Краткая биография михаила светлова для школьников 1-11 класса. кратко и только самое главное

Михаил аркадьевич светлов
(1903-1964)

Библиография

Основные книги

Стихотворения Светлова в «Библиотеке советской поэзии»

  • Рельсы. Харьков: Изд-во Ц.К.К. С.М.У., 1923. 31 с.
  • Стихи о ребе. Харьков: Мол. рабочий, 1923. 19 с.
  • Стихи. Л.: Мол. гвардия, 1924. 23 с.
  • Корни: Стихи. М.: Моск. рабочий, 1925. 79 с.
  • Ночные встречи: Стихи. М.: Мол. гвардрия, 1927. 63 с.
  • Хлеб: Поэма. М.Л.: Моск. рабочий, 1928. 32 с.
  • Избранные стихи. М.: Огонёк, 1929. 40 с.
  • Книга стихов. М.Л.: Гос. изд-во, 1929. 184 с.
  • Гренада. М.Л.: Гос. изд-во, 1930. 16 с.
  • Гренада. М.: Молодая гвардия, 1930. 32 с.
  • Горнист. М.: Мол. гвардия, 1931. 32 с.
  • Избранные стихи. М.: Федерация, 1932. 166 с.
  • Глубокая провинция: Лирическая пьеса в 3 д. М.: Цедрам, 1935. 48 с.
    • То же. М.: Гослитиздат, 1936. 87 с.
    • То же. М.: Цедрам, 1936. 64 с.
  • Избранные стихи. М.: Гослитиздат, 1935. 166 с.
  • Избранные стихи. М.: Мол. гвардия, 1936. 70 с.
  • Стихотворения. М.: Гослитиздат, 1937. 148 с.
  • Сказка: Пьеса в 4 д. М.: Мол. гвардия, 1939. 120 с.
  • Сказка: Пьеса в 4 д. М.Л.: Искусство, 1940. 120 с.
  • Двадцать лет спустя: Драм. поэма в 4 д. М.: УОАП, 1940. 124 с.
    • То же. М.Л.: Искусство, 1941. 72 с.
    • То же. М.Л.: Искусство, 1947. 88 с.
  • Двадцать восемь: Стихи. М.: Мол. гвардия, 1942. 18 с.
  • Отечество героев: Стихи. М.: Сов. писатель, 1942. 21 с.
  • Стихи о Лизе Чайкиной. М.: Мол. гвардия, 1942. 40 с.
  • Цирк. М., 1946. 12 с.
  • Избранные стихи. М.: Правда, 1948. 40 с.
  • Избранные стихи. М.: Сов. писатель, 1948. 172 с.
  • Избранные стихи и пьесы. М.: Гослитиздат, 1950. 208 с.
  • Избранное. М.: Художественная литература, 1953. 176 с.
  • Стихи и пьесы. М.: Гослитиздат, 1957. 479 с.
  • Горизонт: Новая книга. М.: Советский писатель, 1959. 200 с.
  • Стихотворения. М.: Гослитиздат, 1959. 191 с.
  • Я — за улыбку! М.: Правда, 1962. 64 с.
  • Стихотворения. М.: Гослитиздат, 1963. 279 с.
  • Любовь к трём апельсинам: Совр. фантазия в 3 д.: по мотивам Карло Гоцци. М.: Искусство, 1964. 63 с.
  • Охотничий домик: Кн. новых стихов. М.: Сов. писатель, 1964. 104 с.
  • Стихотворения. Л.: Ленинградское отделение изд-ва «Советский писатель», 1968.
  • Беседует поэт: Статьи. Воспоминания. Заметки. — М.: Советский писатель, 1968. 232 с.
  • Беседа. М.: Молодая гвардия, 1969. Серия «Тебе в дорогу, романтик!». 382 с.
  • Собрание сочинений: В 3 т. М.: Художественная литература, 1974.

Литература

Стихи мальчик начал писать в 1917 году, первое стихотворение Михаила Светлова опубликовала газета «Голос солдата» в этом же году. После переезда в столицу один за другим выходили сборники Светлова: «Стихи», «Корни», «Ночные встречи», «Двое», «Рабфаковка», «В разведке». В произведениях прослеживается героизм и романтика во времена гражданской войны.

