Исторический контекст создания романа
Роман «Обломов» И.А. Гончарова был написан в 1859 году, в период, когда Россия переживала значительные социальные и политические изменения. В это время происходило освобождение крестьян, а также усиление роли интеллигенции в обществе. В своем романе Гончаров описывает жизнь знатного помещика Обломова, который представляет собой типичного представителя российской интеллигенции того времени. Обломов является символом ленивости, бездействия и отсутствия инициативы, что отражает общее состояние российского общества того времени. Роман «Обломов» стал одним из самых значимых произведений русской литературы XIX века и продолжает оставаться актуальным и в наши дни.
2 вариант
Роман Гончарова начинается со слов описания внешности Обломова.
С самого начала, перед нами встает образ ленивого, в чем-то апатичного и равнодушного человека. Он мечтатель, может целыми днями лежать на кровати и ничего не делать. Обломов предстает перед глазами неким бездельником и неспособным вносить изменения в окружающий мир. Но это не так.
Все повествование Гончарова строится на беседах посетителей и самого Обломова.
Первыми гостем Обломова стал Волков. Обломов не повел глаза. Волков – педант, молодой, успешен у дам и на первый взгляд вызывает доброту. Обломов даже не разрешил подойти близко, ибо от гостя веет холодом. Волков пытается пригласить Обломова на обед или в Екатерингоф, но Обломов не видя смысла в этом, категорично отвечает — нет.
После ухода гостя, Илья перевернулся на спину и думает о Волкове. Вдруг, его размышления прервались. К Илье Ильичу пришел Судьбинский. Судьбинский не медлит и предложил обед с Мирашиными. Обломов тоже отказывается.
Следующим посетителем стал Пенкин. Пенкин отметил Обломова, как беззаботного ленивца. Они начали обсуждать рассказ «Любовь взяточника к падшей женщине», но очень быстро Обломов впадает в гнев. В рассказе происходит высмеивание падшего человека, презрение к нему. Обломов против этого, ведь любой человек имеет право жить и существовать, потому что прежде всего это человек.
Обломов, еще раз повторяясь – мечтатель. Его полная сущность раскрывается через любовь. Обломов любит Ольгу Ильинскую. Ради неё он начал читать, меняться и не прекращает мечтать о счастливой семейной жизни вместе с ней. Понимая, что расти до уровня Ольги ему еще очень долго Обломов убивает в себе многие чувства и осознавая, что не создан для неё решает прекратить с этим. Обломов прекрасно понимает, что всего того о чем мечтает. Он понимает, что не будет той долгожданной счастливой жизни, не осуществятся те мечты о любви. С Ильинской пришлось закончить.
Спустя некоторое время, у Обломова сложились отношения с Пшенициной. Они построены на уважении и любви. Именно в этих отношениях Обломов приобрел те ощущения, о которых он мечтал.
Одно можно сказать точно! Отношение к Илье Ильичу Обломову не может быть однозначным. Обломов – уникальная личность. С первого взгляда, Обломов — ленивый и равнодушный. С другого взгляда, он очень чуткий и понимает глубокую психологию людей. Он способен любить и способен понимать несовместимость людей друг с другом.
В заключение, в характере Обломова собраны многие черты характеров различных людей.
Символичность обломовской лени
Символическое значение лени в контексте романа
Лень, или прокрастинация, является идеологическим камнем преткновения главного героя. Обломов является типичным бездельником, растратившим свои потенциалы и упускающим возможности. Голова Обломова заполнена только пустыми и ничтожными мыслями, а его дни проходят в бездействии и неудачах.
Обломов превратил свою жизнь в состояние постоянной раздробленности. Он откладывает дела на потом, оттягивает свои обязанности и предпочитает полежать на диване, вместо того чтобы действовать. Эта раздробленность и бездеятельность стали причиной его неудач в карьере и личной жизни.
Инертность и лень героя предстают как сущностные элементы его характера и отражение убогости обламовского образа жизни. Лень в романе становится символом прошлого времени, которое отторгается и которое необходимо преодолеть, чтобы обрести смысл и наполнить жизнь обновленным содержанием.
Сопоставление лени с другими сюжетными элементами
Голова Обломова становится символом его бездействия и беспечности. Вместо того чтобы принять сознательные решения, он позволяет своим мыслям разбрасываться в безграничных фантазиях и мечтах. Его эмоциональная раздробленность и нерешительность только усиливают его бездарность и низкую самооценку.
Прокрастинация, или промедление, становится одним из главных элементов образа Обломова. Он откладывает все дела на потом, надеясь, что они волшебным образом сами сделаются. Это становится его трагической слабостью, которая лишает его возможностей и уверенности в своих силах.
Илья Ильич Обломов становится неудачником в своей жизни, прежде всего, из-за своей бездельничества и отсутствия целеустремленности. Его лень приводит к неприятным последствиям: потере возлюбленной женщины, моральному и физическому упадку, и, в конечном итоге, к его собственной гибели.
Лень Обломова не только символизирует его личность, но также отражает раздробленность и неготовность его ойкумены, окружающего мира, к различным вызовам и проблемам. Развитие и процветание общества требует активного участия и трудолюбия, но Обломов и его лень являются препятствием на пути к прогрессу.
Таким образом, лень является важным сюжетным элементом, который сопоставляется с другими аспектами повествования в произведении Гончарова. Она отражает бездействие, безответственность и отсутствие целеустремленности главного героя, приводящие к его неудачам и гибели. Этот символ также подчеркивает раздробленность и неготовность окружающего мира к труду и активному участию в жизни.
Исторический контекст
Произведение было написано в середине XIX века, в период, когда в России происходили значительные социальные, экономические и политические изменения. Обломов — это прототип типичного неудачника, являющегося «дитям своего времени». В то время на Россию оказывало влияние разочарование после неудачного Крымской войны, что привело к полежать и бездействовать. Это отразилось и на образе Обломова — его раздробленность и вялость являются отражением общего состояния общества.
Важно отметить, что образ Обломова с головой уходит в свои фантазии и собственный мир, отказываясь принимать реальность и действовать. Он становится символом пассивности и нежелания менять себя и свою жизнь, предпочитая бездельничать и мечтать о лучшей жизни, не предпринимая никаких действий для ее достижения
Реакция современников на образ Обломова
Одни современники увидели в Обломове негативное явление и критиковали его безделье и нежелание развиваться. Для них он стал олицетворением тупика и отсталости, который бездействует и погружен в свои личные проблемы, не желая присоединиться к общественной деятельности.
Однако другие современники считали Обломова ойкуменой личностью, отличающейся своими философскими размышлениями и глубокими чувствами. Для них он был символом гармонии и уединения, который старается сбежать от дурного воздействия общества и находить красоту и вдохновение в своем внутреннем мире.
Таким образом, реакция современников на образ Обломова была разнообразной. Некоторые осуждали его безделье и полежать, видя в нем неудачника и бездельника. Другие же находили в нем философский взгляд на мир и уважали его за его особенный образ жизни.
Сочинение 2
Роман «Обломов» И.А. Гончарова ярко и наглядно иллюстрирует нравственную проблематику через главного героя, Илью Ильича Обломова. Образ Обломова позволяет нам увидеть человека, погрязшего в бездействии и безразличии, погруженного в свои мечты и фантазии, неспособного или неохотно предпринимать активные действия.
Обломов страдает от летаргии и инертности, проводя большую часть своей жизни в постели или на диване. Он отказывается от выполнения своих обязанностей, откладывает все дела на потом и не находит в себе силы преодолеть свою апатию. Вместо того чтобы стремиться к самосовершенствованию и достижению целей, он предпочитает погружаться в воспоминания о прошлом и фантазии о будущем.
Гончаров показывает, как это бездействие и безразличие Обломова влияют на его окружение. Близкие люди, включая его друга Захара и возлюбленную Ольгу, страдают от его безответственности и неспособности принять активное участие в собственной жизни. Обломов становится символом нравственного и социального упадка, представляющим собой тех, кто теряет свои возможности, таланты и потенциал из-за своего бездействия и равнодушия.
Однако роман также поднимает вопросы о морали и ответственности перед обществом. Гончаров через Обломова выражает свою критику слоя общества, представленного «обломовщиной». Это социальная группа, отказывающаяся от активной жизни, не желающая принимать участие в общественных делах и улучшать свое положение. Обломов становится примером того, как бездействие и безразличие могут привести к негативным последствиям для индивида и общества в целом.
Также в романе поднимается важный вопрос о выборе и смысле жизни. Обломов находится в постоянной борьбе с самим собой, переживая внутренний конфликт между желанием измениться и стремлением сохранить свое безмятежное существование. В итоге, он осознает свою ошибку и понимает, что истинное счастье и смысл жизни заключаются в активности, развитии своих способностей и принятии ответственности за свои поступки.
Таким образом, роман «Обломов» Гончарова поднимает важные нравственные вопросы, предоставляя нам пример бездействия и безразличия в лице главного героя. Через Обломова автор предупреждает нас о вреде бездействия, апатии и безразличия к своей судьбе и обществу. Роман призывает нас активно включаться в жизнь, стремиться к самосовершенствованию и принимать ответственность за свои поступки, иначе мы рискуем упустить возможности и не достичь настоящего смысла и счастья.
Символика и метафоры в романе
В романе «Обломов» И.А. Гончарова символика и метафоры играют важную роль в создании образов и передаче глубокого смысла произведения. Одним из наиболее ярких символов является образ Обломова, который становится воплощением лени и бездействия. Его неподвижность и безразличие к окружающему миру символизируют отрешенность от реальности и отказ от жизни.
Метафоры в романе также несут в себе глубокий смысл. Например, образ дома Обломова, который становится местом его заточения, символизирует его внутреннюю тюрьму и отсутствие желания изменить свою жизнь. Также метафорический образ «пропасти» между Обломовым и его возлюбленной Ольгой выражает их различие в жизненных взглядах и ценностях.
В целом, символика и метафоры в романе «Обломов» помогают читателю понять глубинный смысл произведения и раскрыть его тему лени и бездействия, которые могут привести к гибели человека.
Анализ темы лени и бездействия
Роман И.А. Гончарова «Обломов» представляет из себя пронзительный портрет человека, страдающего от лени и бездействия. Казалось бы, уже на первых страницах книги мы знакомимся со своего рода движухой, с его проектами, летней поездкой в деревню. Однако герой скоро перестает двигаться, оборачивается к своей постели и с интересом принимается изучать блях, бросенных на ее поверхности.
В дальнейшем развитии сюжета мы видим, как из-за своей лени Обломов не может решиться на женитьбу, не способен заработать денег и, в конце концов, гибнет в своей квартире.
Глубокое погружение в проблематику лени и бездействия позволяет Гончарову проанализировать не только эти «симптомы», но и взглянуть на их корни. Так, рассматривается вопрос образования ленивых людей и наследственности этого качества на примере родословной героя.
Кроме того, возникает вопрос о том, насколько лень связана с отсутствием целей и своевременных решений. Может ли ленивый человек быть действительно счастлив, сохранять интерес к жизни и окружающему миру?
Социальные аспекты романа
Социальные аспекты романа «Обломов» И.А. Гончарова являются одними из наиболее важных и интересных аспектов анализа этого произведения. В романе Гончарова ярко выражены противоречия и проблемы русского общества XIX века, такие как отставание от Запада, неразвитость экономики, социальное неравенство и т.д. Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, является символом ленивости и бездействия, которые были характерны для многих представителей российской интеллигенции того времени. Он не только не работает, но и не может принять никаких решений, что является отражением общей безынициативности и безответственности российской элиты. В романе также ярко выражены социальные различия между дворянством и крестьянством, а также между городской и сельской жизнью. В целом, социальные аспекты романа «Обломов» являются важным элементом его глубокого анализа и позволяют лучше понять проблемы и противоречия российского общества XIX века.
От «Лихой болести» до «Обломова»
Тему прокрастинации, актуальную для сегодняшнего дня, Иван Гончаров поднимал не только в «Обломове». Роману предшествовала юмористическая повесть «Лихая болесть», в которой он описал странный недуг, заставляющий людей строить воздушные замки и предаваться напрасным мечтам.
Впрочем, тогдашние критики увидели в «Обломове» другое. Роман вышел в свет 1859 году — за два года до отмены крепостного права. Книга породила бурные обсуждения, многие критики называли ее призывом к борьбе против косности и застоя. Образ помещика, апатичного и ленивого, который не знал проблем благодаря труду своих слуг, был очень узнаваем.
15 стр., 7271 слов
Характеристика Ильи Обломова в романе И. А. Гончарова
… так бездарно проживают свою жизнь. Возможно я так остро реагируют на этого героя, потому что чувствую такие же недостатки в себе. Роман Гончарова «Обломов» был написан в период перехода российского … было живых следов человеческого присутствия». Обломову лень вставать, лень одеваться, лень даже сосредоточить на чем-нибудь свои мысли. Живя вялой, созерцательной жизнью, Илья Ильич не прочь иногда и …
Прием посетителей
Даже когда к Обломову приходит несколько посетителей, он не спешит менять свой размеренный темп дня. Первые три гостя, которые к нему приходят, — лишь старые друзья хозяина:
- Пенкин;
- Волков;
- Судьбинский.
Они рассказывают о своих успехах и достижениях, приглашают Илью Ильича выйти из дома, присоединиться к ним на прогулке или поехать в гости. В дальнейшем читатель больше не встретится с этими персонажами. Их роль — еще ярче обозначить однообразность жизни главного героя. Обломов, конечно, никуда с ними не едет.
Все три гостя — представители обновленного поколения людей. У них есть цели и амбиции, они активны и общительны. Всеми силами друзья стараются вытащить героя из его «обломовщины», но Илья не понимает этого или не хочет понимать. Общается он с ними больше из вежливости, чем по старой дружбе.
Позже появляются и другие персонажи — Тарантьев и Алексеев. Отношение Обломова к ним совершенно другое. Алексеев — тихий человек, который слушает все, что скажет ему Илья Ильич, а Тарантьев — активный оратор, который берет инициативу в разговоре и позволяет герою оставаться в своем меланхоличном состоянии. Приятными для Обломова их делает лояльное отношение к его образу жизни. Оба не порицают «обломовщину», благодаря чему имеют возможность наживаться на герое.
Но даже ради них Илья Ильич не встает с кровати. Он по-прежнему лежит под одеялом, жалуясь, что гости пришли с улицы и ему от этого холодно. Обломов даже бессознательно пытается отгородить себя от окружающего мира, спрятаться от него. Для него мир, где люди общаются, ходят в гости друг к другу и живут полноценной жизнью, чужд и страшен. И этот страх не дает ему покинуть свое убежище в виде дивана и старого халата.
Абсурдность жизни главного героя произведения
С самого начала произведения Илья Ильич предстает перед читателем в совершенно абсурдной ситуации. Он каждый день проводит в свой комнате. Лишенный каких-либо впечатлений. В его жизни не происходит ничего нового, нет ничего, что наполнило бы ее каким-то смыслом. Один день похож на другой. Абсолютно ничем не увлекаясь и не интересуясь, этот человек, можно сказать, напоминает растение.
Единственное занятие Ильи Ильича — это удобное и безмятежное лежание на диване. С самого детства он привык к тому, что о нем постоянно заботятся. Он никогда не думал о том, как обеспечить собственное существование. Всегда жил на всем готовом. Не было такого случая, который бы нарушил его безмятежное состояние. Жить ему просто удобно.
Критика и прославление лени
Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, стал символом ленивого и бездельника. Он проводит свою жизнь в полном бездействии, откладывая все дела и принимая на себя минимум ответственности. Это приводит к негативным последствиям: он теряет свою любовь, упускает возможности для развития и самореализации, становится изгоем общества. Гончаров критикует лень и ее влияние на человека, показывая, что она может стать смертельным ядом для любых амбиций и стремлений.
Однако, ряд исследователей и критиков романа «Обломов» видят в лени героя не только отрицательные черты, но и некую преимущественность. Они считают, что Гончаров не только показывает мрачные последствия лени, но и искренне созерцает ее особую прелесть. Лень представлена как отстраненность от мирских забот, способность наслаждаться самим собой и узнавать себя. Она становится формой покоя и удовлетворения, необходимого для восстановления физической и душевной энергии.
Такое прославление лени в романе вызывает споры и дискуссии. Некоторые считают, что прославление лени в «Обломове» является неподходящим и даже опасным для общественной морали. Они видят в этом искажение и порчу нравственных ценностей.
Однако, можно также рассматривать прославление лени в «Обломове» как попытку автора вызвать мысленное противоречие у читателя, вызвать его рефлексию и поиск собственного пути. Гончаров не только представляет лень в свете критики, но и пытается понять ее истоки и смысл. Таким образом, роман становится не только историей о конкретном ленивце, но и поводом задуматься о роли лени в человеческой жизни и обществе в целом.
Русская лень в «Обломове» вызывает и критику, и прославление. |
Роль «Обломова» в развитии русской литературы
Роман «Обломов» И.А. Гончарова является одним из самых значимых произведений русской литературы XIX века. Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, стал символом ленивости и бездействия, а его имя стало нарицательным для обозначения людей, которые не желают или не могут принимать активное участие в жизни общества.
Однако, роль «Обломова» в развитии русской литературы не ограничивается только этим. Роман Гончарова стал важным этапом в развитии реалистического направления в литературе. Автор показал не только портрет ленивого человека, но и раскрыл причины его бездействия, связанные с социальными и экономическими проблемами того времени.
Кроме того, «Обломов» стал первым романом, в котором была использована техника «психологического портрета». Гончаров создал глубокий анализ внутреннего мира своего героя, показав его внутренние конфликты и противоречия. Это стало новым этапом в развитии русской литературы и повлияло на многих писателей того времени.
Таким образом, роль «Обломова» в развитии русской литературы огромна. Роман Гончарова стал важным этапом в развитии реалистического направления и внес значительный вклад в развитие психологического портрета. Кроме того, «Обломов» стал символом ленивости и бездействия, который до сих пор используется в нашей культуре.
Почему Обломов не нашел себя в реальной жизни?
Единственным человеком, который мог вытащить Обломова из его постоянного полусонного безделья, являлся друг детства героя – Андрей Иванович Штольц. Он представлял собой полную противоположность Ильи Ильича как по внешнему описанию, так и по характеру. Всегда деятельный, стремящийся вперед, умеющий достигать любых целей, Андрей Иванович все же дорожил дружбой с Обломовым, так как в общении с ним находил то душевное тепло и понимание, которого ему очень не хватало в окружении.
Штольц наиболее полно осознавал разрушительное влияние «обломовщины» на Илью Ильича, поэтому до последнего момента, всеми силами пытался вытащить его в реальную жизнь. Один раз Андрею Ивановичу это почти удалось, когда он познакомил Обломова с Ильинской. Но Ольгой в ее желании изменить личность Ильи Ильича двигал исключительно собственный эгоизм, а не альтруистическое желание помочь любимому человеку. В момент расставания, девушка говорит Обломову, что не могла бы вернуть его к жизни, потому что он уже был мертв. С одной стороны это так, герой слишком прочно погряз в «обломовщине», и чтобы изменить его отношение к жизни, требовалось нечеловеческих усилий и терпения. С другой же стороны, активная, целеустремленная по натуре Ильинская не понимала, что для преображения Илье Ильичу нужно время, и он не может одним рывком изменить себя и свою жизнь. Разрыв с Ольгой стал для Обломова еще большей неудачей, чем ошибка на службе, поэтому он окончательно погружается в сети «обломовщины», уходит от реального мира, не желая больше переживать душевную боль.
Признаки лени обломова
Лень обломова порою может казаться незаметной или оправданной, однако признаки этого состояния явственны:
- Отсутствие движений и активности – обломов не совершает никаких действий, предпочитая лежать на диване или в кровати, смотреть телевизор или играть в компьютерные игры.
- Отсутствие мотивации – у обломова нет желания достигать целей и успехов, он часто не заботится о своих делах и обязательствах.
- Отсутствие энергии – обломов часто чувствует себя усталым и бессильным, даже при выполнении простой физической работы.
- Отсутствие внимания к себе и окружающим – обломов не следит за своим здоровьем и внешним видом, не прислушивается к советам и заботе близких людей.
Если вы заметили у себя или у близкого человека признаки лени обломова, необходимо принять меры по ее победе, использовав для этого различные методики и советы.
Вариант 2
По Обломову
Герой романа И.А. Гончарова «Обломов» стал символом лени и бездействия. Он изображен как молодой аристократ, который предпочитает проводить время в постели, вместо того чтобы заниматься активной деятельностью. Обломову нравится просто лежать на диване или кровати, не проявляя особой инициативы. Это становится его привычкой, его нормальным состоянием.
Весь роман построен вокруг этого образа. Обломов не только лежит в постели, он также засыпает после обеда, неуставая от этого занятия. Он не тратит свою энергию на дела и деятельность. Вместо этого он предпочитает размышлять о жизни, о смысле существования. Его дни становятся монотонными и предсказуемыми, как дни маленького домика.
Иногда Обломов пытается себя побуждать что-то сделать. Например, он намеревается привести себя в порядок, но даже этого ему не хватает силы. Он откладывает уборку сапог и продолжает лежать на диване. Его постоянная заточенность в доме только подчеркивает его бездействие.
Обломов покрыт пылью и сонный. Он проводит время, не спеша и наслаждаясь каждым мгновением. Он не торопится и не стремится ни к чему. Он не волнуется о будущем и не обременяется прошлым. Его жизнь сосредоточена на настоящем — на удовольствии настоящего момента.
Другие персонажи романа пытаются взять его в руки. Но когда Ольга Ильинская пытается разбудить Обломова после сна, он отмазывается и продолжает спать. Его лень и бездействие не поддаются ни разуму, ни аргументам.
Но несмотря на все это, Обломов сохраняет свою привлекательность. Он живет своей жизнью, следуя своим собственным правилам и нормам. Оказывается, что даже в бездействии можно найти свое счастье. Обломов понимает, что он не хочет бежать по жизни, воплощая общественные ожидания. Он просто хочет отдыхать и наслаждаться жизнью в своем собственном темпе.
Таким образом, Обломов преподносит нам урок о важности отпуска и расслабления. Он показывает, что даже в этом бездействии есть своя ценность и красота
Мы можем почувствовать удовольствие от простого лежания на диване и отсутствия забот. Мы можем наслаждаться мгновениями без спешки и неспешления. Иногда нам просто нужно отдохнуть и ничего не делать. Это то, что мы можем узнать от Обломова.
Мне нравится3.2 k.Не нравится2.2 k.