Сочинение на тему: характеристика героев рассказа александра солженицына «матренин двор»

«матренин двор» главные герои

Сочинение на тему Рассказчик Игнатич

Игнатич, в произведении Солженицына «Матренин двор», является автобиографичным персонажем. Историю его жизни можно уловить из различных кусочков текста. Он постоялец Матрены, являющейся главной героиней рассказа. Мужчина одинок, и хоть в произведении не указан возраст, по его собственным цитатам можно понять, что у него была довольно насыщенная жизнь.

У главной героини он оказывается потому, что хотел затеряться на своей родине, спрятавшись от всех в какой-нибудь глуши. Когда-то, пусть указано это было лишь намеками, герой служил на фронте. От тех времен в нем остались привычка есть дважды в день и опаска людей в форме, приходящих в позднее время. На десять лет герой был сослан в солнечный, пустынный и жаркий Казахстан. После фронта мужчина долгое время сидел в тюрьме. Однако, причину рассказчик так и не назвал.

Рассказчика Игнатича, Матрена зовет его Игнатьичем, вполне устраивает быт и условия жизни главной героини. При поиске достаточно тихого места он прибыл в Торфопродукт, где милая дама подсказала ему путь к тихой деревушке под названием Тальново. Именно там Игнатич и решил обосноваться.

Он был преподавателем математики, а потому получал достаточно, чтобы снять хорошее жильё, однако сделать это было не так-то просто. Наконец, он поселился на окраине в доме милой и тихой старушки. Матрена не мешала своему квартиранту по вечерам и не донимала вопросами. Это нравилось мужчине, и привело к тому, что главные герои хорошо сдружились. Матрена стала для рассказчика родным человеком и когда ее не стало, он переживал это довольно остро.

Игнатичу пришлось переехать к ее золовке. Но он не переставал вспоминать Матрену. Как пытался сделать ее фото, а она менялась в лице. Только после того, как старушки не стало рассказчик понял, насколько она была важна для села.

Этот мужчина – человек спокойный, совестливый и чистосердечный. Игнатич не любит лгать и ответственно относится к своей работе. Любящий тишину, он сам обронил фразу о том, что хотел бы жить в деревне подальше от железной дороги, и постоянно слушать эту тишину и покой.

Народный характер в произведении

Матренин двор – произведение о судьбе и облике народа. На страницах рассказа представлена целая вереница «народных» образов, составлен коллективный потрет эпохи и общества. А в центре этого портрета – Матрена. Она представляется «ангелом, не совместимым с этим миром». Героиня благодаря своим жизненным принципам, установкам и характеру как будто «возвышается» над миром. Её добротой все пользуются, но Матрена вовсе не безвольна, её неспособность отказать — это не слабость, а сила её характера. Русский народ силен характером и внутренним стержнем, и не утратили мы этот стрежень как раз благодаря таким Матренам, которых осталось мало, но всё же они есть ещё в русских селениях.

Суть рассказа

Матренин двор – рассказ о жизни простой советской сельской женщины-колхозницы по имени Матрена. Мы узнаем её историю из уст квартиранта Матрены — бывшего политзаключенного Игнатьича, который выступает в роли рассказчика. Игнатьич для деревни — человек новый, с Матреной он знакомится лишь в начале книги. История о судьбе Матрены и о сельской колхозной жизни, о порядках и нравах местных жителей звучит как рассказ человека со стороны.

Автор погружает нас в реалии после-сталинского СССР. Прошло три года, как умер Иосиф Виссарионович. Через сюжет произведения вскрываются негативные стороны советского режима, раскрываются специфика сельского быта, показывается жестокость и несправедливость мира.

В рассказе «Матренин двор» можно выделить три части:

  1. В первой части Игнатьич рассказывает о себе. Освободившись, он едет из Средней Азии в центральную Россию, хочет обустроить быт и найти работу. Отсидевших трудоустраивали неохотно. Герой хочет быть учителем, преподавать детям математику, а на эту профессию в селе дефицит, и герой решает уехать подальше от цивилизации. Он оказывается в поселке с характерным советским названием Торфопродукт. Но ему там не нравится, и при помощи знакомой Игнатьич поселяется в Тальново, в доме у Матрены, старушки лет за шестьдесят. Избу Матрены сложно назвать зажиточной, но даже в скромном жилище эта добрая светлая женщина сумела создать уют.
  2. Во второй части Игнатьич рассказывает нам о Матрене, он частично описывает то, что наблюдает сам, а частично ориентируется на рассказы героини и её родственников. Однажды дома у Матрены герой застает Фаддея, брата её покойного мужа и отца одного из учеников Игнатьича. Он пришел к учителю, чтобы просить за своего нерадивого сына. Читателю рассказывается о жизни Матрены, о том, как в молодости, ещё до начала первой мировой войны, у неё был роман с Фаддеем. Жених ушел на войну и пропал. Матрена была вынуждена выйти замуж за брата. Освободившись из немецкого плена, Фаддей приезжает в родную деревню и узнает о свадьбе своей невесты и брата Игната. «Если бы не брат родной – убил бы обоих», — говорит Фаддей. Он женится на другой женщине, которую тоже зовут Матреной. Мужа Игната у Матрены тоже забрала война, на него даже «похоронка» не пришла. Все шестеро детей, которых Матрена родила, умерли. Она живет в одиночестве, хотя у неё есть родственники – сестры. Одинокая женщина берет себе на воспитание одну из дочерей Фаддея, свою племянницу Киру. Девушка выросла, вышла замуж и переехала в Черусти, где им с мужем необходимо построить дом. Кира – наследница Матрены, и родственники начинают делить её скромное имущество ещё при жизни женщины. Чтобы построить дом для Киры решено разобрать горницу матрениного дома. Сердобольная, добросердечная Матрена не только не препятствует этому, а даже помогает мужикам таскать бревна. Стройматериалы несут через переезд, где происходит несчастный случай – Матрена умирает, попав под поезд. Вместе с ней гибнут ещё несколько персонажей. Она отдает свою жизнь за других людей, хотя её саму не щадила ни судьба, ни окружающие, ни государство. В колхозе женщина долгие годы работала «за палочки», а когда состояние здоровья не позволило ей продолжать трудиться, она долго пыталась выбить пенсию. Алчность Фаддея и равнодушие односельчан оказались для неё губительны.
  3. В заключительной части описываются события, происходящие после смерти Матрены. Рассказчик узнает о трагедии и задается вопросом «Зачем героиня полезла помогать?». Отдала горницу – и хватит с неё. Описываются похороны и поминки Матрены. У гроба плакали родственники и односельчане, причитая «Погубила тебя горница». Автор ставит извечный русский вопрос «кто виноват»? Кто-то обвиняет родственников мужа, а те выставляют всё таким образом, будто-то сама Матрена во всем и виновата. Рассуждая, Игнатьич приходит к мысли, что вина лежит, в том числе, и на работниках управления железной дороги, которые безалаберно отнеслись к своим обязанностям и обеспечению безопасности. А между тем после смерти Матрены каждый думает не о погибшей, а о собственных интересах. Кира, потерявшая не только вырастившую её тетку, но и брата, переживает о том, чтобы не посадили мужа. А Фаддей даже на поминки не является, зато на следующий же день приходит к родственникам Матрены «делить дом». Разобранной и перевезенной на свой участок горницы ему оказалось мало. Такие поступки вскрывают истинную сущность героя. Игнатьич переселяется к другой женщине, которая не очень хорошо отзывается о Матрене. Обидно и горько от такого финала.

Второстепенные персонажи

В произведении “Матрёнин двор” герои раскрывают свою натуру в полную силу именно в переломный момент, когда случается несчастье. Даже рассказчик Игнатьич начинает по-настоящему понимать Матрону только после её смерти. Характеристика героев у Солженицына состоит из массы мелких деталей, поступков и нечаянно сказанных слов. В этом особенность писателя, он искусный мастер художественного слова. В списке произведений автора о русской душе этот рассказ, пожалуй, самый пронзительный и яркий.