Поэт Михаил Светлов

В стихотворениях о войне проявилась вся романтичность дарования Светлова. В 1926 году было создано уникальное произведение «Гренада», представляющее собой романтично-революционную историю в форме стихотворения-баллады. Произведение «Гренада» опубликовано в газете «Комсомольская правда» 29 августа 1926 года, тогда имя Михаила Светлова прозвучало на всю страну. Этот день автор считал своим поэтическим днем рождения.

Его «Гренада» пришлась по душе даже Владимиру Маяковскому и Марине Цветаевой. Оглушительный успех этого произведения грозил Светлову стать поэтом одного стихотворения, ведь «Гренаду» знала вся страна. Это произведение читалось в общежитиях, казармах, на площадях, его даже пели на популярные мотивы.

Евгений Князев читает стихотворение Михаила Светлова «Гренада»

В 1936 году началась война в Испании. В знаменитой «Гренаде» Михаил Светлов буквально предвидел испанское несчастье. Стихотворение-баллада было переведено на множество языков, а очень скоро его пела вся Европа. Публицистический фильм о событиях того времени Константин Симонов назвал «Гренада, Гренада, Гренада моя».

Следующая книга, «Ночные встречи», опубликованная в 1927 году, отразила тревогу и смятение тех лет. Но и это кризисное время было по-своему плодотворно для Михаила. Автор углубляет представление о романтизме, соединяя его с шуткой. С течением времени ирония стала неотъемлемой особенностью творчества и поэтической манеры автора.

Корреспонденты газеты «За Победу!» Михаил Светлов и Иван Нарциссов в поверженном Берлине

Скепсис Михаила относительно перехода в НЭП, усиливающийся карьеризм партийных чиновников и обращение поэта к образам беспомощных и несчастных людей привели к постоянной критике его творчества. В 1928 году Михаила Светлова исключили из комсомола «за троцкизм».

В 1935 году Михаил Светлов создал ещё один шедевр – стихотворение «Каховка», которое в будущем также стало песней. К этому времени Михаил, уже признанный лирический поэт, обращается к драматургии. Первую его пьесу «Глубокая провинция», жестоко раскритиковала «Правда». В 1941 году поставлена пьеса «Двадцать лет спустя», которую до последнего показывали советские театры.

Кирилл Плетнев читает стихотворение Михаила Светлова «Итальянец»

В 1941 году Светлов пробивался на фронт через запреты, так как не хотел оставаться в стороне от всеобщего бедствия. О том, что Михаил искал место службы, свидетельствуют его автобиографические записки. В годы ВОВ Светлов занимал должность корреспондента газеты «Красная звезда», а после работал во фронтовой печати 1-й ударной армии.

Известнейшим стихотворением военных лет стало произведение «Итальянец», созданное в 1943 году. Из-за войны была написана и пьеса «Бранденбургские ворота». В своем творчестве Михаил много говорил о революции, о любви и о войне.

Отзывы и фото после премьеры пьесы Михаила Светлова «Бранденбургские ворота»

В середине 50-х годов, после значительного перерыва, Светлов испытывает прилив творческих сил. Для произведений этого времени хаpaктерен переход от лирики к естественной разговорности. Последней работой автора стала книга «Охотничий домик», выпущенная в 1964 году.

После того как Светлов занял должность преподавателя в Литературном институте, писателя постоянно окружали студенты. Но, несмотря на людей в округе, автор был одиноким человеком. С течением времени романтика поэта столкнулась с реальностью.

Литература:

Произведения М.А. Светлова
1. Светлов М.А. Заметки о моей жизни ⁄⁄ Советские писатели: автобиографии в 2 т. — М., 1959. — Т. 2. — С. 304-310.
2. Светлов М.А. Избранное ⁄ предисл. М.Соболя; сост. и подгот. текста Р.Амирэджиби. — М.: Худож. лит., 1988. — 495 с.
3. Светлов М.А. Стихотворения и поэмы ⁄ вступ. статья, сост., подгот. текста и прим. Е.П. Любаревой. — М.; Л.: Сов. писатель, 1966. — 496 с.

О М.А. Светлове
4. Алмазный фонд воспоминаний: сб. ⁄ сост. Л.Б. Либединская; под общ. ред. О.А. Ростовой. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 208 с.
5. Либединская Л.Б. «Зеленая лампа» ⁄⁄ «Зеленая лампа» и многое другое: сб. ⁄ Лидия Борисовна Либединская. — М., 2000. — С. 156-176.
6. Любарева Е.П. Михаил Светлов: критико-биогр. очерк. — М.: Сов. писатель, 1960. — 244 с.
7. Пушкарева Л.А. «Алмазный фонд воспоминаний» ⁄⁄ Библиотека. — 2003. — № 7. — С. 81-82.
8. Савельев С.А. Михаил Светлов в шинели ⁄⁄ Записки литературного следопыта ⁄ Савелий Александрович Савельев. — М., 1976. — С. 157-196.
9. Светлов А.М. Александр Светлов: «Отец научил меня главному — не делать зла людям…»: ⁄ беседовала Ирина Зайчик ⁄⁄ Караван историй. — 2004. — № 4. — С. 250-269.
10. Ты помнишь, товарищ…: воспоминания о Михаиле Светлове. — М.: Сов. писатель, 1973. — 336 с.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 сентября 2014.
  2. — статья из
  3. . Дата обращения: 21 сентября 2014.
  4. Светлов Михаил Аркадьевич // Большой энциклопедический словарь. — 2000.
  5. . Дата обращения: 1 сентября 2017.
  6. Аграновская-Хайкина Б. . Дата обращения: 1 сентября 2017.
  7. Паперный З. . Дата обращения: 1 сентября 2017.
  8. . Дата обращения: 1 сентября 2017.
  9. . Дата обращения: 1 сентября 2017.
  10. ↑ . Писатели под колпаком у чекистов. Альманах «Россия. XX век». Дата обращения: 18 июля 2015.
  11. Имеются в виду резко критические по отношению к сталинскому режиму очерки Андре Жида «Возвращение из СССР» и «Поправки к моему „Возвращению из СССР“».
  12. . — С. 366
  13. Русские детские писатели XX века. Биобиблиографический словарь. — С. 393.
  14. . Дата обращения: 23 мая 2020.
  15. . Дата обращения: 30 ноября 2015.

Возвращение к творчеству после войны

Возвращение Михаила Светлова из войны было для него тяжелым испытанием. Он потерял много друзей и близких, что вызвало у него огромную боль. Однако, несмотря на тяжелые переживания, после войны Светлов вернулся к своему творчеству.

Как поэт-фронтовик, он описывал в своих стихах жестокую реальность военных лет, которые прошли для него в окопах, на фронте. Но после войны Светлов начал писать о мирной жизни, о молодости и страсти, которые, как и раньше, были главными темами его творчества.

Возвращение к творчеству после войны стало для Светлова не только лекарством от пережитых страданий, но и возможностью помочь людям, передавая своими стихами смысл и красоту мира. Как песенник, он создал уникальные музыкальные произведения, которые до сих пор звучат в душах многих людей.

  • Стихотворения Светлова о молодости и любви вдохновляют и мотивируют на жизнь многих молодых людей;
  • Его произведения о войне и патриотизме вызывают уважение и глубокое осознание страшных последствий любой войны;
  • Музыка Светлова остается вечной классикой в мире русской песни.

Таким образом, возвращение к творчеству после войны стало для Михаила Светлова новым этапом жизни, где он продолжал радовать и вдохновлять людей своим искусством.

Особенности поэтического стиля Михаила Светлова

Михаил Светлов — поэт-песенник, который написал более пятисот песен и стихотворений. Он придерживался лирического и эмоционального стиля написания стихов, который позволял ему передать свои чувства и мнения.

Строки Светлова отличаются простотой и доступностью, но при этом они глубоко психологичны. Он писал о важных и сложных проблемах общества, таких как война и человеческие страдания, используя простые слова и образы.

Светлов также использовал метафоры и аналогии для описания своих переживаний и мыслей. Он не боялся использовать необычные рифмы и неправильную метрику, чтобы создать эффект неожиданности и удивления у слушателя.

Один из главных элементов стиля Светлова — это философское содержание, он рассматривает широкий диапазон тем, связанных с смыслом жизни и поисках истины. Он не ограничивался поверхностными описаниями, а углублялся во внутренний мир своих героев, чтобы показать поистине человеческие качества и проблемы, с которыми сталкивается каждый из нас.

Для Светлова стихи были не просто формой общения со слушателем, они были способом понимания жизни, в них он находил ответы на вопросы о вечном и изменчивом, о способах достижения гармонии и счастья.

Вклад Михаила Светлова в культурную жизнь России

Михаил Светлов – выдающийся поэт-песенник, чье творчество имеет огромное значение для российской культуры. Он стал одним из символов своей эпохи, порой непростой и трагической.

Главная роль Михаила Светлова заключается в наследии, которое он оставил для любителей поэзии. Его стихи поражают своей проникновенностью и убедительностью. Они отражают дух того времени, о котором он писал, и затрагивают наиболее значимые темы. Не случайно его произведения стали бессмертными, и по сей день они бьют рекорды популярности.

Кроме того, Михаил Светлов был не только талантливым поэтом, но и выдающимся общественным деятелем. Он активно участвовал в жизни страны, выступал с полезными инициативами, заботился о социальной справедливости. Его голос всегда слышали, его мнение уважали, его советы ценили.

Михаил Светлов остается до сих пор образцом для молодых поколений, его творчество и личность вдохновляют на новые свершения и достижения. Он – это не только поэт, но и символ России, ее культуры и истории.

Стихотворения Светлова. Краткая характеристика

Стихотворения Светлова характеризуются отсутствием напряженного действия, песенностью, будничным проявлением героизма, наличием лирических эмоций и размышлений. Вероятно, эти особенности не позволяли Светлову называть свои стихотворения балладами или стихотворными новеллами, если даже они, как, например, песня-баллада «Гренада», и являлись таковыми на самом деле. Романтическое и будничное, поэтическое и прозаическое, героическое и непритязательно-бытовое Светлов стремился примирить, сделать так, чтобы они не враждовали между собой, а дополняли и обогащали друг друга. На таком взаимодействии контрастных начал основана и лирико-героическая баллада «Гренада», ключевыми образами которой являются две песни: «Яблочко» и «Гренада, Гренада, Гренада моя…». Первая песня, точнее — серия популярных в годы Гражданской войны частушек, предстает как своеобразная примета революции, а вторая — как знак романтической мечты о незнакомой стране и желании помочь крестьянам Гренады получить землю. Есть у двух песен и другие символические оттенки. «Яблочко» в революционной России знали почти все, это песня фольклорного происхождения. «Гренада» известна только украинскому хлопцу, он ее, вероятно, и сочинил. Когда он погиб со своей песней на устах, «Отряд не заметил / Потери бойца / И „Яблочко“-песню / Допел до конца». Для остальных бойцов главное — допеть до конца «Яблочко», довести до победного конца Гражданскую войну. Однако песня мечтателя-хохла не осталась не замеченной его приятелем, поэтом, она стала его песней.

В отличие от жизнерадостного пафоса стихов А. Жарова, А. Безыменского и других комсомольских поэтов, пафос поэзии Светлова не только элегичен, но порой и драматичен. Этот драматизм особенно проявился в его поэме «Ночные встречи», в которой поэт воссоздал романтические встречи с близкими ему людьми, уже ушедшими из жизни: Колей Кузнецовым, взводным командиром времен Гражданской войны, и Генрихом Гейне. Столкновение романтических идеалов с действительностью составляет основу коллизий поэмы. Поэт разделяет удел тех, кто не мог и не хотел приспосабливаться к условиям нэпа ради сытости, предпочитая оставаться таким же бескорыстным и чистым в своих помыслах, каким был в годы революции: «Время не то, и люди не те, / Но ты — остался собой. / Ты все еще носишь в своих глазах / Вспышки прошлых дней, / Когда в крадущихся степях / Шел под командой моей…» Закономерна для героя поэмы Светлова и его встреча с тенью Г. Гейне, творчество которого тоже было связано с эпохой кризиса романтизма и становления реализма. Светлов обращается к традициям Гейне для того, чтобы в романтике сохранить то живое, что осталось от наследия романтизма.

Естественность и живость романтики Светлова отразились в «знаменитой светловской улыбке. Не отодвигая на второй план его патетических стихотворений, «гейневская» нить поэзии Светлова прослеживается от начала до последних дней, выразительным силуэтом очерчивая характер его лирического героя. Сдержанная ирония, юмор, парадоксальность; при несомненной романтической приподнятости — интерес к бытовой подробности и детали; игра контрастов, мгновенная смена низменного и возвышенного, конкретного и общего, иронии и пафоса — все это делает его поэзию многозначной» (Урбан А.— С. 205). Во второй части поэмы «Ночные встречи» Светлов глазами Гейне смотрит на судьбы романтизма в современной поэзии. Гейне — герой Светлова — высоко оценивает поэзию Маяковского, и в этой оценке легко узнается сам Светлов: «…Он теперь — / Самый лучший поэт. / В поэтической толпе / Выше его нет». Вместе с тем Светлов как истинный ценитель поэзии Маяковского, стремящийся не просто подражать Маяковскому, а по-своему, с учетом собственных творческих возможностей, развивать его традиции, не скрывает критического отношения к стихам великого поэта, посвященным торговой рекламе. Особенно непримиримо Светлов относится к вульгаризаторам Маяковского, к стихотворному витийству А. Безыменского и С. Родова, в чьих стихах сложные социально-психологические явления часто упрощались, превращались в трескучие фразы и лозунги.

Память


Теплоход «Михаил Светлов»

  •  — Участвовал в эпизоде поэтического вечера в Политехническом в художественном фильме «Застава Ильича» (реж. Марлен Хуциев, съёмки проходили в августе 1962)
  • 5 октября 1965 — Постановлением Совета министров РСФСР Городской юношеской библиотеке № 3 города Москвы было присвоено имя поэта Михаила Аркадьевича Светлова. Сегодня это — Центральная городская юношеская библиотека им. М. А. Светлова, известная как «Светло́вка»
  •  — Назван кинематографический океанский круизный лайнер «Михаил Светлов» в художественном фильме «Бриллиантовая рука» (реж. Леонид Гайдай)
  •  — 29 января 1973 года Постановлением Совета Министров РСФСР Центральной районной библиотеке города Колпино было присвоено имя поэта Михаила Аркадьевича Светлова. Сегодня это — Центральная районная библиотека им. М. А. Светлова СПб ГБУ «ЦБС Колпинского района».
  • 1985 — Назван речной теплоход «Михаил Светлов» (Россия)
  •  — Документальный фильм «Встречи с Михаилом Светловым» (реж. Александр Михайловский)
  • 1988 — В честь М. А. Светлова назван астероид 3483 Svetlov, открытый в 1976 году советским астрономом Л. И. Черных
  •  — Документальный фильм «Красивое имя, высокая честь. Михаил Светлов» (телеканал «Культура», Россия, реж. Александр Шувиков)
  • Именем Михаила Светлова названо несколько улиц в городах СССР, а также микрорайон Светлово в городе Каховка
  • Именем Михаила Светлова назван также один из ресторанов корпуса «Дельта — Гамма» московского гостиничного комплекса «»
  • В Усть-Илимске Иркутской области в честь поэмы «Гренада» назван клуб, а улица, проходящая вдоль клуба, носит имя М. Светлова

Биография

Михаил Светлов родился в Екатеринославе (ныне Днепр) в семье ремесленника Арона Боруховича Шейнкмана (1872 — до 1939), уроженца Черкасс, и Рахили Ильевны Шейнкман (урождённой Геронимус, 1873—1949). У него была сестра Елизавета (в замужестве Либерзон, 1898—1969). До 1922 года семья жила в доме Баранова на Гимнастической улице (дом № 7, после революции — улица Шмидта, дом № 23). Публиковаться начал в 1917 году в екатеринославской газете «Голос солдата». Псевдоним «Светлов» появился в 1919 году.

В 1919 году был назначен заведующим отделом печати Екатеринославского губкома комсомола. В 1920 году вступил добровольцем в Красную армию, принимал активное участие в Гражданской войне. Недолгое время жил в Харькове, откуда в 1922 году переехал в Москву. Первый сборник стихов «Рельсы» вышел в 1923 году в Харькове. В 1927—1928 годах учился в МГУ.

Согласно документам НКВД, поддерживал Левую оппозицию, вместе с поэтами Михаилом Голодным и Иосифом Уткиным издавал нелегальную оппозиционную газету «Коммунист», приуроченную к 7 ноября 1927 года. Нелегальная типография, печатавшая газету, располагалась в доме у Светлова. В 1927—1928 годах, по данным НКВД, Светлов вместе с Голодным устраивал в Харькове поэтические вечера, сбор с которых шёл на нужды оппозиционного нелегального Красного креста, и в дальнейшем оказывал материальную поддержку семьям арестованных оппозиционеров.
Знаменитое стихотворение Михаила Светлова «Гренада», написанное в 1926 году, положили на музыку около 20 композиторов разных стран. 31 декабря 1926 года Марина Цветаева писала Борису Пастернаку: «Передай Светлову (Молодая Гвардия), что его Гренада — мой любимый — чуть не сказала: мой лучший — стих за все эти годы. У Есенина ни одного такого не было. Этого, впрочем, не говори, — пусть Есенину мирно спится».

В 1934 году, когда создавался Союз писателей СССР, Светлов считал, что от этой организации «кроме пошлой официальщины, ждать нечего». По поводу Третьего Московского процесса Светлов высказался следующим образом: «Это не процесс, а организованные убийства, а чего, впрочем, можно от них ожидать? Коммунистической партии уже нет, она переродилась, ничего общего с пролетариатом она не имеет». Осведомитель НКВД зафиксировал и такое высказывание поэта:

В справке, составленной для Сталина ГУГБ НКВД СССР, помимо прочих «троцкистских» грехов поэта, указывался следующий: «В декабре 1936 г. Светлов распространил антисоветское четверостишье по поводу приезда в СССР писателя Лиона Фейхтвангера». Четверостишие это известно в различных версиях, совпадают в них только последние две строки:

Пьеса о колхозной жизни «Глубокая провинция» (1935) была раскритикована в «Правде» и снята со сцены. В годы Великой Отечественной войны с 1941 до 1945 год Светлов был корреспондентом газеты «Красная звезда» сначала на Ленинградском фронте, затем работал во фронтовой печати 1-й ударной армии Северо-Западного фронта (стихотворения «На разгром врага», «Героический штурм»), в газете 34-й армии Первого Белорусского фронта. Наиболее известное из военных стихотворений — «Итальянец» (1943). За боевую работу в годы Великой Отечественной войны Михаил Аркадьевич Светлов был награждён двумя орденами Красной Звезды, медалями.

В 1931—1962 годах Михаил Светлов жил в «Доме писательского кооператива» в проезде Художественного театра (ныне Камергерский переулок). На протяжении ряда лет преподавал в Литературном институте.

Из воспоминаний Варлама Шаламова:

Могила Светлова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Михаил Светлов умер от рака лёгкого 28 сентября 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

За книгу «Стихи последних лет» Светлову посмертно была присуждена Ленинская премия. «Лирика Светлова, — пишет В. Казак, — всегда многопланова; многое в ней остаётся недосказанным и даёт волю фантазии читателя. Его стихотворения преимущественно предметны; конкретные предметы служат обозначениями чувств и мыслей».

Творчество Светлова было тесно связано с боевой юностью поэта: он воспевал верность героя своей мечте, романтику революционного подвига, показывал будничный труд советских людей.

Детство и юность

Михаил Аркадьевич Шейнкман, который в будущем взял псевдоним Светлов, родился 17 (4 по старому стилю) июня 1903 года в городе Екатеринославе (сегодня – город Днепр) в семье бедного еврейского буржуа. Исходя из автобиографии Михаила, отец и 10 знакомых евреев покупали пуд гнилых груш и распродавали его по фунтам. Полученный доход шел на образование мальчика, который в то время учился в высшем начальном училище. Что касается национальности, Михаил – еврей.

Поэт Михаил Светлов

До этого мальчик учился у меламеда, которому платили 5 рублей. Однажды отец узнал, что в соседнем селе берут 3 рубля, пришел и сказал меламеду, что согласен на 5 рулей, но попросил дополнительно научить мальчика русской грамоте.

Как говорил Михаил, его культурная жизнь началась в тот момент, когда отец принес в дом мешок с сочинениями классиков. Это добро стоило 1 рубль 60 копеек, но книги вовсе не предназначались для мальчика. Дело в том, что мама Михаила, Рахиль Ильевна, славилась на весь город производством жареных семечек, а бумага нужна была для кульков. Но упopный мальчик хотел их прочитать и добился своего: книги шли на кульки только после прочтения.

Михаил Светлов в детстве

Шейнкманы жили очень бедно, гонорар от первой публикации Михаил потратил на большую буханку белого хлеба, чтобы вся семья смогла вволю его наесться. Это событие было так непривычно, что запомнилось навсегда.

Начальное городское училище юноша закончил в возрасте 14 лет, после устроился работать на товарную биржу и в частной фотографии. Из-за Первой мировой войны и Октябрьской революции будущий поэт не смог продолжить образование. После, в 1919 году, Михаил одним из первых вступил в комсомол. В возрасте 16 лет он уже занимал должность главного редактора журнала «Юный пролетарий» и заведовал отделом печати Днепропетровского губкома комсомола.

Михаил Светлов, Михаил Голодный, Александр Ясный, Мария Гольдберг

В первый раз Михаил посетил Москву в 1920 году вместе с друзьями М. Голодным и А. Ясным как делегат Первого Всероссийского совещания пролетарских писателей. В то время юноши придумали себе псевдонимы, без сомнения, подражая Горькому и Бедному.

Михаил недолго жил в Харькове, откуда через 2 года переехал в Москву и поступил учиться в 1-й МГУ. Там и произошло знакомство с Эдуардом Багрицким, который стал для Михаила другом на долгие годы.

«Светлая легенда века»

Имя Михаила Аркадьевича Светлова сегодня, кажется, ушло в прошлое вместе с советской эпохой: его перестали издавать, его нет в школьной программе, о нем редко вспоминают литературные критики и кинематографисты. Но Светлов остается частью русской истории, русской литературы. Сохранить память о нем, познакомить с его лучшими работами молодое поколение помогут хранилища культурного наследия России — архивы, музеи, библиотеки. Внесли свой вклад в эту большую работу и нижегородцы. В 1975 г. имя поэта было присвоено открывшейся библиотеке Советского района г. Горького. С 1993 г. библиотека получила статус литературно-эстетического центра им. М.Светлова. Фото

В библиотеке оформлен уголок М.А. Светлова. Здесь размещены лучшие и любимые произведения Светлова, материалы, посвященные жизни и творчеству поэта. В читальном зале библиотеки представлена выставка с поэтическим названием «Светлая легенда века». Выставка включает два тематических раздела: «Облик поэта» и «Светлов — корреспондент, журналист». Долгие годы сотрудники библиотеки собирали материал для тематической папки. Сюда вошли информационно-библиографические списки, вырезки и ксерокопии публикаций и фотографий из периодических изданий, переписка библиотеки с друзьями и партнерами, объединенными общей задачей — популяризацией творчества Михаила Светлова, в частности, с литературным клубом «Гренада» (школа № 381, г. Ленинград). В настоящее время сотрудники литературно-эстетического центра надеются восстановить связь с этим клубом.

В 2009 г. в библиотеке были пополнены информационные материалы о М.Светлове. Результатом работы стал выпуск информационного списка литературы «Светлая легенда века», включившего биографические сведения о поэте, списки его произведений, книг и статей о нем, в том числе, написанных людьми, близко знавшими М.Светлова: О.Берггольц, К.Ваншенкиным, Я.Смеляковым. В список вошли и публикации 1960-80-х гг., и материалы, напечатанные в последнее время, например, интервью с Александром Светловым — сыном Михаила Аркадьевича, опубликованное журналом «Караван историй» (9, с. 250-269). Из интервью читатель узнает многие ранее неизвестные подробности жизни Михаила Светлова, касающиеся, прежде всего, взаимоотношений с членами семьи, друзьями, коллегами. Небольшая часть статьи посвящена военному периоду в жизни семьи Светловых. Фото

Собранная библиотекарями информация о Михаиле Светлове дает богатый материал для подготовки литературных вечеров — одной из излюбленных форм работы библиотеки. Накоплен немалый опыт в их проведении. К 65-летию Победы литературно-эстетический центр готовит большой литературный вечер «Звени, военная свирель…», посвященный поэзии М.Светлова в период Великой Отечественной войны.

Сегодня интересным направлением работы может стать развитие сотрудничества с библиотеками, носящими имя прославленного поэта. Самая известная из них — Центральная городская юношеская библиотека им. М.А. Светлова2(г. Москва). Уже более 40 лет московские библиотекари создают свой архив, куда вошли издания сочинений поэта и мемуарная литература о нем, фотогалерея, копии рукописей, записи голоса Светлова. Светловский фонд включает уже более тысячи газетных и журнальных публикаций о жизни и творчестве поэта, поступивших в библиотеку со всей страны. Библиотека открыта для сотрудничества, с удовольствием работает с коллегами из других регионов страны.

2 Координаты библиотеки: 123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д. 1; тел. (495) 650-21-73; http:⁄⁄www.svetlovka.ru

Значение творческого наследия Михаила Светлова для культуры России

Михаил Светлов — один из самых ярких и популярных поэтов-песенников XX века. Его стихи стали настоящим голосом эпохи, отражающим дух и настроения времени.

Светлов не только создал множество музыкальных шедевров, но и оставил после себя обширное литературное наследие. Его слова до сих пор актуальны для многих поколений истинных патриотов страны.

Творчество Михаила Светлова включает в себя произведения самых различных жанров: лирическую поэзию, песни, эссе, мемуары. Его талант позволял ему описывать различные эпохи и образы, оставляя при этом неизгладимый след в истории культуры России.

Личная жизнь

По некоторым источникам, в личной жизни Михаила были три любимые женщины. Первой стала Валентина, которой в 1927 году он посвятил стихотворение. После Михаил встретил Елену, дeвyшку чаще называли Леночка, будущая жена работала у писателя машинисткой. Выйдя за него замуж, женщина окончила правовой факультет. В 1936 году молодые люди разошлись, детей у пары не было.

Михаил Светлов и его вторая жена Елена

Встреча с последней женой – Родам Иpaклиевной Амирэджиби – произошла в 1938 году. В столицу, на праздник Первомая, красивую дeвyшку в составе грузинской делегации направили для преподношения дара с родины товарищу Сталину.

В последний момент всплыли спopные факты из биографии дeвyшки: княжеское происхождение, отец репрессирован и скончался в тюрьме. Тем не менее, по Красной площади Родам все же прошлась, но к Сталину её так и не подпустили.

Михаил Светлов, его жена Родам Амирэджиби и сын Александр

Женщина обладала удивительной красотой, в Грузии девочек называли её царским именем. Она работала ассистентом режиссера, занимала должность преподавателя во ВГИКе и писала сценарии. В 1939 году у Родам и Михаила родился сын – Александр (Сандро) Светлов, который в будущем стал сценаристом и режиссёром. Впоследствии Родам вышла замуж за физика Бруно Понтекорво.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: