Художник илья остроухов (1858

Остроухов илья семенович: биография, список известных картин

Примечания

  1. Ю. Петров. Наемные управляющие в России. Опыт бизнес элит XIX-XX веков. / Банк Уралсиб. — Москва: Любимая книга, 2007. — С. 90—91. — 160 с. — ISBN 1-932525-59-9.
  2. Как писал И. С. Остроухов «первым моим впечатлением от художественного произведения и первой академией» была копия с картины Неффа «Ангел молитвы», написанная его дядей, Сергеем Васильевичем Остроуховым, который окончил академию художеств и «был, очевидно, способным художником, но почему-то … бросившим живопись». Остроухов писал, что когда дядя приезжал из Ельца, где жил, в Москву, то «рисовал для меня все, что я требовал».
  3. Позже оперный спектакль «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова стал одним из центральных в Русской частной оперы С. Мамонтова.
  4. В этом спектакле, поставленном 1 августа 1884 года в Абрамцево, Остроухов участвовал и как актёр — в роли палача — и, по «Воспоминаниям» Всеволода Саввича Мамонтова, поразил всех: «успех Остроухова был колоссален». Это был его первый и последний сценический опыт.
  5. В 1887 году, по просьбе С. И. Мамонтова Остроухов написал эскиз декорации маслом, где указал, что «Декорации в театре С. И. Мамонтова писал по этому эскизу К. А. Коровин»
  6. Этот этюд, также как и этюд «Церковь в Абрамцеве» (1882. Холст на картоне, масло. 30 х 20,2) находится в музее-заповеднике «Абрамцево».
  7. Экспозиция персональной выставки И. С. Остроухова, организованная в Москве, в 1925 году, посвящённая сорокалетию его художественной деятельности, открывалась этюдом старика, написанным в то время под руководством Чистякова.
  8. Эту картину хотел купить П. М. Третьяков, но приобрёл В. Г. Сапожников.
  9. Газета «Новости дня», комментируя отставку Остроухова, писала: «Против Остроухова ратовала главным образом мещанско-купеческая часть Думы, боящаяся всего нового даже в искусстве, которого эта партия не понимает».
  10. Опасаясь прихода к руководству галереей И. Е. Цветкова, группа гласных московской городской думы предложила кандидатуру И. Грабаря, с которой Остроухов согласился.
  11. Среди принятых в «Товарищество передвижных художественных выставок» были: С. И. Светославский, И. И. Левитан, Н. А. Касаткин, А. С. Степанов, А. Е. Архипов.
  12. Такой же портрет и в том же году был написан И. Н. Крамским (находится в ГТГ).
  13. В 1905 году портрет экспонировался на историко-художественной выставке русских портретов, устроенной в Таврическом дворце усилиями С. П. Дягилева.
  14. . Дата обращения: 16 декабря 2015.
  15. Картина была продана Остроухову в 1898 году Иваном Щукиным.
  16. . Дата обращения: 17 декабря 2015.
  17. Эфрос А. М. Профили. Очерки о русских художниках. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — С. 71.
  18. Власов В. Г. Теория и практика знаточества, методика стилистической критики, проблема ценности и качества произведения изобразительного искусства // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 3. — C. 76

Биография

Он происходил из семьи зажиточного купца. В 1870 году он поступил в «». Там он заинтересовался зоологией и начал переписку с Альфредом Бремом. Он также основал энтомологический сборник, который позже будет передан в Московский университет, и написал небольшую книгу «Рыбная ловля» (1877).

Первые уроки рисования он брал только в 1880 году, когда у него появилось желание стать художником после просмотра выставки пейзажей, устроенной передвижниками. Обеспокоенный тем, что он слишком стар, чтобы начать посещать художественную школу, он искал кого-нибудь, кто бы дал ему частные уроки. Старый знакомый познакомил его с Александром Киселевым, который в то время работал в частной женской школе и был репетитором.

В следующем году он почувствовал себя достаточно уверенно, чтобы учиться у Ильи Репина. В то Рождество он работал вместе с Виктором Васнецовым, проектируя и создавая декорации для спектакля в доме Саввы Мамонтова. После этого он стал постоянным гостем Абрамцево, зарисовывая пейзажи и архитектуру.

Тем временем он подал документы в Императорскую Академию художеств, но ему разрешили только одитировать классы. По вечерам учился рисованию в Императорском обществе поощрения художеств и брал у Репина дополнительные уроки. До 1884 года он также некоторое время работал в мастерской Павла Чистякова. В 1886 году он смог учиться у Владимира Маковского в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В том же году он представил две картины на четырнадцатой выставке «Передвижников» и после этого будет регулярно выставляться с ними; стал членом в 1891 году.

Третьяковская галерея

Он также сблизился с Павлом Третьяковым, который купил несколько его ранних картин. После смерти Третьякова в 1898 году Московская городская Дума избрала Остроухова одним из попечителей Третьяковской галереи. С 1899 по 1903 год он был де-факто главой правления, а затем был отстранен от должности за слишком большие траты на приобретения.

Очевидно расстроенный этим делом, он удалился в спа в Вогезах, чтобы поправиться. В 1905 году после некоторого раздора Дума избрала его председателем правления. Все шло хорошо до 1913 года, когда нападавший с ножом зарезал Иван Грозный и его сын Иван, картину Репина Иван Грозный. Это дало возможность соперникам Остроухова атаковать его. Он ушел в отставку и, по взаимному согласию с Думой, был заменен Игорь Грабарь.

Эрнст Лисснер

В этот период (в который также входил период работы организатор русской выставки на Вселенской выставке (1900) и избрание в Императорскую Академию в 1906 году) практически бросил живопись. Только в 1916 году, когда он провел некоторое время с друзьями в Крыму, он снова начал рисовать. Спустя два года он провел свою последнюю полномасштабную выставку в «Передвижниках».

Коллекционер

Помимо работы с Третьяковской галереей, он сам по себе был заметным коллекционером; начиная с 1890-х годов после того, как он женился на богатой семье торговцев чаем и приобрел большой дом в качестве приданого. На его счету более 300 картин (в том числе средневековые иконы ) и 500 рисунков; в основном русскими художниками, но также были представлены Дега, Мане, Ренуар и Матисс. Одним из его ярких моментов была Аллегория веры Вермеера. У него также была библиотека из более чем 12 000 томов; включая копию Божественной комедии 1515 года и Декамерон 1757 года. В 1918 году его коллекция была национализирована как публичный музей, и он был назначен куратором на всю жизнь.

К марту 1929 г., когда он как бывший домовладелец оказался лишенным права голоса, он был очень слабым здоровьем и почти ослеп. Он умер четыре месяца спустя. Вскоре после этого музей закрыли, а его вдове пришлось использовать две комнаты в своем доме. Она умерла в 1935 году. Его коллекция была передана в Третьяковскую галерею. Позже дом был открыт как филиал «».

Остроухов как мастер знатóческой атрибуции картин

Ян Вермеер.Аллегория веры.

По словам А. М. Эфроса художник Остроухов был не просто выдающимся собирателем произведений искусства, «он был самым настойчивым, самым последовательным, самым страстным открывателем, какого знало русское коллекционерство». Как опытный живописец при определении авторства картин он пользовался методом интуитивной, так называемой «знатóческой» атрибуции. «Тут находка, — писал Эфрос, — догоняла находку. Предел им был только в его проницательности, в его хватке и в его капризах. Но свои капризы он считал приговорами вкуса и знания».

В мастерскую Остроухова на экспертизу «шла вся Москва». Он любил давать оценку с первого взгляда. Сам художник повторял: «Пусть искусствоведы представят мне хоть кипу документов в подтверждение своей атрибуции — если я вижу, что это не Рембрандт, значит, это не Рембрандт!». Остроухов делал тончайшие наблюдения, доверяясь собственному чутью художника, а про то, что не любил, говорил просто: «чепуха и дрянь». Но однажды судьба сыграла с ним злую шутку. Коллекционер Дмитрий Иванович Щукин, один из трёх братьев, московских собирателей живописи, показал Остроухову купленную по случаю небольшую картину. Знаток посмотрел и бросил свое обычное: «чепуха и дрянь». Щукин картину продал, а потом оказалось, что это было неизвестное тогда творение Яна Вермеера Делфтского, произведений которого до сих пор нет в России. «А теперь „Аллегория“ Вермеера, — писал Эфрос, — висит в Гаагском музее, утверждённая в своем великом звании… Останься она у нас — это был бы единственный Вермеер русских музеев». Остроухов так и не признал своей ошибки, более того, он настаивал на том, что искусствоведы обладают «свиным глазом» и не видят живописи. Для Остроухова, чутьём живописца распознававшего манеру любимых художников, предложенная картина была очевидно не подлинной, поскольку не соответствовала, по его мнению, стилю и манере замечательного голландца. Отвергнутую Остроуховым картину купил выдающийся голландский искусствовед, коллекционер и мастер атрибуций Абрахам Бредиус. В 1889—1909 годах Бредиус был директором картинной галереи Маурицхёйс в Гааге. Ныне «Аллегория веры» Вермеера хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Расцвет творчества

Первая зелень 1887 г.

В тоже 1887 году Остроуховская «Золотая осень» непосредственно с выставки попала в Третьяковку. Пейзаж был задуман в Абрамцево еще в 1885 году. Если раньше Остроухов рисовал природу Петербурга в строгих и темных осенне-дождливых тонах, то роскошная подмосковная осень стала для него чем-то непривычным и поразительно красивым. На переднем плане – два вертикальных клена. Сзади – несколько кривых деревьев и голубоватое небо. И все это укутано золотой роскошью листьев, готовых покинуть свой дом, но пока крепко за него держащихся.

В это время в творчестве молодого художника появились две линии развития – обобщенный образ русской природы и развитие колористического этюда, то есть, пейзаж- настроение.

В этом же году Остроухов много путешествовал по России и работал на пленере, изучал шедевры мастеров прошлого. В 1887 году он с друзьями – В. Серовым и братьями Мамонтовыми отправился в великолепную Венецию, откуда привез немало красивых этюдов города. После этой поездки Серов создал легендарный портрет Веры Мамонтовой – «Девочку с персиками», а Остроухов увлекся городскими пейзажами. Так появилось еще одно художественное изображение площади Святого Марка. Экспериментировал он тогда и с портретами.

Каждый его пейзаж получался лучше предыдущего, и если картины «Первая зелень» и «Ранней весной» получились интимными и камерными, то «Летний день» – образ обобщенный, но с глубоким пониманием русской природы.

В конце 1880-х Остроухов снова вернулся к пейзажу городскому. Так появилась «Улица в Берлине. Дождь». Это вид на немецкую улицу сверху. Поразительно, но город выглядит очень современно и динамично.

«Сиверко»

Сиверко 1890 г.

Этот пейзаж 1890 года назвать можно вершиной творчества Остроухова. Третьяков купил ее сразу же после выставки.

Этюд для нее создан был на берегу Москвы-реки. Природа Подмосковья любима многими художниками, но у Остроухова она получилась по древнерусски мощной и сильной. Река не тихая и спокойная, а могучая и по северному суровая. Над водой гонимые таким же сильным ветром низкие тучи, ветер не щадит деревья и траву. Крутой изгиб реки позволяет нам видеть поросшие деревьями холмы и поляны. В пейзаже отсутствуют вертикали деревьев, но он не выглядит плоским. Здесь подчеркиваются горизонтали природы, потому пейзаж кажется бескрайним. Это настоящий гимн стихий: вода, воздух, земля.

Общественная деятельность

Были картины и после «Сиверко». По большей части Остроухов работал над панорамным пейзажем. Можно вспомнить и «Вечер после грозы», «Купавы на пруду», «Вечер на реке», но такого уровня, как в «Сиверко» мастер достигнуть уже не смог.

Речка в полдень 1892 г.

В 1890-е годы на первое место вышла общественная деятельность. Нет, Остроухов не утратил интереса к живописи, просто вернулась его любовь к коллекционированию. Удачно женившись на девушке из богатой семьи – надежда Боткиной, он начал вкладывать деньги в картины и древние иконы. Коллекция действительно получилась уникальной. Остроухов умела находит шедевры даже у слабых и конформных художников. Так случилось, например, с академичным Шебуевым, у которого Остроухов обнаружил трогательное «Гадание» и «Смерть Ипполита». С начала 20 века Остроухов коллекционирует по большей части иконы. В то же время Остроухов сближается с Павлом Третьяковым. Дружба продлилась недолго – Третьякова не стало в 1898 году.

Так Остроухов стал одним из попечителей галереи. Он стремился превратить ее в настоящий музей европейского уровня, но тогда этому мешали постоянные сложности. Его обвиняли в растратах, после – в порче картины «Иван Грозный убивает сына». В 1913 художник покинул свой пост. Тогда он снова вернулся к живописи.

После его смерти в 1929 году коллекция икон и картин была расформирована. Что-то попало в Третьяковку, что-то в Государственный Русский музей, что-то в музей-усадьбу Поленова. Музей Остроухова не смог существовать без своего хозяина и души.

художник Иванов Александр Андреевич картины

Павел Корин Русь уходящая

Борис Михайлович Кустодиев Большевик

Остроухов-коллекционер

Кроме живописи Остроухов собирал древнерусские иконы; его собрание икон считалось одним из лучших в России. Внучатая племянница Остроухова, Вера Ивановна Гучкова-Прохорова, вспоминала посещение иконной части собрания:

Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах, иконы — наверху. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз.), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина; полные собрания сочинений писателей XIX века; также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. В библиотеку Остроухова допускались немногие.

В 1918 году музей был национализирован, а Остроухов назначен его пожизненным хранителем. С 1920 года назывался «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». После смерти хранителя музей расформирован, а его фонды разошлись по музеям. Значительная часть коллекции икон Остроухова находится в собрании отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи.

Могила Остроухова на Даниловском кладбище

И. С. Остроухов был прекрасным музыкантом. В декабре 1884 года в письме П. Д. Антиповой Е. Д. Поленова писала, что Е. Г. Мамонтова и Остроухов играли Девятую симфонию Бетховена с комментариями. А когда Васнецов уехал в Киев расписывать Владимирский собор, Остроухов писал ему: «… очень хотим Вас видеть среди нас хоть на несколько деньков… мы сыграем Вам в 4 руки не только 4-ую и 8-ую симфонии Бетховена, последние новости нашего репертуара, но даже преподнесем и Баха — „страдания Христа“ по Евангелисту Матвею».

В марте 1929 года сильно болеющий, полуслепой Остроухов был лишён избирательных прав как «бывший домовладелец и совладелец чайной торговли»; через четыре месяца, 8 июля, скончался на 71-м году жизни и был похоронен на Даниловском кладбище в Москве. Через месяц Музей иконописи и живописи И. С. Остроухова был ликвидирован. Жену Остроухова выгнали из дома и она жила до своей смерти в одном из московских подвалов.

Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположены выставочные залы Государственного литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках»). В музее организуют сменные выставки по истории литературы XX века и выставки художников, связанных с литературой.

Коллекционирование картин – смысл жизни.

Опираясь на свое образование,
обладая острым и хорошим взглядом художника и приобретя большое количество книг
по искусству, Илья Остроухов начал
коллекционировать картины.

Первые коллекционные работы были далеки
от совершенства – по неопытности картины чуть ли не его современников он
относил к 17 или 18 веку, картины одного художника приписывал перу другого.

Но с накоплением опыта, в
коллекции художника стали появляться картины Дега, Мане, Щедрина, Кипренского и
многих других художников различных эпох. Не обошли стороной его коллекцию
работы друзей Ильи Остроухова по
мамонтовскому кружку.

Со временем никто не мог
ровняться с коллекцией картин Остроухова,
а многие собиратели картин просто боялись ему перейти дорогу. А уж если кто-то все-таки
приобретал картину,  на которую у Остроухова были виды, то в тот же
момент от известного коллекционера слышалось: «Купил дрянь!». Эти слова были
самым тяжелым ударом для любого – мнение Ильи
Остроухова было весомым и непререкаемым.

Выходец из старинного замоскворецкого купеческого рода, Илья Остроухов любил бравировать своими
купеческими ухватками, напоказ капризничая в окружении интеллигентных гостей.

Среди московских коллекционеров Илья Остроухов был первым и главным.
Существовало только два мнения: мнение Остроухова
и неправильное мнение.

Могли ошибаться книги, могла
ошибаться вся история, а вот Илья
Остроухов – никогда. Если же художник-коллекционер был в замешательстве, то
собирался консилиум, который состоял из искусствоведов и музейщиков.

Вот только решение этого
консилиума было известно заранее – оно не могло не совпадать с мнением Остроухова. Ошибки Остроухов допускал, но о них запрещалось говорить, а многие из его
ошибок вошли в историю.

Как-то коллекционер Дмитрий Иванович
Щукин по невероятному счастью купил картину Вермеера Дельфтского. Принёс Остроухову и получил отповедь:
«Чепуха, длянь! Полядочному коллекционелу это делжать зазолно!».
Дмитрий Иванович не выговаривал букву «Р». И Щукин поверил — продал!
А ведь «Аллегория» могла стать единственной работой Вермеера в
России. Теперь картина висит в Гаагском музее.

Везло только тем коллекционерам, которых увлекла иконопись  – Илью
Остроухова не привлекали иконы. Везло – да не долго.

Однажды, в качестве подарка
Остроухову подарили «Илью Пророка» XV века, и с этого момента
художник словно прозрел. Теперь Остроухова
интересовали только иконы: он скупал их, где только можно и за любые деньги.

Возглавив после смерти П. М.
Третьякова галерею, Остроухов первым
делом провел в ней выставку древнерусского искусства и иконописи, после которой
ввел в галерею новый, иконописный раздел.

Чуть позже коллекцию Ильи Остроухова национализировали.
После его смерти основная ее часть оказалась в Третьяковской галерее. Картины
из его коллекции можно так же увидеть и в Русском музее, и в Музее-усадьбе
В.Д.Поленова.

Через некоторое время об
остроуховском собрании Александр Бенуа сказал, что благодаря ему Запад
приравнял древнерусских художников к мастерам итальянского раннего Возрождения.

ВНИМАНИЕ!http://anysite.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: