что она не создана для семьи и что у неё не будет детей, Олеся вместе с бабушкой уезжает, чтобы не принести ещё больше горя ни себе, ни её возлюбленному. Это её печалит, но она верит в судьбу и считает, что так будет лучше для всех.
Иван Тимофеевич
Иван Тимофеевич, главный герой «Олеси»
Молодой городской барин, который оказался “на шесть месяцев заброшен в глухую деревушку Волынской губернии”. Деревенская жизнь тяготит его, ему скучно, и, чтобы найти хоть какое-то занятие, Иван Тимофеевич пытается обучать грамоте своего слугу Ярмолу, знакомиться с крестьянами, лечить их, но всё это не помогает. Характеристика главного героя “Олеси” смотрится неплохо – он добр, не высокомерен и незлобив. Однажды на охоте Иван заблудился в лесу, попав в итоге в дом Олеси и Мануйлихи. Старуха гадает ему, а барин знакомится с её внучкой, после чего начинает видеться с ней каждый день. Когда у женщин начинаются проблемы с полицейским урядником, выселяющим их из дома, Иван заступается за них и подкупает урядника, чтобы тот оставил их в покое. Когда Олеся демонстрирует ему свои способность колдуньи, это не пугает и не отталкивает Ивана, и он по-настоящему влюбляется в девушку. Он даже зовёт её замуж, предлагая уехать вместе, но она отказывает ему, мотивируя это тем, что она колдунья, и, следовательно, не может венчаться в церкви и иметь законную семью. Когда Олеся решает уехать навсегда, главный герой пытается переубедить её, но безуспешно. После отъезда женщин в деревне случается сильная гроза с градом, побившая весь урожай, и Иван Тимофеевич тоже вынужденно уезжает, так как крестьяне считают грозу делом рук ведьм, и им известно о её связи с барином.
Ярмола
Ярмола, слуга Ивана Тимофеевича
Слуга барина Ивана Тимофеевича, играет заметную роль в произведении. Ярмола – обыкновенный крестьянин, необразованный и суеверный, но не злой. Однако, он верит в приметы, в нечистую силу и тому подобное, а потому его пугают ведьмы, то есть Олеся и Мануйлиха. Когда Иван Тимофеевич начинает проводить с Олесей всё больше времени, Ярмола, который всегда хорошо относился к своему барину, отдаляется от него, постоянно говорит о грехах, стыдится своего хозяина перед другими людьми и утверждает, что тот связался с нечистой силой. Несмотря на это, характеристику этого главного героя “Олеси” нельзя назвать совсем уж негативной – да, Ярмола не слишком умён, ограничен и невежественен, но он не злой человек.
Мануйлиха
Олеся и её бабушка Мануйлиха
Бабушка Олеси, старая ведьма. Ещё в молодости её избили и выгнали из деревни после того, как она пригрозила одной женщине, у которой после этого заболел и скончался ребёнок. С тех пор она живёт в домике в лесу вместе со своей внучкой, и она тоже обладает способностями колдуньи. В частности, Мануйлиха может предвидеть будущее, а потому ей не нравятся вспыхнувшие между Олесей и Иваном чувства – старуха знает, что они не принесут им обоим ничего, кроме бед и огорчений. Поэтому она злится и ворчит, но всё-таки не предпринимает никаких активных действий. Краткая характеристика Мануйлихи такова – это старая и весьма мудрая женщина, живущая под бременем своего дара, который превратил её в изгоя. Она наперёд знает судьбу, и жить с этим знанием ей очень непросто. Но она не зла – известно, что она заговаривает болезни и лечит людей травами.
Главные герои повести
После выхода в отставку Куприн много путешествовал и собирал материал для писательского труда. Случилось так, что Куприну довелось в 1897 побывать на Украине, а именно в нынешнем с. Кузьмивка, имевшего тогда название Казимирка в Ровненской области. Пребывание 6 месяцев не прошли бесследно: вышедший ряд повестей взбудоражил читателей. Повесть «Олеся» была написана в 1898 году. Главными ее являются Иван Тимофеевич – литератор, писатель, городской житель, попавший на некоторое время в деревню и Олеся – деревенская девушка, обладающая сверхъестественными способностями и умением колдовать. Остальные персонажи повести также не безлики.
Их, по законам жанра, немного: Ярмола – слуга Ивана Тимофеевича, Мищенко Никита Назарович – приказчик, Евпсихий Африканович – полицейский урядник, слепой певец-лирник и Мануйлиха – бабушка Олеси, тоже ведьма.
Любовь, возникшая между двумя главными персонажами уникальна. Кроме того, что она возникла между барином, с городскими нравами и простой сельской девушкой, отношения еще и удивляют тем, что соединяют два мира: таинственного, неизвестного колдовского (умение колдовать девушки) и обыденное, лишенное сверхъестественности (не наделенный никаким необычным даром Иван Тимофеевич).
Априори, их любовь не могла быть счастливой – социальный конфликт и вмешательство общества способствовало разрыву отношений.
Правда и вымысел: прототипы персонажей
Первое, что интересует после прочтения повести: что из всего рассказанного правда, а что вымысел? Могла ли на самом деле произойти такая история?
Сам Куприн, утверждал, что в основе текста повествования – реально произошедшие события. Во вступлении к повести (оно не было опубликовано) автор рассказывает, что ему довелось гостить на Ровненщине у Ивана Тимофеевича Порошина. В один из вечеров он рассказал Куприну необычную историю о любви девушки-ведьмы и помещика, а позже признался, что этим помещиком был он, Порошин, и эта история не выдумка.
Анализируя текст повести, можно провести аналогию между образом Ивана Тимофеевича и личностью Куприна. Главный герой, как и сам автор, литератор, писатель. Он, подобно Куприну, неожиданно приезжает в деревню и остается там на полгода. Некоторые черты характера также имеют сходство и Куприным.
Таким образом, отмечаем, что в образе Ивана Тимофеевича присутствуют автобиографические моменты, однако отождествлять персонажа и личность Куприна ошибочное действие.
Имеет прототип и девушка-ведьма Олеся. Возлюбленную Порошина звали Соломия Мануиловна Ковалик. Она была местной уроженкой и действительно умела колдовать, дожила женщина до весьма преклонного возраста, и умерла в 1954 году, на 16 лет пережив самого Куприна.
Вполне вероятно, что прототипы были у и других персонажей, но информация о них не сохранилась. Хотя, возможно, что они были и собирательными образами – Куприн любил проводить время в компании молодежи и слушать местные предания, поэтому мог «срисовать» портретную характеристику не с конкретного человека, а объединить в один образ личностные особенности нескольких людей, и события, произошедшие с разными людьми, добавив при этом долю литературной выдумки.
Обращение в «Киевлянин» было более успешным. В 1898 году читатель впервые смог прочитать «Олесю», а в 1905 –произошла публикация самостоятельного издания повести.
Сегодня «Олеся» пользуется широким интересом у читателей. Тема единения с природой и гармоничного существования не утратила своей актуальности и сейчас. А история о необычной, чистой и доброй любви, не имеющая счастливого завершения, трогательна для многих.
4.7
5
(
4
голоса
)