Наследие и влияние на современную литературу
Наследие Василя Быкова в литературе остается значимым и влиятельным до сегодняшнего дня. Его произведения, такие как «Сотников», «Жди меня», «Орден», «Крутой маршрут», «Сын полка» и другие, стали классикой советской литературы и продолжают быть изучаемыми в школах и университетах.
Быков был мастером рассказа, который умел передать глубокие человеческие чувства и эмоции. Его произведения отличаются реализмом и правдивостью, что делает их особенно ценными для современной литературы.
Влияние Василя Быкова на современную литературу проявляется в том, что его творчество стало примером для многих современных писателей. Он вдохновил многих авторов на создание произведений о войне, о жизни и смерти, о любви и человеческих отношениях.
Кроме того, Быков был не только писателем, но и журналистом, который писал о жизни и проблемах советского общества. Его статьи и заметки также оказали влияние на современную журналистику и литературу.
Таким образом, наследие Василя Быкова в литературе остается значимым и влиятельным до сегодняшнего дня. Его произведения продолжают вдохновлять и влиять на современных писателей и журналистов.
Библейские мотивы в повести
Неправедная природа предательства
В судьбах героев повести «Сотников» прослеживается аналогия с библейской историей Христа и Иуды
Сотников берет вину на себя, стремится спасти как можно больше других жизней, Рыбаку важно спастись самому, он предает и отправляет своего товарища на казнь. Сотников обладал большой силой духа, он не потерял верность принципам гуманизма и готов на страдания за других людей
Даже к Рыбаку в последние минуты жизни он испытывает жалость, что не сумел неплохой парень сохранить честь и достоинство, скатился в безнравственную пропасть.
Быков заставляет задуматься, какое множество человеческих жизней со времени Иисуса Христа было принесено на «жертвенный алтарь человечества», и чему этот духовный подвиг научил людей? Имеет ли смысл для человека, которого волнует «в первую очередь забота только о самом себе», принесенная в жертву чужая жизнь? Благородство поступков и порывы противиться злу и созидать добро воспринимаются им как чудачество или «дремучая глупость». Тем не менее автор доказывает, что смерть человека за веру и народ имеет глубокий смысл для человеческого мира, через духовный подвиг одной личности нравственная сила передается другим людям. Неслучайно в ночь перед казнью Сотникову приснился сон: покойный отец цитирует ему библейскую истину про «высшую справедливость на свете».
По мотивам повести «Сотников» в 1976 г. Ларисой Шепитько был снят фильм, который режиссер назвала «Восхождение». В образе Сотникова показано духовное восхождение человека на свою Голгофу, а в образе Рыбака – история морального разложения личности Иуды.
Василь Быков
Возраст: 99 (со дня рождения)
Возраст смерти: 79 лет
Василь (Василий) Владимирович Быков (белор. Васіль Уладзіміравіч Быкаў). Родился 19 июня 1924 года в дер. Бычки Ушачского района Витебской области — умер 22 июня 2003 года в Боровлянах. Белорусский писатель и общественный деятель, участник Великой Отечественной войны, капитан.
Большинство произведений — повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни.
Родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в деревне Кубличи, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища (1939-1940), которое оставил из-за отмены стипендий, и в школе ФЗО (до мая 1941 года). В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс.
Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Зимой 1941-1942 годов жил на ст. Салтыковка и в городе Аткарске Саратовской области, учился в железнодорожной школе.
Призван в армию летом 1942 года, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший); события после ранения послужили основой повести «Мёртвым не больно». В начале 1944 года три месяца находился в госпитале. Затем участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии.
После демобилизации жил в Гродно (с 1947 года). Печатался с 1947 года, работал в мастерских, а также в редакции областной газеты «Гродненская правда» (до 1949 года). В период с 1949 по 1955 год снова служил в Советской армии, в 1955 году окончательно демобилизовался в звании майора. С 1955 до 1972 года вновь работал в «Гродненской правде». С 1959 года член Союза писателей СССР. В 1972-1978 годах — секретарь Гродненского отделения Союза писателей БССР. Имя Быкова фигурировало в списке подписавших Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове, однако сам он позже отрицал своё участие в этом письме.
В 1978 году переехал в Минск. Избирался депутатом Верховного Совета БССР в 1978-1989 годах.
В 1988 году стал одним из учредителей Белорусского народного фронта. В 1989 году избран депутатом Съезда народных депутатов СССР, вошёл в Межрегиональную депутатскую группу. Был президентом белорусского ПЕН-центра. В 1990-1993 годах — президент Объединения белорусов мира «Бацькаўшчына» (рус. Отечество). В октябре 1993 года подписал открытое «письмо сорока двух».
С конца 1997 года жил за границей в политической эмиграции — вначале по приглашению ПЕН-центра Финляндии проживал в окрестностях Хельсинки, затем, получив приглашение ПЕН-центра ФРГ, переехал в Германию, а затем в Чехию. Вернулся на Родину только за месяц до смерти. Неоднократно выступал с резкой критикой режима Александра Лукашенко; считал, что для Белоруссии предпочтительнее союз не с Россией, а с Западом.
Умер 22 июня 2003 года в 20 часов 30 минут в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах, под Минском. Он был отпет в минском Доме литератора согласно обряду Грекокатолической церкви; гроб писателя был накрыт бело-красно-белым флагом. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.
Известность Василию Быкову принесла повесть «Третья ракета» (1961). Также в 60-е годы опубликованы ставшие всемирно известными повести «Альпийская баллада», «Мёртвым не больно»; в 70-е — «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться».
Повесть «Облава» была опубликована в журнале «Новый мир» в 1990 году.
Большинство своих произведений Василий Быков писал по-белорусски, многие из них сам переводил на русский. Его литературные труды переведены на многие языки мира.
Ранние годы и становление
Василь Павлович Быков родился 19 июля 1924 года в Демесковом, маленьком селе на территории Белоруссии. Он вырос в бедной крестьянской семье, где ему пришлось пройти через тяжелый опыт коллективизации и голода.
Василь уже с раннего детства проявлял выдающиеся литературные способности – у него был богатый воображение, он любил писать стихи и рассказы. В школьные годы Быков увлекался работами русских классиков, особенно уважал творчество Александра Солженицына.
В 1941 году, после окончания школы, Василь Быков поступил на факультет журналистики БГУ. Однако, его учеба была прервана началом Великой Отечественной войны. Василь добровольцем пошел на фронт, где служил военным корреспондентом и писал репортажи о произошедших событиях.
Во время войны Быков получил серьезное ранение, которое стало причиной инвалидности на всю оставшуюся жизнь. Тем не менее, он продолжил заниматься писательской деятельностью и работать журналистом, многое из чего нашло отражение в его произведениях.
После войны Василь Быков вернулся в родную Белоруссию и начал работать в газете «Знамя Школы», где его репортажи и статьи были очень популярными. В 1962 году он выпустил свою первую книгу «Пепельный дым», за которую был награжден премией Белорусской ССР. С этого момента его литературная карьера пошла в гору.
Василь Быков был ярким и выразительным представителем советской литературы, его произведения с успехом издавались не только в СССР, но и за его пределами. Он написал такие известные произведения, как «Сотников», «Сотников и другие рассказы», «Огурцы на зиму» и многие другие.
Личная жизнь
Василь Быков был два раза женат. Его первая супруга работала в гродненской школе учительницей русского языка и литературы. Надежда Андреевна Кулагина подарила мужу 30 лет счастливой семейной жизни и двоих прекрасных сыновей – Сергея и Василия. Через некоторое время она ушла из школы и стала личным секретарем писателя.
С детьми
Вместе Надежда и Василь выдержали нелегкие времена – в пятидесятые годы было сложно растить детей, тем более, что Быков еще не был великим писателем и получал весьма скромные гонорары. Однако после столь долгих лет брака и серьезных испытаний пара распалась. Василь Владимирович встретил другую женщину, а Надежда Андреевна не смогла пережить уход мужа – она быстро похудела, состарилась, а затем заболела и умерла в возрасте 57 лет.
С первой женой Надеждой
Второй супругой мастера пера стала Ирина Михайловна Суворова. Она работала литсотрудником в «Гродненской правде» и во многом разделяла взгляды писателя. В их браке был мир и спокойствие – то, чего не хватало Василю в отношениях с первой супругой.
С женой Ириной
Экранизации и постановки
Художественные фильмы
- «Третья ракета» (1963) — по одноимённой повести
- «Альпийская баллада» (1966) — по одноимённой повести
- «Западня» (1966), короткометражный — по одноимённой повести
- «Желаю удачи» (1968), короткометражный — по рассказу «Четвёртая неудача»
- «Долгие вёрсты войны» (1975), 3 серии:
- «Журавлиный крик» — по одноимённой повести
- «Атака с ходу» — по одноимённой повести
- «На восходе солнца» — по одноимённому киносценарию
- «Дожить до рассвета» (1975) — по одноимённой повести
- «Волчья стая» (1975) — по одноимённой повести
- «Обелиск» (1976) — по одноимённой повести
- «Восхождение» (1976) — по повести «Сотников»
- «Фруза» (1981) — по рассказу «На тропе жизни»
- «Осколки войны» (1985) — по повестям «Круглянский мост» и «Третья ракета»
- «Знак беды» (1985) — по одноимённой повести
- «Круглянский мост» (1989) — по одноимённой повести
- «Одна ночь» (1989) — по одноимённому рассказу
- «Его батальон» (1989), 2 серии — по одноимённой повести
- «Карьер» (1990) — по одноимённой повести
- «В тумане» (1992) — по одноимённой повести
- «Пойти и не вернуться» (1992) — по одноимённой повести
- «На чёрных лядах» (1995) — по рассказам «На чёрных лядах» и «Перед концом»
- «Отражение» (2003), короткометражный — по рассказу «Одна ночь»
- «Обречённые на войну» (2008) — по повести «Пойти и не вернуться»
- «Очная ставка» (2008), короткометражный — по одноимённому рассказу
- «Блиндаж» (2011) — по одноимённой повести
- «В тумане» (2012) — по одноимённой повести
- «Лейтенант» (2015) — по повести «Дожить до рассвета» и рассказу «Фронтовая страница»
- «Жёлтый песочек» (2017) — по одноимённому рассказу
- «Народные мстители» (2019) — по одноимённому рассказу
Музыкальный театр
- Балет «Альпийская баллада» (1967, композитор Евгений Глебов — по одноимённой повести)
- Опера «Тропою жизни» (1980, композитор Генрих Вагнер — по повести «Волчья стая»)
Радиоспектакли
- «Альпийская баллада» (1964) — по одноимённой повести (на белорусском языке)
- «Западня» (1965) — по одноимённой повести
- «Обелиск» (1974) — по одноимённой повести
- «Зося» (1980) — по повести «Пойти и не вернуться»
- «Карьер» (1987) — по одноимённой повести
- «В тумане» (1989) — по одноимённой повести (на белорусском языке)
- «Мёртвым не больно» (1990) — по одноимённой повести (на белорусском языке)
- «Его батальон» (2015) — по одноимённой повести
- «Пойти и не вернуться» (2015) — по одноимённой повести
Литературные чтения
- «„Волчья стая“. Фрагменты повести» (1974). Читает Михаил Ульянов.
- «„Сотников“. Страницы повести» (1981). Читает Олег Ефремов.
Краткий пересказ повести
Героические будни партизанского движения в годы войны. Трагическая судьба двух партизан
Действие повести происходит во время войны зимой в Белоруссии. Партизанский отряд не давал покоя немецким оккупантам. На уничтожение партизан были посланы три роты полицаев, которые обложили отряд со всех сторон. Партизаны были измотаны неделей беспрестанных боев и мотанием по лесу, в отряде четыре человека были ранены. К тому же закончилась провизия, и командир решил отправить Рыбака, хорошо знавшего эти места, на поиски пропитания. Двое партизан отказались стать напарниками Рыбака в вылазке, ссылаясь на уважительные причины, просьбе командира не смог отказать Сотников.
Ночью отправились партизаны на задание, чтобы добыть голодающим и мерзнувшим у лесного болота товарищам какой-нибудь еды. Рыбак уже в пути понял, что его напарник очень болен. На его вопрос, почему Сотников не уклонился от задания из-за плохого самочувствия, тот ответил, что не смог, потому что другие уже отказались. Сначала они направились в ближайший хутор, но увидели, что его сожгли немцы. После дошли до деревни Люсины, где попали в дом старосты, отогрелись и забрали тушу овцы. По пути в отряд нарвались на полицаев, завязалась перестрелка. Рыбак успел укрыться в лесу, ослабевший Сотников отстал и стал отстреливаться, ранил одного полицая, но и сам получил ранение в ногу. Рыбак бросил овцу в лесу и вернулся на помощь Сотникову.
Кадры из фильма «Восхождение»
Партизанам удалось скрыться в доме на краю деревни, в котором они увидели четверо детей. Вскоре вернулась хозяйка, вдова Дёмчиха. Она была не очень рада гостям, но рану Сотникову перевязала. Заметив в окно, что к дому направляются полицаи, партизаны спрятались на чердаке. Сотников не смог сдержать кашель, которым выдал себя и товарища. Партизан и хозяйку связали и отвезли в полицию соседнего местечка. В подвале полиции уже сидел староста, которого арестовали за то, что он не донес на партизан и отдал им овцу. Последней в подвале появилась тринадцатилетняя еврейская девочка Бася, которую староста прятал у себя в подполе.
После ареста партизаны ведут себя по-разному. Сотников категорически отказался отвечать на вопросы следователя и обрек себя на пытки. Во время пыток он терял сознание, но молчал. Рыбак решил, что не хочет принимать покорно смерть, стал лукавить в ответах, но невольно выдал место нахождения одной партизанской группы. После допроса, увидев в подвале искалеченного Сотникова, он порадовался, что избежал физических истязаний. Сотников предупредил напарника, что нацистскую машину обмануть нельзя, придется либо на нее работать, либо она его уничтожит.
Ранним утром задержанных доставили на место казни, к которому уже согнали жителей поселка. Сотников обратился к начальству полицаев, попросил отпустить Рыбака, вдову, старика и девочку, уверяя, что они ни в чем не виноваты. Свою же вину в том, что ранил полицая, он признал. Рыбак, думая, что про него забыли, рвался к следователю, чтобы дать согласие на сотрудничество с полицаями. Заметивший его следователь приказал развязать руки новому полицаю. Обессиленного Сотникова Рыбак подвел к виселице, помог встать на чурбан, после оглашения приговора выпустил из ослабевших рук подставку, на которой стояли ноги Сотникова.
После казни Рыбак не испытал облегчения от спасения, понял, что шансов на побег у него больше нет. Этой казнью, которую полицаи назвали «ликвидацией», его тоже ликвидировали, хотя и оставили в живых. Он спрятался в уборной, чтобы свести счеты с жизнью и повеситься на собственном ремне. Но ремня не было, он забыл, что после ареста его забрали полицаи. От отчаяния Рыбак завыл, словно собака.
Кадры из фильма «Восхождение»
Военное время
В июне 1941 Василий находился в Украине, участвовал в оборонительных работах. После мобилизации юноша жил в Саратовской области, обучался в местном пехотном училище. Окончив заведение, он получил звание младшего лейтенанта.
Во время отступления в Белгороде писатель чуть не погиб. Он отстал от своих товарищей, в итоге был арестован. Василия чуть было не расстреляли за подозрение в шпионаже, но он смог убедить всех в своей невиновности и преданности СССР. Позднее он участвовал во многих боях: отстаивал Кривой Рог, Александрию и Знаменку.
Также юноша воевал на территории Австрии, Болгарии и Югославии. В Кировограде его ранили в ногу и живот, в результате солдата ошибочно посчитали погибшим. Эти события позже вдохновят его на создание повести «Мертвым не больно».
После ранения Быков провел три месяца в госпитале. Но он быстро поправился и снова ринулся в бой. Благодаря своей настойчивости Василий дослужился до старшего лейтенанта, а потом стал командиром взвода. Он принял участие в Ясско-Кишиневской операции, помог освободить Венгрию и Румынию от захватчиков.
Роль Василя Быкова в литературе и истории
Василь Быков – один из главных белорусских писателей советского периода. Это человек, который не боялся писать правду, а еще он безумно любил свою родину и родной язык.
Сегодня его произведения не забыты – они включены в школьную программу, их экранизации время от времени транслируются по телевизору. Однако отношение к личности самого писателя на его родине неоднозначное
Внимание уделяется не столько литературному наследию автора, сколько его политическим взглядам. Чего стоит и ныне существующая премия «За свободу мысли» имени Василя Быкова, которая вручается наиболее ярким представителям оппозиции
Образы главных героев, их жизненные позиции
Дилемма нравственного выбора: гибель или предательство
Проблема нравственного выбора стоит перед многими героями произведений Быкова. Основной темой повести «Сотников» является судьбоносный выбор Сотникова и Рыбака, выбор между гибелью за идеалы и предательством, верностью присяге и изменой Родине. Быков описал чрезвычайную ситуацию обреченных на смерть людей, в которой каждый избирает свою стезю
Писатель дал глубокий психологический анализ поведения героев, уделяя внимание их мыслям, жестам, репликам, мимолетным деталям. Быков показал моральную сторону человеческого поведения на грани жизни и смерти
Отсутствует авторская оценка героев, это право предоставляется читателю.
Сотников в мирное время был учителем, на войне стал офицером, командиром гаубичной батареи. При отступлении в неравном бою с немецкими танками попал в плен. Ему удалось сбежать из лагеря военнопленных, так он попал к партизанам. Рыбак был местным уроженцем, на фронте служил старшиной стрелковой роты, после разгрома своей воинской части подался в родные места и ушел в партизанский отряд. Напарники по-разному воспринимают опасность. Смекалистый, сильный и простодушный Рыбак производит впечатление человека более склонного к героическому поступку, нежели тщедушный, болезненный, интеллигентный Сотников.
Перед лицом смерти проявляется истинная сущность героев. Сотников остался верен человеческому и гражданскому долгу, раскрыл свою мужественную и волевую натуру. Он принял свою участь с достоинством, примирение с мыслью о неизбежности смерти нейтрализовало у него чувство страха, придало силы в независимости перед сильным врагом. Страх за собственную жизнь заставил Рыбака не только предать, но и убить.
Николай Рыбак обладал многими достоинствами: ему было присуще чувство товарищества, он делил наравне со всеми тяготы партизанской жизни, искренне сочувствовал больному Сотникову, не бросил его раненого. Рыбак был отличным парнем, бывалым и не трусливым партизаном, рисковавшим в самых сложных операциях. Но оказалось, что рисковать жизнью и жертвовать жизнью не одно и то же. Столкнувшись с бесчеловечными обстоятельствами, он проявил себя как человек со слабым духом. Рыбак решил во что бы то ни стало вырваться из западни и вернуться к прежней жизни, не понимая, что это невозможно. Писатель показал, как под давлением обстоятельств человек может оступиться, поддавшись мимолетному малодушию, делает неверный шаг и падает в духовную пропасть.
После ареста простоватый Рыбак пытается вести сложную игру с хитрым следователем, рассказывая запутанную полуправду. Но опасная игра оказалась для него роковой ловушкой. Он не хотел становиться предателем, он просто хотел любой ценой выжить. Рыбак утешал себя низменной мыслью, что его смерть будет бессмысленной, а живой он может еще быть полезен партизанам. Он всегда ухитрялся найти выход из сложных ситуаций, потому внутренне был уже готов к предательству в качестве одного из вариантов к спасению. Но бывают в жизни ситуации, когда невозможен компромисс. Живой Рыбак был использован полицаями в качестве палача, и только после казни он понимает, что назад пути уже нет. Он потерял самое главное – человека в себе.
Пристальный взгляд мальчика в старой буденовке, олицетворявшего будущее поколение, оценивает героев. Буденовка среди полицаев и немцев уже молчаливый вызов врагам, это символ памяти и веры в победу. Сотников понимает, что этот мальчик – посланная ему надежда, его взгляд помогает стойко принять смерть. Оттого улыбнулся партизан глазами в последнюю минуту своей жизни мальчику, передавая ему силу своего духа. Рыбака взгляд ребенка обжигал презрением, поставил несмываемое клеймо предателя. Рыбак попытался спрятаться от взгляда мальчика среди полицаев, убегает в уборную, чтобы повеситься. Сотников, погибая, остался в детской памяти героем, а Рыбак страшной ценой сохранил потерявшую всякий смысл жизнь, от которой захотел избавиться, как библейский Иуда.
Кадры из фильма «Восхождение»
Политические взгляды и репрессии
Политические взгляды Василя Быкова были связаны с его убеждениями в необходимости борьбы за свободу и справедливость. Он был сторонником идеологии социализма и коммунизма, однако не поддерживал политику Советского Союза и критиковал ее за нарушение прав человека и гражданских свобод.
В результате своих политических взглядов Василий Быков стал жертвой репрессий со стороны советской власти. В 1949 году он был арестован и обвинен в антисоветской агитации и пропаганде. После суда ему было вынесено приговор на 10 лет лишения свободы, который он отбывал в лагерях ГУЛАГа.
Однако, несмотря на все трудности, Василий Быков не потерял своих убеждений и продолжал бороться за свои идеалы. После освобождения из лагеря он продолжил свою деятельность в качестве писателя и общественного деятеля, став одним из символов борьбы за свободу и права человека в СССР.
Семья и увлечения в детстве
Вася родился в обычной крестьянской семье. Родители воспитывали еще троих детей — Николая, Валентину и Антонину. Последняя из них умерла, когда ей было всего 15 лет. Владимир Федорович, отец семейства, часто ездил на заработки. Он был в Латвии, служил в Гродно, а после начала войны оказался в плену у немцев. Он охотно делился с детьми историями того времени, а младший сын внимательно слушал их и задавал вопросы. Мать мальчика, Анна Григорьевна, была очень добродушной и мягкой, в отличие от ее супруга. Она старалась обеспечить своей семье вкусный ужин и удобную одежду, хоть они и жили в нищете. Именно Анна научила детей любви к природе и книгам. Вася с удовольствием проводил время на свежем воздухе, слушал пение птиц и ловил раков.
Еще в детстве Быков заинтересовался рисованием, поэтому после восьмого класса решил поступать в художественное училище Витебска. Там он провел всего год, поскольку правительство отменило стипендии для студентов этого заведения. До мая 1940 юноша обучался в школе ФЗО. В июне следующего года он окончил 10 класс экстерном.
Краткая биография и творчество Василя Быкова
Идея создания повести «Сотников»
Василь Быков появился на свет в многодетной семье в небольшой деревеньке Бычки Витебской области Белоруссии 19 июня 1924 г. После окончания восьмилетней школы некоторое время обучался в художественном училище г. Витебска. Однако из-за прекращения выплат стипендий пришлось оставить учебное заведение, он пошел работать, стал учиться в вечерней школе. В июне 1941 г. экстерном выдержал экзамены на аттестат средней школы. С началом войны работал на возведении оборонных сооружений. Когда Василю исполнилось 18 лет, его призвали в армию. Юноша прошел ускоренное обучение в Пехотном училище в г. Саратове, в 1943 г. был отправлен на фронт.
Участвовал в освобождении многих европейских стран. Старший лейтенант Быков командовал артиллерийским взводом, два раза был ранен, награжден орденами и медалями. Жизнь Василя Быкова изменилась в 1947 г.: он демобилизовался, переехал в Гродно, устроился на работу художником, стал печататься. В 1949 г. вернулся на армейскую службу и служил до 1955 г., получил звание майора. После работал журналистом, писал для газеты «Гродненская правда». В 1959 г. стал членом Союза писателей. С 1979 г. проживал в Минске, умер 22 июня 2003 г. от онкологии.
В творчестве Василя Владимировича Быкова основной была тема войны. Повесть «Сотников» создана в 1969 г. Описанная история была навеяна случаем из жизни самого автора. В августе 1944 г. в одном селе в Румынии лейтенант Быков случайно заметил в колонне военнопленных знакомого, с которым раньше воевал в одном полку. Из рассказа однополчанина Быков узнал, что тот раненым попал в плен, в концлагере стал сотрудничать с немцами, надеясь при удобном случае сбежать к своим и снова воевать против фашистов. Случай так и не представился, бывший сослуживец с каждым днем все более увязал в своем отступничестве.
Быков поверил в правдивость рассказа боевого друга, который имел высокую награду за храбрость и не помышлял служить врагу. Но, попав в плен, он решил сохранить себе жизнь и обхитрить врагов. Однако такая хитрость привела к плачевному результату. Эта фронтовая встреча побудила Быкова к осмыслению мотивов предательства человека под давлением жестоких обстоятельств, рассказ знакомого стал основой сюжета повести. Сначала повесть называлась «Ликвидация», позже Быков решил в названии указать имя главного героя, чтобы подчеркнуть значимость образа Сотникова.
Василь Быков
Детство и юность
Василь Владимирович Быков родился 19 июня 1924 года в живописной, но очень маленькой белорусской деревне Бычки. Его родители всю жизнь проработали в колхозе. Отец, Владимир Федорович, был достаточно строгим человеком, а мать, Анна Григорьевна, наоборот, мягкой и доброй.
Детство Василя Быкова пришлось на нелегкое довоенное время. Он часто вспоминал, что шел в школу голодным и плохо одетым. Единственной радостью в то время были книги и природа. Будущий писатель очень много читал и рисовал, чтобы хоть как-то заполнить безрадостные будни своих детских лет.
В детстве
После 8 классов обучения в Кублицкой средней школе будущий писатель стал студентом художественного отделения Витебского художественного училища, а чуть позже перешел на скульптурное отделение. Однако вскоре были отменены стипендии и он был вынужден вернуться в школу. Перед началом войны Василь Владимирович хотел поступать в украинский институт, но был призван в инженерный батальон. На войне он дважды получал ранения, но все же сумел дождаться победы и вернуться на родину.
В молодости
Произведения
Повести
- Последний боец (белор. «Апошні баец», 1957)
- Журавлиный крик (белор. «Жураўліны крык», 1959)
- Предательство (белор. «Здрада», 1960)
- Третья ракета (белор. «Трэцяя ракета», 1961)
- Западня (белор. «Пастка», 1962)
- Альпийская баллада (белор. «Альпійская балада», 1963)
- Мёртвым не больно (белор. «Мёртвым не баліць», 1965)
- Проклятая высота (белор. «Праклятая вышыня», 1968)
- Круглянский мост (белор. «Круглянскі мост», 1968)
- Атака с ходу (белор. «Атака з ходу», 1968)
- Стужа (белор. «Сцюжа», (1969)
- Сотников (белор. «Сотнікаў», 1970)
- Обелиск (белор. «Абеліск», 1971)
- Дожить до рассвета (белор. «Дажыць да світання», 1972)
- Крутой берег реки (белор. «Круты бераг ракі», 1972)
- Волчья стая (белор. «Воўчая зграя», 1975)
- Его батальон (белор. «Яго батальён», 1975)
- Пойти и не вернуться (белор. «Пайсці і не вярнуцца», 1978)
- Знак беды (белор. «Знак бяды», 1982)
- Карьер (белор. «Кар’ер», 1985)
- Блиндаж (белор. «Бліндаж», 1987)
- В тумане (белор. «У тумане», 1987)
- Облава (белор. «Аблава», 1988)
- Полюби меня, солдатик (белор. «Пакахай мяне, салдацік», 1996)
- Афганец (белор. «Афганец», 1998)
- Волчья яма (белор. «Ваўчыная яма», 1998)
- Болото (белор. «Балота», 2001)
Рассказы, сценарии, статьи, интервью
- На тропе жизни (белор. «На сцяжыне жыцця», 1958) — рассказ
- Эстафета (белор. «Эстафета», 1959) — рассказ
- Полководец (белор. «Палкаводзец», 1960) — рассказ
- Ход конём (белор. «Ход канём», 1960) — сборник рассказов
- Фронтовая страница (белор. «Франтавая старонка», 1960) — рассказ
- Свои люди (белор. «Свае людзі», 1966) — рассказ
- На восходе солнца, (белор. «На ўзыходзе сонца», 1975) — сценарий фильма
- На крестах (белор. «На крыжах», 1992) — сборник статей и интервью
- Крестный путь (белор. «Крыжовы шлях», 1998) — сборник статей и интервью
- Ходоки (белор. «Пахаджане», 1999) — сборник рассказов
- Долгая дорога домой (белор. «Доўгая дарога дадому», 2002) — автобиография.
Произведения и признание
Среди самых известных произведений Василя Быкова можно упомянуть «Сотников», «Красное колесо», «Журавли», «Тело кличут», «Огни далекого города» и многие другие. Все эти книги отличаются высоким искусством письма и глубоким изучением человеческой души. Василь Быков никогда не боялся касаться сложных и болезненных тем, показывая в своих произведениях настоящую жизнь.
За свое талантливое творчество Василь Быков был награжден множеством престижных литературных премий, включая Сталинскую премию (1946, 1951), Государственную премию СССР (1967, 1975), Национальную премию имени Тараса Шевченко (1983) и многие другие. Василь Быков был признан одним из самых ярких и талантливых писателей своего времени, его произведения пользовались огромной популярностью и признанием у читателей.
После смерти Василя Быкова его произведения продолжают впечатлять своей искренностью и человечностью. Они помогают нам понять и осознать ужасы войны, размышлять о человеческих ценностях и постигать трагическую природу нашего существования.