Очень краткое содержание для читательского дневника
Иван Тимофеевич по службе должен был жить полгода в глухой деревне Волынской губернии, на окраине Полесья. Он надеялся, что ему, как начинающему писателю, будет полезно познакомиться с обычаями и языком незнакомого народа. Но крестьяне оказались очень необщительными. От скуки Иван Тимофеевич попытался заняться их лечением и обучением грамоте своего слуги Ярмолы. Но всё это оказалось бесполезным, оставалось единственное занятие — охота.
Однажды Иван Тимофеевич узнаёт от Ярмолы, что в лесу живёт старая ведьма Мануйлиха с дочкой или внучкой. Через три дня Иван Тимофеевич во время охоты заблудился и вышел к избе Мануйлихи. Там он познакомился с внучкой этой старухи, Олесей. Девушка показала ему, как выйти из леса.
Весной он снова пришёл в лесную избушку и попросил Олесю погадать ему. Девушка предсказала ему невесёлую одинокую жизнь, а в скором будущем — любовь трефовой дамы. Но Иван Тимофеевич не очень поверил картам. Олеся по его просьбе показала, как умеет заговаривать кровь и нагонять страх. Девушка пригласила заходить к ним, и Иван Тимофеевич стал частым гостем в лесной избушке.
Однажды он заметил, что хозяйки подавлены чем-то. Оказалось, что местный урядник выселяет их из хаты. Иван Тимофеевич, подкупив того подарками, добился, чтобы женщины пока остались жить в лесной хатке.
Иван Тимофеевич сильно заболел и больше недели не приходил к Олесе. После выздоровления придя к ней, Иван Тимофеевич понял, что любит эту девушку, и Олеся тоже призналась в любви. Целый месяц они были счастливы. Когда Ивану Тимофеевичу пришло время возвращаться в город, он предложил девушке выйти за него замуж, но Олеся отказалась, считая, что не может венчаться в церкви, так как её род проклят.
На другой день Иван Тимофеевич ездил по служебным делам в соседнее село. Вернувшись домой, он застал там конторщика соседнего имения. Тот рассказал, что у церкви женщины поймали ведьму, избили, но она вывернулась и убежала, прокричав, что избивавшие наплачутся досыта.
Оказалось, что Олеся пришла в церковь, но крестьянки, считающие её ведьмой, набросились на неё после церковной службы.
Иван Тимофеевич поскакал на коне к Олесе. Девушка сказала, что ей и бабушке придётся уехать, чтобы не навлечь ещё больший гнев людей. Она уверена, что если не расстаться с любимым, обоим будет много горя.
Ночью прошла гроза с градом, который погубил урожай. Ярмола стал убеждать Паныча уехать, так как крестьяне считают, что это несчастье наслала ведьма, и знают о связи с ней Ивана Тимофеевича.
Иван Тимофеевич помчался на коне к Олесе, чтобы предупредить её об опасности, но увидел избушку уже покинутой, а на угле оконной рамы — красные бусы Олеси, оставленные ему на память.
Подписи к слайдам:
Тема исследовательской работы: Женский образ повести А. И. Куприна «Олеся»
Тема – любовь Идея – любовь дает возможность реализовать наиболее сокровенным началом человеческой личности.
Актуальность исследования: В неиссякаемой любви в повести А. И. Куприна «Олеся», характеризируется неразрешимый художественный конфликт, сопровождающийся страданиям богатой и духовно – одаренной личности.
Новизна исследования: В попытке выявить и обосновать присущее только героиням купринских произведений о любви внешние и внутренние качества как характерные для реалистических и романтических женских образов, покоряющих трогательной чистотой своего чувства.
Объект исследования: Женский образ в повести А. И. Куприна о любви
Предмет исследования: Портретные и психологические характеристики женского образа, представлено в произведении А. И. Куприна «Олеся»
Цель исследования: Изучить приемы изображения внешнего и внутреннего облика героини повести «Олеся», позволяющая писателю создавать высоко художественный и целостный женский образ
Практическая значимость: Работа может быть использована на практических занятиях и семинарах по творчеству Куприна, на факультативных занятиях в школе.
Структура работы: Работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка литературы… Методы исследования: описательный, сравнительно-сопоставительный и филологический.
Писатель – тот, кто способен понимать сокровенную суть явлений, видеть и слышать то, что не дано другим. Иван Тимофеевич Русская форма древнееврейского имени «Милость Божия» В это имя русский народ вложил в сё своё представление о себе самом, с о всеми противоречиями, и сканиями и мечтаниями и меет отчество интеллигент (другое воспитание, другая жизнь, д ругие нравы) Городской житель «чужой» для всех Мечтает стать писателем Тимофей
Гадание – предсказание будущего В этом году Через много лет «падает вам большая любовь» «позор через вас большой примет» «печаль ей долгая выходит» «через вас вся эта беда стрясется» — «жизнь ваша будет невесёлая» «которые вас будут любить, вы много горя принесёте» «никогда вы не женитесь, так холостым и умрете» « будет много скуки и тяготы в жизни» « руки сами на себя наложить захотите – но только не посмеете, так снесёте» « сильную нужду будете терпеть»
Симптомы «сердечной лени» В решающие минуты жизни героя охватывает странное нежелание довести начатое до конца: додумать, доделать, договорить. Жизнь научила Ивана Тимофеевича контролировать душевные порывы для поддержания внутреннего равновесия.
Сила Олеси и слабость Ивана Т. Не боится жить в согласии со своим сердцем, поэтому видит дальше, знает больше и чувствует тоньше — Смелость, самостоятельность и независимость — Осознает неразрывные связи окружающей природы с мудростью жизни — Убегающий от испытаний, от боли, риска и от ответственности — Сознательно разрушающий себя, культурно беспомощный Принял яркий талант Олеси за «черное искусство» Проглядел свою любовь!
ВЫВОДЫ: Смысл человеческого существования в стремлении к любви, добру и чистоте. Степень доброты – важнейшее качество в человеке. Повесть «Олеся» – это гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному, первозданному чувству!
Выполнила: ученица 9«б» класса МБОУ СОШ №3 г
Ак – Довурака Ооржак Даяна Спасибо, за внимание*. Как многие великие литераторы, А.И
Куприн выступает в своих сочинениях «диагностом» современного ему мира. И его диагноз жёсток и окончателен — человек погряз в житейских мелочах, разучился видеть великое и дорожить настоящими ценностями, измельчал душой, опошлился телом. Писатель грезит о личности, что чудом избежала тлетворного влияния цивилизации и сохранила в себе природную искренность. И в этих грёзах является ему прелестница Олеся (так ее прозвали местные жители, а настоящее ее имя — Алена) — молодая колдунья 24 лет из богом забытой глубинки
Как многие великие литераторы, А.И. Куприн выступает в своих сочинениях «диагностом» современного ему мира. И его диагноз жёсток и окончателен — человек погряз в житейских мелочах, разучился видеть великое и дорожить настоящими ценностями, измельчал душой, опошлился телом. Писатель грезит о личности, что чудом избежала тлетворного влияния цивилизации и сохранила в себе природную искренность. И в этих грёзах является ему прелестница Олеся (так ее прозвали местные жители, а настоящее ее имя — Алена) — молодая колдунья 24 лет из богом забытой глубинки.
