Литература, 8 класс: список произведений на лето
Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.
Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.
Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.
Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.
Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.
Смерть
Во время Второй мировой войны Андрей Платонович имел звание капитана и служил корреспондентом газеты «Красная звезда». Автор принимал участие в военных операциях, не отсиживался на заднем плане, был скромным в жизни солдата. По одной из версий, Платонов заболел туберкулезом во время войны. Солдатский быт помог автору собрать материал для рассказов и очерков с фронта, которые печатались в журнале «Красная звезда».
Единственный сын писателя умер в 1943 г. Платонов долго заботился о нем, но молодой человек так и не оправился после плена. По одной из версий, автор заразился туберкулезом от своего сына.
Андрей Платонов
В 1946 году Платонов был освобожден по болезни. В том же году он закончил работу над повестью «Семья Ивановых», которая появилась в печати под названием «Возвращение». Платонова снова захлестнула волна критики. Его обвинили в клевете на воинов-победителей и отлучили от церкви.
В последние годы своей жизни Платонов был вынужден зарабатывать на жизнь несколькими отрывочными литературными произведениями. Творчество автора было сосредоточено на переработке народных сказок. Интерес Платонова к детской литературе пробудила его маленькая дочь Машенька. В 1950 году автор закончил работу над сказками «Неизвестный цветок» и «Волшебное кольцо». Советские мультипликаторы создали мультипликационные фильмы по этим историям в конце 1970-х годов.
Памятник Андрею Платонову в Воронеже
Автор умер от болезни в Москве зимой 1951 года и был похоронен на Армянском кладбище. Жизнь отца писателя закончилась в 1952 г. Жена Платонова умерла в 1983 г., пережив мужа на три десятилетия. Их дочь Мария Андреевна посвятила свою жизнь изданию трудов отца. Она также написала одно из изданий его биографии.
Книги Платонова начали активно издаваться в 1980-х годах. Произведения автора вызвали волну интереса среди нового поколения читателей. В 2005 году Мария Андреевна умерла и была похоронена на армянском кладбище.
Возвращение, 1946
Платонов в «Возвращении» описал реалистичную историю о семейных взаимоотношениях, долгой разлуке и прощении. Разлука проверяет не только чувства любящих людей, но и серьезные отношения, сложившиеся годами. Сколько историй о том, как вернувшийся с боевых действий человек становится чужим…
Иванов, отслуживший в Великую Отечественную, возвращается на родину к жене и детям, но что-то его мучает, не дает покоя. И вот он приближается – видит на вокзале сына, который изменился. Да, многое изменилось, и читатели вместе с Ивановым задаются вопросом – сможет ли он жить прежней жизнью или теперь все будет по-другому?
Повесть А. Платонова “Котлован”
Замысел Котлована относится к осени 1929 года, а основная работа велась в первые месяцы 1930 года. В 1929 году Платонов работал в Наркомате земледелия. Там он занимался вопросами мелиорации на территории Воронежской области.
По словам самого Платонова, ему очень важно, “чтобы к моей выпяченной наблюдательности все прилипало и прикалывалось”. В этом и проявлялось платоновское эстетическое восприятие и установка – дать возможность оказаться в литературе той жизни, которая еще не находила своего воплощения в русской литературе
Осенью 1929 года у Платонова умерла мать. Поздней осенью писатель покинул Наркомат земледелия. На этом закончился важный период жизни Платонова.
В критической статье Авербаха содержался такой фрагмент: “Нам нужно величайшее напряжение всех мускулов. А к нам приходят с проповедью расслабленности! А нас хотят разжалобить! А к нам приходят с проповедью гуманизма!”
“Задумчивость” героя превозмогает не только включенность в “общий темп труда”, но и естественную для человека заботу о средствах к существованию. Экспозиция повести “Котлован”подключала героя к тому типу “сомневающегося человека” из народа, который прошел по дорогам гражданской войны.
Главный образ повести вызывает у читателя исторические, мифологические, исторические ассоциации с библейской Вавилонской башней, которая строится на месте разрушенного Божьего храма.
Каждая из встреч Ващева в его родном городе мотивирует начало путешествия героя в поисках правды “общего и отдельного существования”. Эта искомая правда обозначена в повести понятием “истины”. Именно истина, по мнению Платонова являет собой связующее звено между “Путем и жизнью”.
“Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество”, – писал Ф.М. Достоевский. Эта идея нашла отражение в “Котловане”. Платов намеренно возвращается к вопросам жизни и пути человека. При этом Платонов явно полемизирует с тем собой, который принадлежит к революционной эпохе. К тому себе, кто претворял великий проект Царства Земного, Общего Дома – башни, объединенных глобальной идеей преодоления человеком -пролетарием всего природно-исторического.
“Мы будем искать истину, а в истине благо” – эти пафосные идеи из ранних трудов Платова становятся источником трагизма в повести “Котлован”.
Сомневающийся платоновский герой – от Пухова до Ващива – наделен не только “умными руками”, но и ограниченностью мышления.
Через конфликт общечеловеческой истины и исторической реальности Платонов воссоздает ситуацию, пророчески свидетельствующую о нарушении связей человека с прошлым, с домом-очагом, с обществом и словом как фактом культуры и жизни человеческой.
Тема будущего, прошлого и настоящего России отражены в повести. Прошлое – это крестьянская Росси, настоящее – строительство пролетариата, будущее – детство, что обретет себя в этом доме и воскрешение Движение Вощева связывают в повести эти как бы распавшиеся части России.
Мотив прижизненного разделения тела с душой в повести – один из наиболее повторяющихся и многослойных: мужик ложиться в пустой гроб “как скончавшийся”, не веря в воскрешение с “горем смерти”.
В этом страшном мрачном мире уместен инфернальный герой медведь. Он же Медведев. О его судьбе рассказывается больше, чем о прошлом деревни. Именно этот герой “лучше всех осознает” преимущества колхозного смысла жизни и поэтому призван судить кулаков. Однако этот суд становится источником ужаса для самого Медведева- медведя. Здесь Платонов явно боится спрямить.
В трагическом финале повести А. Платонов уравновешивает два враждующих мироотношения их общим стремлением “спастись в пропасти котлована”.
Здесь мы видим, что антитеза в повести использована и как стилистический прием, и как черта мировосприятия, и как принцип композиции.
У А. Платонова в повести ” Котлован” Настя – это символ будущего. Она являет собой “тот социалистический элемент, который дает душевные силы строителям”. Смерть девочки символизирует собой крах новообретенного советского смысла жизни, победа древнего мифа над утопией строительства всеобщего дома. Смерть Насти – это возвращение к мучительному вспоминанию смысла.
Умирая Настя возвращается от языка новой социальной утопии к словесной игре, возвращается к матери. Смерть девочки с именем, за которым стоит воскрешение – это остановка действия в повести и финальный вопрос.
Фро, 1937
«Фро» – рассказ, который не оставит ни одного читателя равнодушным. Это рассказ о молодой женщине, безумно любящей своего мужа. Настолько, что, заболев, просит в письме его приехать, бросив важную командировку. Он приехал, но потом снова уехал, не сообщив куда. И Фро предстоит остаться одной.
Фро – простая русская девушка. Недавно она вышла замуж за человека, которого любит, и все свое время хочет проводить с ним
Но ее муж – человек дела, и для него важно поддерживать коммунистические идеалы. Он уезжает, чтобы построить «светлое будущее», а Фрося, скучая одна, начинает вытворять всякие нелепости…
Аннотация
Андрей Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климентов, 1899–1951) — русский писатель, драматург, поэт. В качестве фронтового корреспондента Андрей Платонов был на Гражданской войне. Во время Великой Отечественной войны в звании капитана служил военкором газеты «Красная звезда». Огромный жизненный и военный опыт лег в основу богатейшего творческого наследия писателя. Самая яркая черта прозы А. Платонова — его оригинальный, не имеющий аналогов в русской литературе язык. О своих героях – и о своем народе — Платонов сказал: «Они жили полной и общей жизнью с природой и историей, — и история бежала в те годы как паровоз, таща за собой на подъем всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности».
Одна из важных задач родителей и учителей – донести до каждого ребенка, что в жизни бывают трудности, препятствия, что не всегда все получается с первого раза. И сделать это нужно не с целью напугать.
Николай Лесков, Леонид Андреев, Михаил Булгаков, Федор Достоевский, К. Станюкович, Константин Паустовский, Андрей Платонов и др.
Платонов Андрей Платонович
Война – это страшное испытание не только для взрослых, но и для детей. При этом, если дети непосредственно не понимают все ужасы войны, они ее чувствуют своим сердцем. И только любящие родители в.
Платонов Андрей Платонович, Платонов Андрей Валерьевич
Андрей Платонов был подлинным сыном революции, принял ее сразу и без малейшего сомнения. Он тогда занимал всем сразу: мелиорацией, электротехникой, партийной работой. И писал, смущаясь – потому что.
Исаак Бабель, Михаил Булгаков, Иван Бунин, Максим Горький, Александр Грин, Леонид Добычин, Евгений Замятин и др.
В книге публикуются рассказы 20-х годов советских писателей. Среди авторов А. М. Горький, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков, М. М. Зощенко, Б. А. Пильняк, Б. А. Лавренёв, Ю. Н. Тынянов, Е. М. Замятин.
Платонов Андрей Платонович, Платонов Андрей Валерьевич
Мир может быть необычайно прекрасен. И речь идёт не только о внешнем мире, но и о внутреннем. Когда внутри тебя целый мир, который отражает то, что происходит вовне, когда это становится неотделимой.
Максим Горький, Лев Толстой, Иван Бунин, Николай Лесков, Михаил Салтыков-Щедрин, Андрей Платонов, Николай Гоголь и др.
-
Ремонт механизмов управления кратко
-
Инструкция по пожарной безопасности в спортивном зале школы
-
Женщины пушкина кратко презентация
-
Сенсорная комната психолога в школе
- Система эльконина давыдова математика начальная школа
Собрание сочинений
- Том 1. Усомнившийся Макар
- Том 2. Эфирный тракт
- Том 3. Чевенгур. Котлован
- Том 4. Счастливая Москва
- Том 5. Смерти нет!
- Том 6. Дураки на периферии
- Том 7. Сухой хлеб
- Том 8. Фабрика литературы
Перед вами – первое собрание сочинений Андрея Платонова, в которое включены все известные на сегодняшний день произведения классика русской литературы XX века.
В книгу вошли рассказы 1920-х годов, написанный в соавторстве «Рассказ о многих интересных вещах», стихотворения.
Перед вами – первое собрание сочинений Андрея Платонова, в которое включены все известные на сегодняшний день произведения классика русской литературы XX века.
В книгу вошли рассказы 1920-х годов, написанный в соавторстве «Рассказ о многих интересных вещах», стихотворения.
Перед вами – первое собрание сочинений Андрея Платонова, в которое включены все известные на сегодняшний день произведения классика русской литературы XX века.
В эту книгу вошли повести 1920-х – начала 1930-х годов «Эфирный тракт», «Епифанские шлюзы», «Город Градов», «Сокровенный человек», «Ямская слобода», «Впрок», «Ювенильное море», «Хлеб и чтение». Повесть «Хлеб и чтение» (реконструкция текста Н. В. Корниенко) публикуется впервые. Повести «Эфирный тракт» и «Город Градов», издававшиеся раньше в искаженном цензурой и редактурой виде, публикуются в авторской редакции.
Перед вами – первое собрание сочинений Андрея Платонова, в которое включены все известные на сегодняшний день произведения классика русской литературы XX века.
В этот том вошли роман «Чевенгур» и повесть «Котлован».
Перед вами – первое собрание сочинений Андрея Платонова, в которое включены все известные на сегодняшний день произведения классика русской литературы XX века.
В этот том классика русской литературы XX века Андрея Платонова вошла его проза 1930-х годов: роман «Счастливая Москва», восточная повесть «Джан» и рассказы, среди которых признанные шедевры – «Третий сын», «Фро», «Такыр», «Река Потудань»…
Перед вами – первое собрание сочинений Андрея Платонова, в которое включены все известные на сегодняшний день произведения классика русской литературы XX века.
В эту книгу вошла проза военных лет, в том числе рассказы «Афродита», «Возвращение», «Взыскание погибших», «Оборона Семидворья», «Одухотворенные люди».
Тексты в файле собраны из разных источников, и могут не совпадать с бумажным изданием.
Перед вами – первое собрание сочинений Андрея Платонова, в которое включены все известные на сегодняшний день произведения классика русской литературы XX века.
В этот том классика русской литературы XX века Андрея Платонова вошли его пьесы, в том числе неоконченные «Избушка бабушки» и «Ноев ковчег», а также киносценарии.
Тексты в файле собраны из разных источников, и могут не совпадать с бумажным изданием.
Перед вами – первое собрание сочинений Андрея Платонова, в которое включены все известные на сегодняшний день произведения классика русской литературы XX века.
В этот том вошли рассказы о детях и для детей, в том числе неоконченные, а также русские и башкирские народные сказки в пересказе писателя.
Тексты в файле собраны из разных источников, и могут не совпадать с бумажным изданием.
Перед вами – первое собрание сочинений Андрея Платонова, в которое включены все известные на сегодняшний день произведения классика русской литературы XX века.
В этот том вошла литературная критика и публицистика 1920-1940-х годов.
Тексты в файле собраны из разных источников, и могут не совпадать с бумажным изданием.
М.: Время, 2011
Юшка, 1935
Читать рассказ Андрея Платонова «Юшка» горько и больно – убедитесь, что у вас есть на это силы. В нем рассказывается о жизни бедного и беззащитного человека – он помогал кузнецу, выполняя вспомогательные работы. Ему всего немного за 40, но его запросто можно счесть за старика.
Несчастный человек сильно любил людей и верил, что они его тоже любят.
Юшка – так звать ни в чем не повинного человека, которого никто не воспринимает всерьез. Он тихо и размеренно живет – в силу не очень большого ума, но большого доброго сердца нередко Юшка попадает под «расстрел»: над ним издеваются как взрослые, так и дети. Он прямо спросил, зачем они это делают.
Получил бы он на это ответ, если бы не умер?
Чевенгур, 1926–1928
Если вы хотите познакомиться с творчеством Платонова, то стоит начать с рассказа «Чевенгур». Это очень непростое произведение, в школьную программу включено как факультативное. После прочтения трудно вернуться к привычной реальности, хочется прочесть и другие произведения автора.
Чевенгур – это название антигосударства, строительством которого занимается группа коммунистов. В коммуне, как мы понимаем, коммунизм гипертрофирован, она состоит из очень колоритных личностей: анархистов, псевдоискателей. Но, так почти всегда случается, мечты о «светлом будущем» превращаются в несуразную реальность.
Песчаная учительница, 1927
Рассказ Андрея Платонова «Песчаная учительница» рассказывает историю о Марии Никифоровне – волею судьбы, учительнице в селении, занесенном песками. Она очень хочет учить детей, но жители села всю жизнь борются с песками. Мария Никифоровна начинает изучать материалы об укрощении песков и хочет передать знания местным жителям.
Молодая учительница приезжает в Северный Казахстан и видит, что всю жизнь люди борются с песками. Но Мария – не из тех, кто сдается! Раз решила обучить детей – значит, сделает это. Она научилась и научила других спасаться с бедствием – организовала работы по посадке деревьев, которые оградили территорию села от влияния пустынь.
Откуда в Марии Никифоровне столько решимости?
Подписи к слайдам:
БИОГРАФИЯ Андрея Платоновича Платонова Подготовила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 349 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Печёнкина Тамара Павловна
Андрей Платонович Платонов 20.08.1899 – 05.01.1951 русский советский писатель и драматург
Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился в Воронеже. Отец – Климентов Платон Фирсович работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских. О нём не раз писали губернские газеты как о талантливом самоучке-изобретателе. Дважды ему присваивали звание Героя труда, а в 1928 году он вступил в партию. Мать – Лобочихина Мария Васильевна – дочь часового мастера, домохозяйка. Семья была большая (11 детей), а Андрей – старший, поэтому и трудовая жизнь писателя тоже началась довольно рано – в 13 лет. Работал в железнодорожных мастерских, на трубочном заводе – литейщиком, затем электромонтёром, помощником машиниста.
В 1906 году поступает в церковно-приходскую школу. С 1909 по 1913 год учится в городской 4-классной школе. С 1913 по 1915 работает подёнщиком и по найму, мальчиком в конторе страхового общества «Россия»; помощником машиниста на локомобиле.
С осени 1915 по весну 1918 Андрей работает во многих воронежских мастерских – по изделию мельничных жерновов. В 1918 году поступает в Воронежский политехнический институт; служит в редакции журнала «Железный путь», в котором публикует свои стихи.
Книга стихов Платонова «Голубая глубина» (1922, Воронеж) получила положительную оценку В.Брюсова. Однако в это время, под впечатлением от засухи 1921, приведшей к массовому голоду среди крестьян, Платонов решил переменить род деятельности. В 1922–1926 Платонов работал в Воронежском губернском земельном отделе, занимаясь мелиорацией и электрификацией сельского хозяйства. В 1922 Платонов женился на сельской учительнице М.А. Кашинцевой, которой посвятил повесть «Епифанские шлюзы» (1927). Жена стала прототипом заглавной героини рассказа «Песчаная учительница». В 1922 году у супругов родился сын Платон.
В тридцатые годы с наибольшей силой проявляется талант Платонова. В 1930 он создает один из своих главных шедевров — повесть «Котлован» (впервые опубликована в СССР в 1987) — социальную антиутопию на темы индустриализации, трагико-гротескное описание краха идей коммунизма. В середине 1930-х Платонов — писатель, пишущий главным образом в стол. Вместе с тем, обилие замыслов переполняет писателя. Он напряженно работает. В это время им были написаны роман «Счастливая Москва», пьеса «Голос отца», статьи о литературе. В 1933-1935 после поездки в Туркмению Платонов создает повесть «Джан». В 1928 Платонов завершает работу над романом «Чевенгур», однако целиком он увидел свет лишь в 1972 в Париже. Роман представляет собой многоплановое повествование, в котором лирика и сатира переплетены с философскими построениями и политическими иллюзиями.
В 1937 Платонову удается опубликовать сборник рассказов «Река Потудань», который подвергся уничтожительной критике, Платонов снова в опале, его положение отягощается еще одним событием — в 1938 по сфабрикованному делу был арестован единственный сын Платонова, пятнадцатилетний подросток, вернувшийся после хлопот друзей Платонова из заключения осенью 1940 года неизлечимо больным туберкулёзом. Писатель заразится от сына, ухаживая за ним, с этих пор и до смерти он будет носить в себе туберкулёз.
В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». В созданных им рассказах о войне сохраняется присущая Платонову неоднозначность оценок, атмосфера парадоксальности бытия, внутреннего конфликта человека и мира. Рассказ «Семья Ивановых» («Возвращение») вызвал резкую критику за «клеветничество» в адрес советской семьи.
В конце 1946 года был напечатан рассказ Платонова «Возвращение» («Семья Иванова»), за который писатель в 1947 году подвергся нападкам и был обвинён в клевете. В конце 1940-х годов, лишённый возможности зарабатывать на жизнь писательством, Платонов занимается литературной обработкой русских и башкирских сказок, которые печатаются в детских журналах.
Платонов умер 5 января 1951 года в Москве от туберкулёза, которым заразился, ухаживая за вышедшим из заключения сыном. У сына, в свою очередь, уже был свой ребёнок, Платонов успел стать дедом. Похоронен на Армянском кладбище.
Центральная городская библиотека им.А.Платонова сегодня (г. Воронеж) Памятник на родине писателя в городе Воронеже
http://hrono.ru http://orel.rsl.ru http://www.prosv.ru http://www.ucheba.ru ИСТОЧНИКИ.
Река Потудань, 1936
По мотивам книги «Река Потудань» был снят фильм «Возлюбленные Марии» Кончаловского – если вы являетесь поклонником автора, то обязательно посмотрите, интересно. Повесть небольшая, но глубокая – о жизни и смерти. Главный герой пошел защищать родину, и автор нам иллюстрирует его жизнь после войны, когда есть голод, болезни и пустота снаружи и в душе.
Главная мысль, которую можно вынести из произведения – важно просто жить. Главный герой возвращается с войны, он надломлен
У него нет сил говорить, любить и даже жить. Он пошел защищать родину, потому что так надо, выбора не было.
Если у человека нет ни желания существовать, ни цели, то жизнь сама ему преподнесет то, ради чего стоит жить.
Джан, 1935
Книга хоть и сложна для чтения, но оставляет после себя приятное впечатление. Автор переносит тебя в «те» времена. Если коротко, то «Джан» о мечтах и надеждах, порой совершенно несбыточных. Язык, которым писал Платонов – сказочный. Если вы не были знакомы с творчеством автора, то читатели рекомендуют сначала прочесть «Чевенгур», а уже после «Джан».
Повесть рассказывает о судьбе джан – восточного народа. Он состоит из нищих, беглецов и сирот, поселившихся некогда в пустыне Сары-Камыша. Теперь он на грани исчезновения. Молодой экономист с московским образованием должен разыскать этот народ и вернуть его к существованию. Выясняется, что и сам Чагатаев происходит из этого народа.
Повесть А. Платонова «Котлован»
Замысел Котлована относится к осени 1929 года, а основная работа велась в первые месяцы 1930 года. В 1929 году Платонов работал в Наркомате земледелия. Там он занимался вопросами мелиорации на территории Воронежской области.
По словам самого Платонова, ему очень важно, «чтобы к моей выпяченной наблюдательности все прилипало и прикалывалось». В этом и проявлялось платоновское эстетическое восприятие и установка – дать возможность оказаться в литературе той жизни, которая еще не находила своего воплощения в русской литературе. Осенью 1929 года у Платонова умерла мать
Поздней осенью писатель покинул Наркомат земледелия. На этом закончился важный период жизни Платонова
Осенью 1929 года у Платонова умерла мать. Поздней осенью писатель покинул Наркомат земледелия. На этом закончился важный период жизни Платонова.
В критической статье Авербаха содержался такой фрагмент: «Нам нужно величайшее напряжение всех мускулов. А к нам приходят с проповедью расслабленности! А нас хотят разжалобить! А к нам приходят с проповедью гуманизма!»
«Задумчивость» героя превозмогает не только включенность в «общий темп труда», но и естественную для человека заботу о средствах к существованию. Экспозиция повести «Котлован»подключала героя к тому типу «сомневающегося человека» из народа, который прошел по дорогам гражданской войны.
Главный образ повести вызывает у читателя исторические, мифологические, исторические ассоциации с библейской Вавилонской башней, которая строится на месте разрушенного Божьего храма.
Каждая из встреч Ващева в его родном городе мотивирует начало путешествия героя в поисках правды «общего и отдельного существования». Эта искомая правда обозначена в повести понятием «истины». Именно истина, по мнению Платонова являет собой связующее звено между «Путем и жизнью».
«Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество», – писал Ф.М. Достоевский. Эта идея нашла отражение в «Котловане». Платов намеренно возвращается к вопросам жизни и пути человека. При этом Платонов явно полемизирует с тем собой, который принадлежит к революционной эпохе. К тому себе, кто претворял великий проект Царства Земного, Общего Дома – башни, объединенных глобальной идеей преодоления человеком -пролетарием всего природно-исторического.
«Мы будем искать истину, а в истине благо» – эти пафосные идеи из ранних трудов Платова становятся источником трагизма в повести «Котлован».
Сомневающийся платоновский герой – от Пухова до Ващива – наделен не только «умными руками», но и ограниченностью мышления.
Через конфликт общечеловеческой истины и исторической реальности Платонов воссоздает ситуацию, пророчески свидетельствующую о нарушении связей человека с прошлым, с домом-очагом, с обществом и словом как фактом культуры и жизни человеческой.
Тема будущего, прошлого и настоящего России отражены в повести. Прошлое – это крестьянская Росси, настоящее – строительство пролетариата, будущее – детство, что обретет себя в этом доме и воскрешение Движение Вощева связывают в повести эти как бы распавшиеся части России.
Мотив прижизненного разделения тела с душой в повести – один из наиболее повторяющихся и многослойных: мужик ложиться в пустой гроб «как скончавшийся», не веря в воскрешение с «горем смерти».
В этом страшном мрачном мире уместен инфернальный герой медведь. Он же Медведев. О его судьбе рассказывается больше, чем о прошлом деревни. Именно этот герой «лучше всех осознает» преимущества колхозного смысла жизни и поэтому призван судить кулаков. Однако этот суд становится источником ужаса для самого Медведева- медведя. Здесь Платонов явно боится спрямить.
В трагическом финале повести А. Платонов уравновешивает два враждующих мироотношения их общим стремлением «спастись в пропасти котлована».
Здесь мы видим, что антитеза в повести использована и как стилистический прием, и как черта мировосприятия, и как принцип композиции.
У А. Платонова в повести » Котлован» Настя – это символ будущего. Она являет собой «тот социалистический элемент, который дает душевные силы строителям». Смерть девочки символизирует собой крах новообретенного советского смысла жизни, победа древнего мифа над утопией строительства всеобщего дома. Смерть Насти – это возвращение к мучительному вспоминанию смысла.
Умирая Настя возвращается от языка новой социальной утопии к словесной игре, возвращается к матери. Смерть девочки с именем, за которым стоит воскрешение – это остановка действия в повести и финальный вопрос.
Литература, 11 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.
Список литературы на лето для 11 класса:
Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.
Последние экземпляры книги можно купить оффлайн в магазинах вашего города: