Варя и сестра Аня
Отношение к сестре у Варвары очень доброе. Оно напоминает сказочные сюжеты. Неродная сестра находит для Ани особые слова:
- Душечка;
- Красавица.
Девушка привязана к сестре, она боится за Аню. В заботе проявляется духовность и религиозность. Анна рвется в будущее, не понимая его, надеясь на чудо. Варвара осознает, как сложна и пуста будет ее жизнь в экономках у чужих людей. Аня готова спорить, бороться, отстаивать свои права. Варвара смирилась с несправедливостью вокруг себя. Она не противиться, поэтому судьба ее – это жизнь в смирении и страдании. Варя произносит вслух свою мечту – уйти в монастырь, но даже на это у нее средств.
Читатель может надеяться, что работа в чужом доме даст девушке возможность копить деньги для себя. Экономная Варвара должна суметь изменить свою судьбу, но страшно подумать, что родственники снова будут просить ее работать для них, отбирая у приемыша ее заработок.
Анализ пьесы
Описание произведения
Действие происходит в родовом имении помещицы Любови Андреевны Раневской, вернувшейся из Франции со своей юной дочерью Аней. На железнодорожной станции их встречают Гаев (брат Раневской) и Варя (ее приемная дочь).
Финансовое положение семьи Раневских близится к полному краху. Предприниматель Лопахин предлагает свою версию решения проблемы — разбить земельный участок на паи и отдавать их в пользование дачникам за определенную плату. Барыня тяготится этим предложением, ведь для этого придется распрощаться с ее любимым вишневым садом, с которым связано много теплых воспоминаний юности. Добавляет трагизма тот факт, что в этом саду погиб ее любимый сын Гриша. Гаев, проникнувшись переживаниями сестры, обнадеживает ее обещанием, что их родовое поместье не будет выставлено на продажу.
Действие второй части происходит на улице, во дворе имения. Лопахин, со свойственной ему прагматичностью, продолжает настаивать на своем плане спасения поместья, но на него никто не обращает внимания. Все переключаются на появившегося учителя Петра Трофимова. Он произносит взволнованную речь посвященную судьбе России, ее будущему и затрагивает тему счастья в философском контексте. Материалист Лопахин скептически воспринимает молодого учителя, и оказывается, что только одна Аня способна проникнуться его возвышенными идеями.
Третье действие начинается тем, что Раневская на последние деньги приглашает оркестр и устраивает танцевальный вечер. Гаев и Лопахин при этом отсутствуют — они уехали в город на торги, где имение Раневских должно пойти с молотка. После томительного ожидания, Любовь Андреевна узнает, что ее имение куплено на торгах Лопахиным, который не скрывает радости от своего приобретения. Семейство Раневских приходит в отчаяние.
Финал целиком посвящен отъезду семейства Раневских из их родного дома. Сцена расставания показана со всем присущим Чехову глубоким психологизмом. Заканчивается пьеса удивительно глубоким по содержанию монологом Фирса, которого хозяева в спешке забыли в имении. Финальным аккордом звучит стук топора. Рубят вишневый сад.
Как Чехов относится к своим героям?
А. П. Чехов любил своих героев, но никому из них не мог доверить будущего России, даже Пете Трофимову и Ане, прогрессивной молодежи того времени.
Герои пьесы, симпатичные автору, не умеют отстаивать свои жизненные права, они страдают или молчат. Страдают Раневская и Гаев, потому что понимают, что ничего не смогут изменить в себе. Их социальный статус уходит в небытие, и они вынуждены влачить жалкое существование на последние вырученные средства. Страдает Лопахин, так как осознает, что ничем не может им помочь. Сам же он не рад покупке вишневого сада. Как бы он ни старался, но все равно не станет его полноправным хозяином. Именно поэтому он решает сад вырубить и распродать землю, чтобы впоследствии забыть об этом как о страшном сне. А как же Петя и Аня? Разве не на них возлагает надежды автор? Возможно, но эти надежды весьма туманны. Трофимов в силу своего характера не способен предпринимать каких-либо радикальных действий. А без этого ситуацию изменить нельзя. Он ограничивается только разговорами о прекрасном будущем и все. А Аня? В этой девушке заложен чуть более крепкий стержень, чем в Петре. Но в силу ее юного возраста и жизненной неопределенности перемен от нее ждать не стоит. Возможно, в далеком будущем, когда она расставит для себя все жизненные приоритеты, от нее можно будет ожидать каких – либо действий. А пока она ограничивается верой в лучшее и искренним желанием посадить новый сад.
На чьей стороне Чехов? Он поддерживает каждую сторону, но по-своему. В Раневской он ценит неподдельную женскую доброту и наивность, хоть и приправленную душевной пустотой. В Лопахине ценит стремление к компромиссу и к поэтической красоте, хотя он и не способен оценить настоящую прелесть вишневого сада. Вишневый сад – это член семьи, но об этом все дружно забывают, Лопахин же вообще не в состоянии этого понять.
Героев пьесы разделяет огромная бездна. Они не способны понять друг друга, так как замкнуты в мире собственных чувств, мыслей и переживаний. Однако все одиноки, у них нет друзей, единомышленников, отсутствует настоящая любовь. Большинство плывёт по течению, не ставя перед собой никаких серьёзных целей. Кроме того, все они несчастны. Раневская переживает разочарование в любви, жизни и своем социальном верховенстве, казавшемся еще вчера незыблемым. Гаев в который раз обнаруживает, что аристократичность манер не является гарантом власти и финансового благополучия. На его глазах вчерашний крепостной отбирает его поместье, становится там хозяином и без дворянства. Анна остается без гроша за душой, приданого для выгодного замужества у нее нет. Ее избранник хоть его и не требует, но сам пока ничего не заработал. Трофимов понимает, что надо менять, но не знает, как, ведь у него нет ни связей, ни денег, ни положения, чтобы на что-то влиять. Им остаются лишь надежды юности, которые недолговечны. Лопахин несчастен, потому что осознает свою неполноценность, принижает свое достоинство, видя, что никаким господам он не ровня, хоть и денег у него больше.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Свою знаменитую пьесу «Вишнёвый сад» А. П. Чехов написал в 1903 г. В этой пьесе центральное место занимают не столько личные переживания персонажей, сколько аллегорическое видение судьбы России. Одни персонажи олицетворяют прошлое (Раневская, Гаев, Фирс, Варя), другие — будущее (Лопахин, Трофимов, Аня). Герои пьесы Чехова «Вишнёвый сад» служат отражением общества того времени.
Сочинение 2
Герои пьесы «Вишневый сад» — многогранные и уникальные личности, имеющие определенные проблемы и мотивы. Их объединяют и различают многие обстоятельства.
Протагонисты
Любовь Андреевна Раневская. Сентиментальная натура, не стесняющаяся тратить средства. Не привыкла отказывать себе в роскоши и изысках, хотя понимает, что «влезла» в долги. К трудностям она относится пренебрежительно, предпочитая жить отдельными моментами и не заглядывать в будущее. Разорившаяся помещица надеется на то, что все само собой образуется, а когда видит обратное, возвращается в Париж.
Ермолай Алексеевич Лопахин. Оказывал особое влияние на Раневских. Имеет простое происхождение, но благодаря своим заслугам стал богатым купцом. Сообразителен и предприимчив, но при этом остр на язык. Получает удовольствие, покупая имение Раневской.
Второстепенные персонажи
Леонид Андреевич Гаев. Брат Раневской, мечтатель по натуре. Хочет помочь сестре, но склонен предлагать бессмысленные идеи.
Петр Сергеевич Трофимов. Студент, бывший учитель Гриши (сына Раневской). Наделён нестандартным мышлением, лишён постоянного жилища и работы. Обожает рассуждать о жизни, но часто противоречит сам себе.
Аня. Родная дочь Раневской. Автор относится к ней с теплотой и описывает девушку, используя нежные эпитеты. Героиня полностью солидарна с матерью, однако больше склонна к реализму, чем та.
Варенька. Приемная дочь Раневской. Крестьянская девушка, привыкшая мыслить критически. Приземлённая и простодушная, не терпит излишеств. Занимается хозяйством в усадьбе. Испытывает романтические чувства к Лопахину, но стесняется ему в этом признаться.
Борис Борисович Симеонов (Пищик). Разорившийся дворянин, имеющий множество долгов. Неустанно ищет необходимые средства и готов на все, лишь бы ему помогли. Склонен надеяться на благосклонность судьбы, и иногда ему действительно везёт.
Шарлотта Ивановна. Гувернантка Раневской. О ее возрасте и происхождении не упоминается, но героиня рассказывает о том, что воспитывалась в религиозной семье. Страдает от одиночества, пусть и окружена людьми.
Семен Пантелеевич Епиходов. Конторщик. Его можно охарактеризовать как «воплощение несчастья». Он считает себя умнейшим человеком, но не способен четко формулировать мысли.
Дуняша. Служанка в имении Раневских, пытающаяся казаться знатной особой. Ее попытки вести себя «по-господски», как правило, провальны.
Фирс. Слуга в имении Раневских. Верен и искренен, считает их своими родственниками. Несмотря на то, что он заботился о господах, те забыли о нем, когда уезжали.
Яша. Лакей, презирающий любые моральные принципы. Высокомерен, считает себя безупречным и испытывает ненависть к русскому народу.
Как Чехов относится к своим героям?
А. П. Чехов любил своих героев, но никому из них не мог доверить будущего России, даже Пете Трофимову и Ане, прогрессивной молодежи того времени.
Герои пьесы, симпатичные автору, не умеют отстаивать свои жизненные права, они страдают или молчат. Страдают Раневская и Гаев, потому что понимают, что ничего не смогут изменить в себе. Их социальный статус уходит в небытие, и они вынуждены влачить жалкое существование на последние вырученные средства. Страдает Лопахин, так как осознает, что ничем не может им помочь. Сам же он не рад покупке вишневого сада. Как бы он ни старался, но все равно не станет его полноправным хозяином. Именно поэтому он решает сад вырубить и распродать землю, чтобы впоследствии забыть об этом как о страшном сне. А как же Петя и Аня? Разве не на них возлагает надежды автор? Возможно, но эти надежды весьма туманны. Трофимов в силу своего характера не способен предпринимать каких-либо радикальных действий. А без этого ситуацию изменить нельзя. Он ограничивается только разговорами о прекрасном будущем и все. А Аня? В этой девушке заложен чуть более крепкий стержень, чем в Петре. Но в силу ее юного возраста и жизненной неопределенности перемен от нее ждать не стоит. Возможно, в далеком будущем, когда она расставит для себя все жизненные приоритеты, от нее можно будет ожидать каких – либо действий. А пока она ограничивается верой в лучшее и искренним желанием посадить новый сад.
На чьей стороне Чехов? Он поддерживает каждую сторону, но по-своему. В Раневской он ценит неподдельную женскую доброту и наивность, хоть и приправленную душевной пустотой. В Лопахине ценит стремление к компромиссу и к поэтической красоте, хотя он и не способен оценить настоящую прелесть вишневого сада. Вишневый сад – это член семьи, но об этом все дружно забывают, Лопахин же вообще не в состоянии этого понять.
Характеристика
В соответствии с сюжетом известной пьесы Антона Чехова «Вишневый сад» у центральной героини Любови Андреевны Раневской имеется не только родная ей по крови наследница Аня, но и воспитанница Варвара Михайловна, которую Раневская также считает дочерью. Именно порядочная и скромная Варя, которой уже минуло 24 года, занимается в имении всеми хозяйственными делами, стараясь не допустить окончательного разорения.
Варвара правильно оценивает ситуацию, являясь фактически экономкой в семье. Невзирая на крайне неблагоприятные обстоятельства, девушка все же всеми способами стремится экономить ради людей, которых она воспринимает в качестве ближайших родственников.
Внешне Варя кажется окружающим довольно невзрачной, к тому же у нее отсутствуют денежные средства для приобретения дорогостоящих и ярких нарядов. В разговорах Варвара Михайловна ограничивается самыми обыденными речевыми оборотами и выражениями, не пытаясь произвести на кого-либо выгодное для себя впечатление.
Приемная дочь Любови Раневской отличается высокой степенью религиозности, богобоязненная Варя мечтает стать монахиней либо совершить длительное паломничество по местам, считающимся святыми. При этом Варвара иногда задумывается и о собственной семье, о рождении детей, однако девушка четко осознает, что ей едва ли удастся выйти замуж, поскольку она не обладает приданым или состоятельной родней. Варе уже приходилось переносить достаточно серьезные испытания, закалившие молодую женщину и сформировавшие у нее практичную и рациональную жизненную позицию. Однако при этом Варвара Михайловна остается довольно наивной и простодушной девушкой. Она готова на все, чтобы облегчить существование близких, которых Варя горячо и искренне любит.
Купец Лопахин проявляет определенный интерес и симпатию к Варваре. Но мужчина не предпринимает ничего, что могло бы доказать его желание вступить в брак с приемной дочкой Раневской, а сама Варя в связи с полученным ею воспитанием и свойственной ей застенчивостью однозначно не может проявить в этом случае хотя бы минимальную инициативу. После продажи дома и отъезда Любови Андреевны Варвара Михайловна вынуждена устроиться на службу в обеспеченную семью в качестве гувернантки, поскольку у девушки не остается никаких средств к существованию.
Варя является одним из наиболее достойных персонажей в данном произведении. Ее образ становится примером действительно твердого характера и немалой силы воли, благодаря чему Варвара решается начать все заново после крушения ее прежней жизни.
Старое поколение
Раневская Любовь Андреевна предстаёт весьма легкомысленной, но доброй женщиной, которая не может до конца понять, что всё её деньги закончились. Она влюблена в какого-то негодяя, который оставил её без средств. И вот тогда Раневская возвращается вместе с Аней в Россию. Их можно сравнить с покинувшими Россию людьми: как бы ни было хорошо за границей, они всё равно продолжают тосковать по своей Родине. Об образе, выбранном Чеховым для родины, будет написано ниже.
Раневская и Гаев — это олицетворение дворянства, богатства прошлых лет, которое во времена автора стало приходить в упадок. И брат, и сестра не могут в полной мере осознать этого, но тем не менее они чувствуют, что что-то происходит. И по тому, как они начинают действовать, можно увидеть реакцию современников Чехова — это был или переезд за границу, или попытка приспособиться к новым условиям.
Фирс — это образ прислуги, которая была всегда верна своим хозяевам и не хотела никакого изменения порядков, потому что им это было не нужно. Если с первыми главными героями «Вишнёвого сада» понятно, почему они рассматриваются в этой группе, то почему сюда можно отнести Варю?
Потому что Варя занимает пассивное положение: она с покорностью принимает складывающееся положение, но её мечтой является возможность ходить по святым местам, а сильная вера была характерна для людей более старшего поколения. И Варя, несмотря на свою бурную, на первый взгляд, деятельность, не принимает активного участия в разговорах о судьбе вишнёвого сада и не предлагает каких-либо путей решения, что показывает пассивность богатого сословия того времени.
Молодое поколение
Здесь будут рассматриваться представители будущего России — это образованные молодые люди, которые ставят себя выше любых чувств, что было модным в начале 1900-х годов. Тогда на первое место ставились общественный долг и стремление развивать науку. Но не нужно считать, что Антон Павлович изображал революционно настроенную молодёжь — это, скорее, изображение большей части интеллигенции того времени, которая занималась только тем, что рассуждала на высокие темы, ставила себя выше человеческих потребностей, но ни к чему не была приспособлена.
Всё это удалось воплотить в Трофимове — «вечном студенте» и «облезлом барине», который так и не смог ничего окончить, не имел профессии. Всю пьесу он только рассуждал о различных материях и презирал Лопахина и Варю, которая смогла допустить мысль о его возможном романе с Аней — он «выше любви».
Аня — добрая, милая, совсем ещё неопытная девушка, которая восторгается Трофимовым и внимательно слушает всё то, что он говорит. Она олицетворяет молодёжь, которой всегда были интересны идеи интеллигенции.
Но одним из самых ярких и характерных образов той эпохи получился Лопахин — выходец из крестьян, который сумел сделать себе состояние. Но, несмотря на богатство, оставшийся по своей сути простым мужиком. Это деятельный человек, представитель, так называемого класса «кулаков» — зажиточных крестьян. Ермолай Алексеевич уважал труд, и на первом месте для него всегда была работа, поэтому он всё откладывал объяснение с Варей.
Именно в тот период мог появиться герой Лопахина — тогда вот это «поднявшееся» крестьянство, гордое от осознания, что они больше не рабы, показало более высокую приспособленность к жизни, чем дворяне, что и доказано тем, что именно Лопахин купил усадьбу Раневской.
Почему характеристика героев «Вишнёвого сада» была выбрана именно для этих персонажей? Потому что именно на особенностях характеров персонажей будут строиться их внутренние конфликты.
2 вариант
Варя является двадцатичетырехлетней приемной дочкой Раневской. Девушка скромная, честная. После отъезда мамы в другую страну, она занимается делами дома.
Внешность ее невзрачна, одежда достаточно скромная, так как у нее нет денег, чтобы купить иную вещь. Варя очень религиозная и поэтому имеет большое желание служить в монастыре. Но Варя также и мечтает о том, чтобы создать семью, родить детей. Но вторую мечту считает неосуществимой, так как она бедная и не имеет никакого приданного. Девушка является очень чувствительной натурой, но несмотря на это она имеет закаленный характер, так как в ее жизни были разные случаи, которые испытывали ее на прочность. Варя является положительным персонаже, которая готова проявить заботу к любому человеку, даже малознакомому.
Девушке был симпатичен Лопахин, который являлся купцом. Но Лопахин не брал инициативу в свои руки, а Варваре не позволяла ее воспитанность и скромность, чтобы взять свое дело в руки и предложить купцу вступить в отношения, она считала, что мужчина должен сделать первые шаги. Ведь Варвара по характеру очень гордая девушка. Хоть пара и небезразлична друг к другу, но между ними присутствует недосказанность. Когда Варвара узнала, кто стал новым владельцем вишневого сада, то бросила ключи в Лопахина.
У Вари есть сестра по имени Анна. Варя была очень к ней привязана. Аня надеялась на какое-то чудо и рвалась в будущее. Варвара же осознавала, что ее жизнь будет трудной у чужих людей. Но анна спорила м=и пыталась отстоять свои права.
Позже Варвара, так и не получив предложение от Лопахина, начала работать в другом доме, так как прежняя усадьбы была продана из-за накопившихся долгов, и Раневская уехала. Матери Вари же не было дела до приемной дочери, она уехала во Францию. У Вари же начинается новая жизнь, где она обязательно будет счастлива без мачехи и без купца Лопахина.
Девушка Варвара всегда надеялась, что с приездом матери что-нибудь изменится в лучшую сторону, и что вишневый сад обязательно смогут уберечь от продажи. Но когда приехала мать, девушка была в большом отчаянии, так как Любовь прям сорила деньгами, которые взяла у Лопахина, на разные стороны. Варвара же, в конце произведения, отдала деньги сове матери, чтобы та смогла уехать за границу, а сама остается без гроша. Так она позаботилась о своей матери, хотя та, ради своей приемной дочери никогда и ничем не жертвовала.
Варя очень переживала за судьбу вишневого сада, но что-то изменить было ей не в силах.
Варя и имение
Девушка любит свое имение и вишневый сад. Она единственная трудится, заботясь обо всех жильцах дома: хозяевах, прислуге, гостях. В ней соединились две женщины: крестьянка и дворянка. Где и кого больше? В разных ситуациях проявляется каждая сторона персонажа: практичность крестьянки, воспитанность дворянских девиц. Варвара говорит также по-разному. Она может выругаться с бранными выражениями, может передать чувствительность заботливой сестры.
Умный и ученый Трофимов называет Варю ограниченной и узкоголовой, но сам не гнушается принять от нее помощь, живя в имении.
Особое отношение у девушки к вишневому саду. Она не может слушать стук топоров, поэтому просит дровосеков задержаться с началом вырубки.
Автор характеризует образ Вари многогранно. Роль комическая – «приемыш». Варвара в одних письмах «глупенькая монашка», в других «серьезная религиозная девица». Уже в таких характеристиках чувствуется сложность женского персонажа.
В трёхчастной системе персонажей пьесы Чехова «Вишневый сад» Варя является одной из фигур, символизирующих настоящее время. В отличие от Раневской, своей приёмной матери, которая не может порвать со своим прошлым, и сводной сестры Ани, живущей в далёком будущем, Варя — человек, полностью адекватный времени. Это позволяет ей достаточно здраво оценивать сложившуюся ситуацию. Строгая и рациональная, Варя сильно контрастирует с большинством героев, в той или иной степени оторванных от реальности.
Как это в принципе характерно для драматургии Чехова, образ Вари в пьесе «Вишневый сад» раскрывается в её речи. Героиня говорит просто, безыскусно — в отличие от Раневской, часто перегружающей свою речь сложными оборотами и метафорами; так автор подчёркивает рациональность и прагматизм Вари. Обилие эмоциональных восклицаний и уменьшительных форм говорят о чувствительности и наивности. Но в то же время Варя не гнушается просторечными и бранными выражениями — и здесь мы видим народную грубоватость, недалёкость и некоторую примитивность, выдающую в ней куда больше крестьянку, чем дворянскую воспитанницу… «Крестьянскую» практичность в сочетании с интеллектуальной ограниченностью можно назвать ведущей характеристикой Вари из «Вишневого сада» Чехова.
Тем не менее, ей нельзя отказать в способности испытывать сильные чувства. Варя религиозна (её заветная мечта — пойти «в пустынь», в монахини); она искренне привязана к Раневской и Ане, а то, как она переживает неудачу с Лопахиным, ясно показывает, что отношения с ним ей небезразличны. За драматическим образом мы видим живую и своеобразную личность. Описание Вари в пьесе «Вишневый сад» не может быть сведено к краткому набору эпитетов — как и все чеховские персонажи, даже второстепенные, она представляет собой сложный и цельный образ.