Первые правители
История города Глупова начинается, когда некий князь берет его под опеку. Примерно то же самое случилось и в реальном мире, когда к власти на Руси пришел варяг Рюрик. Автор дает характеристику всем градоначальникам Глупова:
- Амадей Мануйлович Клементий — итальянский повар, получивший чин от герцога Курляндского. Правил с 1731 года. Прославился тем, что заставлял горожан готовить макароны. Покинул пост в 1734 году по причине ссылки за измену.
- Фотий Петрович Ферапонтов — бывший парикмахер, бригадир. Продержался у власти четыре года. Отличился активной борьбой с неплательщиками налогов и любовью к зрелищам. Покинул пост по причине смерти, его растерзали в лесу собаки.
- Иван Матвеевич Великанов — утопил служащего, постоянно избивал подчиненных. Догадался повысить налоги, чтобы наживаться на народе. Покинул пост спустя два года по причине ссылки из-за отношений с неподходящей дамой.
- Маныл Самылович Урус-Кугуш-Кильдибаев — капитан-поручик, продержался у власти пять лет, проявлял безумную отвагу.
- Ламврокакис — грек, беглец, у него нет чина или имени, торговец мылом и орехами. Выступал за образование и просветление народа. Правил с 1745 по 1756 год, умер в собственной постели от укусов клопов.
- Иван Матвеевич Баклан — бригадир, чрезвычайно высокий и гордый чиновник. Спустя пять лет правления умер во время бури, ветер переломил его пополам.
- Богдан Богданович Пфейфер — сержант гвардии, не продержавшийся на посту и года, уволен за невежество.
- Дементий Варламович Брудастый — его прозвали органчиком за механизм, встроенный в голову. Держал Глупов в страхе, работал усердно, был отшельником. После его правления в 1762 году в городе воцарился хаос и междоусобная борьба.
- Семен Константинович Двоекуров — активный чиновник, вымостил несколько улиц, организовал производство алкоголя, заставлял горожан заниматься выращиванием горчицы и лаврового листа. Отличился попыткой сделать в городе учебное заведение и постоянными наказаниями горожан.
- Маркиз Антон Протасьевич де Санглот — француз, друг Дидерота. Легкомысленный человек, любитель непристойных песен. Пробыл у власти два года.
Характеристика Градоначальников города Глупов
Роман «История одного города», созданный Михаилом Салтыковым-Щедриным в конце девятнадцатого века, является по-настоящему сатирическим произведением, в котором обличаются пороки власти, которая в то время была абсолютной. Именно поэтому основной темой, которая затрагивается в произведении, является тема простого народа и самовластного правительства, их взаимоотношений и взаимодействия.
В каждой главе романа «История одного города» Салтыков-Щедрин показывает своим читателям, как живут люди во времена правительства абсолютной власти, как именно эта власть в лице градоначальников распоряжается своими правами и насколько хорошо выполняет свои обязанности. Знаменитая опись градоначальников, приведённая в книге, указывает, что всего за историю города Глупова их было двадцать два. Нетрудно заметить, что все они были несколько странноватыми. К примеру, первый градоначальник Глупова, Дементий Брудастый, назначен на свою должность был в суете, от чего никто и не заметил, что в голове этого любопытного человека находится самый настоящий маленький «органчик», а последний правитель города, Угрюм-Бурчеев, человек не самых высоких умственных способностей, и вовсе разрушил весь город, чтобы построить на его месте новый, правда, толком непонятно, зачем и для чего это было ему нужно.
В своём романе «История одного города» Салтыков-Щедрин использует говорящие фамилии для того, чтобы лучше подчеркнуть характерные особенности каждого из градоначальников. К примеру, Эраст Грустимов, один из самых трепетных и нежных правителей Глупова, скончался от меланхолии, однако до того успел оставить после себя несколько романов и повысить дань с выкупа до пяти тысяч рублей в год, а Онуфрий Негодяев попросту разрушил все дороги, а из полученного камня выстроил монументы. Стоит заметить, что все двадцать два градоначальника были именно такими – странными, гротескными, однако очень хорошо отражающими основные негативные черты, которыми грешна практически каждая власть – это и жадность, и желание навариться на подчинённых, и недальновидность, и непрактичность, и банальная глупость. Ведь, если задуматься, основная разница между жителями города и представителями власти заключается лишь в том, что вторые оказались в нужное время в нужном месте, а первые просто продолжали жить так, как они жили раньше, без особых взлётов и падений.
Невозможно не заметить факт того, что произведение «История одного города» наполнено многими абсолютно фантастическими и неправдоподобным моментами, однако можно догадаться, что за этим гротеском скрывается истина – та, какой её видит Михаил Салтыков-Щедрин. Обличая градоначальников в их невежестве и их грехах, писатель не стесняется обращаться к средствам художественной выразительности, ведь с их помощью роман становится куда более наглядным и понятным для восприятия читателей – нетрудно себе представить фантастический образ градоначальника с фаршированной головой или же правителя с органчиком вместо головы. В этой доступности для понимания каждому человеку и заключается сила данного произведения.
Я полагаю, что роман Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города» очень чётко отражает действительность, всё то, что происходило во времена правления абсолютной власти. До конца непонятно, чем руководствовались предыдущие правители, подыскивая себе достойную, как им казалось, замену, а также то, почему царил такой беспредел и такое своеволие, однако одно очевидно – годы идут, поколения сменяются, а во многом данное произведение остаётся актуальным и понятным и в наши дни. Человеческим фактором сложно пренебречь, поэтому все мы люди со своими грехами, желаниями найти собственную выгоду и устроить свою жизнь получше
Просто важно не забывать то, что в первую очередь нужно оставаться человеком с большой буквы – уважать чужой труд, извлекать уроки из истории, анализировать и подходить к жизни рационально и рассудительно, тогда и жизнь будет радовать в ответ, а не приносить неожиданные разочарования и огорчения, которые, на самом-то деле, можно было и предвидеть, если внимательно относиться к жизни
Главные герои и их характеристика
- Образ города. Глупов не имеет границ, что делает его универсальным образом страны, находящейся под железной пятой диктатуры. Гротескный тип выражения реальности и персонажей проходит через все произведение. По существу, перед нами условный город-государство, город-гротеск, и в нем живут точно такие же, преувеличенно глупые, невежественные люди. Вся жизнь этого народа противоположна нормальной человеческой жизни. Писатель не жалеет это место: оно постоянно горит, рушится, беднеет. Поля оголяются от лени жителей, здания доживают свой век в небрежении, и экономика Глупова дышит на ладан, как и многие его обитатели.
- Образ чиновника. Его правители – это злобные, жестокие железные куклы, цель которых — уничтожить все мыслящее и трудоспособное. Фамилии-клички указывают на паразитизм и враждебность их носителей всему человеческому. Общественные и человеческие взаимосвязи поставлены с ног на голову: градоначальники жгут и грабят, армия не защищает, а разрушает, народ не работает, не живет и даже не существует, а защищается и пытается выжить. Правители города наделены говорящими фамилиями, некоторые из них имеют исторические прототипы. Образы градоначальников набросаны схематично (как того и требует сатира). У них нет подробной биографии и характеристики, зато есть ярко выраженные пороки, которые высмеивает Салтыков-Щедрин в «Истории одного города». Здесь перечислены все градоначальники и чиновники с характеристикой, прототипами и описанием.
- Образ народа. Глуповцы воспринимаются нами как рабы без мнения и инициативы. Их устраивает тирания, они являются ее неотъемлемой частью, ведь всегда готовы терпеть и подстраиваться под начальника. Все их бунты также глупы и бессмысленны, как и контрмеры градоначальников. Словом, автор не оправдывает население, а делает его молчаливым соучастником беззакония, захватившего город. Так звучит описание истории глуповцев:
С течением времени народ не сильно изменился и подстраивался под каждый порок вышестоящего человека. Например, при Грустилове и Микаладзе люди стали безнравственными и пошлыми, их занимали только любовные похождения. При Угрюм-Бурчееве те же господа надели одинаковые робы и выстроили дома в шеренгу как на построении. При Прыще они отъелись и закоснели в праздности
Эти метаморфозы можно перечислять бесконечно, но важно то, что жители Глупова так старались завоевать симпатию очередного градоначальника, что готовы были отказаться от самобытности и даже вековых нравственных устоев. Это народ-хамелеон, который во избежание опасности меняет цвет, подстраиваясь под обстановку. Но в этих бесчисленных переменах люди потеряли себя и свой менталитет, поэтому в финале «история прекратила течение свое»
Смысл финала прост: народ, потерявший свой исторический облик, свою уникальность и аутентичность, обречен на гибель. Автор сделал предостережение всем согражданам, ведь, судя по упомянутым в книге событиям, в образе глуповцев он воплотил многие черты русского народа: смиренного, невежественного и подверженного влиянию пороков
Но в этих бесчисленных переменах люди потеряли себя и свой менталитет, поэтому в финале «история прекратила течение свое». Смысл финала прост: народ, потерявший свой исторический облик, свою уникальность и аутентичность, обречен на гибель. Автор сделал предостережение всем согражданам, ведь, судя по упомянутым в книге событиям, в образе глуповцев он воплотил многие черты русского народа: смиренного, невежественного и подверженного влиянию пороков.
Сочинение Образы градоначальников в романе История одного города
Роман «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина был опубликован в 1870 году. Пользуясь литературным приемом гротеск, автор высмеивает самодержавие. В произведении, признанном сатирическим, нашли отображение образы, созданные по подобию некоторых российских самодержцев и политических деятелей. Повествование идёт от имени вымышленного летописца.
На примере истории города Глупова и его градоначальников, писатель образно показывает все изъяны исторической несостоятельности самодержавного строя. При всей кажущейся неправдоподобности, Щедрин описывает реальные события. При самовластии управлять государством порой назначались самые случайные люди. Достаточно было произвести положительное впечатление на монарха или его приближённых. Тому в истории немало примеров.
Рисуя портреты градоначальников, Щедрин создаёт образы бездарных временщиков, пригревшихся у власти. Весь их интерес заключается в том, чтобы наворовать побольше. Им неинтересна судьба государства, из казны которого они воруют. Народ, живущий в этом государстве, и вовсе никому не нужен.
Градоначальников в городе Глупове перебывало великое множество. Их было ни много, ни мало, а целых 22 человека, согласно «описи градоначальников». Каждый из них выделялся среди других чем-то особенным. Так, например, Дементий Брудастый, которому выпала честь быть первым градоначальником города Глупова. Он был назначен на эту должность впопыхах. Возможно, поэтому никто не обратил внимания на то, что вместо головы у него был маленький органчик.
Некто Угрюм-Бурчеев, человек недалёкий по складу своего ума. Это один из самых отрицательных образов среди градоначальников Глупова. Неспособный учиться, думать и созидать, этот человек мечтал о всеобщей муштре и беспрекословном исполнении своих глупых указов.
4 стр., 1911 слов
Анализ романа История одного города Салтыкова-Щедрина
… давление со стороны власти за его, казалось бы, революционные позывы и оппозиционные темы. В данном сочинении я проанализировал произведение Салтыкова-Щедрина “История одного города” из чего сделал … интересное построение. В основу легла некая вымышленная летопись города Глупова. Скрупулезно описывается, как сменялись градоначальники и их ментальные, и внешние особенности. Произведение пестрит …
Недаром у всех градоначальников такие характерные фамилии. Иногда они указывают на прототип, с которого писался образ героя произведения. Так, например, образ Бородавкина, который стремился к осуществлению реформ, можно отождествить с Петром I. Градоначальник Пфейфер напоминает Петра III, Негодяев – Павла I, Грустилов – Александра I, Перехват-Залихватский указывает на Николая I. А под Угрюм-Бурчеевым подразумевался граф Аракчеев.
Все деяния и «заслуги» управителей города Глупова не выдерживают никакой критики. Чем бы каждый из ни занимался, пользы городу и людям, живущим в нём, не было никакой. Городом правили разные люди. Но всех их объединяло одно: человеконенавистническое начало. Все их действия были направлены на личное обогащение, разворовывание государственной казны, безоговорочное подчинение народа.
С такими правителями народу жилось всё хуже и хуже. Посредством созданных образов, автор показывает всю суть единовластия и истинное лицо тирании. Что бы ни происходило в городе Глупове, кто бы ни был у власти, произвол и насилие над населением оставалось постоянным. Какими бы «благими» намерениями ни руководствовались градоначальники, людям они не сулили ничего, кроме новых бед и репрессий.
Дмитрий Варламович Брудастый
Легендарная личность города Глупова, которая запомнилась людям по двум наиболее часто произносимым им фразам — «разорю» и «не потерплю». Также был известен множеством выпущенных законов, таблиц и постановлений, направленных на повышение налогов и отбора имущества у населения.
По характеру Брудастый был очень замкнут и угрюм; временами у него случались вспышки ярости, в результате чего градоначальник начинает сечь бедных жителей города за малейшую провинность. Дмитрий Варламович вызывал у глуповцев чувства страха, уныния и ужаса.
Очень скоро выясняется, что у Брудастого вместо головы механический орга́н, причём сломанный, в результате чего управленец и мог произносить только две фразы, да презрительно фыркать в ответ на просьбы или уговоры. Жители сумели починить «органчик» (одно из прозвищ Брудастого), заказав новый в Санкт-Петербурге, и вместо одного градоправителя стало двое. Обоих снимают с должности и выпроваживают с города.
Разнокалиберные персонажи
В списке тех, кто имел возможность на определённый срок начальствовать в Глупове, числятся разнообразные персонажи, поражающие своей непохожестью друг на друга. Здесь и француз, который любил носить женское бельё, итальянец, внедривший в массы любовь к макаронам. Правители (а их было 22 человека) задерживались у власти от 1 дня до 20 лет: они сменяли друг друга, погибая по абсурдных, немыслимым причинам. Практически каждый образ градоначальника имеет черты, свойственному определённому политическому деятелю эпохи царской Руси.
Градоначальники внесли различный вклад в историю города: кто-то сжёг деревни, кто-то выпорол почти всё население, а кто-то увеличил численность проживающих вдое в силу своей любвеобильности. Салтыков-Щедрин вскрывает самые низменные человеческие изъяны, гиперболизируя их в художественном плане до немыслимых масштабов. Кого-то унёс вихрь, кто-то зарезался огурцом, другие погибли от переедания, были заедены клопами; к примеру, Никодим Иванов умер от натуги, стараясь понять указ.
О чем произведение?
Писатель иносказательно передал историю России, которую оценивал критически. Жителей российской империи он назвал «глуповцами». Они являются жителями одноименного города, жизнь которого описана в «Глуповской летописи». Данный этнос произошел от древнего народа под названием «головотяпы». За свое невежество они были переименованы соответствующе.
Головотяпы враждовали с соседними племенами, а также между собой. И вот устав от ссор и беспорядков, они решили найти себе правителя, который устроил бы порядок. Через три года они нашли подходящего князя, который согласился править ими. Вместе с приобретенной властью люди основали город Глупов. Так писатель обозначил формирование Древней Руси и призвание Рюрика на княжение.
Сначала правитель послал им наместника, но тот проворовался, и тогда он прибыл самолично и навел жесткие порядки. Так Салтыков-Щедрин представлял себе период феодальной раздробленности в средневековой России.
Далее писатель прерывает повествование и перечисляет биографии знаменитых градоначальников, каждая из которых – отдельная и законченная история. Первым был Дементий Варламович Брудастый, в голове которого располагался органчик, что играл лишь две композиции: «Не потерплю!» и «Разорю!». Потом у него сломалась голова, и настало безначалие – смута, которая пришла после смерти Ивана Грозного. Именно его автор изобразил в образе Брудастого. Далее появились одинаковые самозванцы-близнецы, но их вскоре убрали – это появление Лжедмитрия и его последователей.
Воцарилась анархия на неделю, в течение нее друг друга сменяли шестеро градоначальниц. Это эпоха дворцовых переворотов, когда в Российской Империи правили одни женщины и интриги.
Семен Константинович Двоекуров, который учредил медоварение и пивоварение, скорее всего, является прообразом Петра Первого, хоть данное предположение и идет вразрез с исторической хронологией. Но реформаторская деятельность и железная рука правителя очень уж похожи на характеристику императора.
Начальники сменялись, их самомнение росло пропорционально градусу абсурда в произведении. Откровенно безумные реформы или же безысходный застой губили страну, народ скатывался в нищету и невежество, а верхушка то пировала, то воевала, то охотилась за женским полом. Чередование непрекращающихся ошибок и поражений привело к ужасающим последствиям, сатирически описанным автором. В конце концов, последний правитель Угрюм-Бурчеев умирает, и после его кончины повествование обрывается, а из-за открытого финала брезжит надежда на изменения к лучшему.
Так же Нестор описал историю возникновения Руси в «Повести временных лет». Эту параллель автор проводит специально, чтобы намекнуть, кого же он подразумевает под глуповцами, и кто все эти градоначальники: полет фантазии или реальные русские правители? Писатель четко дает понять, что описывает не весь род человеческий, а именно Россию и ее порочность, переиначивая ее судьбу на свой лад.
Композиция выстроена в хронологической последовательности, в произведении классическое линейное повествование, но каждая глава – вместилище полноценного сюжета, где есть свои герои, события и итоги.
Таблица градоначальников с краткой характеристикой
Брудастый | Дементий Варламович прост и ограничен. За время правления он регулярно произносит две фразы: “Не позволю” и “Разорю”. В голове этого чиновника находится механизм, напоминающий органчик. Когда тот приходит в негодность, в городе начинается смута и градоначальника снимают и увозят. |
Двоекуров | На первый взгляд, активный и вполне безобидный деятель. Пытался открыть в городе академию, но получилась – тюрьма. Занимался изготовлением мыла и мёдоварением. Издал указ, об обязательном употреблении в пищу горчицы и лаврового листа. Единственный из правителей, кто умер своей смертью. |
Фердыщенко | Назван бывшим денщиком князя Потёмкина, автор даёт прямой намёк на личность персонажа. Он обладает дефектом речи, глуп и ленив. Шесть лет не занимается делами города, праздно проводит своё время с жителями, развлекаясь и пьянствуя. На седьмой год – сходит с ума, влюбившись в замужнюю женщину Алёну. Одевает вицмундир, требует порядка от жителей города, впадает в бешенство и жестокость. Погибает от переедания в пути по окрестностям Глупова. |
Негодяев | По происхождению -крестьянин, в прошлом работал истопником. В его правление жители города опустились и деградировали, обросли шерстью, как дикие животные. |
Прыщ | Приехал на должность с целью отдыха, не занимался делами города. Жители Глупова заметно разбогатели, по причине того, что подати и налоги были запущены. |
Грустилов | Историки видят в этом образе Александра I. Этот правитель был крайне меланхоличен, не религиозен и падок на женщин. Любвеобильность и отсутствие моральных принципов повлияло на население, которое также впало в анархию и беспорядок.Грустилов умер от грусти. |
Угрюм-Бурчеев | Человек без эмоций, с привычкой спать на сырой земле, подкладывая камень вместо подушки. О его жесткости и откровенном идиотизме ходили легенды среди жителей Глупова. Был помешан на военной системе, внедрял подобные порядки и дисциплину в массы. |
Шесть градоначальниц
Все эти события сопровождались многочисленными кровавыми жертвами и хищениями из казны. Такие же последствия наблюдаются и в реальной истории эпохи дворцовых переворотов, ведь страной действительно правили иностранки, подверженные влиянию фаворитов и любовников. Эту позорную страницу автор воспроизвел, сатирически обыгрывая сомнительные права на престол, которые не давали дамам реальных оснований для захвата трона. Их тщеславная гонка за титулом и горностаевой мантией привела Россию к застою: новому витку закрепощения крестьян, восстаниям и бунтам, участию российских солдат в сомнительных военных операциях. В книге же эти события перечислены не в таком удручающем размахе, зато их гротескное описание внушает читателю ужас и презрение.
Другие чиновники
Салтыков-Щедрин дает очень яркую и сатирическую характеристику негодяев. История одного города — это не просто роман, а целая энциклопедия пороков людей, получивших власть. Для подробного разбора произведения стоит участь описание последних правителей:
- Виконт Ангел Дорофеевич Дю Шарио — француз, любитель женской одежды и блюд из лягушек, выслан за границу спустя десять лет правления за то, что оказался женщиной.
- Эраст Андреевич Грустилов — статский советник, продержавшийся у власти с 1815 по 1825 год. Является другом Карамзина, человек с развращенной натурой. При его правлении в городе было многобожие и царил разврат. Писал сочинения и преувеличивал дань с откупов. Умер от меланхолии.
- Угрюм-Бурчеев — не отличался умом и отлынивал от прямых обязанностей, спал на земле, разрушил Глупов и построил новый город Непреклонск, заставлял простых людей жить по армейским правилам. Пропал при странных обстоятельствах навсегда.
- Архистратиг Стратилатович Перехват-Залихватский — майор, появился верхом на белой лошади. Первым делом чиновник уничтожил гимназию и запретил образование.
Все эти люди до абсурда глупы и самонадеянные. Каждый городничий отличился по-своему, сделав тот или иной поступок и навсегда изменив историю Глупова. Автор использовал самое простое средство — сатиру, чтобы донести читателям сообщение о порочности и недальновидности чиновников царской Руси. Характеристика правителей поможет составить презентацию и лучше понять роман.
Главные герои
Главные герои повести – градоначальники, каждый из которых сумел чем-то запомниться в истории города Глупова. Поскольку портретов градоначальников повесть описывает немало, стоит остановиться на наиболее значимых персонажах.
Брудастый
–
потряс жителей своей категоричностью, своими возгласами по любому поводу «Разорю!» и «Не потерплю!».
Двоекуров
со своими «великими» реформами относительно лаврового листа и горчицы, представляется совсем безобидным на фоне последующих градоначальников.
Бородавкин
– воевал с собственным народом «за просвещение».
Фердыщенко
–
его алчность и похоть едва ли не погубили горожан.
Прыщ
– к такому правителю, как он, народ оказался не готов – слишком хорошо людям жилось при нем, не вмешивающимся ни в какие дела.
Угрюм-Бурчеев
– при всем своем идиотизме он сумел не только стать градоначальником, но и погубить весь город, пытаясь воплотить в жизнь свою бредовую идею.
Иван Пантелеич Прыщ
Образ этого градоначальника списан с некоторых военных деятелей, имеющих высокое звание, но при этом никогда не бывавших на настоящей войне. Как говорил сам Прыщ о себе: «я в сражениях никогда не участвовал, но в парадах закалён даже сверх пропорции».
Описание плана управления городом у Ивана Пантелеевича выглядит так:
Максимально упростить местную администрацию (т
е., уволить большинство людей, неважно, нужных или ненужных). Чтобы не мешали и не отвлекали от отдыха.
Не вмешиваться в дела и проблемы города — всё разрешится само собой.
«Отдохнуть-с».
Прыщ, в отличие от других градоначальников, не пышет энергией; он не вводит новых законов и постановлений. Также Иван Пантелеевич не был замечен и в каких-либо прениях или обсуждениях. Его девиз — «не трогайте меня и я не трону вас». Стоит отметить, что самим глуповцам Прыщ нравился — в период его правления постоянно происходят балы, знать ездит на охоту и даже летописцы отмечают, что уровень благосостояния города находится на наивысшем уровне за всю историю его существования.
Любопытна кончина этого градоначальника. Его голова, как выяснилось, была начинена трюфелями, что и привело к его свержению с поста управленца; по факту его убили свои же «друзья». Подобной метафорой автор указывает на то, что бездельники вроде Прыща являются «лакомым кусочком» для чиновников, которые пользуются такими растяпами, используя данную им свободу действий только для того, чтобы набить свои карманы деньгами из казны.
Несколько интересных сочинений
- Судьба Аси в повести Тургенева Ася — сочинение
Можно сказать, что судьба Аси является неким повторением судьбы внебрачной дочери писателя. Однако, она все же более трагична: девушка – плод любви крестьянки и барина, причем последний даже
- Сочинение по картине Левитана Осенний день. Сокольники 5, 6, 8 класс (описание)
Увидеть и почувствовать красоту природы, отобразив ее на полотне, способен настоящий художник. Так и поступил один из выдающихся мастеров живописи – Исаак Левитан
- Герои произведения Спящая красавица Перро
Это одна из прекрасных сказок французского сказочника Шарля Перо. В ней рассказывается о том, что любовь побеждает все, даже самые страшные чары злых и обиженных людей. Главные герои сказки – принцесса и принц.
- Анализ рассказа Куприна Молох
Повесть Молох А. Куприн написал, когда ему исполнилось только 26 лет. Этой повестью он заявил о себе, как о молодом талантливом писателе, входящем в русскую литературу.
В детстве у каждого ребенка существует свой выдуманный мир, который создан его фантазией. Детки часто выдумывают необычные сюжеты для игр
Создавая ироничную гротескную «Историю одного города» Салтыков-Щедрин рассчитывал вызвать у читателя не смех, а «горькое чувство» стыда. Идея произведения построена на изображении некой иерархии: простой народ, который не будет сопротивляться указаниям зачастую глупых правителей, и самих правителей-тиранов. В лице простого народа в данной повести выступают жители города Глупов, а их угнетатели — градоначальники. Салтыков-Щедрин с иронией подмечает, что этому народу нужен начальник, тот, который им будет давать указания и держать в «ежовых рукавицах», иначе весь народ впадет в анархию.