Проблемы
- Нигилизм– Достоевский со всей яростью обрушивается на нигилистическое мировоззрение, отрицающее всякие авторитеты. В самых жутких красках представлены злодеяния, на которые идут негодяи, лишённые всяких принципов, как они используют людей, убивают и калечат их. Достоевский презирает и отрицает мировоззрение таких людей, как несущих лишь зло и разрушение.
- Соблазн– на протяжении повествования персонажи подвергаются многочисленным соблазнам. Верховенский искушает Ставрогина окончательно пасть во тьму, светское общество сбито с толку и загипнотизировано разговорами о моде и прогрессе. Весь город окутывает морок. Однако в момент истины люди освобождаются от соблазнов и понимают, как жестоко они были обмануты, а Ставрогин находит в себе силы не опускаться ещё ниже.
- Порочность– неизбежным спутником радикалов из молодого поколения выступает целая вереница пороков. Блуд, лживость, распущенность, высокомерие, ненависть – всё это буквально захватывает городок. Достоевский показывает не только бесчеловечность радикалов, но и их полную безнравственность.
2 вариант
Произведение «Бесы» раскрывает вопрос о том, как Россия шла свой путь, то как внутри ведется политическая борьба, которая является достаточно широкой, ведь вопрос насильственных преобразований встает перед Россией достаточно остро. Здесь можно отследить и отсылку к «Отцам и детям», который был написан Тургеневым.
Он открывает тему нигилизма, которая становится в России, не только популярной, но и на самом деле актуальной и востребованной. Герои Тургенева и герои Достоевского раскрываются в идеологических спорах, которые показывают читателю, как могут развиваться события в произведении.
Он связывает свое произведение с стихотворением «Бесы», которое было создано Пушкиным, он тоже передает мысль о тех людях, которые сбились с пути и нуждаются в наставлении, они затерялись в обществе, которое похоже на вихрь и метели, полностью завоевавшими в обществе.
Тургенев тоже передает мысль о том, что общество российское больно, ему приходится переносить множество социальных трудностей. Все пытаются искоренить данные политические противоречия, но пытаются сделать это насильственным путем.
Автор поднимает мысль о том, что в принципе общество находится в трагическом и упадническом состоянии. Он пытается разобраться и с тем, почему общество не может прийти к успеху в целом. Оно старается справиться с существующими проблемами, но все равно сталкивается с такими же проблемами.
Главный герой Ставрогин – он уверен, что сможет быть сверхчеловеком и выбирает именно такой путь. Он человек двойственный, то он становится представителем значительных идей и вдохновляет окружающих молодых парней на то, чтобы бороться за свой народ.
То он буквально развращает окружающих своими мыслями.
Его двойственность свойственна и всему окружающему народу. Все живут именно так. С одной стороны, они готовы бороться за русский народ, а с другой стороны они готовы в любой момент отказаться от происходящего, так как необходимо приложить дополнительные усилия, пойти против собственных стереотипов и бороться за свое счастье.
Но наступит ли переломный момент в государственной политике? Или же время смуты не закончиться?
Основные персонажи романа «Бесы»
Роман «Бесы» Федора Достоевского включает в себя множество персонажей, каждый из которых играет особую роль в ходе сюжета. Вот список основных персонажей и их характеристики:
- Николай Ставрогин — один из главных героев романа, богатый аристократ с темным прошлым. Он кажется безразличным и холодным, но внутри он испытывает муки совести и мучительные внутренние конфликты.
- Верховенская — жена главного героя. Молодая и прекрасная женщина, выросшая в непростых условиях. Она любит и страдает из-за непостоянства мужа, но при этом остается верной.
- Степан Трофимович Верховенский — старый интеллектуал, он является своего рода философом и мыслителем. Несмотря на свой возраст, он остается активным участником общественной жизни и исследователем идеологических течений своего времени.
- Петер Верховенский — сын Степана Трофимовича и Верховенской. Молодой человек, который стремится к тому, чтобы принять участие в деятельности революционного общества. Он представляет наивность и идеализм юности.
- Лебежатников — одноклассник и друг Петера Верховенского. Он является персонажем-революционером, активно участвующим в движении. Его принципы оказывают сильное влияние на Петера и помогают ему формировать свою собственную идентичность.
- Марья Лебежатникова — сестра Лебежатникова. Она является членом движения и вместе с братом старается добиться изменений в обществе. Она предлагает свое видение идеалов и борется за их осуществление.
Рейтинг типичных заблуждений. «Что вы хотите, он старый…»
1. Старость не лечится.
14 лет я работал участковым геронтопсихиатром в Королёве в обычном диспансере. Когда-то был, пожалуй, единственным человеком, который регулярно ходил по домам к страдающим деменцией людям.
Григорий Горшунин
Конечно, накопилось очень много интересного опыта. Часто родственники пациента сталкиваются, с позицией врачей: «Да что вы хотите? Он же старый…». Самый гениальный ответ, на мой взгляд, дала одна родственница пожилой бабушки, которая сказала: «Что я хочу? Я хочу, чтобы когда она умерла, у меня было меньше чувства вины. Я хочу сделать то, что я могла бы для неё сделать!».
Врач всегда хочет быть эффективным, он хочет вылечить пациента. А старость вылечить невозможно. И создается иллюзия, что со старыми людьми вообще делать нечего. Вот с этой иллюзией мы и должны сегодня бороться.
Нет диагноза «старость», есть болезни, которые нужно лечить, как любые болезни в любом возрасте.
2. Деменцию не нужно лечить, так как она неизлечима.
В таком случае любые хронические болезни не нужно лечить, а меж тем около 5% деменций потенциально обратимы. Что значит «потенциально обратимы»? Если на ранней стадии некоторых типов деменций назначить правильное лечение, то деменцию можно вылечить. Даже при необратимых процессах, на ранней стадии, деменция может на время отступить, а симптомы – уменьшиться. Если адекватно лечиться.
5% – это немного? Очень много в общем масштабе, так как по официальным данным в России около 20 миллионов людей, страдающих деменцией. На самом деле, я думаю, эта цифра занижена раза в полтора-два, так как деменцию обычно поздно диагностируют.
3. «Зачем его мучить «химией»?».
Тоже нарушение этики: не нам всё это решать. Когда вы сами заболеете, вас не надо «мучить» лекарствами? Почему пожилой человек не может получить ту же помощь, что и молодой? Какое-то удивительное лицемерие, родственники говорят: «Давайте мы не будем мучить нашего дедушку химией», а потом. Когда дедушка выводит их из себя, и доводит до «белого каления», они его могут ударить, связать.
То есть «мучить химией» не надо, а бить можно? Пожилой человек не может сам обратиться к врачу, и мы должны взять на себя эту функцию.
4. «Доктор, только чтобы он спал…!».
Люди неделями, иногда месяцами, терпят ужасные нарушения поведения и нарушения сна на фоне деменции своих родственников, а потом, шатаясь, приходят к психиатру и говорят: «Доктор, нам ничего не надо, пусть он только спит». Конечно, сон очень важен, его необходимо организовать, но сон – это верхушка айсберга, если просто наладить сон, человеку с деменцией это особо не поможет.
Бессонница – это симптом. И поэтому усыпить дедушку можно, но помочь ему от деменции таким образом нельзя.
Почему-то окружение больного — близкие люди, сиделки, средний медицинский персонал, некоторые невропатологи и терапевты — думают, что очень сложно наладить сон, снять агрессию, снять бредовые идеи. На самом деле, это реальная задача. Мы не можем вылечить человека, но сделать так, чтобы в уходе он был удобен для нас и при этом ему самому было более-менее хорошо – реальная задача.
Итог заблуждений: Напрасные страдания пациента и его окружения.
Агрессию, бредовые идеи, нарушения поведения и сна, многое другое можно купировать, а развитие слабоумия остановить на время или замедлить.
Ссылка
Фраза, ошибочно приписываемая Достоевскому о том, что «все мы вышли из гоголевской шинели», к самому Достоевскому относится только отчасти. Достоевский вышел из ссылки. Его становление произошло именно там, на каторге, куда он был отправлен после неожиданного смягчения приговора. Настольной книгой, которую читал в то время Достоевский было Евангелие. Понимание простых людей, сопереживание тяготам их жизни — всё, наметившееся в раннем романе «Бедные люди», стало одной из сильных сторон творчества писателя. О своём пребывании в ссылке Достоевский вспоминал: «…те 4 года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу… Это было страдание невыразимое, бесконечное, потому что всякий час, всякая минута тяготела как камень у меня на душе». Но одновременно Достоевский с воодушевлением писал: «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото … Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! … На целые томы достанет».
Суть: о чем роман?
В некий губернский городок прибывает группа молодых людей прогрессивных взглядов, которыми руководит Пётр Верховенский. Приезжие мгновенно заражают город атмосферой всеобщего нигилизма и управляют местным светским обществом, как им угодно. Их проделки, слова и поведение ставят в тупик местные власти, ведь в этой компании сам Николай Ставрогин (сын и наследник богатейшей помещицы).
Оказывается, что Верховенский задумал создать революционную группу, посеять смуту в народе и разжечь пламя мятежа. Он пытается склонить к сотрудничеству сына местной помещицы – Ставрогина, с которым имел давнее знакомство, а также заставляет своих единомышленников убить Шатова, осознавшего губительность замыслов Верховенского. Вину за убийство взял на себя застрелившийся фанатик — нигилист Кириллов. В итоге замыслы революционеров терпят поражение, членов ячейки арестовывают, а сам Верховенский сбегает. Однако урон от его деятельности всё же был. В городе временно разгорелись беспорядки, было жестоко убито несколько человек, Ставрогин под грузом вины покончил жизнь самоубийством, даже родной отец Верховенского умер от болезни и нервного перенапряжения.
Характеристика главных героев:
- Ставрогина Варвара Петровна – высокомерная, властная женщина.
- Ставрогин Николай Всеволодович – сын Варвары Петровны, привлекательный молодой человек, получивший хорошее образование, любимец дам.
- Верховенский Степан Трофимович – добродушный, слабохарактерный, но достаточно проницательный человек.
- Верховенский Петр Степанович – сын Степана Верховенского – хитрый, опасный интриган, руководитель тайного общества.
- Кириллов Алексей Нилыч – автор теории самоубийства, как высшей формы проявления воли мыслящего человека.
- Шатов Иван Павлович – бывший член революционной ячейки, разочаровавшийся в идеях социализма.
Место действия – губернский городок, где собралась группа либерально-настроенной молодежи под предводительством Петра Верховенского. Целью Верховенского является создание революционной группы для разжигания мятежных настроений в народе. Приехавший в город Николай Ставрогин оказывается вовлеченным в тайное общество.
Бурная деятельность Петра приводит к тому, что город начинает лихорадить: легкомысленно настроенная молодежь забавляется, издеваясь над новобрачными и оскверняя иконы. Из-за бушующих вокруг пожаров разрастаются слухи о поджогах, в разных местах появляются листовки с призывом к бунту, недовольные закрытием фабрики рабочие собираются бастовать.
После того, как один из членов ячейки – Иван Шатов решает покинуть революционную организацию, Верховенский призывает единомышленников к убийству бывшего студента якобы за донос.
После убийства Шатова, Кириллов, согласно предварительной договоренности с Верховенским, оставляет записку, где берет на себя вину за чужую кровь. Но это не спасает остальных членов организации от ареста. На свободе остается лишь Петр, сбежавший за границу. Ставрогин, не выдержавший груза вины, кончает жизнь самоубийством.
Не так уж сильно вы ему нравитесь, если он спит с другой женщиной
Какие бы проблемы ни омрачали ваши отношения, они не дают ему права заниматься любовью с другой женщиной. Не спрашивайте, в чем вы виноваты. Не надо брать вину на себя. А если он скажет вам, что это получилось случайно, то помните: измена не бывает случайной. Это не случайность типа «я оступился, и меня засосало болото по имени „Измена“». Он спланировал и воплотил это в жизнь, полностью осознавая то, что это может положить конец вашим отношениям. Помните: если он спит с другой женщиной без вашего разрешения и одобрения, то он ведет себя не просто как мужчина, который не так уж сильно вами увлечен, а как мужчина, которого вы вообще не интересуете.
Оправдание типа «Ему нет оправдания, и он знает об этом»
Измена — это плохо. А неумение объяснить, почему ты изменил человеку, еще хуже. Если вам недостаточно одного красного флага, как насчет двух? Не встречайтесь с мужчинами, которые не знают, почему они совершили тот или иной поступок.
Оправдание типа «Но я растолстела»
Я полностью уверен, что вам надо сбросить 90 кг в виде вашего никчемного бойфренда, а вовсе не те двадцать килограммов, о которых говорит он. Он изменил вам и обозвал вас толстой. Сколько унижений может вытерпеть человек? Если что-то в ваших отношениях его не устраивает, то он должен поговорить об этом с вами, вместо того чтобы искать утешения во влагалище чужой женщины. К тому же подумайте, как он отреагирует, если вы забеременеете, постареете или у вас появится несколько морщин? Или если вы покрасите волосы в цвет, который ему не понравится? Немедленно избавьтесь от этого неудачника, или я сам приду к вам домой и выкину его оттуда.
Оправдание типа «Ему нужно больше секса, чем мне»
Нет никакого оправдания тому, что он вам изменяет. Точка. Есть масса способов решить эту довольно-таки распространенную проблему, которая возникает из-за разницы в сексуальных аппетитах. Как правило, люди начинают с того, что откровенно беседуют на эту тему, и каждый соглашается сделать все от него зависящее, чтобы партнер остался доволен. При этом вовсе не обязательно прыгать в постель к кому-то еще!
Оправдание типа «Но он по крайней мере знал ее»
Объясняю другими словами: не важно, любит он вас или нет. Он ясно дал вам понять, каково его отношение к вашему роману. Он пошел на поводу у своих чувств и устроил все так, чтобы оказаться наедине с другой женщиной, поцеловать ее, снять с нее одежду и сделать все остальное, что обычно происходит, когда два взрослых человека занимаются сексом
Можете ли вы после такого продолжать любить его?
Он пошел на поводу у своих чувств и устроил все так, чтобы оказаться наедине с другой женщиной, поцеловать ее, снять с нее одежду и сделать все остальное, что обычно происходит, когда два взрослых человека занимаются сексом. Можете ли вы после такого продолжать любить его?
Сто процентов опрошенных мужчин сообщили, что никогда не занимались любовью с женщиной по чистой случайности. (Но многие из них пожелали узнать, как возникает такая случайность и что нужно делать, чтобы ею воспользоваться.)
Помните:
- Измене нет оправдания. Позвольте повторить: измене нет оправдания. Теперь скажите это сами: измене нет оправдания.
- Единственное, за что вы несете ответственность при моральном падении другого человека, — это ваши собственные чувства.
- Измена есть измена. При этом не имеет значения, с кем он вам изменил и сколько раз это произошло.
- С каждым разом изменять становится все легче. Трудно бывает только в первый раз, когда испытываешь угрызения совести и вину из-за того, что не оправдал доверие другого человека.
- Обманщики никогда не бывают счастливы. (Потому что все они мерзавцы.)
- Неверный мужчина в первую очередь изменяет себе самому, раз он не может построить нормальные отношения с вами.
Николай Ставрогин
Как-то Ставрогин заметил, что все ему навязывают какое-то знамя. Шатов считал, что Ставрогин мог бы поднять знамя истинной православной веры. Верховенский рассчитывал на его, как он выразился, необыкновенную способность к преступлению. Про него говорили, будто он заманивал и развращал детей, что сам маркиз де Сад мог бы у него поучиться, что в Петербурге он состоял в секретном обществе сладострастников.
На самом деле, ни к какому секретному обществу он не принадлежал и детей не обижал. Правда заключалась в том, что у него была исключительная тяга к эмоциям, и он очень хорошо умел ими манипулировать. Это был ярко выраженный представитель соционического типа Гамлет (этико-интуитивный экстраверт).
Он получал удовольствие как от добра, так и от зла. У него это доходило до болезни. Однажды он прославился тем, что провел за нос чиновника, имевшего привычку публично хвастать тем, что его никто не проведет за нос. Потом он публично поцеловал одну даму в присутствии её мужа.
Одна из его выходок кончилась тем, что он женился на хромой и безобразной Марии Лебядкиной и вынужден был терпеть шантаж и угрозы её брата, пока не убил их обоих руками уголовника.
Суггестивной функцией Гамлета является структурная логика. Она проявляется в том, что он требует от людей системного мышления и предсказуемого поведения.
Ставрогину в романе встречаются люди с программной структурной логикой, но никто из них не в состоянии ему помочь.
Шатов (Робеспьер) был зауряден, и, по сути, сам ожидал от Ставрогина эмоциональной помощи. Когда-то Ставрогин ему доказал, что если истина вне Христа, то лучше быть с Христом, чем с истиной. С тех пор Шатов так и не уверовал, но рассчитывал, что они со Ставрогиным будут добывать Бога трудом, потому что это нужно народу. Ставрогину эта идея показалась бесперспективной.
Петр Верховенский был по своему соционическому типу Максимом (логико-сенсорным интровертом), то есть дуалом Ставрогина. К сожалению, соционических отношений не всегда хватает для взаимопонимания. Пётр Верховенский сам признался, что он мошенник. Бывают, конечно, и Гамлеты-мошенники, которым нет дела до того, какой идеей манипулировать, лишь бы их слушали, но Ставрогин был по-настоящему незаурядным человеком. Он чувствовал в себе огромные силы, и не знал, куда их применить.
Кириллов (Робеспьер) был по-настоящему незаурядным человеком. Его идея о том, что надо преодолеть страх и покончить с собой, тогда станешь Богом. Это была по-настоящему величественная идея, которая в 20 веке вдохновила некоторых философов-экзистенциалистов. Но Ставрогин резонно полагал, что для воплощения такой идеи надо был не вполне нормальным. Он не хотел стреляться, чтобы доказать людям свое величие, и решил по-своему бросить вызов обществу. Он собрался опубликовать свою исповедь, чтобы обнародовать самые скверные поступки своей жизни: о том, как соблазнил четырнадцатилетнюю девочку, как украл у бедного чиновника его последние деньги, единственно, из удовольствия. Но видимо, что-то его останавливало, возможно, его наблюдательная функция – этика отношений.
Он решил посоветоваться с Тихоном, бывшим архиереем. Эту идею ему подал Иван Шатов, сказав, что к нему многие ездят. Тихон был Достоевским по своему соционическому типу и хорошо разбирался в человеческих отношениях. Он объяснил Ставрогину, что тот будет не интересен, а смешон и все его будет презирать, в том числе его любимая женщина (прим. ред. – фрагмент о встрече с Тихоном не вошёл в окончательную редакцию романа «Бесы»). Этого он вынести не мог. Он совершил преступление и покончил с собой. Это был Гамлет.
Общественные деятели и аристократы: маски и тайны
Один из таких персонажей — коррумпированный чиновник Михаил Верховенский. Внешне он кажется самым преданным и служебно направленным человеком, но в реальности он заботится только о своих интересах и готов на все ради их достижения. Верховенский обманывает даже свою жену, Марью Тарасовну, устраивая аферу с его подчиненным Кириллом Шатовым.
Еще одним аристократом, способным на маску и тайны, является Алексей Николаевич Кириллов. Кириллов — куратор города и ведет двойную жизнь. Внешне он проявляет себя как добродетельный и нравственный человек, но в то же время он совершает преступления и содержит связь с низшей социальной средой. Кириллов использует свою власть и статус в обществе, чтобы скрыть свои злодеяния и получить коварные выгоды.
Также в романе присутствуют другие общественные деятели и аристократы, которые не чужды масок и тайн. Например, Барон Павел Ежевич олицетворяет безразличие к борьбе за истину и справедливость, преследуя только свои собственные интересы. А Марья Федоровна Лебядкина, с другой стороны, продемонстрировала свою невменяемость и неуравновешенность, но в то же время остается одной из столпов русского общества высшего класса.
- Михаил Верховенский — коррумпированный чиновник
- Алексей Николаевич Кириллов — куратор города
- Барон Павел Ежевич — личность, погруженная в собственные интересы
- Марья Федоровна Лебядкина — неуравновешенная аристократка
Каждый из этих персонажей обладает своими масками и тайнами, которые они хранят от общественности. Это создает напряженность и неразрешенные проблемы в сюжете романа «Бесы», так как читателям приходится разгадывать их истинную природу и отношения к событиям произведения.
Объяснение сюжета
Середина XIX века охарактеризовалась нарастанием нигилистических настроений среди интеллигенции. Во многих кружках критике подвергался не только монархический строй, но и бытовой уклад. В романе бесы смысл произведения отразил отношение Достоевского к революционному движению.
Книга затрагивает темы, характерные для всего творчества автора. Сред них проблемы:
- Отцов и детей. Старшее поколение, несмотря на свои недостатки, гораздо симпатичнее автору, чем радикальная молодежь, разрушающая все на своем пути.
- Свободы. Герои романа, спутав свободу с вседозволенностью, стали рабами своих идей: Петр – революционных, Кириллов – теории о самоубийстве, Ставрогин – собственных пороков.
- Нигилизма. Автор с презрением относится к нигилистам, отвергая их мировоззрение, считая, что оно несет лишь зло и разрушение.
На отношение автора к происходящему указывает и само название произведения. Достоевский называет бесами не только революционеров. Смысл названия в том, что главным бесом автор считает духовный упадок всего российского народа. «Бесами» одержимы все персонажи романа.
Достоевский говорит не только о жестокости радикалов, но и об их полной безнравственности. Нигилизм негативно сказывается на обществе. Возможно, революционное движение и способно принести счастье, но для этого придется заплатить слишком высокую цену. Согласие на нее приведет к утрате моральных ценностей, без которых невозможно существование народа.
Только преодолев «беснование души» можно построить сильное общество, где приоритет отдается человеку и его правам. Это и составляет главный смысл романа «Бесы».
Капитан Лебядкин
Жил на свете таракан,
Таракан от детства,
И потом попал в стакан
Полный мухоедства …
Место занял таракан
Мухи возроптали.
«Полон очень наш стакан»
Юпитеру кричали …
На мой взгляд, в этом стихотворении очень удачно выражена программная функция этого персонажа – волевая сенсорика. К сожалению, стихотворение не закончено. Далее по плану автора, слуга выплескивает в лохань и мух, и таракана, но таракан не ропщет …
Если бы автор так же удачно изобразил свою творческую функцию – этику отношений, то получился бы законченный портрет Цезаря (сенсорно-этического экстраверта).
По словам Достоевского,
«признак этих людей – совершенное бессилие сдержать в себе свои желания, напротив, неудержимое стремление тот час же их обнаружить со всей даже неопрятностью, чуть только они зародятся. Попав не в свое общество, такой господин обычно начинает робко, но уступите ему на волосок, они тотчас же переходят на дерзости».
Образ карикатурный, но такой яркий, что дополнительных доказательств его принадлежности к типу Цезарь, по-моему, не требуется.
Можно добавить, что он является подзаказным по отношению к Ставрогину, что проявляется в его шутовстве, и подревизным по отношению к его матери, что проявилось, когда он явился её шантажировать, но получил такой отпор, что попросту струсил и так и не решился сказать ничего сказать.
Провокативность
Творчество Достоевского в высшей мере провокативно. Это является одним из «продающих факторов» его произведений, но в то же время это стало и его «проклятием». За Достоевского «крепко взялись» фрейдисты. Можно даже сказать, что фрейдизм вырос из Достоевского. Творчество Фёдора Михайловича дало плодотворную почву для развития фрейдистской теории. Мотивы отцеубийства (отца Достоевского убили крепостные), эдипов комплекс, инцестуальные перверсии — всё это легко находится в творчестве Достоевского и, откровенно говоря, мешает чистому восприятию его творчества. Подход к Достоевскому с позиций фрейдизма — однобокий метод, который в силу своей простоты и наглядности по сей день популярен. Внутренние тяжбы писателя, его непростой жизненный путь, его гениальные откровения и прозрения — всё это нивелируется фрейдистским подходом.
« Существовало ли на Руси многоженство