Тест по произведению

Стремясь изобразить характерные черты эпохи тоталитаризма и ее влияние на судьбу рядового человека, создает очень интересный образ рассказчика в рассказе” . Автор не описывает подробно его судьбу, но по многим деталям мы догадываемся, что этот человек уже многое вынес: он прошел войну, на горьком опыте узнал, что такое лагерь, он пережил все те трудности, которые с войной и лагерем были связаны. Рассказчик говорит о своей задержке” годков на десять, на нем лагерная телогрейка, у него привычка питаться два раза в сутки,” как на фронте, он неприязненно относится к ночным приходам людей в шинелях и” даже электриком на порядочное строительствоего бы не взяли.

У Матрены он оказывается не случайно. Рассказчик стремится” затесаться и затеряться в самой нутряной России, он истерзан судьбой, ищет гармонии ипокоя, душевного равновесия. Он стремится удалиться подальше от железной дороги, он не хочет слушать радио, не хочет знать о всем том, чем живет государство, исковеркавшее его судьбу.

Попав к Матрене, рассказчик обретает именно то, что искал Атмосфера ее быта, образ жизни и склад характера родственны его душе. Он обретает успокоение и открывает героине,” что много лет провел в тюрьме. Их роднит трагичность судеб, отношение к жизни, нравственные ориентиры. Игнатьич, например, как и Матрена, привык” не в еде находить смысл повседневного существования. Он так же, как и она, одинок.” Я возвращался наугад – просто в Россию. Ни в одной точке ее никто меня не ждал и не звал,- говорит он о себе.

Сближает рассказчика и героиню и речь. У Матрены она полна просторечными и устаревшими словами, многие из которых придуманы ею самой, диалектной лексикой. Автор подчеркивает народность характера Матрены. Язык рассказчика также очень близок народному языку, в нем есть и просторечия, и диалектизмы, он даже у Матрены перенимает многое.

Саму героиню мы видим такой, какой представляет ее нам рассказчик. Он умеет увидеть ее доброту, бескорыстие, трудолюбие, душевную щедрость, значит, он и сам не чужд этих качеств. Он с горечью описывает поведение Матрениной родни на похоронах героини. Он прекрасно видит их корыстолюбие, лицемерие, ложь и осуждает их.

В финале произведения рассказчик испытывает некое чувство вины за то, что не понял до конца Матрены, ее духовной сущности, не оценил ее по достоинству при жизни. Наблюдая за рассказчиком, мы понимаем, что перед нами тоже народный характер. Его судьба – типичная судьба человека того времени.

Солженицын, Сочинение

Запоминающиеся персонажи рассказа Солженицына

Один из главных героев произведения – рассказчик Игнатьич. Несмотря на то, что он наделён другим именем, это автобиографичный образ. Он также, как и сам Александр Исаевич, приехав из тюрьмы, понял, что никто его не ждёт и ему просто негде жить.

Игнатьич хотел устроиться куда-нибудь для того, чтобы учить детей и для спокойной жизни, и, несмотря на все его «виновности», власти решают отправить его в глубинку, где он и начинает жить у Матрёны. По характеру этот человек очень тихий, спокойный и совсем неприхотливый, он умеет слушать и немного говорит. На это, безусловно, имело влияние и его прошлое.

В отличие от большинства жителей деревни, Игнатьич смог увидеть в Матрёне её настоящую сущность: душевность, глубину и силу характера. После смерти женщины он осознал, что именно Матрёна и была тем самым человеком, на котором держалась вся деревня и все её жители. Не всем дано было это понять, но рассказчик, который был очень внимательным, догадался.

Матрёна – женщина, чьё имя фигурирует в названии. Её судьба весьма печальна, все дети, которых она родила, умерли ещё в младенчестве, в деревне её лишь использовали, но несмотря на все эти трудности, женщина не унывала, она оставалась доброй и понимающей.

Когда её муж не вернулся с войны, она, конечно, горевала, но потом привыкла к тому, что осталась одна и полностью окунулась в деревенские заботы. Матрёна готова помогать всем, ничего не требуя взамен. Она совершенно бескорыстна и никому не желает зла.

В женщине есть и любовь к искусству. Возможно, она не понимает современной музыки, но услышав классический романс по радио, она прослезилась.

Фаддей – человек, который собирался жениться на главной героине, но он оказался в плену, потому Матрёна вышла замуж за его брата. Вернувшись, он сказал, что убил бы обоих, если б это был не Ефим. После этого он нашёл женщину, которую тоже звали Матрёна и стал жить с ней.

Это не положительный персонаж, он заставил Матрёну разобрать свою горницу, что стало причиной её смерти. В день похорон он приходит делить имущество, в человеке нет ничего святого.

В произведении есть и второстепенные герои. Например, сёстры Матрёны, которых главный герой поначалу и не видел, которые пришли к Матрёне ругаться насчёт части дома, которую она отдала.

Кира – дочь брата погибшего мужа Матрёны. Она любит свою приёмную мать, помогает ей чем может, но всё же и по её вине женщина умирает – Кира спешила разделить дом.

«Матрёнин двор» — рассказ, в котором каждый герой показывает свою сущность после какого-либо несчастного случая. Это произведение, в котором автор описал русскую душу. Это, пожалуй, самый пронзительный рассказ Александра Исаевича.

Солженицын Александр Исаевич – человек с печальной и одновременно интересной судьбой. Он активно боролся с теми, кто «разворовывает страну», за что был сослан в другую страну, жил в ГУЛАГах, о чём и написал многие свои книги.

Одним из послевоенных произведений Солженицына был рассказ «Матрёнин двор», в котором автор правдиво раскрыл тему крестьянства и праведников деревни.

В своем произведении автор поднимает вопросы нравственности. Никто в селе не мог понять Матрену, которую многие считали блаженной. Ее чистота, удивительная доброта, бескорыстная помощь людям были чужды односельчанам, которые видели смысл жизни лишь в накоплении материальных благ.

Жажда наживы, зависть застилала им глаза, и не позволяла видеть в истинном свете духовную красоту Матренушки. Но жизненные тяготы и невзгоды не способны сломить сильного духом и чистого сердцем и душой человека, они лишь закаляют его, делают еще сильнее.

Картины быта деревни в послевоенное время. Духовная деградация крестьянства и разрушение деревенского уклада жизни

В рассказе Солженицына деревня Тальново представлена как одна из многих маленьких русских деревень 50-х г. прошлого века. Ища себе уединенный уголок «кондовой России»,герой-рассказчик называет несколько деревень с исконными названиями: Высокое поле, Часлицы, Шестимирово, Овинцы и др. На смену этим постепенно вымирающим деревням, в которых и хлеба уже не пекли, стали появляться рабочие поселки, грязные и необустроенные, с однообразными бараками вместо изб, с бездушными названиями, вроде Торфопродукт. Рассказчик, услышав это название, вспоминает с горечью Тургенева, которому не пришло бы в голову «по-русски составить такое».

Вырождающийся крестьянский быт измотанных бедностью людей, не имеющих возможности ни заработать в колхозах, ни купить себе самое необходимое, влечет за собой нравственное оскудение. В таких условиях люди становятся бесчеловечными, ими обесцениваются бескорыстие, доброта, честность, а нормой становятся неблагодарность и стяжательство. Не считается постыдным воровство, чтобы выжить и не замерзнуть зимой, бабы таскают у государства тайком мешками торф для растопки печей, ведь купить его невозможно. Матрене, чтобы запасти сена для козы, приходится серпом срезать траву на обочинах и болотах, ведь на колхозных лугах косить запрещено. Председатель колхоза урезал огороды сельчанам, с которых кормились их семьи, и теперь эти необрабатываемые земли превратились в пустыри. Бездействие и безответственность представителей власти только усугубляют и без того нелегкое положение послевоенной деревни.

Среди деревенских обитателей особо выделяется Фаддей. Еще при первом знакомстве Игнатича насторожила во внешне благообразном облике старика чернота его лица, обрамленного густыми черными, без малейшего намека на старческую седину волосами, окладистой бородой, скрывающей половину лица, бровями, нависшими над глазами. Матрена постояльцу расскажет о том, как судьба связала ее с этим «черным» человеком.

Фаддей сватался к Матрене в молодости, но его в 1914 г. призвали на войну, где он пропал без вести. Она спустя 3 года пошла за его брата, который посватался к ней оттого, что после смерти матери их семье нужна была работница. Через полгода возвратился из плена Фаддей, в гневе грозил, что зарубил бы обоих, ведь у него отняли Матрену, которую он считал своей. Женился на другой Матрене, выбрав ее за имя, всю жизнь вымещал на ней свою обиду, нещадно бил не только ее, но и детей. Как собственник всю жизнь он будет бороться за свое «добро». Он заставляет бывшую свою Матрену еще при жизни разобрать горницу, которую она завещала своей воспитаннице Кире, его дочери. Ломая избу Матрены, Фаддей словно преображается, из дряхлого старичка превращается в неутомимого работника. Без устали разбирают избу одинокой старой женщины все его сыновья и зятья, не задумываясь о том, как она будет жить дальше.

Из-за скупости Фаддея, пожалевшего денег на еще один трактор, на железнодорожном переезде оборвался трос, тянувший наспех сколоченные вторые сани с бревнами. Вытаскивая сани, тракторист, один из сыновей Фаддея и Матрена Васильевна погибли, они не заметили идущего задним ходом паровоза в ночной темноте и не услышали его приближения из-за работающего трактора. Игнатичу, узнавшему о трагедии, почудился в дверном проеме призрак бывшего возлюбленного Матрены с топором, который сумел отомстить, став виновником ее страшной гибели, словно сорок лет «пролежала его угроза в углу», дожидаясь своего часа.

Но даже после трагедии Фаддей думает, как спасти свое «добро», несмотря на то, что погибли родной сын и вовсе нечужая ему женщина, дочь Кира находилась на грани сумасшествия от горя, пытавшегося повеситься зятя арестовали. Он же, опасаясь, что брошенные на обочине бревна могут растащить, добивается разрешения на их вывоз до окончания следствия, обивает пороги кабинетов разных начальников, изображая убитого горем отца.

Схожи во многом с этим практичным мужиком его односельчане. Даже Матренина подруга детства, придя ночью со страшной вестью, заблаговременно забирает вязаную кофту погибшей Матрены, понимая, что уже утром родня займется дележкой ее скудного имущества. У гроба Матрены ее сестры и родственницы мужа в своих неискренних похоронных плачах ведут борьбу за наследство, продолжая отстаивать свое право на остатки разоренной избы.

2 вариант

Тяжелые испытания выпали на долю поколения 50 годов двадцатого столетия, и главный герой рассказа не миновал этой участи. После войны он пробыл десять лет в лагере, что отложило отпечаток на его привычках.

Матрена с радостью приняла постояльца. Женщина с тяжелой судьбой, не растерявшая человечность и доброту, способная всегда прийти на помощь. Простая и самобытная Матрена и Игнатич быстро притерлись друг к другу. Женщина с радостью начала ухаживать за своим постояльцем. Её налаженный быт, забота о нем, и спокойствие были воплощением главной мечты героя. Их объединяли тяжелые судьбы, потери и одиночество, поэтому их сплочение было духовным. Для героев духовное сплочение было главным.

Рассказчик видит в Матрене безграничное добро, сочувствие, бескорыстие и милосердие. Что нельзя сказать о её родне и соседях.

Смерть Матрены стала для героя потрясением. Она была трагична и внезапна. Кроме этого Игнатич был зол на Матрену, накануне происшествия. Чувство вины гложет героя. При жизни он видел честность и отдачу Матрены окружающим, но не ценил и не уважал её.

Игнатич после смерти Матрены осознает её добрую и чуткую натуру, которая объединяла все село, а свою помощь окружающим давала с максимальной отдачей.

Персонаж рассказчика Игнатича содержит в себе множество судеб и характеров того времени. Тяжелые испытания: воина, лагерь, отчаяние и безысходность – выпали на долю народа. Однако человек не падает духом и живет дальше с верой и надеждой в лучшее будущее.

Сочинение на тему Игнатич

«Матренин двор» — рассказ Александра Ивановича Солженицына, содержащий автобиографические сведения о писателе. В произведение отражены трудные 50-е годы двадцатого века, послевоенное время. Одним из главных героев рассказа является Игнатич.

Игнатич – рассказчик, от лица которого ведется повествование. Он был на фронте, после войны провел около десяти лет в лагерях. Летом 1956 года Игнатич вернулся в Россию из пыльной горячей пустыни, которая стала его обителью на долгие годы. Герой  мечтает о тихой спокойной жизни вдали от городской суеты где-нибудь в средней полосе страны. Сначала его направляют в местечко под название Высокое Поле. Но герою не нравится там: в избах не пекут хлеб, а все съестное жители привозят из областного города.

Дальше по распределению герой попадает в деревню Тольново, которая находится вблизи железной дороги. В здешней школе Игнатича назначают учителем математики, чему он очень рад. Рассказчику нравится местность, он становится постояльцем Матрены Васильевны Григорьевой. Большинство домов в Тальново не были разделены внутри стенами, также как и домик Матрены. Поэтому постоялец жил с женщиной в одной комнате.

Лагерное прошлое прослеживается во всех поступках и желаниях Игнатича: он стремится уйти от посторонних глаз, не терпит любого вмешательства в свою жизнь. Немногословный Игнатич и Матрена быстро поладили, да и с ней нельзя было не поладить. Она всегда и во всем стремилась помогать людям, и никогда не просила ничего взамен за свою помощь. Матрена не расспрашивала Игнатича о его прошлом, за что он был ей благодарен. Однажды он сам сказал ей, что провел много лет в тюрьме. На что Матрена ответила, что догадывалась об этом.

Игнатич, многоопытный и ученный, как и многие по-настоящему оценил Матрену только после ее смерти. Тихая и услужливая, она старалась строить со всеми хорошие отношения, не отказывала в помощи. В последний день жизни Матрены, Игнатич рассердился на нее за то, что она по ошибке надело его телогрейку. Впоследствии, когда герой понял, что никогда больше не увидит Матрену, ему сделалось очень совестно за это.

В образе Игнатича отражен характер человека, ищущего уединенности и спокойствия. Непростая жизнь научила его ценить доброту в людях, которую он и находит в Матрене.

Вариант 3

Сам автор Солженицын видел много трагических событий, которые случились на заре 20 столетия. В качестве писателя он волновался за судьбу народа и всей России.

Чтобы изобразить влияние тоталитаризма на обычного человека, писатель написал рассказ «Матренин двор». Главным героем творения является рассказчик Игнатич. Автор не дает полного описания рассказчику. Обратив внимания на детали в рассказе, можно догадаться, что рассказчик вынес многое. Он участвовал в войне, на себе испытал пытки и жизнь в лагере. Игнатич питался всего 2 раза в день, даже после окончания войны. Он не мог терпеть ночные посещения людей в военной одежде. Рассказчик принял решение спрятаться в России и случайно попал в дом к Матрене. Игнатич искал душевную гармонию и покой. Он хотел полностью отдалиться от общества, которое исковеркало его судьбу. Он стал избегать железной дороги, отказывался слушать радио и читать новости, связанные с правительством.

У Матрены рассказчик находит то, что искал долгие годы. Он приобрел людей, родственных по душе. Герой приобрел успокоение и рассказал Матрене о жизни, проведенной в тюрьме. Их роднили трагическая судьба и нравственные отношения. Как и Матрена, Игнатич воспринимал пищу как средство существования. Он постоянно испытывал чувство одиночества как героиня.

Также рассказчик нашел общее сходство в манерах разговора и речи. Речь женщины была наполнена старыми народными словами и диалектной лексикой. Матрена была простой русской крестьянкой. Рассказчик употреблял народные слова с использованием просторечия и диалекта.

Герой дает полное описание Матрене. Игнатич мог заметить великодушие, добросердечие, усердие и душевное благородство людей. Такими чертами характера обладал и сам рассказчик. Герой описал родных и их поведение на похоронах Матрены. Он ощущает их корысть, лицемерие и ложь. В конце рассказа Игнатич испытывает странное чувство вины за то, что не смог постигнуть духовный мир Матрены. Чувство вины он начал испытывать только после ее кончины. И не смог оценить героиню по достоинству. Наблюдая за героем, читатели могут понять всю суть общенародного нрава, присущего Игнатичу. Его жизнь никак не отличается от судьбы человека 20 столетия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: