Содержание «После бала» с цитатами
Композиционно содержание произведения можно разделить на две части: события на балу и после бала.
Первые строки повествования – дискуссия умудрённых опытом друзей о том, может ли окружающая среда повлиять на судьбу человека. Один из них, Иван Васильевич, считая, «что всё дело в случае» предлагает послушать историю из его жизни.
Его рассказ начинается с описания бала в доме губернского предводителя. Счастливый Иван Васильевич наслаждается общением с любимой девушкой. Всё ему кажется замечательным: чудесные добрые хозяева, красивые наряды, ослепительная зала, весёлая музыка. На протяжении вечера герой не сводит глаз со своей любимой. Он с восторгом наблюдает за танцующим полковником и его дочерью.
Умиляется его самодельными сапогами, думая о том, что отец ради Вареньки экономит на себе и идёт на жертвы. Молодой человек готов любить весь мир. «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро», – вспоминает рассказчик.
Окрылённый впечатлениями, рассказчик, вернувшись домой, остаётся в состоянии блаженства. Он выходит на улицу. Раннее утро, просыпающийся город, редкие прохожие. Окружающее казалось «мило и значительно». Эта часть рассказа проникнута ощущением добра и света. Блестящие глаза, радостные улыбки, белые и розовые краски окружают юного влюблённого.
Настроение резко меняется в следующей части повествования. Иван Васильевич в рассеявшемся утреннем тумане увидел картину, поразившую его воображение. Между солдатами с палками в руках прогоняли татарина. Сослуживцы сильно избивали его по приказу начальства, наказывая за побег. Его спина превратилась во что-то «пёстрое, мокрое, красное, неестественное». До юноши донеслись слова бедняги. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердствуйте. Братцы, помилосердствуйте». Но наказание продолжалось.
В человеке, руководящем истязанием, Иван Васильевич неожиданно узнал отца своей любимой Вареньки. Офицер, не снимая перчатки, избивал одного из солдат, решившего пожалеть несчастного. Заметив Ивана Васильевича, Пётр Владиславич сделал вид, что они не знакомы и продолжил контролировать экзекуцию. Главный герой почувствовал ужас и стыд. По дороге домой он пытался найти оправдание действиям полковника, но перед ним вновь и вновь возникала страшная картина, а в ушах звучала неприятная резкая музыка. Ему было жутко, страшно и тоскливо.
Произошедшее событие коренным образом изменило жизнь молодого человека. Он перестал встречаться с Варенькой, «любовь пошла на убыль». Долгое время пытался разобраться в том, что увидел
Считал, что не понимает чего-то важного в этой жизни. Но «сколько ни старался и потом не смог узнать этого»
Поэтому не захотел быть офицером, не стал и чиновником. Мировоззрение и нравственные принципы не позволили ему служить государству с такими жестокими и несправедливыми законами.
Заключение
Рассказ Л. Н. Толстого был создан более века назад, но не утратил своей актуальности. Как правильно выбрать свой жизненный путь, не поддаться обстоятельствам? Эти вопросы и сегодня волнуют каждого молодого человека. Произведение помогает разобраться в историческом прошлом нашей страны, предостерегает от ошибок. На примере главного героя мы учимся доброте, честности и милосердию.
Это интересно: Рассказ Л. Н. Толстого был написан в 1872 году и относится к литературному направлению реализм. Прочитать краткое содержание «Кавказского пленника» Толстого можно на нашем сайте. Оно пригодится при подготовке к урокам литературы в 5 классе, а также для ознакомления с сюжетом произведения.
Название произведения отсылает читателя к поэме А. С. Пушкина «Кавказский пленник». Однако, в отличие от предшественника, Толстой в своем рассказе изобразил не романтического, идеализированного персонажа, а обычного русского офицера Жилина – храброго, трудолюбивого и человечного героя, способного всегда найти выход из трудной ситуации.
Идея
Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.
Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.
Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.
Короче
В разговоре с товарищами главный герой повести Иван Васильевич вспоминает случай, произошедший с ним в юности. Он влюбился в девушку Вареньку, дочь полковника Петра Владиславовича. Ее образ стоял перед его глазами. На балу, который устроил губернский руководитель на Масленицу, юноша успел потанцевать с барышней и получить от нее в подарок несколько вещей.
Охваченный романтическим чувством после бала, он не смог уснуть и утром отправился в дом своей возлюбленной. Неподалеку на плацу он увидел, как солдаты под предводительством полковника пороли убегающего солдата. Петр Владиславович руководил процедурой с особой жестокостью. После этого случая любовь Ивана Васильевича к Вареньке угасла.
История создания
В начале апреля 1903 г. в городе Кишинёве Бессарабской губернии Российской империи произошёл крупный еврейский погром. Л. Н. Толстой выступил с резким осуждением погромщиков и бездействовавших властей. Комитет помощи пострадавшим от погрома организовал сбор средств. В конце апреля известный еврейский писатель Шолом-Алейхем попросил Льва Толстого «дать что-нибудь» для готовящегося им с той же целью литературного сборника. В ответном письме Лев Николаевич обещал выполнить его просьбу.
9 июня Толстой решил написать рассказ о случае из жизни своего брата Сергея Николаевича, навевающем определённые ассоциации с кишинёвским погромом. Эту историю 75-летний Лев Николаевич запомнил ещё со студенческих времён, проведённых вместе с братьями в Казани.
План будущего рассказа был набросан в дневниковой записи от 18 июня 1903 г. Первый вариант рассказа под названием «Дочь и отец» был написан 5-6 августа. Затем Толстой поменял название на «А вы говорите». Окончательная редакция рассказа под названием «После бала» была закончена 20 августа 1903 г. Произведение было опубликовано уже после смерти писателя в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого» в 1911 г.
Значение рассказа “После бала” (Л.Н. Толстой)
Рассказ “После бала” Льва Николаевича Толстого имеет глубокое значение, демонстрируя двуличие и лицемерие некоторых людей
Он напоминает нам о важности не возлагать слишком большие надежды на других, а вместо этого стремиться к развитию самих себя и воспитанию хороших качеств, таких как человечность и сочувствие к окружающим
Рассказ показывает, что социальный статус не дает никому право на проявление гадости или жестокости, и что все мы, независимо от положения в обществе, равны в своей человеческой сущности
Этот рассказ напоминает нам о важности подлинности, моральности и честности во взаимоотношениях с другими людьми
На балу
На очередном балу, куда полковник привез дочь, он, как всегда, был галантен и учтив. Было видно, какие у них с дочерью доверительные отношения. Он казался искренним, всем поведением и видом показывая любовь к Вареньке. Когда они кружили по залу, с них не сводили глаз. За этой парой приятно было наблюдать.
Полковник любил танцевать. Несмотря на преклонный возраст, старался не пропускать подобных мероприятий. Иван Васильевич, рассказчик, при первой встрече с бравым военным, был очарован им, как и другие. Все изменилось, когда ему пришлось увидеть полковника во время службы. Произошла эта встреча уже после бала.
Анализ на автобиографичность
Происшествие перевернуло жизнь Ивана Васильевича. Он констатирует, что сколько «ни старался, не смог узнать» то, что всем известно и все объясняет. «А не узнав», отказался от военной карьеры и вовсе от всякой службы.
Биография молодого писателя во многом сходна с судьбой героя. После университета Толстой возвращается в родовое имение и пытается ввести новшества, способствующие облегчению жизни крестьян. Он организовывает школу для крепостных, где активно преподает сам.
Писатель чурается государственной и военной службы, хотя высшее образование и графский титул открывают перспективы на любом из поприщ. И только неожиданное увлечение игрой в карты, повлекшее крупный проигрыш, и предложение старшего брата, с которым Лев Николаевич был очень близок, вносят коррективы в жизненную позицию автора рассказа. Он уезжает на Кавказ, где сдает экзамен и поступает юнкером в артиллерийский полк.
Служба в действующей армии нашла отражение в повести «Казаки» (Кавказская война) и «Севастопольских рассказах» (Крымская война).
Очень долго молодой Толстой не чувствовал влечения к женщинам. Дневниковые записи передают переживания и сомнения писателя в традиционности своей половой ориентации, которые, впрочем, опровергаются отвращением к проявлениям гомосексуальности, последующими жаркими романами и женитьбой в 34 года.
Кто виноват
Внезапно произошедшая метаморфоза непонятна читателю. Иван Тимофеевич также испытывает смятение. Каково же на самом деле настоящее лицо этого человека? Что заставило добродушного любящего отца стать чудовищем. В рассказе «После бала» полковник – жертва объективной реальности. Пётр Анисимович не притворялся. На службе он выполнял свой долг, вел себя так, как принято в обществе ему подобных. Виноват не отдельный человек, а закон, позволяющий офицеру унижать достоинство и поднимать руку на подчинённого. Телесные наказания, палочная дисциплина в армии – привычная норма жизни людей того времени, эпохи правления Николая I. Часто окружающая среда, общественное мнение формирует характер человека, руководит его действиями. Полковник не сомневался, что поступает правильно, не считал себя плохим человеком, потому что так думали и поступали его современники. Жестокий век и жестокие нравы калечат души людей, обесценивают нравственные законы и уничтожают моральные принципы.
Образ полковника в рассказе «После бала» помогут раскрыть цитаты и описание его внешности.
«После бала» описание внешности полковника
«Смотрите, папа просят танцевать», — вот таким было первое упоминание о полковнике.
Жизнь раскололась пополам
Счастье на балу
Жестокая реальность одного утра развеяла грёзы и поставила перед Иваном Васильевичем трудную задачу. Приём антитезы, используемый автором, помогает понять состояние главного героя. Его жизнь будто раскололась надвое. Описание бала насыщено ощущением счастья и любви. На протяжении вечера молодой человек не отходит от своей любимой девушки. Белое платье невесты, звуки вальса, добрые улыбки – эти детали помогают создать неповторимую картину праздника.
Ужас после бала
Страшная картина экзекуции беглого солдата заставила юношу по-другому взглянуть на современную действительность. Неприятные, резкие звуки, чёрные мундиры, красная спина символизируют боль, несчастье и ужас. Реальная действительность разрушила мечты и грёзы. Ивана Васильевича.
История создания
История создания рассказа “После бала” уводит нас в далекий 1903 год, когда Лев Николаевич Толстой решил воплотить в литературе сильное впечатление, которое оставило в его душе действительное событие, произошедшее много лет назад, когда он еще был студентом в Казани. В это время его брат Сергей Николаевич влюбился в дочь местного военного начальника, Л. П. Корейша, и собирался жениться на ней.
Однако судьба заранее сулила несчастье. Однажды, Сергей Николаевич стал свидетелем жестокого наказания, которое по его словам, “вышло за рамки нормы”. Это наказание привело его в глубокое потрясение. Он больше не мог смотреть в глаза отцу своей возлюбленной, и даже мысль о браке с Л. П. Корейшей померкла в его сердце.
Описанная история настолько сильно впечатлила Льва Николаевича Толстого, что она не покидала его память на протяжении многих лет. В конечном счете, он решил воплотить эту историю в рассказе под названием “После бала”. Перед выбором названия рассказа писатель задумывался и рассматривал различные варианты, такие как “Рассказ о бале и сквозь строй”, “Дочь и отец” и другие. Однако в итоге он остановился на простом и загадочном названии “После бала”.
Мне нравится1Не нравится1
Основным волнением писателя в этом рассказе был вопрос о взаимодействии человека и его окружения, о влиянии обстоятельств на поведение человека. Толстой задумывался о том, может ли человек самостоятельно управлять собой и своими поступками, или все дело заключается во внешних силовых факторах и обстоятельствах, которые формируют нашу судьбу.
Сочинение про Ивана Васильевича
При чтении работ знаменитого русского писателя Толстого удивляешься тому, какой талант и колоссальное чувство слова было скрыто в этом человеке. Его труды составляют ряд гениальных произведений русской литературы. Одним из таких творений является рассказ «После бала», основанный на событиях, происходящих в реальности в то время. Ведь все это происходило с братом писателя.
Главный персонаж — Иван Васильевич, который отрицает, что для того, чтобы совершенствоваться, необходимы совсем другие условия жизни. И рассказывает свою жизненную историю, которая полностью изменила его судьбу. Действие происходит в 40-е годы XIX века. Он в то время учился в университете и все свободное время проводил в веселье. И так как наш герой был приятной внешностью, то он с огромным удовольствием посещал торжества и балы. Вот как раз об одном из таких вечеров и повествует Иван Васильевич, который в то время был влюблен к Вареньке. Девушка была хороша собой, и поэтому он не мог налюбоваться на нее. В сторону остальных барышень он даже и не смотрел, и все время танцевал только с Варенькой.
Здесь мы видим, как счастлив человек, причем это счастье было настоящее. Иван Васильевич обнимал мир любовью и боялся, что все может рухнуть в один момент. На балу он даже не мог и думать о том, что существует зло и жестокость. Когда он пошел к дому Вареньки, наполненный светлим чувством, то вдруг увидел, как солдаты наказывали беглого татарина. Его потрясло, с какой силой и жестокостью сыпались удары на спину этого человека.
Но больше всего он был удивлен и не мог поверить, что этими солдатами руководил отец его любимой девушки, которым он похвалялся. Ивану Васильевичу было стыдно за то, что этот человек на самом деле оказался таким бессердечным. Вскоре после случившегося наш герой поменял планы о поступлении на военную службу. Он поменялся нравственно. Иван Васильевич совершенно по — другому начал смотреть на мир и окружающих людей. После этого все высокие чувства у него пропали. Таким образом, автор на образе данного героя показал, как в человеке может пробудиться совесть и чувство ответственности за ближнего.
После бала
Праздник закончился. Гости разошлись. После бала сон не шел. Эмоции переполняли Ивана Васильевича. Он направился к дому Вареньки и невольно стал свидетелем неприглядного зрелища, где главная роль была отведена полковнику. На этот раз, уже без парадного мундира, он выполнял свои непосредственные обязанности.
Перемены были разительны. Он изменился не только внешне, но и внутренне. В нем не осталось ничего человеческого. Наказанию подвергся солдат, пытавшийся совершить побег. Полковник оставался глух и нем к его мольбам о пощаде. Ему казалось, что он недостаточно наказан. Его гнев обратился на подчиненных. Он орал на них, унижал, заставляя причинить еще большую боль провинившемуся солдату.
Увидев Ивана Васильевича, полковник сделал вид, что не узнал его. Отвернулся и продолжил свое грязное дело. Трудно представить, что еще недавно он нежно щебетал с дочерью, был галантен с дамами, шутил и смеялся, радуясь жизни. Сняв маску с лица, он принял истинный облик, который тщательно скрывал.
Главная идея
Главная идея рассказа “После бала” заключается в том, чтобы раскрыть события, произошедшие во времена правления Николая I. В это время в России было всеобщее напряжение после декабристского восстания, и правительство приняло жесткие меры контроля над обществом. Сравнение усов Петра Владиславовича с усами Николая I позволяет автору показать тиранию и растущую подавленность в стране и обществе.
Основной смысл рассказа заключается в том, чтобы в разных эпизодах показать две стороны условий жизни в России: крестьяне и дворяне. Лев Николаевич Толстой стремится показать истинную сущность элитарного общества, снять с них маски добродушия и приветливости. Вначале писатель описывает картину, где высшее общество наслаждается временем, проведенным на балу, а затем перед читателями появляется эпизод избиения сбежавшего солдата.
Мне нравится7Не нравится5
Рассказ стал отражением взглядов Толстого на страну. Он не видел в России единого целого. Он представлял ее разделенной на две стороны, причем одна из них медленно умирает под тяжестью тирании и насилия. Автор стремится показать противоречия и неравенство в обществе, а также демонстрирует гнетущие условия, в которых проживает большая часть населения.
Другие персонажи
Пётр Владиславич
–
отец Вареньки, полковник. Человек двуличный: добрый любящий отец на балу и бесчувственный офицер, руководящий наказанием солдата, после бала.
Варенька
–
восемнадцатилетняя девушка, в которую без памяти влюблён герой. Она обворожительна, мила и наивна.
Композиционно содержание произведения можно разделить на две части: события на балу и после бала.
Первые строки повествования – дискуссия умудрённых опытом друзей о том, может ли окружающая среда повлиять на судьбу человека. Один из них, Иван Васильевич, считая, «что всё дело в случае» предлагает послушать историю из его жизни.
Его рассказ начинается с описания бала в доме губернского предводителя. Счастливый Иван Васильевич наслаждается общением с любимой девушкой. Всё ему кажется замечательным: чудесные добрые хозяева, красивые наряды, ослепительная зала, весёлая музыка. На протяжении вечера герой не сводит глаз со своей любимой. Он с восторгом наблюдает за танцующим полковником и его дочерью. Умиляется его самодельными сапогами, думая о том, что отец ради Вареньки экономит на себе и идёт на жертвы. Молодой человек готов любить весь мир. «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро», – вспоминает рассказчик.
Окрылённый впечатлениями, рассказчик, вернувшись домой, остаётся в состоянии блаженства. Он выходит на улицу. Раннее утро, просыпающийся город, редкие прохожие. Окружающее казалось «мило и значительно». Эта часть рассказа проникнута ощущением добра и света. Блестящие глаза, радостные улыбки, белые и розовые краски окружают юного влюблённого.
Настроение резко меняется в следующей части повествования. Иван Васильевич в рассеявшемся утреннем тумане увидел картину, поразившую его воображение. Между солдатами с палками в руках прогоняли татарина. Сослуживцы сильно избивали его по приказу начальства, наказывая за побег. Его спина превратилась во что-то «пёстрое, мокрое, красное, неестественное». До юноши донеслись слова бедняги. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердствуйте. Братцы, помилосердствуйте». Но наказание продолжалось. В человеке, руководящем истязанием, Иван Васильевич неожиданно узнал отца своей любимой Вареньки. Офицер, не снимая перчатки, избивал одного из солдат, решившего пожалеть несчастного. Заметив Ивана Васильевича, Пётр Владиславич сделал вид, что они не знакомы и продолжил контролировать экзекуцию. Главный герой почувствовал ужас и стыд. По дороге домой он пытался найти оправдание действиям полковника, но перед ним вновь и вновь возникала страшная картина, а в ушах звучала неприятная резкая музыка. Ему было жутко, страшно и тоскливо.
Произошедшее событие коренным образом изменило жизнь молодого человека. Он перестал встречаться с Варенькой, «любовь пошла на убыль». Долгое время пытался разобраться в том, что увидел
Считал, что не понимает чего-то важного в этой жизни. Но «сколько ни старался и потом не смог узнать этого»
Поэтому не захотел быть офицером, не стал и чиновником. Мировоззрение и нравственные принципы не позволили ему служить государству с такими жестокими и несправедливыми законами.