МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ ВАСЯ-УДАЛЕЦ
Народная любовь к Васе не могла не привлечь внимание художников-скульпторов, но настоящие памятники Тёркину стали появляться по всей стране относительно недавно. Самый известный — это, бесспорно, памятник в Смоленске, открытый к 50-летию Великой Победы
Скульптор А.Г. Сергеев запечатлел поэта-фронтовика и его героя — неунывающего солдата за дружеской беседой. Это — единственный памятник в России, изображающий рядом автора и его вымышленный персонаж
Самый известный — это, бесспорно, памятник в Смоленске, открытый к 50-летию Великой Победы. Скульптор А.Г. Сергеев запечатлел поэта-фронтовика и его героя — неунывающего солдата за дружеской беседой. Это — единственный памятник в России, изображающий рядом автора и его вымышленный персонаж.
А ещё памятники Василию Тёркину установили в подмосковном Орехово-Зуеве, в городе Сатка, в Новосибирске, а в 2017 году
памятник Тёркину установили и в городе Гвардейск, где Твардовский закончил работу над своей поэмой.
ВЕСЕЛО И ПОЛЕЗНО
Кроме знаменитой поэмы Александра Твардовского и газетной серии также была издана небольшая книга. В ней — сорок страниц, на каждой — история в шести картинках, к которым прилагались четверостишия.
В газете такие «комиксы» пользовались огромным успехом у солдат. Они были наглядными, короткими и смешными. Каждая история традиционно начиналась со слов «Как Вася Теркин»… И дальше бойцы читали о том, как Вася фрицам пару поддал, немецкий дзот взорвал и т.д. Конечно, из каждой истории Вася выходил победителем. Да так, что все покатывались со смеху.
Вася Тёркин выступал в ролях разведчика, сапера, снайпера, минометчика, учил читателя воинскому умению и хитрости. Иные четверостишия представляли собой наставления по стрельбе или правилам маскировки… Вместе с тем Вася Тёркин воспитывал у бойцов веру в наше оружие и в победу.
Вариант 3
Василий Теркин — персонаж, полный противоречий. С одной стороны, он храбрый солдат, который сражался за свою страну и своих товарищей. С другой стороны, он чувствительный и эмоциональный человек, которого глубоко затронули ужасы войны. Это сложный персонаж, одновременно сильный и уязвимый.
Одна из сторон характера Василия Теркина — его чувствительность. Он глубоко пережил ужасы войны и получил эмоциональный шрам от пережитого. Он был свидетелем смерти многих своих товарищей, испытал голод, страх и боль. Его чувствительность делает его сострадательным человеком, который глубоко заботится о других.
Другая сторона характера Василия Теркина — его сила. Он храбрый солдат, который доблестно сражался за свою страну. Он столкнулся с многочисленными трудностями на поле боя и никогда не отступал. Его сила исходит из его решимости сражаться за свою страну и своих товарищей.
В заключение следует отметить, что Василий Теркин — персонаж, полный противоречий. Он одновременно чувствительный и сильный, сострадательный и храбрый. Его характер — это отражение сложности человеческого опыта.
Мне нравится3 k.Не нравится1.8 k.
Собирательный образ
Отчасти народный характер поэмы воплощен в произведении за счет того, что образ главного героя является собирательным. Даже имя его – Василий – простое и одно из самых распространенных в России, делает персонажа максимально приближенным к народу. Теркин добр и отзывчив, весел и трудолюбив. Именно эти качества всегда ценились в русском человеке и советском солдате.
Наделенный этими качествами, Василий стал близким и родным каждому русскому человеку. Вобрав в себя лучшие черты множества поколений, персонаж-труженик являлся примером для солдат, вселял в них надежду, придавал им силы идти дальше. Сопровождая реального солдата на войне, Теркин явился своеобразной музой, быть похожим на него стремился каждый воин советской армии.
Народность «Василия Теркина» выражена и тем, что образ был изначально придуман не одним человеком, а целым коллективом. Образ был придуман вместе с коллегами, когда Твардовский работал в газете еще до начала войны. Уже в последствии Александр Трифонович доработал героя и написал целую поэму, восхваляя русского солдата.
ХУДОЖНИКИ — «РОДИТЕЛИ» СОЛДАТА-ГЕРОЯ
Московские художники Вениамин Брискин и Василий Фомичёв первыми воплотили графический образ Тёркина во время Зимней войны 1939-1940 гг.
Вначале Вася — боец-разведчик, который захватывает «языка». Он быстро становится популярен. Картинки и стихи, которыми их подписывали, легко запоминались.
Каждая «серия» располагалась на страницах издания в определённом порядке, а «подвал» — нижняя часть листа газеты — стал постоянным адресом персонажа. В таком виде «серии» про Тёркина выходили в газете «На страже Родины» всю Зимнюю войну и после неё.
И вот заметно набравший популярность Тёркин вышел за пределы военной печати. В журнале «Крокодил» №4 в 1940 году появились приключения Васи Тёркина в десяти рисунках. Подписи сделал Александр Рохович, а картинки — Брискин и Фомичёв. Под фигурой бойца опубликована пояснительная записка: «Перед читателем — Вася Тёркин, храбрый боец, неутомимый разведчик, ловкий, находчивый и сметливый герой многочисленных приключений, описываемых на страницах красноармейской газеты «На страже Родины». «Крокодил» горячо приветствует своего фронтового друга!». Вася ответил редакции телеграммой: «МОСКВА. «КРОКОДИЛ». Благодарю за приветствие тчк желаю успехов в тылу зпт на фронте не подкачаю тчк крепко жму лапу тчк Вася Тёркин».
Помогите написать сочинение на тему: Василий Теркин -“обыкновенный парень”
Каждый из бойцов на передовой, читая или слушая о судьбе Василия Теркина, проникался его жизнелюбием и жизнестойкостью, которые в первооснове являлись верой в победу, в бессмертие и непобедимость народа. Каждый боец достойно на своих плечах нес груз великой ответственности, провозглашенный героем Теркиным: “Грянул год, пришел черед, Нынче мы в ответе За Россию, за народ И за все на свете”.
В похождениях Теркина присутствует вымысел, стоящий где-то на границе полусказки-полубыли. И характеризуя истинность рассказов самого Теркина, Твардовский не раз возвращается к шутливому сомнению — то ли правда, то ли нет в них, в этих солдатских рассказах. Этот прием позволяет автору создать образ солдата, в котором каждый читатель мог узнать себя самого.
Кто же он, этот герой, не унывающий на войне, сопровождающий трудные жизненные испытания шуткой и смехом? Просто парень сам собой, такой есть всегда в каждой роте, каждом взводе. Особой красотой не отмечен, не высок и не мал, но “герой — героем”. Его закон – служить до срока, его служба – труд. На войне ни дня, ни часа без приказа он не живет: подъем – вскочил, как гвоздь, есть сигнал вперед – пойдет вперед, а будет приказ умереть – умрет. Он достойно проходит через все те тяжелейшие испытания, которые несла война. Он готов защищать родину перед лицом смертельной опасности. Даже ощущая превосходство противника, солдат вступает в рукопашный бой: “Теркин знал, что в этой схватке он слабей: не те харчи”. Немец был силен и ловок, “ладно скроен, крепко сшит”, сытый, бритый, береженый, отоспавшийся. Удар на удар: “хоть огнем горит лицо, но и немец красной юшкой разукрашен, как яйцо”. Теркин плюет кровью, задыхается от смрадного дыхания врага, но не сдается. Бравый парень бьется насмерть.
Эта схватка выглядит как древнее побоище, когда вместо тысяч бились двое “грудь на грудь, что щит на щит”, словно результат боя мог решить все. Но эта схватка имеет своеобразное обобщающее значение: такой, как эта схватка, была вся война с фашистскими захватчиками. Армия гитлеровцев упорно готовилась к наступлению, а для Советской Армии и народа война была неожиданностью. Никто из вчерашних школьников, студентов, крестьян, рабочих не был готов сражаться лицом к лицу с опасным и непредсказуемым врагом. Но, осознавая таящуюся опасность, все они готовы были биться насмерть за свою землю и свободу.
В этой связи вспоминается такой эпизод. Один из солдат потерял кисет, а без него солдат как без рук. Наблюдая безуспешные попытки хозяина найти свою вещь, Теркин принимает неожиданное для всех решение. Он дарит огорченному товарищу кисет, сопровождая процесс дарения настоящей философской лекцией. Теркин считает, что горько потерять кисет с махоркою, обидно потерять жизнь,
“Но Россию, мать-старуху, Нам терять нельзя никак”.
Нет, товарищ, зло и гордо, Как закон велит бойцу, Смерть встречай лицом к лицу И хотя бы плюнь ей в морду, Если все пришло к концу.
Нередко приходится герою поэмы сталкиваться со смертью. Однако жизнерадостность и природный юмор помогают ему справиться со страхом, побеждая саму смерть. Теркин привычно рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход наступления. Замерзшему Теркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:
Растирали, растирали. Вдруг он молвит, как во сне: — Доктор, доктор, а нельзя ли Изнутри погреться мне?
Поэма “Василий Теркин” может по праву считаться одним из истинно народных произведений. Интересно, что многие ее строки перекочевали в устную народную речь или же стали популярными стихотворными афоризмами. Можно привести ряд примеров: “Смертный бой не ради славы — ради жизни на земле”, “сорок душ — одна душа”, “переправа, переправа — берег левый, берег правый” и многие другие. Василий Теркин — мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и часы починить, и наточить старую пилу. Кроме того, Теркин — мастер играть на гармонике, он развлекает товарищей по оружию, бескорыстно дарит им минуты радости.
Кто же он – Василий Теркин? Словом, Теркин, тот, который На войне лихой солдат, На гулянке гость не лишний, На работе – хоть куда.
http://www.sdamna5.ru/narodny_geroj_terkinhttp://goldsoch.info/obyknovennyj-paren-vasilij-terkin/http://otvet.mail.ru/question/176425802
голоса
Рейтинг статьи
ПОЭМА ТВАРДОВСКОГО
Весной 1942 года Александр Твардовский собрал свои разрозненные публикации и наброски о Васе Тёркине и сел за работу над поэмой. 4 сентября в газете Западного фронта «Красноармейская правда» появились её первые главы. Следом их перепечатывают общесоюзные издания «Правда», «Известия», «Знамя». Поэму читают по радио СССР Орлов и Левитан. К Тёркину приходит всесоюзная известность и любовь.
Появляются иллюстрации художника Ореста Верейского. В 1943 году Твардовский хотел закончить поэму, но получил целый шквал писем от читателей, требующих продолжения. «Книгу про бойца» принимали на ура.
В 1946 году Твардовский был удостоен за неё Сталинской премии. Заканчивая поэму, он ещё в 1944 году начал писать её продолжение — «Тёркин на том свете».
Урок 3. Народный характер поэмы «Василий Тёркин»
Первый вариант произведения начал появляться частями с 1942 года на страницах газеты. Александр Твардовский в поэме рассказал о личности, в которой были собраны лучшие черты человека из народа. Обыкновенный герой стал символом будущей победы над фашизмом. Твардовский во время войны служил корреспондентом и видел на фронте тысячи храбрых людей с веселым нравом и непоколебимой верой в будущее. Именно под впечатлением этих встреч и сформировался образ Тёркина.
В каждой роте есть всегда Да и в каждом взводе. Народная мудрость и оптимизм, стойкость, выносливость, терпение и самоотверженность, житейская смекалка, умение и мастеровитость русского человека — труженика и воина, наконец, неиссякаемый юмор, за которым всегда проступает нечто более глубокое и серьезное, — все это сплавляется в живой и целостный человеческий характер.
ВАСИЛИЙ ТЕРКИН НА ТЕАТРАЛЬНОЙ СЦЕНЕ
Поэма Твардовского о Василии Тёркине неоднократно становилась литературной основой для театральных постановок, моноспектаклей, хореографических номеров и даже мюзиклов.
(1961 — Театр имени Моссовета, постановка А. Шапса. В роли Василия Тёркина — Олег Анофриев. 1972 — Театр имени Моссовета, постановка Б. Щедрина. В роли Василия Тёркина — Юрий Кузьменков, Олег Щетинин, Вячеслав Бутенко, Александр Леньков, Владимир Дёмин, Леонид Евтифьев, Евгений Стеблов. 1973 — Московский театр оперетты. Музыка А. Новикова. Пьеса П. Градова (по мотивам А. Твардовского). Постановка И. Туманова. Режиссёр —Н. Пронин. Дирижер —Э. Абусалимов. Художники —Б. и А. Кноблок. Балетмейстер — М. Камалетдинов. Хормейстеры — М. Внукова и Е. Колганов. 1979 — моноспектакль, читает —Олег Табаков. 2004 — Санкт-Петербургский драматический театр «Патриот» РОСТО, постановка Г. Егорова. В роли Тёркина — Геннадий Егоров. 2005 — МХАТ, постановка Т. Дорониной. В роли Тёркина — Сергей Габриэлян. 2015 — Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова, постановка А. Ермильшева).
Поэма Александра Твардовского стала литературным свидетельством героизма простого народа, который не только отстоял для потомков свободу своей страны, но и освободил половину Европы, уничтожив преступную гитлеровскую орду!
Василий Тёркин полюбился читателям за свою простоту, находчивость и веру в Победу. Не зря читатели массово отправляли письма автору, ожидая увидеть любимого героя на стройке, в цехах заводов или на полях коллективного хозяйства, он стал не просто любимым персонажем, а товарищем и другом, так легко узнаваемом в каждом бойце, чьей силой воли ковалась Великая Победа, чьими руками заново отстраивалась большая страна.
Народный характер в поэме Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин»
Поэт был военным корреспондентом, он сообщал народу последние вести с фронта. Это выражается в том, что в своём произведении Александр Трифонович стремится показать читателям смелость, самоотверженность, жизнелюбие людей, храбро защищающих свою Отчизну. В основном, поэт описывает не сам ход войны и сражений, а то, как солдаты проводят свободное время, которого у них бывает очень мало. Каждый солдат узнавал себя в образе Тёркина. Простое, незамысловатое имя персонажа намекает на то, что Василий Тёркин — это обобщённый образ. В этом герое поэмы воплощены лучшие качества русского бойца, которые были присущи каждому солдату тех времен. Кажется, что речь идёт не о простых солдатах, а о настоящих богатырях — сильных, отважных, самоотверженных патриотах своего Отечества. Солдаты Второй Мировой, как и богатыри из русского фольклора, проявляют находчивость, ум, патриотизм. Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Краткое содержание — Василий Теркин
ЛИТЕРАТОРЫ- СОЗДАТЕЛИ УДАЛОГО БОЙЦА
Первая публикация о похождениях Васи Тёркина увидела свет в «На страже Родины» 5 января 1940 года. Её автором стал поэт Николай Щербаков.
А. Твардовскому, бывшему литсотрудником, поручили написать вступление к серии рисованных фельетонов.
«Я должен был дать хотя бы самый общий портрет Тёркина и определить, так сказать, тон, манеру нашего дальнейшего разговора с читателем», — вспоминал потом он.
Кстати, Твардовский придумал подачу заголовков — «Как Вася Тёркин…» сделал то-то и то-то. «Основным автором Тёркина стал Щербаков», — писал А. Твардовский.
Но о Тёркине писали также Николай Тихонов и Виссарион Саянов, Сергей Вашенцев и Цезарь Солодарь, автор гимна СССР и России Сергей Михалков.
А начал биографию Тёркина С. Маршак: Не в Париже, не в Нью-Йорке — В деревушке под Москвой Родился Василий Тёркин, Наш товарищ боевой.
Образ автора
Это человек, сам испытавший в полной мере тяготы войны (А.Т. Твардовский с первых дней отправился на фронт в качестве корреспондента). В его размышлениях дается характеристика героя (на первом месте психологический аспект) и народная оценка страшных событий
Последнее особенно важно, тем более что адресатом поэмы стали и солдаты-фронтовики (Л. Озеров охарактеризовал ее как книгу-помощник на войне), и те, кто остался в тылу
Появления новых глав ждали с нетерпением, а отдельные их части заучивали наизусть.
Еще одна особенность — обилие диалогов, в которых много коротких Они легко воссоздают картины повседневной солдатской жизни и делают героев простыми и близкими читателю.
Действующие лица
Василий Тёркин — простой русский солдат, мужественный и весёлый.
Другие персонажи (командир отряда, жена командира, немец, дед и бабка, генерал, лейтенант, смерть, Иван Тёркин, старшина, солдат-сирота, бабка из пленных, другие солдаты). Содержание
Тёркин прибывает в пехотную роту. Ему там рады: парень опытный (уже воевал в финской войне), решительный, любит пошутить.
Василий вспоминает, как пробирался вместе с отрядом в сторону фронта. Шли через захваченную немцами деревню командира. Жена командира накормила солдат и обеспечила их ночлегом, и Тёркин думает, что потом, когда будет возвращаться, должен зайти и в ноги ей поклониться.
Наши войска переправляются через реку. Первый взвод успевает перебраться, и тут — немецкий огонь. Все в растерянности. Что будет делать первый взвод? Тут из-за реки приплывает Вася Тёркин (действие происходит зимой, вода ледяная). Тёркин, несмотря на критическую ситуацию, весел. Он сообщает, что первый взвод может обеспечить переправу, но необходимо осадить немцев огнём.
В ходе военных действий Василий Тёркин обнаруживает немецкий схрон («погребушку») и устраивает там засаду. Когда приходит немец, Тёркин убивает его, однако вражеский офицер успевает ранить Василия. Его увозят в госпиталь.
После лечения Тёркин спешит вернуться в свою роту. Его подвозит транспортная колонна. У танкистов есть гармошка, только играть никто не умеет: хозяин гармошки погиб недавно. Тёркин играет сначала печальную мелодию, а потом весёлую, плясовую. Развеселившиеся танкисты преподносят Василию гармонь в подарок.
Василий Тёркин заходит по пути в дом, где живут дед и бабка. Он помогает старикам, чинит часы и пилу. За это Тёркина угощают салом. На прощание дед спрашивает у Василия, победим ли мы немцев. Тёркин уверенно отвечает: победим!
Один из бойцов потерял кисет. Василий вспоминает, что когда-то ему, раненому, девушка-медсестричка отдала свою шапку. Тёркин дарит бойцу свой кисет и говорит: что угодно можно потерять на войне — только не Россию.
При разведке Василий Тёркин вступает в схватку с немцем и берёт его в плен.
Наступает весна. Услышав гул немецкого самолёта, солдаты падают на землю — а Василий Тёркин встаёт и стреляет в бомбардировщик. Самолёт падает, и Василия награждают орденом.
Орден Василию в радость: он вспоминает, как видел в госпитале мальчика — ещё ребёнка, но уже героя. Юный герой гордо говорил, что родом из Тамбова. А Тёркину хотелось и родную Смоленщину прославить.
Генерал даёт Тёркину отпуск на неделю. Это истинное наслаждение: можно сколько угодно есть и спать… Но и сутки не успели пройти, как Тёркин уезжает и направляется в свою роту.
Рота Тёркина идёт отвоёвывать село у немцев. Командир — молодой лейтенант. Его убивают, и Тёркин принимает командование на себя. Отвоевать село удаётся, но Василий тяжело ранен. Ему даже является Смерть. Смерть зовёт Василия, убеждает не сопротивляться. Но Тёркин не даётся: его уносят в санитарный батальон.
Подлечившись, Василий Тёркин возвращается в родную роту, но там, оказывается, появился новый Тёркин — Иван. Некоторое время спорят, кто же из Тёркиных «настоящий». Решает вопрос старшина: говорит, что в каждой роте должен быть свой Тёркин.
Рота Тёркина проходит через село, в котором Василий чинил деду с бабкой пилу и часы. Село оккупировано. Идут военные действия. Немцы забрали у деда с бабкой и пилу, и часы; старикам пришлось переселиться в погреб. Василий Тёркин (к тому моменту — уже офицер) говорит старикам, что привезёт им часы из Берлина.
Родное село Тёркина отвоёвано. Василий прощается со своей малой родиной: он рад, что Смоленщина уже не в плену, а в тылу.
Василий Тёркин рассказывает историю о солдате-сироте: пришёл парень в отпуск, а села уже и нет, нет его семьи, его двора. Этому солдату нужно продолжать воевать, а каждому из нас — помнить о его горе и горе тысяч таких же ребят.
Солдаты идут на Берлин и встречают бабку, возвращающуюся из немецкого плена. Её снабжают конём, повозкой и вещами и велят сказать, что получила всё это от Василия Тёркина.
В немецкой бане парятся наши солдаты. Один из них весь покрыт шрамами, но парень весёлый, за словом в карман не лезет, наград у него много. Самый большой комплимент такому — сравнение с Василием Тёркиным.
Автор и главный герой поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Роль фольклорных мотивов в поэме
Одним из основных произведений Твардовского стала поэма «Василий Теркин». Образ советского солдата Василия Теркина задумывался как фельетонный образ, призванный смешить солдат на фронте, поднимать их боевой дух. Однако дальнейшая работа с материалом привела Твардовского к мысли о создании серьезного произведения.
На протяжении Великой Отечественной войны образ Васи Теркина оставался самым любимым в среде бойцов. Объяснить этот феномен можно тем, что этот герой пленил сердца читателей своей реальностью и достоверностью.
Теркин смел, находчив, несмотря на разговорчивость, в меру скромен, верен дружбе, всегда готов помочь своим товарищам. В нем воплощены характерные черты русского национального характера. В портрете своего героя Твардовский всякий раз подчеркивает его обыденность, массовость: «В каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе тоже». Да и по физическим возможностям Теркин ничем не отличается от других, он такой же, как все: «Не высок, не то, что б мал…»
На протяжении всех глав, в которых действует герой, от одного эпизода к другому, все полнокровнее раскрывается его характер. На первый взгляд, Теркин может показаться балагуром-весельчаком, и только. Да, он бывает и таким. Причем, делает это сознательно, для поднятия настроения товарищей. В других главах выступают и другие черты героя: героизм, находчивость, умение действовать согласно сложившейся ситуации. Книга построена таким образом, что каждый эпизод вносит нечто новое в образ Теркина, а в совокупности они создают собирательный образ русского солдата.
В «Книге про бойца» много лирических отступлений, рассыпанных по разным главам, а четыре из них так и называются — «От автора». Присутствие автора на страницах книги позволяет выделить его как особый образ. Но автор не идентичен главному герою. Строго говоря, персонаж «от автора» — это созданный по законам искусства обобщенный образ автора-повествователя, участвовавшего в Великой Отечественной войне и знавшего тысячи таких, как Василий Теркин. Возможно, одного из них автор знал лучше остальных. Недаром Твардовский сделал Василия своим земляком, уроженцем Смоленщины. Да и переживает автор за героя, как за своего близкого, будто бы находясь рядом с ним, он помогает ему советом в тяжелые моменты
Он не прочь даже выступить в роли свата, обращаясь к девушкам с просьбой обратить внимание на бравого пехотинца
В главе «О себе» автор подчеркивает свою близость к Теркину:
И скажу тебе, не скрою, —
В этой книге, там ли, сям,
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
За меня гласит порой.
Поэма Твардовского – произведение выдающееся, подлинно новаторское. И содержание, и форма ее поистине народны. Даже фамилия главного героя корнями своими уходит к старинному словосочетанию «тертый калач», то есть бывалый. Василий имел предшественников в полуфольклорной литературе (газетный и стенгазетный фельетон, частушка, шуточная песня). Только у Твардовского он немного только изменил свой внешний облик, да и действия у него стали серьезнее.
Теркин – воплощение русского национального характера. Это человек мужественный и смелый, способный выжить («Переправа»), добросердечный, находчивый. По мысли Твардовского, эти качества помогли выжить не только Теркину, но всем русским солдатам.
Композиционные связи с фольклором углубляются идейно-стилевыми перекличками. Пафос поэмы, близкий народным былинам, словам и т. д., передан в афоризмах типа:
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Другой сквозной мотив: «Грянул год, пришел черед, Нынче мы в ответе За Россию, за народ и за все на свете».
Постоянен в поэме и мотив: «Сторона моя родная», «Мать-земля моя родная, сторона моя лесная». Наконец, образ «Матери-России» одухотворяет все события поэмы, придавая ей интимно-личностное и одновременно обобщенное, всем дорогое звучание.
«Василий Теркин», без сомнения, поэма, обладающая редкой глубиной и самобытностью. Молодой Твардовский заявил о себе как о крупнейшем художнике слова, вдохновенном первооткрывателе великой темы.
Народный характер в поэме “Василий Теркин”
Категория: Литература 22. Методические приёмы: лекция с элементами беседы, постановка вопросов и обсуждение прочитанного, анализ эпизодов. Даже И. Письмо к Н. Телешову от 10 сентября 1947 г.
Ход урока I. Это должен был быть некий веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная… Кто-то предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не Василием. Были предложения назвать Ваней, Федей, еще как-то, но остановились на Васе. Так родилось это имя… Сразу было написано вступление о воде, еде, шутке и правде.
Изменился не только герой поэмы — другим стал ее характер, ее содержание, философия, форма: композиция, жанр, сюжет. Главной темой стали родина и народ, народ на войне. Беседа по тексту поэмы — Каков он, Василий Теркин, что мы знаем о его внешности, его биографии, его судьбе? Автор отвечает на этот вопрос так: Теркин — кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Образ Теркина предельно обобщен. И вся поэма о войне пронизана мечтой о мирной жизни.
Теркин — национальный тип, сходный с типом русских былинных богатырей, в то же время балагур и весельчак, связанный с образом находчивого солдата из старинной бытовой сказки, удальца-умельца, мастера на все руки. Теркин — пехотинец. Это обобщенный образ русского солдата, вынесшего на себе всю тяжесть войны. Основа всех этих качеств — искренний патриотизм. Задание для обучающихся Подобрать эпизоды, в которых раскрываются эти качества героя. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко.
Оба герои, оба гармонисты, весельчаки. С одной стороны, Теркин — персонаж почти былинный, сказочный, а значит, не развивающийся. Он не теряет присутствия духа, не унывает ни при каких обстоятельствах. Однако этот образ выходит за фольклорные рамки. Веселость Теркина не то что напускная, скорее, он маскирует свои переживания — так ему легче самому и так он поддерживает других. Какова роль Автора в поэме? Не случайно многие думали, что Теркин — реальный человек.
Война для героя и Автора становится битвой за родной дом. Представление о большой, общей Родине неотделимо от памяти о конкретных родных местах. Твардовский с необычайной теплотой и лиризмом пишет о своем герое: От Москвы до Сталинграда Боль моя, моя отрада, Отдых мой и подвиг мой! Вся поэма пронизана авторским лиризмом.
Доверительный разговор Автора приближает читателя к изображаемым событиям, к героям поэмы. Автор выступает посредником между героем и читателем. Можно сказать, что Автор и его герой прошагали дорогами войны рядом. Публикация первых глав началась в 1942 году после тяжелого летнего отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу. Поэма была оперативной, реагировала на военные события.
Печаталась она по главам, которые обладают относительной самостоятельностью, и в то же время поэма — целостное произведение. Закончил Твардовский поэму синхронно с окончанием войны. Конфликт в поэме носит, как пишет Н. Домашнее задание 1. Познакомиться с лирикой А. Твардовского, ответить на вопрос: какие традиции русской лирики нашли отражение в творчестве поэта?
Вариант 2
Василий Тёркин – это собирательный образ русского солдата. Откуда он взялся? Твардовскому писали солдаты со всех фронтов, рассказывали свои истории. Именно некоторые из них и легли в основу подвигов Тёркина. Поэтому, он такой узнаваемый, такой народный. Да вот в соседней роте там Ваня или Петя сделал точно так же, как Тёркин.
Весёлый, неунывающий балагур, умеющий всё мастерить своими руками.
Он служил в «царице полей» — матушке-пехоте, которая прошагала до самого Берлина через всю Европу. Василию удалось сбить немецкий самолёт. А в рукопашной драке он одолел здорового фрица. А когда у повара просит добавки, а она не предусмотрена – продуктов не хватает, он ворчит и посылает его на флот. Флотских в то время кормили лучше, чем пехоту.
Тёркин – это собирательный персонаж, и каждый солдат узнавал в нём знакомые черты. Каждая глава – это отдельный рассказ об очередном подвиге Василия. Твардовский писал поэму не после войны, а во время боевых действий, в промежутках между боями. Он был фронтовым корреспондентом.
Тёркин был как живой. Он общался с солдатами на равных, давал дельные советы. Солдаты с нетерпением ждали выхода каждой новой главы во фронтовой газете. Тёркин был для всех другом и товарищем. Он был одним из них. Если Тёркин мог такое сделать, значит, точно так мог поступить каждый солдат. Солдаты с удовольствием читали про его подвиги-приключения.
Твардовский специально придумал своего Тёркина для того, чтобы он помогал солдатам морально. Поддерживал их боевой дух. Тёркин, значит, «тёртый».
Вот он переплавляется на противоположный берег под огнём неприятеля. Живой, доплыл, а дело было поздней осенью. Вода в реке студёная. Но надо было кому-то лично доставить донесение, т.к. не было связи.
Другие гонцы не доплыли до берега. А Вася доплыл. На карту была поставлена жизнь многих солдат и офицеров, которые переплавлялись с одного берега на другой, и попали под огонь фашистов.
И за свой подвиг ничего не требует. Даже и орден не нужен. Он согласен на медаль. А медаль «За отвагу» считалась солдатским орденом. Ну, ещё сто граммов спирта внутрь, чтобы согреться. Зачем всё на кожу тратить? Ещё у него есть силы и шутить.
КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОЭМЫ
Иван Бунин: «…Я только что прочёл книгу А. Твардовского(…) и не могу удержаться… Совершенно восхищён его талантом — это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный язык — ни сучка, ни задоринки…».
Самуил Маршак: «Прославленный Василий Тёркин твой никем не может быть повышен в чине. А почему? По той простой причине, что он по сути рядовой».
Дмитрий Быков: «Более популярной, всенародно знаменитой поэмы в России не было — она не просто заслонила все прочие достижения Твардовского, которые в литературном отношении, может быть, гораздо интереснее(…), но обогнала по славе и цитируемости даже «Жди меня».
Константин Симонов: «Василий Тёркин — это лучшее из всего написанного о войне на войне».
ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПЕЧАТЬ
«В строй с июня, в бой с июля, снова Тёркин на войне», — сказано не только о герое, но и о самом авторе. 10 месяцев на Юго-Западном фронте стали подготовкой к военной эпопее — «Василию Тёркину».
В июле 1942 года Твардовский переведён в газету «Красноармейская правда» Западного фронта. Тут поэт реализует замысел о возрождении героя. 4 сентября в печать пошли первые главы: «От автора», «На привале». А первым изданием Тёркина вне газет считается книга, которая выходит в №16 газеты «Красноармейская правда» в ноябре 1942 года.
В начале 1943 года Тёркин увидит свет в издательстве «Молодая гвардия».
Первые иллюстрации к поэме «Василий Тёркин» в «Красноармейской правде» начали появляться уже в 1942 году. Их автором стал сослуживец поэта по редакции и земляк Орест Верейский. Вместе с Твардовским они прошли всю войну и крепко дружили после Победы.
Поэму Твардовского читали на всех фронтах, по всей стране. «Парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе», — вывод, что это образ собирательный, типичный. Он был близок бойцам не только своей узнаваемостью, но и оптимизмом, верой в скорую победу. Вместе с Тёркиным люди мечтали о мире, о простой и понятной жизни, когда можно будет «взять топор, шинельку сбросить, нарубить хозяйке дров».