Зинаида Серебрякова. Крах
Все ужасное в жизни всегда происходит неожиданно. Зинаида Евгеньевна Серебрякова, по ее воспоминаниям, предчувствовала беду: еще перед революцией в 1917 году трагическая смерть деревенской девушки Поли Молчановой, утонувшей в Муромке, показалась ей нехорошим знаком. Так и случилось. И первым пострадало родное Нескучное — в 1918 году оно было сожжено. Зинаида с матерью и детьми перебралась в Харьков и устроилась работать в археологический музей. В то время ее муж Борис Серебряков работал на строительстве железной дороги Уфа — Оренбург, и виделись они редко. Не всегда удавалось и дозвониться — надолго порой прерывалась связь. По дороге домой Борис заражается сыпным тифом и скоропостижно умирает на руках жены. Зинаида остается с четырьмя маленькими детьми на руках. В это же время тяжело заболевает Екатерина Николаевна Бенуа — мать художницы.
В 1920 году семья Зинаиды Серебряковой перебирается в Петербург и поселяется в коммуналке, разместившейся в фамильной квартире Бенуа. Художнице предлагают работать преподавателем в Академии художеств, но она отказалась. Не хочет она писать и востребованные советской властью агитационные плакаты, которые в то время могли бы дать им и пищу и благополучие. Она пишет то, что ей было родным: пейзажи, портреты, натюрморты, бытовые картины. Денег мало, средств к существованию практически не осталось. Именно в этот период пишутся самые тяжкие по духу и восприятию полотна. Самым известным из них стала картина «Карточный домик», написанная в 1919 году.
Зика. Нескучное
Зика Лансере родилась, по одним данным, 10, по другим, 12 декабря 1884 года в имении своих родителей неподалеку от Харькова. Имение имело звучное название «Нескучное». Может быть потому, что людям, в нем проживавшим, было нескучно жить — они слишком любили тот мир, который их окружал, и были увлечены творчеством: мать и братья — живописью, отец — скульптурой, дед — архитектурой. А может быть, потому что жители этой местности были жизнерадостными людьми и очень любили жизнь.
Возможно, природный талант графика и влияние отца сделали бы из юного дарования хорошего скульптора, но Евгений Лансере очень рано умирает от чахотки. В то время Зике было всего два года.
Зина очень рано увлеклась рисованием — сказывались фамильные способности. В 1886 году семья Лансере перебралась в Петербург. А Нескучное осталось всего лишь местом для сюжета ежегодной летней сказки. Но именно эта сказка стала целым этапом в ее жизни: на противоположном берегу реки Муромки, почти напротив дома Лансере, в Нескучном проживал голубоглазый красавец Борис Серебряков, любовь к которому озарила девичье существование и внесла в него живительную чистую струю и терпкий вкус ожидания чуда.
Даже в Италии, куда совершила поездку Зинаида, девушка не сумела насладиться ее природой и культурой, так она скучала по своему Борису и Нескучному. При этом она писала жадно и много. Однако итальянские картины Зинаиды Серебряковой большого внимания к себе не привлекли.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова: жизнь, творчество и личные достижения
Зинаида Евгеньевна Серебрякова – одна из самых ярких фигур русской живописи второй половины XIX – начала XX веков. Она прославилась благодаря своим великолепным портретам, картины которых поражали реалистической манерой и ярким красочным решением. Жизнь Зинаиды Евгеньевны была непростой: рано потеряв отца и матерь, она воспитывалась вместе со своей сестрой в доме тети. Тем не менее, ее волевой характер и талант позволили ей стать замечательным художником и зарекомендовать себя как личность высокой культуры.
Творчество Зинаиды Евгеньевны отличается особым стилем, который был достигнут в процессе ее творческого развития. Она начала свой путь как реалист, но со временем ее творческое видение стало меняться исходя из особенностей общественной жизни того времени. В своих картинах Серебрякова изображала людей, которые жили во все более сложном и разнообразном мире. Отличительной чертой ее работ была глубокая психологическая проработка персонажей, которые позволяли зрителю увидеть не только внешность человека, но и его внутренний мир.
- Роль Зинаиды Евгеньевны в истории искусства
- Зинаида Евгеньевна Серебрякова оказала огромное влияние на историю русской живописи конца XIX – начала XX веков. Ее работы были отмечены зрителями и искусствоведами, а также участниками известных выставок, в том числе Мириславской, Выставки 36-х и других. Кроме того, она проводила уроки рисования, которые приобрели поистине культовое значение для многих поколений студентов.
- Личные достижения Зинаиды Евгеньевны
- В течение жизни Зинаиды Евгеньевны Серебряковой ее работы были признаны ценной исторической и художественной ценностью. Она получила множество наград и почетных званий за свои достижения в искусстве и большой вклад в его развитие.
В итоге, Зинаида Евгеньевна Серебрякова оставила свой яркий след в истории русской культуры и искусства. Ее жизнь и творчество отражают становление и развитие русской живописи второй половины XIX – начала XX веков и продолжают вдохновлять многих художников и зрителей до наших дней.
Дети в России
Двое детей художницы Евгений и Татьяна, оставшиеся в России с бабушкой, жили очень бедно и голодно. Их квартиру уплотнили, и они занимали только одну комнату, которую приходилось отапливать самостоятельно.
В 1933 г. ее мама Е. Н. Лансере, умерла, не выдержав голода и лишений, дети остались сами. Они уже выросли и избрали себе также творческие профессии: Женя стал архитектором, а Татьяна — художником в театре. Постепенно они устроили свою жизнь, создали семьи, однако много лет мечтали встретиться со своей матерью, постоянно ведя с ней переписку.
В 1930-е годы советское правительство приглашало ее вернуться на родину, однако в те годы Серебрякова работала над частным заказом в Бельгии, а затем началась Вторая мировая война. Уже после окончания войны она сильно заболела и не решилась на переезд.
Только в 1960 г. Татьяна смогла приехать в Париж и увидеть свою маму, спустя 36 лет после расставания.
Творчество Серебряковой
Еще в молодости художница всегда выражала в своих этюдах любовь к России. Ее картина «Сад в цвету» и некоторые другие ясно говорят об очаровании российских бескрайних просторов, луговых цветов, полей.
Наибольший восторг у зрителей вызвал автопортрет «За туалетом». Женщина, живущая в небольшой деревушке, в один из коротких зимних вечеров, смотрясь в зеркало, улыбается своему отражению, словно играя с гребнем. В этом произведении молодой художницы, как и она сама, все дышит свежестью. Нет никакого модернизма; уголок комнаты, словно освещенный молодостью, предстает перед зрителем во всей своей прелести и радости.
Наибольший пик творчества художницы приходится на предреволюционные годы. Это картины о крестьянах и прекрасных российских пейзажах, а также и бытовые жанры например, картина «За завтраком», «Балерины в уборной».
За туалетом
За завтраком
Беление холста
Фигуры деревенских женщин на лугу возле речки выглядят величественно, из-за изображения низкого горизонта. Ранним утром они расстилают только что сотканные холсты и оставляют их на день под яркими лучами солнышка. Композиция строится в красных, зеленых и коричневых тонах, что и придает небольшому холсту свойства монументально-декоративного полотна. Это своего рода гимн тяжелому труду крестьян. Фигуры выполнены в разных цветовых и ритмических ключах, что создает единую пластическую мелодию, замкнутую внутри композиции. Все это единый величественный аккорд, который прославляет красоту и силу русской женщины. Крестьянки изображены на берегу небольшой речки, от которой ввысь вздымается предутренний туман. Красноватые лучи солнышка придают особое очарование женским лицам. «Беление холста» напоминает древние фрески.
Художница трактует эту работу как ритуальное действо, показывая красоту людей и мира, при помощи живописного и линейного ритма картины. К сожалению, это последняя большая работа Зинаиды Серебряковой.
В этом же году Бенуа заказывают украсить росписью Казанский вокзал и он приглашает для работы свою племянницу. Художница решает по-своему создать восточную тему. Представить Индию, Японию, Турцию и Сиам как красивых женщин Востока.
В самом расцвете творчества художницу постигает огромное горе. Заболев тифом, за короткое время от этой страшной болезни сгорает муж, и на руках Серебряковой остаются мать и четверо детей. Семья испытывает острую нужду буквально во всем. Запасы, что были в имении полностью разграблены. Нет красок, и художница пишет углем и карандашом свой «Карточный Домик», в котором изображает своих детей.
Серебрякова отвечает категорическим отказом освоить стиль футуризма и находит работу в археологическом музее Харькова, делая карандашом эскизы экспонатов.
Любители искусства почти даром, за еду или старые вещи приобретают ее картины.
Серебрякова путешествует по африканским странам. Экзотические пейзажи удивляют ее, она пишет Атласские горы, портреты женщин-африканок, создает цикл этюдов о рыбаках Бретани.
В 1966 году в столице СССР в Москве и некоторых крупных городах были открыты выставки работ Серебряковой, многие из картин приобретены российскими музеями.
В юности Зинаида влюбилась и вышла замуж за собственного двоюродного брата. Семья не одобряла их брак, и молодые были вынуждены уехать из родных земель.
В полотнах русской художницы Зинаиды Серебряковой есть множество картин, описывающих жизнь и работу крестьянского населения. Она рисовала работающих на земле людей с натуры прямо на поле, где трудились крестьяне. Чтобы успеть схватить все детали, художница вставала раньше рабочих, приходила в поле с красками и кистями до начала всех работ.
Уехав во Францию, и оставив дочь и сына в России, Серебрякова не могла и представить, что в следующий раз увидит собственного ребенка только через 36 лет.
Беление холста (1917)
Это одна из ярких картин в русской живописи начала XX века. До ее написания художница изучила всю технологию процесса беления холста, сделав немало набросков.
Вытканный холст имел естественный цвет – светло-серый и назывался новиной. Длина полотнища равнялась 10-15 метрам. Для отбеливания холст парили с щелоком, а затем пропитывали росой, расстилая ранним утром на траве.
Моделями картины стали переселенки из великорусских губерний, проживающие в имении Нескучном.
На фоне бледно-голубого неба четко выделяются мощные фигуры крестьянок в ярких одеждах. Их стройные ноги словно высечены из камня. Гибкие позы величавы и спокойны. Белильщицы как бы купаются и светятся в утренних лучах солнца, излучая тепло своего молодого тела. Крестьянки напоминают античных богинь, закрывая собою все небо. Зритель смотрит на них снизу-вверх.
В 1920 году Всероссийское Общество поощрения художников приобрело и подарило это полотно Третьяковской галерее.
В 1927 году художница А. П. Остроумова-Лебедева, характеризуя известных живописцев для предоставления им персональной пенсии, дала характеристику Серебряковой, которая в то время не считалась «окончательной» эмигранткой:
В действительности Серебрякова, бредившая с молодости Венециановым, идеализирует крестьянские образы по его рецептам.
Крестьянские полотна Серебряковой внесли свежую ноту в русскую крестьянскую живопись XX века.
Выставка в 2017 году
Выставка Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее — самая большая за последние 30 лет (200 картин и рисунков), приуроченная к 50-летию со дня смерти художницы, проходит с апреля до конца июля 2017 г.
Предыдущая ретроспектива ее работ состоялась в 1986 г., затем были осуществлены некоторые проекты, которые показывали ее работы в Русском музее в Петербурге и на небольших частных выставках.
В этот раз кураторы французского фонда Fondation Serebriakoff собрали большое количество работ, чтобы сделать грандиозную выставку, которая в течение лета 2017 будет размещаться на 2-х этажах Инженерного корпуса галереи.
Ретроспектива расположена по хронологии, что позволит зрителю увидеть различные творческие линии художницы Зинаиды Серебряковой, начиная от ранних портретов и балетных работ танцовщиц Мариинского театра, которые были сделаны в России в 20-е годы. Всем ее картинам присущи эмоциональность и лирика, позитивное ощущение жизни. В отдельном зале представлены работы с изображениями ее детей.
На следующем этаже собраны работы, созданные в Париже в эмиграции, в их числе:
- бельгийские панно, сделанные на заказ барона де Броуэра (1937-1937), которые одно время считались погибшими во время войны;
- марокканские эскизы и зарисовки, написанные в 1928 и 1932 гг.;
- портреты русских эмигрантов, которые были написаны в Париже;
- пейзажи и этюды природы Франции, Испании и др.
Биография З. Е. Серебряковой
Автопортрет Девушка со свечой (1911)
Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась в 1884 году в родовом имении Нескучное Курской губернии. Рождение в художественной династии предвосхитило предначертало предопределило будущую жизнь художницы. Отец Евгений Николаевич Лансере по профессии был скульптором, мать Екатерина Николаевна Лансере доводилась сестрой художнику Александру Николаевичу Бенуа.
Зине не исполнилось и двух лет, когда чахотка унесла жизнь ее отца. Семья покидает осиротевшее имение и переезжает в Петербург, в дом Николая Леонтьевича Бенуа, отца Е. Н. Лансере. Здесь в семье знаменитого архитектора, где даже воздух наполнен искусством, росла продолжательница династии Лансере-Бенуа.
Училась в Коломенской женской гимназии. Посещала выставки и театральные премьеры, увлекалась рисованием, что воспринималось в семье как само собой разумеющееся.
В 1901 году она поступает в Художественную школу М. К. Тенишевой, которая вскоре закрылась. В 1902 году из-за слабого здоровья дочери, унаследованного от отца, Екатерина Николаевна Лансере отправляется вместе с ней на лечение в Италию. Через год к ним присоединяется родной брат матери А.Н. Бенуа, организующий для них экскурсии по Риму. По возвращению в Россию они посещают Художественно-исторический музей и выставку Сецессиона в Вене.
В Петербурге Зинаида посещает мастерскую О. Э. Браза. По ее мнению, занятия у Браза не дают ей необходимых навыков. Почти каждый день «барышня Лансере» с удовольствием копирует старых мастеров в Эрмитаже. Лето она проводит в родовом имении, в красоту которого была безоглядно влюблена.
Здесь в имении она знакомится со студентом Борисом Серебряковым. Усадьба семьи Серебряковых располагалось неподалеку от имения Лансере. Молодые люди думают о свадьбе, но они приходились друг другу родственниками и им требовалось подать прошение в Синод. Дело разрешилось удачно и в сентябре 1905 года кузены обвенчались.
Сразу после свадьбы молодые уезжают в Париж. Серебрякова занимается рисунком и акварелью в Академии де ла Гранд Шомьер, работает в Лувре. Здесь появляется на свет первенец, сын Евгений.
Вернувшись в Россию, художница живет заботами о своей семье и редко появляется в петербургских художественных кругах. В 1907 году рождается сын Александр. Рождение детей не мешает ее увлечению живописью
Будущему мастеру было важно «наработать практику»
В 1910 году на выставке Союза русских художников появляется картина «За туалетом», которую приобретает Третьяковская галерея сразу же после закрытия экспозиции. В 1912 и 1913 годах в семье Серебряковых рождаются дочери Татьяна и Екатерина.
Из воспоминаний прислуги семьи В. Н. Дудченко:
В 1915 году Серебрякова начинает работать над эскизами панно для ресторана московского Казанского вокзала.
Революция нарушила тихую семейную жизнь. В ноябре 1919 года имение Нескучное было разорено крестьянами. В марте этого же года на руках Зинаиды Серебряковой умирает от сыпного тифа муж Борис Анатольевич. Зинаида Серебрякова переезжает в Харьков, где устраивается на работу в Археологический институт. В эти годы шла борьба семьи за выживание. Вот что художница сообщала в своем письме из Харькова Е. К. и Н. Е. Лансере:
Такой же сложной жизнь художницы оставалась на все отпущенные ей годы. В декабре 1920 года семья поселилась в Петрограде. У детей появляется возможность учиться. Серебрякова получает немногочисленные заказы, с помощью которых она сводит концы с концами.
В августе 1924 года по совету друзей, Серебрякова эмигрирует во Францию в надежде когда-нибудь вернуться на родину. Эмиграция стала еще одним испытанием для художницы: в Париже она страдает от разлуки с семьей. Что-то скопить для родных у нее не получалось, она могла позволить себе лишь скромное существование. В 1925 году в Париж приезжает младший сын Александр, в 1928 году к ним присоединяется дочь Екатерина. Двое других детей остаются надолго в России с бабушкой. В 1933 году Е. Н. Лансере не стало и выезды из СССР уже были запрещены. Во время оккупации Парижа с 1940 по 1946 год переписка с родными прервалась. Приехать к матери они смогли только в 1960-е годы.
Умерла Серебрякова в Париже 19 сентября 1967 года. Ее похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Зинаида Серебрякова: биография, первые успехи в живописи
Она родилась в 1884 г. в знаменитой художественной семье Бенуа-Лансере, которая прославилась несколькими поколениями скульпторов, художников, архитекторов и композиторов. Ее детство прошло в прекрасной творческой атмосфере в кругу большой семьи, окружавшей ее нежностью и заботой.
Семья жила в Петербурге, а на лето всегда переезжала в поместье Нескучное около Харькова. Живописи Зинаида Евгеньевна Серебрякова обучалась частным образом вначале у княгини Тенищевой в Петербурге, далее у портретиста О. Браза. Позднее она продолжила образование в Италии и Франции.
По возвращении из Парижа, художница вступает в общество «Мир искусства», объединявшее художников тех времен, названных впоследствии эпохой Серебряного века. Первый успех пришел к ней в 1910 г., после показа своего автопортрета «За туалетом» (1909), сразу же купленного П. Третьяковым для галереи.
На картине изображена красивая молодая женщина, которая стоит перед зеркалом, занимаясь утренним туалетом. Ее глаза приветливо смотрят на зрителя, рядом на столике разложены женские мелочи: флаконы духов, шкатулка, бусы, стоит незажженная свеча. В этой работе лицо и глаза художницы еще полны радостной молодости и солнца, выражают светлый эмоциональный жизнеутверждающий настрой.
Биография Зинаиды Серебряковой
Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший был мастером монументальной живописи и графики.
Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа — брату матери и старшему брату.
Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном»
Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве
В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.
В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.
В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.
В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры.
Через год молодые возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает — создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.
Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. Она отправляется во Францию. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.
В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала.
Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.
В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.
Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.
В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.
В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.
В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.
Послереволюционный период творчества Зинаиды Серебряковой.
З. Серебрякова «За завтраком», 1914
Следующий период жизни Зинаиды Серебряковой начался с трагедии. Она теряет любимого мужа, с которым она прожила 10 счастливых лет в любви и согласии, родила 4-х детей. Больше она замуж не выйдет и останется верна своему мужу навсегда
З.Серебрякова «Портрет Б.А.Серебрякова» ок.1905
Муж скончался у нее на руках в 39 лет. Именно столько лет было отцу Зинаиды, когда он ушел из жизни. Девочке было тогда всего 2 года. Эти ранние смерти двух красивых талантливых мужчин, являются рамками, в которые вошла счастливая безоблачная жизнь художницы. Ее идеальная семья, в которой все так нежно любили друг друга, распалась как карточный домик.
З. Серебрякова «Карточный домик» 1919
После революции Зинаида Серебрякова нашла силы выстоять в сложном катастрофическом для всей страны периоде. Художница ищет новые формы самовыражения. Она хватается за всё. Принимает участие во всех проектах, в которые она могла вписаться в эти новые для нее времена, будь то вывески новых учреждений или большевистские агитплакаты. Страх, боль, отчаяние переполняют сердце. Она находит утешение в работе, особенно, когда пишет портреты своих любимых детей, единственной ее отдушины.
З. Серебрякова «У зеркала»
Беды и лишения были общими для всех, каждый искал пути выживания. Были люди, которые приняли новый уклад жизни и реализовали себя. Но у Зинаиды Серебряковой все сложилось иначе. Она уехала за границу, получив интересный заказ, с надеждой на лучшее будущее. Она работает во Франции и надеется забрать детей. Она их забрала. Но только двоих – дочь Катю и сына Шуру. По очереди и с большим трудом. Так распорядилась Судьба. Александр и Екатерина стали художниками и в течение всей жизни были настоящей опорой для мамы.
З. Серебрякова «Катя на террасе»
Таня и Женя, оставшиеся в России, были разделены с матерью, но переписка была всегда. Они встретились только через 36 лет, сделав все возможное, чтобы встретиться с мамой на родине. Дети получили прекрасное образование, реализовали себя как личности и творческие люди. Татьяна стала театральным художником, а Евгений — архитектором-реставратором. Они помогли маме приехать в Москву на ее выставку, были пропагандистами ее творчества, а значит, духовная связь между матерью и детьми постоянно сохранялась. Да и на родине ее не забывали. Если о художнице за границей знали только истинные ценители живописи и соотечественники, то в Советском Союзе ее работами можно было любоваться на страницах школьных учебников, а изучение творчества Зинаиды Серебряковой вошло в программу обязательного среднего образования.
З. Серебрякова. Портрет Жени Серебрякова.
К счастью, искусство Зинаиды Евгеньевны Серебряковой не утратило своей ценности как эталона подлинной русской культуры. И сейчас мы видим новый виток популярности картин этой чудесной художницы.
Балетная уборная. Снежинки (1923)
В декабре 1920 года художница переезжает в Петроград. Получив разрешение работать за кулисами бывшего Мариинского театра, она создает серию картин маслом и пастелей «из жизни балетной уборной». Ее балетные картины напоминают «голубых танцовщиц» Эдгара Дега. Однако его балерины безличны. Они не замечают присутствия художника. Это лишь впечатление («impression») автора.
Картины Серебряковой отличает иное содержание. Ее танцовщицам предстоит участвовать в одной из частей балета Чайковского «Щелкунчик» — танце снежинок. Их диадемы и пачки украшены белыми ватными шариками. Героини готовятся к спектаклю одновременно позируя художнице. Им не безразличен зритель. Серебрякова не нарушает обычный ход вещей в балетной уборной. Она указывает на жесты, позы, улыбки, кокетство персонажей, присущие атмосфере молодости. В балерине, изображенной на переднем плане, узнается сама Серебрякова в юности. Автор пишет собственный «портрет-воспоминание».
Как изящны движения прекрасной танцовщицы, завязывающей ленточки на пуантах. «Снежинка» на заднем плане картины поправляет прическу, кокетливо отставив назад левую ножку. Линия ее ноги перекликается с изгибом спинки стула на переднем плане.
Свет и тень, написанные мастерски, передают не только необычное освещение уборной, но и ее нервозную, сдержанно-суетливую обстановку.
Во время написания картины Серебрякова считала свою жизнь закончившейся. К этой мысли приводили сложившиеся жизненные обстоятельства, но ее взгляд на окружающий мир несмотря ни на что оставался неизменно светлым.
К «балетному циклу» относится картина «Девочки-сильфиды» (Балет «Шопениана») (1924). Полотно как бы живое. Слышен шорох балетных юбочек, беспокойный шепот, нервный смех. Перед выходом на сцену у девочек дрожат руки, даже тюлевые крылышки трепещут от волнения. Эта работа написана маслом (в то время художница активно работала пастелью), но в ней есть нечто «пастельное».
За завтраком (1914)
Люди, незнакомые с французской культурой, находят в названии этой картины ошибку. В семье Серебряковых соблюдался французский режим дня. C утра подавали два завтрака: в восемь часов «petit dejeuner» (маленький завтрак, состоящий из стакана молока с булочкой) и около полудня предлагали серьезный завтрак, за которым ели суп. На картине показан второй завтрак.
На семейном портрете изображены трое старших детей художницы: восьмилетний Женя, шестилетний Шура и двухлетняя Тата. Младшая дочь Катя во время работы над картиной находилась на руках кормилицы.
Старший сын представлен на заднем плане картины. Он задумался о чем-то своем и ему совершенно не интересно позировать. Взрослость проскальзывает уже в самостоятельном поведении за столом, в сосредоточенном серьезном взгляде, в вытянутом худом лице.
Шура сидит к зрителю спиной, слегка повернув к нему свою головку. Отвлекшись от еды, он с интересом наблюдает за работой художницы. Его детский открытый взгляд говорит о тесной привязанности к матери.
Тата смотрит на художницу во все глаза. Девочка еще очень мала. У нее крошечные губки, розоватые щечки, округлое личико и большие лучистые доставшиеся от мамы глаза
Привлекают внимание младенчески-пухленькие ручки героини. Правая пятерня забавно лежит на тарелке, пальчиками левой руки она держится за подушечку стула
Короткие ножки поджаты под себя. Позади малышки стоит няня, разливающая по тарелкам суп. Автор картины намерено не показал ее лица, изобразив лишь руку. Присутствием этой детали автор подчеркивает заботу, которой окружены дети. Интересен и трогателен контраст детской пятерни и взрослой руки закадровой героини.
С особым изяществом и простотой написан в картине натюрморт. Прекрасно подана фактура предметов: убедительно и благородно показаны серебряные столовые приборы, стеклянные бокалы, фарфоровый суповой сервиз. В сдержанные «чистые» тона натюрморта, радуя глаз, вкрадываются яркие краски колечка для салфетки справа, желтого кувшина слева.
Карточный домик (1919)
Эта работа написана в самый сложный период жизни Серебряковых. Семья только что переехала в Харьков после смерти отца и разорения родового имения Нескучное, спасаясь от повсеместного голода. Само название картины символично
Жизнь когда-то счастливой семьи разрушилась враз, как рассыпаются от неосторожного прикосновения карты. Глаза детей больше не светятся радостью
От них веет свежими горькими воспоминаниями. Застывшее выражение лица Кати отражает атмосферу беззащитности и одиночества, в которой оказалась вся ее семья. Забавная крепышка Тата из картины «За завтраком» превратилась в худенькую грустную девочку. Общее горе сблизило детей, и они, потеряв всякую надежду, как бы пытаются построить жизнь заново.
Пронзительный натюрморт с завядшими цветами в вазе и брошенной куклой говорит о щемящей боли и растерянности осиротевших детей.
Серебрякова не опускает руки в момент истощения физических и духовных сил. В полотнах, созданных художницей в 1919-1920 годах, присутствует совсем другая интонация. Именно в ту пору у нее открывается второе дыхание и появляются удивительные полотна «Карточный домик», «Мальчики в матросских тельняшках», «На террасе в Харькове»…