Читать краткое содержание Матренин двор Солженицына по главам
Глава 1
Автор-рассказчик в 1956 году возвращается из «мест не столь отдаленных» в Россию. Его никто не ждет, и торопиться ему ни к чему. У него возникает большое желание быть учителем где-нибудь в таежной глубинке. Ему предлагают поехать в Высокое Поле, но там ему не поглянулось, и он добровольно попросился в местечко «Торфпродукт».
На самом деле – это село Тальново. В этом населенном пункте автор на рынке встретил добрую женщину, которая помогла ему найти кров. Так он стал квартирантом Матрены. У Матрены в избе жили мыши, тараканы да колченогая кошка. А еще на табуретках стояли фикусы, и они тоже были членами семьи Матрены.
Ритм жизни Матрены был постоянен: она вставала в 5 утра, потому что не надеялась на часы (им было уже около 27 лет), кормила козу и готовила завтрак квартиранту.
Матрене рассказали, что вышел указ, согласно которому можно получать пенсию. Она стала добиваться пенсии, но контора была далеко, а там, то печать не в том месте, то справка устарела. В общем, все не получалось. В целом в Тальново жили люди в бедности. И это несмотря на то, что село окружали торфяники. Но земли принадлежали тресту, и чтобы не замерзнуть зимой, люди были вынуждены воровать торф и прятать его в укромных местечках.
Матрену часто просили односельчане о помощи на приусадебном участке. Она никому не отказывала и оказывала помощь с удовольствием. Ей нравился рост живых растений.
Раз в 6 месяцев подходила очередь Матрены кормить пастухов, и это мероприятие вгоняло Матрену в большой расход. Сама она питалась скудно.
Ближе к зиме Матрене насчитали пенсию. Соседки стали ей завидовать. Матрена справила себе новые валенки, пальто из старой шинели и 200 рублей спрятала на похороны.
Наступило Крещение. В это время к Матрене пришли ее младшие сестрицы. Автора удивило, что до этого они к ней не приходили. Матрена, получив пенсию, стала радостней и можно сказать «душой расцвела». Единственное омрачение было, что в церкви кто-то забрал ее ведерко со святой водой, и она осталась и без ведра и без воды.
Глава 2
Всех соседок Матрены интересовал ее постоялец. Она же в силу своей старости пересказывала их вопросы ему. Рассказчик поведал Матрене, что был в тюрьме. Матрена тоже не особо охотно о своей жизни рассказывала. О том, что вышла замуж, что детей родила 6, но все они в младенчестве умерли. Муж с войны не воротился.
Как-то раз к Матрене пришел Фаддей. Он просил за своего сына перед рассказчиком. Вечером автор узнает, что Фаддей – брат умершего мужа Матренушки.
В этот же вечер разоткровенничалась Матрена, рассказала как любила Фаддея, как вышла замуж за его брата, как Фаддей вернулся из плена и она повинилась перед ним. Как Фаддей позже женился на другой девушке. Эта девушка родила Фаддею шестерых деток, а Матрены ребятишки не заживались на этом свете.
Потом, по словам Матрены, началась война, муж пошел воевать и больше не вернулся. Тогда Матрена взяла племянницу Киру и воспитывала ее целых 10 лет, пока девочка не повзрослела. Так как у Матрены было слабое здоровье, то она рано задумывалась о смерти, соответственно написала завещание и в нем отсулила горницу-пристрой Кире.
Кира приезжает к Матрене и рассказывает о том, что чтобы получить землю в собственность надо на ней построить что-нибудь. Вот и Фаддей начал уговаривать Матрену, чтобы пристрой перевезти к Кире в село. Матрена долго сомневалась, но все-таки решилась. Тогда Фаддей с сыновьями начали отделять горницу от избы.
Погода была ветреная и морозная, поэтому горница в разобранном виде пролежала у избы Матрены довольно долго. Матрена горевала, да еще и кошка ко всему впридачу пропала.
В одиен прекрасный день автор пришел домой и увидел, как Фаддей грузит на сани горницу, чтобы перевезти ее на новое место. Матрена решила проводить горницу. Поздно ночью автор услышал голоса и узнал страшную весть, что на переезде паровоз налетел на вторые сани и сын Фаддея и Матрена погибли.
Глава 3
Рассвело. Привезли тело Матрены. Идут приготовления к похоронам. Сестры ее горюют «от людей». Только Кира грустит искренне, да жена Фаддея. На поминках старика не было – он пытался доставить сани с досками и бревнами домой.
Матрену похоронили, избу ее забили досками, а рассказчик был вынужден переехать в другой дом. Вспоминал он Матренушку всегда добрым словом да с лаской. Новая хозяйка всегда осуждала Матрену. Рассказ заканчивается словами: «Все мы жили рядом с ней, и не поняли что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша».
Александр Исаевич Солженицын «Матренин двор»
«Матрёнин двор» – краткое содержание 1-й главы
Мужчина уже начал тосковать по жизни в жаркой азиатской пустыне, как встретил женщину, торговку молоком. Она рассказала, что неподалёку есть деревня Тальново. Автор попросил проводить его туда и помочь найти жильё. У самой женщины места в доме не было, поэтому сдать комнату она не могла. Её родственники тоже не смогли помочь. Так рассказчик со своей новой знакомой пришли к дому Матрёны.
Это была маленькая ветхая изба, в которой жила одинокая женщина лет шестидесяти — Матрёна Васильевна. Вместе с ней в доме жили тараканы, мыши и старая кошка, которую женщина подобрала из жалости. Несмотря на сомнительные условия, Игнатич стал квартирантом у Матрёны. Ему показалось, что именно такой жизни он и искал.
Вскоре оказалось, что Матрёна Васильевна много лет совсем не получала денег. Ей не платили пенсию, а родные не заботились о старушке. Каждый день она вставала с рассветом, ухаживала за старой кривой козой и готовила завтрак, состоящий из варёной картошки или ячневой каши.
Неожиданно наступила осень. Эта осень была особенно трудной для Матрёны. Она тяжело болела, но инвалидом не считалась. Пенсию ей не давали, потому что она работала в колхозе, а не на заводе и могла надеяться только на пенсию за умершего мужа — по утере кормильца. Но для этого нужно было собрать много документов, а потом ходить по соседним сёлам, чтобы поставить подписи. Одна подпись занимала у женщины целый день.
У Матрёны Васильевны было одно лекарство от всех проблем — работа. Целый день она трудилась по хозяйству: копала картошку, собирала сорняки, таскала мешки с торфом, чтобы зимой не замёрзнуть. Часто Матрёну звали на свой огород соседи. Им она тоже не отказывала и даже не брала денег за свой труд.
Неожиданно Матрёну валили с ног приступы болезни. Тогда она несколько дней лежала и не могла пошевелиться от боли. В такие дни к ней приходила подруга Маша. Она топила печь и помогала по хозяйству. Один раз Матрёне вызвали медсестру. Та приехала злая и сказала, чтобы женщина приходила сама, когда закончится приступ.
Зимой жизнь Матрёны Васильевны улучшилась. Кроме денег, которые ей платил Игнатич, она стала получать пенсию. Женщина смогла купить себе тёплую одежду и отложила деньги на похороны. Болезнь тем временем как будто отступила: приступов не было два месяца. Только одно горе случилось за зиму: кто-то украл в церкви святую воду, которую Матрёна взяла для себя. Ей показалось это плохим знаком.
Краткое содержание рассказа «Матренин двор» подробно по главам
Глава 1
Повествование ведется от первого лица, и главный герой является рассказчиком. Это мужчина средних лет, который запоздало возвращается в Россию. Герой хочет начать работу учителя где-нибудь подальше от суеты, а вот конкретное место выбирает практически наугад. В первой деревне, которую мужчина выбрал, не пекли хлеб, поэтому герой решил отправиться дальше. Он остановился в селе под названием Тальново и снял комнатку у женщины лет шестидесяти – Матрёны.
Хозяйка избы, в которой поселился герой, всегда занята делами. Она встает рано, кормит немногочисленное хозяйство, состоящее из козы и хромой кошки, готовит завтрак постояльцу и идет работать. Женщина держит небольшой огород, однако земля не слишком плодородна, поэтому урожай получается скудным.
Часто Матрену зовут помочь с огородом соседки, и женщина никогда не отказывает. Она с чистой душой и искренней радостью целый день может провести за сбором чужого урожая, при этом не взяв с хозяев ни копейки. Раз в шесть недель настает очередь Матрены кормить пастухов. Но даже в этом случае женщина показывает широту своей души: она закупается мясом, сахаром и прочими продуктами, которые сама себе не позволяет даже по праздникам. Женщина питается только тем, что сама и вырастит.
Однажды от своих соседок Матрена узнает о пенсионной реформе, которая позволит ей получать выплаты от государства. Женщина пытается получить эти выплаты, однако этот процесс оказывается весьма сложным: для оформления пенсии требуется подписать множество документов в конторах, которые находятся на большом расстоянии друг от друга. Так Матрена могла потратить целый день всего на одну подпись.
К зиме женщина наконец получает пенсию, что делает ее жизнь немного легче. Матрена даже смогла купить себе валенки, пальто и отложить на черный день.
Глава 2
Сельские жители часто расспрашивали Матрену о ее постояльце, а женщина передавала эти вопросы главному герою. Однако он не слишком распространятся о своем прошлом, как и не расспрашивал Матрену о ее собственном. Он знал только то, что она вышла замуж и стала в этом доме хозяйкой, а все ее шестеро детей умерли еще в младенчестве.
Однажды в дом Матрены заходит старик – Фаддей. Он просит главного героя, который уже работает в школе учителем, за своего сына. Его рассказчик считает наглым и ленивым, однако и Матрена часто просила посодействовать парню в учебе. После ухода гостя главный герой узнает, что Фаддей должен был стать мужем Матрены. Однако он ушел на фронт и пропал, а семья Матрены настояла, чтобы женщина вышла замуж за его младшего брата. Женщина так и поступает, однако в скором времени Фаддей возвращается домой. Мужчина не прощает Матрену и женится на девушки из соседнего села – тоже Матрёне.
После этого муж Матрены уходит на фронт и не возвращается. Жена Фаддея часто навещает Матрену и жалуется о том, что муж ее бьет и унижает. Позже «вторая Матрена» отдает женщине на воспитание одного из своих шестерых детей – девочку Киру. Матрена растит ее на протяжении 10 лет, а затем та выходит замуж и покидает село.
Однажды Кира возвращается, чтобы навестить названную мать и попросить о том, чтобы Матрена сейчас отдала часть избы, которую завещала девушке. С этой же целью часто наведывается Фаддей.
Однажды вечером, когда рассказчик возвращается домой, он видит, что Фаддей пригнал сани и грузит на них разобранную часть избы. Матрена отправляется с ними, чтобы довести горницу до места, однако не возвращается. Ночью герой узнает, что вторые сани, которые из жадности Фаддей присоединил к первым, застряли на железнодорожных путях и были сбиты поездом. Погиб машинист, сын Фаддея и сама Матрена.
Глава 3
В этой главе герои рассказа «Матренин двор» полноценно раскрывают свои личности. По Матрене горюет лишь ее названная дочь Кира, остальные только делают вид. Фаддей в этой ситуации волнуется лишь о том, чтобы вернуть сани домой.
Избу Матрены заколачивают, а рассказчик селится у золовки Матрены, которая часто вспоминает женщину, однако далеко не лестно.
После описанных событий рассказчик понимает, что вся русская земля держится на таких людях как Матрена: добрых, бескорыстных и открытых душой. Образ Матрены – это образ человека, который незримо создает основу целому селу своей помощью, добротой и поддержкой.
То, что произошло после события на железной дороге
Краткое содержание рассказа «Матренин двор» по главам нельзя описать, не рассказав о том, что произошло после рокового события на железной дороге. От людского суда тракторист ушел. Управление дороги было виновато само, что оживленный переезд не охранялся, что без огней шла паровозная «сплотка». Именно поэтому они хотели свалить все на пьянку, а когда сделать это не получилось, решили замять суд. Ремонт искореженных путей шел 3 дня. Дармовые бревна жгли мерзнущие рабочие. Фаддей метался, пытаясь спасти остатки горницы. Об убитой им любимой когда-то женщине и сыне он не горевал. Собрав родню, он свез горницу в объезд через 3 деревни к себе во двор. Погибших на переезде похоронили утром. Фаддей приходил после похорон, рядился об имуществе с сестрами Матрены. Помимо горницы, ему выделили сарай, в которой жила коза, а также весь внутренний забор. Он все свез с сыновьями к себе во двор.
Подходит к концу рассказ, который написал Солженицын («Матренин двор»). Краткое содержание заключительных событий этого произведения следующее. Заколотили избу Матрены. К ее золовке перебрался Игнатич. Она пыталась всячески унизить бывшую его хозяйку, говоря, что она помогала всем бескорыстно, была грязнулей и неумехой. И лишь тогда перед рассказчиком всплыл образ Матрены, с которой он бок о бок жил, не понимая ее. Эта женщина не выбивалась из сил для того, чтобы купить вещи и затем беречь их больше жизни, не гналась она и за нарядами, которые приукрашивают злодеев и уродов. Никем не оцененная и не понятая, она и была тем праведником, без которого ни одно село, ни один город не стоит. Не стоит без него и вся земля наша, как считает Солженицын. «Матренин двор», краткое содержание которого было представлено в этой статье, — одно из наиболее известных и лучших произведений этого автора. Андрей Синявский назвал его «основополагающей вещью» «деревенской литературы» в нашей стране. Конечно, художественной ценности произведения не передает краткое содержание. «Матренин двор» (Солженицын) по главам был описан нами для того, чтобы познакомить читателя с сюжетной канвой рассказа.
Наверняка вам интересно будет узнать, что произведение основано на реальных событиях. В реальности героиню рассказа звали Захаровой Матреной Васильевной. В селе Мильцево происходили в действительности события, описанные в рассказе. Мы изложили лишь его краткое содержание. «Матренин двор» (Солженицын), по главам описанный в этой статье, знакомит читателя с деревенской жизнью в советское время, с типом праведника, без которого ни одно село не стоит.
Как рассказчик оказался в деревне Тальново
Он мог заняться за год до описываемых в произведении событий разве что наиболее неквалифицированной работой. Его вряд ли взяли бы даже электриком на порядочное строительство. А рассказчику «хотелось учительствовать». Сейчас же он вошел несмело во Владимирское облоно и спросил, нужны ли в самой глубинке учителя математики? Очень удивило такое заявление местных чиновников, поскольку каждый хотел работать ближе к городу. Направили в Высокое Поле рассказчика из произведения «Матренин двор». Краткое содержание, анализ этого рассказа лучше составлять, упомянув о том, что он не сразу обосновался в деревне Тальново.
Кроме прекрасного названия, в Высоком Поле не было ничего. Он от этой работы отказался, поскольку необходимо было чем-то питаться. Затем ему предложили отправиться на станцию Торфопродукт. Из домиков и бараков состоял этот неказистый поселок. Леса не было здесь и в помине. Достаточно унылым оказалось это место, однако не приходилось выбирать. Игнатич, переночевав на станции, узнал о том, что ближайшей деревней является Тальново, а за ней шли Спудни, Часлицы, Овинцы, Шевертни, находившиеся в стороне от железнодорожных путей. Это нашего героя заинтересовало, он решил найти здесь жилье.
Глава 3
На рассвете с переезда на санках под накинутым грязным мешком привезли все, что осталось от Матрены. У тела не было ни ног, ни половины туловища, ни левой руки. А лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое. Одна женщина перекрестилась и сказала:
– Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться…
Деревня стала собираться на похороны. Женщины-родственницы причитали над гробом, но в разговорах их проглядывала корысть. Не скрывалось, что сестры Матрены и мужнина ее родня готовились к схватке за наследство покойницы, за ее старый дом. Искренне рыдали лишь жена Фаддея и воспитанница Кира. Сам же Фаддей, потерявший в той катастрофе некогда любимую им женщину и сына, думал лишь о том, как спасти рассыпанные при крушении у железной дороги бревна горницы. Выбивая разрешение вернуть их, он то и дело метался от гробов к станционному и поселковому начальству.
А. И. Солженицын в деревне Мильцево (в рассказе — Тальново). Октябрь 1956
В воскресенье Матрену и сына Фаддея похоронили. Прошли поминки. Фаддей через несколько дней вытягал у матрениных сестер сарай и забор, которые тут же с сыновьями разобрал и перевозил на саночках. Александр Исаевич переселился к одной из золовок Матрены, которая часто и всегда с презрительным недоумением говорила о ее сердечности, простоте, о том, как она «глупая, помогала чужим людям бесплатно», «за обзаводом не гналась и даже поросенка не держала».
А для Солженицына именно из этих небрежно бросаемых слов выплыл новый образ Матрены, какой он не понимал ее, даже живя с нею бок о бок. Эта чужая сестрам, смешная золовкам нестяжательная женщина, которая не скопила имущества к смерти, схоронила шесть детей, но не нрав свой общительный, жалела колченогую кошку и раз ночью при пожаре бросилась спасать не избу, а любимые свои фикусы – и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша.
(См. краткое содержание 3-й главы подробнее.)
Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.
Все описанные в «Матренином дворе» события происходили в действительности. Главную героиню рассказа звали Матреной Васильевной Захаровой. Деревня, где она жила, на самом деле именовалась не Тальново, а Мильцево (Владимирская область). А. И. Солженицын по возвращении из в августе 1956 – июне 1957.
Дом Матрёны
По дороге из Казани в Муром железнодорожные составы снижали ход, чего не могли толком понять пассажиры. Без внятных объяснений через пару минут поезда набирали скорость, и граждане благополучно забывали о стоянке на развилке.
На дворе был 1956 г. в поезде ехал гражданин, который мечтал о тишине и покое. Ехал из тюрьмы. С его биографическими данными устроиться на хорошую работу просто не возможно, поэтому он подался в учителя.
По дороге ему попалась пара жутких поселков. И он решил, что в следующем, каким бы он ни был, он остановится и начнет новую жизнь.
По пути попался поселок Тальново. Нашлась и изба, а у хозяйки Матрены – интересный постоялец.
Дом с мышами, тараканами, хромой кошкой и козой. Односельчане всё чаще обращались к хозяйке с вопросом: кто же у неё проживает?
Игнатич – так звали квартиранта – внимательно выслушивал истории из жизни, а хозяйка его будила, кормила завтраком, заботилась о нем.
Матрена рассказывает Игнатичу о себе
Игнатич со временем сам о себе рассказал. Он сообщил, что провел долгое время в тюрьме. Старуха кивала головой молча, как будто и раньше об этом подозревала. Он узнал также, что Матрена еще до революции вышла замуж и сразу же поселилась в этой избе. У нее было 6 детей, но они все в малолетстве поумирали. Муж с войны не вернулся, пропал без вести. Жила у Матрены воспитанница Кира. А возвратившись однажды из школы, Игнатич застал высокого черного старика в избе. Лицо его заросло сплошь черной бородой. Это оказался Фаддей Миронович, деверь Матрены. Он пришел просить за Григорьева Антона, своего нерадивого сына, который учился в 8 «Г» классе. Матрена Васильевна вечером рассказала о том, что чуть не вышла замуж за него в молодости.
Главная цель жизни
Маяк — цель жизни (дхарма) и героическая миссия.
Цель жизни — жизнь с целью. При осознании своих ориентиров и задач высвобождается творческая энергия. Цели имеются в виду не только финансовые и материальные, но и духовные. Самые важные цели следует записывать — так сознание понимает, что они важнее всех остальных.
На протяжении всего рассказа Джон слушал своего друга с удовольствием и энтузиазмом. Ему поскорее хотелось узнать о пятиэтапном методе для достижения своих целей от Мудрецов.
Йог Джулиан рассказал о методе:
Ясно осознать конечный результат.
Использовать в свою пользу положительное давление. Например, публичное обещание.
Определить временные рамки для цели.
Завести Книгу Желаний и записывать в ней свои мечты, цели и желания. Самый действенный способ — разделить Книгу на сферы жизни, а также помещать туда фотографии желаемого
Важно каждый день просматривать её.
«Магическое правило двадцати одного» — замена плохих привычек на хорошие. Чтобы зафиксировать новые привычки, надо осознанно совершать необходимые действия ежедневно в течение 21-го дня.. Затем Джулиан поведал, что борец символизирует в притче метод кайдзен — совершенствование своего сознания, тела и духа
Чтобы Джон понял, Джулиан объяснил, что необходимо определить свои слабые стороны и повернуться к ним лицом; делать то, чего боишься
Затем Джулиан поведал, что борец символизирует в притче метод кайдзен — совершенствование своего сознания, тела и духа. Чтобы Джон понял, Джулиан объяснил, что необходимо определить свои слабые стороны и повернуться к ним лицом; делать то, чего боишься.
Чтобы практиковать искусство кайдзен, необходимо использовать Десять Ритуалов Искрящейся Жизни:
- Ритуал Одиночества.
- Ритуал Физического Совершенства.
- Ритуал Здорового Питания.
- Ритуал Погружения в Знания. Читать минимум 30 минимум в день.
- Ритуал Собственного Отображения. Вечером писать свои достижения.
- Ритуал Раннего Пробуждения.
- Ритуал Музыки.
- Ритуал Произнесённого Слова. Использовать мантры (аффирмации).
- Ритуал Гармоничного Характера. Руководствоваться велениями своего сердца.
- Ритуал Простоты. Освобождение от гонки за самым лучшим.
Джулиан рассказал, что розовый кабель на бёдрах борца — сила воли. Без дисциплинированного ежедневного повторения ритуалов и приёмов в жизни Джона ничего не поменяется.
Происшествие на железной дороге
Матрёна рассказала Игнатьичу, что им интересовались многие односельчане — говорят, кто он, откуда и зачем.
Автор кратко рассказал о своем пребывании в лагерях, но в село он приехал в поисках спокойной жизни. Он устроился работать сельским учителем.
Однажды в дом пришел старик, назвавшийся Фаддеусом, — пришел расспросить о сыне-неудачнике, чтобы учитель поправил ему оценки и не испортил статистику успеваемости. Игнатик наотрез отказался. После ухода старика Матрена Васильевна кратко рассказала о нем и о своей жизни:
- В юности она влюбилась в Фаддея и хотела выйти за него замуж, но во время Первой мировой войны его отправили на фронт. Известий от него не было, и родители Матрены выдали ее замуж за брата Фаддея, Ефима.
- Когда он вдруг появился в деревне, Фаддей обиделся на Матрёну, что она «не дождалась его», и женился на другой женщине. Ефима забрали на фронт уже во время ВОВ — у них было 6 детей, но все они быстро умерли.
- Матрена оберегала от брака Фаддея и его жены — Киры девушку, которую растила и растила лично. Однако в конце концов она вышла замуж за молодого водителя, и женщина осталась жить одна.
Матрена завещала Кире комнату. Однажды Фаддей снова пришел в дом и стал умолять ее отдать верхнюю комнату дочери уже сейчас, при ее жизни, ведь для того, чтобы получить землю, молодые люди должны что-то построить на своей территории, а весь лес рядом был сократить. Матрена согласилась.
Разобрав здание на бревна, люди решили вывезти их на тракторе с прицепленными санями. Трактористу надоел дизель, а ехать дважды за грузом было лень, поэтому он предложил «все сразу перевести». К трактору были привязаны два прицепа с бревнами. После этого шествия Матрена ехала в предвкушении чего-то нехорошего.
Ночью Игнатьича разбудили и сообщили печальную весть — умерла Матрена. Рассказывали, что когда трактор проезжал через железнодорожный переезд, один из перегруженных прицепов не выдержал веса бревен и развалился прямо на рельсах. Все бросились собирать груз, а в этот момент паровоз двигался — в суматохе никто не заметил ни света фар, ни шума приближающегося поезда.
Глава 2
Вскоре Солженицын узнал и историю замужества Матрены. В молодости она собиралась выйти за соседа Фаддея. Однако того в 1914 забрали на германскую войну – и он безвестно канул на три года. Так и не дождавшись весточки от жениха, в убеждении, что он погиб, Матрена пошла замуж за брата Фаддея, Ефима. Но несколько месяцев спустя Фаддей вернулся из венгерского плена. В сердцах он грозил порубать топором Матрену с Ефимом, потом поостыл и взял за себя другую Матрену, из соседней деревни. Они с ней так и жили по соседству. Фаддей слыл в Тальново властным, скаредным мужиком. Жену он постоянно бил, хотя и имел от нее шестерых детей.
Шестеро было и у Матрены с Ефимом, но ни один из них не прожил больше трех месяцев. Ефим, уйдя в 1941 на другую войну, с нее не вернулся. Дружная с женой Фаддея Матрена выпросила у нее младшую дочку, Киру, десять лет воспитывала ее, как родную, а незадолго до появления в Тальново Солженицына выдала ее замуж за паровозного машиниста в деревню Черусти. Историю о двух своих женихах Матрена рассказала Александру Исаевичу сама, волнуясь при этом, как молодая.
