«уроки французского»: герои рассказа валентина распутина

Герои рассказа «уроки французского» и их роль в сюжете: характеристика распутина

Место и время действия

События, описанные в рассказе, происходят через три года после окончания второй мировой войны, в 1948 году, в Советском Союзе, на территории Иркутской области. Названий конкретных населенных пунктов не упоминается. Основной сюжет разворачивается в райцентре, который в тексте именуется «поселком», также описываются некоторые события, происходившие в деревне, откуда родом главный герой.

Из текста известно, что деревня стоит на реке Ангара. Вероятно, автор имел в виду населенные пункты, с которыми была связана его ранние годы: село Усть-Уда и деревню Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области.

Распутин: герои рассказа «Уроки французского» и их роль в сюжете

Распутин обладает необычными способностями – он обучает людей арифметике, французскому языку и некоторым другим предметам. Эти так называемые «уроки французского» становятся центральной темой рассказа. Они не только помогают персонажам расширить свой кругозор, но и превращаются в своеобразную игру, вызывая непрерывное любопытство и увлечение.

Герои рассказа различаются по своим характерам и мотивациям. Каждый из них нарушает общепринятые нормы и правила, стремясь найти свое место в мире и достичь своих целей. Распутин является их наставником и проводит с ними уроки не только по предметам, но и по жизни.

  • Федя Васильев – один из персонажей, пытающийся найти свою судьбу. Он обожает математику и стремится стать математиком, однако уроки Распутина ведут его на другой путь, изменяя его мировоззрение и отношение к жизни.
  • Ижор – молодой человек, изнуренный работой на заводе. Он мечтает о лучшей жизни и стремится найти свободу и счастье. Уроки французского помогают ему обрести новые горизонты и веру в себя.
  • Дарья – жена Ижора, уставшая от серой повседневности и однообразия. Она страдает от одиночества и жаждет новых эмоций. Уроки Распутина превращаются для нее в источник вдохновения и возможности начать новую жизнь.

Таким образом, Распутин и его уроки французского становятся своеобразным катализатором для героев рассказа. Они меняются, они обретают новые цели и мотивации благодаря своему знаменитому учителю. Распутин играет роль связующего звена между разными персонажами и их стремлениями, помогая им осознать себя и свои желания.

Вариант 2

Из рассказа мы узнали, что наш главный герой жил в послевоенное время. В то время люди были нищими и голодными, так как война разорила людей и страну. Унесла жизни многих людей. Герой рассказа – крохотный мальчишка из простой семьи, который ходил в школу в районный центр. Учился он в 5 классе. Его мама самостоятельно кормит троих детей, так как отец не вернулся с фронта. И уже юный маленький мужчина изо всех сил пытается помочь своей маме, парень видит как ей тяжело. Она не доедает, что бы лишний кусочек хлеба отдать своим детям. Он помогает нянчить младших, убирает дом. Парень подрос и ему пора уезжать учиться в город, там он сильно голодал, но никому об этом не говорил. Он рано утром вставал, что бы повторить материал перед школой.

Герой рассказа очень хороший парень. Он все умеет делать и убрать и приготовить. Юноша стеснителен и очень воспитан, никогда не позволит себе лишнего. Трудолюбив и чистоплотен. Живет и учится в городе один, а самые родные люди остались в селе. Он понимает, что на него надеется его семья, только он сейчас сможет прокормить свою семью. Юноша очень скучает по своим родным, друзьям и деревни. В учеба у него не было ни каких проблем, так как он очень старательный, умный и одаренный. Все схватывает на лету. Ему не нужно повторять учебный материал по сто раз. Занимается на отлично по всем предметам, кроме французского языка. Вот он к сожалению давался ему тяжело, но он не отступал.

Главного героя можно описать как, сильного и волевого человека. Мальчик упорно идет к своей цели, научиться французскому языку. У него проблемы с дикцией. Главный герой очень старается, и когда у него появляется шанс позаниматься языком индивидуально с педагогом, он с большой радостью соглашается. И когда проходит несколько занятий, произношение становится на много лучше.

В конце концов, о герое можно сказать, что он очень целеустремленный, сильный характером, волевой человек. Он хорошо понимает, что его семья может рассчитывать только на него. Юноша не останавливается ни перед одним препятствием. Все проблемы ему по плечу, у него присутствуют черты большой храбрости. Эти черты он приобрел от отца, который ушел на войну и от героини-матери. С него нужно брать пример.

Самые запоминающиеся персонажи рассказа

Действие повести происходит в 1948 году, мальчик Володя живет в сибирской деревне с мамой. Жизнь в то время была тяжелой, повсюду — голод и безденежье. Мы немного узнаем о судьбе рассказчика.

У него есть мама, которая очень сильно его любит, настолько, что готова отдать последнее. Отца нет, можно предположить, что он погиб на фронте. Также есть младшая сестренка. Несмотря на юный возраст, Володя пытается заботиться о своей сестре: учит ее глотать семена, чтобы по весне взошел урожай и больше не хотелось есть.

В их селе есть только начальная школа, но мальчик проявляет способности к грамоте, поэтому мама отправляет его учиться в город. В городе жить становится еще тяжелее, Володя постоянно испытывает голод, его одежда старая и поношенная, нет даже зимних сапог. Он всегда с нетерпением ждет посылок с картошкой от матери.

Он понимает, что семья тети ворует его продукты, но делает вид, что ничего не замечает, ведь сам знает эту нужду. Володя морально старше своих ровесников. Тяжелая жизнь заставляет его рассуждать по-взрослому. Деньги, выигранные на пустыре, он тратит не на конфеты или игрушки, а покупает молоко.

Когда Лидия Михайловна предлагает с ней пообедать, он отказывается, хотя голодному ребенку очень сложно себя пересилить. Точно так же он отказывается от продуктов, присланных учительницей, соглашаясь брать только «честно» выигранные деньги.

Второй основной персонаж — преподавательница французского Лидия Михайловна. Это совсем молодая женщина, лет двадцати пяти, которая волей судьбы приезжает на работу именно в эту школу. У нее короткие черные волосы, чуть косящие глаза, тихий голос. Рассказчик предполагает, что учительница уже была замужем.

Она обращает внимание на избитого мальчика и когда узнает, что его били за азартную игру, поступает неожиданно. Она не рассказывает директору, а пытается войти в положение ребенка, которого на это подтолкнул голод

Очевидно, Лидии Михайловне тоже живется нелегко, но она хочет хоть чем-то помочь способному ученику. Да, она прекрасно понимает, что это против правил и чем может ей грозить. Но все равно делает это, потому что лучше она, чем кто-то другой.

Все второстепенные герои повести также не случайны. Каждый из них преподает герою определенный урок. Мальчишки, играющие на деньги, учат тому, что никто не любит тех, кто лучше других.

Заводила Вадик и его подпевала второгодник Птаха избивают героя за то, что он часто выигрывает и не хочет делиться. Одноклассник Тишкин впервые знакомит с предательством, когда рассказывает учительнице об азартных играх, хотя он и сам играет в них.

После знакомства с персонажами повести становится очевидно, что в любых обстоятельствах есть плохие люди, а есть хорошие. Тяжелая жизнь не меняет человека, а лишь лучше раскрывает его суть.

Молодая учительница смогла в тощем деревенском мальчике рассмотреть сильную личность, голодного ребёнка, такого же одинокого, как и она сама. Образ учительницы – это образ человека, заменившего мать мальчику в чужом городе. Её забота – самое ценное, что мог дать человек человеку в сложный жизненный момент.

Другие сочинения по этому произведению

Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева «Конь с розовой гривой» и В. Распутина «Уроки французского».
Нравственный выбор моего ровесника в рассказах В. Астафьева и В. Распутина
Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и о его делах (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)
Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина)
Школьный учитель в изображении В. Распутина (по рассказу В. Распутина «Уроки фрвнцузского»)
Анализ произведения «Уроки французского» Распутина В.Г.

Мальчик-пятиклассник – главный герой произведения советского писателя В. Распутина «Уроки французского». Ему одиннадцать лет, он только перешел в пятый класс и учится в районном центре. Это очень смышленый ребенок, которого все называют в родной деревне «башковитым», так как он единственный, кто любит учиться и учится хорошо. События рассказа происходят в 1948 году, когда на дворе был послевоенный голод. Мать мальчика с трудом могла прокормить трех детей, старшим из которых был он. Когда она заметила в нем способности и тягу к учебе, то решила после начальной школы отправить его в районный центр к своей знакомой.

Там он не менее прилежно учился и все предметы ему давались, кроме французского, произношение которого он никак не мог освоить. В городе мальчик часто недоедал и совсем исхудал. Ведь там невозможно было, как в деревне наловить рыбу, выкопать съедобных корешков. А продукты, которые ему присылала мать, частично куда-то пропадали. Видимо, хозяйка, мамина знакомая, воровала для своих троих детей или кто-то из самих детей. Для того, чтобы как-то заработать себе на кусок хлеба или стакан молока, ему пришлось играть на деньги с мальчишками постарше. Главным в компании был семиклассник Вадик , который любил жульничать. Когда мальчик пытался его уличить, то получил тумаков.

В школе это сразу заметила учительница французского Лидия Михайловна . Узнав, что он играет ради того, чтобы прокормиться, она решила ему помочь. Приглашала к себе в гости на дополнительные занятия, чтобы накормить ужином, отправляла ему посылку якобы от матери, но мальчик догадывался и от всего отказывался. В итоге она решила сама с ним играть на деньги, подыгрывая ему, чтобы как-то помочь. Но их уличил директор и отправил учительницу домой на Кубань. Оттуда она прислала мальчику еще одну посылку с едой.

Главный герой

Возраст главного героя – 11 лет. Он учится в 5-ом классе. Главный герой – мальчик из бедной семьи. Он – способный мальчик. Он хорошо учится в школе. С 11 лет он живет отдельно от семьи в райцентре. Здесь он ходит в школу и живут на квартире у знакомой тети Нади. Главный герой – скромный и молчаливый мальчик.

Учительница Лидия Михайловна

Лидия Михайловна – учитель французского языка и классный руководитель главного героя. Ей около 25 лет. Она – умная и красивая девушка. Лидия Михайловна – заботливый и внимательный учитель. Она следит за жизнью своих учеников и вникает в их проблемы. Она помогает главному герою зарабатывать на еду, когда он голодает.

Директор школы

Директор школы – Василий Андреевич. Он работает директором уже 20 лет. Василий Андреевич – строгий и жесткий человек. Ученики в школе очень боятся директора. Он любит ругать учеников на глазах у всей школы и доводит их до слез. Директор увольняет Лидию Михайловну, когда узнает, что она играет с учеником на деньги. Директор не понимает, что учительница помогала ученику.

Вадик

Вадик учится в 7-ом классе в одной школе с главным героем. Ему около 13 лет. Вадик – злой и жестокий мальчик. Он обижает младших ребят. Малыши боятся его и не смеют с ним спорить. Вадик дружит с другим хулиганом – Птахой. Вместе они несколько раз избивают главного героя за то, что он с ними спорит.

Птаха

Птаха – это прозвище мальчика. Настоящее имя героя не известно. Птаха учится в одном классе с главным героем. Птахе около 12 лет. Он остался на второй год и снова учится в 5 классе. Птаха – злой и драчливый мальчик. Он затевает драки по любому поводу. Птаха всегда ходит вместе с Вадиком. Птаха и Вадик избивают главного героя во время игры в «чику».

Мать главного героя

Мать главного героя – простая русская женщина. Она одна содержит троих детей. Семья главного героя очень бедна. Мать из последних сил присылает сыну посылки в райцентр. Иногда она приезжает проведать сына. Главный герой любит свою мать и семью. Он скучает по ним в разлуке.

Тетя Надя

Тетя Надя – женщина, у которой живет главный герой. Тетя Надя – одинокая, замотанная женщина с тремя детьми. Тетя Надя живет небогато. Она или ее дети воруют еду у главного героя. Поэтому мальчик постоянно ходит голодный.

История создания

Рассказ не случайно написан от первого лица, это не просто художественный приём. Валентин Григорьевич Распутин признавался, что в основу были положены его собственные, личные воспоминания из детства.

Сюжет рассказа взят из биографии писателя. Автор провел детские годы в деревне. Подростком Валя Распутин переехал учиться в райцентр, бедствовал и голодал. Лидия Михайловна Молокова — преподаватель сельской школы в райцентре, где учился будущий литератор. Учительница оказывала ему поддержку, помогала пережить тяжелое время. Принявшись за рассказ, Распутин не стал менять имя героини.

Воспоминания детства воплотились в художественное произведение в 1973 году. Первая публикация состоялась в газете «Советская молодежь», в г. Иркутске.

Рассказ Распутина прочитала учительница, ставшая прототипом главной героини, и решила связаться со своим бывшим учеником, добившимся успехов на литературном поприще. Валентин Григорьевич с теплом вспоминал свою встречу с Лидией Михайловной — встречу взрослого состоявшегося человека с учительницей, согревавшей его трудное детство.

Сочинение «Юный герой и его учительница (по повести В Г Распутина «Уроки французского»)»

Произведения Распутина посвящены человеческой доброте, умению сопереживать, благородству и искреннему желанию помочь людям. Валентин Григорьевич Распутин многие годы своей жизни провел в деревне, поэтому он хорошо знает проблемы деревни, характеры деревенских жителей. Героями большинства его произведений являются простые крестьяне. Распутин много писал о детях и для детей.

Одной из интереснейших и трогательных его повестей является повесть «Уроки французского». Ее действие разворачивается в голодные послевоенные годы. Главный герой, мальчишка, вынужден уехать из дома, чтобы продолжать учебу. Даже если бы он оставался дома, то нищета и голод были бы для него так же тяжелы. Но вдали от родной деревни, от матери, от дома ему тяжелее вдвойне.

Мать не может ему помочь, потому что она далеко и не знает о проблемах сына, а сын, рано ставший взрослым, понимает, что матери и так приходится нелегко и не стоит лишний раз тревожить ее. Чтобы выжить, герою повести пришлось самому зарабатывать деньги. Он начинает играть с одноклассниками на деньги. Поначалу удача сопутствует герою.

Совет

Но проигравшим не нравится, что какой-то деревенский мальчишка играет лучше них. Его начинают обманывать, бьют и в конце концов просто выгоняют из игры. «Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на полянку, снова началась игра, затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг черной крапивой, упал на жесткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал».

Мальчишке приходится голодать, но тут на помощь ему совершенно неожиданно приходит молодая учительница французского языка. Наверное, Лидии Михайловне, учительнице французского языка, тоже приходилось нелегко. Она жила совсем одна и тоже была оторвана от родного дома.

Она сразу замечает мальчика, сидящего на первой парте и сильно отличающегося от остальных ребят: «Перед ней корчился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий». Молодая учительница очень добра. Это становится ясно при виде того, как искренне она хочет помочь мальчишке. Она начинает приглашать его в гости, чтобы после занятий чем-нибудь угостить.

Но мальчик очень горд, поэтому наотрез отказывается садиться за стол вместе с Лидией Михайловной. Ему мучительно тяжело бывать в ее чистой и уютной квартирке. И уж тем более кажется ему невозможным принять приглашение и поужинать.

Мальчик сразу понимает, что посылку отправила не его мама, и он страшно возмущен таким поступком учительницы. Однако находчивая и сообразительная Лидия Михайловна находит иной способ помочь мальчишке и начинает играть с ним на деньги.

При этом она старается сделать все возможное, чтобы выиграл мальчик. В этом поступке учительницы видна ее удивительная доброта. Лидия Михайловна по-настоящему любит детей, она тонко чувствует чужие беды и искренне сопереживает другим. Но, к сожалению, такая счастливая пора не продлилась слишком долго.

Совершенно случайно директор школы Василий Андреевич заметил, как учительница играет на деньги вместе со своим учеником. Директор не отличался чуткостью и душевностью, поэтому он даже не попытался разобраться, чем вызваны эти несколько странные игры.

Обратите внимание

И молодой учительнице пришлось уехать, но уроки французского надолго запомнились мальчику. Конечно, главным в них была совсем не французская грамматика, а простая человеческая доброта. В данной повести название «уроки французского» можно было бы заменить на «уроки доброты».

Молодая учительница, как смогла, поддержала мальчишку и одновременно показала ему, насколько добрыми и понимающими могут быть окружающие люди.

Не случайно свою повесть Валентин Григорьевич посвятил учительнице — Анастасии Прокопьевне Копыловой: «Глядя в глаза этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой».

Урок человечности

На следующий день мальчик предстал перед учительницей французского во всей красе. Разбитая губа и ссадины на лице красноречиво говорили о том, что у парня серьезные проблемы. Выяснив, озабоченная Лидия Михайловна к ужасу своему узнала, что играть на деньги он начал, потому что не имел возможности хорошо питаться.

Движимая благородным желанием помочь мальчику, учительница настояла на том, чтобы тот приходил к ней домой дополнительно заниматься французским. Между разговорами о жизни и уроками она старалась подкармливать парнишку. А когда он наотрез отказался принимать такие подарки из ее рук, Лидия Михайловна пошла на хитрость. Она как-то невзначай предложила после очередного домашнего занятия сыграть на деньги в выдуманную ею игру.

Именно за этим увлекательным и шумным занятием и застал учительницу с учеником директор школы. Не пытаясь разобраться в мотивах поступка учительницы, директор в гневе уволил ее за

Главные герои

Мальчик-повествователь

Главный герой, мальчик 11 лет.

Ребёнок из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт далеко от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный, с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбу в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.

Мать мальчика

Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районном центре, передавала еду и иногда – немного денег.

Лидия Михайловна

Учительница французского языка.

Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом с Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.

Василий Андреевич

Директор школы.

Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с учеником за игрой на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.

Второстепенные персонажи

Один из таких персонажей — это глава отдела напуганный, который постоянно жалуется на своих подчиненных и недоволен их работой. Он является типичным представителем бюрократии, который несет в себе порой абсурдные правила и требования. Постоянно козни и критикует своих подчиненных, но при этом сам не проявляет никакой инициативы или компетенции. Этот персонаж символизирует злость и недовольство системой, отсутствие настоящих лидерских качеств и бессмысленность бюрократического аппарата.

Еще одним второстепенным персонажем является старуха Стешка, которая работает на почте

Она является честной и порядочной женщиной, которая исполняет свою работу с большим вниманием и ответственностью. В рассказе она пытается помочь герою справиться с проблемой с почтовым переадресовывателем и проявляет инициативу и заботу к нему

Старуха Стешка символизирует доброту, заботу о других и простые человеческие качества, которые иногда утрачиваются в суете и аморальности современного мира.

Характеристика героев рассказа

Рассказчик

Рассказчик —  мальчик одиннадцати лет, от лица которого ведется повествование. Вырос в деревне в бедной многодетной семье, без отца. Способный, смышленый, но скромный и «диковатый», очень худой из-за недоедания, стесняется своего положения. В деревне его уважали, обращались к нему за помощью, а в райцентре он одинок, ни с кем из сверстников не сдружился.

Лидия Михайловна

Лидия Михайловна — учительница французского языка и классный руководитель главного героя-рассказчика, красивая молодая женщина примерно 25 лет, брюнетка с короткой стрижкой. Представляется герою утонченной и загадочной, под стать предмету, который преподает.

По словам героини, в детстве она была непослушным ребенком. Не похожа на «типичного учителя» того времени. Живет, по меркам эпохи, обеспеченно, имеет квартиру в «учительском доме». Добрая и сочувствующая, понимающая женщина.

Талантливый педагог и порядочный человек, уважает ученика, не смотрит на него свысока, относится по-человечески и стремится помочь, не унизив его и не демонстрируя своё превосходство, материальное, статусное и возрастное. Ради этого поступает «не педагогично», осознает свою вину, но человечность для неё оказывается важнее карьеры.

Василий Андреевич

Василий Андреевич — строгий директор школы, как педагог является противоположностью Лидии Михайловны.Он из тех учителей, кто добивается уважения через страх. Персонаж говорит громко, часто отчитывает учащихся. Любимое выражение «Что побудило тебя заниматься этим грязным делом?» – с этой фразой он обращается к провинившимся школьником. Вызов к нему «на ковер» напоминает допрос и часто заканчивается слезами учеников. По мнению героя, директор будто бы специально этого добивается.

Второстепенные герои

Эпизодические и фоновые персонажи — это учащиеся школы, жители деревни и райцентра, Распутин высвечивает типажи, создает ёмкие и яркие образы.

Мать рассказчика — деревенская женщина, одна воспитывает троих детей, волевая и достаточно умная, хотя образования не имеет и грамотой не владеет. Хорошая мать, отправляет сына в райцентр для его же блага, переживает за него, старается помочь, чем может, присылая продукты, а иногда и деньги.

Вадик — старший в компании игроков в «чику», признанный авторитет, семиклассник, рослый и крепкий, носит рыжую челку. При игре хитрит, это все понимают, но уличить не решаются. Отличается грубостью и жестокостью.

Птаха — одноклассник героя-рассказчика, пришел к ним в класс в начале третьей четверти. Ранее герой его не встречал. Оказалось, что Птаху оставили на второй год, но до января он школу не посещал. Описывается как «большеголовый, коренастый, стриженый под машинку». Дружит с Вадиком и потакает ему, не имеет собственного мнения, жесток и драчлив. «Птаха» — прозвище персонажа, личное имя в тексте не упоминается.

Тишкин — одноклассник героя, суетливый, робкий. Постоянно рвался отвечать, тянул руку, а когда вызывали, часто терялся у доски и молчал.

Тетя Надя — знакомая семьи главного героя, хозяйка квартиры, в которой он поселился, приехав в райцентр. «Крикливая и замотанная женщина», мать троих детей.

Федя — младший сын тети Нади, приводит героя в компанию игроков в «чику».

Дядя Илья — деревенский житель, пожилой мужчина, сосед семьи главного героя, прослыл прижимистым, скупым стариком, но когда герой помогает ему по таблице узнать о его выигрыше 400 рубелей по облигации, он отблагодарил его ведром картошки.

Дядя Ваня — деревенский житель, водитель, ездит на «полуторке», привозит мальчику продукты, которые передает мать.

Пословицы к произведению:

Свет не без добрых людей.

Сделав добро, не кайся.

Доброе дело само себя хвалит.

С голоду хлебная корка слаще пирога.

Доброго держись, а от худого удались.

Главные герои и их краткая характеристика

Главный герой, рассказчик – одиннадцатилетний мальчик их бедной крестьянской семьи, честный, порядочный, решительный, очень смышленый. Лидия Михайловна – учительница французского языка, молодая женщина, добрая, отзывчивая, чуткая. Василий Андреевич – директор школы, важный, строгий и требовательный. Вадик – семиклассник, жестокий, несправедливый, лидер среди сверстников и ребят помладше. Мама – простая работящая женщина, добрая, жалостливая.

Краткое содержание и сюжет

В 1948 году главный герой должен был пойти в пятый класс. В своей деревне он имел славу грамотея, и школьная программа ему давалась легко. Односельчане посоветовали матери отдать толкового сына в школу в райцентре, который находился в пятидесяти километрах от деревни. Мать согласилась, и отправила сына квартировать к своей знакомой.

В новом классе герой быстро освоился, начал хорошо учиться. Проблемы были лишь с французским языком, особенно, с произношением.

Увидев синяки на лице мальчика, Лидия Михайловна оставила его после уроков, и расспросила о жизни. Так она узнала, что он родом из бедной крестьянской семьи, и из-за постоянно чувства голода был вынужден играть на деньги. Мальчик очень боялся, что учительница обо всем расскажет Василию Андреевичу, и его исключат из школы, однако все обернулось иначе. Лидия Михайловна велела приходить к ней домой после уроков, чтобы дополнительно заниматься французским.

Спустя время герой получил посылку с гематогеном, сахаром и макаронами. Он сразу понял, чьих это рук дело, и вернул продукты Лидии Михайловне. Учительница всем сердцем жалела мальчика, однако он бы слишком гордым для того, чтобы принимать помощь.

Лидия Михайловна уехала к себе на Кубань, а спустя время мальчик получил посылку с макаронами и красными

Очень краткое содержание для читательского дневника

Мальчик приехал в райцентр, чтобы ходить в пятый класс. Время было голодное и мальчик стал играть на деньги в чику. Мальчика побили за то, что он постоянно выигрывал. Учительница решила заниматься с мальчиком дома. Она предложила мальчику сыграть с ней в пристенок на деньги. Игроков застал директор и учительница уехала.

План пересказа

  • В райцентр на учебу
  • Трудности с французским
  • Воровство продуктов
  • Голодное время
  • Игра в чику
  • Успехи мальчика
  • Мальчика бьют
  • Ябедничество Тишкина
  • Рубль на молоко
  • Снова в игре
  • Снова побит
  • Домашние уроки
  • Посылка с макаронами
  • Игра в пристенок
  • Появление директора
  • Посылка с яблоками

Чему учит

Рассказ учит быть честным, добрым, отзывчивым. Учит помогать другим людям и не стесняться принимать такую помощь. Учит быть настоящим человеком, учит сохранять в душе лучшие качества, несмотря на все трудности. Учит проявлять сочувствие. Учит преодолевать трудности, учит упорно трудиться и учиться. Учит тому, что успех всегда является результатом кропотливого труда.

Мне очень понравился этот рассказ и особенно учительница Лидия Михайловна, которая проявила большую доброту и как могла старалась помочь и поддержать голодного мальчика. Она была умной и находчивой, и несмотря на то, что мальчик отказывался от помощи, смогла сделать по-своему. Очень жаль, что директор оказался таким черствым, что не понял, что именно делала Лидия Михайловна для своих учеников.

Вывод и мое мнение

Олицетворением всех добродетелей в произведении стала молоденькая учительница, которая без тени сомнения пренебрегла всеми правилами приличия, и помогла одинокому голодающему мальчику. Ее благородный поступок оставил глубокий след в душе ребенка, который, без сомнения, вырастет порядочным человеком.

Пословицы

  • Доброе дело само себя хвалит.
  • Сделав добро, не кайся.
  • Свет не без добрых людей.
  • Доброго держись, а от худого удались.
  • С голоду хлебная корка слаще пирога.

Словарь новых и незнакомых слов

Квартировать — снимать квартиру. Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т. Чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски. Гольный кипяточек — чистый, без примесей. Вякать — болтать, говорить. Притайка — то, что спрятано. Грамотей – грамотный человек. Бредни – небольшая рыболовная сеть, которую люди, идущие бродом по мелководью, тянут за собой. Колхоз – предприятие, созданное для коллективного ведения сельского хозяйства.

  • Пропуск в школе электронный куда позвонить

      

  • Сейлормун загадка школы мюген

      

  • Задания по экологии для начальной школы на листе

      

  • Структурное подразделение детский сад школа 18

      

  • Критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи кротова т в
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: