Образ Ларисы Огудаловой
В анализе «Бесприданницы» Островского следует также рассмотреть образ главной героини. Лариса предстала перед читателем как красивая образованная дворянка, но без приданого. И, оказавшись в обществе, где главное мерило — это деньги, она столкнулась с тем, что ее чувства никто не воспринимает всерьез.
Обладая пылкой душой и горячим сердцем, она влюбляется в вероломного Паратова. Но из-за своего чувства не может увидеть его настоящий характер. Лариса чувствует себя одинокой — никто даже не пытается понять ее, все используют ее, как вещь. Но несмотря на тонкую натуру, девушка обладает гордым нравом. И так же, как все герои, она боится бедности. Поэтому она испытывает еще больше презрения к своему жениху.
В анализе «Бесприданницы» Островского следует отметить, что Лариса не обладает большой твердостью духа. Она не решает покончить с собой или начать жить так, как ей хочется. Она признает тот факт, что она — вещь, и отказывается от дальнейшей борьбы. Поэтому выстрел жениха принес ей успокоение, девушка была рада, что все ее страдания закончились, и она обрела покой.
Главные герои
- Действующими лицами в пьесе стали:
Лариса Огудалова — молодая красивая девушка, не имеющая приданного. Она чувствует себя крайне унизительно в этом мире из-за своего непростого положения в обществе. Такие девушки, к сожалению, мало кого интересовали во времена жизни писателя. Героиня очень любит мечтать, поэтому влюбляется в богатого дворянина и надеется на счастье рядом с ним. С Карандышевым, девушка чувствует себя вещью, её личность становится ничтожной, она прямо говорит ему, что не сможет полюбить его, так, как любит другого. Она одарена музыкальными и хореографическими талантами. Ее нрав кроток и спокоен, но в глубине души она – страстная натура, желающая взаимной любви. Потаенная сила воли проявлялась в ее характере, когда она бежит с помолвки навстречу риску быть опозоренной и непонятой своим окружением. Но ради искреннего чувства она готова пожертвовать жизнью, выкрикивая матери прощальный ультиматум: либо она станет женой Паратова, либо искать ее следует в Волге. Как видно, отчаянная женщина не лишена азарта, на кон она ставит и честь, и саму себя. Образ Ларисы Огудаловой мы разобрали в сочинении. - Харита Игнатьевна — госпожа Огудалова, мать Ларисы Огудаловой, небогатая дворянка, вдова, которая отличалась особой ловкостью в хозяйственных делах, но не смогла выдать трем дочерям приданое, так как её состояние не было велико. Она сама еле сводит концы с концами, но умудряется закатывать обеды и вечера, чтобы найти партию для своей последней барышни на выданье.
- Юрий Карандышев — небогатый чиновник, жених Ларисы Огудаловой, отличался чрезмерной самовлюбленностью и навязчивостью. Эгоистичный чудак, который часто завидовал и выглядел глуповато. Лариса была для него игрушкой, которой он мог бы похвастаться перед другими. Он чувствует на себе все презрение окружения Огудаловых, но, тем не менее, не отказывается от мысли доказать им, что он всем ровня. Его показное высокомерие, попытки нравиться и снискать почет раздражают общество и саму героиню, в сравнении с достоинством и силой Паратова этот маленький человек безнадежно проигрывает. Он окончательно опускается в глазах невесты, когда напивается на званом обеде в честь помолвки. Тогда она понимает, что лучше в Волгу, чем к нему в жены.
- Сергей Паратов — уважаемый дворянин, богатый человек, который часто выбрасывал деньги на ветер в свое удовольствие. Он жил, кутил и ухаживал за женщинами красиво, поэтому ему после постепенного разорения удалось завладеть сердцем богатой наследницы. Очевидно, что он – такой же бездушный эгоист, как Карандышев, просто живет на широкую ногу и умеет производить впечатление. Душа компании и балагур, превыше всего любит веселиться и бросать пыль в глаза, потому и выбирает брак по расчету, а не искренние чувства.
- Василий Вожеватов — друг Ларисы Огудаловой, очень богатый, но безнравственный и подлый человек. Герой никогда не был влюблён и не знает, что это такое. Отличался остроумием и хитростью. Василий не собирается жениться на девушке, хоть и претендует на то, чтобы взять ее на содержание. Он проигрывает ее в жребии, но утешает себя в том, что сэкономил, что делает его безнравственным и пустым человеком. Он – купец, выходец из крепостных крестьян, который всего добился сам. Для него важнее всего не потерять достигнутого положения, поэтому он отказывается помочь молодой жещине, не желая нарушать купеческое слово, данное Кнурову.
- Мокий Кнуров — богатый человек преклонного возраста. Он проявляет симпатию к Ларисе, хоть и женат. Очень конкретный и обстоятельный человек, вместо всего и сразу обещает девушке, которую хочет сделать своей содержанкой, материальные блага, оговариваясь: «Для меня невозможного мало».
- Аркадий Счастливцев (Робинзон) — знакомый Паратова, неудавшийся актёр, который часто любил выпить, но не умел контролировать своё состояние.
- Гаврило — буфетчик, содержит кофейню на бульваре.
- Иван — прислуга в кофейне.
Образ Ларисы Огудаловой
В анализе «Бесприданницы» Островского следует также рассмотреть образ главной героини. Лариса предстала перед читателем как красивая образованная дворянка, но без приданого. И, оказавшись в обществе, где главное мерило — это деньги, она столкнулась с тем, что ее чувства никто не воспринимает всерьез.
Обладая пылкой душой и горячим сердцем, она влюбляется в вероломного Паратова. Но из-за своего чувства не может увидеть его настоящий характер. Лариса чувствует себя одинокой — никто даже не пытается понять ее, все используют ее, как вещь. Но несмотря на тонкую натуру, девушка обладает гордым нравом. И так же, как все герои, она боится бедности. Поэтому она испытывает еще больше презрения к своему жениху.
В анализе «Бесприданницы» Островского следует отметить, что Лариса не обладает большой твердостью духа. Она не решает покончить с собой или начать жить так, как ей хочется. Она признает тот факт, что она — вещь, и отказывается от дальнейшей борьбы. Поэтому выстрел жениха принес ей успокоение, девушка была рада, что все ее страдания закончились, и она обрела покой.
Образ Юрия Карандышева
В анализе пьесы «Бесприданница» Островского можно рассмотреть и образ жениха героини
Юлий Капитоныч показан читателю как маленький человек, которому важно заслужить признание окружающих. Для него вещь имеет ценность, если она есть у богатых людей
Это самолюбивый человек, который живет напоказ и вызывает лишь презрение у окружающих из-за своих жалких попыток быть похожим на них. Карандышев, скорее всего, и не любил Ларису: он понимал, что ему будут завидовать все мужчины, потому что она была мечтой многих. И он надеялся получить так желаемое им общественное признание после их свадьбы. Поэтому Юлий Капитоныч не мог смириться с тем, что она его покинула.
Быт и нравы провинции
В пьесе Островского освещены быт и нравы русской провинции, дворян и купцов. Все они и очень похожи, и, в то же время, отличаются друг от друга
Герои ведут себя достаточно раскрепощено и совсем не боятся показать окружающим своё истинное лицо, им становится неважно, что порой они выглядят довольно глупо. Не боятся они не в силу смелости или открытости характера
Они просто не понимают, что выглядят невежественными, скупыми, мнительными или ничтожными.
Мужчины не обходят стороной открытое общение с женщинами, для них измена не считается постыдной. Для них это элемент статуса: любовница становится отражением достатка. Один из героев произведения Господин Кнуров предложил Ларисе стать его содержанкой, хотя сам давно уже был женат, его не волновало то, что чувствует героиня, на первом месте стояла лишь собственная выгода и похоть.
Девушка в провинции того времени, как мы уже выяснили, должна иметь хорошее состояние, чтобы успешно выйти замуж и хорошо жить. В таком мире очень сложно найти настоящую любовь и уважение, в мире, где все пропитано властью денег и скверными обычаями жадных людей, честная и умная женщина просто не смогла найти себе подобающего места. Ларису буквально погубили жестокие и бесчестные нравы её современников.
Сюжет произведения
Действие пьесы «Бесприданница» разворачивается в приволжском городе под названием Бряхимов. Последний напоминает Калинов из произведения писателя «Гроза», только спустя 20 лет.
Час самодуров Порфирия и Кабанихи прошел, наступило «звездное время» для изворотливых и предприимчивых дельцов, среди которых представитель торговой компании Вожеватов и миллионер Кнуров. Такие личности могут продавать и покупать товары и услуги, а также судьбы людей.
В диалоге купцы повествуют о жизни юной Ларисы Огудаловой, которую обманул барин Паратов. С этого начинается первая часть пьесы. Из разговора мужчин читатели понимают, что городская красавица, обаятельная и артистичная героиня, вступает в брак с небогатым чиновником Карандышевым, по мнению собеседников ничтожным и жалким.
Мать девушки, Харитона Игнатьевна, одна воспитала трех дочек, причем для каждой из них старалась найти достойную партию. Самой младшей и артистичной Ларисе женщина пророчит светлое будущее с богатым супругом, все портит лишь общеизвестный факт: у девушки нет приданого, ведь она из бедной семьи.
Когда среди поклонников Ларисы появляется блистательный парень Паратов, Харита всячески пытается выдать дочку из-за него. Однако тот лишь воспользовался наивностью девушки и исчез на год без объяснения причин. Позднее выясняется, что молодой человек потратил все свое состояние, поэтому вынужден взять в жены дочь хозяина золотых приисков для спасения себя.
Огудалова в отчаянии заявляет матери, что хочет вступить в брак с первым встречным. Им стал Юлий Карандышев. Незадолго до свадьбы девушка встречается с возвратившимся Паратовым, признается молодому человеку в своих чувствах и сбегает от нелюбимого. Затем девушка пытается выяснить у возлюбленного, кто она для него. Вскоре Лариса с ужасом узнает о предстоящей свадьбе Паратова.
Раздавленная и разбитая жизненными обстоятельствами Огудалова, не найдя любви, согласна искать лишь золото. Девушку больше ничто не интересует. Оскорбленный Ларисой Карандышев в порыве гнева и злости стреляет в девушку из пистолета. Она перед смертью все прощает и никого не винит.
История создания
Анализ «Бесприданницы» Островского следует начать с истории его написания. В 1870-х годах Александр Николаевич был почетным судьей в одном уезде. Участие в судебных процессах и знакомство с различными делами давали ему новую возможность поиска тем для своих произведений.
Исследователи его жизни и творчества предполагают, что сюжет для этой пьесы был им взят из его судебной практики. Это было дело, которое наделало много шума в уезде — убийство местным жителем своей молодой жены. Островский приступил к написанию пьесы в 1874 году, но работа продвигалась медленно. И лишь в 1878 году пьеса была закончена.
Сравнение с Катериной
Сравнительный анализ «Грозы» и «Бесприданницы» Островского помогает найти не только сходства, но и различия между произведениями. Обе героини — яркие личности, а их избранники — слабые и безвольные люди. Катерина и Лариса обладают горячими сердцами и без памяти влюбляются в мужчин, которые соответствуют их воображаемому идеалу.
Обе героини чувствуют себя одинокими в обществе, и внутренний конфликт накаляется все больше. И тут появляются различия. Лариса не обладала той внутренней силой, которая была у Катерины. Кабанова не смогла смириться с жизнью в обществе, где царила тирания и деспотизм. Она бросилась в Волгу. Лариса же, понимая, что для всех она — вещь, не может решиться на такой шаг. И девушка даже не думает о борьбе — она просто решает жить теперь так, как все. Возможно, именно поэтому зрителю сразу понравилась героиня Катерина Кабанова.
Сравнение с Катериной
Сравнительный анализ «Грозы» и «Бесприданницы» Островского помогает найти не только сходства, но и различия между произведениями. Обе героини — яркие личности, а их избранники — слабые и безвольные люди. Катерина и Лариса обладают горячими сердцами и без памяти влюбляются в мужчин, которые соответствуют их воображаемому идеалу.
Обе героини чувствуют себя одинокими в обществе, и внутренний конфликт накаляется все больше. И тут появляются различия. Лариса не обладала той внутренней силой, которая была у Катерины. Кабанова не смогла смириться с жизнью в обществе, где царила тирания и деспотизм. Она бросилась в Волгу. Лариса же, понимая, что для всех она — вещь, не может решиться на такой шаг. И девушка даже не думает о борьбе — она просто решает жить теперь так, как все. Возможно, именно поэтому зрителю сразу понравилась героиня Катерина Кабанова.
Анализ пьесы «Бесприданница» — система образов
Система образов в драме образует как будто два полюса. На одном богатые купцы, люди состоятельные, уважаемые в городе. На другом – Лариса Огудалова. Купцы, в отличие от других драм Островского, имеют образование, ездят в Европу. Однако их жизненные приоритеты – это по-прежнему деньги и самолюбие. Таковы Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев, несмотря на разницу социального положения. Все считают, что Паратов — «блестящий барин», человек широкой души. На самом деле для него «ничего заветного нет», женитьба на деньгах важнее Ларисы, которая по-настоящему любит его. Карандышев, говоря о чувствах к невесте, думает только, как теперь все будут ему завидовать. Даже мать главной героини, Харита Игнатьевна, торгует дочерями, стараясь их выдать замуж. Но как видно из анализа пьесы «Бесприданница» им это счастья не приносит.
Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова. Её имя происходит от греческого «чайка». Лариса – романтичная, талантливая, тонкая натура. Она прекрасно играет, она благородна и красива. Но из-за бедности на неё смотрят только как на минутное развлечение.
Лариса выше, смелее, лучше окружающих. При всём внешнем внимании к себе Лариса одинока. Её душевные качества, ум, талант оказываются никому не нужны: в её дом едут только развлечься и провести время. Любовь к Паратову тоже не находит отклика. Он соблазняет её, зная, что не променяет миллионную невесту на бесприданницу. Карандышев ставит выше всего своё оскорблённое самолюбие, да и женитьба на Ларисе для него повод самоутвердиться. Понимание своего одиночества, безысходности в мире всевластия капитала и расчёта приводят Ларису к мысли о том, «как хорошо умереть», всем простить и умереть. Поэтому выстрел Карандышева она называет «благодеянием».
В этой статье вы прочитали краткий анализ пьесы «Бесприданница» Островского. Посетите наш литературный блог , где вы найдете много статей на подобную тематику. Также читайте
Настоящим шедевром отечественной драматургии по праву считается пьеса Александра Николаевича Островского «Бесприданница». Она выгодно отличается глубоким психологизмом, колоритностью образов, остротой социально-личностной проблематики. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.
Действующие лица и их краткая характеристика
Следующий пункт анализа «Бесприданницы» Островского — это небольшая характеристика действующих лиц пьесы.
Лариса Огудалова — главная героиня. Красивая и впечатлительная дворянка. Несмотря на свою чувствительную натуру, она — гордая девушка. Ее главный недостаток — это бедность. Поэтому мать старается ей найти богатого жениха. Лариса влюблена в Паратова, но он ее бросает. Тогда от отчаяния она решает выйти замуж за Карандышева.
Сергей Паратов — дворянин, которому больше 30 лет. Беспринципный, холодный и расчетливый человек. Все измеряет деньгами. Собирается жениться на богатой девушке, но не говорит об этом Ларисе.
Юлий Капитоныч Карандышев — мелкий чиновник, у которого мало денег. Тщеславен, его главная цель — завоевать уважение окружающих и произвести на них впечатление. Ревнует Ларису к Паратову.
Василий Вожеватов — молодой богатый купец. Знаком с главной героиней с детских лет. Хитрый человек без каких-либо нравственных принципов.
Мокий Парменыч Кнуров — пожилой купец, самый богатый человек в городе. Ему нравится молодая Огудалова, но он — женатый человек. Поэтому Кнуров хочет, чтобы она стала его содержанкой. Корыстен, ему важны только свои интересы.
Харита Игнатьевна Огудалова — мать Ларисы, вдова. Хитра, старается выгодно отдать дочь замуж, чтобы они ни в чем не нуждались. Поэтому считает, что для этого подойдут любые средства.
Робинзон — актер, бездарность, пьяница. Друг Паратова.
Один из пунктов анализа «Бесприданницы» Островского — это краткое описание сюжета пьесы. Действие разворачивается в приволжском городе Бряхимове. В первом действии читатель узнает из разговора Кнурова и Вожеватова о том, что в город возвращается Сергей Паратов — богатый барин, любящий эффектно появляться в обществе.
Он так спешно покинул Бряхимов, что не попрощался с влюбленной в него Ларисой Огудаловой. Она была в отчаянии из-за его отъезда. Кнуров и Вожеватов говорят о том, что она красивая, умная и бесподобно исполняет романсы. Только сторонятся ее женихи, потому что она — бесприданница.
Понимая это, ее мать постоянно держит двери дома открытыми, в надежде, что к Ларисе посватается богатый жених. Девушка решает выйти замуж за мелкого чиновника, Юрия Капитоныча Карандышева. Во время прогулки купцы сообщают им о приезде Паратова. Карандышев приглашает их на званый обед в честь его невесты. Юлий Капитоныч устраивает скандал невесте из-за Паратова.
Тем временем сам Паратов в разговоре с купцами говорит, что он собрался жениться на дочери владельца золотых приисков. А Лариса его больше не интересует, но новость о ее замужестве заставляет его задуматься.
Лариса ссорится со своим женихом из-за того, что хочет как можно скорее уехать с ним в деревню. Карандышев, несмотря на стеснение в средствах, собирается дать званый обед. У Огудаловой происходит объяснение с Паратовым. Он обвиняет ее в измене и спрашивает о том, любит ли она его. Девушка отвечает согласием.
Паратов решил унизить жениха Ларисы перед гостями. Он спаивает его на ужине, а затем уговаривает девушку уехать с ним на пароходную прогулку. Проведя с ней ночь, сообщает ей, что у него есть невеста. Девушка понимает, что она опозорена. Она соглашается стать содержанкой Кнурова, который ее выиграл в споре с Вожеватовым. Но Юрий Карандышев застрелил Ларису от ревности. Девушка благодарит его и говорит, что ни на кого не обижается.
Сценические постановки
В анализе драмы Островского «Бесприданница» можно отметить, что, вопреки ожиданиям, постановки провалились. Зрителю показалась скучной история о провинциальной девушке, которую обманул поклонник. Критикам также не понравилась и актерская игра: для них она была слишком мелодраматична. И лишь в 1896 году пьеса была вновь поставлена. И уже тогда зрители смогли ее принять и оценить по достоинству.
Анализ произведения Островского «Бесприданница» позволяет показать, какой серьезный психологический подтекст у пьесы. Как детально продуманы характеры персонажей. И, несмотря на сентиментальные сцены, пьеса относится к жанру реализма. И ее персонажи пополнили галерею русских характеров, мастерски описанных А.Н. Островским.
Образ Юрия Карандышева
В анализе пьесы «Бесприданница» Островского можно рассмотреть и образ жениха героини
Юлий Капитоныч показан читателю как маленький человек, которому важно заслужить признание окружающих. Для него вещь имеет ценность, если она есть у богатых людей
Это самолюбивый человек, который живет напоказ и вызывает лишь презрение у окружающих из-за своих жалких попыток быть похожим на них. Карандышев, скорее всего, и не любил Ларису: он понимал, что ему будут завидовать все мужчины, потому что она была мечтой многих. И он надеялся получить так желаемое им общественное признание после их свадьбы. Поэтому Юлий Капитоныч не мог смириться с тем, что она его покинула.
История создания
Анализ «Бесприданницы» Островского следует начать с истории его написания. В 1870-х годах Александр Николаевич был почетным судьей в одном уезде. Участие в судебных процессах и знакомство с различными делами давали ему новую возможность поиска тем для своих произведений.
Исследователи его жизни и творчества предполагают, что сюжет для этой пьесы был им взят из его судебной практики. Это было дело, которое наделало много шума в уезде — убийство местным жителем своей молодой жены. Островский приступил к написанию пьесы в 1874 году, но работа продвигалась медленно. И лишь в 1878 году пьеса была закончена.
Я вещь, а не человек
28 предложений/ 446 слов
Каждый из нас заслуживает человеческого отношения. Оно выражается в проявлении интереса к нашему внутреннему миру, уважении наших стремлении, умении в нужный момент произнести слова поддержки и выразить своё сочувствие. Желать этого совершенно естественно для человека, но не всегда возможно получить, потому что подчас общество диктует иные законы.
Пожалуй, наиболее ярким примером подобного диссонанса в художественной литературе является ситуация Ларисы Огудаловой — главной героини пьесы Александра Островского «Бесприданница» (1879). Эта девушка оказалась в очень непростом положении. Родившись в небогатой семье, она была вынуждена терпеть постоянные унижения, связанные со своей «незавидной» социальной ролью.
По законам того времени бесприданница вряд ли могла найти себе достойного жениха, поэтому ей приходилось либо вести скромную мещанскую жизнь, либо рассчитывать на покровительство богатых поклонников. А чтобы заинтересовать их, следовало вести себя кокетливо, петь и играть на музыкальных инструментах, словом, демонстрировать «свободное обращение».
Всё это было не по душе Ларисе. Она мечтала о любви, об искренних человеческих отношениях, но по велению матери должна была играть соответствующую роль. И Харита Игнатьевна распоряжалась дочерью, как хотела. Заставляла принимать гостей и веселить их, мечтала устроить дочери шикарную свадьбу с Юлием Карандышевым, организованную за счёт средств богатых спонсоров
Огудаловой было важно, чтобы её дочь блистала, она не могла допустить «нищенства» и во всём претендовала на роскошь, забывая о чувствах Ларисы. Героиня недаром предупреждает родительницу: «Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите»
Но мать и слушать не хочет подобных речей, ровно как и будущий супруг девушки.
Карандышев также не видит в Ларисе любимого человека. Для героя невеста — лишь красивый трофей, дающий возможность «повеличаться» перед окружающими и встать в один ряд с такими богатыми людьми, как Мокий Кнуров и Василий Вожеватов.
Кстати, сами они тоже видят в Ларисе Дмитриевне лишь дорогую игрушку. Барышню, способную скрасить их досуг, но не более того. Недаром Мокий Пармёныч даже сравнивает её с бриллиантом: «Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует». Такое вещественное отношение к людям повсеместно процветает в окружающем Ларису обществе. Те, кто демонстрирует его, априори заслуживают уважения, поскольку они способны во всём найти свою выгоду.
Пожалуй, наиболее ярким примером такого бездушного дельца в произведении является Сергей Паратов. Растратив на кутежи своё состояние, он всё равно смог выгодно продать свою «волюшку», найдя невесту с «золотыми приисками». Но перед свадьбой он не постеснялся развлечь себя компанией влюблённой в него Ларисы Дмитриевны, а затем жестоко бросил её.
Конечно же, оказавшись в окружении таких безнравственных меркантильных людей, героиня не могла чувствовать себя иначе как вещью. И в конце произведения она даже готова была примерить на себя эту роль: «Уж если быть вещью, так одно, утешение — быть дорогой, очень дорогой». К счастью, Карандышев выстрелом из пистолета избавил её от этого унижения, позволив Ларисе Дмитриевне хотя бы уйти из этой жизни достойно.
см. также:Другие сочинения по произведению Бесприданница, Островский
В чем смысл пьесы?
Островский написал очень эмоциональную драму, которая не разочарует своим идейно-тематическим содержанием даже опытного и привередливого читателя. Главная идея драмы Островского «Бесприданница» заключается в осуждении слишком высокого значения богатства и денег в обществе. Материальные блага в жизни играют самую важную роль, человек, который не имеет их, может быть лишь игрушкой в руках богача, не имеющей право на искренние чувства. Бедные люди становятся предметом продажи бессердечных варваров, которые чахли над своим состоянием. Вокруг Ларисы Огудаловой все пропитано грубым цинизмом и хитростью, которые губят её чистую, светлую душу. Эти качества и определили цену жизни женщины, перепродавая её между собой как безликую и бездушную вещь. И цена эта невелика.
На примере образа героини писатель показывает, как страдает сердце бесприданницы, которая виновата только в том, что не имеет за плечами состояния. Так нечестна и несправедлива бывает судьба по отношению к нищим, но очень светлым и умным людям. Девушка теряет веру в человечество, в свои идеалы, переживая многочисленные предательства и унижения. В чем причина трагедии бесприданницы? Она не смогла смириться с крушением своей мечты, с разрушением своих убеждений и решила добиться от реальности того, чтобы она расположилась так, как надо ей, как должно было произойти в естественных условиях. Героиня с самого начала знает, что идет на смертельный риск, об этом говорит ее прощальная реплика в адрес матери. Она поставила всему свету условия: либо ее мечта сбывается, либо она уходит из жизни, не унижаясь до брака и сожительства по расчету. Даже если бы Карандышев ее не убил, она бы выполнила свое же предостережение и утопилась в Волге. Таким образом, молодая женщина стала жертвой своих иллюзий, своей гордости и непримиримости с пошлостью окружающей среды.
Перед нами классическое столкновение романтических мечтаний и суровой, пошлой реальности. В этом сражении всегда побеждает последняя, но автор не теряет надежды на то, что хотя бы какие-то люди образумятся и перестанут создавать и поддерживать несправедливые условия общественных взаимоотношений. Он делает акцент на истинной добродетели и подлинных ценностях, которые надо научиться отличать от суетных дрязг пустых и мелочных подлецов. Бунт героини вселяет мужество бороться за свои убеждения до конца.