Иван Тимофеевич сомневается в том, что Олеся — настоящая ведьма
Краткое содержание «Олеси», как вы уже догадались, — это история о самой настоящей ведьме. Однако главный герой до последнего сомневается в способностях понравившейся ему девушки. Олеся же, в свою очередь, демонстрирует ему то, что умеет: надрезает барину руку и быстро заговаривает — останавливает кровь. Затем идёт за ним след в след и, не касаясь, заставляет его упасть. Рассказывает, что даже находясь далеко, может наслать на человека страх. Героя удивляет то, насколько выразительна речь Олеси, девочки, выросшей в лесу. Олеся же рассказывает, что всё это — от бабки. Только в этот момент барин представляется девушке. Его зовут Иван Тимофеевич. Девушка просит своего нового друга заходить, и тот становится частым гостем в избушке. Старушка бурчала, а Олеся всякий раз радовалась его визитам. А каждый раз, как Иван Тимофеевич направлялся домой, девушка вызывалась проводить его, и они подолгу беседовали. Цельная и самобытная натура Олеси привлекает барина. Он рассказывает ей об учёных людях, городах, тайнах мироздания — а она с удовольствием внимает ему. Заслышав про Петербург с его многоэтажными домами, Олеся говорит, что ни за что бы не променяла лес на жизнь в городе. На что Иван Тимофеевич отвечает ей, что ежели её муж будет из городских — придётся. Здесь он узнаёт, что венчаться в церкви Олеся не может: её род был проклят, и сила её — не от Бога. Иван Тимофеевич, человек образованный, часто пытался объяснить способности своей подруги с физиологической точки зрения, но многое всё равно оставалось непонятным. Ярмола же стал отдаляться от своего господина, что очень походило на затаённую вражду.
Олеся и Иван Тимофеевич
Но настоящие чудеса начинаются, когда героиня встречает свою любовь (Ивана Тимофеевича).
Познакомились они так. Молодой барин от скуки попросил Олесю ему погадать. Та предсказала ему невесёлое будущее, одинокую жизнь, желание покончить с собой. Рассказала, что в ближайшее время его ждёт любовь «трефовой дамы», темноволосой, как и она сама. Иван Тимофеевич не поверил ей и попросил её показать свои способности. Олеся показала ему, что может заговаривать кровь и нагонять страх. После этого, Иван, очарованный девушкой, стал частым ее частым гостем.
Чувства Олеси — великий дар избраннику её сердца. Эта любовь соткана из самоотверженности и смелости поступков, искренности и чистоты помыслов. Зная, что любой исход свиданий для неё самой обернётся страшным горем, Олеся дарует себя возлюбленному без оглядки.
Олеся решилась пойти в церковь, желая сделать приятное возлюбленному, но крестьянки посчитали её поступок за кощунство и набросились на неё после службы. Избитая Олеся отказалась от доктора и решила вместе с бабушкой уехать — чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев общины. Она была также убеждена, что ей и Ивану необходимо расстаться, иначе их ждёт только горе. Переубедить её не удаётся.
В спешке убегая из обжитых мест обесчещенная, израненная телом и душой, Олеся не проклинает погубившего её мужчину, а благодарит его за мимолётное счастье, что она испытала ощутив на себе магию настоящей любви. На память о себе Олеся оставляет Ивану Тимофеевичу красные бусы.
Современное значение образа Ильи Муромца
Один из главных персонажей русских былин Илья Муромец в наше время воспринимается не только как символ смелости и мужества, но и как образ человека, который борется с трудностями и несчастиями.
Илья Муромец на протяжении всей повести борется с врагами, помогая людям и доказывая свою силу и умение. В нашей современной жизни тоже необходимо преодолевать трудности, находить выход из сложных ситуаций и бороться за свою жизнь
Отсюда исходит важность образа Ильи Муромца для нас в настоящее время
Кроме того, Илья Муромец является символом нации и ее могучей силы, что также актуально в современном мире. Времена меняются, но главные ценности остаются прежними – мужество, честь, достойность.
В свободное время можно посмотреть разные экранизации про Илью Муромца, прочесть былины или рассказы, которые помогут понять глубокий смысл этого образа и вдохновиться его примером для своей жизни.
«Да здравствует Илья Муромец! Во имя тебя будем побеждать!»
Повесть «Олеся» Куприна — история создания
Писатель Александр Куприн сменил за свою жизнь много профессий. В 1897 году он работал в качестве управляющего имением, расположенном в Волынской губернии. Необычайно красивая природа этого края, а также своеобразные нравы его жителей легли в основу «Полесского цикла».
Предполагалось, что произведения из этого цикла будут печататься в журнале «Русское богатство». Однако издатель отказался от публикации повести «Олеся», поскольку его содержание показалось ему крамольным. Таким образом, при первой печати повесть не вошла в «Полесский цикл», хотя художественно и идейно связана с ним.
Впервые повесть была опубликована в газете «Киевлянин» в 1898 году. Она содержала заголовок «Из воспоминаний о Волыни».
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
В основу рассказа легли реальные факты. Однажды Александр Куприн гостил у помещика Ивана Тимофеевича Порошина в его полесском имении. Приятель рассказал ему историю своей загадочной любви к местной девушке-колдунье. Куприн художественно переосмыслил этот сюжет и оформил его в виде повести. Он даже сохранил имя главного героя — Иван Тимофеевич, тем самым подчеркивая реальность изображаемых событий.
Примечание
Александр Куприн неоднократно признавался, что «Олеся» — это одно из самых любимых произведений, им созданных.
Жанр и направление
Жанровая принадлежность произведения — повесть. Сюжет построен по хронологическому принципу — читатели вслед за автором следят за разворачивающимися во времени событиями. Также на принадлежность к повести указывают следующие характеристики:
- построение сюжета вокруг одного главного героя;
- небольшой объем произведения;
- ограниченное количество персонажей;
- отсутствие интриги;
- ограничение в пространстве и времени — действие происходит в течение полугода на небольшой территории Полесья.
Куприн писал свои произведения в стиле реализм. В повести «Олеся» есть много признаков, указывающих на принадлежность к этому литературному направлению:
конкретика образов;
изображение детальных примет времени;
реальность географических названий;
натуральность в описании пейзажей;
важность интерьеров, портретов;
точность описываемых характеров;
наличие цитат из местных песен, поговорок, диалектных выражений.
Между тем в произведении есть ряд черт, присущих более раннему литературному направлению — романтизму:
- одухотворение природы;
- противопоставление цивилизации и естественного мира;
- романтический образ главной героини;
- некоторая доля мистицизма — главный герой скептически относится к суевериям, но иногда сам начинает верить в колдовские способности своей избранницы.
Олеся — жертва обстоятельств
Олеся — главная героиня рассказа Куприна с одноименным названием. Она — дочь бедного дворянина и живет вместе с отцом в одном из деревенских помещений. Олеся с детства мечтает уехать из деревни и познать настоящую жизнь. Она учится играть на фортепиано, мечтает о походах в театр и на балы.
Однако жизнь преподносит Олесе множество трудностей. Отец далеко не богатый человек, и заставляет дочь заниматься ручным трудом. Олеся работает на фабрике, где ей доводится испытывать много горя. Куприн изображает ее как жертву обстоятельств. Он показывает, как непросто было жить обычной трудящейся в Российской империи начала ХІХ века. Ей приходится принимать тяжелые решения, чтобы сохранить свой достоинство и мечты о будущем.
Возвращение в деревню Олеси круто меняет ее жизнь. Она встречает молодого артиста, Тараса, и переезжает с ним в город. Вместе с Тарасом Олеся живет в полной бедности и страдании. Однако настоящий крах приходит, когда Тарас уходит и бросает Олесю одну в незнакомом городе.
Таким образом, жизнь Олеси показывает, как непросто было жить на Руси в те времена. Куприн показывает, что его главная героиня была обречена на страдания и сложности, несмотря на все свои мечты. Олеся могла бы быть счастливой, если бы была рождена в другое время и другом месте, но обстоятельства повернулись не в ее пользу.
Значение повести «Олеся» (А.И. Куприн)
Мне нравится4Не нравится1
Повесть Александра Ивановича Куприна «Олеся» напоминает нам о важности равенства между людьми. Все люди заслуживают равных возможностей для счастливой жизни и искренней любви, независимо от своего социального статуса
Через отношения двух главных героев повесть подчеркивает, что даже красивая и прекрасная любовь может оказаться обреченной из-за различий в социальных статусах и приверженности суевериям. Олеся и Иван Тимофеевич не могут быть вместе из-за их разных общественных положений и верований.
Важно быть честным перед самим собой и перед окружающими. Повесть “Олеся” напоминает нам, что нужно преодолевать социальные и суеверные преграды, чтобы стремиться к истинной любви и счастью
Куприн поднимает эту тему, чтобы показать, как нередко общественные предрассудки и ограничения могут помешать людям быть счастливыми и полноценно раскрыть свою любовь.
Основная тема
Мне нравится4Не нравится1
Одна из основных тем повести — это идея любви, которая принесена в жертву ради благополучия и счастья другого человека. Главный герой, Иван Тимофеевич, готов пожертвовать своей судьбой и счастьем ради Олеси, несмотря на общественные предрассудки и противостояние окружающей среды. Эта тема подчеркивает высокую ценность и силу любви, способной преодолеть преграды и жертвовать ради блага другого человека.
Другая важная тема, затронутая в повести, — это косность общества и его предрассудки. Куприн поднимает вопрос о противостоянии между обществом и индивидом, который не соответствует принятым нормам и стереотипам. Автор критически относится к закостенелости мышления и отсутствию принятия непохожих на других людей. Это противостояние обостряет конфликт и подчеркивает проблему неприятия различий и ограниченности взглядов общества.
Олеся и Иван Тимофеевич
Но настоящие чудеса начинаются, когда героиня встречает свою любовь (Ивана Тимофеевича).
Познакомились они так. Молодой барин от скуки попросил Олесю ему погадать. Та предсказала ему невесёлое будущее, одинокую жизнь, желание покончить с собой. Рассказала, что в ближайшее время его ждёт любовь «трефовой дамы», темноволосой, как и она сама. Иван Тимофеевич не поверил ей и попросил её показать свои способности. Олеся показала ему, что может заговаривать кровь и нагонять страх. После этого, Иван, очарованный девушкой, стал частым ее частым гостем.
Чувства Олеси — великий дар избраннику её сердца. Эта любовь соткана из самоотверженности и смелости поступков, искренности и чистоты помыслов. Зная, что любой исход свиданий для неё самой обернётся страшным горем, Олеся дарует себя возлюбленному без оглядки.
Олеся решилась пойти в церковь, желая сделать приятное возлюбленному, но крестьянки посчитали её поступок за кощунство и набросились на неё после службы. Избитая Олеся отказалась от доктора и решила вместе с бабушкой уехать — чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев общины. Она была также убеждена, что ей и Ивану необходимо расстаться, иначе их ждёт только горе. Переубедить её не удаётся.
В спешке убегая из обжитых мест обесчещенная, израненная телом и душой, Олеся не проклинает погубившего её мужчину, а благодарит его за мимолётное счастье, что она испытала ощутив на себе магию настоящей любви. На память о себе Олеся оставляет Ивану Тимофеевичу красные бусы.
Герои
- Иван Тимофеевич — паныч (молодой барин), писатель
- Ярмола лесовщик, слуга
- Мануйлиха — старая ведьма
- Олеся — её внучка
- Евпсихий Африканович — полицейский урядник
- Никита Назарыч Мищенко — приказчик, конторщик соседнего имения
- Слепой лирник — певец, играющий на лире
- Рябчик — охотничья собака Ярмолы
- Таранчик — конь Ивана Тимофеевича
Сюжет повести разворачивается в глухой украинской деревне на окраине Волынского Полесья, куда Иван Тимофеевич приехал на полгода из большого города. Одолеваемый скукой, он пытается познакомиться с крестьянами, пробует их лечить, обучает грамоте своего слугу Ярмолу, но всё это оказывается бесполезным. Единственное занятие, которое ему остаётся — это охота.
В один ненастный вечер Ярмола рассказывает Ивану Тимофеевичу, что поднявшийся ветер — дело рук колдуньи, и о том, что в лесу живёт ведьма Мануйлиха со своей внучкой. Через три дня на охоте Иван Тимофеевич, сбившись с пути, попадает в избу к Мануйлихе, где знакомится с молодой девушкой Олесей, которая помогает ему найти обратную дорогу.
Весной, вернувшись в лесную избушку, герой просит Олесю ему погадать. Та предсказывает ему невесёлое будущее, одинокую жизнь, попытку самоубийства. Рассказывает, что в ближайшее время его ждёт любовь «трефовой дамы», шатенки, как и она сама. Иван Тимофеевич не верит картам и просит её показать свои способности, в ответ Олеся демонстрирует ему, что может заговаривать кровь и нагонять страх. Молодой барин становится частым гостем в лесном доме.
Однажды он застаёт хозяек в унынии, оказалось, что урядник Евпсихий Африканович выгоняет женщин из их дома. Иван Тимофеевич встречается с полицейским и, подкупив его подарком, просит оставить женщин в покое. Гордая Олеся обижается на подобное заступничество и общается с героем прохладнее, чем раньше. Скоро Иван заболевает, и неделю не приходит в гости к Олесе. После его выздоровления чувства молодых людей вспыхивают с новой силой. Несмотря на протесты Мануйлихи, они тайком продолжают встречаться. Через месяц Ивану Тимофеевичу приходит время возвращаться в город. Он предлагает Олесе выйти за него и уехать вместе, но Олеся отказывается, объясняя это тем, что не может венчаться в церкви, так как она колдунья, а значит, принадлежит дьяволу.
На следующий день молодой барин уезжает в соседнее село. Вернувшись после обеда, он встречает приказчика Никиту Назарыча Мищенку, который рассказывает, что у церкви крестьяне поймали и избили ведьму. Она выскользнула из толпы и убежала в лес, крича проклятья. Иван Тимофеевич понимает, что это была Олеся и спешит в лесной домик, где находит её, избитую. Оказывается, Олеся решилась всё же пойти в церковь, желая сделать приятное возлюбленному, но крестьянки посчитали её поступок за кощунство и набросились на неё после службы. Олеся отказывается от доктора и говорит, что скоро они с бабушкой уедут — чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев общины. Она также убеждена, что ей и Ивану необходимо расстаться, иначе их ждёт только горе. Переубедить её не удаётся. Молодые люди прощаются, Олеся просит её поцеловать.
Ночью случается гроза с градом, испортившая урожай. Утром Ярмола предлагает Ивану Тимофеевичу уехать, так как в деревне считают грозу делом рук ведьмы, а также знают об их связи. Перед отъездом герой ещё раз возвращается в лесную избушку, в которой находит только красные бусы Олеси.
Другие сочинения по этому произведению
«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся»)
Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе
Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся»
Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся»)
Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся»)
Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся”
Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся»)
Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся»
Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся»
По рассказу А. И. Куприна «Олеся»
Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся»)
Сочинение по повести Куприна «Олеся»
Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся»
Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)
В трогательной повести Александра Ивановича Куприна «Олеся» главные персонажи — Иван Тимофеевич и Олеся. Второстепенные персонажи — Ярмола, Мануйлиха, Евпсихий Африканович и другие, менее значительные. Это мистическая история о чистой любви и жестокой людской невежественности, способной разрушить светлое чувство.
Олеся
Молодая девушка, лет двадцати четырех, статная, рослая и красивая. Она воспитана бабушкой, выросла в лесу. Но, несмотря на то, что она не обучена грамоте, не умеет писать и читать — в ней есть природная мудрость веков, глубокие познания человеческой натуры и любознательность. Она называет себя ведьмой, обладает сверхъестественными способностями и предсказывает по лицу человека его скорую смерть.
Иван Тимофеевич
Начинающий писатель, в поисках вдохновения, приехал из города в село по служебным делам. Он молод, образован и умен. В деревне развлекается охотой и знакомством с местными жителями, которые вскоре ему наскучили своими крепостными замашками. Паныч из хорошей семьи, но, несмотря на свое происхождение, он держится просто и без пафоса. Иван добрый и отзывчивый юноша, благородный и мягкотелый.
Заблудившись в лесу он знакомится с Олесей, что очень оживляет его унылое пребывание в селе Переброд. Человек мечтательной натуры, он быстро привязывается, а затем и влюбляется в девушку, которая предсказала ему безрадостную и унылую жизнь. Он честен и искренен, любит и имеет смелость признаться Олесе в своих чувствах. Но при всей своей любви, ему сложно принять возлюбленную такой, какая она есть.
Мануйлиха
Бабушка Олеси, озлобившаяся на людей пожилая женщина, которая вынуждена жить и растить внучку в лесу. Мануйлиха обладает теми же способностями, что и внучка, за что и поплатилась спокойной жизнью. Груба, несдержанна на язык, но искренне любящая и оберегающая свою внучку.
Бабушка стара, строга и сварлива. Не верит людям, все время ждет подвоха и клянет свою нелегкую судьбу. Когда она видит, что Олеся всерьез влюбилась, пытается всеми силами помешать союзу, предвидя, чем все это закончится. Но в конце повести она все же проявляет свою мягкую, страдающую натуру.
Ярмола
Недалекий, необразованный простой мужик, слуга Ивана. Ярмола слывет самым ленивым на селе любителем выпить. Но при этом он отменный охотник, знающий местность, обладающий глубокими знаниями в области природы, леса и его обитателей.
Евпсихий Африканович
Местный урядник, страж порядка и гроза всего Полесья. Типичный «начальник», нахальный и важный. Не гнушающийся взятками, но трусливый человек. Он настаивает на выселении Мануйлихи с внучкой из их дома, но когда Иван пытается его убедить подождать — соглашается только через дорогие подарки.
Раздутый от осознания собственной значимости, грубый и наглый вельможа. И, в то же время, заботливый муж. Что наглядно показывает пропасть в его сознании между ним, и людьми подобными ему, и простолюдинами.
Краткий пересказ повести А. И. Куприна «Олеся»
Иван Тимофеевич, главный герой и он же рассказчик, останавливается на долгих полгода в глухой деревушке. Из развлечений ему здесь доступны лишь общение с крестьянами да охота. Во время очередной вылазки в лес герой, заблудившись, натыкается на избушку старой ведьмы Майнулихи и её внучки юной Олеси. Девушка помогает Ивану Тимофеевичу найти дорогу. Он очарован её простотой и естественностью.
Весной Олеся и Иван Тимофеевич начинают встречаться. Затем их встречи прерываются из-за болезни героя, но, когда тот приходит вновь, чувства между ним и юной девой достигают апогея. Олеся знает, что добром эти встречи не закончатся, но не может противиться любви. Ведь Иван Тимофеевич зовёт её замуж, а девушке очень хочется быть с ним. Она даже решается сходить в церковь, но местные бабы устраивают над ней расправу. После этого Мануйлихе и Олесе не остаётся ничего как срочно уехать. Влюблённые разлучаются. Иван Тимофеевич заходит в избу, где первый раз встретил Олесю, но находит лишь её красные бусы.
Главная мысль
Мне нравится4Не нравится1
Главная мысль, пронизывающая повесть “Олеся” Александра Ивановича Куприна, заключается в прославлении личности, свободной от догм и ограничений. Главному герою, Ивану Тимофеевичу, предоставляется уникальная возможность встретиться с необычным человеком, который открывает перед ним путь в прекрасный мир природы и возможность жить в гармонии с самим собой. Однако, его нерешительность, слабость характера, малодушие и трусость перед общественным мнением оказываются сильнее его шанса на счастье.
Автор, через этот противоречивый образ героя, внушает нам истинные ценности человеческой природы. Он показывает, что настоящее счастье и гармония могут быть достигнуты только тогда, когда мы осмелимся выступить против общественных норм и предрассудков, когда мы будем следовать своему сердцу и своим убеждениям, несмотря на препятствия и трудности
Важно быть отважным, самостоятельным и готовым принять ответственность за свои действия и выборы, не позволяя страху и слабости ограничивать нас
Сочинение 3
Произведение Куприна «Олеся» является примером безграничной любви писателя к красоте природы, самобытности деревенской жизни. Сочетание мистики с реальностью придает повести неподражаемый колорит. Автор любит своих персонажей и трепетом относится к каждому из них.
Характеристика Ивана Тимофеевича
Повествование ведется от имени главного героя Ивана Тимофеевича. Молодой человек образован, талантлив, несмотря на высокое социальное положение прост в общении. В Полесье он попадает по службе. Встреча с внучкой местной колдуньи ранит его сердце и душу. Он любит Олесю, но бороться против деревенских предрассудков и защитить свою любимую он не может. Иван Тимофеевич –человек чести и готов жениться, но сам же он не может представить себе Олесю в модных платьях на светских приемах. Реалист в жизни, рассказчик не верит в гадания и знаки судьбы. Автор словно проводит полосу между героями: образованный светский молодой человек и дикарка из леса.
Олеся
Олеся в свои 24 года не искала любовных приключений. Живя с бабушкой в диком лесу девушка наслаждалась лишь общением с природой. Из деревни они были выгнаны, поскольку деревенские жители считали Майнулиху ведьмой. Олеся многому учиться у любимой бабушки. Она чиста душой, красива и скромна. От природы девушки достался дар предвидения, она увидела в лице Ивана Тимофеевича свой позор и унижение, но любовь сильнее остальных чувств. Ради любимого она соглашается посетить церковь, в которую они с бабушкой никогда не ходили, готова отдать все, что у нее есть. Героиня понимает, что судьбой предназначено расставание, но молодость не слушает разум.
Характеристика Майнулихи
Несмотря на второстепенность образ бабушки Олеси Майнулихи играет важную роль в сюжетной линии повествование. Пожилая женщина воспитывала девушку в строгости. Она прожила жизнь, видела много не хороших людей и старалась уберечь внучку от зла. Цыганского происхождения Майнулиха обладала уникальным даром. Она гадала, лечила раны, видела будущее. Любовь внучки с Иван Тимофеевичем не нравилась женщине, она понимала, что у влюбленных нет будущего. Очень переживала бабушка за судьбу своей девочки. Автор рисует перед читателем образ старой, беззубой старухи, чем то похожей на бабу-ягу. Жители деревни ненавидели Майнулиху, считая ее виновной во всех несчастьях, происходящих в деревни.
Характеристика Ярмолы
В лице Ярмолы- местного жителя и лесника, автор выразил отношение всех дителей деревни к Олеси и ее бабушки. Худой, с черной бородой и усами , он составлял компанию Ивану Тимофеевичу на охоте. Именно от него узнал главный герой о существовании одинокого лесного домика, в котором живут ведьмы. Ярмола, как и и другие деревенские, ненавидит Майнулиху и Олесю.
Евпсихий Африканович
Представитель местной власти представлен в повести «Олеся» в образе полицейского чиновника Евпсихия Африкановича.Красное, опухшее лицо выдавали в человеке тягу к употреблению алкоголя. Он считает себя глубоко верующим, но напивается, честным, но берет взятку от Ивана Тимофеевича. Однако обещав не трогать Олесю с бабушкой слово свое держит.
Образы, созданные писателем в произведении «Олеся» не могут оставить равнодушным читателя. Интерес к произведению не угасает до настоящего времени, еще раз подтверждая истину, что тема любви остается актуальной во все столетия.