Анализ текста
Под анализом понимают изучение текста со всех сторон, как в целом, так и в его составных частях.
Существует три типа анализа научного текста:
- историко-литературный
- лингвистический,
- идеологический (лингвопоэтический).
В начальной и средней школе больше ориентируются на идейную, которая осуществляется по следующему плану:
- Определение темы.
- Извлечение проблемы.
- Формулировка идей.
- Соотношение с литературным типом и жанром.
- Указание пространственных и временных характеристик.
- Построение основных моментов сюжета (разработка плана текста). Отрыв от конфликта.
- Описание состава (что это?).
- Структурирование системы образов (герои, их портреты, психология, действия, монологи (что это?), диалоги (что это?)…).
Лингвистический анализ также включает в себя:
- толкование неочевидных по смыслу лексем, высказываний;
- определить стиль текста, отражающий его строфу;
- стилистическое описание: на всех уровнях языка (лексика, словообразование, синтаксис);
- указание применяемых траекторий и фигур.
С историко-литературной точки зрения принято изучать и включать в результат также сведения об авторе, времени, литературном направлении, даже месте и условиях создания произведения.
Только при сочетании всех трех подходов анализ называется комплексным.
Чем различаются тема и главная мысль текста
На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы проанализируем ВПР 8-го класса или ОГЭ по русскому языку, чаще встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намеки и выводы, которые делает сам читатель.
Давайте сначала разберемся с основными понятиями.
Тема текста — это то, о чем говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, природе, взаимоотношении людей, войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.
Также главную мысль часто называют проблемой текста.
Важность задания смысла текста
Задание смысла текста является одним из ключевых аспектов понимания и интерпретации любого письменного произведения. Это процесс, позволяющий определить основные идеи, сообщения и цели, которые автор хотел закодировать в тексте.
Задание смысла текста имеет ряд важных преимуществ и применений:
- Понимание контекста: Задание смысла текста помогает читателю понять общую идею и контекст, в котором происходит описание событий или передача информации.
- Анализ и интерпретация: Задание смысла текста позволяет читателю анализировать и интерпретировать содержание, выявлять скрытые значения и обнаруживать идеи, которые могли быть переданы неявно.
- Оценка и синтез: Задание смысла текста позволяет читателю оценивать информацию и синтезировать ее с уже существующими знаниями для формирования новых идей и выводов.
Задание смысла текста также является неотъемлемой частью таких академических навыков, как чтение с пониманием, написание эссе и анализ литературы. Способность определить, что означает текст и какие идеи он выражает, является важным инструментом для успешной коммуникации и исследования.
Преимущества задания смысла текста | Применение |
---|---|
Понимание контекста | Чтение и интерпретация литературных произведений |
Анализ и интерпретация содержания | Академическое письмо, критическое мышление |
Оценка и синтез информации | Исследовательская работа, принятие решений |
Итак, задание смысла текста имеет неоспоримую важность в понимании, анализе и интерпретации текстов. Оно помогает читателю обнаружить скрытую информацию и идеи, делает чтение более осознанным и помогает формировать новые выводы и понимание мира
Похожие термины:
-
Упрощенный, облегченный или усложненный текст в соответствии с уровнем языковой компетенции учащихся. См. адаптация текста.
-
audio text) – сообщение, изложенное в любом виде и жанре, и предназначенное для слухового восприятия аудиторией.
-
audiovisual text) – сообщение (телепередача, видеоклип, фильм и пр.), изложенное в любом виде и жанре, и предназначенное для одновременного зрительного и слухового восприятия аудиторией.
-
письменно выполненные курсовая или дипломная работы сообразно требованиям, предъявляемым к курсовым и дипломным работам.
-
media text) – сообщение (телепередача, видеоклип, фильм и пр.), изложенное в любом виде и жанре медиа, и предназначенное для одновременного зрительного и слухового восприятия аудиторией.
-
аннотация к залу, теме, комплексу или же к отельному экспонату. Содержит информацию, которая лежит за пределами зрительного восприятия экспонатов.
-
текст, содержащий основную идею экспозиции в целом или же каких-то ее разделов, тем, залов, комплексов.
-
это текст, в котором сообщение закодировано семиотически разнородными средствами — вербальным и невербальным компонентами, объединение которых представляет собой определенную структуру, харак
-
visual text) – сообщение (фотография, немой фильм, плакат и др.), изложенное в любом виде и жанре, и предназначенное только для зрительного восприятия аудиторией.
-
текст, содержащий названия залов, тематических разделов, экспозиционных комплексов, помогающий таким образом ориентироваться в музее.
-
это любой текст, прочитанный или произнесенный вслух, в противоположность незвучащему (печатному, написанному). Реально существующие в речи типы 3. т. представляют собой жанровые разновидности тог
-
Устный и письменный текст, являющийся реальным продуктом речевой деятельности носителей языка и не адаптированный для нужд учащихся с учетом их уровня владения языком. Ср. адаптация текста.
-
одобренный автором текст к тиражированию. Предусмотрена охрана авторского права, регулируемая международными и государственными законодательными актами. А.С.
-
(исп. criollo < лат. criar — ‘порождать, выращивать’) — сложное текстовое целое, которое образовано вербальными (словесными) и невербальными (внесловными) элементами. Традиционный подход к тексту — ка
-
Группа предложений, связанных между собой по смыслу, расположенных в логической последовательности и соединенных друг с другом при помощи специальных языковых средств (союзов, наречий и т. д.). См.
-
Текст, хорошо известный данной языковой личности и ее «широкому окружению, включая предшественников и современников» (Ю. Н. Караулов). В современных работах лингвистов и методистов обосновывается
-
эмоционально-смысловая вербально-художественная целостность, отвечающая правилам искусства слова; структурно-иерархически организованный и эстетически значимый продукт монологического, диало
-
Адаптированный (см. адаптация текста) или компрессированный текст (см. компрессия), передающий основную информацию оригинала; текст созданный на базе другого текста и сохраняющий его основное сод
Каким бывает текст?
Текст бывает очень разным. Он не всегда выглядит как тот, что был приведен в предыдущей части параграфа. Книга, стихотворение, текст песни, заметка в газете, статья в журнале, документ, письмо — это все является текстом. То, что вы сейчас читаете, — тоже текст.
Текст может быть написан от руки или напечатан на компьютере. Может быть воспроизведен и в устной форме — например, если зачитать вслух какой-нибудь отрывок или рассказать выученное стихотворение.
Текст может существовать сам по себе, а может служить пояснением к схеме, рисунку или фотографии.
Текст может принадлежать к одному из стилей речи (художественный, разговорный, научный), а также к одному из типов речи (описание, повествование, рассуждение).
{"questions":,"items":,]}}}]}
Тема, основная мысль и абзацы
В тексте всегда присутствует тема — это то, о чем или о ком идет речь.
Чаще всего тема текста отражена в заголовке. Например, прочитав название книги, мы можем примерно представить, о чем нам расскажут ее страницы.
В тексте может быть множество разных деталей, событий и персонажей, но всех их непременно объединяет нечто целое. Это и есть тема. В рассказе о том, как главному герою подарили собаку и он учится о ней заботиться, тему можно определить одним словом — «Собака». А в стихотворении про елочку, праздничное веселье и Деда Мороза темой, конечно, будет «Новый год».
В каждом тексте можно проследить основную мысль.
Отличие основной мысли от темы заключается в том, что она выражает определенную идею или даже отношение автора к предмету речи. Чтобы определить тему текста, мы задаемся вопросом «О ЧЕМ хотел сказать автор?», а для формулировки основной мысли нужно задать немного другой вопрос: «ЧТО автор об этом хотел сказать?».
