Главные герои и их характеристика
- Образ города. Глупов не имеет границ, что делает его универсальным образом страны, находящейся под железной пятой диктатуры. Гротескный тип выражения реальности и персонажей проходит через все произведение. По существу, перед нами условный город-государство, город-гротеск, и в нем живут точно такие же, преувеличенно глупые, невежественные люди. Вся жизнь этого народа противоположна нормальной человеческой жизни. Писатель не жалеет это место: оно постоянно горит, рушится, беднеет. Поля оголяются от лени жителей, здания доживают свой век в небрежении, и экономика Глупова дышит на ладан, как и многие его обитатели.
- Образ чиновника. Его правители – это злобные, жестокие железные куклы, цель которых — уничтожить все мыслящее и трудоспособное. Фамилии-клички указывают на паразитизм и враждебность их носителей всему человеческому. Общественные и человеческие взаимосвязи поставлены с ног на голову: градоначальники жгут и грабят, армия не защищает, а разрушает, народ не работает, не живет и даже не существует, а защищается и пытается выжить. Правители города наделены говорящими фамилиями, некоторые из них имеют исторические прототипы. Образы градоначальников набросаны схематично (как того и требует сатира). У них нет подробной биографии и характеристики, зато есть ярко выраженные пороки, которые высмеивает Салтыков-Щедрин в «Истории одного города». Здесь перечислены все градоначальники и чиновники с характеристикой, прототипами и описанием.
- Образ народа. Глуповцы воспринимаются нами как рабы без мнения и инициативы. Их устраивает тирания, они являются ее неотъемлемой частью, ведь всегда готовы терпеть и подстраиваться под начальника. Все их бунты также глупы и бессмысленны, как и контрмеры градоначальников. Словом, автор не оправдывает население, а делает его молчаливым соучастником беззакония, захватившего город. Так звучит описание истории глуповцев:
С течением времени народ не сильно изменился и подстраивался под каждый порок вышестоящего человека. Например, при Грустилове и Микаладзе люди стали безнравственными и пошлыми, их занимали только любовные похождения. При Угрюм-Бурчееве те же господа надели одинаковые робы и выстроили дома в шеренгу как на построении. При Прыще они отъелись и закоснели в праздности
Эти метаморфозы можно перечислять бесконечно, но важно то, что жители Глупова так старались завоевать симпатию очередного градоначальника, что готовы были отказаться от самобытности и даже вековых нравственных устоев. Это народ-хамелеон, который во избежание опасности меняет цвет, подстраиваясь под обстановку. Но в этих бесчисленных переменах люди потеряли себя и свой менталитет, поэтому в финале «история прекратила течение свое»
Смысл финала прост: народ, потерявший свой исторический облик, свою уникальность и аутентичность, обречен на гибель. Автор сделал предостережение всем согражданам, ведь, судя по упомянутым в книге событиям, в образе глуповцев он воплотил многие черты русского народа: смиренного, невежественного и подверженного влиянию пороков
Но в этих бесчисленных переменах люди потеряли себя и свой менталитет, поэтому в финале «история прекратила течение свое». Смысл финала прост: народ, потерявший свой исторический облик, свою уникальность и аутентичность, обречен на гибель. Автор сделал предостережение всем согражданам, ведь, судя по упомянутым в книге событиям, в образе глуповцев он воплотил многие черты русского народа: смиренного, невежественного и подверженного влиянию пороков.
Другие сочинения по этому произведению
«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие
«В Салтыкове есть … этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения …» (И.С.Тургенев).
«История одного города» как социально-политическая сатира
Анализ 5 глав (на выбор) в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Анализ главы «Фантастический путешественник» (по роману М.Е. Салтыкова- Щедрина «История одного города»)
Анализ главы «О корени происхождения глуповцев» (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»)
Глупов и глуповцы (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»)
Гротеск как ведущий художественный приём в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина
Гротеск, его функции и значение в изображении города Глупова и его градоначальников
Двадцать третий градоначальник города Глупова (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»)
Иго безумия в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина
Использование приёма гротеска в изображении быта глуповцев (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города»)
Образ глуповцев в «Истории одного города»
Основная проблематика романа Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Пародия как художественный прием в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина
Пародия как художественный прием в «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина
Приемы сатирического изображения в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Приёмы сатирического изображения градоначальников в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина
Рецензия на «Историю одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина
Роман «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина — история России в зеркале сатиры
Сатира на русское самодержавие в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина
Сатирическая хроника русской жизни
Сатирическая хроника русской жизни («История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина)
Своеобразие сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина
Функции и значение гротеска в изображении города Глупова и его градоначальников в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Характеристика Василиска Семеновича Бородавкина
Характеристика градоначальника Брудастого (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»)
Череда градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина
Что сближает роман Замятина «Мы» и роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»?
История создания романа «История одного города»
Герои и проблематика сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина
Смех сквозь слезы в «Истории одного города»
Народ и власть как центральная тема романа
Деятельность градоначальников города Глупова
Элементы гротеска в раннем творчестве М. Е. Салтыкова
Тема народа в «Истории одного города»
Описание города Глупова и его градоначальников
Фантастическая мотивировка в «Истории одного города»
Характеристика образа Беневоленского Феофилакта Иринарховича
Смысл финала романа «История одного города»
Сюжет и композиция романа «История одного города»
Сатирическое изображение градоначальников в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова -Щедрина
Повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как социально-политическая сатира
Содержание истории города Глупова в «Истории одного города»
Характеристика образа Брудастого Дементия Варламовича
Характеристика образа Двоекурова Семена Константиныча
Сочинение по повести «История одного города»
Гротеск глуповской «истории»
Гротеск в изображении города Глупова
Способы выражения авторской позиции в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина
Что вызывает авторскую иронию в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина
Характеристика образа Бородавкина Василиска Семеновича
Характеристика образа Лядоховской Анели Алоизиевны
Жанровые особенности романа «История одного города»
Роль Гротеска в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина
Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина на примере «Истории одного города»
Обличение тупой и самодовольной администрации в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Губернские очерки» и «История одного города»
Гротесковые фигуры градоначальников в «Истории одного города»
Пересказ повести Салтыкова-Щедрина «История одного города»
«Известие о Двоекурове»
«Известие о Двоекурове» содержит намёки на царствование Александра I и особенности его личности (двойственность, противоречивость намерений и их осуществления, нерешительность до трусости). Щедрин подчёркивает, что ему глуповцы обязаны повинностью употребления горчицы и лаврового листа. Двоекуров же — предок «новаторов», которые вели войны «во имя картофеля». Намёк на Николая I, сына Александра I, введшего на Руси картофель в голодные времена 1839—1840 годов, что вызвало «картофельные бунты», жестоко подавлявшиеся военной силой вплоть до самого мощного крестьянского восстания в 1842 году.
Композиция
Роман «История одного города» состоит из 16 глав
, и все они написаны разными авторами. После первой публикации автором был произведен тщательный анализ произведения, в ходе которого была изменена его композиция. Так, Михаил Евграфович поменял местами некоторые главы, а также добавил приложение «Письмо в редакцию», в котором отреагировал на критику в свой адрес.
Роман начинается со слов самого Салтыкова-Щедина, которому якобы случайно попалась историческая летопись о вымышленном городе Глупове и его жителях.
После небольшого вступления начинается рассказ от лица вымышленного летописца о происхождении глуповцев. Читатель знакомится с историей возникновения государственного строя в Глупове. Племенная вражда, поиск правителя и дальнейшее порабощение граждан занимают в романе целое столетие.
В «Описи градоначальникам» представлена краткая характеристика 22 градоначальников, которые в разное время обладали властью над всеми глуповцами.
В последующих главах дается описание наиболее выдающихся градоначальников — правителей Глупова: Великанова, Баклана, Брудастого, Двоекурова, Негодяева, Грустилова и других.
В финале романа публикуются «Оправдательные документы», которые, по сути, представляют собой назидание другим градоначальникам.
Зарождение термина
Впервые слово «антиутопист» (dystopian
) как противоположность «утописта» (utopian ) употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году в Британской Палате общин. Сам же термин «антиутопия» (англ. dystopia) как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии утопий «В поисках утопии» (The Quest for Utopia, 1952).
В середине 1960-х термин «антиутопия» (anti-utopia
) появляется в советской, а позднее — и в англоязычной критике. Есть мнение, что англ. anti-utopia и англ. dystopia — синонимы. Существует также точка зрения (как в России, так и за рубежом), различающая антиутопию и дистопию. Согласно ей, в то время как дистопия — это «победа сил разума над силами добра», абсолютная антитеза утопии, антиутопия — это лишь отрицание принципа утопии, представляющее больше степеней свободы. Тем не менее, термин «антиутопия» распространён гораздо шире и обычно подразумевается в значенииdystopia .
«Сказание о шести градоначальницах»
«Сказание о шести градоначальницах» — замечательно написанная, уморительно смешная, блестящая сатира на императриц XVIII века и их фаворитов-временщиков.
Фамилия Палеологова — намёк на супругу Ивана III, дочь последнего византийского императора династии Палеологов Софью. Именно этот брак дал основание русским владыкам сделать Россию империей и мечтать о присоединении Византии.
Имя Клементинка де Бурбон — намёк на то, что французское правительство помогало Елизавете Петровне взойти на русский престол. Упоминание труднопроизносимых выдуманных фамилий польских кардиналов здесь же — вероятно, намёк на Смутное время и польскую интригу в русской истории.
Глава 8
Продолжают развиваться события, включенные в краткое содержание («История одного города»). Отрывок (8 класс изучает этот момент) из книги, описывающий их, обычно бывает включен в школьную программу. Речь здесь идет о том, что градоначальник вновь влюбился, но теперь в Домашку-стрельчиху.
Теперь город настигает другое бедствие — пожар, спастись от которого удалось лишь благодаря дождю. Глуповцы обвиняют в случившемся градоправителя и требуют, чтобы он ответил за все свои прегрешения. Фердыщенко прилюдно кается, но тут же пишет донос на народ, осмелившийся выступить против власти. Узнав об этом, все жители города оцепенели от страха.
Пересказ
Михаил Салтыков-Щедрин писатель, журналист, сатирик девятнадцатого столетия. Он мастерски владел различными сатирическими методами. Писатель свои произведения представлял читателям в виде фантастических сказок, оригинально изложенных в стиле гротеска, антитезы, с использованием эзопова языка. Иносказание, с применением аллегории, необходимые приемы для сокрытия истинного смысла, вложенного автором в свои уникальные сказки-пародии.
Одним из таких ярких произведений стал роман «История одного города», повествующий о злоключениях несчастного народа, пытающегося выбрать себе достойного градоначальника.
В шестидесятые годы девятнадцатого столетия в России стало зарождаться освободительное движение против самодержавия. Вдохновленный прогрессивными идеями писатель в 1867 году печатает фантастический рассказ о губернаторе, у которого была фаршированная голова. На этом автор не остановился и первые главы произведения опубликованы уже в январе 1869 года, а в 1870 году напечатана полная версия романа.
Роман написан в характерном для автора жанре исторической сатиры. Автор предлагает читателю летопись вымышленного города Глупова. С иронией и сарказмом высмеивается существующее общественное устройство, обычаи, нравы, бытующие при самодержавном строе, взаимоотношения населения и правящих кругов.
Главные герои – это правители, сменяющие один другого. Сами глуповцы представлены, как второстепенные образы, некая серая толпа, безропотно подчиняющаяся бездарным градоначальникам, способная к протесту лишь тогда, когда начинают массово гибнуть люди в пожарах или от голода.
Повествование начинается с доисторического времени, когда древняя народность головотяпов, завоевав соседние племена, задумалась над выбором правителя. К сожалению, жители оказались настолько глупы, что желающего ими управлять не нашлось. Выручил их вор, уговоривший одного князя принять бразды правления. Князь же отказался проживать с новоиспеченными подданными, утвердил наместником все того же вора, который и стал править несчастными, переименовав их в глуповцев.
В каждом из градоначальников легко узнать реально существующих исторических деятелей, стоявших у власти в те времена или занимающих государственный пост. Подробно описаны лишь некоторые из городничих, более других запомнившиеся своими чудачествами.
Так, например, Брудастый представлен как символ глупости, недалекости. Работоспособный, жесткий руководитель, как выяснилось, имел в голове специальный механизм. Город остался без управления, когда это устройство сломалось, что привело к беспорядкам.
Около двадцати лет городом правил деспотичный Бородавкин, достижения которого сводятся к озеленению одной улицы и возведению тюрьмы, вместо запланированной академии. Надолго глуповцам запомнились карательные меры этого управленца, сжегшего не одну деревню, в наказание за неуплату налогов, добившись в итоге лишь несколько рублей прибыли.
Двоекуров был настолько энергичным, что нещадно подчевал своих подданных розгами, а также соответствующим указом потребовал обязательного поедания горчицы с лавровым листом.
Фердыщенко прославился своим отменным аппетитом, который и послужил причиной его скоропостижной кончины. Путешествуя по своим владениям, переел и умер горе — правитель.
Угрюм — Бурчеев, испытывавший пристрастие к военной муштре и армейской атрибутике, требовал от горожан жесткой дисциплины, ношения формы и выполнения несуразных приказов. В порыве своей активной деятельности, построил новый город, разрушив Глупов, и неожиданно исчез при загадочном природном явлении. Так завершилась почти столетняя история города Глупова.
Автор обозначил основную мысль произведения, которая заключается в том, что сам народ ответственен за выбранного им управляющего.
8 класс
Иван Пантелеич Прыщ
Образ этого градоначальника списан с некоторых военных деятелей, имеющих высокое звание, но при этом никогда не бывавших на настоящей войне. Как говорил сам Прыщ о себе: «я в сражениях никогда не участвовал, но в парадах закалён даже сверх пропорции».
Описание плана управления городом у Ивана Пантелеевича выглядит так:
Максимально упростить местную администрацию (т
е., уволить большинство людей, неважно, нужных или ненужных). Чтобы не мешали и не отвлекали от отдыха.
Не вмешиваться в дела и проблемы города — всё разрешится само собой.
«Отдохнуть-с».
Прыщ, в отличие от других градоначальников, не пышет энергией; он не вводит новых законов и постановлений. Также Иван Пантелеевич не был замечен и в каких-либо прениях или обсуждениях. Его девиз — «не трогайте меня и я не трону вас». Стоит отметить, что самим глуповцам Прыщ нравился — в период его правления постоянно происходят балы, знать ездит на охоту и даже летописцы отмечают, что уровень благосостояния города находится на наивысшем уровне за всю историю его существования.
Любопытна кончина этого градоначальника. Его голова, как выяснилось, была начинена трюфелями, что и привело к его свержению с поста управленца; по факту его убили свои же «друзья». Подобной метафорой автор указывает на то, что бездельники вроде Прыща являются «лакомым кусочком» для чиновников, которые пользуются такими растяпами, используя данную им свободу действий только для того, чтобы набить свои карманы деньгами из казны.
Суть
Автор ведет хронику одного города, где проживает глупый, но покорный народ рабов, который терпит любые капризы тиранов. Не в силах править государством, глуповцы попросили иностранца возглавить их. Сначала он присылал к ним наместников, потом, убедившись в коррупционности, алчности и неэффективности руководства, приехал править самостоятельно.
После него все градоначальники были присланы из другой стороны и выбраны за них, а люди подчинялись каждому приказанию за редкими исключениями. В каждом начальнике воплощен период из истории нашей страны или конкретный политический деятель, поэтому не стоит воспринимать события буквально. Подробный сюжет с именами и основными событиями Вы можете найти здесь.
Очень краткий пересказ романа «История одного города»
Роман начинается с обращения обнаружившего старинную рукопись автора к читателю. Во второй главе автор предоставляет слово летописцу, который также говорит с будущим читателем.
Далее следуют 12 глав, где летописцы последовательно изображают историю появления Глупова, переход от родоплеменного типа правления к монархии (будущие глуповцы пригласили к себе иноплеменного князя править), каждого из наиболее значимых для горожан градоправителей, их деяния и последствия для жителей.
Заканчивается роман тем, что последний градоначальник Угрюм-Бурчеев успевает пророчески произнести слово «Придет…» и исчезает, а на город обрушивается смерч. В качестве послесловия автор добавляет еще одну главу, названную им «Оправдательные документы», в которой размещает инструкции некоторых градоначальников, оставленные ими для назидания потомства.
Эти инструкции призваны объяснить читателю причины странного и нелепого поведения глав города и настоящие причины страдания народа.
Глава 2
Продолжаем излагать краткое содержание («История одного города»). «О корени происхождения глуповцев» — такое говорящее название носит вторая глава. Повествование здесь носит летописный характер, автор рассказывает о жизни и быте головотяпов — так раньше назывались жители Глупова. Доисторическая эпоха, описываемая в главе, кажется фантастической и гротескно нелепой. А народы, обитавшие здесь в те времена, предстают совершенно недалекими и нелепыми.
В этой части романа автор явно подражает в манере изложения «Слову о полку Игореве», что подтверждает и краткое содержание. «История одного города» («О корени происхождения глуповцев» в частности), таким образом, предстает весьма абсурдистским и сатирическим произведением.
«Поклонение мамоне и покаяние»
Речь идёт теперь об обывателях — о самих глуповцах. Указывается на исключительность их выносливости и жизнеспособности, ведь они продолжают своё существование при перечисленных в «Летописце» градоначальниках. Продолжается и череда последних: Иванов (снова Александр I, речь идёт даже о двух вариантах его погибели: сравните легенду о добровольном отказе Александра I от власти, инсценировке им своей смерти в Таганроге и тайном уходе в монашество), затем — Ангел Дорофеич Дю-Шарио (Ангел — прозвище того же монарха в кругах близких и приближённых, Дорофеич — от Дорофей — дар Божий (греч.), следом — Эраст Грустилов (опять царь Александр I). Под разными иносказательными именами перечисляются возлюбленные Александра и их влияние на его правление. Появление обобщённого образа Пфейферши (прототипы — баронесса В.Ю. фон Крюгенер и Е.Ф. Татаринова) отмечает начало второй половины царствования Александра I и погружение «верхов» и общества в тёмный мистицизм и социальное мракобесие. Предаваясь в компании мистически-спиритических великосветских дам покаянию, реальный царь исчезает в никуда.
Шесть градоначальниц
Все эти события сопровождались многочисленными кровавыми жертвами и хищениями из казны. Такие же последствия наблюдаются и в реальной истории эпохи дворцовых переворотов, ведь страной действительно правили иностранки, подверженные влиянию фаворитов и любовников. Эту позорную страницу автор воспроизвел, сатирически обыгрывая сомнительные права на престол, которые не давали дамам реальных оснований для захвата трона. Их тщеславная гонка за титулом и горностаевой мантией привела Россию к застою: новому витку закрепощения крестьян, восстаниям и бунтам, участию российских солдат в сомнительных военных операциях. В книге же эти события перечислены не в таком удручающем размахе, зато их гротескное описание внушает читателю ужас и презрение.
Глава 9
Злободневность, злая насмешка и желание исправить прискорбную ситуацию в стране проявляются в романе, который написал Салтыков-Щедрин («История одного города»). Краткое содержание дает лишнюю возможность в этом убедиться. Фердыщенко решает поживиться на выгонах. Он убежден, что от его появления травы станут зеленее, а цветы — пышнее. Начинается его путешествие по лугам, сопровождающееся пьянками и запугиванием глуповцев, которое заканчивается тем, что от переедания у градоначальника перекашивает рот.
В Глупов присылают нового градоправителя — Василиска Семеновича Бородавкина.
Двоекуров Семён Константинович
Этот персонаж является одним из наименее отрицательных в романе (так как назвать его положительным всё равно не получится). Градоначальник, получивший в народе прозвище «Двоекур», был очень деятельным начальником, который стал причиной множества изменений в городке. Среди них:
Пивоварение.
Медоварение.
Выращивание горчицы, лаврового листа, а также других специй (впрочем, за неупотребление этих специй жителям положены розги, кнут и ссылка в Сибирь).
Облагораживание улиц города (лично вымостил две улицы — Дворянскую и Большую).
Попытка открыть Академию (самое важное дело за весь его срок правления).
Характеристика Двоекурова включает такие качества, как вспыльчивость, а также мстительность. Семён Константинович не жалел сил на то, чтобы сечь розгами горожан; временами управленец лично приезжал к наиболее строптивым обывателям, дабы усмирить их своей рукой. Он единственный из управленцев, кто умер в результате естественных причин.
Сразу после кончины глуповцы прекратили употреблять специи в пищу. Согласно мнениям историков, персонаж Двоекурова списан с Александра I.