Краткое содержание рассказа «ванька» для читательского дневника

Анализ рассказа «ванька» (а.п. чехов)

Анализ произведения

Есть мнение, что прообраз главного героя был взят автором с самого себя, так как у него тоже было непростое детство. В другой версии портрет мальчика-сироты был взят с близкого родственника писателя. Жанр произведения — рассказ.

Краткий пересказ

Ваня Жуков — девятилетний сирота. Его отдали к сапожнику на обучение. До этого мальчик жил в деревне с дедушкой. Сапожник был жестоким человеком.

В канун Рождественских праздников сирота дождался ухода хозяев и сел за написание письма. Мальчик хотел рассказать дедушке про свои злоключения. Дед Ваньки был веселым и добрым, работал сторожем.

Мальчик в письме поведал про то, как ему попало от хозяйки за неправильную чистку селедки, про порку ремнем, которую ему устроил сапожник, когда сирота уснул над люлькой хозяйского малыша. Ванька стал вспоминать, как ему хорошо жилось в деревне, когда была жива мама, как он вместе с дедушкой ходил рубить елку к празднику. Далее мальчик стал описывать Москву. Столица поразила его своими размерами, множеством красивых домов и лошадей. Только овец там не было, а собаки вообще не злые.

Основная мысль

Автор на примере Ваньки показывает, что любое горе или неприятность можно пережить, если им с кем-нибудь поделиться. Тогда печали не кажутся невыносимыми.

В рассказе есть чему поучиться. Чехов поднимает такие важные вопросы:

  • любовь;
  • милосердие;
  • добро;
  • хорошее отношение к людям, особенно к маленьким детям.

Нужно научиться терпению, надеяться на светлое будущее. Все дети, так же как и любой человек, достойны счастья, независимо от происхождения. У каждого ребенка должно быть беззаботное детство, любовь, забота. Мальчик не понимал, зачем мучиться и жить со злым человеком, когда есть любимый и добрый дедушка, с которым хорошо.

Важно воспитывать в себе благородные качества, нравственность. Именно отношения в семье влияют на жизнь будущего поколения

Родители должны вкладывать в свое чадо только лучшие качества, показывать ему своим примером достойное поведение. Тогда общество сможет измениться в лучшую сторону. Не будет обездоленных детей и несчастных людей.

https://youtube.com/watch?v=yJ2Qb7mrIio

Анализ произведения

Есть мнение, что прототип главного героя был взят автором с самого себя, так как у него тоже было тяжелое детство. По другой версии, портрет мальчика-сироты был взят у близкого родственника автора. Жанр произведения – рассказ.

Краткий пересказ

Ваня Жуков — девятилетний сирота. Его отправили к сапожнику на обучение. До этого мальчик жил в деревне у дедушки. Сапожник был жестоким человеком.

Накануне рождественских праздников сирота дождался ухода хозяев и сел писать письмо. Мальчик хотел рассказать дедушке о своих несчастьях. Дедушка Ванька был веселым и добрым, работал сторожем.

В письме мальчик рассказывал о том, как его избила хозяйка за неправильную чистку селедки, об ударе ремнем, который нанес ему сапожник, когда сирота заснул над колыбелью барского младенца. Ванька стал вспоминать, как ему хорошо жилось в деревне, когда была жива его мама, как они с дедушкой ходили елку на праздники рубить. Потом мальчик стал описывать Москву. Столица поразила его своими размерами, множеством красивых домов и лошадей. Только овец там не было, да и собаки совсем не злые.

Основная мысль

На примере Ваньки автор показывает, что любое горе или проблему можно пережить, если ими с кем-то поделиться. Тогда печаль не кажется невыносимой.

Из истории можно многому научиться. Чехов поднимает такие важные вопросы:

  • любовь;
  • грейс;
  • хороший;
  • хорошее отношение к людям, особенно к маленьким детям.

Мы должны научиться терпению, надеяться на светлое будущее. Все дети, как и любой человек, заслуживают счастья, независимо от происхождения. У каждого ребенка должно быть беззаботное детство, любовь, забота. Мальчик не понимал, почему он должен страдать и жить со злым человеком, когда есть любимый и добрый дедушка, с которым хорошо.

Важно воспитывать в себе благородные качества и нравственность. Именно отношения в семье влияют на жизнь будущего поколения

Родители должны вкладывать в своего ребенка только самые лучшие качества, своим примером показывать ему достойное поведение. Тогда общество может измениться к лучшему. Не будет обездоленных детей и несчастных людей.

Сюжет

Сироте Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отдали на обучение сапожнику Аляхину. Раньше он жил в деревне с дедушкой, а теперь уже три месяца находился в полном подчинении у злого, жестокого человека.

В канун Рождества, дождавшись, когда хозяева отправились в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу и принялся писать письмо любимому дедушке – весёлому, доброму старичку Константину Макарычу, который работал сторожем в господском доме.

С детской искренностью и непосредственностью Ванька стал описывать все свои злоключения: как ему попало от хозяйки за то, что он неправильно чистил селёдку или как хозяин выпорол его ремнём, когда он уснул над люлькой хозяйского ребёнка.

Затем мальчик принялся вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива мама, убиравшая в доме у господ, молодая барышня часто угощала Ваньку сладостями и от скуки научила его чтению и письму. Мальчику вспомнилось, как они с дедушкой ходили рубить ёлку к Рождеству и выбрали самое красивое, стройное и пышное деревце.

Затем Ванька принялся описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых господских домов и лошадей. Вот только овец здесь не было и собаки вовсе не злые.

Характеристики главных героев

  1. Ванька. Девятилетний мальчик, не по годам умен. Никто не занимался с ним учебой. При этом Ваня пишет письмо, которое трудно написать даже старшекласснику. Письмо, большое по объему, написано душевно и складно.

Ваня делится с дедом своим тяжелым положением, рассказывает о жизни, в которой нет просвета. Но в то же время мальчик полон воспоминаний о сельской жизни, где он был счастлив, ходил с дедом январским днем за елкой.
Эти воспоминания остались единственным светлым пятном в его жизни. В городе мальчик забыл, что такое счастье, расстался с детством. По всему чувствуется, как он взросло мыслит.

  1. Дедушка Ваньки. Зовут его Константин Макарыч. Он служит при господах Живаревых сторожем. У него узкий круг интересов. Ему достаточно покурить любимый табачок, от запаха его дыма душа деда наполняется счастьем.

Константин Макарыч обходит вверенные ему владения с колотушкой. Разговоры с дворовыми работниками, приятный сон на теплой печи доставляют ему великую радость. Для Вани он является другом и наставником, все детские воспоминания мальчик сводит к общению с ним.

  1. Сапожник Аляхин. Он является хозяином кожевенной мастерской. По натуре он деспот. Для работы берет себе подмастерьев, мальчиков из бедных семей. Аляхин дает мальчишкам заработать гроши, кормит их плохо. От недоедания подмастерья велят Ваньке воровать огурцы из бочки.

Ванька видит от хозяина одни оплеухи и не слышит ни одного доброго слова. Естественно, что мальчик жалуется деду в письме, потому что терпеть такое просто невозможно.

  1. Супруга Аляхина. Деспотичная и невоспитанная мещанка, не имеющая никаких понятий о воспитании детей. Унижает Ваню, тыкая в нос рыбой, которую он не так чистит, как хотелось бы ей.
  2. Барыня Живарева Ольга Игнатьевна. Только теплые воспоминания остались в Ванькиной душе при воспоминании об этой женщине. Она хозяйка усадьбы, где работает ее дед и была горничной покойная мама. Ольга Игнатьевна стала единственным педагогом в жизни мальчика, которая научила его читать, писать считать и даже танцевать.
  3. Покойная мать Ваньки Пелагея. Мало сказано в рассказе об этой женщине. Видно только, что она добра и исполнительна в работе.

Темы произведения

  •  Тема надежды. Эта тема неярко прослеживается в рассказе, но все-таки Ванька не теряет надежду обрести счастье в лице деда;
  • Тема детства. Эта тема показана образом мальчика-сироты, которому общество не помогает ничем, и он выживает, как может;
  • Тема мещанства. Эта тема представлена образами супругов Аляхиных. Все в них является застарелым: образ жизни, вопрос воспитания, обучения.
  • Тема деспотизма. Казалось бы, не было никакого повода так жестоко относиться к своим нанятым работникам-детям. Однако Аляхин себе это позволяет.

Главная идея рассказа в том, что дети незаслуженно страдают за грехи взрослых и никто не помогает им нести тяжкий крест.
Рассказ «Ванька» не оставляет читателей равнодушными. Поэтому ценность этого произведения не уменьшается с годами.

Характеристики главных героев

Главный герой рассказа, мальчик 9 лет. У него нет ни матери, ни отца. Три месяца назад он был отправлен из своей родной деревни в Москву, на обучение сапожному делу к мастеру Аляхину. В Москве с ним очень плохо все обращаются, особенно хозяин с хозяйкой.

Дедушка

Константин Макарыч, дедушка Ваньки, примерно 65 лет, живущий в деревне. Он работает ночным сторожем у господ. Любит выпить, нюхать табак и приставать к обслуге женского пола.

Ольга Игнатьевна

Барышня Живарёва, любимица Ваньки, относилась к нему очень хорошо. Научила его читать и писать, а также танцевать кадриль. По праздникам кормила его леденцами.

Пелагея

Мать Ваньки, которая умерла совсем недавно. Именно после её смерти его отправили в Москву. Работала горничной у господ Живарёвых.

Аляхин

Сапожник, к нему был отдан на обучение главный герой рассказа Ванька. Плохо кормил и бил мальчика, заставлял много работать, иногда даже по ночам.

Хозяйка

Жена сапожника Аляхина. Била по любому поводу мальчика Ваню, который был у них в семье на обучение сапожному делу. Однажды натыкала его в лицо головой селёдки, за то, что он начал чистить рыбину с хвоста.

Вьюн

Собака, живущая у господ Живарёвых, верный спутник на ночном дежурстве дедушки Ваньки. Вьюн был очень гадкой собакой, мог тяпнуть за ногу, своровать курицу у соседей и т.д. Его часто били до полусмерти, но он всегда отходил и его характер не менялся.

Этот небольшой рассказ А. П. Чехова повествует о нелегкой и трагичной судьбе простого крестьянского мальчишки. Центральное место в произведении занимает сцена, когда сиротка пишет письмо своему горячо любимому дедушке. Меж строк его мы читаем воспоминания Ваньки, героя рассказа, о своих лучших днях.

Был канун Рождества, когда мальчик решил написать это письмо. Для этого ему пришлось дожидаться времени, когда хозяев не будет дома. С первых же строк Ваня начинает умолять дедушку забрать его назад в деревню. Жизнь его очень тяжела. На него взваливается немало забот. Мальчик должен нянчить господского ребенка. Если же что он делал не так, то его били за это. Причем, хозяевам было все равно, что перед ними был всего лишь девятилетний ребенок.

Мальчику много доставалось. В добавок еще он был лишен возможности высыпаться, да и кормили его скудно. Из строк, написанных им деду, видно, насколько мрачна и непосильна для него такая жизнь.

В противопоставление его нынешним хозяевам, упоминает автор о тех господах, у которых жил он прежде. Мать Вани умерла. А при жизни своей она, по-видимому, пользовалась расположением хозяев. Ведь пока она была жива и служила горничной, к ее сыну относились хорошо. Барышня кормила его конфетами и даже обучила немного грамоте и танцам.

А после смерти матери и выдворили Ваню в начале в кухню к деду, а затем в Москву на обучение к сапожнику.

Немало горьких моментов видим мы, читая это рассказ. В нем описана судьба никому неизвестного крестьянского ребенка. Таких судеб было множество тогда в царской России. Герой произведения – всего лишь один из того множества несчастных детей, лишенных и детства, и права выбора в чем бы то ни было. Это был удел крепостничества. Судьба этих людей полностью зависела от воли их господ. И, познавать свою долю начинали они еще с ранних детских лет.

Примером этого и является несколько эпизодов из жизни героя рассказа. Их вполне достаточно для того, чтобы судить о всей его жизни. И, вряд ли она будет другой. Что еще хуже, так это то, что далеко не все дети простолюдин доживали до зрелого возраста, измученные такими обстоятельствами.

И сам Ванька пишет дедушке о том, что помрет он, коль тот его назад не заберет. Он готов был бы и пешком уйти из ненавистного ему дома. Да у бедняги не было даже сапог, а ведь зимой по морозу босым не уйдешь далеко.

Между всем этим, стоит отметить, что Ваня – мальчик наблюдательный и любопытный. Живя такой нелегкой жизнью, он успевал разглядывать московские лавки с ружьями и удочками. Да и, по всей видимости, к обучению был он способен. Не будь предрешена его судьба, он мог изменить свою жизнь. Однако, пути ему все закрыты.

Наибольшую грусть вызывает самый финал рассказа. Опустив письмо в почтовый ящик и вернувшись в дом, Ванька засыпает спокойным сном. Он счастлив. Ведь дедушка, прочитав о всех его горестях, непременно приедет за ним. Во сне видит мальчик своего деда, читающего кухаркам письмо от внука. Но, только одному Ваньке неизвестно, что оно не может прийти по адресу «на деревню дедушке Константину Макарычу».

Вариант 2

А. П. Чехов (А. Чехонте) много произведений посвятил описанию жизни обычных людей. Он рассказал об их не легком существовании. Одно из таких произведений рассказ «Ванька». Оно было написано в 1886 году, опубликовано в «Петербургской газете» в разделе «Рождественские рассказы». Входит в учебники по литературе и является классикой.

Антон Павлович описал тяжелую жизнь маленького человека – девятилетнего крестьянского мальчика Ваньки Жукова. Он с грустью вспоминает прошлую жизнь в доме господ Живаревых. Барышню Ольгу Игнатьевну, которая угощала мальчугана леденцами, научила его писать, читать, считать и танцевать кадриль. Но все изменилось после смерти матери, работавшей в доме прислугой, Ванька был отдан в обучение сапожнику Аляхину.

В Рождество, когда хозяева уходят в церковь, Ванька решает написать письмо деду и рассказать о своей нелегкой судьбе. Он жалуется на тяжелую жизнь в доме сапожника. Кормят плохо: утром хлеб, в обед каша, вечером хлеб, а чай и щи хозяева «трескают сами». Мальчика бьют, над ним насмехаются подмастерья и посылают в кабак за водкой. Ночами ему приходится качать люльку с плачущим ребенком. Однажды Ванька заснул над люлькой, и хозяин устроил «выволочку». Последней каплей было наказание хозяйки за то, что мальчуган неправильно чистил селедку.

В письме, кроме жалоб он рассказывает о жизни в Москве, о торговых лавках, о рыболовных крючках, дорогих ружьях, которыми там торгуют, об изобилие мясных продуктов в лавках. Чехов рисует Ваньку как наблюдательного и любознательного мальчика.

Сидя над письмом, Ванька вспоминает деда, невысокого, худощавого, юркого старикашку шестидесяти пяти лет. С вечно пьяными глазами и смеющимся лицом. Он служит сторожем в хозяйском доме. Ночью, укутавшись в тулуп, стуча колотушкой, он обходит поместье. За ним по пятам следуют постаревшая Каштанка и юркий, черный, ласковый Вьюн. Днем он либо спит на кухне, либо шутит с кухарками.

Мальчуган обещает деду, тереть табак, молиться богу за его здоровье. Готов терпеть наказания, чистить сапоги приказчику, работать подпаском. Лишь бы дед приехал и забрал его из ненавистного дома.

Дописав письмо, Ванька сложил листок, вложил в конверт. Немного подумав, написал адрес:

Константину Макарычу.

Письмо отнес в почтовый ящик. Успокоившись, убаюканный надеждами, он уснул. Во сне он увидел деда, читавшего кухаркам письмо, Вьюна, крутившегося у ног и виляющего хвостом.

Читая рассказ, понимаешь, что письмо с таким адресом никогда не дойдет до адресата. Константин Макарыч не приедет. Жизнь мальчика сироты не изменится.

Основная мысль

Главная мысль произведении, которую так умело выражает Антон Павлович Чехов в рассказе «Ванька», заключается в том, что именно дети вынуждены нести на себе крест страдания за все прегрешения взрослых, которые давно утратили способность любить и сочувствовать, гонясь за призрачными идеалами лучшей жизни. Ведь лучшая жизнь может так и не наступить, а своим поведением мы имеем реальную возможность искалечить душу ребенка.

Мир, в котором погрязли взрослые, рассчитан на взрослое восприятие. В нем присутствует азарт, пафос, блуд. В нем нет места ребенку. Взрослому поколению необходимо приложить максимальные усилия, чтобы заложить ребенку фундамент из правильных идеалов, целей и желаний. Мы должны с уважением относиться к таким шатким и порой смешным желаниям наших детей, потому что только таким образом мы сможем достичь гармоничного развития общества.

В образе Ваньки Жукова автор сочетает два мира, которые противопоставлены друг другу. Мир взрослых – страшный и суровый, где нет места волшебству и исполнению желаний. И мир, где нужно верить в свое счастье, пусть и призрачное, и далекое, но вполне возможное. Главное верить и надеяться. Мир, где есть место чуду. Это детский мир, но он наполнен теплом, честностью, добротой и любовью. Ведь в этом маленьком мире возможно все!

Жанр, направление

Данное произведение правильнее всего назвать рассказом, поскольку оно имеет достаточно небольшой объем. Автор рассказывает читателю конкретную историю, в которой есть конкретный главный герой. Антон Павлович поднимает очень острую проблему, благодаря которой произведение можно отнести к разряду социально-обличительной беллетристики.

Хоть в произведении мы и не видим прямого осуждения, но благодаря тому, что автор передает историю через искалеченный детский рассудок, можно сделать вывод о мещанстве, которое буквально уничтожало Россию изнутри.

Что же касается направления произведения – то, безусловно, это реализм.

А вот насчет жанровой принадлежности так сразу дать ответ невозможно, поскольку споры на этот счет идут до сих пор. Мнение экспертов разделилось на два пути:

  1. Например, по мнению литературоведа Г.Г. Рамазановой, которая сформулировала основное положение первой теории, в рассказе встречаются жизнеутверждающие рождественские мотивы (которые всегда ассоциируются с волшебством) наряду с безнадежным положением главного героя, буквально обреченного на пытки детской, неокрепшей души. Благодаря этому синтезу противоположностей данное произведение можно отнести к жанру «антирождественских рассказов», которые прежде встречались и у других авторов.
  2. Вторую теорию, которая отличается своей неординарностью, предлагает И.А. Есаулов. По его мнению, рассказ наполнен позитивом от начала и до конца. Даже конец произведения ни в коем случае не хоронят надежду Ваньки на счастье, а наоборот, дают её утверждение и возрождение. Размышления Есаулова основываются на том, что все взгляды, которые Ванька бросает на отражение пламени свечи в оконном стекле, являются преодолением границ между двумя мирами: Москвы и деревни. Достаточно часто воспоминания о городе происходят в прошедшем времени, а картины-воспоминания – в настоящем времени. Даже в финальной сцене произведения, где Константин Макарович читает письмо Ваньки, автор использует глаголы настоящего времени, из чего мы можем сделать вывод, что чудо все же случилось – заветное письмо нашло своего адресата.

Действующие лица

В произведении один герой — Ванька. Другие персонажи необходимы для раскрытия сюжета и характеристики Ваньки и его жизни. Среди всех действующих лиц выделяют:

  1. Ванька Жуков — сирота, попавший к злому сапожнику. Мальчик все время голодает, не видит добра, сталкивается только со злостью. Это несчастный и забитый ребенок.
  2. Константин Макарыч — дедушка мальчика. Ему 65 лет. Это очень веселый, добрый старик. Он работает ночным сторожем в доме господ, заигрывает с прислугой и нюхает табак.
  3. Ольга Ивановна — женщина, которая обучала Ваньку грамоте, угощала леденцами. Только в момент отправки ребенка в столицу она не замолвила за него слово.
  4. Сапожник Аляхин и его жена — эти люди забрали к себе сироту. Они православные христиане, но при этом ведут отнюдь не евангельский образ жизни, не имеют милосердия. К Ваньке ужасно относятся: бьют по любому поводу, не кормят толком, не заботятся о нем и не уделяют должного внимания, а только нещадно эксплуатируют.

Проблемы

Основная проблема произведения – это проблема бездействия. Проблема сиротства во времена Российской империи стоит очень остро. Но затрагивает она не только детей, которые были лишены попечительства, но и детей, которые были вынуждены столкнуться с деспотизмом со стороны родителей и опекунов. Как не странно, с данной проблемой столкнулось ещё большее количество детей, нежели сироты.

Ярким примером является наш герой Ванька Жуков. Здесь сложно с уверенностью ответить, какой вариант жизни был бы для мальчика лучше: оставаться жить в деревне, обрекая себя на нищенское существование, отправиться на обучение к тирану Аляхину, или же отправиться в сиротский дом, где его бы окружали несчастные и обездоленные дети?

Так же автор затрагивает проблему жестокости и равнодушия. Чехов всегда остро относился к процессу поведенческого и чувственного опрощения взаимоотношений между людьми. Весь ужас совершаемых людьми ошибок он старается показать на примере несчастных и отчаявшихся взрослых по отношению к ребенку. Ведь именно у детей душа чиста, они продолжают верить в любовь, доброту и тепло, и ждут этого же от окружающих. А пагубное влияние взрослых не редко деформируют и калечат еще неокрепшую душу ребенка, делая её похожей на свою.

Проблема справедливости так же занимает немаловажное место в произведении. Данная тема достаточно часто всплывает в трудах литераторов

Это и не удивительно, потому что на протяжении всего времени мы неоднократно замечаем несправедливое распределение счастья между потенциальными обладателями.

Не удивительно, что автор достаточно часто поднимает её в своих произведениях, ведь ему она была знакома не понаслышке. Он уверен в том, что природа мира априори несправедлива.

Действующие лица

В произведении один герой — Ванька. Другие персонажи необходимы для раскрытия сюжета и характеристики Ваньки и его жизни. Среди всех действующих лиц выделяют:

  1. Ванька Жуков — сирота, попавший к злому сапожнику. Мальчик все время голодает, не видит добра, сталкивается только со злостью. Это несчастный и забитый ребенок.
  2. Константин Макарыч — дедушка мальчика. Ему 65 лет. Это очень веселый, добрый старик. Он работает ночным сторожем в доме господ, заигрывает с прислугой и нюхает табак.
  3. Ольга Ивановна — женщина, которая обучала Ваньку грамоте, угощала леденцами. Только в момент отправки ребенка в столицу она не замолвила за него слово.
  4. Сапожник Аляхин и его жена — эти люди забрали к себе сироту. Они православные христиане, но при этом ведут отнюдь не евангельский образ жизни, не имеют милосердия. К Ваньке ужасно относятся: бьют по любому поводу, не кормят толком, не заботятся о нем и не уделяют должного внимания, а только нещадно эксплуатируют.

Жанр и направление

Небольшой объем конкретной истории, рассказанной рассказчиком из жизни конкретного человека, позволяет отнести «Ваньку» к произведению из разряда новелл — повести, проще говоря. Серьезность проблемы, поднятой Чеховым, позволяет отнести повесть к произведениям разряда социально-обвинительной прозы.

Конечно, Чехов никого открыто не осуждает, но даже травмированное и униженное детское сознание, как рассказана нам повесть в красках, передает все подробности мещанства и хищничества, разрушающих Россию изнутри. Направление творчества Чехова – реализм.

Однако до сих пор не решен вопрос о конкретном жанре рассказа. Есть два основных способа, по которым специалисты относят «Ваньку» к узкоспециальному жанру.

  1. Так литературовед Г.Г. Рамазанова сформулировала положения первой теории, которая отмечает сосуществование в повести жизнеутверждающих рождественских мотивов волшебства и справедливости с образами, описывающими безвыходное положение Ваньки Жукова, осужденного на продолжение пыток детской души в каземате взрослой жадности. Этот синтез в целом противоположных идей и надежд позволяет отнести произведение к жанру «антирождественских рассказов», которым Чарльз Диккенс в совершенстве овладел еще до Чехова.
  2. Автор второй, весьма неординарной теории, И. А. Есаулов, считает, что повесть положительна от начала до конца, а последние фрагменты произведения вовсе не хоронят надежды на Ванькино счастье, а, наоборот, возрождают и оживляют подтверди это. Есаулов в своих размышлениях опирается на то, что каждый взгляд, брошенный на отражение свечи в оконном стекле, есть не что иное, как преодоление границы между Москвой и сельским миром: как только Ванька взглянет на пламя, глаголы в рассказе изменены.
  3. Так, городские воспоминания иногда фиксируются в прошедшем времени, а фотовоспоминания – в настоящем времени. А последнюю сцену рассказа, когда Константин Макарович, повесившись на ночь на печи, читает письмо Ваньки, Чехов написал точно такими же глаголами в настоящем времени. Это позволяет верить, что чудо все-таки произошло, и милая грамота нашла нужную деревню и нужного дедушку.

Чехов «Ванька» в сокращении

А. П. Чехов «Ванька» краткое содержание для читательского дневника:

Ваньку после смерти матери отправляют на обучение к сапожнику в Москву. Спустя 3 месяца, в канун Рождества, он пишет письмо деду и просит забрать его обратно в деревню.

Мальчик отвлекается и вспоминает счастливые дни дома — они с дедом рубили елку и несли по морозу. Как дедовские собаки вертелись у печи. Как барышня угощала его сладостями и выучила письму, а также кадрили.

Он жалуется, что здесь с ним плохо обращаются и мало кормят, сапожник выпорол его за то, что уснул, укачивая ребенка, а жена сапожника ударила, потому что он чистил селедку с хвоста.

Наконец он кладет письмо в конверт, в адресе пишет «деревня», а адресата — «дедушке», опускает в почтовый ящик и спокойно засыпает.

Вывод:

Детская непосредственность легко отображает мир. У детей всё просто — либо хорошо, либо плохо, есть добро и зло. Этот рассказ учит детей, что нужно ценить родителей и родных, близких людей, а взрослых — быть добрыми к детям, ведь они так ранимы и требуются во внимании и любви.

Это интересно: «Беглец» — это книга, написанная в 1887 году, о тяжелой жизни маленького мальчика, которую он сам еще не до конца понимает. Рассказ — это короткое произведение, где достаточно сложно раскрыть какую-то важную и обширную тему, но Чехов — настоящий мастер в этом деле. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Беглеца» для читательского дневника. Основные события могут показаться кому-то даже знакомыми, будто бы взятыми из его же детской биографии.

Интересные факты о произведении

  1. Антон Чехов в письмах к брату вспоминал, что «в детстве у них не было детства», а «жесткость и ложь исковеркали нашу юность…». На основании этих записок предполагают, что Ваньку автор списал с собственного детского образа.
  2. По другой версии Ванька был списан с родственника писателя. Он отдал сына «в люди» к жестокому купцу, который нещадно эксплуатировал детский труд. Зная о страданиях ребенка, отец признавался в собственной беспомощности.
  3. Золотой орешек, о котором грезил юный Ванечка, отсылает читателей к рождественским чудесам, о которых мечтают дети в сказках популярных писателей.

История создания произведения

Рассказ «Ванька» вышел из-под пера А.П. Чехова в 1886 году, был опубликован 25 декабря в «Петербургской газете» (раздел «Рождественские рассказы») и подписан псевдонимом А. Чехонте. Еще при жизни автора рассказ «Ванька» вошел в чеховские сборники рассказов и учебное пособие для начальной школы «Книга для чтения», а также переведен на французский, немецкий, датский и другие языки.

Лев Николаевич Толстой отозвался о рассказе как о выдающемся произведении.

В 1959 году по мотивам рассказа «Ванька» на советские экраны вышел одноименный фильм, снятый на киностудии М. Горького.

Злободневная тема сиротства, раскрытая в рассказе «Ванька»

Перед глазами читателя предстает жизнь бедного крестьянского мальчика, который после смерти мамы стал подмастерьем у городского сапожника Алехина. Несладко приходилось ребенку. Затравленный злыми взрослыми, он жил в постоянном страхе. Девятилетнего Ваню таскали за волосы, нещадно били, унижали и очень-очень плохо кормили. Но пожаловаться было некому, кроме разве что родного деда Константина Макарыча. Ему-то и стал писать мальчик письмо в ночь под Рождество.

Проникновенный рассказ о сиротской жизни

«Милый дедушка, Константин Макарыч!— И пишу тебе письмо» – так начинается невеселый рассказ Вани о его тяжелой сиротской доле. Мальчик прервался и углубился в воспоминания. Вот его дед служит ночным сторожем у господ. «Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку». Вот Константин Макарыч берет внучка в лес за елкой, и Ваня, хотя и мерзнет сильно, радуется возможности полюбоваться природой, посмотреть на убегающего зайца, а потом, когда занесут лесную красавицу в дом, украшает её вместе с барышней Ольгой Игнатьевной. О, эта милая, добрая женщина! Она кормила Ваню леденцами и научила его читать, писать, считать до ста и даже плясать кадриль. Но это – в прошлом. Тогда еще была жива мама Пелагея и служила горничной у господ. А сейчас…

Ваня снова стал писать дедушке: «Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу». Он так просил забрать его из этого ужасного места, обещал и сапоги чистить у приказчика, или в подпаски пойти «заместо Федьки». Лишь бы подальше от издевательств, грубости и откровенного унижения. Ведь дошло уже до того, что хозяин сильно ударил парнишку колодкой по голове…

Ответы на вопрос

Отвечает Гречуха Илья.

Ванька Жуков — герой рассказа А.П.Чехова «Ванька» (1886), девятилетний малиик, сирота. Обученный барышней Ольгой Игнатьевной читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль, он был отдан в город «в люди». Дома, в деревне, у него только дед, которому он пишет письмо, жалуясь на свое горькое житье в ученье у сапожника. Конверт и марку он купил заранее. О том, каким должен быть адрес, сидельцы из соседних лавок не рассказали — научили только опустить письмо в почтовый ящик. Адрес у В.Ж. такой: «На деревню дедушке. Константину Макарычу».

Отвечает Лебедев Павел.

Ванька Жуков — это главный персонаж рассказа Антона Чехова «Ванька». Вот несколько его характеристик:

  1. Физические характеристики: Ванька маленького роста, с тонкими руками и ногами. У него светлые волосы, «светлые глаза, как у голубей».

  2. Характер: Ванька добрый и отзывчивый мальчик, который очень любит животных. Он жалеет бедных и слабых, часто выражает свою жалость и сочувствие. В то же время, Ванька — ребенок, который любит пошалить и поиграть в прятки.

  3. Социальное положение: Ванька — сирота, который живет с бабушкой-алкоголичкой. Он не посещает школу и зарабатывает на жизнь тем, что пасет овец у богатых соседей.

  4. Мировоззрение: Ванька верит в добро и справедливость. Он не понимает, почему богатые люди могут жить в роскоши, а бедные должны страдать. Его взгляд на мир часто противоречит взгляду взрослых.

  5. Мечты и желания: Ванька мечтает о том, чтобы жить в комфорте и уюте, а также иметь возможность посещать школу. Он хочет научиться читать и писать, чтобы стать умным и успешным человеком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: