Состояние
Большой дом, построенный на вершине холма над Окой в 1892 году, до сих пор сохранил свой первоначальный вид. Красная крыша, белые стены, оштукатуренные в 1897 году, общая архитектура делают похожим его на сказочный «пряничный» дом. Фасады дома различны, но гармонично связаны между собой разновеликими окнами, балконами, скатами крыши.
Первый этаж дома всегда был музеем. В нем представлены графика, картины и скульптуры, а также коллекция древнеегипетской и древнегреческой археологии, оружия, книг. А на втором этаже дома в послевоенные годы по решению детей Поленова в двух комнатах – Мастерской и Пейзажной – размещены работы художника.
Строительные работы в усадьбе проходили в 1891-1904 годах. За это время было сооружено немало оригинальных хозяйственных построек — Погребица, Коровник, Курятник, Каретный сарай, Сенной сарай и Конюшня, деревянный одноэтажный дом для рабочих, получивший название «Дом управляющего», Фахверковый сарай (кладовая и столярная мастерская), Адмиралтейство (лодочный сарай). На краю усадьбы была возведена бревенчатая баня для строителей, которая сейчас называется «Домом Прокофьева» — в нем великий композитор во время отдыха работал над музыкой к «Ромео и Джульетте». В усадьбе есть мастерская Поленова, располагавшееся в Аббатстве – белом кирпичном здании с красной крышей. А рядом с ней была сооружена маленькая Избушка для детей.
Сейчас также в территорию музея входит церковь святой Троицы в Бехово. Также на территории музея расположены «Город мастеров», Туристический центр и школа В.Д. Поленова в Страхово.
Семья
В. Д. Поленов был женат с 1882 на Наталье Васильевне Якунчиковой (1858-1931), дочери московского купца и промышленника В. И. Якунчикова. От этого брака родилось шесть детей: двое сыновей (один из которых, Федя, умер во младенчестве) и четыре дочери.
-
Поленов, Алексей Яковлевич
-
Поленов, Василий Алексеевич
+ первый брак — Марья Андреевна (ур. Хоненева)
(1786-1814) + второй брак — Елена Матвеевна (ур. Бороздина)
(05.12.1856)-
Поленов, Матвей Васильевич
(1823-1882) — русский юрист, сенатор Правительствующего Сената, тайный советник -
Поленов, Дмитрий Васильевич
(1806-1878) — археолог, библиограф + Мария Алексеевна, урожденная Воейкова
-
Хрущова, Вера Дмитриевна
(1844-1881) + Хрущов, Иван Петрович (1841-1904). Брак бездетный. -
Поленова, Елена Дмитриевна
(1850-1898) — художница -
Поленов, Василий Дмитриевич
— художник + Наталья Васильевна Якунчикова
-
Поленов, Федя
(1884-1886) -
Поленова-Ляпина, Мария Васильевна
(1891-1976). С 1924 — в эмиграции -
Наталья Васильевна (младшая)
(1898-1964) -
Сахарова-Поленова, Екатерина Васильевна
+ Сахаров, Константин Вячеславович -
Поленова, Ольга Васильевна
(1894-?) -
Поленов, Дмитрий Васильевич
(1886-1967) + Анна Павловна
-
Поленов, Фёдор Дмитриевич
(1929-2000) + Лобанова, Ирина Николаевна.
-
Лев Федорович Поленов+ Золотова,Елена Михайловна.
- Поленова Анна
- Поленов Иван
- от второй жены, Натальи Николаевны Грамолиной, — Наталья Фёдоровна Поленова (р.1975, Москва) — директор Дома-музея В.Д.Поленова,
-
Лев Федорович Поленов+ Золотова,Елена Михайловна.
-
Поленов, Фёдор Дмитриевич
-
Поленов, Федя
-
Хрущова, Вера Дмитриевна
-
Поленов, Матвей Васильевич
-
Поленов, Василий Алексеевич
Личная жизнь
В 28 лет художник впервые познал, что такое любовь. Будучи в Италии, он познакомился с молодой девушкой Марусей Оболенской, которая приехала обучаться оперному пению. Чувства настолько захватили Поленова, что он потерял покой и сон. К сожалению, робость так и не позволила ему сделать признание девушке. Через несколько месяцев она умерла от кори.
Маруся Оболенская
Во второй раз любовь посетила Поленова через 5 лет. В поезде он познакомился с начинающей оперной певицей, которую, по стечению обстоятельств, тоже звали Марией. Приняв это за знак судьбы, художник влюбился в молодую незнакомку. Девушка прохладно относилась к этим отношениям, а потом и вовсе вышла замуж за известного адвоката.
Его первой и единственной женой стала родственница Саввы Мамонтова Наталья Якунчикова. С ней Поленов прожил до конца жизни. У супругов родилось шестеро детей. Первый мальчик ушел из жизни еще в младенчестве, супруги Поленовы воспитали четырех дочерей и одного сына.
Наталья Якунчикова
Поленовский Дом
В декабре 1915 года на Медынке (ныне Зоологическая, 13) был торжественно открыт «Поленовский Дом» — первое в мире учреждение, осуществлявшее помощь деревенским и фабричным театрам. Он был создан русским художником В.Д. Поленовым и промышленником-меценатом С.И. Мамонтовым в результате преобразования «Комиссии содействия устройству деревенских театров» при «Союзе сценических деятелей», образованной в 1909 году.
В 1915-1916 году для «Поленовского дома» был построен необычный особняк архитектором Осипом Шишковским (по эскизам и собственному оригинальному проекту Василия Поленова, на его же средства, при поддержке Саввы Мамонтова). В здании располагались зрительный зал на 300 мест, библиотека, кабинеты для репетиций, мастерские, прокатный склад портативных декораций. Деятельность Поленовского Дома не прерывалась в самые трудные дни революционного лихолетья и гражданской войны. Любительские и профессиональные театры подчинили Наркомпросу как «Подотдел рабоче-крестьянского театра» ТЕО Наркомпроса.
В январе 1921 года Подотдел РКТ был преобразован в Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова («Театральный дом») для Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров. В это время в Доме организуются новые отделы: литературный, музыкальный, школьного театра, художественно-технический. Начинает выходить журнал «Народный театр».
С 1925 года основным направлением ДТП им. В.Д. Поленова становится развитие сельской художественной самодеятельности.
19 февраля 1930 года «Поленовский Дом» получает новое название — Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне им.Н.К. Крупской (ЦДИСК). Затем решением Наркомпроса одобрен проект создания краевых и областных домов искусств. Первые 19 ДИСКов стали основой вновь создаваемой методической службы народного творчества. Их организаторами были выпускники трехгодичных мастерских Центрального Дома.
В 1936 году ЦДИСК был преобразован во Всесоюзный Дом народного творчества им. Н.К. Крупской Комитета по делам искусств при Наркомпросе СССР. В этом качестве он просуществовал до 1958 года, осуществляя методическое руководство художественной самодеятельностью всего Советского Союза.
В 1958 году ВДНТ был переименован в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). А в 1978 году он получил новое здание в Сверчковом переулке.
В 1979 году ЦДНТ стал Всероссийским научно-методическим центром народного творчества и культурно-просветительной работы им. Н.К. Крупской. В новом здании в Сверчковом переулке, Дом расширяет свою выставочную деятельность. В фойе второго этажа организуются небольшие камерные, но очень современные по своему наполнению экспозиции. Перед перестройкой ВНМЦ вступила в Международную организацию по народному творчеству при ЮНЕСКО (IOV). 80-е годы стали временем оживления международных контактов ВНМЦ. Работая на основе договоров о сотрудничестве с коллегами из стран социализма, они обменивались рабочими визитами и знакомились с опытом друг друга.
В 1991 г. ВНМЦ был преобразован в Государственный Российский Дом народного творчества, сохранив за собой роль головной методической организации в сфере поддержки, сохранения и развития народного художественного творчества и культурного наследия народов Российской Федерации. Функции по культурно-досуговой деятельности переданы вновь организованному в то самое время Центру ремесел. После расформирования Министерства культуры СССР и Всесоюзного НМЦ в коллектив ГРДНТ влились новые сотрудники. Ныне директор ГРДНТ — Пуртова Тамара Валентиновна. Адрес ГРДНТ: Сверчков переулок, 8, строение 3.
29 декабря 2016 года Государственному Российскому Дому народного творчества, как учреждению-правопреемнику «Поленовского дома», по письменному согласованию с представителями семьи наследников художника — правнучкой Н.Ф. Поленовой – директором музея заповедника В.Д. Поленова и невесткой сына Н.Н. Грамолиной — заместителем директора по научной работе музея-заповедника В.Д. Поленова, в соответствии с утвержденным приказом Министерства культуры РФ от 1 июня 2011 №686, вернули историческое имя русского художника, академика живописи В.Д. Поленова.
Неспокойные годы революций
В отличие от многих других усадеб, которые горели с 1905-го, Борок уцелел. Поленова крестьяне уважали: он давно отдал им лучшие пахотные земли, построил церковь, школу, развлекал и просвещал их удивительными зрелищами (спектаклями и диорамой). В 1918 году сельский сход обсуждал судьбу «барина», и Поленовых оставили в покое. В своей усадьбе они пережили все лихие времена, терпеливо возделывали землю, приходилось вместе с односельчанами и голодать.
В 1924-м грозило выселение – тогда за пожилого мастера заступился Бухарин. Через два года Поленов получил звание народного художника Республики и право пожизненного пользования усадьбой.
Происхождение
Родился в Санкт-Петербурге 1 июня 1844 года в дворянской семье, известной в русском просвещённом обществе. Предки будущего художника занимались науками, юриспруденцией и внесли достойный вклад в развитие Отечества. Отец, Дмитрий Васильевич, был уважаемым дипломатом, в культурном плане разносторонним человеком, как и мать, Мария Алексеевна. Василий и Вера (двойняшки) были первыми детьми супругов Поленовых, в будущем семья станет многодетной: родятся ещё сыновья Алексей и Константин и дочь Елена.
Детство
Можно сказать, биография Поленова-художника началась с ранних лет – родители всегда внимательно относились к природным наклонностям детей, к тому же мать в молодости сама увлекалась живописью. Поэтому, видя явное дарование старшего сына, родители занялись его художественным образованием всерьёз, для него нанимались лучшие учителя. В будущем кроме него живописью увлечётся и младшая Елена, которая станет первой в России женщиной, владеющей профессией художника.
Из детских воспоминаний Василия Поленова наиболее яркие связаны с долгими месяцами, проведёнными с семьёй в имениях родственников (на Тамбовщине и Русском Севере). Именно здесь Василий, городской житель, сблизился с природой особенным образом, полюбил её и научился различать сотни неуловимых оттенков зелени, за которые и получит множество похвал в будущем. Игры детей тоже были непосредственно связаны с живописью: бабушка по материнской линии, женщина властная, но безгранично любившая внуков, устраивала для них конкурсы с наградами. В них, впрочем, всегда побеждал Вася.
Учёба
После окончания гимназии Петрозаводска в 1863 году Василий поступил в университет Санкт-Петербурга на физмат, а по вечерам ходил на лекции и практические занятия в Императорскую академию художеств. Кроме того, творчество Поленова распространялось и на музыку: он посещал музыкальные представления, пел сам и даже писал музыкальные пьесы.
Вскоре точные науки были на время вытеснены занятиями так манившей живописью. В 1867 году с серебряными медалями слушатель натурного класса Поленов закончил курс художественной академии. Затем он предпринял попытки заработать золотые медали по классу исторической живописи. Снова пришлось выделить время на университет (очень настаивали родители), с 1868 по 1872 год он изучает юриспруденцию и успешно защищается. В тот же период с победной наградой заканчивает Академию художеств.
Живопись
В 1867 году Поленов запечатлел любимую бабушку Веру Николаевну на холсте, и этот портрет стал дебютной работой автора.
Картина Василия Поленова «Портрет Веры Николаевны Воейковой»
Интересный факт: в ряде источников указано, что в 1869 году художник получил малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья». На самом деле работа принадлежит однокурснику Поленова, прославленному живописцу Илье Репину. Василий Дмитриевич же получил первую творческую награду — большую золотую медаль — в 1871 году за полотно «Христос воскрешает дочь Иаира».
За проявленный талант Поленова и Репина направили на стажировку в Европу. Несмотря на осознанный возраст — 27 лет, Василий Дмитриевич не мог определиться, какому жанру себя посвятить. За вдохновением он пошел в музеи, обратившись к мастерам пера: Карлу Пилоти, Габриэлю Максу, Арнольду Беклину, Гансу Макарту.
Картина Василия Поленова «Христос воскрешает дочь Иаира»
В 6-летней стажировке родились пейзажи «Белая лошадка. Нормандия» (1874), «Итальянский пейзаж с крестьянином» (1874), «Аббатство в Редоне» (1876), портрет «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» (1875), который в 1876 году обеспечил Поленову звание академика искусств.
Посетив Вену, Мюнхен, старейшие города Италии и Франции, в 1876 году художник вернулся в Россию с четким видением дальнейшего творческого пути.
«Я попробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, пейзаж, марину, портрет головы, образы животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь», – писал в дневнике Поленов. Картина Василия Поленова «Бабушкин сад»
Заняться творчеством сразу по приезде Василий Дмитриевич не успел — началась Русско-турецкая война. Впрочем, государи, наслышанные о выпускнике Академии художеств, пригласили Поленова занять место официального художника при Александре III.
Ужасы войны мастер пера переносил не на монументальные холсты, а на бумагу — его фронтовые эскизы печатались в журнале «Пчела». Больше внимания Поленов уделял мирным пейзажам. В годы противостояния Российской и Османской империй были созданы «Бабушкин сад» и «Московский дворик» (1878), сразу после войны — «Заросший пруд» (1879).
Картина Василия Поленова «Московский дворик»
Картина «Московский дворик» считается одной из наиболее известных в творчестве Поленова. Она запечатлела жизнь горожан в разгар летнего дня: женщина тащит коромысло, дети играют в траве, а рядом пасется запряженная лошадь. На заднем фоне – загороженный домами, но могущественный Спас на Песках. Коллеги Поленова по ремеслу отнесли холст к самобытному жанру — «интимный пейзаж».
В начале 1880-х годов в творчестве Василия Дмитриевича появились восточные пейзажи и библейские мотивы. В тот период биографии художник совершал поездку по колыбелям христианства: Константинополю, Палестине, Сирии. В дороге родились картины «Вифлеем», «Олива в Гефсиманском саду», «Источник Девы Марии в Назарете» (1882).
Картина Василия Поленова «Заросший пруд»
Тогда же Поленов начинал писать эпохальное полотно «Христос и грешница». Замысел картины «Христос и грешница» (другое название — «Кто без греха?») появился у Поленова под впечатлением от полотна «Явление Христа народу» Александра Иванова. Художника хотел показать Иисуса, который не просто появляется, а существует среди мирян.
Работа над произведением велась долго, и если бы не сестра-близнец Василия Дмитриевича, вряд ли бы завершилась — умирая, Вера взяла с брата обещание, что он допишет картину и сделает ее большого формата. Первые эскизы житейской истории Христа появились в 1870-х годах, а окончательное произведение — в 1888-м.
Картина Василия Поленова «Христос и грешница»
«Христос и грешница» была воспринята с сомнением, цензоры даже отказывались пускать полотно на выставку. Александр III приобрел картину для собственной коллекции, и расположение императора к художнику сразу поменяло мнение общества.
На вырученные средства Поленов купил участок в Тульской губернии, на берегу реки Оки. Позже здесь была возведена усадьба Борок. Вид, открывающийся из окон имения, лег в основу полотен «Золотая осень», «Стынет. Осень на Оке близ Тарусы», «Часовня на берегу Оки» (1893).
Картина Василия Поленова «Золотая осень»
В 1900-е годы художник собирал материал для первой и единственной серии картин «Из жизни Христа». Выставка, состоявшаяся в 1909-м, имела громогласный успех и навсегда поместила имя Поленова в список лучших живописцев современности.
Финальная картина Василия Дмитриевича «Ока. Пароход “Владимир”, превращенный в буксир» датируется 1920 годом.
Биография Василия Дмитриевича Поленова (1844–1927)
Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая /1 июня/ 1844 года в Петербурге в высокообразованной дворянской семье. Отец — Дмитрий Васильевич Поленов /1806–1878/, дипломат, страстно увлекался археологией и библиографией. Мать — Мария Алексеевна Поленова /1816–1895/, урожденная Воейкова, внучка архитектора Н. А. Львова , была детской писательницей и талантливой художницей.
Родители стремились воспитать в своих детях трудолюбие, всячески поощряя увлечение науками и искусством. Двое из пятерых детей стали художниками. Первые уроки рисунка и живописи детям давала Мария Алексеевна, затем пригласили студента Академии художеств П. П. Чистякова , впоследствии выдающегося рисовальщика и педагога. В 1860 годы Василий Дмитриевич занимался сразу в двух учебных заведениях Петербурга — Университете и Академии художеств. Весной 1871 года он закончил Университет со званием кандидата прав.
Осенью 1871 года В. Д. Поленов получил в Академии художеств большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» и право поездки по Европе в течение 6 лет на средства Академии.
За годы путешествия Поленов испробовал все жанры живописи, много работал на пленэре, свидетельством чему являются многочисленные этюды, отличающиеся новизной выбранных мотивов, решением сложнейших пленэрных задач.
«Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70-х годов «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Серый день» и ряд других тургеневских мотивов явились неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой», — писал в ту пору Остроухов. Поленов явился родоначальником новой русской живописи, дав жизнь лирическому пейзажу.
Продолжительное время художник работал над большим циклом картин из жизни Христа, стремясь «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Написано было более пятидесяти картин на евангельские сюжеты. Стремясь добиться исторической достоверности в написании работ, Василий Дмитриевич совершает путешествие по странам Востока. Из Сирии, Египта и Палестины было привезено огромное количество натурального материала, путевые заметки, костюмы.
80–е годы стали годами расцвета художественной и педагогической деятельности В. Д. Поленова . Двенадцать лет он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где воспитал целое поколение первоклассных русских живописцев, в т.ч. И. Левитана , К. Коровина , И. Остроухова , А. Архипова , С. Иванова .
Заметное место в жизни художника занимала музыка. Не имея специального образования, он сочинял оперы и романсы, устраивал домашние музыкальные вечера.
Строительство усадьбы на живописном берегу реки Оки позволило художнику раскрыть еще одну сторону многогранного таланта. На Оке Поленов много работал: писал картины, сочинял музыку, сажал деревья в парке, строил дамбу, помогал строить лодки.
Со свойственной ему энергией занимался проблемами народного образования. Василий Дмитриевич построил две школы в окрестных деревнях. Последние его работы были тоже посвящены детям: в 20–е годы он создал диораму — кругосветное путешествие в картинках. Волшебные световые картины стали праздником для крестьянских ребятишек.
Василий Дмитриевич Поленов умер 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет. В 1926 году одному из первых в России ему присвоили почетное звание Народного художника России. Похоронен Василий Дмитриевич на высоком берегу Оки в деревне Бехово, на простом деревенском кладбище. На могиле, как и следовало по завещанию, поставлен деревянный крест, сделанный по эскизу самого художника. Еще в 1906 году в своем художественном завещании Поленов писал: «Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, закономерное, это есть желанный отдых, покой, причем покой небытия, а бытие остается и переходит в то, что он сотворил».
Значение личности художника
Уникальность личности В.Д. Поленова не только в его высочайшем мастерстве, как художника, но и в том, что он сочетал в себе этот дар с талантом архитектора, композитора, исполнителя, владеющего многими музыкальными инструментами, режиссера и педагога.
Совершенство его картин обеспечило ему славу крупнейшего представителя искусства 19 века. Он считается одним из мастеров, стоявших у истоков создания в России школы живописи. Разнонаправленность жанров Поленова показала, что наиболее ценными и важными в его творчестве были и остаются пейзажи, в которых автор запечатлел родную ему русскую природу.
Взрослые годы
В 1867 году Василий Поленов совершает свою первую заграничную поездку, и там он посещает Всемирную парижскую выставку. Наибольшее впечатление оказал на художника раздел выставки, который был посвящен народным художественным промыслам самых разных стран. После ее посещения художник загорелся целью получить золотую медаль от художественной академии. Первым этапом для получения награды являлось написание Василием Поленовым картины по библейскому сюжету. Вскоре в 1869 году художник представил работу «Иов и его друзья», которая была отмечена малой наградой. Это означало, что художник может далее продолжить участие в конкурсе. Новым этапом соревнования стало написание картины на тему «Воскрешение дочери Иара». В финал конкурса вышли два художника — Василий Поленов и Иван Репин. Оба представили замечательные полотна. Конкурсное жюри неожиданно не стало выбирать одного победителя и вручило золотые медали и Поленову, и Репину. В дальнейшем художники сблизились, и в 1872 году вместе решают отправиться в заграничное путешествие.
Вместе с Ильёй Ефимовичем Репиным была посещена Венеция, Флоренция и Париж, который так впечатлил Поленова, что он решает остаться здесь жить. В Париже пишет Василий Дмитриевич Поленов картину «Арест графини Дэтремон», за которую он в дальнейшем получил должность академика в Российской Академии наук. В 1874 году живописец по приглашению И. Е. Репина приезжает в Нормандию, где работает над картиной «Нормандский берег». В 1876 году возвращается в Россию и становится придворным художником императорской семьи. Вскоре он вместе с наследником престола Александром отправляется на войну с Турцией.
После окончания войны Василий Поленов возвращается в Москву и становится преподавателем в училище живописи и зодчества. Через его руки прошли многие успешные в дальнейшем художники: Левитан, Головин, Коровин и многие другие. В это время художник продолжает писать, и в 1877 году он представляет свою картину «Московский дворик», которая была очень тепло принята, а сам он стал родоначальником нового жанра в живописи — интимный пейзаж. В этот период художник примыкает к среде художников-передвижников, среди которых у него в это время было много знакомых. В 1882 году Василий Дмитриевич женился на дочери купца Наталье Якунчиковой, от этого брака у пары родилось 6 детей.
В конце 19 века Василий Дмитриевич, будучи очень знаменитым и популярным художником, решает оставить шумную Москву и переехать в российскую глубинку, в Тулу. Здесь на берегу Оки художник построил дом, а к нему были приставлены мастерские, где позже Поленов обучал рисованию местных ребят. Основанная Поленовым усадьба получила название Борок.
Во время революций Василий Поленов находился у себя в имении Борок и активно занимался обучением местных детей, устраивал с ними театральные кружки и обучал их рисованию. В это время им написано одно из лучших его произведений «Разлив на Оке», которое высоко было отмечено критиками. В целом советская власть положительно относилась к личности Поленова и не притесняла его. Более того, в 1924 году состоялась выставка его картин в Третьяковской галерее, а в 1926 году В. Д. Поленов был удостоен звания Народного художника. Такое отношение власти к личности объясняется во многом тем, что художник не критиковал, по крайней мере публично, новую власть и тем, что он был ярким благотворителем и стремился улучшить народное просвещение в стране. Умер Василий Поленов 18 июля 1927 года в своей усадьбе, здесь же на берегу Оки он и был захоронен.
Даты жизни и события
- В 1871 году Поленов одновременно окончил 2 учебных заведения: университет и Академию художеств. Ему была присвоена степень кандидата права. За свое полотно «Воскрешение дочери Иаира» он награждается Большой золотой медалью, и получает возможность стажироваться за границей.
- В 1872 году Поленов отправляется на обучение за границу. До 1876 года он путешествует по Европе. Периодически проживает в Австрии, Германии, Франции, Италии. Знакомится с русским меценатом и предпринимателем С. Мамонтовым. Продолжает писать картины. В это время были написаны «Белая лошадка», «Нормандия», «Аббатство в Редоне» и многие другие. За одну из них, «Арест графини д’Этремон», написанную в Париже, он получает звание академика.
- В 1876 году В. Поленов возвращается в Россию, и отправляется в качестве официального художника на русско-турецкую войну.
- В 1877 году Поленов переезжает в Москву, где через год состоялась передвижная выставка художников. На ней Поленов демонстрирует свою знаменитую картину «Московский дворик». Она писалась в яркий солнечный день, с натуры. На полотне действие происходит в Арбатском переулке. После ее успеха Поленов становится основателем нового направления в художественном искусстве – интимный пейзаж.
- В 1879 году Поленов вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. С этого времени о нем все говорят как о мастере эпического пейзажа. На очередной выставке были представлены его новые картины «Заросший пруд» и «Бабушкин сад».
- В 1881 году художник отправляется путешествовать по Востоку. В его коллекции появляются восточные пейзажи. В этот период он посещает священные христианские места: Константинополь и Палестину. В творчестве появляются библейские мотивы. Они отразились в таких полотнах, как «Вифлеем», «Источник Девы Марии в Назарете». В это же время начинается работа над эскизами к «Христосу и грешнице».
- С 1883 и до весны 1884 года проживает в Италии. Все время посвящается продолжению написания эскизов для «Христоса и грешницы».
- В 1885 году Поленов на очередной выставке включает в экспозицию свои картины, написанные в восточный период. Участвует в создании декораций для частной оперы Саввы Мамонтова.
- В 1887 году открылась 15-я художественная выставка. Наконец, была закончена работа над долгожданной картиной «Христос и грешница». Полотно вызвало неоднозначную реакцию, его даже предлагали снять с выставки. Но, после того как император Александр III купил картину для личной коллекции, мнения критиков изменились.
- На вырученные от продажи полотна средства художник в 1890 году покупает участок земли на самом берегу Оки. Здесь, в Тульской губернии будет построен дом-усадьба Борок, и созданы такие шедевры как «Золотая осень», «Ранний снег» и «Часовня на берегу Оки».
- В 1899 году Поленов вторично посетил Ближний Восток. Цель поездки – подготовка материалов для серии картин по евангельским мотивам «Из жизни Христа».
- В 1905 году после кровавого расстрела мирной демонстрации рабочих, потрясенные художники В. Серов и В. Поленов написали письмо с осуждением этого ужасного события.
- В 1906 году публике была представлена опера «Призраки Эллады», автором которой был В. Поленов.
- В 1907 году художник снова отправился в Европу, побывав в Италии и Германии, он на 3 года возвращается домой. Затем, с 1910 по 1911 годы снова живет за границей. Целью этих частых поездок был сбор необходимых материалов для будущих полотен. В частности, для картин на христианскую тему он неоднократно посещал Италию.
- В период Первой мировой войны Поленов оказывал большую поддержку пострадавшим во время военных действий. Он принимал участие в благотворительных выставках, сбор от которых шел в фонд помощи раненым. Одна из таких выставок состоялась в 1914 году в Москве, на которой художник выставил свои картины из цикла «Жизнь Христа».
- С 1918 года проживает в своей усадьбе Борок. Продолжает писать картины. В этот период был написан «Разлив на Оке».
- В 1924 году Государственной Третьяковской галереей была организована персональная выставка работ В.Д. Поленова, приуроченная к его восьмидесятилетию.
- В 1926 году Василий Поленов был удостоен высокого звания Народный художник РСФСР.
- 18 июля 1927 года великий художник ушел из жизни в Бороке. Похоронен он на самом берегу Оки. По обе стороны от могилы раскинулись широкие российские просторы, которые художник с огромной любовью запечатлевал на своих холстах.
Художник Василий Паленов