Наказание за грехи
Есть и другая характеристика Петра. «Медный всадник» не был бы великим произведением, если бы его так легко можно было расшифровать. Исследователи подметили, что всадник выступает на стороне неодолимой силы природы в качестве силы, карающей Евгения за грехи. Сам он ужасен. Его окружает мрак, в нем сокрыта огромная и по логике пушкинского описания недобрая сила, поднявшая на дыбы Россию.
По фигуре Медного всадника в поэме определяется образ его исторического действия, суть которого — насилие, неумолимость, бесчеловечность невиданных масштабов во имя реализации своих грандиозных планов через страдания и жертвы. Именно в медном всаднике заключена причина гибельности его мира, непримиримой вражды камня и воды, которая неожиданно обозначается в финале вступления после утопической картины величественного, прекрасного, благодатного града, сопрягаемого с Россией.
Цитаты из «Медного всадника»
Поскольку произведение принадлежит творениям русской классической литературы, огромное количество цитат уже вошло обиход. Не все знают, откуда именно взято то устойчивое выражение, которое повторяется день за днем.
Посмотрим, какие же цитаты из «Медного всадника» являются самыми известными и распространенными.
- «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно».
- «Померкла старая Москва».
- «…Россию поднял на дыбы».
- «Люблю тебя, Петра творенье».
- «И жизнь ничто, и сон пустой».
- «Живет в Коломне, где-то служит».
- «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия».
- «Стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».
- «Вскипела кровь».
- «Вода и больше ничего!»
- «И чтобы дождь в окно стучал не так сердито, оно забыто».
- «И он желал, чтоб ветер выл не так уныло».
Несколько интересных тем
-
Любовь в рассказе После бала
Романтическую историю в рассказе «После бала» читатель узнаёт из уст Ивана Васильевича – пожилого мужчины, рассуждающего о своей юношеской увлечённости с высоты прожитых лет.
-
Нужно ли сочувствие и сострадание по рассказу Юшка
Рассказ Платонова Юшка заставляет нас задуматься о своих поступках, о том, как мы относимся к окружающим, часто ли мы проявляем к ним заботу и сострадание.
-
Смысл названия романа Война и мир
Великий русский писатель Л.Н. Толстой написал грандиозное фундаментальное произведение, по страницам которого можно изучать историю Российского государства. Он вложил огромный смысл в роман
-
Костылин в рассказе Кавказский пленник
Николаевич Толстой в своем произведении под названием «Кавказский пленник» повествует о летнем периоде в Кавказском регионе, находившемся в военной обстановке. Костылин – второстепенный персонаж
-
За обедом
Найти эту картингу можно в Государственной Третьяковской галерее. Она была написана в 1914 году. Речь идёт о полотне Зинаиды Серебряковой «За обедом».
Пушкин как пророк
Переосмысливая произведение, приходит мысль, что за недобрые деяния придет расплата. То есть медный Петр напоминает всадников Апокалипсиса, совершающих возмездие. Возможно, Пушкин намекал царю Николаю 1 о что «посеявши ветер, пожнешь бурю».
Историки называют предвестником революций 1917 года. Николай 1 жестоко подавил инакомыслие: часть декабристов были повешены, часть доживали жизнь каторжанами в Сибири. Однако общественные процессы, приведшие к восстанию, властью учтены не были. Зрел конфликт противоречий, через полвека обернувшийся падением царизма. В этом свете Пушкин выступает как пророк, предрекший неукротимую народную стихию, которая затопила «град Петров», и сам Петр в медном обличии совершил возмездие.
Личность царя в поэме
Когда правитель принимает решение построить город посреди болота, он бросает вызов самой природе и ее силам. Идея оказалась удачной, но ее воплощение стоило жизни многим людям. В поэме присутствует эпизод, в котором гибнет любимая Евгения. Это является доказательством того, что вмешательство в природу не остается безнаказанным. Однако царский трон стоит очень высоко, он непоколебим, и правителю нет дела до простого народа.
Образ Петра в «Медном всаднике» столь же непоколебим, как и его трон. Он возвышается над всеми людьми, показывая их несостоятельность и ничтожность. Глядя на этого холодного железного истукана, Евгений чувствует страх, ничтожность и полное бессилие.
Писатель называет своего персонажа «мощным властелином судьбы», «державцем полумира», «горделивым истуканом». Постоянно в произведении правителя автор называет «Он». Здесь даже не нужно пояснять, о ком идет речь.
Цитатная характеристика самодержца наводит трепет на читателей. Строки, которые описывают правителя, пронизаны холодным уважением к его личности и поступкам, которые он совершил для становления страны.
Популярные сегодня темы
Пьеса А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся!» рассказывает о жизни купеческой среды. Каждый образ раскрывается с помощью мельчайших деталей.
Основной идеей произведения является мысль о прощении человека, который делает неправильный жизненный выбор.
Множество образов русских женщин создано великими классиками. Одни вызывают глубочайший трепет, другие восхищение, третьи – уважение. Но нет, пожалуй, другого такого образа, который вызвал бы целую гамму чувств
Дмитрий Разумихин является ярким второстепенным героем в романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского.
Во многом жизнь Ильи Ильича Обломова символически представляет собой жизнь многих людей в России. Конечно, кто-то может возразить и сказать, что большинству людей приходится работать и много стараться для того чтобы иметь
Характеристика и образ Петра 1 в поэме Медный всадник
Одним из основных персонажей произведения является образ Петра Первого в олицетворении горделивого истукана – памятника Медному всаднику.
Поэт представляет Петра Первого в качестве некоего мифологизированного божества в виде его земного воплощения – изображающей государя статуе. Петр описывается как символ государственной власти, способной и к созиданию, и к разрушению. Тогда как второй герой поэмы, Евгений умеет и страстно любить даже погибшую Парашу, и может раствориться в мрачном городе среди толпы, превратившись в часть серой и ничтожной людской массы.
Этой характеристикой автор подчеркивает непреложную истину о том, что государство не может существовать без человека, но и реализовать интересы каждого гражданина государство не в состоянии.
Петр Первый изображается в произведении двойственно в образе великого реформатора, основателя Петербурга, создателя русского флота, но и как самодура, деспота и грозного правителя.
Государь раскрывается поэтом в описании властелина, задумавшего превратить пустынный край в полноценную страну, создав среди болот и топей прекрасный город, открывающий прорубленное окно в европейскую часть материка. Историческое значение фигуры Петра Первого заменяется поэтом его каменным изваянием с целью показать чистое воплощение самодержавной мощи правителя.
Величественной изваяние памятника изображает взлетевшего на высокий скалистый холм Петра Первого, сидящего на коне из бронзы и возвышающего над созданным им пышным город, Петровым творением.
Автор, преувеличивая сверхчеловеческую мощь государя, властелина судьбы, держателя полумира, противопоставляет ему заурядного представителя народной толпы в образе Евгения, показывая иссушающую силу чуждого для людей города.
В произведении слышны ноты сочувствия столичному жителю, который поражен силой и мощью государя, ставшему твердой ногой у моря, смирившегося перед властным самодержцем, создавшем великую державу.
Евгений оказывается потерянным в чужом для него городе, потеряв единственным смысл своей жизни – любимого человека, а в финале произведения спасаясь от погони своего медного кумира, который в потерявшем рассудке человеке пытается покорить его своей воле.
49 стр., 24274 слов
Реферат по литературе петр первый
… литературы. Обратимся лишь к некоторым, достаточно известным, источникам. По описанию Ключевского, Петр I «был добрый по … знаток и устроитель своего государства, Петр плохо знал один уголок … первый взгляд, необъяснимых действий. И таких непонятных действий у Петра было много. Поэтому большая часть этой диссертации посвящена личности самого Петра … голова была выше любой толпы, в которой он когда- …
В чем смысл противопоставления Петра Первого и «бедного» Евгения в поэме а.С. Пушкина «Медный всадник»? (Билет 22) Вариант 1
Поэма «Медный всадник» написана А. С. Пушкиным в 1833 году. В ней нашло отражение современное Пушкину событие – наводнение 1824 года. В поэме нет традиционного деления героев на главных и второстепенных, и рядом с героической темой Петра звучит другая тема – тема «маленьких людей», городской бедноты, их радостей и страданий. В таком смешении персонажей заключен важный идейный смысл: судьба обычного человека оценивается в исторической перспективе.
Петр I – герой поэмы. Это государь-преобразователь, он символизирует новую Россию. В поэме его образ и образ Медного всадника совпадают. Вздыбленный конь готов перенести через темные воды непокорной Невы своего гордого всадника. Этот образ передает характер царя-реформатора и его реформ. Петр I не коня поднимает на дыбы, а всю Россию. В своем порыве он забывает обо всем, он смотрит только далеко вперед и не замечает того, что здесь, рядом с ним.
А рядом с Великим царем оказываются простые смертные люди, которые по его воле и желанию стали заложниками стихии. Другим героем поэмы является Евгений – мелкий чиновник из обедневшего дворянского рода Его жизнь проста и незамысловата. Только про-стые житейские радости скрашивают течение дней его жизни, где каждый следующий день похож на предыдущий. И только одна мечта, одно светлое пятно есть в череде этих дней — его возлюбленная Параша, которая живет на Васильевском острове в небольшом домике вместе с мамой. Но наводнение 1824 года разрушает не только дома и набережные, разбушевавшаяся стихия разрушает мир грез Евгения. Страшное наводнение застает героя на берегу Невы. Чтобы уберечься от потоков воды, смывающих все на своем пути, Евгений ищет высокое место и сам не помнит, как оказывается на площади рядом с памятником Петру I. Теперь они рядом и вместе одинаково равны перед силами бушующей воды. Евгений с ужасом и восторгом наблюдает за происходящим, наверное, такие же чувства мог испытывать и творец великого города. Вода постепенно спадает, и первые мысли Евгения о Параше, он стремится на другой берег, на остров к милому домику. Но ужас охватывает героя при виде картины разрушения – нет маленького домика на берегу, его не пожалела вода, он смыт, вода забрала и Парашу, и ее мать.
Горе, отчаяние сменяются ожесточением. Не помня себя, Евгений возвращается к тому месту, где пережидал наводнение, то есть к памятнику Петру. Но теперь совсем другие чувства переполняют, душу героя. Он почти обезумел от горя. В нем живут только боль утраты и ужас пережитого. Он ищет виновника произошедшего. Поднимает взгляд и видит над собой Великого Петра, гордого, сильного. И Евгений вдруг понимает, что именно царь виноват во всем, что произошло. Страшные слова обвинения и угроз вырываются из уст героя, и эти слова он обращает к царю.
Столкновение двух неравных сил представлено Пушкиным в поэме: с одной стороны силы природы. И сродни этим стихийным силам сила Царя, сумевшего подчинить себе всю Россию, заставившего считаться с Россией другие страны и государства. А с другой стороны сила чувств «маленького человека», у которого в жизни нет ничего, или даже если что-то есть – возлюбленная, надежда на простое, обыкновенное человеческое счастье, – то это все может быть разрушено в одно мгновение силами природы или самодержца, потому что никто никогда не будет думать о простом человеке.
По сравнению с грандиозными планами и идеями Петра мечты Евгения ничтожны. Но Пушкин далек от мысли, что его герой убог и нищ духовно. Напротив, стремление к личному счастью вполне естественно и закономерно. В изображении Пушкина Евгений -честный, стремящийся к независимости, он мечтает «себе доставить И независимость и честь». Более того, нельзя не отметить, что Евгений – мыслящий человек. Он понимает, что виновником гибели его счастья является «кумир на бронзовом коне».
После наводнения меняется отношения Евгения к Петру, да и сам образ Великого преобразователя тоже меняется:
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта.
Евгений видит перед собой ужасного, грозного, беспощадного царя. Статуя как бы оживает. Против Медного всадника, который теперь олицетворяет собой твердыню самодержавной власти, восстает Евгений:
Медный всадник и Евгений воплощают трагические противоречия истории, в которой государственные и личные интересы сосуществуют в противостоянии.
Противопоставление Петра 1 Николаю 1
Произведение написано во времена к которому у Пушкина были большие претензии касательно управления государством: подавление восстания декабристов, создание тайной полиции, введение тотальной цензуры. Поэтому многие ученые видят противопоставление великого реформатора Петра 1 реакционеру Николаю 1. Также многие исследователи творчества Пушкина просматривают аналогии между «Медным всадником» и «Старым заветом». Череда наводнений в Петербурге, особенно разрушительное в 1824 году, натолкнула автора на мысль о поэтому в произведении «Медный всадник» образ Петра 1 ряд мыслителей ассоциируют с образом Бога (божества), способного творить и разрушать.
Мысль и анализ
Поэтическое сочинение смогло объединить в себе исторические и социальные проблемы. Это произведение с глубоким смыслом, затрагивающим каждого конкретного человека. Собственно, поэтому автор старался не называть фамилий и улиц. Пушкин основывает поэму на трех частях:
- Завязка. Рассказ о том, каков город, как он воздвигался, развивался, о том, что Петр создал процветающую столицу.
- Кульминация. Автор описывает реальные события, которые произошли в ноябре 1824 года, то есть наводнение. Он добавляет в сюжет вымышленных персонажей, которые переживают ужасный потоп и теряют друг друга.
- Развязка. Главный герой узнает о гибели невесты, страдает, сходит с ума и умирает. Он винит во всем обычный памятник, видя в нем правителя.
Тема произведения крутится вокруг взаимоотношений между простым народом и всемогущей властью. Результатом этого противостояния становится смерть гражданина, обычному человеку невозможно победить или остановить правительственную машину.
Другие сочинения по этому произведению
Анализ поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»Конфликт личности и государства в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»Образ Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный Всадник»Образ Медного Всадника в одноименной поэме А. С. ПушкинаОбраз Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»Образ царя Петра I в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»Сюжет и композиция поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»Трагедия маленького человека в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»Проблема личности и государства в поэме Пушкина «Медный всадник»Образ Петербурга в поэме Пушкина «Медный всадник»Образ Петра в поэме Александра Пушкина “Медный всадник”Образ стихии в поэме «Медный всадник»Правда Евгения и правда Петра (по поэме Пушкина «Медный всадник»)Краткий анализ поэмы Пушкина «Медный всадник»Образ Евгения в поэме Александра Пушкина «Медный всадник»Конфликт в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»Петербург глазами А. С. Пушкина по поэме «Медный всадник»Проблема личности и государства в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»Герои и проблематика поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»Сочинение на тему «Глубина мысли поэмы «Медный всадник»Конфликт частного человека и государстваВерсия для мобильных Конфликт личности и государства в поэме Пушкина «Медный всадник»Медный Всадник. Два герояВ чем смысл противопоставления Петра I и «бедного» Евгения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»Художественный анализ поэмы «Медный всадник»Герой поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»Поэма «Медный всадник»Герои поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».Исторические судьбы России в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»Медный всадник ПетербургаДвойственность образа Петра в поэме «Медный Всадник»Всадник — характеристика литературного герояОценка поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»Петербург как действующее лицо в поэме Пушкина «Медный всадник»Раскрытие конфликта в поэме «Медный всадник»Народность в поэме Пушкина «Медный всадник»Два центральных образа поэмы Медный всадник и бушующая НеваКакое дело гиганту до гибели неведомых?Структурный анализ поэмы Пушкина «Медный всадник»Поэтический образ произведения «Медный всадник»Мастерство в построении диалога. По одному из произведений русской литературы XIX века — А.С.Пушкин \’Моцарт и Сальери»Содержание поэмы Пушкина «Медный всадник»Художественная структура поэмы «Медный Всадник»Сочинение доклад о поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»Cоотнесение произведения К.Н.Батюшкова «Прогулка в Академию художеств» с поэмой А.С. Пушкина «Медный всадник»Степень художественной условности в «Медном всаднике»Три царствования в поэме «Медный всадник»
Характеристика Евгения — главного героя
Перед читателем Евгений предстает как человек, который не имеет особых заслуг. Создавая характеристику Евгения из «Медного всадника», нужно сказать, что сам автор не упоминает ни места работы, ни чина, ни какой-либо еще информации о главном герое. Однако, читая произведение и видя его жизнь со стороны, со временем мы можем сказать, что Евгений — мелкий чиновник, не обладающий ни богатствами, ни талантами.
Говоря о характеристике Евгения из «Медного всадника», не будет лишним упомянуть и то, что у центрального персонажа была возлюбленная. Однако когда город охватывает стихийное бедствие, девушка, которая жила и росла в обычной небогатой семье, погибает. Даже тогда главный герой «Медного всадника», Евгений, не переживает свою утрату. Он расстроен, огорчен, но нельзя сказать, чтобы он был убит горем. Вероятно, такую реакцию можно наблюдать у юноши в связи с тем, что стихия не успокаивалась, и Евгений был сильно напуган происходившим вокруг ужасом: полуразрушенные дома, огромное количество смертей.
Образ Петра в поэме «Медный всадник» | Инфошкола
Образ Петра дается в поэме Пушкина «Медный всадник» дважды: во вступлении и во второй части поэмы. В первом случае он реальное лицо, во втором — «кумир на бронзовом коне», «Медный Всадник».
Пётр во вступлении к поэме изображен как великий государственный деятель, который, завоевав в войне со шведами берега Финского залива, правильно учел всю важность постройки в устье Невы новой столицы государства. Основанием Петербурга на невских берегах Пётр творил величайшей важности государственное дело, обнаружил гениальное предвидение. Прошло сто лет, и юный град
Из тьмы лесов, из топи блат Полнощных стран краса и диво. Вознесся пышно, горделиво …
Основанием Петербурга на невских берегах Пётр творил величайшей важности государственное дело, обнаружил гениальное предвидение. Прошло сто лет, и юный град. Из тьмы лесов, из топи блат Полнощных стран краса и диво
Вознесся пышно, горделиво …
- Описывая далее красоту и блеск столицы, Пушкин поет настоящий гимн Петербургу, который цветущим своим состоянием оправдывает великую преобразовательную деятельность Петра, наглядно раскрывает все великое значение петровских реформ, начавших новый период в истории России.
- Акт исторической необходимости, основание Петербурга, объяснен в поэме, выражаясь словами Пушкина, сказанными им о «государственных учреждениях» Петра, как «плод ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости» («Вражду и плен старинный свой пусть волны финские забудут»).
- Но Пётр был в то же время и первым представителем той деспотической абсолютной монархии, которая в лице Николая I достигли своего наивысшего развития, отчетливо обнаружив противоречие своих интересов интересам демократических масс.
Олицетворением абсолютной монархии во всей ее мощи и является Пётр во второй части поэмы — «кумир на бронзовом коне». Он не живой
человек, наделенный конкретными человеческими качествами, а воплощение идеи дворянской государственности. Он «мощный властели
судьбы», «державец полумира», олицетворение государственной силы
В «Медном всаднике» Петр показан в обстановке мирного государственного строительства. Он изображается в поэме в два исторических момента, разделенных целым столетием. В начале поэмы мы видим Петра как реальную историческую фигуру, как царя-строителя, размышляющего на берегу Финского залива об основании новой столицы:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь б удет город эвлохён
Назло надменному соседу.
Природй здесь нам суждено
И думал он: В Европу прорубить окно …
Основание Петербурга рассматривается в поэме как акт исторической необходимости, обусловленный и военно-политическими задачами России, и её географическим положением. Гениальное предвидение Петра оправдалось: Петербург действительно стал для России «окном в Европу». Цветущее состояние столицы через сто лет после её основания явилось лучшим оправданием замыслов Петра.
Во второй части поэмы Пётр дан в образе «Медного Всадника», «кумира на бронзовом коне», гордо возвышающегося над возмущённой Невой в дни страшного наводнения в Петербурге в 1824 году. Памятник Петру — символический образ деятельности царя-реформатора.
О мощный властелин судьбы! На высоте, уздой железной
Не так ли ты над самой бездной, Россию поднял на дыбы? —
- восклицает Пушкин.
- Вся поэма проникнута горячим сочувствием к Петру и его делу и является, по меткому замечанию Белинского, настоящей «апофеозой Петра».
- Поэт с восторженным изумлением останавливается перед его гигантским образом, нашедшим себе воплощение в фальконетовском памятнике.
На чьей стороне Пушкин
Любимым спором культурологов стал вопрос о том, кому Пушкин симпатизировал: всемогущему обожествленному Петру или «маленькому человеку» Евгению, олицетворявшему простого горожанина, от которого мало что зависит. В стихотворном шедевре «Медный всадник» описание Петра 1 — ожившего всемогущего памятника — перекликается с описанием государства. А Евгений — это среднестатистический гражданин, винтик в громадной государственной машине. Возникает философское противоречие: допустимо ли государству в своем движении, стремлении к развитию поступаться жизнями и судьбами простых людей ради достижения величия, некой высокой цели? Либо каждый человек — это индивидуальность, и его личные желания должны быть учтены, даже в ущерб развитию страны?
Пушкин не выразил своего однозначного мнения ни устно, ни в стихах. Его Петр 1 способен как созидать, так и разрушать. Его Евгений способен как горячо любить (дочь вдовы Парашу), так и раствориться в толпе, во мраке города, став никчемной частью серой массы. И — в конечном счете — умереть. Ряд авторитетных пушкиноведов считают, что истина где-то посередине: государства без человека не существует, но и соблюсти интересы каждого невозможно. Быть может, об этом и написан стихотворный роман.
Значение образа Петра I в поэме “Медный всадник”
С одной стороны, Пётр 1 — великий деятель: он перевернул русскую историю, ускорил развитие всех областей науки, культуры. Просветительство, реформы, стремление поднять свою страну на новый уровень — это безусловные заслуги, значение которых огромно. С другой стороны, Пётр — самодержавец, он тиран и самодур. Его сложный характер, горячая натура, минутные прихоти погубили множество человеческих судеб. Его деспотичное правление, о котором ходят легенды нельзя рассматривать, как всеобщее благо. Интересы народа — не то, на что ориентировался монарх, ему чужды судьбы мелких простых людей.
Образ Петра символичен и многосторонен: и во времена царствования монарха едва ли волновали судьбы простых людей, а век спустя — плоды деятельности Петра продолжают рушить жизни жителей города.
Вывод по произведению
«Медный всадник» стал изображением всех тех разногласий, которые возникают между каждым отдельным человеком и огромным государством. Изображая государственную власть в качестве монумента, который везде преследовал своего слугу — обычного гражданина, Пушкин затронул очень важную политическую проблему. Народу нужна была свобода, нужен был глоток свежего воздуха. Однако правительство не могло этого дать, ведь российский менталитет имеет одну особенность: населению нужен строгий контроль, чтобы в государстве был порядок.
В своей поэме Пушкин затронул и проблему «маленького человека», которым стал главный герой — Евгений, не сумевший справиться с такой сильной стихией, как государственный контроль, представленный в произведении как природная сила. Кроме того, здесь четко выражено и отношение самого Александра Сергеевича к тем нововведениям, которые произошли при Петре Великом. Пушкин признавал за каждым возможность и право быть счастливым, а правительство тем временем подавляло все мятежи.