Главные герои и их характеристика:
ЧАСТЬ I.
Пролог.
Путники развернули скатерть, поели-попили и дали слово друг другу, что не вернутся домой, пока не найдут того, кому на Руси хорошо живётся. Так началась их длинная дорога…
Глава 2. Сельская ярмарка.
В продолжении пути мужики встречают много опустевших деревень. Оказывается, что в одном селе, самом богатом, идёт ярмарка. Путники решают туда забрести и поискать счастливых сельчан. Но ничего хорошего они не находят — лишь грязь, нищету и беспробудную пьянку.
Глава 5. Помещик.
Следующим на пути искателей счастливых людей встретился помещик Гаврила Оболт-Оболдуев. И он поведал случайным знакомым о своей судьбе. Как хорошо ему жилось при крепостном праве и как тяжело без него. В конце повествования помещик разрыдался.
ЧАСТЬ II.
Последыш.
Новый день мужики встретили на берегу Волги-реки. Перед ними простёрся огромный луг со скошенным сеном. К берегу пристали три лодки, а в них семья дворян. С самым старшим из них всё вокруг лебезили, в том числе и освобождённые от крепостного права крестьяне.
Оказалось это не спроста. Князь Утятин, или Последыш (прозвище), как узнал, что крепостных освобождают, обещал лишить сыновей наследства, так как они не отстояли идеалов помещиков. Боярские дети подговорили крестьян подыграть им и вскоре объявили батюшке, что всё вернулось на круги своя. Крестьянам обещали за спектакль много земли барской. Старик умер, крестьяне остались ни с чем.
Пир на весь мир.
На всё село Вахлачено идёт пир. Здесь: Клим Яковлич, Влас-староста и молодые студенты семинарии Саввушка и Гриша, которые поют добрые песни. За столом вновь рассказывают истории, например, про верного холопа Якова.
Он служил барину и любил его, всё терпел, пока тот не отдал его племянника на военную службу. Запил холоп, а когда отгоревался, вернулся к барину и через некоторое время жестоко отомстил. Постепенно разговоры скатываются к грустным, кровавым историям, народ начинает петь печальные песни.
Но настанет день, когда Русь будет петь лишь благие песни и счастливых искать не будет нужно — все будут счастливы. Первые кирпичики к этому дню заложены и они — это два семинариста за общим столом. Гриша, сын дьяка, с самых юных лет решил посвятить себя борьбе за счастье народа.
Родное село он любит, так же крепко как мать. И ходит по родной земле с песней на устах. Его замыслы и мечты сбудутся, этого парнишку ждёт сложная, но благородная жизнь. Жаль, что путники не слышат, как Гриша поёт о Руси, они бы тогда не отправились дальше, а пошли по домам, так как поняли бы, что нашли того, кого отправлялись искать.
Так оборвалась поэма Некрасова, но даже по её неоконченным главам читателю становится ясно, как тяжело было народу после реформ на Руси.
Сюжет поэмы был задуман автором в 1850-х годах, а последняя точка была им поставлена в 1877 году. Почти 15 лет Некрасов плотно работал над этим произведением и, к сожалению, смерть не позволила ему завершить свой труд.
Редакторам и издателям рукопись досталась в разрозненном виде, так как писатель не успел соединить её в нужном порядке. Известный современникам вариант поэмы подготовил для издания К. Чуковский, опираясь на записи, дневники и черновики Некрасова.
-
Что такое жесты кратко
-
Speaking club план урока
-
Чем отличается машина двигатель от машины генератора технология 5 класс кратко
-
Размеры файлов 7 класс план урока презентация
- Как правильно держать гимнастическую палку в детском саду при ходьбе
Глава 1. Поп
Идут мужики вдоль берёзовой рощи по широкой дорожке, разных людей встречают по пути встречают. Больше всего крестьяне попадаются, солдаты, мастеровые, да нищий народ всякий малый. С ними мужики даже не заговаривают. Так видно, счастья у них не лишку.
Вечером на пути им попадается поп. Перегородили мужики попу дорогу, низко поклонились, да начали пытать его: «Сладка ли жизнь поповская?».
Священнослужитель долго думал, прежде чем заговорить в ответ, а потом промолвил, что на Бога роптать, конечно, грех, потому он просто опишет, как ему живётся, а они уже понимайте, как знаете, хороша ли у него жизнь.
По мнению попа, счастье может быть в трех вещах – покое, богатстве и чести. Что касаемо первого – покоя, то его у священника отродяся не бывало. Должность ему достаётся тяжело, а потом и служенье тоже не в радость. Ведь с кем он дело имеет? Сироты ревут, вдовы кричат, умирающие стонут. Какой уж тут душевный покой.
Что касаемо почёта, то и тут своё – каждый, кто остёр из народа, всякий на него внимание обращает, сказки да небылицы про него придумывают, анекдоты всякие про него самого, да про всё его семейство – и попадье, и детям поповским достаётся. Богатство тоже дело переменное
В старые времена, когда попа уважали, да ценили, свадьбы пышные были, а умирать на родину приезжали, тогда и работы было у священников вдоволь. А теперь все разбрелись по чужбинам, потому и заработок в медные пятаки упёрся
Богатство тоже дело переменное. В старые времена, когда попа уважали, да ценили, свадьбы пышные были, а умирать на родину приезжали, тогда и работы было у священников вдоволь. А теперь все разбрелись по чужбинам, потому и заработок в медные пятаки упёрся.
Окончив свою речь, священник отправился по своим поповским делам дальше. Мужики же набросились на Луку, который говорил, что попу хорошо живётся. Начали мужики упрекать Луку и обвинять в глупости, ведь поповское житьё только на первый взгляд оказалось хорошим.
Мужики захотели даже отлупить Луку за неправдивое высказывание о счастливой поповской жизни, но тут они заметили в конце дороги суровое лицо попа, и драка отменилась.
Глава 4. Счастливые
Мужики бродят сквозь толпу и зовут счастливого. Кричат, если такой объявится, то они ему взамен за его рассказ о своём счастье, напоят его водкой вдоволь.
Те, кто трезвый, смеются над таким объявлением, а те, кто уже пьяные, в очередь выстроились. И таких много насобиралось.
Первый подходит дьячок. У него счастье «в благодушестве» и в «косушечке», которую нальют ему мужики.
Дьячка выгнали, за ним пристроилась старуха, у которой на маленькой грядке аж целых тысяча реп наросло.
Следующим встал солдат, обвешанный медалями. Он уже еле на ногах держится, а выпить страсть как хочется. Счастье у него, что живой остался после мучений на службе.
Потом в очереди был камнетёс с огромным молотом в руках, затем надорвавшийся по службе крестьянин, еле живой до дома добрался, следующий – дворовый человек с подагрой. Далее подошёл хвастун, лет сорок простоявший у стола князя и подлизывающий его тарелки, а также допивающий изо всех рюмок заграничное вино.
Мужики выгнали последнего, ведь у них – то вино простецкой, а не к которому он привык — «не по твоим губам!».
Очередь «счастливых» людей никак не заканчивалась. Крестьянин — белорус доволен, что здесь он досыта ест ржаной хлеб, а на родине ел только с мякиной, отчего у него живот шибко пучило и резало.
Следующим «счастливчиком» заявил себя мужик со свёрнутой скулой. Он выжил в схватке с разъярённым медведем, остальные же его товарищами были убиты медведями.
Также к мужикам подходили нищие, которые счастливы, что им дают милостыню и подаяние, и они благодаря этому могут кормиться.
Водки уже не осталось в ведре, а настоящего счастливого человека мужики так и не нашли.
Наконец кто-то советует спросить у Ермилы Гирина, так как кроме него счастливых-то людей и нету.
Ермила – простой мужик, весь народ к нему тянется и любит его. Мужикам ведают следующую историю:
Давно как-то была у Ермилы собственная мельница, но ему пришлось её продать, чтобы рассчитаться с долгами. Мельницу стали торговать. Купец Алтынников решил, было, купить мельницу, да Ермила перебил его ставку, хотя у него денег не было. Тогда он отложил торги и побежал на площадь попросить денег у людей.
Какое-то чудо свершилось, ему понесли деньги, и вскоре нужная сумма собралась. А через неделю он уже насобирал денег, чтобы раздать долги. Собрал народ и начал раздавать, что назанимал. Только один рубль остался. Долго Ермил допытывал у всех, чей рубль.
Мужикам было удивительно, как это Ермилу люди доверили, что собрали для него денег. Но это было правдой без доли колдовства.
Гирин – служащий писарь, работал в конторе, денег ни с кого не брал, а помогал всем советами. Когда старый князь умер, вновьзаступивший князь организовал выборы бургомистра. Все жители вотчины закричали, что нужно выбирать Ермила – честного молодого человека.
Единожды только Ермил смухлевал, отправив в рекруты вместо своего младшего брата, Митрия, сына Ненилы Власьевны. После этого Ермил не мог найти себе места от угрызения совести, даже хотел повеситься. После этого служивых заменили – Ненилу отправили домой, а Митрия отдали в рекруты. Этот случай ещё долго не давал покоя Ермилу, от должности своей самоустранился, взял в аренду мельницу и стал ещё усерднее трудиться и заслуживать признание и любовь народа.
Внезапно к разговору подговорился поп, что к Ермилу Гирину тоже бесполезно обращаться по вопросу о счастье, так как он в остроге. Поп начал ведать, что случилось (а приключился бунт в деревне Столбняки, и решили позвать Ермола, к которому народ прислушивался завсегда). Но тут рассказ попа оборвался криками – народ поймал вора – с «благородной болезнью», и сейчас его сильно высекли. После взбучки, которую он получил за дело, вор удирает, забыв про все болячки.
Поп уходит, попрощавшись, но обещав продолжить свой рассказ в следующий раз.
Пир в селе Вахлачина
У села Вахлачина странники попадают на роскошный пир, который закатили крестьяне в честь смерти Последыша. Семеро мужиков слушают песни крестьян. В веселой песне поется о бесправной жизни крестьян. Барщинная песнь повествует о том, что у крестьян почти не остается времени работать на себя.
Песня про холопа рассказывает историю Якова Верного, который честно служил барину с отнявшимися ногами. Но когда его брат надумал жениться на красавице крестьянке, барин отправил того на службу в армию. Яков не смог простить барина и отомстил: завез его в лес и повесился над ним. В песне о двух великих грешниках поется о том, как бандит Кудеяр раскаялся и решил искупить вину. В качестве епитимьи он несколько лет пытался ножом спилить дуб. Однако дуб упал лишь после того, как Кудеяр в порыве гнева убил жестокого пана Глуховского.
Песня о «крестьянском грехе» — это история о предательстве. После смерти одного адмирала, желавшего дать вольную 8 тысячам своим крестьянам, староста разорвал завещание, прельстившись деньгами. В голодной и соленой песне поется о том, как крестьяне мечтают о еде и соли.
ПОСЛЕДЫШ
I
Путники приходят на берег Волги к деревне Вахлаки. Там раскинуты прекрасные луга и в разгаре сенокос. Вдруг звучит музыка, к берегу пристают лодки. Это прибыл старый князь Утятин. Он осматривает покос и ругается, а крестьяне кланяются и просят прощения. Дивятся мужики: все как при крепостном праве. За разъяснениями они обращаются к местному бурмистру Власу.
II
Влас дает пояснения. Князь страшно рассердился, когда узнал, что крестьянам дали волю, и хватил его удар. После этого стал Утятин чудить. Не хочет верить, что нет теперь у него над крестьянами власти. Даже сыновей пообещал проклясть и лишить наследства, если те будут говорить такую глупость. Вот и попросили наследники крестьян, чтобы они при барине делали вид, будто все по-старому. А за это им лучшие луга пожалуют.
III
Князь садится завтракать, на что собираются поглазеть крестьяне. Один из них, самый большой лодырь и пьяница, давно вызвался разыгрывать перед князем бурмистра вместо непокорного Власа. Так и стелется перед Утятиным, а народ еле смех сдерживает. Один, правда, не справляется с собой и хохочет. Князь синеет от гнева, велит пороть бунтовщика. Выручает одна бойкая крестьянка, которая говорит барину, что засмеялся ее сын-дурачок.
Князь всех прощает и отплывает на лодке. Вскоре крестьяне узнают, что Утятин умер по дороге домой.
Первая часть. Глава 1
Первая глава рассказывает о встрече мужиков с попом. Они долго шли, навстречу попадались обычные люди – нищие, крестьяне, солдаты. Спорщики даже не пытались разговаривать с теми, так как по себе знали, что счастья у простого народа нет. Встретив тележку попа, странники перегораживают путь и рассказывают о споре, задавая главный вопрос, кому на Руси жить хорошо, выпытывают, счастливы ли попы.
Поп отвечает следующее:
- Счастье у человека есть, только если его жизнь объединяет три черты – спокойствие, честь и богатство.
- Объясняет, что у попов нет никакого покоя, начиная от того, как хлопотно достается им сан и заканчивая тем, что ежедневно выслушивает плач десятков людей, что умиротворения в жизни не прибавляет.
- Много денег сейчас попам сложно заработать, так как дворяне, которые раньше обряды проводили в родных деревеньках, теперь делают это в столице, а священнослужителям приходится жить за счет одних крестьян, с которых скудный доход.
- Народ попов уважением тоже не балует, подшучивает над ними, избегает, нет возможности ни от кого хорошего слова услышать.
После речи попа мужики стыдливо прячут глаза и понимают, что священникам на свете живется отнюдь не сладко. Когда священнослужитель уезжает, спорщики накидываются на того, кто предположил, что попам жить хорошо. Дело дошло бы до драки, однако поп снова появился на дороге.
Глава 2
богатая ярмарка
Самое главное, что здесь есть целых 11 кабатчиков, которые не успевают наливать веселящемуся народу. Все крестьяне много пьют. У лавки с башмаками стоит расстроенный дед, который обещал привести внучке сапожки, да деньги пропил. Появляется барин Павлуша Веретенников и оплачивает покупку.
Также на ярмарке продаются книги, однако народ интересуется самыми бесталанными книгами, ни Гоголь, ни Белинский не востребованы и не интересны простому народу, несмотря на то, что эти писатели как раз защищают интересы обычных людей. В конце герои напиваются до такого состояния, что падают на землю, наблюдая, как «шатается» церковь.
Глава 3
В этой главе спорщики снова находят Павла Веретенникова, который на самом деле собирает фольклор, истории и выражения русского народа. Павел говорит окружившим его крестьянам, что они употребляют слишком много алкоголя, а для тех пьяная ночь – за счастье.
Яким Голый на это возражает, утверждая, что простой крестьянин много пьет не от собственного желания, а потому что работает тяжело, его постоянно преследует горе. Яким рассказывает окружающим свою историю – накупив сыну картинок, Яким не меньше их любил сам, поэтому, когда случился пожар, он эти изображения первыми вынес из избы. В конце концов деньги, которые тот скопил за жизнь, пропали.
Выслушав это, мужики усаживаются покушать. После один из них остается следить за ведром водки, а остальные снова направляются в толпу, чтобы найти человека, который считает себя счастливым на этом свете.
Глава 4
Мужики ходят по улицам и обещают угостить водкой самого счастливого человека из народа, чтобы выяснить, кому на Руси жить хорошо, однако к ним подходят только глубоко несчастные люди, которые хотят выпить, чтобы утешиться. Те, кто хотят похвастаться чем-то хорошим, обнаруживают, что их мелочное счастье не отвечает на основной вопрос. Например, белорус радуется, что здесь делают ржаной хлеб, от которого у него нет резей в животе, поэтому он счастлив.
Ермил очень уважаем
Через неделю Ермил раздал все, что занимал, до вечера допытывался у окружающих, к кому еще подойти и отдать последний оставшийся рубль.
Такое доверие Гирин заработал тем, что, служа писарем у князя, ни у кого денег не брал, а наоборот, простым людям помогал, поэтому, когда собирались выбирать бургомистра, выбрали именно его, Ермил назначение оправдал. При этом поп говорит, что тот несчастлив, так как уже сидит в остроге, а почему, рассказать не успевает, так как в компании обнаруживается вор.
Глава 5
Далее путешественники встречают помещика, который в ответ на вопрос, кому на Руси жить хорошо, рассказывает им про свои дворянские корни – основатель его рода татарин Оболдуй был ободран медведем для смеха императрицы, которая взамен преподнесла много дорогих подарков.
Помещик жалуется, что отобрали крестьян, поэтому нет больше закона на его землях, леса вырубаются, множатся питейные заведения – народ делает, что хочет, от этого нищает. Далее рассказывает, что не привык с детства трудиться, а тут приходится это делать из-за того, что отобрали крепостных.
Сокрушаясь, помещик уходит, а мужики жалеют его, думая, что с одной стороны после отмены крепостного права пострадали крестьяне, а с другой – помещики, что эта плеть хлестнула все сословия.
Читательский дневник по поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова
Сюжет
Семь мужиков из бедных деревень уверены, что на Руси счастливы или поп, или помещик, или купец с министром да чиновником, или только царь один. С собой у них скатерть-самобранка вместо запасов. Выясняется, что поп беден, осмеян людьми и совестится брать копейки у крестьян. В пути они видят, как пьет народ, но и работает не меньше. Странники сами поят счастливцев: солдата, уцелевшего в боях и после них, силача-каменотеса, в чьих руках – счастье его родных. Узнают историю Ермила Гирина, честного человека, которому народ по копейке собрал на выкуп мельницы. Странники хотят с ним повидаться, но счастье ему изменило: он в остроге за защиту взбунтовавшихся крестьян. Видят счастливого в помещике Оболт-Оболдуеве, но он после отмены крепостного права всего и всех лишился, а сам ничего делать не умеет.
Странники пытают женщин о счастье. Крестьянка Матрена Тимофеевна рассказывает им свою историю: в семье мужа трудилась она без устали, потеряла первого сына, но спасла мужа из рекрутов, нашла защитницу в лице губернаторши. Теперь саму Матрену кличут «губернаторшей». У села Вахлачина мужики слушают песни и байки из жизни. Поют и говорят о голоде, нужде, злом барине, жадном мужике. Странники не знают, что рядом семинарист юноша Гриша Добросклонов. После встречи с ним им можно было бы идти домой. Гриша посвятил себя борьбе за народное счастье. Впереди его ждут и слава заступника крестьян, и болезни, и тюрьмы. Но он верит в Русь-матушку, силу ее народа, и свое счастье связывает только с ними.
Отзыв
Автор хотел довести своих героев до Петербурга, близкая смерть заставила его поспешить с завершением поэмы. Добросклонов («говорящая» фамилия) – правдивый, искренний, бескорыстный человек. Только такие люди могут помочь стране и людям стать лучше, счастливее. Тема любви к Родине, малой родине, семье, труду. Народная жажда правды, счастья, справедливости, свободы, просвещения, вечный их поиск.
Странничество как способ узнать себя и Русь. Пьянство как повсеместная беда. Отмена крепостного права и дворяне, неготовые жить с этим фактом. Широкая панорама русской жизни, всех сословий, женской доли. Русь как героиня поэмы. Тема неправедного суда, жадного чиновничества. Колоритный народный язык. Близость к фольклору. Учит любить свой народ, судить о нем здраво, общее счастье ставить выше личного, учит состраданию и надежде на лучшее.
Часть первая
Пролог
Повествование начинается со встречи семи мужчин из деревень с говорящими названиями (например, Дырявина, Горелова, Разутова и т. д. ), которые задаются вопросом о том, кому счастливо на земле русской живется. Каждый из них выдвигает свою версию, тем самым завязывается спор. Тем временем уже наступает вечер, мужики решают сходить за водкой, разжечь костер и продолжают выяснять, кто же из них прав.
Вскоре вопрос заводит мужчин в тупик, они начинают драку, а в это время Пахом ловит маленького птенчика, следом прилетает мама птенца и просит отпустить, обещая взамен рассказать о том, где можно взять скатерть-самобранку. Крестьяне сделали все, как пеночка поведала, и перед ними развернулась скатерть со всеми яствами. Решили они за пиром, что пока ответа на вопрос не найдут, не успокоятся. И пошли они в дорогу – искать счастливца на горемычной родине.
Глава I. Поп
Крестьяне начинают поиск счастливого человека. Идут они по степям, полям, мимо прудов и рек, встречают людей разных: от бедных до богатых.
Встречают солдат, задают им свой вопрос, а в ответ получают, что «солдаты шилом бреются, Солдаты дымом греются — Какое счастье тут? ». Проходят мимо попа и ему этот же вопрос задают. Он утверждает, что счастье не заключается в роскоши, спокойствии и благополучии. Говорит, что этих благ у него нет, что сын грамоту освоить не может, что постоянно видит плачи у гробов – какое уж тут благополучие? Поп объясняет, что раньше он по свадьбам богатым ходил, на этом и зарабатывал, а теперь это исчезло. Закончил тем, что настолько трудно бывает, что придешь в семью крестьян кормильца хоронить, а взять у них нечего. Поп речь закончил, поклонился и дальше побрел, а мужики в смятении оказались.
Глава II. Сельская ярморка
Жаркий день. Мужики идут и меж собой разговаривают, отмечают, что пусто вокруг. Встречают на реке моющего лошадь паломника и узнают, куда народ с села ушел, а тот отвечает, что все на ярмарке в Кузьминской деревне. Идут туда крестьяне и видят, как народ гуляет.
Замечают старика, просящего у народа две гривны. Внучке на подарок не хватает. Видят и барина, которые покупает внучке нищего сапожки. Все можно отыскать на ярмарке этой: продукты, книги, украшения.
Глава III. Пьяная ночь
Семь мужиков путь продолжают, ведь ответ на вопрос все еще не найден. Слышат они рассуждение разные крестьян опьяненных.
Внимание семи крестьян обращает на себя Павлуша Веретенников, который записывает в блокнот все услышанные от крестьян истории, поговорки и песни. Завершив работу, парень стал порицать народ за пьянство и развязное поведение, в ответ услышал, что наступит грусть и печальным будет честный люд, если пить перестанет
Глава IV. Счастливые
Не успокаиваются мужики и поиски продолжают. Так, заманивают они народ, крича: «Выходи счастливые! Мы водочки нальем! ». Собрался вокруг честный люд, стали узнавать, кто счастливым является. В итоге понимают, что счастье для простого мужика в том, чтобы хоть изредка был он полностью сыт, и Бог в трудное время помог, остальное сладится.
Далее мужикам советуют найти Ермилу Гирина, перед этим рассказав им историю о том, как всем народом Ермиле на мельницу деньги собирали, как каждую копеечку он потом вернул, как был честен с ними. Путешественники решают идти к Гирину, но узнают, что он в остроге. Далее рассказ об этом человеке прерывается.
Глава V. Помещик
Путешественники на своем пути встречают помещика Оболта Оболдуева, который поначалу принял их за воров и стал угрожать пистолетом, но потом завел рассказ о своем роде.
Стал вспоминать он богатые пиры, грезить о прислуге, и своей власти, но теперь такая жизнь невозможна. Жалуется помещик на наступившие томительные годы, что не может он по такому распорядку жить, а народ тем временем сопереживает.
Другие персонажи
Ермил Гирин — первый, кого путешествующие крестьяне стали проверять на соответствие статуса счастливого человека, честный бурмистр, очень уважаемый крестьянами.
Матрёна Корчагина (Губернаторша) — крестьянка, в деревне именно ее называли счастливым человеком.
Савелий — дед мужа Матрёны Корчагиной. Старец дожил до ста лет.
Князь Утятин (Последыш) — старый помещик, самодур, от которого его же семья скрывает, что крепостное право уже отменено.
Влас — крестьянин, бурмистр деревни, которой некогда управлял Утятин.
Гриша Добросклонов — обучающийся в семинарии, сын дьяка, грезил, когда же будет освобождение русского народа; прототипом был революционный демократ Н. Добролюбов.
Глава 3. Пьяная ночь
Ночь. Крестьяне идут по дороге и вдруг слышат, как кто-то говорит о чиновниках и о том, как они торгуют взятками.
«А нам пятьдесят долларов за сотрудницу: мы сделали запрос», мы слышим женские песни с просьбой «любить».
Затем они видят, что мальчик, пьяный до смерти, закапывает свою одежду, как если бы он хоронил свою мать.
Достигнув уличного места, путешественники снова встречаются с Павлом Веретенниковым, который пишет поговорки и песни крестьян. Он уже много написал и начинает ругать слишком много пьяных крестьян. Те в ответ утверждают, что пьют только за боль, и осуждают или завидуют этому греху.
Тот, кто возражает Веретенникову, Яким Голый. У нее есть своя история, которую Павлуша тоже пишет для себя.
Яким в молодые годы покупал маленькому сыну картины популярных гравюр. Я ими тоже восхищался, как ребенок. Однажды в избе загорелась, возник пожар. Первым делом Яким бросился сохранять изображения, а тем временем все его сбережения, до 35 рублей, были сожжены. Деньги растаяли и оказались комом, за что ему сейчас дают 11 рублей.
Выслушав рассказы, путешественники сели есть. Мы ели и пили. А потом снова пошли искать счастливого, хорошо жившего в России, а Роману оставили присматривать за ведром водки.
Тема и идея произведения, герои, проблематика
Сюжет поэмы прост: «на столбовой дороженьке» сходятся семеро мужиков, которые заспорили, кому хорошо живется на Руси. Чтобы это выяснить, они отправляются в странствие. В связи с этим тему произведения можно определить как широкомасштабное повествование о жизни крестьян в России. Некрасов охватил почти все сферы жизни – за время своих странствий мужики познакомятся с разными людьми: попом, помещиком, нищими, пьяницами, торговцами, перед их глазами пройдёт круговорот человеческих судеб – от израненного солдата до некогда всесильного князя. Ярмарка, острог, тяжёлый труд на барина, смерть и рождение, праздники, свадьба, торги и выборы бургомистра – ничто не укрылось от пристального взгляда писателя.
Неоднозначным является вопрос о том, кого же считать главным героем поэмы. С одной стороны, формально она имеет семеро главных героев – мужиков, странствующих в поисках счастливого человека. Выделяется также образ Гриши Добросклонова, в лице которого автор изображает будущего народного спасителя и просветителя. Но помимо этого, в поэме явственно прослеживается образ народа как образ главного действующего лица произведения. Народ появляется как единое целое в сценах ярмарки, массовых гуляний («Пьяная ночь», «Пир на весь мир»), сенокоса. Всем миром принимаются различные решения – от помощи Ермила до выборов бургомистра, даже вздох облегчения после смерти помещика вырывается у всех одновременно. Не индивидуализированы и семь мужиков – они описаны максимально кратко, не имеют своих отдельных черт и характеров, преследуют одну и ту же цель и даже говорят, как правило, все вместе. Второстепенные персонажи (холоп Яков, сельский староста, Савелий) прописаны автором куда более детально, что позволяет говорить о специальном создании с помощью семи странников условно-аллегорического образа народа.
Жизни народа так или иначе касаются и все проблемы, поднимаемые Некрасовым в поэме. Это проблема счастья, проблема пьянства и моральной деградации, греха, взаимоотношений старого и нового уклада жизни, свободы и несвободы, бунта и терпения, а также характерная для многих произведений поэта проблема русской женщины. Проблема счастья в поэме является основополагающей и понимается разными персонажами по-разному. Для попа, помещика и других наделённых властью персонажей счастье представляется в виде личного благосостояния, «почёта и богатства». Мужицкое счастье состоит из различных несчастий – медведь пытался задрать, но не смог, на службе били, но до смерти не убили… Но есть и такие персонажи, для которых не существует своего, личного счастья отдельно от счастья народного. Таков Ермил Гирин, честный бургомистр, таков и появляющийся в последней главе семинарист Гриша Добросклонов. В его душе любовь к бедной матери переросла и слилась с любовью к такой же бедной родине, для счастья и просвещения которой и планирует жить Гриша.
Из Гришиного понимания счастья вырастает главная идея произведения: настоящее счастье возможно лишь для того, кто не думает о себе и готов потратить всю свою жизнь для счастья всеобщего. Призыв любить свой народ таким, какой он есть, и бороться за его счастье, не оставаясь равнодушным к его проблемам, отчётливо звучит на протяжении всей поэмы и в образе Гриши находит своё окончательное воплощение.
Глава 2. Сельская ярмонка
Путь мужицкий продолжается. Идут они дальше, а по пути им только пустые деревни попадаются. Неожиданно встречают седока и спрашивают, куда народ из деревень подевался?
Мужики туда же направили свой путь – на ярмарку, вдруг там кто-то счастливо живёт.
Кузьминское – село богатое, хоть и чумазое. Там две церкви, закрытое училище, грязная гостиница. Даже фельдшер в деревне имеется. Какое село, такая и ярмарка – тоже богатая. Самое большое богатство в селе – это множество кабаков больших и малых, наливать не успевают, сколько там желающих выпить.
Повсюду, куда ни глянь, везде пьяные лица. Кто топор свой ругает, зачем поломался, дед Вавила в печали – обещал башмаки внучке, да деньги пропил все. Все его утешают, жалеют, а помочь некому – сами все на мели. Один только барин Павлуша Веретенников сжалился, да и возможность имел – купил внучке Вавилы башмачки.
Чем только на ярмарке не торгуют. И книги продают, но спрос только на самые «никакие» книги, да портреты генералов, которые поупитаннее. И не известно, когда наконец-то будут покупать Белинского, да Гоголя.
Лишь наступил вечер, все упитые по самые уши, даже церковь выглядит настолько пьяной, что будто бы вот-вот упадёт.
Мужики уходят из села.
«Кому на Руси жить хорошо» А. Некрасова
Глава 3: «Русские женщины»
В главе 3 поэмы А. Некрасова описываются русские женщины — бескорыстные и трудолюбивые, многодетные матери и преданные жены. Они не жалеют сил и здоровья, чтобы поддерживать свою семью. Автор подчеркивает их роль в поддержании крестьянского быта и семейных ценностей.
Некрасов посвящает несколько строк своей поэмы упоминанию молодых девушек-крестьянок, в которых он видит невинность и красоту. Он искренне уважает женщин, которые несут на своих плечах ответственность за воспитание детей и поддержание семейного очага.
Как и в предыдущих главах, автор глубоко сочувствует женщинам, которые вынуждены работать наравне с мужчинами во избежание голода и бедности. Некрасов высоко ценит женскую работу и способности. Среди других примеров упоминаются густожилые молочницы, которые делают все возможное, чтобы продать свой товар и обеспечить своих детей.
- Введение, описание страданий крестьян;
- Описание природы и труда крестьян;
- Описание русских женщин и их роли в семье и крестьянском быту;
- Рассказ об образованной бедноте и ее своеобразных резонах протеста против власти;
- Описание военной службы;
- Заключение, в котором автор высказывает надежду на лучшее будущее для крестьян.
Полезно для читателя
И для тех, кто знакомится с произведением впервые, и тем, кто решил освежить его в памяти, наверняка будет интересно и полезно узнать следующее:
- Изначально автор планировал написать 8 глав, но успел закончить только 4. Болезнь послужила причиной сокращения поэмы. Некрасов горестно сожалел, что ему не удалось закончить свой труд в том виде, в каком он его задумал. Тем не менее поэма производит впечатление целостного произведения, хотя до сих пор нет единого мнения о том, каким должно было быть примерное расположение ее глав.
- Несмотря на то что Некрасов четко обозначил, что написанное им является именно поэмой, некоторые исследователи считают, что это скорее большое стихотворение. Это связано с тем, что до нас дошли лишь завершенные куски. Они были составлены учеными, которые после анализа дошедшего материала, сложили их в определенной последовательности. Она, с их точки зрения, смогла отразить наиболее вероятный сюжет. К тому же автор не оставил никакой аннотации к этому произведению.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Последыш – краткое содержание
Странники идут, видят сенокос. Берут косы у баб, начинают косить. С реки слышится музыка — это помещик катается в лодке. Седой мужик Влас подгоняет баб — не следует огорчать помещика. К берегу причаливают три лодки, в них помещик с семейством и челядью.
Старый помещик обходит сено, придирается, что сено сырое, требует подсушить. Уходит со своей свитой завтракать. Странники расспрашивают Власа (он оказался бургомистром), почему распоряжается помещик, если крепостное право отменено. Влас отвечает, что у них особенный помещик: когда он узнал об отмене крепостного права, его хватил удар — отнялась левая половина тела, он лежал без движения.
Приехали наследники, но старик выздоровел. Сыновья говорили ему об отмене крепостного права, но он назвал их предателями, трусами и т. д. Из страха, что их лишат наследства, сыновья решают ему потакать во всем.
Потому и уговаривают крестьян ломать комедию, будто мужиков вернули помещикам. Но некоторых крестьян и не надо было уговаривать. Ипат, например, говорит: «А я князей Утятиных холоп — и весь тут сказ!» Он вспоминает, как князь запрягал его в телегу, как купал в проруби — в одну прорубь окунал, из другой вытаскивал — и тут же давал водку.
Князь посадил Ипата на козлы играть на скрипке. Лошадь споткнулась, Ипат упал, и сани переехали его, князь же уехал. Но через некоторое время он вернулся. Ипат благодарен князю, что тот не оставил его замерзать. Все соглашаются делать вид, будто крепостного права не отменяли.
Влас не соглашается быть бургомистром. Соглашается им быть Клим Лавин.
Старый князь ходит и распоряжается, крестьяне смеются над ним потихоньку. Мужик Агап Петров не захотел подчиняться приказам старого помещика, и, когда тот застал его за вырубкой леса, сказал обо всем прямо Утятину, назвал его шутом гороховым. Утятина хватил второй удар. Но вопреки ожиданиям наследников старый князь поправился снова и стал требовать публичной порки Агапа.
Последнего начинают уговаривать всем миром. Его отвели на конюшню, поставили перед ним штоф вина и сказали, чтобы кричал погромче. Он кричал так, что даже Утятин сжалился. Пьяного Агапа отнесли домой. Вскоре он умер: «Клим бессовестный сгубил его, анафема, винищем!»
Утятин в это время сидит за столом. Крестьяне стоят у крыльца. Все ломают комедию, как обычно, кроме одного мужика, — тот смеется. Мужик — приезжий, местные порядки ему смешны. Утятин вновь требует наказания бунтовщика. Но виниться странники не желают. Бурмистрова кума спасает положение — говорит, что смеялся ее сын, — несмышленый мальчишка. Утятин успокаивается, веселится и куражится за обедом. После обеда умирает. Все вздохнули с облегчением. Но радость крестьян была преждевременной: «Со смертию Последыша пропала ласка барская».