Николай ставрогин

Дарья шатова бесы характер и образ кратко

Отношение других персонажей к Ставрогину[]

В Главе 1-3 Липутин рассказывает о том, что Лебядкин назвал в разговоре Николая Всеволодовича «премудрым змием». Также он рассказывает, что Лебядкин под впечатлением от остроумия Николая Всеволодовича. Однако, оскорблен тем, что тот женился на его сестре тайно.

Петр Верховенский в

— Ставрогин, вы красавец! — вскричал Петр Степанович почти в упоении. — Знаете ли, что вы красавец! В вас всего дороже то, что вы иногда про это не знаете. О, я вас изучил! Я на вас часто сбоку, из угла гляжу! В вас даже есть простодушие и наивность, знаете ли вы это? Еще есть, есть! Вы, должно быть, страдаете, и страдаете искренно, от того простодушия. 

Чему учит?

Духовное здоровье нации зависит от морального благосостояния и приумножения тепла и любви во всех людях по отдельности. Если у всего общества есть единые нравственные каноны и ориентиры, оно пройдет через все тернии и достигнет процветания. А вот разнузданность идей и отрицание основы основ приведет к постепенной деградации народа.

Созидательный опыт «Бесов» показывает: во всем необходимо находить нравственный центр, определять уровень ценностей, руководящий мыслями и поступками человека, решать, какие отрицательные или положительные стороны души полагаются на различные жизненные явления.

Главная мысль

Федор Михайлович Достоевский старался описать болезнь нигилистов-революционеров, которая засела или постепенно наводит свои порядки в головах людей, рассеивает около себя хаос. Его идея (упрощенно) сводится к тому, что нигилистические настроения отрицательно влияют на русское общество – как беснование на человека.

Федор Михайлович установил причину и значение революционного движения. Оно сулит счастье в будущем, но цена в настоящем слишком велика, на нее нельзя соглашаться, иначе люди утратят моральные ценности, которые делают их совместную жизнь возможной. Без них народ распадется и самоуничтожится. И только преодолев это непостоянное явление (как беснование души), Россия станет сильнее, станет на ноги и будет жить с новой силой – силой единого общества, где человек и его права должны быть на первом месте.

Критика

Естественно, русская критика, в частности либерально-демократическая, отрицательно отреагировала на выход «Бесов», усмотрев в сюжете острую сатиру. Глубокое философское наполнение было рассмотрено как идеологическое предупреждение нечаевщины. Рецензенты писали о том, что исчезновение революционной инициативы повергнет общество в оцепенение и сон, а власть перестанет слышать голос народа. Тогда трагическая судьба русского народа никогда не изменится к лучшему.

В работе «Духи русской революции» Бердяев выражает мнение о том, что нигилизм в понимании Достоевского можно трактовать как определённый религиозный взгляд. По Бердяеву, русский нигилист может представить вместо Бога самого себя. И хотя у самого Достоевского нигилизм больше связан с атеизмом, но в знаменитом монологе Ивана Карамазова о слезе ребёнка чувствуется острая необходимость человека в вере.

Капитан Лебядкин

Жил на свете таракан,
Таракан от детства,
И потом попал в стакан
Полный мухоедства …
Место занял таракан
Мухи возроптали.
«Полон очень наш стакан»
Юпитеру кричали …

На мой взгляд, в этом стихотворении очень удачно выражена программная функция этого персонажа – волевая сенсорика. К сожалению, стихотворение не закончено. Далее по плану автора, слуга выплескивает в лохань и мух, и таракана, но таракан не ропщет …

Если бы автор так же удачно изобразил свою творческую функцию – этику отношений, то получился бы законченный портрет Цезаря (сенсорно-этического экстраверта).

По словам Достоевского,

«признак этих людей – совершенное бессилие сдержать в себе свои желания, напротив, неудержимое стремление тот час же их обнаружить со всей даже неопрятностью, чуть только они зародятся. Попав не в свое общество, такой господин обычно начинает робко, но уступите ему на волосок, они тотчас же переходят на дерзости».

Образ карикатурный, но такой яркий, что дополнительных доказательств его принадлежности к типу Цезарь, по-моему, не требуется.

Можно добавить, что он является подзаказным по отношению к Ставрогину, что проявляется в его шутовстве, и подревизным по отношению к его матери, что проявилось, когда он явился её шантажировать, но получил такой отпор, что попросту струсил и так и не решился сказать ничего сказать.

Николай Ставрогин

Как-то Ставрогин заметил, что все ему навязывают какое-то знамя. Шатов считал, что Ставрогин мог бы поднять знамя истинной православной веры. Верховенский рассчитывал на его, как он выразился, необыкновенную способность к преступлению. Про него говорили, будто он заманивал и развращал детей, что сам маркиз де Сад мог бы у него поучиться, что в Петербурге он состоял в секретном обществе сладострастников.

На самом деле, ни к какому секретному обществу он не принадлежал и детей не обижал. Правда заключалась в том, что у него была исключительная тяга к эмоциям, и он очень хорошо умел ими манипулировать. Это был ярко выраженный представитель соционического типа Гамлет (этико-интуитивный экстраверт).

Он получал удовольствие как от добра, так и от зла. У него это доходило до болезни. Однажды он прославился тем, что провел за нос чиновника, имевшего привычку публично хвастать тем, что его никто не проведет за нос. Потом он публично поцеловал одну даму в присутствии её мужа.

Одна из его выходок кончилась тем, что он женился на хромой и безобразной Марии Лебядкиной и вынужден был терпеть шантаж и угрозы её брата, пока не убил их обоих руками уголовника.

Суггестивной функцией Гамлета является структурная логика. Она проявляется в том, что он требует от людей системного мышления и предсказуемого поведения.

Ставрогину в романе встречаются люди с программной структурной логикой, но никто из них не в состоянии ему помочь.

Шатов (Робеспьер) был зауряден, и, по сути, сам ожидал от Ставрогина эмоциональной помощи. Когда-то Ставрогин ему доказал, что если истина вне Христа, то лучше быть с Христом, чем с истиной. С тех пор Шатов так и не уверовал, но рассчитывал, что они со Ставрогиным будут добывать Бога трудом, потому что это нужно народу. Ставрогину эта идея показалась бесперспективной.

Петр Верховенский был по своему соционическому типу Максимом (логико-сенсорным интровертом), то есть дуалом Ставрогина. К сожалению, соционических отношений не всегда хватает для взаимопонимания. Пётр Верховенский сам признался, что он мошенник. Бывают, конечно, и Гамлеты-мошенники, которым нет дела до того, какой идеей манипулировать, лишь бы их слушали, но Ставрогин был по-настоящему незаурядным человеком. Он чувствовал в себе огромные силы, и не знал, куда их применить.

Кириллов (Робеспьер) был по-настоящему незаурядным человеком. Его идея о том, что надо преодолеть страх и покончить с собой, тогда станешь Богом. Это была по-настоящему величественная идея, которая в 20 веке вдохновила некоторых философов-экзистенциалистов. Но Ставрогин резонно полагал, что для воплощения такой идеи надо был не вполне нормальным. Он не хотел стреляться, чтобы доказать людям свое величие, и решил по-своему бросить вызов обществу. Он собрался опубликовать свою исповедь, чтобы обнародовать самые скверные поступки своей жизни: о том, как соблазнил четырнадцатилетнюю девочку, как украл у бедного чиновника его последние деньги, единственно, из удовольствия. Но видимо, что-то его останавливало, возможно, его наблюдательная функция – этика отношений.

Он решил посоветоваться с Тихоном, бывшим архиереем. Эту идею ему подал Иван Шатов, сказав, что к нему многие ездят. Тихон был Достоевским по своему соционическому типу и хорошо разбирался в человеческих отношениях. Он объяснил Ставрогину, что тот будет не интересен, а смешон и все его будет презирать, в том числе его любимая женщина (прим. ред. – фрагмент о встрече с Тихоном не вошёл в окончательную редакцию романа «Бесы»). Этого он вынести не мог. Он совершил преступление и покончил с собой. Это был Гамлет.

Шигалёв

Автор характеризует эту личность следующим образом:

«В жизнь мою я не видал в лице человека такой мрачности, нахмуренности и пасмурности. Он смотрел так, как будто ждал разрушения мира, и не то чтобы когда-нибудь, по пророчествам, которые могли бы и не состояться, а совершенно определённо, так-этак послезавтра утром, ровно в двадцать пять минут одиннадцатого».

Мое предположение заключается в том, что Шигалёв – Бальзак (интуитивно-логический интроверт). Уже из этого описания видна его сильная интуиция времени и пассивно контролирующая интуиция возможностей.

Особенно ярко эта черта проявляется на собрании «наших», то есть нигилистов, на которое он принес толстую тетрадь, исписанную чрезвычайно мелким почерком. Он объявил собранию, что у него десять таких тетрадок, и в них уложена вся система устройства общества. Он готов изложить эту систему всем присутствующим в течение десяти вечеров, предупреждает, что сам запутался в своих выводах. Выходя из безграничной свободы, он заканчивает безграничным деспотизмом. Но кроме его разрешения общественной формулы не может быть никакого.

Он предложил разделить человечество на две неравные части. Одна получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми человечества. Остальные должны обратиться в стадо и достигнуть первобытной невинности путем ряда перерождений.

Его дуал Лямшин, у которого волевая сенсорика была программной функцией, предложил взорвать на воздух эти девять десятых, чтобы не мучились. Шигалев подтвердил, что это было бы самым разумным решением. Этот ответ подтверждает, что волевая сенсорика была его суггестивной функцией.

Его болевая этика эмоций сказалась в день убийства.

«Шигалев твёрдо шагнул к нему три шага:

— Со вчерашнего вечера я обдумал дело, – начал он уверенно и методически, по-всегдашнему (и мне кажется, если бы под ним провалилась земля, то он и тут не усилил бы интонации и не изменил бы ни одной йоты в методичности своего изложения); – обдумав дело, я решил, что замышляемое убийство есть не только потеря драгоценного времени, которое могло бы быть употреблено более существенным и ближайшим образом, но сверх того представляет собою то пагубное уклонение от нормальной дороги, которое всегда наиболее вредило делу и на десятки лет отклоняло успехи его, подчиняясь влиянию людей легкомысленных и по преимуществу политических, вместо чистых социалистов. Я явился сюда единственно, чтобы протестовать против замышляемого предприятия, для общего назидания, а затем – устранить себя от настоящей минуты, которую вы, не знаю почему, называете минутой вашей опасности, Я ухожу – не из страху этой опасности и не из чувствительности к Шатову, с которым вовсе не хочу целоваться, а единственно потому, что все это дело, с начала и до конца, буквально противоречит моей программе. Насчет же доноса и подкупа от правительства с моей стороны можете быть совершенно спокойны: доноса не будет.»

И он ушел, не обращая внимания на наставленный на него пистолет. Таким образом, я считаю доказанным, что это Бальзак.

Тропы и штампы

  • Адский легион. В эпиграфе и в тексте книги приводится на самая цитата из Евангелия про бесов и свиней. С легионом сравниваются революционеры, террористы, вольнодумцы.
  • Всеведущий рассказчик. Остаточное явление. Господин Г-в вроде как конкретная личность, но зачастую знает мысли персонажей, которые находились далеко от него и никому о них не рассказывали.
  • Два главных героя. Литературоведы десятилетиями спорят, кто «главнее»: Николай Ставрогин или Пётр Верховенский?
  • Зловещая долина. Николай Ставрогин красив и притягателен для многих женщин, но его лицо неподвижное и бледное как маска, потому может отпугнуть.
  • Злодейский кордебалет.
  • Злодей-бунтарь. Естественно, Пётр Верховенский. И все, кто ему способствуют/помогают в создании революционного подполья.
  • Недостойный наследник. Для Варвары Петровны и Степана Трофимовича их сыновья не оправдали надежд. Со вторым на тормозах, бо Верховенский-старший и сам был либерал, а достоинства у него на протяжении большей части сюжета немного.
  • Нигилист-мизантроп

    В принципе, и Верховенский-младший с его кружком, и мелкие злодейчики третьего плана… Но они в массе своей хотят переустроить общество, это несколько иная статья, которая выше.

    . Более «романтически-тёмная» версия — Ставрогин, более хладнокровная — Кириллов.

  • Педофил. В вырезанной главе «У Тихона» оказывается, что Ставрогин то ли изнасиловал, то ли просто растлил девочку 10-14 лет (разночтения — от разных редакций под напором цензуры).
  • Рояль в кустах. Им может показаться прибытие Марии Шатовой. Но субверсия, без подробностей.
  • Скучающий богач. Николай Всеволодович в юности.
  • Хороший, плохой, злой. Если хороший — Шатов (но не совсем правый, что отмечают критики; он тоже поражён харизмой Ставрогина), то плохой — Николай Всеволодович (ницшеанский и байроновский герой, для которого и зло слишком низко), а злой — Пётр Верховенский по сумме деяний к финалу.
  • Шоу внутри шоу. Стихи Лебядкина, отрывок из рассказа Кармазинова.

Степан Верховенский и его мировоззрение

Верховенский обладает сложным и противоречивым мировоззрением. Он идеалист, который верит в возможность преображения мира и человека. В своих речах и мыслях Верховенский призывает к высоким моральным ценностям, борьбе за идеалы и принципы. Он видит в себе миссию передать веру в светлое будущее другим людям и повлиять на общество.

Тем не менее, мировоззрение Верховенского оказывается непрочным и идеализированным. В его идеалах присутствует романтизм и утопическое видение социальных преобразований. Верховенский понимает, что фактически ничего не делает для достижения своих идеалов, но предпочитает оставаться в замкнутом мире своих мыслей и обращаться к нравственности, вместо активных действий.

Трагедия Верховенского заключается в том, что его убеждения и абстрактные идеалы конфликтуют с реальностью и вызывают разочарование. Он сталкивается с молодыми активистами, которые, на его взгляд, реализуют его идеи, но делают это через насилие и разрушение. Верховенский сталкивается с парадоксом своего мировоззрения и понимает, что его собственные идеалы могут привести к катастрофе.

Таким образом, Степан Верховенский является сложным персонажем, чье мировоззрение богато идеалами и принципами, но оказывается неспособным реализоваться в действительности. Его трагическая судьба становится символом противоречия между идеалами и реальностью, философской борьбой и трагическим выбором.

Степан Трофимович Верховенский

«Скажу прямо: Степан Трофимович постоянно играл между нами некоторую особую и так сказать гражданскую роль и любил эту роль до страсти, так что, мне кажется, и прожить без неё не мог. Не то, чтобы я приравнивал его к актеру в театре; сохрани боже, тем более, что я и сам его уважаю. Тут все могло быть делом привычки или лучше сказать беспрерывной и постоянной склонности, с детских лет, к приятной мечте о красивой гражданской своей постановке. Он, например, любил свое положение «гонимого» и так сказать «ссыльного». В обоих этих словечках есть своего рода классический блеск соблазнивший его раз и навсегда и, возвышая его постепенно в собственном мнении. В продолжении многих лет, довел его, наконец, до некоторого весьма приятного для самолюбия «пьедестала».

Я привела эту, довольно длинную цитату, потому что она как нельзя лучше характеризует этого персонажа романа «Бесы».

Можно почти наверняка сказать, что это Гамлет (этико-интуитивный экстраверт). Но всё-таки стоит привести ещё некоторые доказательства.

Степан Трофимович постоянно призывал к труду, утверждая, что без этого нельзя иметь собственное мнение. В доказательство он ссылался на немцев, называя их учителями русских. В этом, по-видимому, сказалась его суггестивная функция, так как интегральный тип немецкой нации – это Максим (логико-сенсорный интроверт).

После свидания с Варварой Петровной он вдруг вставал с дивана и начинал колотить руками о стену. Такая несдержанность более всего характерна для линейно-напористого темперамента.

Его активационная функция – волевая сенсорика – проявлялась тогда, когда он по-настоящему, оскорбленным. Так, например, он, казалось, готов был покориться судьбе, когда Варвара Петровна ему жениться на Даше для покрытия грехов своего сына. Но в результате грубой провокации Петра Верховенского он понял, что сподличал, и проявил настоящую силу характера, правда, ненадолго.

Такая же вспышка произошла, когда у него в дому устроили обыск. Он безумно трусил (его болевой функцией была белая сенсорика) Но при встрече с губернатором он держал себя с незаурядным достоинством, вынудив его извиниться. Когда же губернатор признался, что несчастлив, пассивно-контролирующая функция подсказала Степану Трофимовичу правильный ответ:

«Ваше превосходительство, не беспокойте себя моей сварливою жалобой, и велите только возвратить мои книги и письма …».

Его эталонная функция – интуиция возможностей – подсказала ему, что единственным выходом для него будет бегство из города. Но это оказалось бегством в никуда.

Таким образом, это Гамлет.

История создания

Федор Михайлович Достоевский отличался упорством и требовательностью. В один миг, пережив очередной эпилептический припадок, автор пришел к выводу, что новое произведение его совершенно не устраивает. Тогда он полностью уничтожил свое творение, но оставил нетронутой идею романа – историю о нигилистах, чье отрицание зашло слишком далеко.

Далее Достоевский заново берется за написание «Бесов» — так свет увидел вторую версию произведения. Писатель не успевал сдать работу к назначенному издателем сроку, но и не хотел предавать себя и отдавать публике произведение, которое его не устраивает. Катков, издатель автора, только разводил руками, ведь писатель обеспечивал себя и семью только авансами за книги, но готов был жить впроголодь, лишь бы не выпускать сырой материал.

Лиза

«В этой натуре было много прекрасных стремлений и самых справедливых начинаний, но все в ней вечно как бы искало своего уровня и не находило его, все было в хаосе, в волнении, в беспокойстве. Может быть, она уже со слишком строгими требованиями относилась к себе, никогда не находя себе удовлетворить этим требованиям».

Такая характеристика говорит о линейно-напористом темпераменте. Кроме того, Лиза очень эмоциональна и умеет воздействовать своими эмоциями на других.

«Почему мне в эдакие минуты становится грустно, разгадайте, ученый человек? Я всю жизнь думала, что бог знает, как буду рада, когда увижу вас, и вот совсем как будто не рада, несмотря на то, что я вас люблю …».

По-видимому, она Гамлет.

Ей требовался дуал с уравновешенно-стабильным темпераментом, но она любила Ставрогина, тождественного ей по соционическому типу. Это закончилось трагически …

Сюжет

Действие романа разворачивается в неизвестном губернском городе и близлежащем поместье Скворешники. Главные обитатели поместья — Ставрогина Варвара Петровна, обеспеченной вдовы генерал-лейтенанта, и находящийся под её покровительством пожилой интеллигент Степан Трофимович Верховенский. Вокруг них складывается круг свободомыслящих и творческих личностей. Катализатором событий служит прибытие в поместье Николая Ставрогина — сына Варвары Петровны, и сына Степана Трофимовича — Петра. Николай Всеволодович — юноша с очень непростым характером, дурной славой, но блестящей харизмой, Петр Степанович — профессиональный революционер, имеющий свои планы на провинциальный городок. Какие планы, и во что это выльется — естественно, не будем спойлерить, читайте сами.

Главные герои и их характеристика

  • Варвара Ставрогина — известная губернская дама, выдающаяся помещица. Героиня обладает имением, унаследованным от обеспеченного откупщика-родителя. Муж Всеволод Николаевич, по профессии генерал-лейтенант, не владел огромным состоянием, но обладал большими связями, которые Варвара Петровна, после его ухода из этой жизни, всеми возможными способами стремится восстановить, но безуспешно. В губернии она очень влиятельная женщина. По своей природе она высокомерна и деспотична. Однако героиня часто чувствует сильную зависимость от людей, порой даже жертвенную, но и взамен ждет такого же поведения. В общении с людьми Варвара Петровна всегда придерживается лидирующей позиции, не исключение и старые друзья.
  • Николай Всеволодович Ставрогин – обладал демонической привлекательностью, имел превосходный вкус и благовоспитанное поведение. Общество на его появление реагировало бурно, но, при всей живости и насыщенности его образа, герой вел себя довольно скромно и не особо разговорчиво. Всё женское светское общество было в него влюблено. Николай Всеволодович встречался с супругой Шатова – Машей, с его сестрой – Дашей, со своей знакомой из детства – Елизаветой Тушиной. Возвратившись из Европы, он принимал участие в возрождении тайного общества. В этот же период он ставил опыт по воздействию на Шатова и Кириллова. Прямое участие в смерти Шатова Николай Всеволодович не принимал и даже относился к этому отрицательно, но мысль о сплочении участников объединения исходила именно от него. Подробнее о характере Ставрогина
  • Кириллов Алексей Нилыч – один из ведущих персонажей произведения Ф. М. Достоевского «Бесы», по профессии инженер-строитель, он придумал теорию самоубийства, как потребность рассуждающего человека. Кириллов преодолел быстрый путь от религии к отрицанию существования кого-то свыше, был одержим маниакальными мыслями, идеями о революции и готовности к самоотречению. Всё это в Алексее Нилыче вовремя увидел Петр Верховенский – персона хитрая и безжалостная. Петр был осведомлен о намерении Кириллова совершить самоубийство, и принудил его написать признание, что Шатов, которого убил Петр, погиб от рук Кириллова.
  • Петр Степанович Верховенский – предводитель революционеров, скользкий и коварный персонаж. В произведении это главный «бес» — он управляет тайным обществом, продвигающим атеистские прокламации. Вдохновленный безумными мыслями, он старается очаровать ими и Николая Всеволодовича Ставрогина – друга детства. Внешностью Верховенский неплох, но не вызывает ни у кого симпатии.
  • Степан Трофимович Верховенский – человек старой закалки, преданный высоким идеалам и проживающий на содержании известной губернской особы. В молодости обладал красивой внешностью, отголоски которой можно заметить и в старости. В его поведении много притворства, но он достаточно образованный и проницательный. Был женат два раза. В какое-то время он был уважаем почти как Белинский и Герцен, но после обнаружения у него поэмы двусмысленного содержания, был вынужден уехать из Петербурга и скрыться в поместье Варвары Петровны Ставрогиной. С тех пор он заметно деградировал.
  • Шигалёв – участвовал в организации убийства Шатова, но отказался от этого. О Шигалёве известно немного. Сотрудник отдела хроники говорит, что он приехал в город за пару месяцев до происшествия, ходил слух, что он публиковался в известном петербургском издании. Создавалось впечатление, словно Шигалёву известно время, место и событие, которое должно произойти. По мнению этого персонажа, все люди должны быть разделены на две неравноценные половины. Только одна десятая должна обладать властью. Оставшаяся часть – стадо без мнения, рабы. В подобной манере предстояло перевоспитать целые поколения, потому как это было более чем естественно.
  • Эркель, Виргинский, Липутин, Толкаченко – члены тайного общества, которых завербовал Верховенский.

Даша

В этой девушке, прежде всего, поражает спокойствие и невозмутимость. Кажется, что её ничто не может вывести из себя. Когда Варвара Петровна предлагает ей выйти замуж за Степана Тимофеевича, чтобы покрыть грехи своего сына, она ни словом не возражает. Когда капитан Лебядкин обвиняет её в краже, она спокойно отвергает обвинения. При этом говорит спокойно, ровно, без малейшего смущения. Такое поведение указывает на уравновешенно-стабильный темперамент.

Но для определения соционического типа этого мало. Надо ответить на вопрос, во-первых, этик она или логик, а во-вторых, интуит или сенсорик.

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно рассмотреть её отношения со Ставрогиным. Когда-то она спасла его, удержав от греха двоеженства. Этим она восстановила против себя и Лизу и Лебядкина. Из её разговора со Ставрогиным понятно, что она готова идти за ним куда угодно и на любых условиях. Интуиция подсказывает ей, что она ему ещё понадобится. Если нет, то она собирается стать сиделкой или книгоношей, Евангелие продавать. Единственное, что её волнует – это не пролил ил он кровь; в этом сказывается её болевая функция – волевая сенсорика. После этого сомнений уже не остается – её соционический тип – Достоевский.

Характер и внешность

В том же недолгом разговоре со Ставрогиным в Главе 2-3, раскрывается характер Даши. Она заявляет, что «не может быть ничьей женой», и если не будет ухаживать за Николаем Всеволодовичем, то пойдет в сестры милосердия или сиделки. Потому что «не того хочет». Судя по всему, она жертвенная натура.

Как считает Варвара Петровна, Даша «тиха и кротка, способна к большому самопожертвованию, отличается преданностию, необыкновенною скромностию, редкою рассудительностию, и, главное, благодарностию.»

И еще: «она ангел кротости!»

Голос имеет ровный, однообразный, но несколько слабый.

Глаза светлые. Двадцать лет.

Николай Ставрогин и его внутренние противоречия

Однако, несмотря на свое нигилистическое отношение к жизни, внутри Ставрогина существуют глубокие внутренние противоречия. Во-первых, он испытывает страшные моральные муки, связанные с его прошлым. В своей юности он совершил ужасные преступления, в результате которых множество людей погибло и страдает. Эти воспоминания и страшная вина не дают Ставрогину покоя, и он сталкивается с постоянным внутренним конфликтом между своими убеждениями и его собственной совестью.

Во-вторых, Ставрогин испытывает внутреннюю борьбу между своим нигилистическим отношением к жизни и желанием познать истину. Он ищет смысл жизни и рациональное объяснение для своих действий, но не может найти стабильность и консистентность в своих мыслях и действиях.

Третье противоречие, с которым сталкивается Николай Ставрогин, заключается в его личных отношениях с другими персонажами романа. Он постоянно ищет высшую любовь и идеал в отношениях с женщинами, но каждый раз оказывается разочарованным и испытывает страшную боль проигрыша.

Внутренние противоречия Николая Ставрогина:
Моральные муки и вина за преступления
Конфликт между нигилистическим отношением и желанием познать истину
Разочарования в поисках высшей любви и идеала

Цитаты[]

  • — Извините, — действительно удивился Николай Всеволодович, — но вы, кажется, смотрите на меня как на какое-то солнце, а на себя как на какую-то букашку сравнительно со мной.
  • Мне жаль, что я не могу вас любить, Шатов.
  • Милая Дарья Павловна, Вы когда-то захотели ко мне „в сиделки“ и взяли обещание прислать за вами, когда будет надо. Я еду через два дня и не ворочусь. Хотите со мной?
  • Придет и после лавочки! — прошептал он подумав, и брезгливое презрение выразилось в лице его: — Сиделка! Гм!.. А впрочем, мне, может, того-то и надо. (О Даше)
  • Всё врут календари,— заметил было он с любезною усмешкой, но, устыдившись, поспешил прибавить: — по календарю жить скучно, Лиза.

Вера Верховенская и ее мучения

Вера — молодая и красивая девушка, которая является племянницей героя романа, Иволгина. Она полна энтузиазма и веры в светлое будущее, она мечтает о преобразовании общества. Однако, постепенно она становится жертвой своих внутренних конфликтов и сомнений.

Мучения Веры начинаются после ее знакомства с идеями своего поклонника, Ставрогина. Она влюбляется в него, но сталкивается с его безразличием и жестокостью. Это приводит к расстройству ее нервной системы и психическим страданиям. Вера переживает мучительные внутренние раздоры между своими чувствами к Ставрогину и его непредсказуемым поведением.

Ее мучения усиливаются с появлением группы молодых революционеров, в которые Вера вовлекается. Теперь она сталкивается с моральными дилеммами — как бороться за свои идеалы, не впадая в крайности? Как сохранить верность своим принципам, не теряя человеческое лицо?

Вера ищет смысл и просветление, но ее поиски приводят ее только к большему отчаянию. Она страдает от своей роли в жизни Ставрогина и от бесконечных разочарований и предательств.

Вера Верховенская является сильным символом душевных мучений и моральных страданий, с которыми сталкивается человек в мире, разделенном на добро и зло. Ее история затрагивает сложные вопросы веры, любви, преданности и самопожертвования, делая ее одним из наиболее запоминающихся персонажей в романе «Бесы».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: