Положительные герои
Стародум
Черты характера и взгляды:
честен: не приемлет лжи и подлости в личных отношениях и в работе: «Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно…»;
благонравен: верит, что это важно во все времена: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
считает мудрость главным качеством для правителя: «Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо
Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости»
считает, что образование – путь к благонравию: «Я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих – благонравие».
считает честность основой воспитания: «Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в мое воспитание…».
считает чинопочитание неприемлемым: «Я говорю без чинов. Начинаются чины – перестает искренность…».
Стародум – герой-резонёр: транслирует мысли Фонвизина о нравственности, важности воспитания и образования, государственном устройстве.
Герой-резонер – герой литературного произведения, который напрямую выражает взгляд автора, характерен для классицизма, в особенности – для драматических произведений.
Теперь следующий положительный герой.
Правдин
Черты характера и взгляды:
- честный наместник: приезжает к Простаковым, чтобы проследить за порядком в поместье, ему поручено «взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди…».
- имеет схожие со Стародумом взгляды, но более идеализированные.
Например, посмотрим на реплики героев из диалога «о великом государе»:
Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать…Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных!
Мы видим, что оба героя негативно относятся к крепостному праву. Однако Правдин убежден, что владение крестьянами — большое зло, которому нет оправданий и которое должно быть полностью искоренено. Стародум же мыслит реалистичнее: он придерживается схожей позиции, но отмечает, что всем свойственно заблуждаться. В том числе и дворянам, и правителям.
Софья
Знакомимся с Софьей — сиротой, племянницей Стародума.
Черты характера и взгляды:
- воспитанна, во всем слушается дедюшку: «Ваши наставления, дядюшка, составят все мое благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться».
- разделяет взгляды Стародума: «Ваше изъяснение, дядюшка, сходно с моим внутренним чувством, которого я изъяснить не могла. Я теперь живо чувствую и достоинство честного человека и его должность».
Интересно узнать, кого же полюбила наша замечательная Софья?Приветствуем Милона!
Милон
Черты характера и взгляды:
- бесстрашен, что отмечает Стародум: «Я слышал, что вы были в армии. Неустрашимость ваша…».
- скромен:«В мои лета и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди».
- взгляды на нравственность: «И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостию человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать» – отвага и бесстрашие возможны не только на поле боя, говорить правду – такой же высоконравственный поступок.
Мы познакомились с положительными героями «Недоросля», а теперь самое время заглянуть на «темную сторону». Посмотрим на отрицательных персонажей комедии Фонвизина.
Главные герои «Недоросля»
Митрофанушка, он же Митрофан Простаков. Именно в его честь и названо произведение – он является центральным персонажем и главным героем «Недоросля» Фонвизина. В ту эпоху этим словом обозначали избалованных отпрысков дворянских семейств, сидящих на шее у родителей, капризничающих и ведущих образ жизни трутня. Митрофанушка именно таков – он не хочет ни учиться, ни работать, ни вообще приносить хоть какую-то пользу окружающим, и считает, что ему все вокруг должны.
Терентий Простаков. Слабохарактерный глава семейства, подкаблучник и рохля, который не может ни шагу ступить без одобрения жены, которую побаивается
В своей собственной семье, главой которой он является, у него даже нет права голоса, и его мнение никто не принимает во внимание.
Госпожа Простакова. Супруга главы семейства и мать Митрофанушки, главный отрицательный герой «Недоросля»
Дама с раздутым из-за дворянского происхождения самомнением, считающая, что ей всё дозволено. Одержима желанием женить Митрофанушку на Софье из-за того, что та является обеспеченной наследницей.
Стародум. Пожилой дворянин, который приходится Софье дядей и опекуном. Богат, консервативен, что отражено в его фамилии.
- Софья. Племянница Стародума, хорошая и честная девушка, оказывающаяся в центре интриги. Именно она объявлена наследницей состояния Стародума, из-за чего госпожа Простакова и вознамерилась во что бы то ни стала женить на ней непутёвого Митрофана.
- Тарас Скотинин. Брат госпожи Простаковой и ещё один обладатель говорящей фамилии. Это грубый и порочный человек, который руководствуется в своих действиях лишь собственными интересами и примитивными желаниями. Влюблён в Софью. Известно, что он любит свиней, о чём несколько раз он упоминает. Ещё один отрицательный главный герой «Недоросля» – в произведении он играет весомую роль.
- Правдин. Государственный чиновник, принципиальный и неподкупный. Личных интересов не преследует, верит в силу закона. Именно он по ходу пьесы должен разобраться в запутанных делах Простаковых и Софьи. В конце концов уличает госпожу Простакову в зверствах и воровстве у Софьи, что ведёт к конфискации имения Простаковых в пользу государства.
Характеристики главных героев
Одна из главных положительных персонажей в пьесе. Она – племянница Стародума, оставшаяся сиротой. В его отсутствие имением управляют Простаковы. Они же присматривают за Софьей и одновременно обкрадывают её. Узнав, что у девушки богатое наследство, они начинают бороться за её руку и сердце. Однако у девушки есть возлюбленный по имени Милон, которому она остается верна. Подробнее>>>
Одна из главных персонажей и движущее лицо в пьесе. Она мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Простакова участвует практически во всех событиях пьесы, так как действие происходит в доме, где она является хозяйкой. По положению она дворянка, имеет крепостных и представляет собой типичный образец русской помещицы середины XVIII века. Подробнее>>>
Сын помещиков Простаковых и один из главных отрицательных героев комедии. Будучи несовершеннолетним подростком, он является ярким представителем дворянской молодежи и одним из многочисленных «недорослей», населявших Россию в 18 веке. По натуре он груб и жесток, не желает учиться или служить, ни во что не ставит отца и, пользуясь безграничной любовью матери, манипулирует ею как пожелает. Подробнее>>>
Один из главных персонажей комедии, дядя Софьи. Его фамилия указывает на то, что он человек «старой» эпохи, то есть эпохи Петра I. Его роль в произведении очень важна, в особенности его речи и наставления. Отец Стародума служил при Петре Великом и всегда говорил сыну, что нужно оставаться человеком в любое время и в любой ситуации. Подробнее>>>
Один из действующих лиц комедии, родной брат госпожи Простаковой. Такая фамилия подобрана автором не случайно. Тарас любит и разводит свиней. Хозяйственные животные — единственный интерес персонажа. Узнав, что воспитанница Стародума, Софья, является богатой наследницей, он пытается добиться её расположения и жениться на ней. Подробнее>>>
Один из второстепенных героев пьесы. Фамилия персонажа выбрана не случайно. Правдин является честным и благородным чиновником, призванным разобраться в деяниях Простаковых-Скотининых. Он служит бюрократом в наместничестве, созданном Екатериной II. Подробнее>>>
Один из персонажей комедии, жених Софьи, молодой человек больших достоинств, офицер с доблестным характером. Милон скромный и не высокомерный человек. Он очень нравится Софье и Стародуму. Благодаря ему Софье удается избежать брака с сыном-недорослем госпожи Простаковой и ухаживаний со стороны Скотинина. Подробнее>>>
Одна из второстепенных героев пьесы. Она является няней и кормилицей Митрофана. На примере её образа автор пытается показать, как извращало крепостное право дворовых прислуг, как уродовало оно их и унижало. Несмотря на присущие ей хорошие человеческие качества, рабская приниженность берет верх. Подробнее>>>
Один из персонажей комедии, гувернер Митрофана и самый высокооплачиваемый работник в доме Простаковых. Адама Адамыча Вральмана наняли как учителя французского языка и других наук. На самом деле, он бывший кучер Стародума, а никакой не учитель. Подробнее>>>
Второстепенный персонаж комедии, один из учителей Митрофана, бывший семинарист, церковнослужитель низшего разряда. Кутейкин сам малограмотный человек, но назначен обучать сына Простаковой грамоте, то есть письму и навыкам чтения. Подробнее>>>
Второстепенный персонаж пьесы, отставной сержант, подрабатывающий тем, что помогает неграмотным чиновникам научиться счету. Цыфиркин, в соответствии со своей фамилией, является учителем арифметики. Подробнее>>>
см. также:Краткое содержание Недоросль, Фонвизин
Сочинение по комедии Фонвизина «Недоросль»
«Проблема воспитания и образования в комедии Фонвизина «Недоросль» – именно так обычно звучит тема сочинения по интересующему нас произведению. Предлагаю вашему вниманию один из вариантов этой творческой работы.
«Основная проблема, которую поднимает Денис Иванович Фонвизин в комедии «Недоросль», связана с ролью воспитания и образования в жизни общества и конкретного человека.
Героев пьесы можно поделить на два лагеря
Одни персонажи не понимают важность образования и воспитания, другие, напротив, считают, что процветающим государство могут сделать только честные и просвещенные люди. Первая группа представлена господами Простаковыми, их сыном Митрофанушкой, а также братом госпожи Простаковой Скотининым
Во вторую группу входят находящаяся на попечении Простаковых девушка Софья, ее дядя Стародум, жених Милон и пребывающий в доме Простаковых по государственным делам чиновник Правдин.
В центре внимания оказывается Митрофанушка – подросток, которого уже три года обучают арифметике, грамоте и манерам, но так ничему и не смогли научить. Он недоросль. Так раньше называли дворян, которые уже готовы жениться, но не получили необходимого для этого образования. Сегодня так называют невежд, недоучей. К Митрофанушке применимы оба эти значения. Смех вызывают его ответы на вопросы Правдина, решившего проверить его знания. Но за этим смехом стоит серьезная проблема.
Митрофан не только глуп, но и ленив, а также лицемерен и эгоистичен. Его имя с греческого переводится как «подобный матери». Он во всем повторяет поведение и отношение к жизни госпожи Простаковой. Она не видит в учении смысла и уговаривает сына поучиться хотя бы для вида. Сам Митрофанушка заявляет, что не хочет учиться, а хочет жениться. Они не стыдятся своей безграмотности, а оправдывают ее. Оба лицемерят и подлизываются к тем, кто имеет власть и деньги. Но в итоге сын превосходит свою мать. Если она любит его всей душой, то он в финале, когда она теряет все, что имела, отталкивает ее. Причина заключается в плохом воспитании, в том, что мать подавала сыну плохой пример и не видела смысла давать ему хорошее образование. Она не воспитывала его, а баловала. Поэтому в финале пьесы Стародум и говорит: «Вот злонравия достойные плоды!».
Победа оказывается на стороне героев, которые выступают за необходимость образования и воспитания. Софья остается с Милоном. Правдин берет имение Простаковых под свою опеку и раздает всем то, что они заслужили. Отрицательные герои, не понимающие необходимость просвещения, пекущиеся только о своей выгоде, а не об общественном благе, терпят фиаско.
Я считаю, что Фонвизин прав. Образование нужно человеку не только для того, чтобы не быть смешным. Умение отличить хорошее от плохого – необходимое условие выстраивания хороших взаимоотношений с людьми, личного счастья
Также важно, чтобы государством управляли честные и грамотные люди, только тогда в стране будет порядок и экономическое благополучие»
Разумеется, вы можете раскрыть обозначенную выше тему и по-другому. Краткий пересказ комедии «Недоросль» с цитатами из нее и характеристика персонажей пьесы, приведенные в данном материале, помогут вам написать сочинение самостоятельно и получить за него отличную отметку.
Отрицательные образы
Несомненно, закладывает традиции русской национальной комедии представленная Денисом Ивановичем Фонвизиным характеристика героев. «Недоросль» смело и открыто бичует самодурство помещиков-крепостников. Наиболее отрицательным образом комедии является госпожа Простакова. Она управляет своими крепостными твердой рукой, скорее, даже жестоко. Не брезгует героиня невежественна и злопамятна. А разговаривать на повышенных тонах с прислугой для нее — дело обычное. Привычно помещица обращается к своему крепостному Тришке: «скот», «воровская харя», «болван», «мошенник». Няньке своего сына, Еремеевне, которая в этом оболтусе, «благодарная» мамаша говорит «каналья», «собачья дочь», «бестия». И это — к наиболее приближенным, «дворовым» людям! С остальными же ее разговор — и того короче. Простакова грозится «запороть их до смерти». Она уверена в себе, потому что законы — всегда на стороне помещиков.
Правда, у этой мегеры есть отдушина в душе: она любит своего 16-летнего сына. Правда, чувство это — слепое, за что госпожа Простакова поплатилась в конце комедии. Действительно оригинальна авторская, «фонвизинская», характеристика героев. «Недоросль» — это комедия, где каждый герой пользуется своей неповторимой лексикой и определенным словарным запасом.
Господин Простаков — тихий, спокойный подкаблучник. Он во всем подчиняется супруге; не имея своего, следует за ее мнением. Впрочем, он не жесток, любит сына. Но фактически ни на что в доме не влияет, включая воспитание ребенка.
Самобытно и интересно, с соблюдением индивидуальной лексики, создана Фонвизиным характеристика героев. Недоросль не случайно носит Ведь оно по-гречески звучит, как «подобный матери». Кстати, относительно названия комедии. На Руси недорослями называли молодых дворян, не имеющих письменного свидетельства об образовании.
Митрофанушка сторонится учебы, он хамит людям, по-доброму относящимся к нему. Еремеевне говорит: «Старая хрычовка». Учителю Цифиркину — «гарнизонная крыса». Коронная же фраза молодого балбеса — о том, что он не желает учиться, а хочет жениться — несомненно, является творческой находкой Фонвизина, она действительно стала крылатой. Недоросль недалек умом, груб и невежественен. Его лени потакают все в доме.
Брат Простаковой, господин Скотинин, в комедии изображен карикатурно. Он с презрением относится к низшему сословию, зато для него — настоящее увлечение и цель жизни. Весь его кругозор ограничен проблемами свинарника. Об этих животных он не устает говорить. Вдобавок ко всему, он хочет жениться на Софье.
Характеристика героев 2
Данное произведение, написанное Фонвизиным, является самым выдающимся и популярным в русской классике восемнадцатого века. Героев очень много, и сейчас я расскажу о каждом из них, дам им некую характеристику.
Тришка – это портной, который является очень умным и рассудительным молодым человеком. Он любит доказывать и отстаивать свою точку зрения на определённую ситуацию, тем самым он может спровоцировать маленький конфликт с Госпожой Простаковой.
Еремеевна – является няней для Митрофана, работает в доме уже много лет, а если быть точнее то, ровно сорок лет. Считай, всю жизнь она провела в доме Госпожи. Также она весьма гордая женщина и поэтому не может долго терпеть, когда её унижают или как-то возмущаются на неё.
Вральман – был по профессии кучером, но преподавал урок у Митрофана. Но, позже его раскрыли и узнали, что по должности он вовсе не учитель. Его поставили на его профессию кучера.
Кутейкин – дисциплинированный сержант, который имеет ряд положительных манер и качеств. Которыми обладают не все люди. Он очень хорошо воспитан и образован, поэтому он обучает грамоте Митрофана и является одним из преподавателей. К Митрофану относиться скептически. Он недолюбливает его, за лень и глупости которые он совершает.
Цыфиркин – солдат, который так же как и остальные является учителем. Он имеет высокую дисциплинированность, а также он отслужил в армии двадцать лет. Он обучает Митрофана арифметики, поначалу он даже не брал деньги от Простаковых, так как не верил в то, что он сможет чему-то научить.
Правдин – чиновник, он был приглашён Простаковыми, он нужен был для разбора дел в семье. Он даже наказывал их из-за излишней жёсткости, и брал Митрофана на службу.
Милон – был офицером, очень добрый и отзывчивый человек. Достаточно образованный. Был готов отдать всего себя за свою страну, так как был очень предан родине. Он был идеальным человеком. А также он любил Соню.
Софья – она являлась внучкой Стародума. Она очень образованная девушка, имеет высшее образование. Также она выглядит очень опрятной и красивой девушкой. Она была добра к другим людям, а также умело сопереживать и главное понимать проблемы других людей. Софью хотели выдать замуж за Скотина. Она жила в доме Простаковых. Жила она с ними потому что, была сиротой, но также являлась родственницей Простакова.
Стародум – мудрейший человек. Человек пенсионного возраста, был самым положительным персонажем, на всё, что у него имеется, заработал честным трудом.
Скотинин – невежа дворянин. Человек живёт по принципам деградации, никак не развивается и не стремиться к развитию. По его фамилии уже можно составить его портрет. Он ведёт себя грубо в отношении к другим людям, никого не уважает.
Митрофанушка – сын Простаковых, ему пятнадцать лет, очень ленивый и глупый юноша. Учился только из-за того, что его заставляли, так как он был в высшем обществе.
Господин Простаков – дворянин, никогда не перечет своей жене, пытается всё делать так, как она скажет.
Госпожа Простакова – одна из главных героинь комедии. Была злой и чёрствой. Она была не единственным ребёнком в семье. Но, живы остались только она и её брат. Госпожа всё позволяет и любит только своего сына. Она его балует.
История создания
Первые рукописи набросков «Недоросля» датируются приблизительно 1770-м годом. Для написания пьесы Фонвизину пришлось переработать множество произведений с соответствующей идейностью — труды русских и зарубежных современных писателей (Вольтера, Руссо, Лукина, Чулкова и др.), статьи из сатирических журналов и даже комедии, написанные самой императрицей Екатериной Второй. Работа над текстом была полностью завершена в 1781 году. Через год, после некоторых препятствий со стороны цензуры, состоялась первая постановка пьесы, причем режиссером был сам Фонвизин, а первая публикация пьесы состоялась в 1773 году.
Действие 1
Сцена начинается с бурного обсуждения сшитого для Митрофанушки кафтана. Госпожа Простакова ругает своего портного Тришку и Простаков поддерживает ее в стремлении наказать нерадивого слугу. Ситуацию спасает появление Скотинина, он оправдывает горе-портного. Далее следует комичная сцена с Митрофанушкой — он проявляет себя инфантильным молодым человеком, к тому же весьма любящим плотно покушать.
Скотинин обсуждает с четой Простаковых перспективы его брака с Софьюшкой. Единственный родственник девушки Стародум неожиданно присылает весть об обретении Софьей внушительного наследства. Теперь у юной барышни от женихов нет отбоя — теперь в списке кандидатов в мужья появляется «недоросль» Митрофан.
Действие 2
Среди остановившихся в деревне солдат волей случая оказывается жених Софьюшки — офицер Милон. Он оказывается хорошим знакомым Правдина, чиновника приехавшего разобраться с беззакониями, творящимися в имении Простаковых. При случайной встрече с возлюбленной Милон узнает о планах Простаковой устроить судьбу своего сына путем женитьбы на теперь уже состоятельной девушке. Далее следует ссора Скотинина и Митрофана из-за будущей невесты. Появляются учителя — Кутейкин и Цыфиркин, они делятся с Правдиным подробностями своего появления в доме Простаковых.
Действие 3
Приезд Стародума. Правдин первым встречает родственника Софьи и докладывает ему о бесчинствах, творящихся в доме Простаковых по отношению к девушке. Вся хозяйская семья и Скотинин с лицемерной радостью приветствуют Стародума. В планах дяди увезти Софьюшку в Москву и выдать ее замуж. Девушка покоряется воле своего родственника, не зная, что он выбрал ей в мужья Милона. Простакова начинает расхваливать Митрофанушку как прилежного ученика. После того как все разошлись, оставшиеся учителя Цыфиркин и Кутейкин обсуждают леность и бездарность своего недоросля-ученика. Параллельно они обвиняют проходимца, бывшего конюха Стародума, Вральмана в том, что он своим дремучим невежеством препятствует процессу обучения и без того бестолкового Митрофанушки.
Действие 4
Стародум и Софьюшка ведут беседу о высоких моральных принципах и о семейных ценностях — подлинной любви между супругами. После беседы с Милоном, удостоверившись в высоких нравственных качествах молодого человека, дядя благословляет племянницу на брак с возлюбленным. Далее следует комичная сцена, в которой неудачливые женихи Митрофанушка и Скотинин выставляются в весьма невыгодном свете. Узнав об отъезде счастливой пары, семейство Простаковых решает перехватить Софью на выезде.
Действие 5
Стародум и Правдин ведут благочестивые беседы, услышав шум, они прерывают разговор и вскоре узнают о попытке похищения невесты. Правдин обвиняет Простаковых в этом злодеянии и грозит им наказанием. Простакова на коленях выпрашивает прощение у Софьи, но как только получает его, тотчас же обвиняет слуг в нерасторопности при похищении девушки. Приходит правительственная бумага, гласящая о переходе под опеку Правдина всего имущества Простаковых. Сцена выплаты долгов учителям завершается справедливой развязкой — открывается обман Вральмана, щедро одаривается скромный трудяга Цыфиркин, а невежа Кутейкин остается ни с чем. Счастливые молодые и Стародум готовятся к отъезду. Митрофанушка внимает совету Правдина пойти на службу в солдаты.
Главные герои
Митрофанушка
16-летний грубиян и невежда дворянского происхождения. Он единственный ребенок в семье. Родители с детства баловали любимчика, за что получили к себе неуважительное и местами презрительное отношение. К отцу он питает открытую неприязнь, и всячески демонстрирует это. С матерью он учтив, до тех пор, пока она дает деньги на все его прихоти. Митрофан не склонен к изучению наук и считает это занятие бесполезной тратой времени. Он любит лишь свиней и деньги. Идея скорого брака неожиданно вызвала глубокий интерес у недоросля. Своей супругой он пожелал видеть разбогатевшую наследницу Стародума Софию.
Госпожа Простакова
Хитрая и властная женщина дворянского происхождения. Она управляет поместьем, не допуская к делам своего мужа. С крепостными она жестока и зла. Единственная любовь в ее жизни – это сын Митрофан. Эти чувства кажутся безумными и безграничными. Она готова для него на все, хотя иногда это всерьез вредит парню. По ее инициативе было решено украсть Софию для Митрофанушки.
Господин Простаков
Провинциальный помещик с говорящей фамилией. Ему не нужно от жизни много. Он даже не пытается высказывать свое мнение и вникать в семейные дела. Терентию проще полностью подчиниться супруге и следовать в том направлении, которое она укажет. Несмотря на откровенное неуважение со стороны сына, Простаков искренне питает к Митрофану отеческие чувства.
Стародум
Дядя Софии, опекающий девушку после смерти родителей. Несмотря на всю свою силу, он не пытается подчинить себе племянницу. Он всегда старается находить решение не с помощью приказов, а за счет разумных диалогов. Он мудрый и искренний. Стародум не видит большой ценности в наградах и званиях. На войне его отвагу никто не оценил даже несмотря на полученное ранение. А во время службы при дворе, его не представили ни к какому чину. Своё место он нашел в Сибири, где долгое время работал по совести и сколотил капитал. В комедии Недоросль герои являются вымышленными персонажами, в то время, как Стародума можно назвать прообразом Фонвизина. Автор постарался через него выказать свою позицию.
Софья
Юная сирота, потерявшая отца, будучи ребенком, а мать незадолго до событий, описанных в произведении. Девушка умна и хорошо образована. Она уважительно относится к своему дяде, который оставил любимой племяннице внушительное состояние. Она нашла свою любовь в лице офицера Милона, но судьба выстроили перед ней целую стену преград. Ее хотели насильно выдать замуж за Скотинина, а потом выкрали для заключения брака с Митрофанушкой. Но, девушка не сдается и до последнего борется за свою любовь.
Милон
Добропорядочный офицер, имеющий прекрасное образование и большую скромность. Он успешен в военных делах, на поле бое отличается смелостью и отвагой и в нем нет ни капли высокомерия. Его чувства к Софье искренние. Милона не интересует уровень богатства девушки, ведь он любит ее за доброе сердце и чистую душу. Данный персонаж призван показать, как выглядит молодёжь России способная возродить, преумножить и развить мощь своей страны. Именно в руках таких благородных и честных людей лежит будущее.
Правдин
Государственный служащий, направленный в провинцию в командировку. Цель его присутствия – проверка дел в поместье Простаковых. Он не допускает самодурство и произвол, и все вопросы решает только по чести и совести. Благодаря его расследованию, госпожа Простакова распрощалась со своими несметными богатствами.
Персонажи комедии четко подразделяются на хороших и плохих. Главные герои комедии Недоросль не лишены живости и яркости, что придает им особую индивидуальность.
Образ Правдина
Правдин, государственный чиновник, воплощает идею государственности, которая оберегает интересы просвещения, народа, которая стремится активно изменить жизнь к лучшему. Опека над имением Простаковой, которую волею императрицы назначает Правдин, вселяет надежду на то, что правительница России способна встать на защиту тех из своих подданных, кто всего более в этой защите нуждается, а решительность, с которой Правдин проводит преобразования, должна была убедить зрителя, что высшая власть заинтересована в улучшении жизни народа. Но как тогда понять слова Стародума в ответ на призыв Правдина служить при дворе: «Тщетно звать врача к больным неисцельно»? Вероятно, то, что за Правдиным стояла Система, которая подтвердила своё нежелание и неумение проводить реальные преобразования, а Стародум представлял в пьесе себя самого, отдельного человека, и объясняло, почему образ Стародума воспринимался зрителями с гораздо большим сочувствием, чем образ «идеального чиновника».
Главные герои
Рассматривая образы основных героев стоит отметить, что говорящие фамилии персонажей пьесы выражают однолинейность их характера и не оставляют сомнения о нравственной оценке автором действующих лиц комедии.
Полновластная хозяйка имения, деспотичная и невежественная женщина, считающая, что все дела без исключения можно решить при помощи силы, денег или обмана.
Его образ — средоточие глупости и необразованности. Обладает поразительной безвольностью и нежеланием самому принимать решения. Недорослем Митрофанушку нарекли не только в силу возраста, но также из-за его тотального невежества и низкого уровня нравственного и гражданского воспитания.
Добрая, отзывчивая девушка, получившая хорошее образование, обладающая высоким уровнем внутренней культуры. Живет у Простаковых после смерти родителей. Всем сердцем предана своему жениху — офицеру Милону.
Человек, олицетворяющий жизненную правду и слово закона. Будучи государственным чиновником, он находится в имении Простаковых для того, чтобы разобраться в творящихся там беззакониях, в частности несправедливо жестокого обращения со слугами.
Единственный родственник Софьи, ее дядя и опекун. Преуспевающий человек, которому удалось воплотить в жизнь свои высокоморальные принципы.
Возлюбленный и долгожданный жених Софьи. Храбрый и честный, отличающийся высокой добродетелью молодой офицер.
Недалекий, жадный, необразованный человек, не гнушающийся ничем ради наживы и отличающийся лживостью и лицемерностью в высокой степени.
Выводы
Фонвизин, несомненно, был мудрый и наблюдательный человек. В комедии им дана уничтожающе-обличительная характеристика героев. «Недоросль» заставляет задуматься о необходимости прекращения издевательств над крепостными людьми. Поэтому комедия Фонвизина — не отвлеченная, не для увеселения екатерининских вельмож и фаворитов, а остросатирическая, социально-направленная. Труд над такими произведениями для самого комедиографа был неблагодарным, требовал нервов. В отставку Денис Иванович пошел из-за тяжелой болезни — паралича. Даже императрица Екатерина II, женщина прогрессивная, недолюбливала едкую сатиру Фонвизина и не всегда шла навстречу прошениям классика.
Тема сегодняшнего повествования — история создания и анализ «Недоросля» Фонвизина. Произведение автора екатерининской эпохи не утратило актуальности и сегодня. Комедия Фонвизина «Недоросль» вошла в фонд классической литературы. В этом произведении затронут ряд проблем и вопросов, привлекающих читателей во все времена.
Анализ «Недоросля» Фонвизина должен включать краткую характеристику героев этого драматургического произведения. Стоит также рассказать об идее русского литератора. Что вдохновило Фонвизина на написание комедии, популярной на протяжении более двухсот лет? Какие недостатки общества автор прежде всего хотел высмеять в своем сочинении? И какова была реакция современников на это произведение? Ответы на все эти вопросы содержатся в статье. Но прежде чем приступить к анализу «Недоросля» Фонвизина, следует рассказать о главных событиях, изображённых в пьесе.
Действия, как и в любом другом драматургическом произведении эпохи классицизма, совершаются в течение всего одного дня.
События происходят в деревне помещиков Простаковых. В чём заключается смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина? Даже не зная значения этого слова, можно догадаться, что имеет оно негативный оттенок. Смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина следует искать в реалиях XVIII века. Современники писателя использовали этот термин по отношению к молодым дворянам, не получившим особого удостоверения, свидетельствующего о получении образования. Такой документ выдавал учитель. Если же у юноши удостоверения не было, его не принимали на службу и не позволяли вступать в брак.
Недорослем в комедии назван сын главной героини — помещицы Простаковой. Начинается произведение со сцены, происходящей в ее доме. Простакова злится на Тришку, потому как тот сшил чересчур широкий кафтан ее сыну Митрофанушке. То, что слуга не имеет необходимых навыков в портняжном деле, и давать ему подобные поручения было изначально ошибкой, она не учитывает.
Шестнадцатилетний отрок не проявляет особого рвения в учебе, чему способствует необразованность и глупость его матери. Подробнее об этих персонажах расскажем позже. Прежде автор знакомит читателей с Софьей — положительной героиней произведения.
Девушка не так давно проживает в доме Простаковой. Она родственница помещицы, и у неё нет никакого состояния. По крайней мере, так полагает Простакова. Но однажды Софья получает письмо от своего дяди Стародума. Послание госпожа Простакова прочитать не в состоянии, потому что грамоте не обучена. Правдин, прочитав письмо, излагает ей краткое содержание. В «Недоросле» Фонвизина этот герой, наряду со Стародумом, является сторонником просвещения.
О чём же письмо, полученное Софьей? Стародум пишет племяннице о том, что завещает ей огромное состояние. Это приводит в возбуждение почти всех персонажей комедии. Простакова полагала, что девушка — круглая сирота. Но неожиданный поворот событий наводит на мысль о том, что племянницу Стародума можно выдать замуж за безалаберного Митрофана.
О женитьбе на Софье начинает мечтать и Скотинин. Однако сердце Софьи занято. Она влюблена в офицера Милона, с которым познакомилась в Москве еще до того, как осиротела. Вскоре она встретит молодого человека снова, и он спасет ее от притязаний корыстного Скотинина и деспотичной Простаковой.
В небольшой город, в котором происходят главные события, приезжает Стародум. Он узнает в одном из учителей Митрофанушки своего бывшего кучера. Преподаватели сына Простаковой достойны особого внимания.
Кутейкин — недоучившийся семинарист. Цыфиркин — отставной сержант. Вральман, фамилия которого говорит о его человеческих качествах весьма красноречиво, Митрофанушку ничему не учит, потому как и сам мало чего знает. Как уже было сказано, раньше он трудился кучером. Но был уволен, подходящей работы не нашел, а потому пошёл в учителя. То, что в преподавательском деле Вральман некомпетентен, Простакова не замечает, так как сама крайне невежественна.