Кире и мужу ее в Черустях надо было получить участок земли, а для этого – быстро поставить какое-нибудь строение. Старый Фаддей зимой предложил перенести туда горницу, пристроенную к матренину дому. Матрена и так собиралась завещать эту горницу Кире (а на дом метили трое ее сестер). Под настойчивыми уговорами жадного Фаддея Матрена после двух бессонных ночей согласилась еще при жизни своей, разломав часть крыши дома, разобрать горницу и перевезти в Черусти. На глазах хозяйки и Солженицына Фаддей с сыновьями и зятьями пришли в матренин двор, застучали топорами, заскрипели отрываемыми досками и разобрали горницу на бревна. Три сестры Матрены, узнав, как она поддалась на уговоры Фаддея, дружно обозвали ее дурой.
Матрена Васильевна Захарова — прототип главной героини рассказа
Из Черустей пригнали трактор. Бревна горницы погрузили на двое саней. Толстомордый тракторист, чтобы не делать лишнего рейса, объявил, что потянет двое саней сразу – так ему и по деньгам выходило выгоднее. Бескорыстная Матрена, суетясь, сама помогала грузить бревна. Уже в темноте трактор с трудом потянул тяжкий груз с матрениного двора. Беспокойная труженица и тут не усидела дома – убежала со всеми, помочь в пути.
Вернуться живой ей было не суждено… На железнодорожном переезде трос перегруженного трактора лопнул. Тракторист с сыном Фаддея бросились ладить его, с ними туда же понесло и Матрену. В это время к переезду подошли, задом и не включив огни, два сцепленных паровоза. Неожиданно налетев, они насмерть разнесли всех троих, хлопотавших у троса, изувечили трактор, повалились с рельсов и сами. В крушение едва не попал подходивший к переезду скорый поезд с тысячей пассажиров.
(См. краткое содержание 2-й главы подробнее.)
Приемные дети
Однажды зимой Мария наткнулась на семерых сирот из ленинградского детдома. Их поезд попал под бомбежку, воспитателей и больше ста детишек убило, а уцелевшие прятались в скирдах, перебиваясь тем, что найдут. Самым запоминающимся стал момент, когда двухлетний малыш впервые назвал ее мамой. У женщины возникло чувство, что она и впрямь сама родила не только Васютку, но и этих сироток, и Вернера Брахта, и похороненного ею красноармейца Славу (она нашла его в окопе), и всех остальных людей, нуждавшихся в ее помощи. Вместе с детьми она нашла останки мужа и сына, и они наконец-то обрели покой. А по весне появился на свет малыш, ставший продолжением Ивана и убитого Васютки. Такой — с грудным младенцем на руках и обступившими ребятишками — и увидел ее рассказчик. А полковой командир, подойдя к женщине, склонил колени и прижался щекой к маленькой жесткой руке…
Жизнь Матрены Тимофеевны налаживается
Однако дела звали Матрену к жизни, и, немного полежав, она вставала, расхаживалась медленно, затем начинала передвигаться живее. Она рассказывала Игнатичу, что была в молодости смелая и сильная. Сейчас же Матрена боялась пожара, а поезда — больше всего.
Жизнь Матрены Васильевны все же наладилась к зиме. Ей начали платить пенсию 80 рублей, да еще школа 100 рублей выделяла за постояльца. Матрене завидовали соседки. А она, зашив себе на похороны 200 рублей в подкладку пальто, говорила, что теперь и она немного увидала покой. Даже объявились родственники — 3 сестры, боявшиеся до этого, что женщина станет просить у них помощи.
Описание персонажей
Прежде чем приступать к прочтению пересказа, важно ознакомиться с основными действующими лицами. Автор собрал в одной истории героев с разными типажами, противопоставляя злость и доброту, щедрость и алчность
Герои произведения:
- Главный герой, он же рассказчик – мужчина средних лет, побывавший в тюрьме. Он стремится жить тихо и спокойно, ближе к природе. Живет в доме Матрены, подробно повествуя о ее нелегкой доле.
- Матрена – жительница села, женщина преклонного возраста. Проживает одна, семьи не имеет.
- Фаддей – бывший мужчина Матрены, в прошлом звал ее замуж. Алчный и вредный человек.
- Матренины сестры – женщины, которые плохо относились к своей сестре, используя доброту ее сердца для своей выгоды.
Женщина, с которой был списан образ главного персонажа
Жизнь в избе Матрены
Большую часть своего времени Матрена проводила на печи, выделив лучшее место многочисленным фикусам. Угол у окна был отведен постояльцу. Здесь он поставил стол, раскладушку, книги, отгородившись от основного пространства фикусами.
Кроме Матрены Васильевны, в избе обитали тараканы, мыши да колченогая кошка. Тараканы спасались от кошки за наклеенными в несколько слоев обоями. Вскоре постоялец свыкся со своим новым житьем. В 4 часа утра вставала хозяйка, доила козу, а затем варила в 3 чугунках картошку: козе, себе и постояльцу. Однообразной была пища: или «облупленная картовь», или ячневая каша, или «суп картонный» (так все в деревне называли его). Однако Игнатич был доволен и этим, поскольку жизнь его научила находить смысл жизни не в еде.
Глава 3
От Матрены Васильевны почти ничего не осталось, только одна правая рука оказалась неповрежденной. Кто-то из толпы скажет на похоронах, что это ей Господь оставил, чтобы молиться. Односельчане начинаются собираться на похороны. Искренне ревет лишь Кира и ее мама. Три сестры Матрены уже мысленно делили между собой дом и хозяйство сестры, Фаддей думал только о том, как бы ему собрать остатки бревен и перевезти в Черусти. В воскресенье погибших похоронили. Забор и сарай, разобрал Фаддей. В дом переселилась одна из золовок старушки, которая считала Матрену глупой из-за помощи окружающим, и что за всю свою жизнь она ни поросенка ни имела, ни деньги не копила. Автор размышляет в конце рассказа, о том, как может быть далек человек ближайшему родственнику, и как он может быть близок совсем незнакомому человеку
Матрене было важно, что она помогает другому человеку бескорыстно, ее не интересовали деньги или нажитое имущество, она хотела жить по совести, в первую очередь перед собой. И даже когда Матрена рассказывала Игнатьичу про пожар, который случился в ее избе, ей неважно был сам дом, она спасала фикусы
В видео вы также найдете аудиоверсию содержания этого произведения вкратце.
Предыдущая запись «Ромео и джульетта» — краткое содержание произведения Шекспира
Следующая запись «Тихий дон» — краткое содержание романа ? М. Шолохова
Матренин двор: смысл рассказа
Солженицын вложил в рассказ «Матренин двор» нравственный и символический смысл. История не сводится к одному поселку, к одному двору. Двор Матрены будто расширяет свои границы, включая в себя всю страну.
Человек живет в тесных отношениях с властью. Работает всю жизнь, отдавая близких на войнах, мирится с собственными потерями, перебивается с картошки на картошку – казалось бы за все это должно воздаться в итоге. Однако, даже заслуженную пенсию получить чрезвычайно сложно. С одной бумажкой приходится пройти «семь кругов ада», терпеть равнодушные взгляды равнодушных к проблемам людей чиновников, отправляющих «просителя» все дальше и дальше.
А чтобы обогреть зимой свои дома, приходится тайком собирать торф на торфяных болотах. Ведь это – собственность государства, а оно не прощает кражи у него. Равнодушие к простым людям сквозит и здесь.
Очень сложно в таких условиях оставаться хорошим человеком. Потому почти все жители села и думают лишь о своем обогащении. Сам о себе не позаботишься – никто этого не сделает. И даже перед лицом трагедии лучшая подруга Матрены приходит к ней в дом, чтобы забрать обещанную ей вязанку, сестры «распиливают» ее дом, а Фаддей думает лишь о том, как вернуть свои сани.
В рассказе «Матренин двор», смысл которого в возможности сохранения человечности в любых условиях, лишь Матрена была настоящей праведницей, душа которой не зачерствела, не озлобилась в пережитых ею испытаниях. А лишь наборот. Ее заботы и доброты хватало и на хромую кошку, и на постяльца, которому она готовила скудный, но все же завтрак, и на Киру, девочку, которой она стала настоящей матерью, и на односельчан, которым всегда помогала, не требуя отплаты. Но в глазах людей она навсегда останется блаженной чудачкой, над которой не только смеются, но и осуждают за никчемность.
Рассказ «Матренин двор», смысл которого мы попытались раскрыть в статье, побуждает верить. Верить в победу добра над злом, верить в силу нравственности, человеческих ценностей, праведничества, верить в то, что не погиб русский народ.