Можно рассказать о собаке и попытаться донести до читателя, как здорово иметь собаку. А можно сделать акцент на том, что ухаживать за ней — это большой труд и ответственность. «Как здорово иметь собаку» или «Заботиться о собаке не так-то просто» — это и есть основная мысль
Обратите внимание, что тема текста («Собака») остается при этом той же самой
{"questions":,"items":,]}}}]}
Если текст достаточно большой, он делится на абзацы.
Каждый абзац — это небольшая часть текста. На письме он выделяется красной строкой (отступом слева).
Понятие абзаца тесно связано еще с одним важным термином — микротема. Все микротемы (иначе их еще называют подтемами) подчиняются единой теме и помогают лучше раскрыть ее с разных сторон. Чаще всего микротемы совпадают с абзацами, то есть каждый новый абзац — это новая микротема.
{"questions":,"explanations":,"answer":}}}]}
Какие бывают тексты (их классификация)
Чтобы ответить на вопрос, что такое тексты, нужно определиться с классификацией интересов. Два самых распространенных в языкознании (даже на школьном уровне) — по типу и по функциональному стилю.
По типу
Согласно общепринятому трехчленному делению различают следующие виды текста:
- Повествование. Действие передается в развитии, оно обычно соотнесено с каким-то временным и пространственным полотном, то есть имеет достаточно определенный хронотоп.
- Описание. Он заключается в характеристике человека, природы, любого другого статического изображения. Автор описывает увиденное (или придуманное) со всех сторон, обычно с большим количеством деталей.
- Рассуждение. Это изложение мыслей автора относительно ситуации, темы, часто с философским подтекстом.
Жесткое деление текстов на эти типы чаще всего встречается только на школьных уроках, при изучении этой классификации. На самом деле, большинство работ основано на сочетании и чередовании трех типов.
Например, автор описывает поступки персонажа, добавляя временами тонкие детали его портрета, и уже в следующем предложении погружается в размышления о правильности поступка своего героя…
Какие бывают тексты по стилю
Данная классификация представлена в рамках функциональной лингвистики. Стиль текста является отражением одного из функциональных стилей речи, к которому он относится.
Существуют лингвистические споры о том, следует ли включать в его список определенные категории (например, эпистолярные, религиозные стили).
Ограничимся пятью общепринятыми, по отношению к которым выделим по стилю следующие тексты:
-
Художественный. Основная единица в художественной литературе, которая отражена в названии. В зависимости от задач писателя они сочетают в себе черты других стилей для описания реалистической картины мира.
- Официальный бизнес. Их используют в профессиональной сфере, для официального общения. Типичный формат реализации письменный, часто документы.
Предложения обычно сложные, с преобладанием имен существительных, обычно имеется специальная профессиональная лексика.
- Публицист. Как правило, это медиатексты. Создан для того, чтобы привлечь читателя/слушателя и поддержать его интерес к выбранной теме, чтобы сообщать новости или другую актуальную информацию.
Это живые, оригинальные, динамичные тексты.
- Научный. Как следует из их названия, они служат науке на всех уровнях. Они чаще бывают в письменной форме из-за сложности, но существуют и в устной интерпретации в связи с наличием специфических жанров: докладов, лекций.
Они полны терминологии, с точки зрения синтаксиса зачастую организованы трудно для восприятия.
- Разговорный. Обычная форма – устная, так как это обычные тексты общения, простая беседа. Однако в связи с ростом популярности обмена мгновенными сообщениями (что это такое?) растет количество письменных и устных текстов.
Обычно строится из простых предложений, характеризуется упрощенной (иногда разговорной или даже нецензурной) лексикой.
Некоторые тексты (не только художественные) могут иметь черты различных стилей или располагаться на их краях.
Что такое текст? Узкое и широкое понимание
Слово «текст» пришло в русский язык из латыни, где исходное «textus» переводилось как «плетение, сплетение, соединение». Лингвистическое понимание термина, согласно статье доктора филологических наук Т.М. Николаевой, выглядит следующим образом:
Текст представляет собой последовательность единиц, объединенных смысловой связью: предложений, абзацев, разделов и т д
Лингвистическая интерпретация весьма узка. Языковой взгляд отражает имманентное прочтение явления (как же так?), которое еще называют философски заряженным.
При этом текст воспринимается как автономная реальность, отыскивается его собственная внутренняя структура (какая она?).
Есть и другой подход — репрезентативный, еще более узкий.
Его приверженцы склонны рассматривать текст как особый способ отражения внешней действительности.
То есть в первом случае ему присуща внутренняя структура (некая самость), во втором — нет.
Мы привыкли воспринимать текст как нечто написанное или произнесенное. Как нечто, состоящее из более мелких языковых единиц. Однако его можно понимать гораздо шире.
Согласно некоторым философским воззрениям, все, что нас окружает, можно воспринимать как некий текст, даже если в нем нет абзацев или утверждений.
Ярким примером тому является какой-нибудь городской текст: полотно информации, истории, традиций, географических и других признаков, описывающее особенности той или иной топографической точки.
Если вас интересует ответ на этот вопрос, достаточный для третьеклассника, то это видео будет полезно:
Основные концепции назначения текста
Назначение текста — это предназначение или цель, с которой он был создан. Назначение текста может варьироваться в зависимости от контекста и жанра, но есть несколько основных концепций, которые можно выделить.
-
Информирование: одна из основных целей текста — предоставление информации. Тексты, содержащие фактическую информацию, обычно имеют информационное назначение. К таким текстам могут относиться учебные материалы, новости, научные статьи и т.д.
-
Развлечение: другая важная цель текста — развлечение или развлекательное назначение. Тексты, созданные для развлечения, обычно имеют литературный, художественный или публицистический характер. К ним можно отнести рассказы, романы, стихи, юмористические статьи и другие тексты, которые предназначены для забавы и удовольствия.
-
Убеждение: некоторые тексты имеют убеждающее назначение, то есть они направлены на влияние на мнения и убеждения читателей. Такие тексты часто встречаются в рекламе, политических памфлетах, речах и других формах коммуникации, где автор старается убедить аудиторию в своей точке зрения или увлечь ее определенной идеей.
-
Инструктирование: тексты инструкций или руководств имеют цель дать ясные указания или указания о том, как что-то сделать или использовать. Такие тексты обычно встречаются в руководствах по эксплуатации, рецептах приготовления блюд, инструкциях по сборке мебели и других подобных материалах.
-
Рассуждение: некоторые тексты имеют цель провести анализ или рассмотреть определенную тему. Такие тексты могут быть академическими эссе, философскими сочинениями, статьями общественного мнения и другими формами текстов, где авторы анализируют и обсуждают сложные идеи и понятия.
Назначение текста может быть комбинацией этих основных концепций или иметь иное специфическое назначение, зависящее от его автора и контекста, в котором он был создан.
Что такое текст?
Текст в русском языке – это несколько предложений, объединенные одной темой. Предложения в тексте связаны по смыслу. Он имеет тему, основную мысль и смысловую законченность. Состоит из нескольких частей: вступление, основная часть и заключение. Каждая часть текста начинается с красной строки.
— повествование;
— описание;
— рассуждение.
Повествование – показывает действие, происходящее постепенно, с последовательностью. Действия связаны друг с другом. Повествование ведется от первого и от третьего лица. Этот тип имеет завязку, развитие действия и развязку. В тексте преобладает часть речи – глагол. К тексту задаются вопросы «что?», «где?», «когда?», «что случилось?», «где и с кем произошло?».
Сегодня – суббота! Это значит, что не надо идти в школу, можно отдыхать. Мы с мамой и папой пойдем в зоопарк смотреть на разных зверей: слонов, жирафов, бегемотов, львов. Потом пойдем в детское кафе есть мороженое и пить лимонад. По возвращении домой вместе будем смотреть мультфильмы.
В данном тексте видно, что действия происходят последовательно.
Описание — описывает, характеризует какое-либо событие, предмет, раскрывает основные признаки. Описание бывает портретным и пейзажным. Описываться может человек, растение, животное, эмоции (радость, печаль), погодные условия. Часто в тексте используются части речи — прилагательное, существительное, наречие. Описание отвечает на вопросы «какая?», «какой?», «какие?».
Осень! Яркая разноцветная пора года. Деревья стоят в прекрасных одеяниях. Желтые, красные, зеленые листья радуют наш глаз. Солнышко светит, но его лучики становятся менее теплыми и ласковыми.
Текст описывает, характеризует осень как разноцветную пору года.
Что такое текст-рассуждение? В рассуждении выражается личное мнение автора, объясняются явления. Текст-рассуждение ставит задачу что-то доказать, убедить, объяснить. Для рассуждения характерны слова: во-первых, если, то, поэтому.
Рассуждение делится на виды:
- рассуждение-доказательство (почему именно так?)
- рассуждение-объяснение (что это такое?)
- рассуждение-размышление (как быть?)
Я получил двойку по математике. Что будет, если я расскажу родителям? Будут ругать, не разрешат играть в игрушки, есть конфеты и смотреть телевизор. А если я промолчу и не расскажу о зловещей двойке? Думаю, что они все равно узнают, тайное всегда становится явным. Они обидятся на меня за то, что я им соврал. Лучше сказать правду.
Назначение текста: понятие и значение
Назначение текста – это цель или задача, которую автор ставит перед собой при создании текста. Оно определяет, какую информацию автор планирует передать читателю, а также каким образом и с какой целью он это делает.
Назначение текста может быть различным в зависимости от его типа и жанра. Например, новостной текст может иметь цель передать читателю актуальную информацию о происходящих событиях, а научно-популярный текст – расширить знания аудитории в определенной области. Однако в любом случае, назначение текста направлено на коммуникацию между автором и читателем, а также на достижение конкретных целей.
Основные цели, которые могут быть переданы в тексте:
- Информирование: передача читателю новой или полезной информации.
- Обучение: передача знаний в определенной области.
- Убеждение: убеждение читателя в определенной точке зрения или аргументации.
- Развлечение: предоставление развлекательного контента для чтения или просмотра.
- Вдохновение: мотивирование читателя на действия или изменение отношения.
Кроме основных целей, также могут существовать дополнительные цели, такие как создание и поддержание связи с аудиторией, привлечение внимания, укрепление имиджа или установление авторитета.
Важно, чтобы назначение текста было ясным и соответствующим ожиданиям аудитории. Четкое определение и понимание назначения текста помогает автору сфокусироваться на достижении поставленной цели и создать более эффективный и качественный текст
Признаки текста
В раскрытии авторского замысла используются такие признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Рассмотрим более детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
- предложения
- абзацы
- сложные синтаксические целые.
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого.
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
Дополнительный материал
Узнаем, что такое анализ текста.
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 8,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 235,
Климанова, Макеева, Учебник
Страница 60,
Климанова, Рабочая тетрадь
2 класс
Упражнение 14,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 143,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 55,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 3,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 224,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 29,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 30,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 38,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 45,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 2,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
3 класс
Упражнение 151,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 7,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 36,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 251,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 25,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 26,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 6,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 263,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 2,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
4 класс
Упражнение 236,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 8,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 9,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 253,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 257,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 38,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 39,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 83,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 40,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
5 класс
Упражнение 69,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 68,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 121,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 124,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 41,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 163,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 169,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 675,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 755,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 548,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 487,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 478,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 711,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 727,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 729,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 730,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 732,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 736,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 567,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 15,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
7 класс
Упражнение 5,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 11,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 32,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 34,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 84,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 170,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 53,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 1
Упражнение 81,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 279,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 392,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 4,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 40,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 50,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 236,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 338,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 388,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 438,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 2,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 15,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 63,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник